|
Удивительно, почему подобные автомобили появились именно в Японии — в стране, где такое явление, как off-road, существует лишь теоретически. Почему люди любят большие и мощные джипы, уже давно известно — за чувство защищенности, просторный салон и, не в последнюю очередь, за статус. А вот из каких соображений в 1994 году японцы решили поставить на конвейер уменьшенную копию (в масштабе 1:1,16) легендарного Pajero II, непонятно. Может быть, для того чтобы предложить малоимущим слоям населения «такой же, только маленький» Pajero, для чего этот трехдверный джипик стилизовали под популярного сородича. Возможно, японцы были небезосновательно обеспокоены нехваткой свободного места на дорогах и считали, что не только семиместные минивэны, но и джипы могут быть крошечных размеров. А может (это, конечно, совсем нереально), додумались, что в России с ее ценами на бензин и тотальным бездорожьем такие компактные и проходимые автомобильчики придутся ко двору. Так или иначе, Mitsubishi Pajero Junior пусть и не стал бестселлером, но обрел немалое число поклонников. Причем во многом благодаря известной паджеровской терпимости к условиям российской эксплуатации. Сразу оговоримся, что Mini и Junior конструктивно очень похожи друг на друга (у них даже многие детали взаимозаменяемы), поэтому те болезни, которые характерны для Junior, частенько встречаются и на Mini. К слову, долго перечислять все неисправности не придется, поскольку оба автомобильчика довольно стойко переносят все тяготы местной эксплуатации. Начнем с двигателя. С 1,1-литрового, поскольку о 0,7-литровом агрегате особо сказать нечего: свежие экземпляры еще не успели показать себя в наших условиях, а машины постарше в сервисах встречались редко — в основном из-за поломки турбины. Все-таки турбина сама по себе вещь недолговечная, особенно на моторах с небольшим рабочим объемом — из-за нехватки крутящего момента она постоянно трудится, что не лучшим образом сказывается на ее ресурсе. Так вот, из характерных болячек для 4А31 удалось выявить лишь одну — большой расход масла на автомобилях с пробегом за 100 тысяч. Причем иногда масляный аппетит достигает 3 литров на 1000 км (!), и многие всерьез задумываются о «капиталке». На деле же до фатального износа колец доходит редко. А вся проблема в маслосъемных колпачках — они могут «умереть» еще до стотысячного рубежа. К тому же этот двигатель в принципе «любит» синтетику — в него помещается всего около двух литров масла, поэтому многие владельцы без особого ущерба для бюджета льют в мотор качественную и маловязкую синтетику. Кстати, эти митсубисиевские агрегаты очень любят высокие обороты (шутка ли — красная зона тахометра начинается аж с 7 тысяч!), а поскольку топать педалью приходится частенько, то и расход масла увеличивается соответственно. Впрочем, те, кто предпочитает экономичный «малооборотистый» режим езды, тоже не застрахованы от визитов в сервис — если периодически не крутить двигатель, то происходит закоксовывание цилиндров, и их приходится чистить. Иначе расход масла и бензина приобретает немыслимые масштабы. Кстати, подобная особенность встречается и на более «взрослых» двигателях — в частности, двухлитровый 1G-FE на Toyota Altezza тоже не любит регулярной размеренной езды. Вторая «гадость», которая поджидает владельцев Junior, — систематическая гибель кислородного датчика. Оригинальный стоит непомерных денег (около 6000 рублей), но можно приобрести универсальный лямбда-зонд Bosch. Одноконтактный (прямого нагрева) обойдется дешевле, но, скорее всего, также быстро выйдет из строя. А вот четырехконтактный (с внутренним подогревателем) прослужит дольше, правда, придется подвести к нему дополнительный источник питания. Стоит также напомнить, что к качеству и своевременной замене ремня ГРМ Junior очень требователен — при его обрыве клапаны гнутся в одно мгновенье. Что касается автоматической коробки передач, то беспроблемной ее, увы, не назовешь. Конечно, aisin’овская коробка сделана с неплохим запасом прочности, поэтому по механической части проблем практически нет. А вот электроника слабовата — блок управления коробкой выходит из строя частенько, особенно зимой. Можно ремонтировать, можно менять блок полностью — владельцы в равных пропорциях придерживаются этих вариантов. Вердикт, в общем-то, один — блок управления АКП не является сильным местом Pajero Junior. Зато никаких проблем с Easy Select не возникает — полноприводная трансмиссия прекрасно чувствует себя и в условиях серьезного (но не длительного) бездорожья, и на дорогах с твердым покрытием. Главное, помнить, что Pajero Junior — это не Gelandewagen и даже не Pajero-старший, тогда трансмиссия будет здравствовать долгие годы. Казалось бы, в таком маленьком автомобиле больше нечему ломаться, однако у машин с пробегом более 80 тысяч км может появиться неприятный гул из-под днища и заметно увеличиться расход топлива. Виной тому трещины на выпускном коллекторе. Эта неисправность встречается у многих Junior — как правило, образуется три трещины по центру коллектора, размером около 5 см. Ремонт затрудняется тем, что коллектор чугунный и плохо поддается сварке, поэтому заплатки — лишь временное лекарство, и тем, кто собрался покупать Junior или Mini, стоит обратить на это внимание. Из-за этих трещин происходит стравливание воздуха, и лямбда-зонд дает неверные параметры инжектору. Отсюда и повышенный расход топлива. Вообще, большинство неисправностей Pajero Junior нельзя назвать фатальными и обусловленными только конструктивными недоработками. Большинства поломок можно избежать, регулярно заезжая на ТО и внимательнее относясь к тревожным симптомам. Вот только посещать СТО нужно чаще, чем обычно. Сильным звеном «Джуниора» можно назвать подвеску. Передняя стоечная и задняя многорычажная 5-линковая, она требует минимум внимания при условии нормальной эксплуатации. Нормальной — это без раллийных прострелов по гравийкам и игнорирования глубоких ям. Энергоемкость у «Джуниора» порядочная, да и 15-дюймовые колеса сглатывают часть неровностей, но до выносливости полноразмерных джипов Junior, конечно, далеко. Тем не менее общую выносливость машины можно признать приемлемой.
РынокЧужой среди своихЧестно говоря, сложно ожидать изобилия этих митсубисиевских джипчиков на авторынке в Рабочем — в последнее время встретить Junior здесь действительно нелегко. Конечно, виной тому возраст модели — даже самому свежему «Джуниору» в этом году исполнилось 10 лет. Кстати, 1.1-литровый двигатель предполагает не самую дорогую растаможку даже за автомобиль старше семи лет, поэтому некоторые энтузиасты малых форм джипостроения иногда привозят такие автомобили со 100% «таможней». Как нетрудно догадаться, покупают такие автомобили в основном девушкам, поскольку мужской пол зачастую комплексует по поводу размеров автомобиля — все-таки менталитет наш не позволяет всерьез воспринимать Junior как джип. Хотя многие мужчины не прочь покататься на нем по пересеченной местности… Стоимость «Джуниоров» в зависимости от местного пробега и возраста может колебаться в достаточно широких пределах — от 160 до 210 тыс. руб. Но, повторюсь, в свободной продаже Junior стал появляться редко. А вот Mini нет-нет, да и засветится на рынке. В основном это турбированные машины в достаточно богатой комплектации и с полным приводом. Цены на автомобили 2000-2004 года выпуска, соответственно, выше, чем на Junior — 240-265 тысяч рублей. Ничего не известно о дальнейшей судьбе Pajero Mini на японском рынке, а пока эти машинки изрядно портят нервы продавцам более крупных Toyota Cami/Daihatsu Terios и Suzuki Jimny.
ЗапчастиРавнение на старшихЧем больше на наших дорогах маленьких автомобилей, тем быстрее развеивается миф о недорогом обслуживании микролитражек. Чем дешевле машина, тем дороже запчасти — увы, такой лозунг крупнейших автопроизводителей уже не новость для автомобилистов. Pajero Junior в этом плане не исключение. Кроме того, в свободной продаже отыскать большинство деталей сложно, да и на разборках «Джуниор» гость нечастый. Те детали, которые придется заказывать, едва ли будут дешевле аналогичных на более крупные автомобили, и, увы, большинство фамильных болячек «Джуниоров» требуют именно тех запчастей, что на прилавках в дефиците. Так, например, нет ни блоков управления АКП, ни маслосъемных колпачков, ни выпускного коллектора. Аналогичная ситуация с кузовщиной и оптикой — отыскать, скажем, бампер или фару практически невозможно. Это подталкивает многих на незавидный «тюнинг» наподобие оптики от «Нивы» и амортизаторов от «шестерки» — полной унификации нет, однако токарные станки и смекалка гаражных умельцев иногда выручают. Слабым утешением служит то, что запчасти, которые все-таки есть в наличии, стоят не очень дорого (по крайней мере, сопоставимы по цене с тойотовскими). Так, например, стойки «вкруг» без учета пыльников обойдутся в 7400 руб., воздушный фильтр 400 руб., оригинальный масляный фильтр 330 рублей, а тормозные колодки — в 1000 рублей. Так что джип — он и в масштабе 1:1,16 джип, а стоимость запчастей на «Джуниор» это лишний раз подтверждает.
ИсторияДолго ли? Коротко.История непосредственно Pajero Junior коротка — он выпускался всего три года. Кстати, его близнец Pajero Mini появился даже раньше, а выпускается и по сей день. Но обо всем по порядку. В декабре 1994-го свет увидел Mitsubishi Pajero Mini, который представлял собой искусно выполненную уменьшенную копию «взрослого» Pajero — грубоватый силуэт, круглые фары, стилизованный под «старшего» салон, а главное, полноприводная трансмиссия Easy Select, включающая в себя пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала. Естественно, были версии и с классическим приводом, но именно применение серьезной полноприводной трансмиссии стало в те годы откровением для всех, ведь в середине девяностых, пожалуй, только Suzuki Samurai мог поспорить с «маленькими Паджеро» по части джиперского арсенала. Спустя год на конвейер встал Pajero Junior. Он отличался от Mini более симпатичным экстерьером, включавшем эффектные пластиковые расширители арок, залихватский спойлер на задней двери и традиционный атрибут больших джипов — полноразмерную запаску в чехле. Но отличия крылись не только во внешнем виде — под капотом «Джуниора» появился 1,1-литровый атмосферный моторчик, развивавший неплохие 80 «лошадок». Кроме того, Junior комплектовался только полноприводной трансмиссией. Вместе на конвейере «Мини» и «Джуниор» прожили недолго — в 1998 году Pajero Mini в одиночку продолжил свое существование. Виной тому стали новые экологические, экономические и т.п. требования для малолитражных автомобилей, и Junior перестал укладываться в жесткие японские рамки (в том числе по части пассивной безопасности). Ныне «младшие» Pajero представлены только «Мини», который после рестайлинга в 1998-м получил чуть более просторный, чем у «Джуниора», салон и более богатые комплектации.
Экспресс-тестOff-road-каморкаPajero — это звучит гордо. Pajero Junior звучит забавно, но выглядит очень даже ничего! Воспроизвести классический облик большого Pajero в компактных размерах японцы сумели играючи: большие джиперские колеса, солидный дорожный просвет, мускулистые бамперы и внушительные расширители арок создают имидж молодежного автомобильчика для активного отдыха на природе. Но яркие эмоции тускнеют, когда проникаешь в салон — бюджетный жесткий пластик унылого серого цвета, прямые линии панелей без намека на изящность… Зато аналогии с большим прототипом усиливаются, ведь «второй» «Паджеро» тоже не был сгустком плавных биоформ. Впрочем, вдвоем сидеть удобно, несмотря на гипертрофированное чувство локтя — классическому русскому мужику в коморке Junior будет тесно, а вот миниатюрной девушке — в самый раз. Про заднее двухместное креслице лучше не вспоминать, а просто положить туда какую-нибудь ручную кладь — на крошечный багажник рассчитывать не стоит. Кстати, если вообще убрать спинки второго ряда, то полезного объема будет уже достаточно для немаленькой поклажи — например, для компактной стиральной машинки или велосипеда. Правда, погрузочная высота порадует только культуристов, которые любят становую тягу. За исключением тесноты, минусов в салоне «Джуниора» нет — эргономика без премудростей, обзорность хороша (иначе и быть не может — при таких габаритах и боковых зеркалах). Пора и драйв знать! Мотор объемом 1,1 литра, мощностью 80 л.с. и на бумаге-то не очень впечатляет. В движении — тем более. Не верьте тому, кто говорит, что Pajero Junior обладает хорошей динамикой. На нем можно спокойно держаться в потоке, не больше. Динамичным прострелам мешают здоровенные колеса, никудышная аэродинамика и трехступенчатый «автомат». К тому же короткий кузов даже на средних скоростях начинает козлить — неуютно. Зато если ехать неспешно, то ямы… Нет, не исчезают (жесткая подвеска все равно дает о них знать), а лишь становятся менее надоедливыми — 15-дюймовые колеса гасят особо грубые толчки. Задорное жужжание моторчика слышно всегда, тем более что шкала тахометра, размеченная ни много ни мало до 9 тыс. оборотов, постоянно шлифуется стрелкой — «Джуниор» любит высокие обороты. На трассе Pajero Junior изгой — больше 120 не разгонишься (страшно), курсовой устойчивости никакой, руль чересчур легкий, а боковой ветер вот-вот сдует с трассы. Лучше покататься по пересеченке — здесь «Джуниор» в своей тарелке. Путаны Москвы Трясет, правда, немилосердно, зато и глубокая колея нипочем, и в откровенную грязь можно забраться. А на буераках легкий руль уже во благо, особенно когда на маленькой скорости нужно то и дело уворачиваться от придорожных деревьев или чересчур глубоких ям. Кстати, многие подвергают это сомнению, но тяги на бездорожье «Джуниору» хватает вполне. Правда, в крутую горку или на размытой пашне лучше трогаться с заранее включенной пониженной передачей и подключенным передним мостом. В итоге впечатления от автомобиля больше положительные, чем отрицательные. Да, в Pajero Junior откровенно мало места, зато он компактный и маневренный, комфорта машине тоже не хватает, зато по проходимости этот малыш заткнет за пояс иной «взрослый» джип. Единственное, что не имеет положительного «полюса» — вялая динамика. Ее можно было бы простить за смехотворный расход топлива, но при активной городской езде Junior может съедать до 10 литров на сотню… Впрочем, аппетит все равно меньше, чем у более крупных внедорожников, но готовы ли потенциальные покупатели жертвовать комфортом и простором ради эфемерной экономии топлива или ради того, чтобы показаться оригинальным? Едва ли, тем более, что по части обслуживания и расходных материалов и без того сомнительная экономичность сходит на нет. Дамский угодник и необычная игрушка для мужчин на уик-энд — пожалуй, только в таком амплуа могут существовать такие автомобили, как Mitsubishi Pajero Junior и Mini.
Егор Климов
Автомаркет+Спорт № 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||