Личный опыт. М - 53 EXPERTиза (Иркутск - Новосибирск)
Просмотров: 7403
10 Июня 2005
Nissan Expert

Пришлось мне недавно проехать из Иркутска до Новосибирска. Путь неблизкий, незнакомый, радовало то, что машина хорошая — Nissan Expert 2000 года. Получив от друзей и родных напутствие, тронулся в путь. До Тулуна все было очень даже неплохо. Правда, в самом Тулуне пришлось поплутать ввиду малоразмерности и неясности указателей. Но вот после... дорога просто кончается. То, что следует дальше, не то что федеральной трассой М-53, а грунтовкой назвать сложно. Раскисшая глина перемежается с вздыбленными кусками асфальта, положенного кое-как, видимо, еще в доюрский период. Посреди дороги может выситься гребень из асфальта более полуметра! Ямы и рытвины — просто невероятных размеров. На одном из таких участков грейдер пытался что-то изобразить с помощью песка и гравия. Несчастные легковушки с превеликой осторожностью переползали через гребни. В один из таких моментов у меня что-то крякнуло под капотом, и предательски зажглась красная лампочка, изображающая аккумулятор. Все ясно — нет зарядки. Остановившись в какой-то умирающей деревне, я открыл капот и увидел полное отсутствие ремня генератора. Варианты — рискнуть и ехать более 100 км до Нижнеудинска, либо вернуться в Тулун — 50 км. Убоявшись неизвестности, избрал второй вариант. Поскольку я представления не имел, сколько мой умирающий (явно еще родной) аккумулятор сможет питать систему зажигания, мчался я по ужасной дороге весьма быстро, чем удивлял встречных и попутных. И вот беда — сотовый телефон, по которому можно было связаться с друзьями из Саянска, что держат магазин для «японок» «Маяк Авто», был не в зоне...

Наконец, скоро Тулун. Expert еще едет. Значит, зажигание работает. Ура! На сотовом появилась первая маленькая «палочка»! Есть связь. Отчаянно запрашиваю:

— Игорь! Порвался ремень генератора, какой у меня запас хода?

Игорь, подумав, ответил, что километров сто! И поскольку накануне, простившись со мной, сам был на рыбалке, адресовал меня в тот самый магазин, где орудовала его супруга Света.

Удивившись звонку, она огорчила меня, что таких ремней нет. Поскольку магазин этот в Саянске считается очень даже продвинутым, я всерьез забеспокоился — найду ли нужный ремень в Тулуне...

Спросив у случайного таксиста, где найти хороший магазин, торгующий автозапчастями для «японок», получил ответ — езжай на гидролизный. Это восточный район города, где проходит трасса М-53. Найдя искомый «оазис», я был повергнут в шок — в их каталоге не было моего «Эксперта» — а ведь машина выпускается с 1999 года! О, провинция... Но по марке двигателя (QG-18) вроде бы вычислили: ремень нужен 6 РК-1100, что значит — шесть ручейков, а длина окружности 1100 мм. Увы! Такого ремня не было! Из шестиручейковых оказалось лишь два — один длиннее нужного, другой короче. Тут же в магазине товарищ кавказской внешности предложил осуществить замену у них в сервисе, рядом.

Сервис оказался мрачным полуразрушенным гаражом времен, наверное, Иосифа Виссарионовича, с колоритной и вонючей свалкой рядом во дворе. Началась процедура. Из двух взятых в магазине шестиручейковых ремней не подошел ни один. Пришлось искать ремень нужной длины на пять ручьев — таковой, к счастью, обнаружился в том же магазине. Примерили — подошел. Вроде бы все шло ничего, но при попытке сдвинуть с места насос гидроусилителя руля (кавказец делал это куском стальной полосы) раздался какой-то нехороший звук. Однако вскоре работа была закончена, умелец с гордостью потребовал завести машину и нескромно попросил за работу пятьсот рублей. Время поджимало, и я, расплатившись, тронулся в путь. Генератор крутится, лампочка с изображением аккумулятора не горит — все отлично (кроме дороги, естественно). Надо до ночи пройти Красноярск — так было запланировано.

Беспокойство начало посещать меня в моменты вынужденных остановок на железнодорожных переездах. Машину как будто потряхивало на холостых оборотах. Сначала я подумал, что это вибрация грунта от проходящих составов. Далее была версия, что вибрация мне чудится из-за мышечного напряжения ног. Но во время движения — все в полном порядке...

Да и на такой военно-полевой трясучке, что представляет собой федералка М-53 восточнее Тулуна, никакую вибрацию и не почувствуешь. Вспоминаю один момент — на лесном повороте резвый Chaser с якутскими номерами (регион 14), что бежал впереди, вдруг дает задний ход и останавливается, включая «аварийку». Секунды спустя и мне открывается жуткая картина — спуск метров 40 представляет собой просто непроходимую топь, где пролезет лишь К-700, да и то по большой надобности. Это предположение подтверждают растерянно стоящие внизу две фуры Hino.

Подъезжаю к товарищам по несчастью из «Чайзера». Внутри двое мужичков предлагают мне принять участие в коллективном сборе лапника и добровольном усовершенствовании федеральной трассы М-53. Похоже, выхода нет. Но все же предлагаю сходить в «топь» и посмотреть. Идем. Вроде бы можно рискнуть — если буквально проползти слева по обочине и тут же вскарабкаться на гребень между колеями-пропастями, оставленными неизвестно каким монстром, то шанс есть. Но не дай Бог соскочить с гребня. Своими силами не выбраться. Заводим моторы. Chaser и Expert долго не трогаются, вежливо уступая право первого хода. Наконец, Chaser рискует. Я следую за ним метрах в двадцати — иначе по скользкой грязи можно легко въехать в задницу ведущему. Вот обочина пройдена, и в какой-то момент мне кажется, что Expert уже падает с гребня, но несмотря на легкие летние «ботинки»-шины, каким-то чудом удерживается. Вот уже топь и позади. Через некоторое время должна быть граница Иркутской области с Красноярским краем. В душе теплится надежда на то, что, как считается, у западного соседа дороги гораздо лучше.

Только не восточней Канска и только не этой весной! Дико убитое покрытие, на каждом столбе знаки, напоминающие женские груди и таблички под ними — 3 км, 5 км. И снова, и снова... Это совсем не гарантирует эротических наслаждений, а совсем даже наоборот. Вы, конечно, поняли, что речь идет о знаках «неровная дорога». Но НАСТОЛЬКО неровной дорога может быть только в ужасных снах. Лучше уж Иркутская щебне-глинобитная тропа, чем остаточные куски асфальта. На таких участках я бы повесил не один, а три «грудастых» знака. Или табличку: «Кто не кончит здесь подвеску, тот молодец».

Но вот и Канск. Совет — спросите лучше у местных водителей, как лучше выехать из города! Поедете по указателям — заедете в такую, простите, задницу, что просто нет слов... Но зато после Канска вы будете вознаграждены! Последний раз передо мной мелькает Chaser — ребята прощально посигналили и свернули к харчевне. Возможно, уже будут устраиваться на ночлег. Отвечаю сигналом на прощание. Мне некогда поесть, да и останавливаться рано — в голове стучит одно — пройти Красноярск нужно еще сегодня. Какое же счастье после ужасных дорог попасть на хорошую! Быстро начинает темнеть, я же практически превратился в зомби, но успеваю заметить в лучах умирающего в тучах солнца ряды труб, означающие — Красноярск! Ба, да это не тучи, а страшный смог над городом! Темнота тем временем сгустилась до предела. Глаза уже почти ничего не видят. Долго и нудно еду по каким-то промзонам, наверное, нарушая возможные и невозможные правила. Запомнился величавый мост через Енисей — в «железнодорожном» почему-то оформлении — с полукруглыми сборными металлическими фермами по бокам. Но вот, наконец, табличка «Красноярск» перечеркнута, и тут же на возвышенности хорошо освещенная зелено-желтая заправка ЮКОСА. Не заночевать ли возле? Усталость достигла пика, и я заезжаю на территорию.

О, ужас! Вибрация авто достигла куда большей амплитуды, чем было на остановках ж/д переездов! Открываю капот — движок конкретно потряхивает. Ставлю селектор АКП в различные положения, ничего не меняется. Свечи? Один из четырех модулей зажигания? (На моем двигателе нет трамблера, а присутствует система СОР — на каждую свечу свой модуль зажигания, включающий катушку, эл. ключ и ряд элементов). Даже мелькнула такая экзотическая мысль, как выход из строя из-за долгого отсутствия подзарядки одной из банок аккумулятора. Тогда напряжения на катушке могло и не хватить. Что делать? Решаю, пока машина еще едет, надо ехать. Даст Бог, дойду до Новосиба, а там увидим... Тем более, что при движении тряски вроде нет...

Вперед! Но хватает меня лишь километров на пятьдесят. Не желая пополнять собой ряды придорожных памятников, сворачиваю к какому-то кемпингу с манящим названием «Вдали от жен». Скромно припарковавшись, откидываю спинку, пытаюсь заснуть. Но тут неподалеку из одного здания в другое начинают перемещаться группки девиц, как я сообразил, не очень тяжелого поведения. Они верещат от избытка эмоций, а может, от избытка алкоголя, и спать под эти вопли непросто. Им и их клиентам весело — мне наоборот. Наконец, часа в два ночи эта беготня прекращается. Но приходит другая проблема — ледяная рука холода проникает внутрь моего пристанища... Привычный поворот ключа — и двигатель завелся. Пара секунд — и снова эта ужасная тряска! Попробуй засни! Но на пару часов мне это все же удается.

Холодный сибирский рассвет застает меня в трясущемся «Эксперте». Пять утра. Надо ехать. Мой белый конь, в отличие от меня, не спал совсем и выглядел ужасно усталым и грязным... Шепчу ему что-то ободряющее, и — погнали. Дальнейшее помню с трудом — почти все происходило, как во сне — на автопилоте. Помню, в Ачинске заправил полный бак. В Красноярске самый дешевый бензин — 13-50 за литр «девяносто второго». Надо отметить, что накануне на выезде с Иркутской области этот же литр стоил уже более 17 рублей. В Мариинске, вернее перед ним, есть горбатый мосток с ограничением скорости до 30 км/ч, за которым меня благополучно поймали гаишники, утверждая, что ехал я 43 км/ч (по-моему, на самом деле я ехал быстрее). Когда же я взвыл, что за такое нарушение выписывать штраф просто неприлично, старший успокоил меня, что никакой протокол ни на какие пятьдесят рублей ни в какой Иркутск не пойдет, и это все «просто так». О, великая страна! Сколь много чудес в тебе... Нет худа без добра — я подробно опросил изловивших меня стражей дорог, «как лучше уйти на Кемерово», и они объяснили мне ясно и доступно. Пожалуй, Мариинск — единственный город, где я не плутал по указателям...

Конечно, запомнились отличные дороги в Кемеровской области. Порой я жалел, что Expert не умеет ездить более 160 км/ч (да простят меня читающие это гаишники).

Итак, уже поздним утром я был в Кемерово. И тут началось... Из-за ремонта какой-то улицы транспорт шел в обход — образовалась приличная пробка. Режим движения: короткий ход — длительная остановка. Тряска на холостом ходу приняла апокалиптические масштабы — качало и дергало так, что, казалось, двигатель вот-вот заглохнет, либо стукнет впереди или сзадистоящую машину. Но стоило нажать на газ — куда бы что девалось?!

Но вот Кемерово позади. Еще рывок — и я в Новосибирской области. Дороги пусть и не кемеровские, но жить, то есть ехать, очень даже можно! На одной из заправок замечаю таксофон. Надо же успокоить многочисленные ряды родных и друзей, что все в порядке! Тут же продается карточка для таксофона, но он, увы, не работает. (впоследствии выяснилось, что карточка эта ни с одним новосибирским таксофоном не стыкуется). Но раз уж заехал... Все же решаю посмотреть, что с двигателем... Снимаю надсвечные модули — внешне все нормально. Выкручиваю недавно поставленные иридиевые свечи — великолепно выглядят. Чистые, изолятор чуть золотистый — дай Бог каждому. Измеряю напряжение мультиметром на аккумуляторе — 14,3 В... И вот все-таки есть рука Провидения. Почти случайно замечаю два сиротливо висящих шланга в районе насоса гидорусилителя руля. В каждом внутри кусочек обломанного пластмассового «соска»...

Тут, вынужденно, немного теории. В современных японских (и не только) двигателях, давя на педаль газа, вы открываете воздушную заслонку. Сильнее нажатие — больше открытие. В этом тракте есть датчик, считающий количество воздуха (либо измеряющий вакуум на впуске), который и сообщает процессору эту информацию. А процессор уже решает, сверившись с показаниями других датчиков, сколько и когда инжекторам впрыснуть топлива...

Для нормальной же работы двигателя на холостом ходу, когда педаль газа не нажата и воздушная заслонка закрыта, существует управляемый клапан холостого хода, который в обход заслонки подает некоторое количество воздуха. Но дело в том, что японцы с их хайтеком сделали еще один аналогичный клапан — его открытие каким-то образом связано с движениями руля — возможно, чтобы поддержать обороты ХХ при крайних положениях рулевого колеса. Продвинутые сервисмены наверняка знают точно, я могу лишь предполагать... Так вот, это хитрое устройство находится в корпусе насоса гидроусилителя. Один шланг к нему подходит от участка воздушной магистрали между фильтром и заслонкой, другой — после заслонки. А раз оба шланга висели, то налицо неконтролируемый подсос воздуха, в связи с которым и дурел процессор. Следствием этого одурения и была тряска на холостом ходу. Единственный возможный выход — тут же на месте вырезать деревянные «чопики»-пробочки и заткнуть ими шланги. Тряску как рукой сняло. Правда, точность поддержания оборотов ХХ при кручении руля, должно быть, снизилась, ну да без этого можно жить. Во всяком случае, в столицу Сибири я въехал с правильным ХХ, уверенный и гордый собой. А вот какой-нибудь японец не стал бы в лесу вырезать деревянные «чопики» и пихать их в трубочки, а заныл бы в поисках сервиса. Хотя, с другой стороны, японцам повезло, что у них нет таких ловких кавказских ремонтников.

По Новосибу, на мой взгляд, ездить приятнее, чем по Иркутску — дороги получше, водители повежливей, знаки разумно висят... Гаишников не так уж и много (тьфу-тьфу).

Проблемы — наличие серьезных пробок в час пик и «затык» с парковками. Мегаполис, однако... Бензин стоит 14.50—15.50 за литр девяносто второго. Субъективно же «Эксперту» не очень нравится такое топливо. Подтверждают это и местные. Многие льют «девяносто шестой». Аи-98, в отличие от Иркутска, на новосибирских АЗС большая редкость.

Но вернемся к нашей ситуации. Какие можно сделать практические выводы?

  • Шестиручейковый ремень экстренно можно заменить пятиручейковым — была бы нужная длина. Потом можно найти правильный и поменять.
  • Если порвался ремень генератора — не глушите двигатель, следуя к месту ремонта — потом истощенный источник может не провернуть коленвал. Выключите все лишние потребители электроэнергии в машине. Хотя если ночь, без фар не обойтись.
  • Запас хода при такой ситуации и исправном аккумуляторе может составить более 100 км (пока искра не ослабнет настолько, что перестанет поджигать смесь.
  • Если ремень найти невозможно (в какой-нибудь деревне), но можно подзарядить аккумулятор, — это тоже хороший вариант.
  • Когда движок на холостых беспричинно дергается, это может быть следствием нештатного подсоса воздуха — необязательно, как в моем случае, а за счет потери герметичности воздушной магистрали, заслонки, прокладок и т. д.
  • Если сломаетесь в Тулуне, бойтесь кавказского «сервиса», о котором я писал — он находится на «гидролизном», недалеко от автомагазинов, справа от М-53.

Марк ПАВЕРМАН

"Автомаркет + Спорт" №23 10.06.05

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог