СКЛАДНЫЕ АТЛАНТЫ
Домкрат, как и баллонный ключ, пока еще обязательный элемент автомобиля (случаи, когда производитель не предусматривает замену колеса, редки, так что оставим их за скобкой). Как правило, этот дуэт присутствует в комплектации даже автомобилей б/у, не говоря уже о конвейерных. Но домкраты различаются по типам — гидравлические, пневматические, винтовые. Какой из них удобнее? Мы решили выяснить это опытным путем.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Перед тем как подставить домкрат под автомобиль, надежно его зафиксируйте: включите передачу в механической КП или режим Рarking при «автомате», затяните стояночный тормоз и подставьте под колеса с противоположной подъему стороны автомобиля упоры. В крайнем случае упоры ставятся под колесо, диагонально противоположное поднимаемому. Не работайте под автомобилем, когда он стоит только на домкрате — подставьте устойчивый упор, а если его нет, то хотя бы подложите под нижнюю точку запаску или снятое колесо. В случае падения автомобиль поднять будет легче, да и последствия менее опасны. Вот пример из жизни. У ВАЗ-2101 время от времени заедал трос ручного тормоза. Водитель быстро поднимал автомобиль домкратом, нырял под днище и отверткой трос высвобождал. В один весенний день, отъезжая от гаража, наш герой понял, что трос заело. Быстренько подняв «Жигули» штатным домкратом, он сноровисто шмыгнул под днище и высвободил трос. Автомобиль в это время снялся с «ручника» и, покатившись, слетел с домкрата, придавив водителю грудную клетку. «Дыхание сперло, крикнуть не могу, только ногами сучу с затухающей частотой», — рассказал он потом. Это увидели соседи, подбежали и приподняли автомобиль за крыло. Вытягивали «мастера» за ноги. С тех пор он стал тщательно фиксировать автомобиль.
Гидравлические
Пятитонный
На вид изделие неуклюжее, тяжелое (килограммов 10) и неудобное в обращении. Такие домкраты редкость, тем более в свободной продаже — достаются, как правило, «по наследству» от водителей грузовиков. Поднять он может любой автомобиль, вплоть до вседорожника, но его минимальная высота в 240 мм великовата для легковых автомобилей — не под каждый подставишь. Но если получилось, поднимать автомобиль легко, усилие на рычаге небольшое. Удобно регулировать опускание — гидравлика позволяет это делать с высокой точностью. Неудобен только доступ к головке винта, да и сама головка у многих изделий, особенно старых, квадратного сечения и требует дополнительного ключа или пассатижей. Начальная высота домкрата может быть увеличена за счет выворачивающегося винта, что полезно при использовании под грузовиками. Благодаря большой площади опоры и массивному вертикальному гидроцилиндру домкрат очень устойчив. Недостаток — небольшая стальная пята-опора с плохо выраженными канавками, которой не просто попасть в опорную площадку, да и ребра порогов легко погнуть. Рекомендовать такой домкрат можно владельцам вседорожников, небольших грузовиков, минивэнов и автобусов. Плюсы домкрата — большая грузоподъемность и долговечность (испытываемому нами изделию более сорока лет, а он еще хоть куда). Использовать его можно и в бытовых целях: последняя его работа — перемещение большого дома в паре с таким же ветераном на несколько метров в сторону.
Двухтонные
Изделие тайваньского производства встретилось нам в пав. № 11 «Меркурий-Авто» рынка «Знаменский» среди масел и автохимии. Самый небольшой из модельного ряда (есть двух-, трех- и пятитонные) стоимостью в 350 рублей мы и взяли для знакомства. Привлекательное на вид и довольно легкое изделие, со складной рукояткой впридачу хорошо «ложится» в багажник при условии, что будет определено в «футляр» — ярко-красная краска корпуса оставляет следы на всех местах соприкосновения. Минимальная высота домкрата 160 мм позволяет подставить его почти под любой легковой автомобиль, только вот круглая опорная пята может замять ребро порога. Усилие при подъеме автомобиля на рукоятке невелико, и 100 мм хода штока быстро выбираются — может и не хватить на мягком грунте. Не помешала бы домкрату и дополнительная опорная площадка. Чтобы опустить домкрат, достаточно повернуть вентиль — в тонком конце рукоятки предусмотрены для него пазы. Скорость опускания хорошо регулируется. По грузоподъемности домкрат почти универсален — можно поднять легковой автомобиль или вседорожник. Но вот вряд ли он сможет прослужить долго.
Изделие фирмы Sata было приобретено в фирменном павильоне № 32 ТЦ «Автоград». Внешне кажется, что его грузоподъемность больше заявленных двух тонн. Но и цена в 4 раза выше тайваньского аналога. С габаритами 492х218х143 мм и весом более 10 кг он более уместен в руках профессионала, чем частного автовладельца. Но несмотря на вес, домкрат удобен в работе — есть ручка для переноски, на колесиках его не трудно подкатить под любую опору автомобиля. При упоре, чтобы не замять ребро порога на пяту, желательно подкладывать толстую резину. Домкрат подойдет под любой автомобиль — его минимальная высота составила даже меньше заявленных 130 мм — 115. Максимальная высота подъема 355 (заявленная 350) мм, то есть рабочий ход составил 240 мм, что достаточно для любого автомобиля. Усилие на рукоятке при подъеме автомобиля невелико, сам домкрат по мере подъема «подъезжает» под автомобиль — на мягком грунте работать неудобно, а то и невозможно. Для него необходим твердый пол или, по крайней мере, доска, большая по габаритам, чем сам домкрат. Устойчивость с поднятым автомобилем у домкрата Sata отменная. Для опускания в рукоятке предусмотрен паз под клапан, сам процесс не сложен, но к нему надо приноровиться. При резком откручивании клапана автомобиль может просто упасть. Опорная пята домкрата пружиной отводится до минимальной высоты, у двух предшественников для этого надо приложить дополнительное усилие.
Винтовые
Упорный
Обыкновенный, только большой винт с упорной резьбой — такие домкраты известны с незапамятных времен, да и сейчас время от времени встречаются в продаже с небольшими отличиями механизма переключения подъема-опускания: где используется перекидной флажок, а где односторонний переворачиваемый клин (как у нашего образца).
Домкрат имеет небольшие габариты и вес. Неудобна круглая опорная площадка, но свою задачу она выполняет отлично. Работать домкратом, если удастся подставить под автомобиль (минимальная высота 180 мм), удобно. У домкрата на опорной пяте паз, в который хорошо «ложится» ребро порога, однако желательно подкладывать резину — краска будет целее, да и борт порога не погнется. Усилие на штатной рукоятке, вставляемой в гнездо суппорта (фактически это просто гайка), выше среднего, может потребоваться применение рычага. Поднимается автомобиль медленно, но на 400 мм, и устойчив в поднятом положении. Грузоподъемность неизвестна, но из опыта можно предположить, что как минимум тонны 3 выдержит. Домкрат из-за его жесткой конструкции можно использовать в качестве подставки-козелка при ремонте автомобиля или при его длительной стоянке для разгрузки деталей подвески (в этом случае потребуется два домкрата).
Выдвижной
Такой домкрат ошибочно называют гидравлическим из-за внешнего сходства. Им укомплектовываются японские малотоннажные грузовики и некоторые вседорожники (начальная высота в 180 мм, ход — 220 мм). В комплекте с домкратом идет длинный вороток с крючком и рукоятка, соединяемая с воротком посредством прямоугольного паза. Воротком домкрат можно подставить под дальнюю опору автомобиля или под картер моста. При необходимости вороток удлиняется насадкой. Крючок на конце воротка служит для вращения суппорта домкрата, им же домкрат подставляется под автомобиль и вытаскивается из-под него. Усилие на рукоятке при подъеме невелико, и автомобиль довольно быстро поднимается. В поднятом положении домкрат устойчив и обладает хорошей грузоподъемностью. На его опорной пяте имеются два крест на крест плохо отформованных паза, из-за чего служат скорее символом. При использовании с легковым автомобилем резиновая прокладка обязательна — при нашем эксперименте кромка порога погнулась. Недостаток — длинный вороток: работать неудобно, найти место сложно.
«Жигулевский»
Так называется домкрат, винт которого приводится во вращение через коническую зубчатую передачу в верхней части, а гайка-суппорт с прикрепленным к нему подъемным стержнем двигается по винту. Нам попался старенький образец от потрепанной «Волги» ГАЗ-24. Стержень был переделан под «жигулевские» домкратные гнезда. При вращении небольшой рукоятки автомобиль легко, но медленно поднимается и так же опускается. Домкрат способен поднять автомобиль едва ли не с земли, высота подъема превышает 450 мм. Небольшое усилие на рукоятке при подъеме и минимальная начальная высота — это все его достоинства. Большая длина домкрата вызывает сложности при размещении в багажнике. В «Жигулях» для него есть штатное, но неудобное место, поэтому часто он болтается «просто так». Близкое расположение стойки к кузову, как и невысокая устойчивость в поднятом состоянии, часто приводит к вмятинам на кузове. Домкрат может оказаться бесполезным, если согнуты или сгнили домкратные гнезда. К тому же он может их вывернуть при подъеме, если вовремя не обнаружить коррозию. Зимой домкратные гнезда заполняются водой и снегом и, замерзнув, становятся бесполезными. При случае такой домкрат лучше заменить.
Г-образный
Минимальными по размеру изделиями комплектуются многие автомобили (в частности, «девятки», ИЖи). Конструкция похожа, отличия только внешние. Наш экземпляр в поднятом положении напоминал букву Г, другие — У. В редакционном Focus он проспал весь период эксплуатации, и это был его первый выход в свет. Приятно «ложится» в руки — легкое, аккуратно собранное, эргономичное изделие. Рукоятка для вращения винта не отсоединяется. Правда, сразу не понятно — что куда подставлять. Опорная площадка и скоба под порог подпружинены, все сжато в компактный блок с баллонным ключом и перетянуто резинкой. Подставить домкрат под автомобиль сложно: одной рукой крутить за рукоятку винт, другой нащупать порог и, преодолев сопротивление пружины, приладить опорную площадку домкрата под опорное место порога. Одновременно требуется определить опору на землю строго по вертикали от порога. Получилось, но чтобы поднять автомобиль, требуется правильно сориентировать рукоятку, хитрый изгиб которой не дает однозначного понимания положения при вращении. Наконец автомобиль поднимается, и довольно легко. 120 мм хватило, чтобы вывесить колесо, общий ход примерно 170 мм. Когда колесо оторвалось от земли, автомобиль стал покачиваться: крошечной опоры домкрата недостаточно для хорошей устойчивости, да и конструкция хлипковата. На мягком грунте с такой опорой можно уронить автомобиль. Лучше использовать жесткую опору толщиной 20-25 мм и размерами примерно 180х180 мм. Опускать автомобиль легко, а вот складывание домкрата опять потребовало времени — все собрать в компактный узел непросто. Основное достоинство домкрата — минимальные габариты и вес, а вот опорная пята — недостаток.
Параллелограммы
|
При потере воротка можно обойтись баллонным ключом |
Подобные домкраты широко распространены в японских автомобилях — различия только в опорных площадках и рукоятках привода. Штатный домкрат Honda Accord вызвал некоторое замешательство. Прямой вороток с крючком на конце и баллонный ключ — непонятно, чем крутить винт. Тем и другим неудобно. Оказалось, прямоугольный паз есть в ключе под соответствующий конец на воротке. В сборе получился «кривой стартер», которым легко вращается винт и поднимается автомобиль. Ход домкрата от 115 до 350 мм, чего вполне достаточно для подъема почти любого автомобиля. Усилие на сборной рукоятке при подъеме невелико, а к концу хода домкрата еще уменьшается. Устойчивость на твердой поверхности удовлетворительная, автомобиль не упадет, но на мягком грунте или неровной поверхности запросто может завалиться. Опорная площадка под порог автомобиля у домкрата имеет небольшую выемку для ориентации, но желательно на нее подкладывать резину, иначе краска на кромке порога будет повреждена.
Домкрат Toyota отличается от Honda опорной площадкой под автомобиль, местом сцепления с воротком и самим воротком. Вороток сразу выполнен в виде «кривого стартера» с крючком на конце. Для облегчения вращения при подъеме автомобиля на вороток надеты две полихлорвиниловые трубки, скользящие по поверхности воротка при вращении. А если перед подъемом автомобиля в зазор между трубками и стержнем капнуть немного смазки, то усилие вращения минимальное. Опять же на мягком грунте желательна подкладка большей площади, чем штатная опора. Опора под порог у домкрата сложной формы и охватывает его, но все же резиновая подкладка желательна: она и кромку порога сохранит, и небольшие перекосы установки компенсирует. Оба параллелограммных домкрата имеют минимальную начальную высоту и достаточный ход для смены любого колеса. Грузоподъемность от 600 до 1000 килограммов и обозначается на наклеенной табличке. Изделие не предназначено для частого использования, поэтому выполнено из неизносостойкой стали. Известен случай, когда на винт такого домкрата попала грязь, владелец не придал значения возросшему усилию на воротке при подъеме, и при очередном использовании часть резьбы «срезалась». Пришлось выбрасывать. При своих минимальных размерах в сложенном положении такой домкрат легко размещается в багажнике.
Hi-Jack
Редко, но встречается реечный домкрат (когда-то им комплектовались «Волги» ГАЗ-21 и заднеприводные «Москвичи»). Как и «жигулевский», он имеет шарнирно соединенный с суппортом подъемный рычаг и требует специальных гнезд под днищем автомобиля. Ко всем недостаткам «жигулевского» домкрата добавим необходимость сборки из трех составляющих, неудобство переключения подъема-опускания, а иногда и полный отказ от работы из-за отвратительного качества изготовления. Но с развитием off-road-движения реечные домкраты вновь стали популярными в несколько измененном виде — массивная надежная конструкция, высота подъема иногда больше метра. Используются они для вытаскивания застрявшего автомобиля. Но и для замены колеса он вполне подойдет. Из-за больших габаритов используется только во внедорожных вылазках.
Пневматические
Колесо подъемное
Этот пневмоподъемник изобретен шиномонтажниками, в личном пользовании он невозможен из-за своих габаритов. Изношенная шина смонтирована на диске, усиленном стальными накладками с обеих сторон. Вместо штатного вентиля приваривается стальной трубопровод со штуцером и клапаном. Шина при накачивании расширяется во все стороны, что и используется для подъема автомобиля. Пневмодомкрат горизонтально кладется под автомобиль, в качестве упора используется отрезок обыкновенной доски. При подаче давления в шину автомобиль быстро поднимается на высоту, достаточную для снятия колеса. Опускается автомобиль простым стравливанием воздуха. Устройство надежно и долговечно, изготавливается быстро при минимуме затрат. Для использования на разных автомобилях, в зависимости от необходимой высоты подъема, пневмодомкрат изготавливается из колес различного размера.
ЧТО ВЫБРАТЬ
Особых мук выбора быть не должно — хорошие домкраты можно найти у продавцов «контрактных» запчастей или на разборке. Можно поискать и новый, но предпочтительней параллелограммный. Покупать домкрат надо только с указанной грузоподъемностью не менее половины полной массы автомобиля. На японских это всегда указано. Перед покупкой обратите внимание, как складывается домкрат, в каком месте автомобиля вы будете его перевозить и удобно ли им будет работать. Сотня-другая сэкономленных на покупке домкрата рублей в дальнейшем может обернуться сильной головной болью как в переносном, так и в прямом смыслах.
Николай РУДЫХ
"Автомаркет + Спорт" №27 08.07.05
|