«Самое имя Владивосток, означающее Властитель Востока, свидетельствует о важном политическом назначении, о котором основатели этой пристани в 1860 году мечтали для нее». П. Кропоткин
В советское время Владивосток был закрытым городом. Это означало то, что даже граждане СССР далеко не все могли приехать сюда, а уж для иностранцев дорога во Владивосток и вовсе была заказана. Причина этого — важное стратегическое значение Владивостока и очень большое сосредоточение в пригородах военных объектов. До сих пор непросто достать подробные карты окрестностей города и всего южного побережья Приморья вообще. Да и названия некоторых городов, таких как Фокино (который раньше местные рыбаки называли Тихоокеанск или еще проще — Техас), совсем недавно появились на карте. Те военные корабли, которые стоят в порту Владивостока — лишь небольшая часть Тихоокеанской эскадры, главные силы которой базируются как раз в Фокино и его окрестностях. Да и во Владивостоке достаточно много остатков военных укреплений, разбросанных по городским сопкам и даже в тени зеленых насаждений города, где они остаются практически незаметными. Правда, большая их часть давно не функционирует, впрочем, наверняка их несложно привести в боевую готовность. Но мы, привыкшие во Владивостоке видеть только торговый порт и авторынок Зеленый Угол, всего этого часто не замечаем. А ведь Владивосток достоин того, чтобы знать о нем больше. Это город с очень своеобразным рельефом, климатом, архитектурой и непростой историей. В конце концов, он просто красив. И живет не так, как Иркутск — по своим устоям и правилам. Поэтому мы попробуем рассказать о жизни Владивостока подробнее.
|
Обратите внимание: такой вариант знака 7.13 «направление главной дороги» ни в одной редакции Правил не встречается |
Если вас случайно угораздит приехать во Владивосток поездом, то знакомство с городом для вас начнется непосредственно с привокзальной площади. Причем эта площадь объединяет сразу два вокзала: железнодорожный и морской. Здание железнодорожного было построено в 1894 году (архитектор А. Базилевский), а в 1908 году оно было расширено и своим стилем напоминает сказочные царские терема. Второе рождение здания произошло в 1994-1996 годах, после глобальной реконструкции. Однако двуглавого орла, некогда венчавшего крышу вокзала, теперь можно видеть только на перроне — он украшает памятный знак «последний, 9288-й километр Великой Транссибирской железной магистрали». Что же до морского вокзала, то с железнодорожным он соседствует с 1965 года. Но сегодня большое, стилизованное под океанский лайнер здание, по назначению практически не используется — в нем теперь масса коммерческих павильонов, кафе, игровые автоматы и даже роллеродром. Да и с чего там не появиться всему этому «добру», если за целый месяц пребывания в городе у пассажирского причала довелось наблюдать только паром да сухогрузы, доставляющие из Японии не столько туристов, сколько автомобили. А вот пассажирские теплоходы (в том числе и круизные лайнеры) почему-то перестали заходить в порт Владивостока. Да что говорить о морских линиях, если даже с расположенного в полукилометре вокзала прибрежных сообщений теперь отходят только три парома местного значения (на острова Русский, Попова и в пос. Славянка), да катер на другой берег бухты — мыс Чуркин.
|
Многоярусная автостоянка за привокзальной площадью: к сожалению, сюда можно поставить лишь только что привезенные из Японии авто, еще не прошедшие таможенную очистку |
Кстати, городской транспорт города также находится не в лучшем своем состоянии. Прежде всего, во Владивостоке вообще нет муниципальных автобусов — ни городских, ни пригородных! И пусть вас не обманывают постоянно «причаливающие» к остановкам общественного транспорта «сухопутные корабли» — все эти Asia, Daewoo и Hyundai находятся в частных руках нескольких автотранспортных предприятий, которые и обеспечивают почти все городские и окрестные сообщения. Стоимость проезда во всех автобусах (в том числе и микроавтобусах-маршрутках) единая по городу — 7 руб. Причем для некоторых категорий граждан (ветераны и инвалиды) предусмотрен бесплатный проезд! Однако судя по виду большинства автобусов, автопредприятия особо не процветают. Многие из машин ночуют на открытых всем ветрам площадках, что разбросаны практически по всем промзонам города. Иногда на линии встречались автобусы даже не восьмидесятых — семидесятых годов (только диву даешься, как корейская машина может дожить да такого возраста!). Впрочем, иногда и среди них попадаются приличные и даже интересные экземпляры.
|
Спортивная гавань — центральное место отдыха горожан. На переднем плане — памятник адмиралу С.О. Макарову, который с 1967 года стоял вначале на площади Луговая, а в 1999 году обрел новое место |
Есть во Владивостоке и электротранспорт — троллейбусы и трамваи. Однако и тех, и других осталось немного. Троллейбусы ходят в основном от района Второй Речки и далее, почти по всей пригородно-санаторной зоне. Трамвайные пути начинаются с привокзальной площади, недалеко от которой линия раздваивается в сторону Первой речки и в сторону площади Луговая. На сегодня осталось только четыре трамвайных и шесть троллейбусных маршрутов. Причем и те, и другие ходят нечасто. Проезд в электротранспорте доступнее — 5 руб., но при этом и льгот нет. А ведь еще несколько лет назад проезд в трамваях был вообще бесплатный, и ходили они (как и троллейбусы) не в пример чаще. Но новых «рогатых» и «клепаных» администрация города (в которой еще совсем недавно шла самая настоящая борьба за власть), по всей видимости, давно уже не покупала, а из Японии или Кореи электротранспорт к нам не возят.
|
Привокзальная площадь в любое время суток наводнена машинами. Через нее проходит единственная дорога с полуострова Эгершельд |
Те, кто предпочитает перемещения с комфортом, могут воспользоваться услугами многочисленных служб такси. Однако здесь уже нет общедоступности: редко когда «минималка» не превышает сотни рублей, при этом входящий в тариф бесплатный километраж составляет пять, реже семь километров. Часто некоторую сумму берут даже просто за посадку (как раньше). В итоге средняя поездка по городу обходится никак не менее 150 рублей. В качестве «компенсации» таксисты предлагают постоянным клиентам бесплатные поездки (каждая одиннадцатая, десятая или даже восьмая).
На этом фоне гораздо более выгодным предложением выглядит прокат автомобиля. Так, в одном из агентств назвали весьма любопытные тарифы: 1000-1400 руб./сутки за а/м класса Corolla (тариф зависит от количества суток, на которые берется автомобиль) и примерно 150 руб. за час. Про ограничения пробега ничего не сообщили. Но вот дадут авто не каждому: для этого необходимо российское гражданство, возраст не моложе 25 и водительский стаж не менее 2 лет. Также необходим залог — не менее 200 у.е. (на случай ДТП или иного повреждения а/м). А еще стоит подумать о месте ночного хранения машины (если вы собираетесь взять авто на несколько дней) — дело в том, что в центре города вопрос с ночными парковками стоит достаточно остро. Так, совсем рядом с вокзалами есть единственная в округе крохотная охраняемая парковка, размерами примерно 15 на 30 метров. Она каждый вечер забивается машинами настолько плотно, что удивляться приходится уже не тому, каким образом все стоящие на ней авто смогли заехать и уместиться там, а способам, с помощью которых водители умудряются выбираться из припаркованных в буквальном смысле бок о бок машин! На других стоянках подобной скученности наблюдать уже не приходилось, однако проезды между рядами машин иногда бывают настолько узкими, что остается только удивляться отточенному глазомеру приморских водителей, совершающих маневры с буквально миллиметровой точностью!
|
Площадь Луговая — транспортный узел, связывающий Первомайский район с остальной частью города. В часы пик автомобили выстраиваются по семь рядов в каждом направлении |
Информация об автопрокатных фирмах найдется в большинстве гостиниц города или в газетах бесплатных объявлений. Вот только летом свободных машин может и не оказаться, поэтому если вы намерены иметь собственные колеса во время визита во Владивосток, лучше позаботиться об этом заранее — благо, сегодня возможности Интернета позволяют и не такое.
|
Современные многоярусные транспортные эстакады уже не роскошь, а насущная необходимость — без них движение в городе было бы крайне сложное |
Хороши ли дороги во Владивостоке? В первое время, честно говоря, приходилось откровенно завидовать владивостокцам, глядя на если и не идеальный, то весьма и весьма приличный асфальт на дорогах. Причем никакого битумно-щебеночного покрытия на городских улицах нет. Как нет и «лежачих полицейских». Вообще нет! Вернее, парочку найти все же удалось, но один из них находится на очень тихой улице, напротив одного из зданий УВД, а другой почему-то «решил» прилечь прямо на стоп-линии у светофора! При этом и тот, и другой представляют собой просто невысокий и узкий асфальтовый бугор. Говорят, что некоторое время назад пытались установить нескольких «лежачих» заводского изготовления, но в течение месяца все они были украдены прямо с дорог. Повторять эти попытки не стали, поскольку особой нужды в «лежачих» не наблюдалось изначально.
|
Океанариум, расположенный в Спортивной гавани, предоставляет возможность познакомиться с представителями дальневосточной морской и прибрежной фауны. Но, как показалось, Лимнологический музей на Байкале (в пос. Листвянка) как минимум не хуже |
Да и то сказать — зачем искусственно ограничивать скорость, если она и так невысока или из-за плотного движения, или из-за отвратительного состояния дорог. А таковые во Владивостоке есть, причем дороги Иркутска по сравнению с ними покажутся вам просто сказочными! Наиболее яркий пример — улица Борисенко, на многих схемах обозначенная как магистральная. По ней проходят все автобусные маршруты в районы бухты Тихой и ул. Сахалинской. Водителям этих автобусов можно только посочувствовать — им десятки раз за день приходится выписывать на дороге зигзаги или с черепашьей скоростью переползать через ямы, глубиной до тридцати (а то и сорока!) сантиметров. Иркутская улица Урожайная пару лет назад выглядела получше, к тому же была раз в десять короче! Разбитые участки дорог есть и на улицах Снеговая, Крыгина, Некрасовская и многих других. Как оказалось, хорошими дорогами Владивосток красуется только в центре, да вдоль главной своей магистрали — проспекта 100-летия Владивостока.
|
Фуникулер даже внешне необычен: его кузов словно наклонен в сторону подъема. А внутри — лестница в проходе и расположенные амфитеатром сиденья. Движение двух вагонов (сверху и снизу) начинается синхронно и автоматически, но в кабине обязательно находится кондуктор — на случай ЧП он должен будет обеспечить аварийное торможение и блокировку движения вагона |
Впрочем, изучать город из окон автомобиля — занятие неблагодарное. Чтобы по-настоящему узнать Владивосток, его нужно обойти пешком. Только так можно увидеть выражение лиц жителей, оценить своеобразие архитектуры (а также перепад высот на многочисленных сопках), да и вообще узреть что-нибудь интересное. Например — фуникулер. В Иркутске горный трамвай вряд ли появится — для него нет подходящего места. А во Владивостоке — пожалуйста. Трехминутный подъем к Дальневосточному Государственному Университету обойдется в стандартные пять рублей. А если кто считает, что и это дорого — пусть попробует подняться на гору сам, по параллельно идущей лестнице!
|
Трамвайный вагончик на первый взгляд кажется музейным экспонатом, тем более, что по городу ездит трамвай-музей, в котором читаются экскурсионные лекции. Однако видели бы вы, сколько народу «набивается» в эту ажурную рельсовую шкатулку в часы пик! Интересно — тепло ли в таком вагоне зимой?.. |
Также любители автотранспорта не замечают и многочисленных музеев города, которые входят в структуру Приморского Государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. Кроме того, желающие могут посетить музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН, музей Института биологии моря, Зоологический музей Дальневосточного госуниверситета и многие другие. Для прогулки с детьми вполне подойдет посещение Океанариума. Правда, в нем почему-то не проводят экскурсий, да и по-настоящему диковинных рыб здесь немного. Еще сильнее может разочаровать дельфинарий, представляющий собой огороженный участок моря. Кому как, но мне не повезло — несколько белух категорически отказались даже просто высовывать из воды свои морды, не говоря уже о том, чтобы показывать хоть какое-то представление. К тому же в дельфинарии нет даже элементарных трибун или других мест для зрителей. В общем, грустно.
|
Этот средней вместимости автобус Mitsubishi Fuso выпущен в 1996 году. Несколько лет назад был привезен во Владик, где ему сделали «пересадку» пассажирской двери слева направо. Но место водителя тоже справа, что летом позволяет в отсутствие кондуктора принимать оплату за проезд через окно — как в такси. Состояние машины весьма приличное. А выделить именно этот экземпляр заставили две особенности: зуммер, сигнализирующий о необходимости включить следующую передачу (здесь стоит МКПП) и оригинальная система вентиляции (причем родная, японская!), состоящая из трех, распределенных по салону вентиляторов, которые, во-первых, прикрыты защитными решетками, а во-вторых — совершают сложные вращательные движения, гоняя воздух по всему салону! |
Те, кто не любит утруждать себя поиском мест культурно-просветительского характера, наверняка предпочтет воспользоваться возможностью искупаться в море. В городской черте можно найти немало мест, где можно позагорать на песочке. Горожане не стесняются обнажаться до купальников даже в местах массовых гуляний. Часто здесь же и купаются. Вот только делать этого в городской черте настоятельно не рекомендуется, поскольку вода даже внешне часто выглядит грязноватой. Местные жители, конечно, игнорируют все эти запреты и в солнечные летние дни оккупируют буквально все городские пляжи. Помимо банальной дизентерии купание в городской черте может грозить еще и встречей с маленькой медузой-крестовичком, укус которой может запросто привести к летальному исходу. На мой взгляд, эта медуза своего рода морской клещ, причем особенно хорошо чувствующий себя именно в загрязненных акваториях — имейте это в виду!
А если все-таки желание поплавать в соленой воде очень сильное, то лучше всего выехать в пригород — например, в район железнодорожной станции Санаторная (можно доехать как на электричке, так и на автобусе или троллейбусе). А еще лучше — не пожалеть времени и посетить самое излюбленное место отдыха владивостокцев — бухту Шамора (только не ищите это название на картах — там она обозначается как бухта Лазурная, причем даже сами местные далеко не все знает о ее «настоящем» имени). Здесь вы найдете пару-другую километров отличного песчаного пляжа. В бухту ведет хорошая асфальтированная дорога, причем в будние дни на машине можно и на сам пляж заехать. Желающие могут снять на несколько дней небольшой домик здесь же, на берегу, а особо экономные ставят палатки или вовсе ночуют прямо в машине. Многочисленные кафе (почему-то преимущественно с армянской кухней) не дадут проголодаться, а для любителей техники есть специальная трасса и прокат квадроциклов (в том числе и для детей!). Отличный пляж, мелководье для детей, преобладание хорошей погоды — все это плюсы Шаморы. Но есть и минусы: в выходные отдыхающих настолько много, что к обеду даже просто найти свободное место, чтобы прилечь и позагорать, бывает затруднительно. К тому же автобусов до Шаморы (а точнее — до бухты Емар) ходит крайне мало (по три-четыре рейса в день от остановок Семеновская и Луговая), и всех желающих они явно не способны увезти. Так что остается надеяться только на собственное авто, родственников с машиной или на такси, курсирующие между бухтой и ближайшей остановкой городского транспорта.
|
Главная магистраль города: проспект 100-летия Владивостока |
Среди других наблюдений из жизни Владивостока можно отметить то, что стоимость жизни в столице Приморья повыше, чем в Иркутске. Неприятно удивили цены: даже рыба здесь не дешевле, чем у нас! А молочные продукты (кроме разве что йогуртов) так и вовсе раза в два дороже. Не из дешевых и бытовая техника. И если корейские телевизоры или музыкальные центры еще доступны, то вот японские — точно дороже. Объясняется сей факт просто: «самсунги» или «лыжи» (то есть LG) везут в город непосредственно из Кореи, в то время как техника японских брендов едет во Владик через Москву!
На улицах заметно чище, чем в Иркутске. Почему? Конечно, проливные летние дожди и тайфуны большую часть грязи с улиц просто смывают (порой с частями этих самых улиц!). Но пару раз довелось увидеть, как прохожие специально делали пару шагов в сторону, чтобы выбросить сигаретный бычок или бумажку в урну, а не на асфальт, как у нас. Даже в городских автобусах есть мусорные корзины!
|
Если вы не боитесь подобного столпотворения на пароме, то можете отправиться отдыхать на дикие пляжи острова Русский |
Также не довелось встретить киосков, специализирующихся на торговле сигаретами или пивом. Соответственно и пьяных на улице тоже почти нет. Помнится, шесть лет назад даже днем было небезопасно ходить по улицам — местные бандиты безошибочно вычисляли приезжих на улицах и без лишних предисловий подходили и выспрашивали цель визита в город (само собой, что их интересовали только покупатели автомобилей). Врать было опасно, поскольку вероятность повторной встречи на авторынке была весьма высока. Нынче проще — даже продавцы Зеленого Угла часто не сразу обращают на тебя внимание. Да и возле гостиниц подозрительных лиц замечено не было. Однако ночью гулять по городу все равно категорически не рекомендуется: портовая специфика дает о себе знать — едва ли не каждую ночь происходят нападения на припозднившихся граждан. А иностранцам порой и днем достается: один раз довелось лично видеть, как ни в чем не повинному туристу из Китая просто так, походя, «двинули» по голове. Большинство прохожих даже не поняли, из-за чего китаец вдруг присел и схватился за голову.
Будьте любезны!
Несколько номеров тому назад в «А+С» говорилось об особенностях дорожного движения в нашей столице — Москве. Но не только дорожная жизнь Москвы отличается от Иркутска — во Владивостоке также совершенно другая культура вождения, о которой просто необходимо рассказать особо.
Последний раз я был во Владивостоке шесть лет назад. Естественно, что не будучи журналистом, тем более автомобильного издания, я не особенно обращал внимание на движение в городе. Но уже тогда хорошо запомнились первые пробки на центральных улицах (в Иркутске в то время было гораздо свободнее) и просто ужасающее отношение водителей как к пешеходам, так и друг к другу. Чтобы перейти дорогу даже по пешеходному переходу, приходилось порой просто нагло, едва ли не руками (а точнее, телом) останавливать машины — иначе не пропускали. Примерно то же самое доводилось слушать и от тех, кто однажды бывал во Владике (покупал машину или, реже, просто гостил у родственников). Поэтому можно представить мое удивление, когда на первом же перекрестке без светофора я увидел поворачивающий налево автомобиль, остановившийся поперек полосы встречного движения и пропускающий идущих по «главному» направлению пешеходов. При этом ни его водитель, ни водители встречных автомобилей, вынужденные остановиться перед стоящей поперек дороги машиной, не сигналили и вообще не проявляли абсолютно никаких признаков возмущения или нетерпения! В Иркутске в таких ситуациях у машин давно бы клаксоны «охрипли»! А здесь будто бы и нет никаких приоритетов.
Дальше — больше. Оказалось, что во Владивостоке пешеходы имеют реальный, а не формальный приоритет при переходе дороги по пешеходному переходу. Нет, это не значит, что если вы стоите у края дороги, водители будут останавливаться перед «зеброй». Но стоит только шагнуть на мостовую, и вы можете спокойно делать второй, третий и все последующие шаги — вас пропустят! И снова сравнение не в пользу Иркутска: у нас даже «лежачие» часто не способны обеспечить «безлошадным» безопасный переход. Справедливости ради стоит отметить то, что иркутские двуногие сами виноваты: дорогу переходят даже не там, где им удобнее, а просто везде. У нас пешеходы просто гуляют по дороге, чем и провоцируют водителей на взаимную нелюбовь. Вот так.
Однако мы отвлеклись. Следующее наблюдение из дорожной жизни Владивостока — уже упоминавшееся взаимоуважение водителей. Не сказать, что отъезжающий от тротуара автомобиль имеет негласное преимущество, но вот выехать из какого-нибудь проезда на улицу с вялотекущим плотным предпробочным движением проблем не составляет. Объяснение видится только в одном: каждый водитель понимает, что через полчаса-час он сам будет точно так же выезжать из своего двора. Это элементарно: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Во Владике водители, похоже, осознали эту мудрость...
Впрочем, до идеала в столице Приморья еще далеко: так, на пересечениях двух одинаково напряженных магистральных направлений (а такие во Владивостоке еще остались, и в немалых количествах) транспортный поток, имеющий приоритет, «благородством» особо не отличается. Но если окно «закрывается» раньше, чем успевают проехать все желающие со второстепенных направлений, им вежливо дадут закончить маневр. А вообще, наличие широких многорядных проспектов, а также развитость дорожных развязок позволила разрубить многие транспортные узлы. Так что мест, где приходится применять «силовые» методы проезда через затор, во Владике все меньше и меньше. И самое сложное в этом отношении место — площадь Луговая, где машины иногда выстраиваются в семь (!) рядов на дороге с трехрядной разметкой.
Другая проблема Владивостока — банальное несоблюдение скоростного режима. Весь центр города забит машинами настолько плотно, что более-менее быстро ездить по центральным улицам способны только спецмашины милиции, «скорой» да отдельные индивиды, не отогревшиеся после зимних холодов. Зато выехав на относительно свободные проспекты (особенно на главную магистраль города — Проспект 100-летия Владивостока), многие водители просто пьянеют от возможности ехать быстро и без остановок. Именно здесь можно увидеть обгоны справа. И именно здесь происходят самые страшные ДТП. Особенно запомнилось одно из них: водитель маленькой Toyota Starlet притормозил у осевой для поворота налево. В этот момент сзади на большой скорости в его машину врезался джип Toyota Land Cruiser. От удара Starlet просто выбросило вперед и на встречную полосу — аккурат на другой, двигающийся также быстро, Land Cruiser Prado. Сила обоих ударов была настолько страшной, что длина левого борта Starlet стала менее метра. Выжить при таких повреждениях кузова пассажирам малолитражки было невозможно в принципе.
Но в целом, ДТП с серьезными последствиями во Владике случается не больше, чем в Иркутске. И чаще всего причина — то самое превышение скорости при интенсивном движении. Однако мелких происшествий, без травм и с небольшими повреждениями авто, происходит как минимум вполовину меньше, чем у нас. И это при том, что численность городского автопарка, при схожей с Иркутском численности населения, уже превысила 500000 единиц и скоро сравняется с ней! Выводы однозначные: взаимная вежливость и терпеливость при напряженном транспортном движении вещь просто необходимая, помогающая сэкономить как время, как и нервы с деньгами.
Случаются во Владике и забавные происшествия. Как пример — столкновение мопеда с автомобилем, после которого мопед из-за погнутой рамы стал не способным к дальнейшему передвижению, а его не совсем трезвый молодой водитель оказался «не совсем» владельцем мопеда. Спустя три часа, в другом районе города произошло еще одно происшествие с мопедом, водитель которого также был нетрезв и, не справившись с управлением, перевернулся. Трое пассажиров одноместного (!) скутера чудом не оказались под колесами попутных авто. А забавным во всем этом оказалось то, что в обоих происшествиях участвовал один и тот же мопед: за три часа между двумя ДТП кто-то успел «унести» старый японский скутер, восстановить и продать его, а новый, не менее молодой владелец, — еще и «обмыть» покупку!
Несколько слов необходимо сказать и о парковках. Совсем недавно страна узнала о беспределе приморских эвакуаторщиков, которые едва ли не тысячами увозили неправильно (по их мнению) припаркованные автомобили. Деятельность этих служб пришлось приостановить. За месяц жизни в городе я, честно говоря, не заметил особых сложностей с парковкой. Да, в некоторых местах стоящие машины затрудняют движение по правому ряду. Однако честное слово, в городе совсем немного таких мест. И уж такого беспредела, как у нас на Карла Маркса, видеть вообще не приходилось. Только на небольшом отрезке улицы Светланской довелось увидеть автомобили, припаркованные на тротуаре под углом, почти полностью перекрывшие проход пешеходов. Но в том месте эта улица вообще не имеет сквозного движения. А в остальных местах стоящий вдоль дорог транспорт либо не мешает движению, либо не стоит вовсе. Спросите, а как тогда удалось добиться соблюдения требований знаков, запрещающих остановку и стоянку? Очень просто и оригинально — вдоль бордюра, на расстоянии метров пять-семь друг от друга, расставляются оранжевые конусы, которые информируют водителей о недопустимости остановки в этом месте. А чтобы ни у кого из шоферов не возникало ненужного соблазна, рядом обязательно дежурит инспектор ДПС: просто и эффективно — попробуй остановись!
| Так уж получилось, что все мои посещения Владивостока всегда приходились на лето. Поэтому так и осталось невыясненным, как горожане умудряются зимовать? Это я к тому, что по крутым городским сопкам и летом-то ездить бывает непросто. А если гололед или снегопад? Даже пешеходы иногда на зиму специально покупают прочную и «скользкую» одежду из болоньевой или другой подобной ткани и пользуются ею, скатываясь по крутым улицам вниз буквально на «пятой» точке. Но зато подниматься вверх становится сложнее. О мучениях водителей остается только догадываться...
|
В этом здании «живет» дальневосточная таможня. Обратите внимание на то, что за несколько десятков метров подъема третий этаж становится буквально цокольным, а за углом и четвертый уходит в землю. А в историческом контексте этот перекресток (1-я Морская и Посьетская) знаменит тем, что здесь в 1906 году произошло первое во Владивостоке ДТП с участием автомобиля и конного экипажа |
Вообще, климат в Приморье сильно отличается от нашего. Во-первых, Владивосток гораздо южнее Иркутска. А во-вторых, здесь сильно влияние муссонов. Поэтому зимы здесь в меру холодные и малоснежные — весь снег просто сдувается в океан. Летом, наоборот, большая часть июня и июля оказывается дождливой. Причем после продолжительных дождей солнечные дни особенно тяжело переносятся — высокая влажность провоцирует повышенное потовыделение, причем до такой степени, что одежда становится мокрой, как под дождем! Поэтому носить в такие дни синтетические брюки или рубашки не рекомендуется. Повышенная влажность и на здоровье может влиять не лучшим образом: тем, у кого есть проблемы с дыханием, придется тяжело. Да и простуду подхватить проще простого — достаточно в жару глотнуть холодной газировки или зайти в помещение с чересчур сильно работающим кондиционером. Хотя уже через год к особенностям климата можно привыкнуть и перестать их замечать.
Алексей СТЕПАНОВ (продолжение следует)
Автомаркет+Спорт № 37/2005
|