|
Мотивация на выпуск этой модели у Toyota была самая железная. Во-первых, по миру давно бродил призрак одного из самых успешных (в том числе в США) джипов своего времени — FJ40, выпускавшегося с 1960 года. В Японии этот классический внедорожник окончательно отправили на пенсию только в 1983 году, а в Бразилии под именем Bandeirante он сходил с конвейера вплоть до 2001 года. Во-вторых, еще в 90-х наметился интерес публики к жанру «неоклассика» — современные римейки на культовые автомобили прошлого. И в-третьих: заклятый для Toyota американский соперник, концерн GM, выпустил внедорожное «попурри» в виде Hummer H2 и H3, которых американская (и не только) публика обласкала со всех сторон. В итоге сам японский бог подвиг легкую на подъем Toyota к серийному запуску FJ Cruiser. По технической части особо не «парились»: за основу взяли готовое и разумное — шасси последней версии внедорожника 4Runner и бензиновый двигатель помощней (и единственный), а основное внимание уделили стилистике, в которой своеобразно, но со всей очевидностью материализовался призрак FJ40. Это видно и по облицовке, причем именно с надписью Toyota, как было у FJ 40, и по крыше белого цвета. Интерьер, кроме всего, разрабатывался и в угоду практичности — с использованием износостойких и легкомоющихся материалов. В 2005 году FJ Cruiser был впервые показан на автосалоне в Чикаго, а с 2006 года прописался в дилерских центрах. К сожалению, по большей части американских, но никак не российских — официально эта модель к нам пока не поставляется. Возможно, из-за несоответствия цены спросу. Если в США это забавное маркетинговое чудо стоит всего лишь в районе $22000-24000 (включая заднеприводные версии), то у нас минимум в два раза больше. Тем не менее, интерес к этой модели есть, что и подтверждает начало ее продвижения по линии second-hand. Побывавший на нашей «Трибуне» экземпляр в Иркутске один из первых, прибыл к нам с североамериканского рынка. Версия, можно сказать, оптимальная: полный привод с отключаемым передком, понижающая передача с блокировкой межосевого дифференциала, принудительная блокировка заднего дифференциала, АКП (есть версии с МКП), пакет электронных систем активной безопасности и, кстати, умеренное оснащение салона — по американским меркам только самое необходимое, почти «бюджетное». Например, регулировки кресла механические, дистанционное открывание багажника не предусмотрено, люка нет, да и ниш с карманами не слишком много. Год выпуска данного экземпляра 2006-ой, стоимость с доставкой в Иркутск 1215 тысяч рублей.
ТОПОР И САМУРАЙСКИЙ МЕЧЧестно говоря, не ожидал увидеть на «Трибуне» такой автомобиль. Что и говорить, большой оригинал. По внешнему виду уже далеко не УАЗ, но еще и не Land Cruiser. Хотя американский рынок и не такое видел. С первого взгляда различаю нечто похожее на большую каменную глыбу, из которой высечено изваяние в стиле «ретро-хайтек». Высечено топором. А самурайский меч хитро подправил «топорную» работу и придал изделию лоск. Причудливо распахивающиеся двери открывают доступ в просторный салон. Если сзади простор для пассажиров обеспечен, что уж говорить о передних сиденьях? Законы монументальных форм соблюдены и в интерьере. Рукоятки систем отопления и вентиляции, кнопки и переключатели, дверные ручки на тяжелых дверях — все сделано под неслабый мужской хват. Только козырек над щитком приборов и руль больше подошли бы какой-нибудь другой машине, но не FJ Cruiser. В ходе «крейсерского плавания» по городским улицам и загородным трассам возникла проблема габаритов. Но решилась она быстро. Сначала большими «ушами» почувствовались бока, а затем и весь внедорожник стал для меня помещаться в нужное место. Даже разворот и парковка в узком месте не составили особого труда (благо, руль приятно легок). Но чтобы разглядеть что-либо за массивными стойками кузова, нужно приловчиться. Большая ширина требует соблюдения боковых интервалов: заметил это, когда идущая сзади легковушка так и не решилась опередить меня по соседнему ряду. Отзыв на нажатие акселератора вялый. Добиться ускорения после старта можно, лишь активно педалируя. Тогда скорость FJ Cruiser набирает быстро и почти незаметно. Лучше сказать — степенно, как и подобает тяжелому внедорожнику. Даже 5-ступенчатый «автомат» знай себе работает без напряжения. V-образная «шестерка» очень неплохо тянет на низких и средних оборотах, после 3000 об/мин сопровождая свою работу гулким, но ненавязчивым рокотом: создается впечатление, что под капотом дизель. АКП эту работу поддерживает, в особенности на небольших скоростях и плохих дорогах (грунтовка с канавами и глубокими колеями как раз подвернулась). Но ускоряться более 100 км/ч особого желания не возникает, учитывая высокий центр тяжести и аэродинамические шумы. Хотя никаких угрожающих кренов и раскачек кузова я не заметил. Только на средних и крупных неровностях FJ Cruiser вздрагивает всем своим массивным телом. Могу сказать определенно: автомобиль интересен и обязательно найдет своего покупателя. В лице Toyota FJ Cruiser вижу достойного конкурента Hummer, учитывая прицел на заокеанский рынок. Да и товар пока штучный — знатоки оценят. Андрей ЯЩЕРИЦЫН
Отрок во вселеннойЕсли бы мне поручили спроектировать концептуальный, но истинный внедорожник, он, конечно, был бы совсем другим. Фантастическим. Например, один из вариантов: машина с дизель-генератором и мотор-колесами — силовая конструкция наподобие тепловозов или карьерных самосвалов. Трансмиссии нет никакой вообще, только электрические провода, но при этом вопросы с клиренсом, ходами подвески и межколесными блокировками исчезают. Но если бы мне дали задание создать декоративный ретро-внедорожник по мотивам джипов эпохи легендарного FJ, он как раз получился бы примерно таким, как FJ Cruiser. Либо как ГАЗовский «Комбат». Но только «Комбат» вещь мертвая, а FJ Cruiser вот он, живой, серийный. Признаюсь, в моем вкусе, в моем настроении. Именно таким и должен быть настоящий легковой автомобиль — неординарный, универсальный, повышенной проходимости и не лишенный практичности. Концепция шасси в самый раз для современного «гражданского» джипа — не «экстремальная», но и далеко не «паркетная». Еще бы выбор двигателей, тогда совсем здорово, а то этот 4,0-литровый бензиновый монстр, как мне кажется, в плане максимальной мощности и расходов на топливо перебор. Нарочитая простота и грубость в структуре салона продиктована стилем, возможно, не очень изысканным, но стиль этот мне по душе. Пусть меньше лоска, зато все выглядит монументально: передняя панель, рукоятки климата, дефлекторы, дверные ручки. Да и в руки они ложатся как надо, и особенно радует рычаг раздатки — честный, настоящий, а не какая-нибудь там «виртуальная» кнопка. Пластиковые пол и стены тоже в самую масть. И то, что двери в распахнутом виде открывают проем для портового погрузчика — не только эффектное, но и полезное решение, пусть даже со своими неудобствами. Единственное, что откровенно «завалили» разработчики — это обзор. Он не намного лучше, чем в каком-нибудь батискафе. Причем дело даже не в куцых окнах или толстых передних стойках, а в боковых зеркалах — они слишком сильно приближают, и весь их огромный размер не впрок. Ну и камера заднего вида здесь была бы самой уместной опцией. Приятным ощущениям за рулем во многом способствует сама обстановка, сам интерьер — когда кажется, что подбить тебя невозможно даже из гранатомета, это уже позитивно. Но FJ Cruiser и едет самодовольно — достаточно мягко и вполне отзывчиво на руль, который отличается переменным реактивным усилием. Крены ощутимы, амплитуды высоковаты, но все это не столь критично. А то, что машину немного «колбасит» и переставляет на неровностях, частично можно связать с большими тяжелыми колесами и, возможно, ослабшими амортизаторами. Но все это частности, которые не мешают признать FJ Cruiser «моим» автомобилем. Хотя бы на какое-то время. Василий Ларин
Ретро-пародияЕсли бы мне в детстве подарили игрушку-трансформер, похожую на Toyota FJ Cruiser, я бы, наверное, испугался, поставил ее в дальний угол и больше никогда на нее не смотрел. Не обрадовался бы такому подарку и сейчас, несмотря на то что машина производит впечатление — смелая вариация на тему джипа, выполненная в стиле ретро («крузер» с приставкой FJ — симпатичный малый). Кому-то нравится, другим — не очень. Меня же этот слепок больной американской фантазии и волшебного японского «cruiser» слегка пугает. Это, конечно, не ВАЗ-2120 «Надежда» и даже не SsangYong Rodius, но «экспериментальную красоту» этого внедорожника я бы поставил под большое сомнение. Но то, что FJ стопроцентный поворачиватель голов — факт. От угловатой туши этого танка встречные и попутные машины шарахаются поболе, чем от безразмерных Hummer и Escalade. Хотя грозного в облике машины немного — добродушные круглые фары, как у «Нивы», рельеф боковин, словно у пляжного джипчика, а главное — непривычный для подобных машин энергичный синий цвет. Но уважают все не цвет, а размер — он у FJ Cruiser воистину ХХ…L. Лобовое окно — как у автобуса, зеркала по бокам — как в торговых центрах, а задние стойки — как колонны Акрополя. При этом обзорность у «Эф-Джея» аховая — в боковые «лопухи», не свернув шею, не посмотришь, в зеркальце на потолке видно только маленькую полоску заднего стекла. И т.д. и т.п. Короче, маневрирование на тесной парковке или выезд под острым углом на главную дорогу сродни подвигу или самоубийству (или убийству — все зависит от того, кто по ней движется). Собственно, на этом откровения заканчиваются — остального от FJ Cruiser стоило ожидать. Салон — склад дешевого пластика, центральная консоль аляповатого (в стиле экстерьера) синего цвета — доска объявлений о погоде, управлении музыкой и аудиосистемой, селектор КП — как толкушка для картофеля. Все это только хочет казаться стильным, но на самом деле с брутальностью здесь явный перебор. Дальше больше: плоские кресла — как у Corolla, на спидометре шесть крупных и удобочитаемых цифр — м/ч. Но важнее, что в км/ч цифр уже 11, а шрифт такой мелкий, что впору надевать очки. По части управляемости — тоже никаких сюрпризов. «Эф-Джей» полноправный член рамной джиперской братии — с присущими ей валкостью, плаванию по дороге и наплевательскому отношению к неровностям. И с неплохой, по-видимому, проходимостью: есть даже блокировка заднего дифференциала. На деле ее, правда, испробовать не удалось — грязи поблизости не было, а посуху FJ прет, как танк, даже на заднем приводе. А еще он очень прожорливый и дорогой — за двухлетний экземпляр просят не меньше 1,2 миллиона! Добавив пару сотен, можно купить новый Volkswagen Touareg или, например, Land Cruiser 100. Они, конечно, скучноватые снаружи, но им не откажешь в качестве, стиле и статусе. А если уж рассматривать машины из разряда «джип для эгоиста», я бы присмотрелся к Isuzu VehiCross года этак 1998-го. И получил бы за сумму вдвое меньшую автомобиль более красивый, не менее интересный и притягивающий внимание, да и по части езды ни в чем «Эф-Джею» не уступающий. Егор КЛИМОВ
На все случаи жизниКонечно, такой автомобиль сразу привлекает внимание, а после короткого знакомства симпатии к нему только усиливаются. Что это — маркетинговый ответ «третьему» Hummer или ностальгия по легендарной «сороковке»? Думаю — и то, и другое. FJ Cruiser привлекает внешней добротой и оригинальностью — возникает желание его потрогать. Но оказавшись в салоне, испытываешь неловкость — при таких «мягких» внешних формах автомобиль внутри громоздок, особенно передняя панель. Удивительно, что при этом в нее ничего не «зашито», кроме перчаточного ящика и подушки безопасности. А чего здесь стоят ручки дверей, рукоятка стояночного тормоза и селектор АКП! Как там, у классиков: «берешь в руки, маешь — вещь!». Но в целом салон уютен и дискомфорта не возникает. Неплохой обзор, несмотря на узкое ветровое стекло и большой капот за ним. Неплохо помогают в обзорности и боковые зеркала. Но есть и изъян — из-за широкой стойки за задней дверью при взгляде через правое плечо дороги почти не видно, что сильно мешает, если вливаться в поток с левым поворотом. 4-литровый мотор позволяет двигаться более чем уверенно: легко подхватывает и устремляет автомобиль вперед. Есть некоторая поспешность в работе АКП (иногда следующая передача включается раньше времени), но разгон уверенный, и в салоне тихо, что даже не вяжется с массивностью автомобиля. Американские настройки чувствуются с первых же метров пути: FJ покачивается на неровностях асфальта с пугающей амплитудой, но к этому довольно быстро привыкаешь, и плавание по асфальту становится приятным. Будто яхта на морской зыби. В то же время стоит свернуть на грунтовку или гравийку, и автомобиль уже упруго отбивается большими колесами от ям — никакой вальяжности. Чем-то эта подвеска напомнила Daewoo Lacetti — тогда седанчик насторожил некоторой валкостью и приятно удивил упругостью на ямах. Здесь же имеем рамный вседорожник, где разумное сочетание валкости и упругости в работе подвески встречается редко. FJ Cruiser ориентирован на американскую молодежь, предпочитающую оригинальность и практичность. Выражено это в конструкции задних дверей, которые открываются против хода и только после открытия передних. Хотя проход получается и не очень широким, входить в салон удобно. В случае перевозки детей это еще и безопасность — им не открыть ни окна, ни двери. Кроме того, здесь довольно внушительных объемов багажник, что в дальней дороге весьма полезно. Путешествия — вообще стихия подобного автомобиля: мощный двигатель, цепкие тормоза, легкий руль и тишина в салоне подарят удовольствие в дальней дороге. Николай РУДЫХ
Fun JokerШутка, безусловно, удалась. И хотя маркетологи (не видать больше джипам полного привода, если это была идея не рыночных стратегов «Тойоты»!) вложили в название FJ Cruiser совсем иной смысл, намекая тем самым на преемственность поколений и недюжинные проходимские задатки — всерьез рассматривать этот аппарат как собственное средство передвижения у меня не получилось. Если таким способом Toyota решила напомнить миру о славном прошлом «Би-Джеев», то слегка промахнулась с размерами. Этот ориентированный на заокеанский рынок потомок легендарных джипов только издалека кажется компактным, но подойдешь вплотную — и все ретро-намеки исчезают в его брутальном величии. Монумент! Но монумент типично американский — с довольно своеобразной эргономикой салона, выглядывающим из-под обшивки дверей голым металлом, жесткой пластмассой и примитивной, но веселой центральной консолью. Странная смесь из отголосков эффектного концепта, сурового японского внедорожника, полноразмерного американского SUV и отечественного ЗИЛ-130 (за последнее прошу прощения, просто общие размеры FJ, форма лобового стекла и сине-белый окрас кузова навеяли). Сказать про обзорность с водительского места нечего — ее просто нет. По всем направлениям. Несколько метров перед носом FJ скрываются за гигантским квадратным капотом, а левое боковое зеркало готово поделиться информацией не раньше, чем откинешься в полулежачее положение, но тогда придется забыть о видах в лобовое стекло. Спрятанное где-то высоко и далеко над гигантской передней панелью миниатюрное внутрисалонное зеркало и вовсе бесполезно — как его ни настраивай, оно упорно демонстрирует только чехол запасного колеса. Полагаю, присутствующий здесь Parktronic входит в стандартную комплектацию всех FJ — иначе маневрирование задним ходом станет мало чем отличаться от ЗИЛ… Тьфу, дался же мне этот грузовик! В Hummer H1, помнится, с обзорностью было лучше. Ненамного, но все-таки лучше. В движении по загородной трассе FJ — типичный внедорожник. Валкий в поворотах и излишне инерционный на пологих асфальтовых волнах. Вновь вспомним про габариты, добавим неинформативный руль, помножим на амбразуры остекления и получим не самое комфортное перемещение в пространстве. А когда откровенно тяготящийся огромной массой 4-литровый бензиновый мотор при каждом нажатии на газ уничтожает мою недельную норму топлива — это перемещение оказывается еще и, мягко сказать, непрактичным. Наверное, стихия FJ — бескомпромиссное бездорожье? Жестко подключаемый полный привод, понижающий ряд, блокировка заднего межколесного дифференциала — чем не «набор проходимца»? Теоретически, конечно — подозреваю, на практике испытывать стойкость небесной лазури кузова в битве с пнями и ветками вряд ли кто отважится. Остается город. Но курсировать на FJ по узким улицам и париться в пробках я не рискнул. Назовите это как угодно, но не рискнул — и все тут. В общем, ни город, ни загород (кроме, пожалуй, вояжей по гравийкам коттеджных поселков), ни off-road, только эффектная внешность и заоблачная цена. Шутка удалась. Вячеслав СТАРЦЕВ
ПРИВЕТ ОТ ПУМБЫ«Бородавочник настолько некрасив, что у любого наблюдателя немедленно возникает одно желание из двух — либо поскорее избавить его от мучений этой жизни, либо схватить и хорошенечко потискать...» Кому как, а мне этот джип сразу напомнил героя детского мультипликационного сериала — свинью-бородавочника Пумбу, который питается всякой гадостью и обожает принимать грязевые ванны, для чего надо иметь не только решимость и стойкий характер, но еще и уметь правильно это делать. Насчет гадостей в пищу сказать трудно — насколько этот представитель клана Toyota способен безопасно потреблять наше топливо. А вот кувыркание в грязи на первый взгляд очень даже возможно — и визуально, и по характеристикам этот джип можно зачислить в ранг серьезных «проходимцев». «Кажется, что Природа нахулиганила, работая над портретом бородавочника.» Что странно — так это тяготение разработчиков к использованию классических черт, но с каким-то изуверским подходом. Если фонари — то обязательно выпуклые. Если бампер — то с клыками, как у старого хряка. Если лобовое стекло, то низкое, как у броневика. Если крылья, то непонятно — то ли это у них такой большой пластиковый подкрылок, то ли переросший брызговик. Если передняя панель, то с огромной глухой стенкой со стороны пассажира — так и напрашивается туда что-нибудь установить. Например, телевизор. Но, может быть, так и надо? Кстати, если задуматься над словами из эпиграфа, то спустя некоторое время понимаешь — в этом автомобиле все-таки что-то есть. Не совсем то, что хочется видеть лично мне, но что-то такое-эдакое!.. «На бородавочника можно охотиться практически везде в южной части Африки. Специальной методики не существует — их обычно стреляют в процессе охоты на других животных.» В общем, получился автомобиль для истинных пижонов, которым необходимо выделиться чем-нибудь из толпы. На «старшего собрата» Land Cruiser денег не хватает? На BMW X5? Или на Hummer? Не беда — есть кое-что на замену. Не пожалеете! В облике FJ Cruiser сквозит оригинальность. А ведь и правда — автомобиль привлекает внимание. Каждый второй пешеход или водитель провожают его взглядом. Думаю, владелец должен испытывать под этими взглядами необычайный душевный подъем. И понять его можно. Вот только на ходу джип разочаровывает — он склонен к раскачке, причем даже в тех местах, где обычный легковой автомобиль почти никак не реагирует на неровности. Возможно, дело в настройке на идеальные американские дороги, ведь прочие попадавшие на «Трибуну» вседорожники не проявляли такой явной расхлябанности. «Мясо бородавочника не похоже на свинину, но очень вкусно!» Страдает практичность — при довольно солидных габаритах FJ Cruiser явно не рекордсмен по вместимости салона. И что попасть на задний ряд можно только при открытых передних дверях — тоже не совсем хорошо. Ведь не о спортивном купе речь. Между тем, места сзади довольно прилично. И вряд ли оно будет пустовать — пижоны не любят ездить в одиночестве. Ну да ладно, чем не пожертвуешь ради удовлетворения собственного тщеславия. Зато чего у этого джипа не отнять — так это возможности сидеть высоко, видеть далеко. Кроме того, можно не бояться за сохранность кузовных деталей — на этой машине проще выехать в лес, нежели на каком-нибудь элитном джипе. Клыками он раздвинет кусты, подправит их дугами-подножками, придавит широкими колесами. Короткие свесы придутся как нельзя кстати. В общем, если учесть потребительские характеристики и цену, получается вполне достойный экземпляр, хотя и не без условностей. Кирилл Юрченко
КРУЗОВИККоллеги, сидящие спереди, обсуждали особенности дизайна интерьера и нюансы эргономики, сравнивая FJ Cruiser с грузовиком, да не с абы каким, а со «сто тридцатым» ЗИЛ! А что? Лобовое стекло почти такое же вертикальное, низкое и узкое, центральная консоль с синим пластиком под цвет кузова — точь-в-точь торпедо у ЗИЛ, и даже белая маска есть, только не спереди, а на крыше. А про обзорность и вовсе лучше не говорить — именно мне пришлось стать парктроником при развороте в тесном, как оказалось после посадки в FJ Cruiser, дворе. Вот уж действительно, не внедорожник, а настоящий грузовик. Или Крузовик? Если бы не знал точно, ни за что не поверил бы, что в основе FJ Cruiser лежит укороченная платформа 4Runner последнего поколения — слишком уж своеобразно автомобиль ведет себя на ходу: ладно бы сзади, но даже водитель чувствует колебания кузова при проезде неровностей. Подвеска вроде бы мощная и позволяет не замечать дворовые колдобины, однако по ощущениям ее как будто взяли с не самой свежей Corolla. На трассе можно ехать достаточно быстро, но без относительно резких маневров –машина, пассажиры и даже собственный вестибулярный аппарат вам этого не простят. Да и динамика тоже не впечатлила — скромный 2,7-литровый 150-сильный Prado у меня оставил впечатление более динамичного автомобиля, чем этот американизированный самурай с 239-сильным V6 под капотом. Слишком уж по-грузовому разгоняется «Эф-Джей». Однако есть в этом автомобиле некий шарм и шик, заставляющий закрывать глаза на никудышную обзорность, на своеобразную управляемость, на аскетичность второго ряда сидений и на усеченную в целом практичность. В этом автомобиле сидишь как в танке, и едешь с размахом и достоинством, не думая, сколько месячных зарплат сгорело в цилиндрах после очередного разгона. И не важно, что сидящие сзади пассажиры просто так наружу не выйдут: ведь FJ — машина не для такси. Это машина не для меркантильных или закомплексованных личностей. И уж точно «Эф-Джей» никогда не станет банальностью наподобие Land Cruiser. Этим он и понравился. Однако представить себя владельцем такого Крузовика я так и не смог… Алексей СТЕПАНОВ
ЭФФЕКТ ВИЗУАЛИЗАЦИИСчитаю, мне повезло. В свое время я хоть и довольно кратко на ходу познакомился с предтечей всех «крейсеров», да и всех, что там говорить, внедорожников Toyota — спартанским, простым, будто кухонный нож, однако таким харизматичным и обаятельным BJ43. Основываясь на тех, все еще свежих впечатлениях, могу заявить — у далекого потомка легендарного джипа японцы смогли аутентично воссоздать не только внешность. Выходя на обгон, выруливая со второстепенной на главную или прорываясь меж припаркованных легковушек — везде надо вносить поправки. На то, что наружные зеркала не столько показывают, сколько закрывают. На то, что по ощущению переднего габарита «Эф-Джей», будто КрАЗ с его «тремя метрами жизни». На обзорность, как из грузовичка с будкой. На колейность покрытия, которая заставляет Cruiser шарахаться так, словно он какая-то изнеженная легковушка. Это бы напрягало и раздражало, не будь у FJ такой ауры, такого притяжения, заставляющего решительно не обращать на это внимания. И ведь это не кич. Лучшее, на мой взгляд, хоть и немного припозднившееся воплощение ретротяги и дань великому предку, которого в Америке, похоже, помнят до сих пор. Он противоречив — чего стоит техника в виде двигателя из последних поколений и «автомата», коему пять ступеней достались, очевидно, вне очереди. Техника приятная на слух, быстродействующая в разгоне и смене передач, чье старание перечеркивается условной работой шасси, не способного держать машину в узде на сколько-нибудь корявом асфальте. Он — игрушка! Этакий «пепелац», явно требующий много «кэцэ», однако взамен дарящий гордость обладания тем, что вряд ли расплодится в Сибири огромными тиражами. Игрушка непрактичная — четырехместная вместимость нарочитая условность — но довольно по-эгоистически комфортная. За рулем, если отвлечься от баранки, качающейся на коротком «штатовском» плече, да интерьера а-ля Hummer, просторно и по-японски эргономически человечно. Опять же не принимая во внимание «телодвижений» крупных колес и моста, можно сказать, что по гравийке «Эф-Джей» прет с каким-то непринужденным безразличием, на 2WD даже позволяя слегка вильнуть хвостом. И все же основное его кредо — шокировать. Ну, или как минимум дарить визуальную радость наблюдения. В городе он тесен и непрактичен, на длинных загородных прогонах, думается, утомителен и потому в чем-то даже небезопасен. А выкатиться из собственного дома, преодолеть раскисшую грунтовку, покрыв в красивом буксе рельефные боковины комьями грязи, с которыми он все равно будет смотреться эффектно, и подъехать к офису — в этом есть особый шик и кайф. Впрочем, я читал, что в Штатах FJ — объект для комплексного и достаточно глубокого рейдового тюнинга. У нас ему это не грозит. Хотя бы в силу стоимости, которая втрое больше, чем за океаном. Максим МАРКИН
СМЕРТЬ УНИСЕКСУЯ не думал, что эти ощущения вернутся, но это произошло: едва я сел в FJ Cruiser, как почувствовал себя на два десятка лет моложе: как будто я снова служу в Советской Армии сержантом-краснопогонником — командиром БТР. Обилие нарочито простых технических решений, рамная конструкция, символическая обзорность, подчеркнутая грубость во внешней и внутренней стилистике (как апофеоз — три «игрушечных» ретро-дворника) и необузданная мощь — это то, что роднит FJ Cruiser c военной техникой. И все же сугубо утилитарным я бы это ТС не назвал — не случайно его так любят в США. Во время недавних странствий по Флориде я встречал FJ Cruiser куда чаще, чем родственного ему по идеологии Hummer. В популярности подобных автомобилей в Америке я не вижу ничего удивительного, несмотря на полное отсутствие бездорожья (его можно встретить разве что на специально оборудованных полигонах да в национальных парках). Просто американцы крайне неуютно себя чувствуют незащищенными в незнакомом пространстве и принцип «Мой дом — моя крепость» пытаются применить и в отношении автомобиля. И FJ Cruiser при таком подходе — едва ли не лучший вариант, за его массивными дверями чувствуешь себя как в бункере, где запросто можно переждать ядерный удар. Кроме того, в Америке не будет глобальных проблем с обзорностью и маневрированием: из ряда в ряд скакать по прямым многополосным дорогам (а таких подавляющее большинство) там не принято, а все дороги пересекаются под прямыми углами. Но именно обзорность станет главной проблемой владельца при эксплуатации подобного автомобиля в России — потому при пересечении с дорогой, примыкающей под острым углом (а такие у нас на каждом шагу) из-за массивных стоек не видно почти ничего. Со всем остальным глобальных проблем возникнуть не должно — несмотря на габариты, автомобиль удивительно маневрен и динамичен (взгляните на характеристики), а уровень комфорта типичен для утилитарных внедорожников. Те, кто протестует засилью унисекса (а таковых становится все больше и больше), вряд ли обрадуются засилью компьютерных технологий в управлении и многосложным системам в конструктиве. Удивительно, но этот не слишком прожорлив — владельцы говорят о реальных 16-17 литрах на сотню в городской эксплуатации, что сопоставимо даже с кроссоверами. И еще удивительнее, что этот полноценный, динамичный и в меру комфортный внедорожник в Америке в хорошей комплектации стоит $22000. При такой цене в России протест против засилья унисекса превратился бы в массовую дорожную акцию. Ефим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||