Сложно представить себе современный автомобиль без «музыки».
Даже самой элементарной, состоящей из примитивного тюнера и пары колонок в
штатных гнездах передней панели или дверей. Для самых непритязательных
«слушателей» основное значение любой аудиоподготовки сводится к простейшему
глушению посторонних звуков, неизбежно возникающих при движении машины, другие
стремятся получить качественный, не омраченный досадными помехами и фальшивыми
нотами звук, а настоящие фанаты car audio в своем стремлении к идеальному и
мощному саунду вообще способны забыть о первоначальном назначении автомобиля.
Каждому свое, но вне зависимости от уровня и стоимости
инсталляции, основным элементом любой «музыки» продолжает оставаться головное
устройство. Именно от него во многом зависит общее качество звучания всей
системы. Эпоха кассетных магнитол окончательно уходит в прошлое, уступая место
компакт-дискам и электронным носителям информации. Однако кассетники продолжают
пользоваться устойчивым спросом, не в последнюю очередь благодаря своей
дешевизне (от 350 рублей за «неизвестные науке» аппараты) и обилию предложения
на рынке секонд-хэнд, где кассетные деки являются неотъемлемой частью
«двухэтажных» головных устройств. Да и у каждого из нас дома наберется не один
десяток старых добрых кассет, которые частенько хочется послушать в дороге — так
что несмотря на отказ многих производителей car audio от выпуска автомобильных
кассетников, поголовная оцифровка информации с пленочных носителей нам пока не
грозит.
Тянем ленту
Узок круг настоящих ценителей качественного звучания — в
большинстве своем мы предпочитаем слушать радио и вполне довольны устойчивым
приемом стереосигнала в FM-диапазоне (иного «советский» стандарт стереовещания
не предусматривает). А если тюнер имеет так называемую «американскую» частотную
коррекцию и «смазывает» верхний диапазон частот, подобные казусы легко
исправляются при помощи рукоятки тембра. Неудивительно, что обычно в качестве
дополнения к такому тюнеру присутствует простая кассетная магнитола —
оптимальный вариант для тех, кто не намерен тратить большие суммы на сверхчистое
и качественное сотрясание внутрисалонного воздуха. Основной ассортимент
предлагающихся сегодня на рынке магнитол можно условно разделить на две
категории — стоимостью до $100 и выше (как правило, до $200-250). Полностью
«механические» десятидолларовые магнитолы устаревшей конструкции и неизвестных
производителей, способные работать не дольше недели, в расчет не принимаются.
Среди «нормальных», как и в случае с любым головным устройством, попытки
определить явного лидера в каждом сегменте обречены на неудачу — основным
показателем функциональных возможностей и качества звучания остается цена. Так
что эффектные магнитолы Kenwood или Sony из самой доступной ценовой ниши вряд ли
будут заметно отличаться по характеристикам от скромных южнокорейских Daewoo и
LG. В целом такие головные устройства по понятным причинам шедеврами современной
электроники не назовешь, но со своими задачами, а именно нормальным
воспроизведением радиосигналов и проигрыванием кассет, они вполне справляются.
Плюс привлекательный дизайн и удобство управления. Абсолютное большинство
магнитол имеет тюнеры с цифровой настройкой, что не идет ни в какое сравнение с
архаичными аналоговыми шкалами как по удобству выбора частоты, так и с точки
зрения безопасности движения. И несмотря на простоту конструкции и отсутствие
многочисленных фильтров, характеристики таких тюнеров вполне приемлемые.
|
Самый дорогой и самый профессиональный аппарат, Panasonic DEX
P9R, имеет абсолютный минимум внешней атрибутики. Но именно такие устройства
позволяют своим владельцам занимать первые места в соревнованиях по
автозвуку | Что касается функциональных возможностей
магнитолы, то здесь, как правило, отсутствует управление CD-чейнджером, выбор
типа ленты, система шумоподавления Dolby. Большая редкость — наличие пульта ДУ и
системы RDS (начавшей свое развитие и в нашем регионе, но все еще не
актуальной). Не стоит надеяться и на присутствие дополнительных линейных выходов
— предполагается, что владелец «бюджетного» магнитофона не будет тратиться на
инсталляцию усилителя и сабвуфера. Лентопротяжный механизм в большинстве случаев
не отягощен электронным управлением, а потому страдает длительной перемоткой и
отсутствием дополнительных возможностей вроде поиска по паузам, зато будучи
качественно собранным, отличается высокой надежностью и долговечностью —
ломаться в нем просто нечему. Правда, для частого прослушивания кассет лучше
все-таки поискать аппарат с электронным управлением — исключительно ради
удобства. А вот встроенные усилители в таких магнитолах вполне современные,
подключаемые по мостовой схеме и потому развивающие до 15-17 «честных» Ватт на
канал, что сравнимо с показателями моделей совсем из других классов.
В категории от $100 безраздельно царствует японский
секонд-хэнд, поскольку при выборе новой «головы» у нас за такие деньги
предпочитают уже CD-ресиверы. Как правило, среди кассетников этой ценовой ниши
преобладают «двухдиновые» головные устройства, объединяющие в себе
непосредственно кассетную деку, цифровой тюнер и CD-проигрыватель. Цена такой
«головы» колеблется от $150 до $250 в зависимости от производителя,
функциональных возможностей, технического состояния и даже внешнего вида. Такие
магнитолы имеют исключительно электронно-управляемый лентопротяжный механизм с
выбором типа ленты, системой шумопонижения Dolby B, повтором композиции,
сканированием, поиском, пропуском пауз. Из систем улучшения качества звука —
возможность отдельного управления фронтальной и тыловой акустикой (а то и каждым
динамиком в отдельности), несложный эквалайзер (как правило, с несколькими
предустановками). Реже встречаются «интеллектуальный» процессор и встроенный
кроссовер, оптимально распределяющий частоты по динамикам. Наличие пульта ДУ у
новых магнитол этого уровня — явление практически повсеместное, а вот для
устройств б/у скорее приятное исключение. Как кассетные деки, так и «связанные»
с ними CD-ресиверы не рассчитаны на записи, приобретенные в сомнительных
придорожных ларьках, и если с кассетой лентопротяжный механизм еще справляется,
то откровенно «левый» компакт-диск такое устройство может и не распознать. Зато
по диапазону воспроизводимых частот (30 Гц — 14 кГц) такие магнитолы вполне
адекватны даже стандарту Hi-Fi, так что и управление CD-чейнджером, и как
минимум пара дополнительных линейных выходов здесь присутствуют не зря.
Единственный большой минус б/у техники — даже за такие деньги велик шанс
приобрести аппарат с хорошенько «подсаженной» микросхемой, причем без всякой
гарантии.
Крутим диски
|
Среди «гражданских» CD-ресиверов пальму первенства уверенно
держит топ-модель Alpine CDA-9835R. За такое удовольствие придется отдать
$600-700 | Бесспорно, при прочих равных условиях качество
воспроизведения компакт-диска ощутимо выше, чем у кассеты. К тому же хоть и
медленное, но постоянное понижение общего уровня цен на такую технику делает ее
все более доступной. Это еще несколько лет назад автомобильный CD-ресивер
считался верхом крутизны (и дороговизны), а теперь обыденно смотрится в салоне
любой машины. Более того, зачастую цена нового «сидюка» оказывается существенно
ниже, чем сходной по характеристикам магнитолы, а функциональные возможности
значительно выше. Не говоря уже о том, что ни одна магнитола сегодня не способна
воспроизвести все многообразие имеющихся звуковых форматов: wav, mp3, wma и еще
добрый десяток других. Но в целом ситуация на рынке CD-плейеров сегодня
идентична той, что наблюдается и с магнитолами — решающим фактором остается
ценовой диапазон. Выражаясь фигурально, функциональная вооруженность того или
иного головного устройства сродни уровню комплектации автомобиля, когда
производитель использует одну общую платформу, которую в большей или меньшей
степени «фарширует» в зависимости от статуса и цены конечного изделия. Таким
образом, многие «головы» той или иной фирмы конструктивно мало чем отличаются
друг от друга — часто в них используется одна и та же печатная плата, в которой
по мере удорожания устройства добавляются различные детали. То есть «лишняя»
тысяча рублей при покупке CD-ресивера одного производителя редко связана с
улучшением качества его комплектующих и платится в первую очередь за
дополнительные функции. А потому и объективная классификация таких устройств
возможна лишь с позиции стодолларовых купюр.
В первой категории (до $100) присутствуют так называемые
базовые модели ресиверов, имеющие самый необходимый набор функций. Это
возможность проигрывания дисков CD-R и CD-RW, повтор трека, случайное
воспроизведение, сканирование и автоматический возврат к первой композиции. Плюс
регулятор тембра с несколькими предустановками. Как правило, присутствует одна
пара линейных выходов для подключения усилителя, реже выходов больше, но
встречаются и полностью лишенные этого аппараты. Последние рассчитаны на работу
без усилителей и сабвуферов и имеют соответствующие выходные частоты, так что
дополнительные устройства больше навредят качеству звучания, чем улучшат его.
Еще одна особенность таких устройств — использование по большей части недорогих
компонентов, благодаря чему при тихом воспроизведении диска возможен навязчивый
«фон», однако подобное возможно лишь на «безродных» аппаратах, поскольку
именитые фирмы таких проколов себе не позволяют.
К самому массовому сектору рынка CD-ресиверов относятся
устройства ценой от $100 до $200 — доступные большинству покупателей и при этом
выгодно отличающиеся от своих «младших братьев» набором сервисных функций. А вот
качество звучания может не особо разниться с «бюджетной» категорией по причине
использования все тех же комплектующих. Однако устройства этого уровня уже имеют
не только банальный регулятор тембра с набором предустановок и отдельным
управлением басами, но зачастую и параметрический эквалайзер, и встроенные
кроссоверы. Плюс возможность управления CD-чейнджером, две пары линейных выходов
и работа с пультом ДУ — на такой «голове» уже можно строить нормальную
аудиосистему.
Следующая группа CD-ресиверов ($250) представляет собой некий
«водораздел» между массовыми аппаратами и элитными топ-моделями, использующими
самые современные достижения электроники. Богатое функциональное оснащение,
современные и только высококачественные комплектующие, великолепный дизайн —
здесь это считается в порядке вещей, поскольку еще два-три года назад именно эти
модели считались «топовыми» в линейке своих производителей. А поскольку внешний
вид устройства при такой цене — показатель отнюдь не второстепенный, в ход идут
всевозможные повороты-развороты лицевой панели, а функции дисплея все чаще
возлагаются на ЖК-матрицу (LCD) или органические светоизлучающие структуры
(OLED). Как результат — эффектный полноцветный дисплей с движущимися картинками,
псевдошкалами и возможностью «закачивания» заставок. По своим техническим
возможностям такие ресиверы не особо отличаются от аппаратов предыдущей
категории, разве что декодер для проигрывания дисков в формате mp3 присутствует
почти повсеместно (об этом говорит большая надпись на лицевой панели, так сейчас
принято), и кроме того, имеется полноценный многополосный (графический или
параметрический) эквалайзер. А наличие частотных фильтров позволяет настроить
акустическую систему автомобиля непосредственно с «головы», не копаясь в
регулировках усилителя. А вот встроенные кроссоверы имеют, как правило,
фиксированную частоту среза, но в большинстве случаев для настройки полноценного
звучания этого оказывается достаточно.
Цены на сегодняшние топ-модели CD-ресиверов начинаются в районе
$400. За такие деньги покупатель получает самый современный аппарат, являющийся
на текущий момент воплощением самых передовых идей фирмы-производителя и имеющий
полный набор всех возможных функций. При этом все сколько-нибудь значимые
свойства такой «головы» возведены в абсолют. Даже тюнер, в котором уж точно
нечего улучшать, имеет повышенную чувствительность и многоступенчатую обработку
сигнала. Совершенно нормальным в устройствах этого класса считается регулятор
тембра с функциями параметрического эквалайзера, три пары линейных выходов (одна
работает через внутренний низкочастотный фильтр и предполагает подключение
сабвуфера непосредственно к «голове»), мощность оконечных усилителей составляет
порой более 20 Вт на канал. Реже используется возможность расширенной настройки
звукового поля, автоматическая коррекция звука в зависимости от шума в салоне и
скорости движения автомобиля, а также отдельная «память» на звуковые настройки
тюнера и CD-плейера. Из элементов комфорта стоит отметить изменение
интенсивности подсветки в разное время суток и возможность взаимодействия с
периферийным оборудованием (сотовый телефон, датчики парковки, навигационная
система и пр.).
Однако даже «топовые» модели CD-ресиверов — еще далеко не
предел. Существуют головные устройства, предназначенные для профессиональных
соревнований по автозвуку. Продолжая «автомобильное» сравнение, можно сказать,
что разница между ними и «элитными» аппаратами примерно такая же, как между
машиной в самой «навороченной» комплектации и ее экстремальной спортивной
версией. Как правило, такие устройства имеют весьма аскетичный внешний вид с
простым монохромным дисплеем и минимальным количеством клавиш на лицевой панели.
Все самое главное у них внутри и подчинено одной-единственной цели — выдать
абсолютный максимум по всем параметрам. Разумеется, и стоимость «профессионалов»
в разы превосходит самую крутую «гражданскую» модель...
Самые-самые |
Средоточием продаж car audio в Иркутске вот уже на протяжении
нескольких лет остается ТЦ «Автоград». Практически все специализирующиеся на
автомобильной «музыке» фирмы имеют здесь собственные представительства, а потому
заявленные ими цены на аппаратуру полностью соответствуют сложившимся по городу.
Так, в стане кассетных магнитол начального ценового уровня (от $50) прочно
обосновались «корейцы» с их недорогими моделями: полностью адаптированные под
«советский» диапазон УКВ-частот аналоговые тюнеры с цифровым дисплеем, лишенный
электроники лентопротяжный механизм, съемная панель, отсутствие пульта ДУ и
линейных выходов. Там, где корейские магнитолы не в почете (студия Epicenter),
самым дешевым устройством для воспроизведения кассет является 70-долларовая
JVC-345, имеющая уже полностью цифровой (и опять же адаптированный под «наши»
частоты) тюнер, а также один линейный выход. Среди магнитол «на все деньги»
единства нет — каждая фирма готова предложить что-то свое, хотя среди брендов
лидирует все-таки Pioneer. К тому же цены на магнитолы верхнего уровня не всегда
фиксированные и подразумевают дополнительные скидки. Связано это, прежде всего,
с тем, что продавцы аудиотехники в последнее время стремятся избавиться от
дорогих и уже не пользующихся спросом «кассетников». Так что шанс приобрести
некогда топовую модель (полностью электронный лентопротяжный механизм,
пара-тройка линейных выходов, возможность управления CD-чейнджером, встроенный
активный кроссовер, цветной дисплей, параметрический или графический эквалайзер
с предустановками, пульт ДУ и пр.) по привлекательной цене весьма высок.
Самые недорогие CD-ресиверы все как один стартуют с отметки
$100, независимо от возможности проигрывания MP3-дисков. Хотя надо отдать им
должное, сейчас редкая модель даже самой «бюджетной» серии обходится без
поддержки такого формата. В целом за эти деньги предлагается CD-ресивер с
базовым набором функций (поиск, сканирование, случайное воспроизведение и
возврат к первому треку), одним-двумя линейными выходами, реже с полихромным
дисплеем, сдвижной панелью и графическим эквалайзером. О засилии «корейцев» LG и
Hyundai в этом секторе говорить не приходится — недорогие CD-ресиверы производят
также Prology, Pioneer, JVC. А вот верхняя ценовая планка для «гражданских»
CD-ресиверов пока ограничена цифрой $700 и топ-моделью Alpine CDA-9835R,
предлагающейся за эти деньги — в абсолютном большинстве фирм именно этот аппарат
оказался самым дорогим устройством для воспроизведения компакт-дисков. Три
линейных выхода, активные кроссоверы для всей акустики, возможность управления
периферийными устройствами, графический и параметрический эквалайзер с шестью
предустановками и ручной настройкой, «интеллектуальный» процессор обработки
звука, поддержка всех звуковых форматов, мультимедийный дисплей и пульт ДУ —
неплохой набор для современного CD-ресивера, позволяющий строить на его базе
серьезную аудиосистему. Однако самым дорогим на сегодня стоит признать
встретившийся в «АвтоАудиоЦентре» профессиональный ресивер Pioneer DEX-P9R ценой
30350 рублей. Плюс процессор за 20150 рублей. Это не считая дополнительного
внешнего усилителя, сравнимого по цене с самим головным устройством. При этом
CD-ресивер не только не умеет читать МР3-диски, но и выглядит более чем
аскетично — небольшой монохронный дисплей с полным отсутствием «мультиков»,
минимальное количество клавиш. О том, что здесь присутствует 31-полосный
графический эквалайзер с отдельной настройкой всех элементов акустики и система
синхронизации звука по времени, производитель скромно умалчивает. Между тем,
именно на таких аппаратах и выигрываются Чемпионаты Европы по автозвуку...
|
Где купить |
Фирма-продавец (адрес, телефон) |
Стоимость (в руб.) |
Кассетная магнитола |
CD-ресивер |
Самая недорогая |
Самая дорогая |
Самый недорогой |
Самый дорогой |
АвтоАудиоЦентр («Автоград», пав. 105, 53-89-05) |
LG 3010/5720/5610 — 1500 |
Alpine 7588 — 12999 |
Hyundai 8066/8067 — 2850 |
Alpine CDA-9835R — 20690 |
Alpine, салон-магазин («Автоград», пав. 117, 566-687) |
LG 5720 — 1450/td>
| Pioneer 7035 — 7100 |
JVC-6060 — 3150 |
Pioneer DEX-P9R — 30350+ |
Epicenter («Автоград», пав. 131, 53-89-20) |
JVC-345 — 2000 |
Panasonic 323 — 3449 |
Prology 9095 — 2749 |
Alpine CDA-9835R — 19299 |
Совенок («Автоград», пав. 135, 255-139) |
LG 5720/5610 — 1449 |
SONY-M610 — 6199 |
Яуза 153 — 2399 |
Alpine CDA-9835R — 19299 |
Stopol Electronics («Автоград», пав. 136, 53-86-84) |
LG 5720 — 1449 |
Pioneer 8800 — 9999 |
LG TCH M540 — 2999 |
Alpine CDA-9835R — 19999 |
«Автоград», пав. 125, 566-918 |
LG 6220 — 1500 |
Pioneer 7035 — 6500 |
Pioneer 1730 — 2950 |
Alpine CDA-9835R — 17950 |
Вячеслав СТАРЦЕВ
"Автомаркет + Спорт" №23
10.06.05 |