|
Не слишком ли стар даже для рубрики second-hand автомобиль, чей дебют состоялся в далеком уже 1996 году, а конец производства пассажирских версий пришелся на осень 2001? Может, и стар, да вот только этот автомобиль по-настоящему STAR — то есть настоящая звезда нашего авторынка! И несмотря на то что всего несколько месяцев не хватает до того момента, когда TownAce Noah в своей пассажирский ипостаси окончательно перешагнет планку семилетнего возраста, популярность этих микроавтобусов продолжает оставаться весьма и весьма высокой. Но чем этот автомобиль завоевал такую любовь сибиряков? В России традиционно любят седаны, и чем больше — тем лучше. Однако японцы открыли нам прелести многоместных, комфортабельных и универсальных автомобилей. Во второй половине 90-х годов японские микроавтобусы стали по-настоящему семейными транспортными средствами. И то, что сегодня они несколько сдали свои позиции — не их вина: просто слишком много появилось разнообразных минивэнов, которые по ряду позиций обыгрывают традиционные микроавтобусы. Тем не менее, последние во второй половине 90-х годов значительно видоизменились внешне, стали безопаснее и проще в обслуживании. А модели-близнецы Toyota TownAce Noah/LiteAce Noah смогли впитать в себя наиболее сильные стороны старых микроавтобусов, и наиболее оптимальные преимущества новых, как то: упрощение обслуживания, улучшение показателей пассивной безопасности, увеличение комфорта. Тем не менее, время показало, что и TownAce Noah не во всем идеален. Мало того, у этой модели есть ряд недостатков, как минимум один из которых можно признать весьма неприятным, причем проявляется он именно в наших условиях эксплуатации, а точнее — в нашем холодном климате. Впрочем, обо всем по порядку.
Проблемная надежностьОсновным двигателем для TownAce Noah следует считать рядную бензиновую 2,0-литровую «четверку» 3S-FE. Особо представлять этот мотор нет смысла — его отлично знают и автовладельцы, и сервисмены. 3S считается одним из самых надежных японских моторов, а его неприхотливость позволяет выполнять ремонт буквально «на коленке». Однако именно под капотом Ноя 3S-FE проявляет свою крайне неприятную особенность: двигатель капитулирует в условиях сибирской зимы. Впрочем, слово капитулирует не совсем точное, поскольку мотор честно старается исполнить до конца свою работу. Но в конце концов он умирает, причем очень быстро и как правило насовсем: двигатель просто клинит. И хорошо, если перед этим лампочка аварийного давления масла успеет моргнуть раз-другой — это дает владельцу маленький шанс успеть сохранить мотор ценой немедленной его остановки и вызова эвакуатора. Но чаще лампочка загорается только после аварийной остановки (а точнее стопора) двигателя. Причина кроется в совокупности некоторых конструктивных особенностей самого 3S-FE и его продольного расположения под капотом TownAce Noah, а конкретно — в перемерзании патрубка вентиляции картера, который забивается масляными отложениями. Катализатором неприятностей может стать и загрязнение воздушного фильтра. В этом случае картерные газы начинают усиленно засасываться во впускной тракт, что провоцирует повышенный расход масла на угар (поэтому владельцы не находят следов утечки масла под капотом). А если в этот момент от потока холодного воздуха патрубок начнет перемерзать, неизбежно содержащиеся в картерных газах водяные пары очень быстро образуют в нем ледяную пробку. Отсос газов прекращается, внутреннее давление возрастает, и масло буквально выдавливает из двигателя через сальники и канал масляного щупа, не рассчитанные на сдерживание такого давления. В принципе, подобное развитие событий так или иначе вероятно для любого бензинового двигателя, но именно на TownAce Noah, где двигатель расположен продольно и патрубок вентиляции находится фактически на «сквозняке», данная неприятность проявляется особо часто и остро. Что интересно, за дизельными двигателями, а равно и за бензиновым 1,8-литровым 7K, устанавливаемым на грузопассажирские версии модели, подобного не замечено. Однако во всем остальном 3S-FE полностью оправдывает свою репутацию достаточно простого и неприхотливого двигателя — даже две катушки зажигания вместо одной никоим образом не влияют на его надежность и безотказность. Разве что можно отметить раннее увеличение зазора клапанов 3-го и 4-го цилиндров, связанное, как предполагают иркутские мастера, с тем, что именно к этим цилиндрам выведена система рециркуляции отработанных газов (как известно, сажа является отличным абразивом). Еще один распространенный на Ноях мотор — 2,0-литровый дизель 2C, а также его 2,2-литровый вариант с турбонаддувом 3C-T (3C-TE) и без оного 3C-E. Буква E в индексе говорит о том, что эти двигатель имеет электронно-управляемый ТНВД, диагностика которого без специального сканера невозможна. Эти дизеля обладают меньшей по сравнению с базовым бензиновым вариантом мощностью и не способны наделить достаточно тяжелый микроавтобус должной для современного легкового автомобиля динамикой (особенно это касается атмосферного 2,0-литрового дизеля на грузопассажирских версиях). Однако дизеля наверстывают свое за счет высокой тяговитости и экономичности. Мы не будем говорить о таких распространенных слабостях дизелей серии C, как склонность к перегреву или износ турбины — это всем известно, хотя благодаря расположению моторов спереди, на TownAce Noah проблема с перегревом стала уже не такой актуальной. А у более мощного 2,2-литрового 3C-T она проявляется в еще меньшей степени, нежели у старого 2,0-литрового 2C. Однако полностью проблема не исчезла, поэтому владельцам пассажирских дизельных Ноев не стоит увлекаться скоростью (особенно на горных участках, где турбодизель, казалось бы, тянет особенно хорошо). Ну и, конечно, необходимо следить за состоянием пробки радиатора, и при малейшем подозрении на ее старение и потерю герметичности — менять на новую. Большинство дизельных TownAce Noah имеет ТНВД с одной плунжерной парой, срок службы которой зависит от качества топлива. Известный иркутский дизелист Владимир Кузаков настоятельно советует владельцам дизельных автомобилей ставить дополнительный фильтр Separ 2000, причем ставить его необходимо после штатного фильтра. Иногда требует замены управляющий соленоид подачи топлива, что обойдется от 4500 до 11000 руб. в зависимости от модификации и года выпуска (чем моложе, тем дороже). Из других характерных неисправностей дизелей Ноя можно отметить дефект опережения впрыска, а также изредка — короткое замыкание в блоке управления ТНВД. Что касается типа ТНВД, то ни механический, ни электронно-управляемый варианты по надежности и сроку службы принципиально не отличаются — разве что во втором случае не везде смогут сделать диагностику двигателя (требуется сканер). Наконец, необходимо отметить и 1,8-литровый бензиновый 7K, и 1,5-литровый 5К, которые ставились только на грузо-пассажирские варианты, причем 1,8-литровый мотор в последние годы выпуска (буквально до конца 2007 года) остался безальтернативным. Узнать что-либо интересное или компрометирующее про устанавливавшийся только в первые годы выпуска 1,5-литровый 5K (кроме того, что это был единственный двигатель с карбюратором на TownAce Noah), по причине особой редкости и малораспространенности таких машин, не удалось. А вот что касается 1,8-литрового 7K, то пока серьезных минусов за этим мотором не отмечено. Да, он не особо мощный, однако своему грузо-пассажирскому назначению соответствует — неплохо тянет с низов, имеет достаточный ресурс и не просто ремонтопригоден, а допускает даже капремонт, после которого способен проработать до 100000 км (если менялись только кольца), и до 150000 км после расточки цилиндров. Кроме того, необходимо следить за состоянием масла, поскольку при его несвоевременной замене может пострадать гидронатяжитель цепи ГРМ.
классический вариантСказать что-либо плохое по поводу коробок передач на TownAce Noah сложно, поскольку автомат отличается традиционной для Toyota надежностью, а МКП и вовсе можно считать вечной (возможная замена сцепления, зависящая от водителя и его умения обращаться с МКП не в счет). Базовый привод у Ноя — на задние колеса. Полный же привод осуществляется по схеме Full Time-V с межосевым дифференциалом и блокировкой посредством вискомуфты закрытого типа. Эта схема позволяет не думать об управлении полным приводом, а также использовать 4WD постоянно. Однако она же не допускает полной блокировки межосевого дифференциала, что вкупе с отсутствием межколесных блокировок не позволяет рассматривать полноприводные TownAce Noah как автомобили для бездорожья — полный привод здесь позволяет увереннее передвигаться по льду или снегу (неглубокой грязи), но не более того. Подвеска у TownAce Noah выполнена по классической для японских микроавтобусов схеме. Спереди — два рычага и торсион в качестве упругого элемента. Сзади — неразрезной мост с пружинами на всех версиях. Подобное сочетание позволяет добиться почти идеального сочетания выносливости, грузоподъемности и плавности хода при неплохих характеристиках управляемости. Из слабых мест можно отметить бронзовые ступичные втулки спереди на полноприводных версиях, которые время от времени разбиваются на наших дорогах. Можно считать уже традиционными для японских машин и претензии ко втулкам стабилизаторов (как спереди, так и сзади). Также отмечены случаи подклинивания передних тормозных суппортов (лечится обычной разборкой и смазкой всех направляющих). А еще достаточно часто приходится менять верхние шаровые опоры, которые можно считать наиболее дорогой составляющей подвески Ноя (поскольку производителем их предписано менять только в сборе с рычагом). Как плюс можно отметить одинаково доступную стоимость передних и задних амортизаторов. Иногда проблемой для владельцев Ноя могут стать… колесные диски. Как ни странно, но их (особенно это касается легкосплавных) не всегда бывает просто найти. Проблема может возникнуть даже с шириной диска на пассажирских моделях. Так, в большинстве случаев попытка поставить диски с шириной обода 6,5 дюймов приведет к тому, что колесо будет задевать верхний рычаг подвески. Поэтому при размере шин 195/65R15 или 205/65R15 ширина обода предписывается только одна — 6 дюймов ровно (6JJ ET 40-35). Еще одна особенность дисков Ноя — разное количество отверстий для шпилек. При размере PCD в 114,3 мм (DIA 60) у заднеприводных вариантов этих отверстий четыре, а на полноприводных — пять. Что касается грузопассажирских Noah, здесь все проще: размер шин 195/70R14, а дисков — 5,5JJ PCD 4/114,3 (ET45, DIA60), хотя иногда встречаются автомобили на 13-дюймовых колесах.
прогрессивныйВ основе TownAce Noah лежит рама, но не отдельная, а интегрированная непосредственно в структуру кузова. Возможно, именно поэтому на наших неровных дорогах многие владельцы первого поколения Ноев отмечают регулярно появляющиеся постукивания дверей (прежде всего боковой сдвижной и задней багажной). Да и в целом двери могут многих разочаровать — слишком уж дешевый и дребезжащий звук издают они при закрывании. Другая особенность кузова TownAce Noah — изначально заднеприводная компоновка с расположенным спереди двигателем. Благодаря тому, что последний переместился под небольшой, но хорошо выраженный капот, его обслуживание стало на порядок проще и удобнее. Да и пассивная безопасность возросла: собственно, она-то и стала причиной появления полукапота спереди. Попутно уменьшилась шумность в салоне, передние седоки получили возможность прохода назад не выходя из автомобиля. А еще стало более эффективным охлаждение у дизельных двигателей. Кроме того, у TownAce Noah возможно приобретение версий с увеличенной высотой крыши, а также с одним или даже двумя люками. На пассажирских версиях боковые окна имеют возможность приоткрываться, а в сдвижных дверях стекла можно опустить. Очень широкие возможности трансформации предоставляет салон. В пассажирских версиях предлагается два основных варианта исполнения, различающиеся диваном среднего ряда. Он может быть либо трехместным, разделенный в пропорции 1:2, либо же иметь посадочную формулу 2+1, при которой дополнительное третье местечко образуется в центре. В последнем случае проход на третий ряд осуществляется либо частичным сдвиганием крайнего кресла вперед, либо после складывания центрального пассажирского места. Но при этом средний ряд нельзя развернуть спинками назад. Третий ряд одинаков на обеих версиях и способен вместить как двух, так и трех седоков, и может быть сложен равными частями вдоль бортов, освобождая достаточно большое багажное отделение. Однако в любом исполнении все пассажирские места отличаются весьма удобной и комфортабельной посадкой. Кстати, объем багажника можно немного увеличить, если сдвинуть третий ряд сидений немного вперед — пассажирам это практически не доставит неудобств, зато дополнительную пару сумок взять позволит.
Экспресс-тест
Высоко сижу!Забавно, что во время теста заднеприводного Ноя мой коллега отметил очень резвые стартовые способности автомобиля. А вот полноприводный вариант напротив, стартует степенно и плавно, с достоинством. Однако эта меланхоличность заканчивается быстро, и уже с третьего десятка километров в час разгон приобретает ожидаемую мощь и напористость, которая продолжается вплоть до начала второй сотни все тех же километров в час, после чего мощность постепенно начинает сдаваться под напором массы автомобиля и аэродинамического сопротивления высокого кузова. Да и шумность при этом значительно увеличивается, причем к аэродинамическим составляющим уже добавляется голос двигателя. Грузо-пассажирский Ной, кстати, тоже начинает шуметь, причем двигатель активно «пробивается» в салон уже после 60-70 км/ч. Но дизель, в отличие от бензинового мотора, даже при нагрузке не орет и не визжит. Плавность хода вызывает противоречивые мнения. Многие считают Ноя жестким и даже тряским автомобилем. К грузопассажирским вариантам это относится практически всегда, но пассажирская версия лично мне жесткой не показалась. Скорее даже наоборот: хотелось бы чуть меньше валкости не только в поворотах, но и на прямой — пассажиров в салоне может укачать. А вот что действительно у Ноя хорошо — это маневренность и чувство габаритов. Даже невидимый край капота не мешает парковаться в стесненных условиях, а уж большие наружные зеркала у пассажирских версий вкупе с парковочным «перископом» сзади и вовсе не оставляют «мертвых» зон. К тому же радиус разворота не подкачал — автомобиль в один прием разворачивается там, где не всякая легковушка C-класса сможет крутнуться! При этом руль по-легковому легок, что помогает при парковке, но немного мешает на скорости. Мы уже отмечали удобство посадки пассажиров в салоне. То же самое можно сказать и о водительском месте. Лично у меня возникло только одна претензия — посадка немного занижена (хотя, возможно, это просто подоконная линия высокая). Зона водителя рослым или упитанным драйверам может показаться поджатой по ширине подлокотником и моторным отсеком, зато перенос селектора АКП с рулевой колонки на переднюю панель можно признать удачным решением: тянуться не надо, и избирательность отменная — режимы можно переключать не глядя. Однако в целом за рулем TownAce Noah ощущения больше автобусные, чем легковые. Во-первых, уже упоминавшиеся крены в поворотах здесь и сами по себе чуть больше, и воспринимаются острее. Во-вторых, высокая посадка в буквальном смысле возносит над крышами легковушек и даже иных внедорожников. Наконец, контроль обстановки сзади происходит большей частью по наружным зеркалам, плюс отсутствие необходимости пригибаться при входе в салон и другие мелочи — все это ощущается сразу после пересадки в Noah с легкового автомобиля и после многих минивэнов.
Запчасти
Найдется всеКузовные детали для Ноя найти несложно — в Иркутске таковые есть в наличии, да и заказ на новые (если кто принципиально не принимает кузовные детали б/у) оформить несложно. Но следует быть внимательным, поскольку, к примеру, один только передний бампер для пассажирских версий может иметь как минимум полдюжины вариантов исполнения (до- и пострестайлинговые, с интегрированными противотуманными фарами или с псевдокенгурином), есть различия и у грузопассажирских версий. Поэтому при заказе следует быть осторожным: к примеру, когда мы опрашивали иркутские фирмы на предмет кузовных деталей Ноя, то лишь по предложенным нам в конце списка «очкам» для фар поняли, что только что оцененные крыло, решетка радиатора и бампер предназначены не для пассажирской, а для утилитарной версии машины.
Рыночное предложение
На вкус и цветКак уже отмечалось, TownAce Noah (а равно и LiteAce Noah) сегодня пользуются на удивление неплохим спросом. Как результат — предложение таких машин на рынке также весьма многочисленно: кое-где Нои шеренгами выстраиваются: выбирай — не хочу! Однако выбирать надо осмотрительно. К примеру, стоит пассажирская версия, с суперсалоном, 2,0-литровым бензиновым 3S и 2002 годом на ценнике. Но ведь такие версии прекратили выпускать в конце 2001 года! И к дизельным грузопассажирским версиям также надо присматриваться — но уже в плане техсостояния двигателя. Весьма впечатляет возраст представленных в продаже TownAcе Noah. Фактически из продажи исчезли только экземпляры дебютного 1996 года, тогда как машины 1997 года без местного пробега по-прежнему встречаются. Есть экземпляры 1998 года. Но пик предложения приходится на машины 1999 и 2001 годов — вот где действительно богатство выбора. Причем если в первом случае предлагаются в основном пассажирские модификации, то 2001 год выпуска подразумевает немало грузопассажирских версий, чаще с дизельными моторами. А вот 2002 год (и реже 2003) — это уже почти безальтернативно только утилитарные модификации. Но самое поразительное — разброс цен на TownAce Noah/LiteAce Noah. К примеру, экземпляры 1999 года выпуска, с бензиновым 2,0-литровым двигателем и обоими типами привода. Так вот, разброс цен на них (их тех машин, что попали в наше поле зрения) составляет от 315000 до 355000 руб. А за 2001 год могут попросить 310000 руб., 425000 руб. и даже 450000 руб.! От чего зависит столь колоссальный разбег? Тут причин много: и способ растаможки, и наличие опций, и тип привода, и, конечно, общее состояние автомобиля. В общем, все это говорит лишь о том, что при столь богатом предложении сделать действительно достойный выбор очень непросто.
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||