|
Часть первая*Автор просит относиться к заголовку с иронией Что больше всего поражает иностранца в США? Масштабы всего и вся. Если аэропорт — то с несколькими терминалами, связанными между собой электропоездом с автоматическим управлением. Если парк развлечений, то такой, что в нем запросто можно провести неделю. Если магазин, то такой, что за несколько часов не обойдешь. Если парковка, то на несколько тысяч машин. Если дороги… Вот на дорогах мы, пожалуй, остановимся поподробней. Глаза боятся — руки рулят Ко второй неделе пребывания в Америке я стал обзаводиться знакомыми. Одним из моих новых товарищей стал Мирко из Италии, с которым мы сошлись на почве любви к футболу (Мирко в свое время даже играл за знаменитый «Ювентус») и автомобилям. Мирко все мечтал прокатиться по Флориде на роскошном кабриолете с одной из своих многочисленных подружек (итальянец!), но взять машину так и не решился, хотя вполне мог себе позволить: мой новый друг — топ-менеджер одной из ведущих мировых корпораций. «Как ты тут ездишь, Igor», — спрашивал он меня на ломаном английском. Вы думаете, Мирко из какой-нибудь глухой итальянской деревни? Нет, он всю жизнь живет в Милане, где и многополосных скоростных автострад, и многоуровневых развязок тоже хватает. Просто в Америке все больше, грандиознее и быстрее. Хотя грандиозность эта только видимая. Как и во многих других жизненных ситуациях, действует принцип «Глаза боятся, а руки делают». Особенно при наличии GPS-навигатора, когда снимается проблема ориентирования. На вторую неделю во Флориде я чувствовал себя и в каменных джунглях Даунтауна, и на многополосных хайвеях, и при прохождении через череду многоуровневых развязок так же уверенно, как на улицах Иркутска. Перестроиться с крайней левой (6-й) полосы на съезд с хайвея справа на участке в 500 метров при плотном движении и скорости потока за 100 км/час, или четыре раза сменить направление движения на километровом участке, ни разу не притормозив — поверьте, это ничуть не сложнее, чем маневрировать на скоростном участке Байкальской — хотя масштабы и скорости совсем другие. Болотные пути и дорога в небесах Все пять недель моего пребывания в Майами я куда-нибудь уезжал (а разок даже уплывал) на week-end — на два, три или четыре дня. Причем каждый раз мои выезды становились все дальше и смелей. Первые поездки были относительно близкие — в Национальный парк Эверглейдс и самую южную точку США — Ки-Уэст. Последний… Нет, пусть это останется тайной до следующего материала. Флорида — третий по плотности населения штат США, но наверняка был бы самым густонаселенным, если бы не 600 тысяч гектаров Эверглейдс — заповедника абсолютно дикой природы и самого большого болота Америки. Говорят, это единственное место в США, которое выглядит так же, как и до прихода испанских завоевателей. Поселений людей здесь нет. В каком-то справочнике я прочитал, что в Эверглейдс живут индейцы-сименолы, единственное племя, до сих пор не заключившее мирный договор с правительством США, но я как-то плохо представляю, как можно жить в болоте. В парк можно попасть только пешком через один из трех входов, вся остальная территория огорожена. Автомобильных дорог практически нет, если не считать 24-километровый кольцевой маршрут, проехать по которому можно исключительно на туристическом трамвае или велосипеде. Последним я с удовольствием воспользовался. Никогда еще в жизни не испытывал такого удовольствия от велосипедной поездки — ощущение, что ты остался один на один с заповедной природой (и это всего в 64 км от Даунтауна Майами) — вокруг десятки видов птиц и пресмыкающихся, которые так и норовят сесть на голову или залезть под колесо велосипеда. Перед тем, как выдать велосипед, инструктор строго-настрого предупреждает не подходить к животным на расстояние ближе 5 метров — конечно же, для их безопасности. Хотя можно подумать и о своей — потому что где-то поблизости запросто может сидеть крокодил. Впрочем, крокодила в велосипедной поездке я не увидел, зато вдоволь насмотрелся на них, когда плавал (или скорее — летал) по Эверглейдсу на аэроботе — большой моторной лодке, где мощный двигатель действует по принципу авиационного винта — для меньшего воздействия на окружающую среду. При этом сама лодка едва ли не парит над водой, а мощный «авиационный» гул мотора только усиливает иллюзию полета. Американцы вообще исключительно трепетно относятся к своим многочисленным нацпаркам, и Эверглейдс — не исключение. На всю огромную территорию — только один кемпинг, три центра для туристов, зато сотни километров «экологических троп» (часто, для меньшего воздействия на природу, с дощатым покрытием), или специальные маршруты на каяках и каноэ. Естественная граница парка — 4-х полосная дорога Тамиами трэйл — одна из десятка магистралей, связывающих запад и восток полуострова, но наверняка единственная во Флориде, по которой даже днем можно проехать десяток километров, не встретив ни одного автомобиля. Хорошее место для скоростных заездов, ведь на прочих загруженных американских дорогах превысить предел скорости кто-нибудь вряд ли рискнет хотя бы потому, что сосед по потоку может запросто сообщить об этом в полицию. Это в нашем менталитете, если ты сообщил о нарушении закона, можешь прослыть «стукачком», в американском все наоборот. Равнодушие к нарушению закона — «тихое» преступление против собственной совести и общества. Выезд на Эверглейдс был дорожной разведкой, тренировкой перед более дальними марш-бросками. На следующий день — в прекрасное солнечное флоридское воскресенье я взял курс на юг — на городок Ки-Уэст, который расположен в 248 км от Майами. Если посмотреть на карту, даже в довольно большом разрешении, то кажется, что дорога к самой южной точке США выписывает зигзаг прямо по морю. Конечно, это не совсем так, просто большая часть пути идет по совсем маленьким и просто небольшим коралловым островкам, похожим один на другой — тропический лес в обрамлении сверкающего белого песка. Между островками проброшено 42 моста, так что иногда кажется, что едешь по воде. Есть островки заповедные, на других идет неспешная курортная жизнь с преобладанием дайвинга и спортивной рыбалки. Мне повезло ездить по многим красивым дорогам, но путь по Киз (так называется эта гряда островов) — один из «самых-самых». Вода — почти на 360 градусов вокруг, справа от тебя — Атлантический океан, слева — Мексиканский залив. До моей любимой Кубы отсюда всего 140 км (говорят, что если бы Фидель не «изнасиловал» Кубу социализмом, эта дорога шла бы до самой Гаваны), так что иногда кажется, что ты уже не в Америке, а на Карибах с их романтично-любовным ореолом и расслабленно-добродушной атмосферой. Ну, разве можно ехать по такой дороге быстро? Нет, хочется, чтобы жизнь остановилась, замерла, а эта бело-голубая магистраль никогда не заканчивалась. Выехав из Майами в 8 утра, до Ки-Уэста я добрался к 4-м пополудни, сделав две большие (Театр моря и Центр сохранения дельфинов) и с десяток коротких остановок. И никогда в моей жизни мне не приходилось так долго и так близко быть рядом с дельфинами. По дороге на Ки-Уэст можно не только увидеть шоу с участием этих самых умных представителей фауны, но и общаться — плавать, играть, кататься. Что, конечно, вызывает восторг, и в первую очередь — у детей. Столица этого островного тропического рая — Ки-Уэст, совершенно не похожа на все прочие американские городки. Ки-Уэст, как Венеция и Лас-Вегас, не имеет близких аналогов на планете Земля. Остров, со всех сторон обрамленный океаном, но в то же время связанный хайвеем с большой землей. Курорт с десятками отелей, большинство которых вытеснены в туристическую резервацию, чтобы не портили своей громоздкостью и фешенебельностью расслабленно-умиротворенную атмосферу. Порт, где швартуются круизные лайнеры с тысячами богатеньких туристов со всего мира, которые бегут в сигарные лавки и легендарные местные бары, чтобы оторваться по полной. Беспечная карибская атмосфера, тон которой на улицах задают бродячие музыканты и босоногие островитяне. Наверное, это единственный город в Америке, где людей на улицах больше, чем машин (удивительно, но я совершенно бесплатно припарковался в самом центре). Говорят, сами ки-уэстцы автомобилю предпочитают велосипед, а, поддавшись всеобщему настроению, заезжие автотуристы намертво ставят свой кар на отельной парковке. А еще Ки-Уэст — самый богемный город Америки, в котором любят селиться люди творческие, кому чужд дух наживы — писатели, поэты, художники из разряда непризнанных гениев. Впрочем, и признанных здесь всегда хватало — главный туристический сайт городка — дом-музей Эрнесто Хемингуэя, где великий творец провел большую часть жизни. Было бы странно, если бы такое богемное и либеральное место не полюбило гей-сообщество, «захватившее» многие отели, клубы и бары. Позже, уже разбирая фотосессию этого дня, я обнаружил еще один талант этого городка — потрясающую фотогеничность. Как и в Венеции, можно первый раз в жизни взять фотоаппарат, нажать на кнопку и получить шедевр. Жаль, место в газете ограничено — зайдите на сайт automarket.su, где возможностей познакомиться с Ки-Уэстом больше, чем в газете. Бродил, бродил я по Ки-Уэсту, пока не наткнулся на «нулевой» километр (точнее, милю) всех американских дорог. Почти случайно. Удивительно, но в отличие от расположенного по соседству самого южного «Поинта» США, нулевая миля не вызывала никакого интереса окружающих. Компания молодых людей, которую я попросил запечатлеть себя у этого исторического места, сначала даже не поняла причину моего интереса. А когда разобрала, жутко обрадовалась и шумно подхватила эстафету фотосессии. Американские правила и русская смекалка Обратно возвращался уже ночью — синева океана сменилась непроглядной тьмой с гирляндами одиноких кораблей, отчего казалось, что дорога проложена прямо по небесам. Я так увлекся этим «полетом», что, вернувшись на землю — Даунтаун Майами, «проспал» разделение потоков. Когда очнулся, было уже поздно — я ехал вместе с обладателями SunPass — абонементов на проезд по платным дорогам. Флорида — один из немногих штатов в США, где есть платные дороги. Правда, их не так много (общая протяженность где-то 500 км), да и проезд по ним не столь дорог, как в Европе. Самый большой участок, который я проезжал — 381 км от Майами до Орландо обошелся мне, если не ошибаюсь, в $13. Просто в самом Майами довольно много скоростных участков и мостов, за проезд по которым надо платить $1 или около того. Неудобно платить — покупай SunPass (Солнечный пропуск), после чего номер твоего автомобиля забивается в базу данных, и терминалы оплаты будешь проезжать, не доставая кошелек и не притормаживая — по специальным полосам, над которыми установлены считывающие задний номер видеокамеры (передний бампер во Флориде девственно чист). Кроме того, для обладателей SunPass есть куча других преимуществ — бесплатные парковки, скоростные полосы на хайвеях и даже специальные скоростные дороги, на которые въезд посторонним воспрещен. Судя по всему, SunPass во Флориде очень популярен, хотя бы потому, что даже невооруженным глазом видно — через «зеленый коридор» автомобилей всегда проезжает больше, чем через терминалы, где проезд оплачивают наличными. Доходит до абсурда: часто бывает, что на двух крайних левых скоростных «санпассовских» полосах машин больше и скорость ниже, чем на «бесплатных». Естественно, что у меня SunPass не было. Время — 2 часа ночи, за указателями я особо не следил — ехал по GPS, вот и «проспал» разделение потоков. Вот досада — заплатить-то надо было всего $1, а теперь придется расстаться с соткой (о чем заботливо предупреждали информационные щиты). Теоретически можно было сдать назад, на точку, где начинается разделительный барьер, но это уже вариант из анекдота (помните: этот «черный» совсем заврался: он говорит, что вы ехали по хайвею задним ходом). Я, конечно, прибавил перед камерой сколько было можно газу, но она мой номер все равно считала — когда я был уже в Иркутске, с моей банковской карты на счет полиции Майами было в безакцептном порядке снято $100. Впрочем, особо расстраиваться по этому поводу я не стал, философски рассудив, что сто долларов не такая уж большая потеря за столь прекрасный день. Через несколько дней случилась ситуация еще неприятней — у меня кончился бензин. Как позже выяснилось, ровно на одно деление ошибался указатель топлива. Да, у меня горела лампочка, но вспыхнула она недавно, а стрелка находилась на целое деление выше зоны «End». Я только что взял курс на Орландо, где рассчитывал провести замечательный week-end. И вот такая нештатная ситуация (забегая вперед, скажу — первая и единственная за все 5 недель странствий). Нет, Ангел-хранитель все-таки есть. Иначе чем можно объяснить, что за пару минут до этого я ни с того ни сего съехал с хайвея — ни до ни после со мной такого не происходило. Показалось, просто задумался и на очередном «экзите» взял левее, чем надо. Навигатор тут же пересчитал маршрут возвращения — заправиться я даже не подумал, рассчитывая сделать это на ближайшей Rest Area (огромных придорожных сервисных комплексах, где планировал заодно и поужинать). Даже страшно подумать, что было бы, если бы ЭТО случилось на магистрали — объяснения с полицией, эвакуация, огромный штраф. А если бы мне не удалось перестроиться на обочину, замерев безжизненным островком среди сотен летящих мимо машин?.. В любом случае, вряд ли мне после этого захотелось бы ехать в мировую столицу развлечений. Я уже взял курс на въезд на хайвей, как автомобиль вдруг закашлял и перестал реагировать на педаль газа. Инстинктивно я взял правее и по инерции заскочил в проулок. В принципе, я все понял. Включил аварийку, что вряд ли бы спасло от эвакуатора — автомобиль стоял под табличкой «No parking any time», но то, что машина была в проулке, хоть как-то спасало от взглядов полицейского патруля. Что делают в такой ситуации 100 из 100 американцев? Конечно, вызывают эвакуатор (либо, если действие происходит на оживленной дороге, сидят в автомобиле и ждут, когда за них это сделает полиция). Мне так делать категорически не хотелось. Попробуем действовать по-русски. Сначала надо найти заправку. GPS-навигатор показал, что хоть ее и нет в зоне прямой видимости, но идти всего 400 метров. Раньше я никогда не видел на американских заправках продающихся канистр, поэтому решил, что куплю пару больших бутылок воды, в которые и залью топливо. Удивительно, но на заправке оказался хороший выбор емкостей под топливо. Купил 4-х галлонную канистру — еле дотащил. Более того, крышка оказалась с вмонтированным внутрь шлангом. Все хорошо, что хорошо кончается — на ликвидацию ЧП у меня ушло минут 15 без какой-либо потери средств. Вот что значит закалка в суровых российских условиях. Город-парк Путь до Орландо — мой первый дальний выезд по многополосному хайвею. Не езда — сплошное удовольствие. Выруливаешь на 3-ю полосу, включаешь круиз-контроль, с помощью регуляторов на руле «ловишь» точную скорость потока, и отдыхай — слушай музыку, думай, мечтай. Не дорога — сплошной релакс. А еще в этой поездке я научился правильно селиться в американские мотели. Конечно, это можно сделать «налетом» — просто заехать в первый попавшийся, проложив путь к нему по GPS. Но есть более умный способ. На тех же Rest Area имеются стойки с каталогами гостиниц любых категорий. Мало того, что ты выбираешь то, что тебе нужно — по расположению, цене, уровню сервиса, но еще и получаешь скидку по напечатанным в журнале купонам — до $20. Проживание во вполне приличном отельчике обходится, по российским меркам, совсем недорого — $40-80, причем неважно, сколько человек будет в номере — один или четверо. Конечно же, Америка — страна для путешествий. Представить, чтобы люди в активном возрасте (по американским меркам до 80 лет, а то и более) могли годами сидеть на одном месте, что сплошь и рядом происходит у нас, невозможно в принципе. Пробег в 500 км — это не испытание физических сил человека и износостойкости автомобиля, а необременительная прогулка, которую можно скрасить парой остановок на Rest Area (по сути, — придорожном развлекательном комплексе). Кроме того, дорогу можно рассчитать с точностью до минуты. Не знаю, может, мне просто везло, и я не попадал в заторы, но в точку назначения всегда прибывал в то же время, что мне рассчитывал навигатор (отклонение — максимум 1-2 минуты на 100 км пути). На многополосных хайвеях (8-12 полос в обоих направлениях), которые периодически пересекаются другими дорогами или другими хайвеями, когда за относительно небольшое время ты видишь десятки тысяч автомобилей, кажется, что вместе с тобой едет вся Америка. Что до Орландо… В материале придется использовать один и тот же термин, но это не художественный прием, а просто правда. Другого такого города на планете просто нет. Если в Лас-Вегасе «градообразующее предприятие» — комплекс казино, то в Орландо — тематические парки. Всего несколько десятилетий назад Орландо был заурядным провинциальным городишкой, пока на него не обратил внимание Уолт Дисней... Сегодня Орландо один из самых процветающих городов мира, почти все жители которого работают на обслуживании тематических парков. Сколько их? Честно говоря, я сбился со счета. Самый крупный на планете Мир Диснея (69 кв. км — площадь довольно крупного города), в котором ежедневно бывает 200000 посетителей, и где надо провести как минимум неделю, в свою очередь делится на пять основных парков и три водных. Плюс три тематических парка «Юниверсал Орландо». Плюс «Водный мир» и «Бухта открытий». Плюс аквапарки и какие-то другие тематические парки — я так и не смог их сосчитать. В общем — сплошная феерия семейных развлечений. При этом человеку, который никогда не был в больших тематических парках (в Европе их всего два — в Париже и под Барселоной, но и они по масштабам уступают американским), сложно понять, что это такое. Одних только входных билетов (в стоимость входит посещение всех аттракционов и шоу) — несколько десятков видов. Самый простой и самый невыгодный — однодневный (в среднем $70), гораздо удобнее брать комбинированные и на несколько дней, тогда один волшебный день обойдется гораздо дешевле. Что сделал и я, купив за $104 билет сразу в два парка, без ограничения по времени посещения (правда, другой находился в Тампе в 135 км от Орландо — хороший повод съездить туда в следующие выходные). Что же представляет собой американский тематический парк (кстати, и в Америке их не так много — только во Флориде и Калифорнии). Огромная, тщательно спланированная (в том числе и в плане ландшафтного дизайна) территория с широчайшим спектром развлечений — десятки, а то и сотни аттракционов — от самых экстремальных, аналогов которых в мире больше нет, до банальных детских каруселей, различные шоу в режиме нон-стоп — на больших аренах и пешеходных дорожках, клубы, рестораны, сувенирные магазины, демонстрация последних достижений науки и техники, мир флоры и фауны… Я очень люблю этот мир — может, потому что ничего подобного в моем детстве и представить было нельзя. Но даже при всей любви, больше двух парков я бы не выдержал — слишком велик эмоциональный стресс (любые положительные эмоции, какими бы сильными они не были, если длятся слишком долго, приводят к усталости). Поэтому методом исключения были выбраны Sea World и Юниверсал Студио (в Диснейленде я был дважды — в Париже и Лос-Анджелесе). Один — в прямом смысле водный мир с многочисленными шоу и аттракционами, в числе которых самые эмоционально мощные — просто фантастические шоу касаток (в Америке их еще называют китами-убийцами) и дельфинов. Второй — мир киногероев и самых современных технологий. Таких, к примеру, как в шоу «Землетрясение», имитирующем толчок 12 баллов: земля ходит ходуном, взрываются заправки, складываются дома… Ощущения посильнее, чем во время реального землетрясения (с ним придется столкнуться чуть позже). А вообще — писать про подобные парки — все равно что рассказывать про вкус мороженого. Лучше, конечно, в них побывать (если захотеть, это не так уж сложно и дорого). Чего и вам желаю.
l США: правила игры
законы вожденияКак я уже не раз повторял: США — это вообще другая планета. В том числе и в отношении Правил дорожного движения. На первый взгляд отличия кажутся несущественными, но если ездить много и активно — требуют привыкания. Тем более что Америка — это страна тотальной законопослушности, и Правила дорожного движения — свод положений, которые надо неукоснительно соблюдать. Иначе запросто можно познакомиться с другой американской аксиомой — «Закон суров, но это закон». Я никогда в глаза не видел американских Правил дорожного движения, все сказанное ниже почерпнуто из собственного опыта (как-никак, 14500 км по дорогам 16 штатов), путеводителей и разрозненных сведений из Интернет. Пожалуй, самое известное отличие американских правил — разрешенный поворот из правого ряда направо на красный свет. Все просто? Да, если не считать нескольких нюансов. Во-первых, поворот разрешен, если нет никаких дополнительных вводных — висящего над полосой сфетофора с красной стрелкой, или табличек типа «No turn right on red» (Не поворачивать направо на красный), или «No turn right when pedestrian on the crosswalk» (Не поворачивать направо, когда на перекрестке пешеходы). Возможен поворот на красный и налево — при выезде на дорогу с односторонним движением. По-хорошему, в правом ряду в городах лучше не двигаться — при переключении сигнала на красный запросто можно заблокировать правый поворот, но на двух- или трехполосных улицах это не всегда получается. Правда, к такой «блокировке» американцы относятся лояльно — даже если ты встанешь в правом ряду на красный у самой стоп-линии, а следующему автомобилю надо будет повернуть, водитель терпеливо будет ждать зеленый, хотя, по сути, ты ему перекрываешь дорогу. А вот блокировка перекрестка (если не успеешь закончить проезд на зеленый) считается в Америке тяжелейшим нарушением, за которое налагается штраф от $500. Поэтому никто не выедет на перекресток, не убедившись, что за ним есть свободное пространство. Для нас это совершенно непривычно, но однажды я простоял три зеленых фазы у стоп-линии только потому, что сразу за перекрестком образовался «заторчик», и я не был уверен, что смогу закончить маневр. Естественно, что никто неудовольствия не проявлял, несмотря на то, что сзади образовался огромный хвост. Помимо привычных для нас сигналов светофора часто, особенно ночью, можно увидеть мигающий красный, что аналогично знаку Stop — движение без остановки запрещено. К повороту-развороту через сплошную осевую в городах отношение лояльное, если при этом не создается помех движению. Кроме того, на многих городских дорогах есть специальная «ничейная» полоса для маневров, ограниченная сплошной линией. Разметка — это вообще святое, и ее принято строго придерживаться. Никому и в голову не придет двигаться по линии разметки с «заступом», что у нас принято сплошь и рядом. Пренебрежение разметкой может привести к разным мелким неприятностям. Если на полосе прорисована стрелка, указывающая левый поворот и надпись «Only» («Только») может случиться так, что другой маневр через несколько метров будет уже невозможен из-за конструкции автострады. При заезде на такую полосу поворотник уже не включается, так как по умолчанию считается, что другие маневры невозможны. Зато если разметка позволяет, обгон возможен с обеих сторон. Кроме того, если водитель включил поворотник, другие участники движения обязаны позволить ему выполнить маневр. Очень важно читать различные надписи на табличках-знаках. К примеру, во Флориде на скоростных магистралях запрещено занимать крайние левые полосы, если в автомобиле менее двух человек, о чем извещает соответствующая табличка. Ограничение скорости тоже всегда обозначено табличкой, причем лимитируется не только максимальная, но и минимальная скорость — на хайвеях, как правило, 40-45 миль (64-72 км). Главный принцип американских ПДД, который соблюдается неукоснительно — простота и здравый смысл. Скажем, проезд равнозначного перекрестка (из которых, собственно, и состоят двухэтажные пригороды), который со всех сторон обозначен знаком «Stop 4 Way», выглядит так — кто первым остановился у стоп-линии (обязательна остановка на 3 сек., иначе штраф), тот первый с нее и стартует. «Первым приехал — первым уехал» и никакого вам «мудрого» правила «правой руки», из-за которого в России происходит так много ДТП. Если к перекрестку одновременно подъехали два автомобиля, очередность проезда определяется жестами или миганием фар (мигнул — «пропускаю»). Знаки приоритета крайне редки, при въезде на главную либо светофор, либо «Stop». Ограничение скорости для США, в отличие от Европы — святое. На скоростных магистралях максимум — 60-65 миль (96-104 км). В других штатах я встречал и 75 миль (120 км/час), но во Флориде такого нет. Как правило, все едут немного быстрее (на 5-10 миль) разрешенного лимита, так как полицейские радары настроены на превышение +11 миль. Правда, «засад» в привычном нам понимании я не видел, как и нет обычных табличек, предупреждающих, что на участке установлена камера видеофиксации, но то, что они есть — очевидно. Известно, что полицейские машины фиксируют превышение скорости, пристраиваясь в хвост автомобиля, а так как их черно-белых машин на дорогах много, и они часто маячат сзади, каждый раз в таком случае возникают неприятные ощущения. Взаимоотношения с полицией — вообще отдельная тема. Мало того что на дорогах ее много (дежурство осуществляется по принципу патрулирования), так и в отношениях со служителями закона есть нюансы. Полиция никогда не останавливает автомобили просто так — «для проверки документов», такая ситуация невозможна в принципе. Водителю, при остановке полицейским, ни в коем случае нельзя выходить из автомобиля или делать резких движений, более того — разговаривая с полицейским, нужно держать руки на руле. А если уж вышел — лучше не держать руки в карманах — запросто пристрелят. В случае нарушения полиция появляется незамедлительно. Самый простой способ проверить это — остановиться на обочине скоростной дороги (что делать без веской причины ни в коем случае нельзя) — не пройдет и несколько минут, как появится офицер и уточнит причину остановки. Если это — технические проблемы или закончившийся бензин (самостоятельный ремонт не приветствуется), офицер сам вызовет эвакуатор, но буксировка будет проведена за счет водителя (а то еще и штраф выпишут). Опять же, в отличие от Европы, где с почтением относятся к иностранцам вообще и к русским, в частности, американским копам абсолютно все равно — из России вы или из соседнего городка — в любом случае отношение будет неприступно-вежливое. Штрафы за нарушения довольно существенны, хотя в разных штатах вилка наказаний разная. Так, минимальный штраф за превышение скорости (11 миль) — $70, значительное превышение (40 миль) — $500. Тяжелыми проступками в США могут быть такие, которые у нас и за нарушения-то не считаются. К примеру, выброшенный из окна мусор карается штрафом от $500. Парковка под уклон с невывернутыми колесами — $80. Перевозка алкоголя в открытом виде, даже если это банка пива у пассажира или полупустая бутылка вина в бардачке — нарушение, как и употребление алкоголя пассажирами. А уж при подозрении на превышение разрешенной дозы алкоголя или на употребление водителем наркотиков сразу надеваются наручники, а впоследствии уже судом (сам полицейский серьезное наказание не определяет) — выписывается огромный штраф ($390-1000), присуждается лишение прав и тюремный срок от 48 часов до 6 месяцев. Еще жестче карается любое сопротивление полицейскому или попытка скрыться — без отягчающих обстоятельств заключение до года. Так как дорожные полицейские в США — это, по сути, обычные полицейские, которым часто приходится иметь дело с уголовниками, то при необходимости они действуют очень жестко. Для русских очень важно помнить — ни в коем случае не стоит предлагать полицейскому в США наличные (коп на дежурстве может иметь с собой только мелочь) — с вероятностью в 99,9% через пару секунд будешь в наручниках и «Наша вашу не понимай» не поможет. Все действия полиции контролируются — на автомобилях установлены видеокамеры, а в кармане офицера включен речевой самописец, так что в случае если будет предложена взятка, «включить дурака» в суде не удастся — тюремный срок гарантирован.
Окончание в следующем номере Часть третьяЕфим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 36 | |