Опыт эксплуатации. Кибальчиш жив (Suzuki Samurai)
Просмотров: 6778
15 Сентября 2006
Suzuki Samurai

Когда-то он уже появлялся на страницах нашей газеты под героическим псевдонимом «Мальчиш-кибальчиш». Было это давно и зимой. Этим летом удалось его повстречать вновь, и в новом облике. Точнее, наоборот, без привычного обличья, а именно со снятым верхом и без дверей. Обнялись с ним, как водится, поговорили, прокатились, а «за встречу» даже размялись на бездорожье. На вопросы «как жизнь» и «как здоровье» были получены бодрые и целеустремленные ответы.

Suzuki Samurai
Suzuki Samurai 1986 года выпуска, леворульный, собран в Германии. Зимой носит пластиковый кожух, летом его снимает, а в этот раз даже и от дверей отказался. И что, не стыдно ходить раздетым? Ни в коем случае! Напротив, голый торс как раз и придает этой машине настоящий законченный образ. Учитывая геометрические параметры, такие как 3,3 метра длины, 1,5 метра ширины, 2 метра в базе и 850 кг живого веса, Samurai вообще невозможно вписать ни в один из существующих ныне канонов.

Я вот все думал, кого же он до боли напоминает в таком виде? Возможно, багги. Хотя нет, неуместно. Понял. Да это же прообраз нынешних мотовездеходов! Ни больше ни меньше. То есть, конечно, больше и грубее любого из них, но концептуально, думаю, Samurai многое подарил создателям ATV. В этом, наверное, и была его историческая миссия.

Suzuki Samurai

Результаты эволюции джипов с натуры

Suzuki Samurai

От выпадения эти ремни вряд ли защитят, но с ними спокойней

Suzuki Samurai

На заднем диванчике тоже можно ехать, тем более есть за что держаться и есть некое подобие защитного каркаса

Кстати, каков агрегатный ресурс полноприводных квадроциклов, толком не известно — еще нет показательного опыта. А вот «Самурай» явно не зря носит свое имя. У нас, например, военные джипы имели только маркировки, а в народе назывались «козлами», отчего и жизнь у них сложилась не так чтобы очень. Японцы же дали этой машине гордое национальное название, в котором смысла больше, чем в Land Cruiser или Patrol.

В общем, интересоваться его возрастом и спрашивать о здоровье как-то и не прилично. В этом организме просто нет места для тех недугов, какими заразилось и болеет нынешнее поколение, причем в масштабах эпидемии. А рецепт долгожительства очень прост: сплошной металл, чистая механика и ничего лишнего.

Suzuki Samurai
То есть лишнего нет до крайностей. Какая уж тут электроника, если нет даже многих вспомогательных систем из разряда элементарных. Таких как вакуумный усилитель тормозов, гидроусилитель руля или гидропривод сцепления. Да что там, здесь примитивный однокамерный карбюратор, ручная воздушная заслонка, контактное зажигание и 4-ступенчатая коробка, благо, полностью синхронизированная. В общем, достойный конкурент нашему ГАЗ-69.

Зато имеет такое, что многие нынешние «джипы» видят только в сладких снах, хотя другие, несомненно, в кошмарных. Не в меру могучая рама и мосты, жесткое подключение переднего с ручными колесными муфтами, раздатка через кардан, влагоотстойник в корпусе воздушного фильтра, жесткая принудительная блокировка заднего дифференциала. Даже предусмотрен гидродемпфер рулевых тяг! И совсем уж эксклюзив — съемные ступичные проставки для расширения колеи, которые входили в штатную комплектацию.

Suzuki Samurai
Проставки для лифта к ним не прилагались, но лифт здесь и без особой надобности. Даже шины слегка нестандартного размера уже обостряют впечатление. Да хотя бы эти Bridgestone размером 215/70 R15. Пусть не самые агрессивные, но известной серии Desert Dueler, предполагающие езду по небольшому бездорожью. Однако и фирменные лифт-комплекты для этой модели можно заказать, причем не очень дорого, а еще дешевле и не сложно «лифтануть» машину самостоятельно. Резервы для этого на виду: взять хотя бы рессоры, которые достаточно пустить поверх мостов.

Но глядя на него, сразу видно, рыть носом землю до умопомрачения не заставляли — в основном последние годы жил в «прогулочном» темпе, в ежедневных трудах на бездорожье вовсе не убивался.

А ведь с прежнего места службы уходил в довольно потрепанном состоянии. Двигатель дымил, блокировка заднего дифференциала не работала, на днище кузова следы сквозной коррозии. В общем, некий восстановительный курс прошел, в том числе «переборку» агрегатов трансмиссии — замена сальников и регулировка зацепления шестерен, а также замена синхронизатора 4-й передачи, в качестве которого с расточкой подобрали от коробки «Москвич-408».

Suzuki Samurai

Несмотря на размеры джипа, его внедорожная часть очень серьезная, в том числе есть демпфер рулевой трапеции, и на буераках его работа очевидна

Но до восстановления блокировки, выполненной по очень простой и надежной схеме, руки не дошли. Видимо, прежние хозяева просто забывали выключать ее после «грязей», вилка зацепления и обломилась. Но эту деталь нетрудно изготовить.

Какое-то время ездил, но двигатель просился на ремонт — компрессия была низкой, литровый объем уже не развивал свои положенные 45 сил, да и масло «уходило». Лечение прошло без каких-то проблем, и найти основные запчасти для маленького, но 4-цилиндрового верхневального двигателя, было не трудно.

Suzuki Samurai

Родные муфты фирмы Aisin до сих пор работоспособны, а передние тормоза, между прочим, дисковые!

Suzuki Samurai

Несложная конструкция и высокая ремонтопригодность, но литра объема все же явно не хватает

Более того, с учетом пониженной степени сжатия (8,5), небольшая настройка по зажиганию (этакий «чип-тюнинг») благословила на заливку в бак «экономичного» 80-го бензина (сегодня он почти на 2,5 рубля дешевле 92-го), который употребляется в районе 8-10 литров. В подвеске некоторые родные листы уступили место «москвичовским», менялся диск сцепления с подшипником. Вот, пожалуй, и все основные заботы по технической части за последние годы.

В остальном Samurai для хозяина как молчаливая тень, без жалоб и просьб, незаметный для бюджета и не обременительный для парковок — если что, может втиснуться, вскарабкаться или спрятаться в самых немыслимых для автомобиля местах.

Другое дело, в покое не может оставить сама «игрушечность» и в какой-то степени декоративность джипа. Он невольно вызывает желание взять и «повертеть» его так и эдак в руках, подумать, как ребенку над машинкой-конструктором, что здесь можно добавить, улучшить и настроить по своему разумению. Несмотря на миниатюрность, стартовая площадка для полета творческой мысли здесь космического масштаба.

Но в том-то и дело, что за исключением мелких внедрений, джип за последние годы ничуть не лишился естественной красоты и природного обаяния. Поэтому «седлать» его родные кресла с износостойким кожзаменителем, глядеть в мотоциклетный щиток приборов и держаться за руль-штурвал есть удовольствие натуральное, ничем не испорченное.

А когда не то что крыши, но даже нет дверей, то и никакие габариты уже не давят, никакой стесненности нет и в помине. Разве что в жаркий солнечный день садишься на черный дерматин как тот уж на сковородку, зато в дождь не страшно за обивку, она непромокаемая. Правда, и чувство защищенности уже не автомобильное — не вывалиться бы на ходу!

Впрочем, не все так страшно. Во-первых, родные кресла имеют узкий спортивный профиль хоть с какой-то боковой поддержкой. Во-вторых, дуга и каркас безопасности небесполезно и успокоительно «зарешечивают» внешний мир. А в третьих, что как раз из разряда малозаметных, но стильных штучек — вместо дверей хозяин устроил страхующие ремни на карабинах. И пусть роль их тоже больше декоративная, однако ж с защелкнутыми ремнями как-то спокойней психологически — а это тоже много значит.

Конечно, специалисты Suzuki в свое время что-то «попутали», наделив Samurai литровым моторчиком. С места он прыгает лихо, даже шейные позвонки перегружаются, но двигатель быстро «гаснет» — все его невеликие обороты камнем тонут в омуте коротких ступеней. «Сжатая» под махонький момент трансмиссия и отсутствие пятой передачи ограничивают крейсерскую скорость максимум на 65 км/час. Дальше разгоняться можно, но не хочется. Из-за напряженного шума и вибраций.

Да и ходовые повадки сразу дают понять, что джип состоит из отдельных и очень серьезных агрегатов. Например, сущность «неподрессоренных масс» проявляется с наглядностью учебного пособия. Кажется, что при раздетом кузове зависимые мосты составляют не меньше 2/3 снаряженной массы. Пока скорость небольшая, одиночные колдобины Samurai рассекает сплеча, едва вздрогнув. Плавность хода вполне сносная — нутро от жестких встрясок не страдает.

Однако на скорости и на разбитом участке машина пускается в пляс: отбивает мостами чечетку, подкидывает кузов и сбивается с курса. Конечно, такое поведение корректируется, но немного напрягает. Впрочем, в городе об этом и не думаешь, просто потому, что оказываешься в центре внимания и понимаешь, для чего можно обладать таким джипчиком — хотя бы для хорошего настроения, для создания вокруг сплошного позитива!

Да, именно с таким на улицы города приносишь праздник — большинство пешеходов и водителей улыбаются, сигналят и показывают «класс!». Попалась группа симпатичных студенток, которые даже завизжали от необычайного зрелища. А много ли сегодня автомобилей способно так положительно-бурно влиять на людей?

И все же из городской толчеи ныряешь на безлюдную пересеченку с каким-то облегчением. В городе нелегко держаться общего потока, а подгонять консервативного «Самурая» под чужие требования дело неблагородное. Да он и сам вне цивильных дорог себя лучше чувствует. Удивительные все-таки у него свойства. Пролезет, кажется, в игольное ушко, во всяком случае, можно легко разъехаться с грузовиком на «одноколейной» дорожке.

Все буераки «облизывает» с кропотливостью жука. Подробно, как изограф на бумаге, обрисовывает сложную неустроенность ландшафта. Через пять минут понимаешь, что задеть чем-то что-нибудь даже без лифта задача непростая. И вот уже «сдуру» кидаешься на что попало, в том числе на кучу с песком и камнями, приготовленную как раз для строительства дороги. Черпанул породы бампером, в кучу уткнулся колесом, мостом и рессорами. Раскорячился, забуксовал. Вроде сели, а тут еще и блокировка не работает.

Однако ж немного подергавшись взад-вперед, вынырнул как перышко. Да его достаточно было подтолкнуть одному человеку, веса-то почти нет! И ведь двигатель в этих условиях не назовешь дохлым. Хотя, конечно, газовать и работать сцеплением приходится в «усиленном» режиме, более напряженно, что ли. Вот если бы сюда моторчик потяговитей, цены бы ему не было. А можно бы еще поставить... Нет, не надо пустых слов, фантазия конструирования может литься долго.

Даже и не знаю, чем Samurai покоряет! Точнее, обращает в свою веру. Ведь и с комфортом здесь туговато, и динамики хватает только на «короткие дистанции», и для дальних поездок уж точно не приспособлен. А машину подобную хочется! Я даже стал высматривать на рынках праворульного потомка Jimmy в версии Metal-Top, чтобы познакомиться и провести сравнения поколений, однако так просто не встречаются, к сожалению.

Василий ЛАРИН

Автомаркет+Спорт № 32

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог