Но мне она мила, читатель дорогой…»
Ах, как хотелось бы после столь задушевных и романтичных строчек Александра Сергеевича изречь что-нибудь свое, поэтическое, — про золото берез и синеву небес, про клинья журавлей и красоту полей. Выдавать же, увы, приходится прозу, применительно к которой эпиграф имеет самое непосредственное отношение.
Как и многие городские жители, измученные постоянным шумом, бесчисленными автомобильными пробками и, мягко говоря, не слишком чистым воздухом, лето я предпочитаю проводить на даче. Утром — в город, на работу, вечером — с работы, на дачу. Ну, и выходные, разумеется, — тоже на лоне природы. И все было бы замечательно, и полчаса, затраченные на путешествие от дома городского до дома деревенского, не казались бы утомительными, если бы не… дорога смерти.
У каждого дачника-автолюбителя она — своя. Моя дорога (вернее даже, не моя, а наша, поскольку все знакомые водители разделяют это мнение) пролегла от Юбилейного до деревни Новогрудинино (для несведущих — это направление на Мельничную падь). В летнее время, особенно утром и вечером, интенсивность движения здесь не меньше, чем на центральных магистралях города. К дачникам добавляются так называемые «отдыхающие», устремляющиеся к живописным берегам Иркутского водохранилища. И если в городе некоторые водители еще удерживают себя в весьма условных рамках дорожного приличия, то, вырвавшись (как им кажется!) на проселочную свободу, попросту «отвязываются». Значительное превышение скорости, выезд на встречную полосу, обгон в закрытых поворотах, не включенный свет — это лишь малая часть того, что делает езду на загородных трассах смертельно опасной. И если уж гонки по асфальту таят в себе немало опасностей, что говорить о гравийках! В этом году на шестикилометровом участке от шоссе до Новогрудинино я насчитал больше десятка ДТП — от элементарного сползания машины в кювет до классического кульбита через крышу. Мои дачные соседи видели аварий не меньше. Следовательно, в сумме происшествий набиралось огромное количество. Ну, а самыми «урожайными» на аварии становились, естественно, выходные дни, когда на «лоно» отправлялись те самые отдыхающие.
Как расслабляется у нас большинство любителей оттянуться на природе, давно известно: машину — поближе к воде, музыку — на полную катушку, спиртного — побольше. Причем отмечать встречу с родной природой многие начинают, едва съехав с асфальта на гравийку. Несколько раз видел, как народ, остановив машину, раскладывает на капоте закуску и приступает к разливу. А заверните в летний выходной к магазинчику, что расположен на развилке дорог в Новогрудинино, — здесь всегда уйма автомобилей. Большинство покупателей приезжает за пивком да за водочкой. Некоторые тушат душевный пожар, не отходя от кассы, — то бишь от крыльца магазина. Потом кто-то возвращается к заливу, а кто-то отправляется в город. Вам никогда не приходилось видеть машину, виляющую от одной обочины к другой? Значит, вы мало ездили по дачным дорогам: в окрестностях Иркутска, близких и не очень, это распространенное явление. Как и откровенное хамство иных водителей. Которые, запросто могут, например, обойти вас на гравийке, разогнавшись до сотни, когда из-под колес летят во все стороны камни-пули. Которые могут залить вам лобовое стекло грязной жижей, не утруждая себя торможением перед лужей. Которые могут подрезать вас в клубах пыли, когда ничего не видно даже с включенными фарами.
Как признаются сами сотрудники ГИБДД, дачная пора для них — самое тяжелое время: аварийность на загородных трассах растет в геометрической прогрессии. И если, например, на Байкальском тракте или на Александровском экипажи ДПС дежурят более-менее регулярно, то другие направления — на ту же Мельничную падь или на Большое Голоустное — «закрыть» удается далеко не всегда. В лучшем случае, время от времени на этих направлениях (как правило, на выезде из города) выставляются посты — на пару часов, не дольше.
Может, и не стоило бы так акцентировать внимание на «дачной теме», если бы не печальная статистика загородных ДТП. У гаишников есть такое определение — очаг аварийности. Такое название получает участок трассы, на котором за месяц происходит не менее двух дорожно-транспортных происшествий. На том же Байкальском тракте таких «очагов» хоть отбавляй. Главные из них — 9-й, 10-й, 11-й и 12-й километры — как раз там, где много примыкающих дорог, ведущих в дачные поселки. Так вот, бесстрастная статистика гласит, что за три года (с 2005-го по 2007-й) только на этих участках произошло 67 ДТП, в которых погибло 23 человека, а еще 85 получили ранения различной степени тяжести! И ситуация продолжает катастрофически ухудшаться. Только за первое полугодие этого года на четырех «очагах» Байкальского тракта уже произошло 52 ДТП! На других «дачных» маршрутах ситуация, конечно, не такая угрожающая, но тоже весьма тяжелая.
Так что же делать, чтобы зловещие цифры хотя бы немного пошли на убыль? Действовать. Принимать меры, которые в компетенции местных властей. Понятное дело, что глобальную реконструкцию системы дорожной безопасности может провести только ведомство господина Нургалиева. В недрах МВД, кстати, давно уже зреет решение о выведении ГИБДД из структуры милиции (сегодня у гаишников — двойное подчинение: своему райотделу милиции и вышестоящему территориальному управлению). Категорически заявлять, что это быстро принесет «зрелые» плоды, конечно, нельзя, но специалисты убеждены, что польза будет несомненная. Впрочем, рассуждать об этом пока явно преждевременно. А вот на местном уровне попытаться как-то переломить ситуацию, наверное, можно. Сами гаишники говорят, что выловить нетрезвых водителей и злостных нарушителей правил на загородных дорогах они могут легко. Теоретически. Потому что сегодня у каждого экипажа ДПС есть, например, компактные алкотестеры. Только разъезжать по садоводствам и дачным поселкам гаишники не хотят. Во-первых, на каждого нарушителя необходимо оформить кучу бумаг; во-вторых, автомобиль пьяного водителя надо доставить на штрафстоянку; в-третьих, для гонок по проселкам никакого бензина не напасешься; в-четвертых, машины гаишников, хоть и железные, но время от времени ломаются (а у них, между прочим, моторесурс вырабатывается гораздо быстрее, чем у «собратьев» из милицейского райотдела!). Да и просто для этих целей не хватает людей. Можно сегодня что-нибудь решить, не дожидаясь манны небесной из столицы? Наверное, можно. Хотя бы привести в порядок безобразно разбитые дороги до крупных дачных массивов — сегодня за эти отрезки, длиной в пять-шесть километров, никто не отвечает. А для начала надо реально представить себе масштабы проблемы: в Иркутском районе 22 муниципальных образования, 1523 километра дорог, тысячи машин, и дачи, дачи, дачи…
«Дни поздней осени бранят обыкновенно…», — бубню я себе под нос, сворачивая с асфальта на родную гравийку. В последние дни челночное движение на нашей дороге смерти заметно стихло, а потому можно перевести дух. Хотя нет: за ближайшим поворотом вижу «Волгу», уткнувшуюся мордой в дерево. В салоне — никого. Неужели и на этом месте появится очередной пластмассовый веночек?
Михаил Климов