В предыдущей публикации о путешествии вверх по реке Белая мы прервали повествование на поисках «таинственного» села Сутупово в Черемховском районе. Редакционная бригада попала в разветвленную сеть полевых проселков, которых на карте нет... Сегодня мы продолжаем эти приключения на черемховских равнинах, а завершаем их уже в отрогах Восточного Саяна.
ЭТО СУТУПОВО!
|
Центр Сутупово. Civilization! |
Ехали долго, поля сменялись перелесками и наоборот. Временами мне казалось, что мы уже заблудились, и возврата нет. Только бы не дождь... Если размочит полевые землистые дороги, не выберемся... Через полчаса выехали на большой грунтовый просёлок, отсыпанный «чернозёмом» и с «телеграфными» столбами. Справа видна какая-то деревня. Километрах в четырёх. Кругом жёлтое-жёлтое поле до горизонта. Где мы? Кто мы? Хотел поехать налево — но «штурман» запретил это делать в грубой форме — сказал, что «только идиот может поехать обратно, проехав столько километров вперёд!». Как показала жизнь — он был прав. Немного поругались, и товарищ убедил меня фразой: «Поехали, хотя бы спросим у людей, что это за деревня?».
На въезде видно какое-то типовое сельскохозяйственное строение с шиферной крышей. Я почему-то подумал, что это ток, хотя и не знаю, как должен выглядеть ток. У первого дома в деревне два здоровых молодых мужичка — одному лет 20, другому лет 30. Ковыряют мотоцикл ИЖ-Ю3. По мере приближения нашей машины глаза их округлялись, а фигуры распрямлялись. Когда мы подъехали, мужики уже стояли навытяжку. Первый вопрос мы задали классический: «Что это за деревня?». Молодой, с выражением искренней тревоги на лице, ответил: «Сутупово». Мы начали «содержательно» восклицать, похлопывая друг друга: «Вот это да — Сутупово! Наконец-то Сутупово! Ты понял? Это Сутупово!». Я решил, что отныне и далее снимаю кавычки со штурмана и проникаюсь к нему глубоким уважением. Мне свойственно блудить, а ему ориентироваться... Теперь буду на него полагаться. Второй вопрос мужикам был: «Как проехать на Русскую Аларь?». На это они ответили КРАЙНЕ просто: «Налево!». Но мне уже спокойно — мой штурман покажет, где НА САМОМ ДЕЛЕ нужно свернуть налево. Поблагодарили парней, едем дальше.
|
Перед Сутупово дорога из чернозема |
Сутупово, как много в этом слове... От Елани до Сутупова вышло 10 километров и всё по полевым сельскохозяйственным дорогам, которые непонятно, куда колесят по полям и перелескам! Осмотрелись в Сутупово — крайне удручающая обстановка — очень заброшенная деревенька среди бескрайних полей, всего одна улица, много пустых брошенных домов без окон, есть вообще руины. Проехали вдоль деревни — даже магазина не усмотрели. Штурман сказал: «Стоп. Здесь налево». Точно — смотрю, улочка уходит в поле. Как ни странно, после «чернозёмного» просёлка и сутуповских пыльных ухабов за деревней вдруг пошёл асфальт! Правда, иногда — большие выбоины. Дорога идёт среди золотых хлебных полей. Красиво — пейзажи классические. Остановились для того, чтобы потрогать руками и попробовать «на зуб» свежую спелую пшеницу. Жую. Вкуса не почувствовал, но вспомнил о том, что в зерне могут быть гербициды, и всё выплюнул, а мой напарник сказал жуя: «Низкосортная. Солода мало даст...». Я «поприкалывался» над этой умной фразой («чувак» с двумя высшими образованиями!) и обозвал его «агрономом». А дома прочитал в толковом словаре, что такое солод...
ШЕКСПИР В ГЛУХИХ ПОЛЯХ
Через шесть километров золотых полей — деревня Парфёново. Похожа на Сутупово — тоже одна длинная улица среди золотых нив, но получше, побогаче. В принципе — тоска та же, леса вокруг нет, одни поля, пусто как-то. Не люблю я такие места, где ни леса, ни реки. В Парфенове посреди деревни большой магазин — написано «Торговый комплекс», или что-то подобное. Зашли внутрь — три отдела, разгороженных ширмами: продуктовый, хозяйственный и мебельный! А посредине сидит «типичная деревенская тётка» за школьным письменным столом, а за ее спиной — стеллаж с книжками. Что-то бросилось «могучее» в глаза, типа Шекспира... Я спросил: «Продаются книги?». А женщина мне отвечает: «Нет. Это библиотека!». Вот это да! Очаг культуры в деревне Парфёново, причём в магазине, — совмещают «приятное с полезным». Тут же купили газету «Моё село, Край Черемховский» — оказалась очень интересной местной газетой о простых людях. Расспросили женщин о жизни. Говорят — хозяйство умерло, но в селе есть несколько фермеров из местных, даже техника у них есть своя. Остальные работают в фермерских хозяйствах. Жизнь потихоньку идёт. На вопрос, как проехать в Русскую Аларь, ответили нам «по-сутуповски» — налево!
|
Слева — Тюмень! |
Приключение самое настоящее — Парфеново на карте нет, ехать всё так же «налево», а времени уже пятый час, к вечеру дело пошло... Опять я хотел проехать прямо, но штурман твёрдо сказал: «Стой. Здесь налево». Где-то циклит, это точно... Виртуальное пространство полей и деревень... Пару километров за деревней — асфальт, а потом грейдерная дорога с гравийным полотном. Красиво — широкие поля и густые перелески на крутых сопках. Постепенно дорога поднимается выше и выше в сопки. Мимо пронеслись местные «гаучо» на ЗАЗ-968 без боковых дверей и лобового стекла, на головах шляпы, на ногах — болотные сапоги. Это уже почти «багги», а не «запор». Мой друг разглядел детали: «Отец учит сына водить автомобиль». Леса становится больше, километров через 8-9 пошёл сплошной сосняк. Дорога начинает спускаться в долину Белой. Мы точно знаем — Русская Аларь стоит на берегу реки. Лес очень густой, красивый. Что это? На обочине указатель — «Тюмень». Уже Тюмень? Круто! Так мы, глядишь, и до Питера доедем, а вроде ещё не пили... Сворачиваем с дороги смотреть Тюмень. Оказалось — деревенька на самом берегу реки Белой. В одну улочку на крутом берегу. Место симпатичное, но разглядывать некогда, блуждая, потеряли много времени — нужно торопиться, до ночи хотелось бы доехать до Урика, найти место ночлега и приготовить ужин. Выскочили из Тюмени и вниз — через пару километров увидели Русскую Аларь.
ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ 2 РАЗА
|
Русская Аларь. Hiway |
Русская Аларь — длинная тоскливая деревня в одну улицу по берегу реки. От Парфенова вышло до Алари 13 километров. Главная улица у реки засыпана грубой щебенкой и ехать по ней противно и очень пыльно. Здесь в Белую впадает река Иреть — левый приток. Название это происходит от эвенкийского «ирэкте» — лиственница. Действительно, люди говорят, что по долине Ирети сплошной лиственичный лес. Но это выше, а здесь, в устье, только тальники. Сначала Русская Аларь идёт по берегу Белой, а потом, после устья — по берегу Ирети. Деревня как бы разделена на две части, между которыми пустыри и одиночные руины — расстояние километра полтора. Вторую часть — дальнюю, ту, что у Ирети — местные называют «Улус». Мы там были и ни одного бурята или эвенка не встретили — только русские, почему «улус», непонятно. На конце «улуса» подъехали к усадьбе, где у забора стояли «Жигули» и разговаривали люди. Два пожилых мужчины, русские, приветливые и весёлые, охотно с нами разговорились и даже согласились сфотографироваться. Я спросил их, есть ли дорога вдоль реки до моста на Тальники, и показал им эту дорогу на карте. В ответ они рассмеялись и сказали, что «карта глупая» — когда-то такая дорога была, но потом русло реки перемыло, и дорога «пропала». Штурман был прав — эта карта для танковых частей. Тогда я спросил, как проехать на Голуметь или Тальники? Мне ответили: «Через Ныгду». А где эта Ныгда (ударение на последний слог) и как туда проехать? Оказывается, нужно поехать обратно (в каждой второй деревне нас посылают обратно) и найти руины бывшего «машинного двора», затем от этих руин найти дорогу в поле и по ней проехать в Ныгду — по лугу вдоль сопок. Слава Богу, на нашей карте Ныгда есть и нам понятно, что она стоит на дороге Черемхово—Голуметь. И что ещё интересно — Ныгда принадлежит Аларскому району Усть-Ордынского округа, проехав через неё, мы два раза пересечём административные границы, как бы «сколов» уголок Аларского района и вернувшись в «родной» Черемховский.
|
Аларцы удивляются нашему маршруту |
Ищем дорогу на Ныгду. Возвращаемся из «улуса» в Русскую Аларь, руины видели, но дороги не нашли... Опять остановили машину — УАЗ, ползущий через мост с той стороны Ирети. Водитель толково объяснил, что эти руины — бетонные столбы — остов бывших строений, прямо от них идёт дорога к сопкам через луг. Поехали обратно к «улусу». Теперь уже возле «машинного двора» съезжаем прямо в траву, вот только никакой дороги от него не видно. Покатались по траве. Оказалось — еле заметная колея в траве, просто стихийная полевая стёжка-дорожка. Рулили по большому вытянутому лугу, по пересечениям полевых дорожек почти полчаса — проехали почти 10 километров! Где-то в этих лугах мы пересекли границу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и попали в Аларский район.
Наконец на горизонте показалась Ныгда. Наша дорожка выскочила из полей на трассу Черемхово-Голуметь на пару километров южнее Ныгды. В Ныгду заезжать не стали, сразу «ударили по газам» и на Голуметь.
Вечереет. Собрались какие-то тучки — в небе потемнело. Не укладываемся. Шесть часов вечера вот-вот. Дорога весьма противная — участки старого битого асфальта сменяются участками с пыльной, грубой щебёнкой. Когда навстречу КАМАЗ — ничего не видно от пыли. Через 12 километров — Нижняя Иреть, большая деревня, в паре километров от трассы. Хорошо видна Иреть с дороги — посёлок симпатичный. Нижняя Иреть уже в Черемховском районе — Аларский мы покинули... Здесь, у Нижней Ирети, отворот налево — на Тальники, Онот, Мото-Бодары — дикие таёжные тупики Черемховского района, о которых я не раз слышал в пьяных охотничьих байках.
ГЛУХОМАНЬ
Ещё 14 километров по отвратительно пыльной дороге, и мы вкатываемся на мост через речку Голуметку, а за мостом деревня Голуметь. Грустное какое-то, безысходное название. Топонимики не нашёл по этому слову. У меня ассоциируется со словом «глухомань». Бензина уже хочется долить — в баке меньше 10 литров, правда, у нас есть канистры, — но это НЗ «для тайги». В Голумети есть заправка, первая и последняя после Мишелёвки на нашем пути. Но тревога по этому поводу не покидает, ведь заправка нарисована на «танковой карте», которая уже показала нам, что такое «облом».
|
Парфеново. Библиотека в магазине. Есть Шекспир |
Голуметь — очень длинная деревня — несколько километров. Вид её страшен — чёрно-серая полоса унылых домов и заборов. Сначала едем по боковой улочке, вдоль низкой луговины — это пойма Голуметки, затем поворот вправо, чуть на горку, и въезжаем на Голуметский «бродвей». Главная улица Голумети до того неприютна, что хочется побыстрее уехать отсюда. По обочине идут два абсолютно пьяных человека в одинаковых серых робах. Чуть более шести часов за рулём в блужданиях и тревогах, дневной пробег приближается к 300 километрам — TownAce хочет бензина, а мы хотим мяса, жареной картошки, чая сладкого... Нужно искать сатисфакции. Нагоняем попутную женщину и с внутренним трепетом спрашиваем: «Где заправка, подскажите, пожалуйста?». Женщина молодая, симпатичная, говорит, что заправка очень далеко — на противоположном конце деревни. Медленно едем через всю деревню, километра четыре с половиной. По пути увидели крашенный голубой краской фасад кафе «Саяны» — решили, что после заправки вернёмся сюда «культурно отдыхать». На бугорке увидели жутковатую церковь — разрушенная кирпичная кладка приделов, пустые черные провалы окон, из которых торчат пучки травы, на стенах плесень, на крыше вороньё. За церковью улица спускается в овраг, мостик через «речку-переплюйку» и опять бугорок. Школа симпатичная. Видимо, закончилась вторая смена — по улице разбегается толпа ребятишек. Многие дети одеты хорошо, замызганных не видно — значит, работа в деревне есть, ведь как-то родители одели эту толпу? Наконец достигли конца деревни, здесь поворот направо и заправка. Облезлые колонки нашего детства — с большими стрелочными счётчиками. Бензин A-92 по 16 рублей за литр! А в Иркутске уже к 18 подходит... Фирма, которой принадлежит заправка — Черемховская нефтебаза. Не должна быть бодяга вроде? Почти полный бак заливаем, — бодяга ли, нет ли, — будет видно очень скоро. Пахнет хорошо — настоящим бензином.
Заправились, возвращаемся в деревню. Навстречу идёт та самая женщина, у которой мы спрашивали про дорогу на заправку. Она уже «пропилила» пешком километра три, пока мы катались по деревне, разглядывая «достопримечательности», чего же нам не сказала, что в ту же сторону? Мы бы подвезли. Справа, из-за околицы, выползла «шишига» (ГАЗ-66), в ней сидят таежного вида мужики. «Тормозим» их и начинаем расспрашивать, как нам лучше проехать «на Урик». Мужики смеются — говорят, что на такой «тачке», как у нас, «Урика не видать как своих ушей». Сухопарый морщинистый водитель в синем «прокурорском» пиджаке поверх серого свитера говорит: «Вам что через Онот, что через Ингу не проехать на Урик — колеи очень глубокие, грязь и броды через реку». Советуют, если мы едем отдыхать или рыбачить, «не соваться на Урик — там брод под «шишигу» заточен», а остановиться на берегу Белой возле дерени Инга. Естественно, спрашиваем, как проехать до Инги. В ответ нам показали на дорогу, уходящую от заправки вдаль — в поля.
|
Голуметская детвора позирует «дядьке с фотиком» |
Благодарим серьёзных консультантов и едем в «злачные места». Перед кафе «Саяны» походил-побродил с фотокамерой — «пощёлкал». Местная детвора, увидев дядьку с фотоаппаратом, просит сфотографировать. Фотографирую ребят у кафе, а они спрашивают: «А куда фото?». Я говорю: «В газету пойдёт!». «Нифффига-сибе, в газету!» — стали тянуть какую-то свою белокурую подругу фотографироваться, а та стесняется, упирается. А ей по-дружески советуют: «Ты чё, дура? В газету фотайся давай быстро!». Заходим в кафе. Какой-то ностальгический дух, вампиловский, я бы сказал. Всё деревянное — и столы, и лавки. На окнах тюлевые занавески. На столах в вазочках букетики свежих полевых цветов. Опрятно. Нет неприятных запахов, наоборот, по-домашнему как-то пахнет. Я знаю — это запах чистоты. Кажется, что сейчас сюда войдёт Валентина... За «барной» стойкой пирамидками курево — «Прима», «Луч», «Беломор». Всё это родное. Громко зовём хозяйку. Нет — не Валентина... Полная женщина в годах, лицо по-матерински доброе, спрашивает: «Кушать, ребята, будете?». Мы киваем: «Угу!». Налила в умывальник горячей воды. Мыло, полотенце есть. Здорово! Говорит: «Щас посмотрю, что есть — повар уже ушла домой». Гремит кастрюлями на кухне, возвращается: «Котлеты есть, картошка, беляши свежие! Будете?». «Будем, будем!». Пока готовились к трапезе, поговорили с хозяйкой. Она оказалась старожилкой — все здесь знает. Рассказала нам, что совхоз в начале 90-х «накрылся». Было что-то вроде «ООО» — преемник совхоза Голуметского, но фирма обанкротилась — уже в начале ХХI века. Долго «тянулась песня» с долгами по зарплате людям. А кончилось все благополучно — на голуметские земли пришло СХОАО «Белореченское». Всё тот же пресловутый Франтенко. Сейчас и работа у людей есть, и заработки неплохие, до 4,5 тысяч рублей в месяц, — для крестьянских семей со своим подсобным хозяйством это большие деньги! Есть ещё в Голумети новые фермерские хозяйства — пара-тройка. Вроде работают сейчас нормально. Порадовались мы за Голуметь, и аппетит у нас поднялся, теперь точно всё к лучшему пойдёт! Жаль, что хозяйка кафе фотографироваться отказалась — симпатичная добрая женщина.
Через полчаса, наевшись котлет, напившись чаю, «выползаем», счастливые, на улицу. Хорошо! «Прошлым летом в Чулимске» «в полный рост». Жизнь-то какая прекрасная! Штурман «рассуропился» и говорит: «Хорошая какая у тебя работа! Это ж просто красота! Едешь куда хочешь!». Седлаем «серого мула». Мотор завёлся с первого оборота стартёра — значит, бензин в Голумети нормальный. Вперед, на Ингу! Время — около 8 часов вечера.
ТАЁЖНЫЕ ТУПИКИ
|
Прекрасная старица, но рыбы нет |
За голуметской заправкой дорога жуткая — яма на яме. Едем медленно. Встретился «Москвич-412» — пылища от него непроглядная. Через несколько километров дорога ушла в леса и стала качеством лучше — не грунтовка с ямищами, а грейдер с мелким щебнем. Проехали лесами около 20 километров, и дорога вышла на самый берег реки под прижим. Справа гора, слева короткий обрыв в речку. Остановились осмотреться и сделать фото. Красивая здесь река. Уже совсем другого характера — уже видны перекаты — типичная горно-таёжная речка. Дорога повторяет все изгибы долины реки. Рельеф уже горный, сопки крутые и высокие. Поехали. Яркое солнце перед закатом золотит верхушки сосен. Началась дорога, отсыпанная круглой речной галькой. Характер покрытия вызывает желание игры — чуть «газу» и начинается «управляемый занос». До Инги (ударение на последний слог) от Голумети 30 километров и, по нашим подсчётам, осталось уже километров пять. Видим многочисленные лесные дорожки, ведущие к реке. Несколько раз съехали с дороги, на всякий случай ищем удобного ночлега. Есть пара неплохих стоянок у реки с площадками и для машины, и для костра. Решаем, что вернёмся сюда, если не проедем на Урик.
Рассматривая подъезды к реке, потеряли ещё достаточно много времени, закат близок — десятый час вечера. Перед Ингой из чащи выскочил типичный «лешак» — старый седой мужичонка с лицом в глубоких морщинах, одет в какую-то серую робу. Махнул нам и сразу полез в машину. Глаза белёсые, выцветшие. Говорит: «Мне до первого дома в Инге...». Вот это «выхлоп»! Неповторимый букет! Весь TownAce наполнился сильнейшим запахом сивухи... У первого дома тормозим — сутулый абориген, покачиваясь, как навозный жук, и не сказав «спасибо», удаляется...
|
Голуметь. Местный Broadway |
Инга на закате встретила нас недружелюбно — на улице ни души. Сама деревенька вытянулась вдоль дороги в одну линейку, а дорога идёт вдоль старицы, заросшей всякой водной травой. Дома — развалюхи, заборы покосились. Грустное зрелище. Неприютно. Останавливаться и фотографировать нет желания. Проехали Ингу — за деревней опять крупная круглая галька на дороге, машину водит на поворотах. Вдруг неожиданно открывается шикарный железобетонный мост через реку. На мосту остановились — виды прекрасные вечерние вверх и вниз. Фотографируем. Выше железобетонного моста видны деревянные «быки» — остатки старого деревянного моста, снесённого паводками. Да, мост за Ингой прекрасный. Выше, километрах в десяти по дороге, остаётся ещё одно — последнее поселение на этой реке — Новостройка.
В деревню с бравым названием пока не поедем, поищем дорогу на Урик. Судя по карте и по рассказам голуметских «ковбоев», сразу за мостом у Инги должен быть поворот на Урик — эта дорога переходит вброд на правую сторону Урика и идёт через улус с названием Шанхар на охотничий «биопункт» Хужир. Дальше — тайга-мама, медведь-папа... Съезжаем с моста и точно — слева отворот, красиво обозначенный ограничительными столбиками. Уходим влево. Дорога в густых зарослях тальника, ветки шелестят по крыше и бортам машины. Колеи становятся всё глубже, но основа твёрдая — песок и галька. Метров 100 проехали почти шагом — дорога очень и очень тяжёлая. Вдруг впереди глубокая яма, останавливаемся смотреть — на дне уложены толстые ваги, проехать сможем, если ваги не будут кататься из стороны в сторону. Тронулись, вдруг «бум!» — удар о балку переднего моста, колесо соскользнуло с ваги. Через 50 метров ещё удар, теперь уже о каменистый гребень, потом ещё. Всё ясно — ехать нам по этой дороге уже нельзя, ещё немного и в сумерках пробьём картер коробки... Через 50 метров дорога упёрлась в брод через какую-то из проток Урика. Яма глубокая — это уже под «шишигу заточено». Разворачиваемся и налево, к берегу Белой. Уже ясно — берега Урика нам не видать «как своих ушей». Ищем ночлега. Выехали на галечную косу длиной с полкилометра, на другой стороне домики — это Инга. Место неуютное — с одной стороны дорога на Урик за спиной, с другой деревня на нас смотрит, хотя и дров много — весь берег усыпан плавником. Принимаем решение — выезжаем на дорогу и едем смотреть Новостройку, потом — ночевать к Инге, где мы нашли стоянки на берегу реки.
|
Остатки старого моста у Инги |
До Новостройки дорога короткая, около 10 км, — «пролетели махом». Приличный грейдер, видимо, недавно отсыпали, когда и новый мост поставили. На полпути хуторок с названием Сплавная — несколько домиков. По этому названию мы догадались, что отсюда когда-то сплавляли леспромхозовский лес по речке Белой. Известно, что «при советской власти» в Новостройке был леспромхоз. Улицы здесь жуткие — яма на яме, грязь. Камни из земли торчат, как грибы растут. Пока мы «совались» на Урик, опустились синие сумерки — поэтому фотографий Новостройки у нас нет. Почему такое название бравурное, и когда она возникла? Ничего этого мы не знаем. Деревня большая — от одного конца до другого ехали километра три. Вид удручающий и суровый. Может быть, и есть что-то симпатичное в Новостройке, но мы не заметили из-за сумерек? Может быть. Характерная особенность — много камней везде, видимо, это остатки «морены» — камни, которые принёс ледник. Местность-то предгорная. На одном из поворотов деревни из мрака вынырнул жутко пьяный старик со страшным лицом и стал тянуть трясущиеся руки к нашему автомобилю... Персонаж из сказки «Огонь, Вода и Медные трубы»... Через километр встретился ещё один такой «деятель». Что интересно — оба что-то кричали нам, куда-то звали... Но выглядели они так ужасно, что я невольно нажимал на акселератор... На конце деревни мы опять пару раз стукнулись передней балкой и поняли — это сигнал свыше, пора поворачивать назад. Цивилизации никакой, от Черемхова 120 километров. Позже от людей узнали, что Новостройка на самом деле очень «спившаяся» деревня. После развала леспромхоза работающих предприятий здесь больше не было — люди живут натуральным хозяйством. Свет от дизеля 3-4 часа в сутки. Таёжный тупик.
НА УРИК ТАКИХ НЕ БЕРУТ
|
Голуметь. Уютное кафе «Саяны» |
На Урик мы не проехали! Это итог продвижения по маршруту. Новостройка — последний пункт по дороге, куда можно доехать, но уже там, даже в самой деревне, наш Town начинает биться балкой о камни. Возвращаемся под Ингу, сворачиваем в один из береговых «подвальчиков», что мы рассмотрели по пути сюда. Костёр — для света, тепла и уюта. Пищу же мы готовим на газовой плитке — так удобней, и посуда не коптится. Время — около 23 часов, в пути мы были 11 часов. Ноет правая рабочая нога, целый день она неутомимо на «газ» и «тормоз» давила! Позвоночник стонет! Хочется упасть «в горизонт». Раскладываем сиденья в TownAce, стелим спальные мешки — ночлег готов. Воздух речной чудный — как легко здесь дышится! Костёр весело потрескивает, на плитке закипает «суп, в котором ложка стоит» — традиционная еда путешественников, состоящая из картошки, макарон, круглого репчатого лука и тушёнки. Пахнет аппетитно. Достаю квадратный штоф «черноголовской». Хорошо! Вот оно где — простое человеческое счастье! После выпивки разговор почему-то пошёл о воспитании детей. В результате я понял, что мой штурман ещё и великий воспитатель-педагог типа Макаренко, а я же, увы, в воспитании ничего не понимаю. Около часа ночи мы наконец «утыркались». Спать-спать-спать. Эх, завтра порыбачим! Ночью мне снился «типовой» сон про бесконечное выруливание через дороги в бескрайних лугах...
А ПОУТРУ ОНИ ПРОСНУЛИСЬ...
|
Верховья Большой Белой |
И обнаружили, что погода радикально испортилась. Всё небо было затянуто низкими тучами. За рекой погромыхивало. Через час начал накрапывать дождик. Погодой нас не испугать! Хотя неприятно, конечно, мокнуть. Разогрели прекрасный ночной «супчик». Бутылка пива натощак «по утрянке» — классика жанра, и я начинаю наматывать новую леску на спиннинг. Решили разделить две главных методы рыбной ловли, чтобы проверить, есть ли здесь рыба? Я пошёл по берегу со спиннингом и блёснами. Мой друг — с «махалом» и донными «мухами». Прямо перед нашим табором — старица, дальше коса из крупной гальки, шириной с полкилометра, затем —основное русло Белой с большим перекатом.
Не успели мы отойти на 20 метров от табора, вдруг из леса вылетает «Нива», как на ралли — на большой скорости, тюнингованная (лифт, большие колёса и сверху ряд прожекторов) и с разбегу в нашу старицу — пр-р-рыг! Столб брызг, и на косу. Круто! Джигиты! Смотрим, что будут делать? Выходят из машины, обувают болотные сапоги, достают спиннинги и начинают кидать верховую снасточку в перекат, забредая «по самые-самые»... Странно. Ничего интересного. Раз люди приехали на рыбалку — это «святое», не будем им мешать. Расходимся — я вверх по реке, товарищ штурман — вниз. Несколько часов я бродил по прекрасным берегам — до тех пор, пока «кишки не начали писать протокол». Красотища! Могучая таёжная речка. Дошёл, поднимаясь вверх по течению, до того места, где на противоположной стороне в Белую впадает красавец Урик. От нашего табора — километра четыре. Z-образная излучина, выше и ниже устья — перекаты с «разбоем» основного русла Белой на рукава. Обследовал несколько хороших свалов в ямки после «шиверков». Рыбачил я с помощью давно проверенных блёсен-«вращалок» фирмы Blue Fox. Были у меня Super Vibrax №6 и №5 различных расцветок, а также отличные «харюзовые» «вращалки» фирмы Mepps, в том числе и знаменитая Aglia Long. Все эти блёсны — беспроигрышные в некотором роде и проверены годами, если есть крупный хариус, ленок или таймень в ямке, то они обязательно на «вращалку» берут. То же самое я могу сказать и про моего товарища — у него поплавочная донная снасть с глубинными «мухами» красно-оранжевого цвета. По осени хариус со дна всегда берёт такие «мухи». Если он есть.
|
Лодка аборигенов. Стационарный двигатель |
Но рыбы не было. Нигде ни разу ничего не клюнуло... Часам к 16 тучи рассеялись и показалось солнышко, но рыба клевать так и не начала. Я знаю один фундаментальный закон — рыба ловится только тогда, когда я на рыбалке один и без выпивки! Сейчас этот закон нарушен, можно сказать, попран...
К вечеру на реке раздался шум мотора, мы удивились — кто может на моторе по такой реке двигаться? Смотрим, сверху, из Урика, спускается «Казанка» или «Южанка». Трое мужиков в лодке. Подвесного мотора не видно — неужели стационар? И видимо, водомёт... Зачалились ниже на километр от нас — там, где дорога выходит прямо к реке. Наш TownAce они видели, поэтому пришли к нам «на огонёк». И что же? Отец — мужчина лет сорока, взрослый сын — парень лет 20 и их друг и сосед ходили вверх по Урику. Специально на рыбалку. Говорят, что каждый год берут отпуск и вместе на Урик — любимый отдых. Живут в одном из больших сёл ниже по реке. Поднимались до Бортов — это урочище в среднем течении Урика. Отсюда, от Инги — километров 80 вверх! У Бортов заканчивается величайшее на Урике ущелье — Чёртовы Ворота, изобилующее порогами и водопадами. Поэтому снизу только до Бортов и можно подняться на моторке. А что это за лодка такая чудесная? Оказывается, лодка — «Южанка», дюралька, доработана самими умельцами, установлен стационарный 20-сильный мотор «от пожарной помпы», своими руками сделан водомётный движитель «с управляемым соплом»! Впереди баранка от ГАЗ-51 и пара рычагов — управление газом и реверсом (реверс — через тяги к соплу водомёта). Вот на чём нужно по Урику подниматься, а мы на каком-то TownAce пытались.
|
Последний брод. Пройдем — вернемся домой |
Фотографироваться ребята-рыбаки наотрез отказались — рыбалка осенняя запрещена. Не хотят «на штраф нарываться». Лодку сбоку тоже не дали фотографировать, — бортовой номер виден. Разрешили спереди и сверху сфотографировать «кокпит», чтобы показать людям, как устроено это судно. А что поймали? За неделю втроем на спиннинги с «вращалками» и верховые снасточки «со щепкой» — всего полтора ведра рыбы! Говорят: «Рыбы нет»! Каждый год всё меньше и меньше! А тут, где мы стоим? Смеются... А тут, говорят, на Белой, может, за неделю пару харюзов бы поймали... Если и рыбачить, то только на Урике... Приятная троица — солидные позитивные мужики. И рыбалка у них настоящая, спортивная и мужская, — на спиннинг, без всяких там сплавных сетей и «заездков» с гранатой... Рассказали ещё нам про эти деревни — Ингу и Новостройку. Говорят, что тут пара мужиков кое-как живут — у них собственные «шишиги» имеются, остальные спились и прозябают, а бабы занимаются натуральным хозяйством, скотину пасут и «огород пашут и жнут». Зарабатывают «шоферюги» тем, что возят в Черемхово группы туристов-водников, сплавляющихся по Урику с Окинского плато. Водников очень много за лето проходит, и шоферам удаётся заработать. Рейс «шишиги» от Инги до Черемхова стоит от 2 до 6 тысяч рублей в зависимости от загрузки. По рассказам туристов знают, что на начале маршрута водники из Монд поднимаются к истокам Урика за Самарту на Окинском плато — тоже на наёмных «шишигах» — за 6-8 тысяч рублей. Подниматься по Урику здесь тоже можно с помощью этих мужиков — и увезут, и заберут, когда нужно. До Хужира можно на «шишиге» подняться тыщи за две — там уже настоящая рыбалка, охота, орехи, брусника...
Очень красивые места на Белой речке! Мне, собственно, больше ничего и не надо — только побродить «досыта» по берегам, постоять под перекатом со спиннингом. А рыба — она и в магазине есть! Посидеть у костра с мужиками, «поточить лясы», потребить нужное количество «реактива Иванова»... Это и есть жизнь!
|
Работа могучих сил стихии |
Жаль только мне, что человек безжалостно теснит и губит свою мать — живую природу. То, что по рассказам местных людей, рыбы в Урике с каждым годом всё меньше, означает одно, — постепенно гибнет вся экосистема Ангары с её притоками. Ведь Урик — дикая река, и рыбаков там почти не бывает. Нет большого антропогенного давления непосредственно на эту речку. Хариус и лососёвые рыбы (ленок и таймень) — проходные, они поднимаются в горные реки на нерест, а перед ледоставом, поздней осенью, скатываются вниз, вплоть до самой Ангары. Скатываются те, что поднялись, но на следующий год поднимается уже гораздо меньше, потому что Ангара отравлена ртутью, потому что Ангару, даже всю зиму, прочёсывают сплавными сетями... Поднимается в нашем городе ветер и вихрем закручивает пакетики тары из ПВХ, поднятые из мусорных баков, и несёт их по дворам и улицам вдогонку за людьми и дальше, в бесприютную осень... Раньше «стай из ПВХ» над городом не было, зато была рыба в реках саянских отрогов...
ДОМОЙ
А на следующий день был путь домой, быстрее — около 6 часов в дороге вместо 11, это за минусом времени на блуждания, поиски дорог, разговоры и интервью с аборигенами и фотографирование. Правда, после Сутупова мы не поехали через поля на Елань, а рискнули прямо на берег Белой выскочить — очередное приключение — и попали в деревню Мотово, откуда через несколько крутых сопок выехали глухой лесной дорогой в Бельск! Всё время за нами по пятам гналась «вредная» грозовая тучка, и мы, боясь, что ливень размочит лесные дорожки, и они возьмут нас в плен, «гнали лошадей» во весь опор, не сделав ни одной фотографии. А жаль — между Бельском и Мотово красивейшие места и леса чудесные, как в сказке! Перед самым Бельском, в глухом распадке, дорогу преградил ручей. Место широкое — брод опасный. Пришлось надевать болотные сапоги и разведывать брод. Оказалось — дно твердое, глубина до колена, можно ехать. Генератор у нашего «Тауна» достаточно высоко. Проехали брод почти без пробуксовки. После Хайты на нас обрушился ливень, а потом град. Видимость пропала до нуля — град, представьте, был непроглядным... Пришлось пережидать на обочине. Потом стало очень холодно — врубили печку! В Иркутск приехали, «засыпая за рулём». Закончился «беспримерный рейд» через пять районов Иркутской области: Иркутский, Ангарский, Усольский, Черемховский, Аларский. За три дня на одометре «набежало» более 600 километров, но главное — сколько красоты увидели и сколько людей хороших и добрых!
Эх, необъятны Края родные, но всюду братья по духу — простой российский народ!
Дмитрий Тимофеев
Автомаркет+Спорт № 37/2005
|