Старое поколение водителей истошно доезживает остатки советского автопрома, закатывая в пыльный асфальт последние воспоминания древних шоферских привычек, а новое поколение водителей истово тратит деньги на дорогие машины и цинично делает из них суперкары. И нет двум поколениям примирения и согласия, как нет его между западом и востоком, между югом и севером. Но есть в природе явления, которые способны объединить всех по общим стремлениям, по единым интересам. И сейчас формируется сравнительно новое для нас сообщество, без возрастных проблем и политических амбиций — тюнингеры. Что за вид «подпольной» деятельности?
По сути, это была «тыловая» разведка по выявлению в патриархальном регионе невиданных доселе ископаемых — технических. Не новые залежи газа, металлолома и потенциал невосполнимых биоресурсов, с которыми финансовые воротилы давно знают, что нужно делать: добывать, пилить, вылавливать и все это продавать, продавать и продавать. Мы давно, казалось, свыклись с психологией людей-придатков, колониальных жителей, которые паразитируют в зоне поражающих факторов сырьевой экономики и транзитных путей сообщений. Нет, оказывается, можем созидать головой и руками, и фестиваль автотюнинга впервые сконцентрировал свободу интеллекта и проблески индивидуальности хотя бы в отдельно взятой области человеческой деятельности.
Конечно, понятие автотюнинга здесь смешалось в некое подобие конфетного ассорти, феерическое зрелище для обывателей, шоу с элементами «организованной» вакханалии. И можно понять тех, кто сожалел, что нормально познакомиться с машинами и пообщаться с владельцами было крайне сложно и даже невозможно из-за невиданного скопления людей. Но ведь это только подтверждает, насколько востребованной оказалась идея! Многие сетовали, что в пятницу будет возможность посетить фестиваль в основном только у школьников и студентов, кто может пожертвовать занятиями. И публика действительно была молодежной, и в массе своей как будто «не в теме», так, пришли потусоваться. Выпить с друзьями пиво или замахнуть стаканчик коктейля, дегустацию которого заодно устроил «Росспиртпром».
Да, все верно, молодежное вышло зрелище. Да что скромничать, праздник! А что же тут плохого? Возраст многих участников, если кто обратил внимание, тоже «студенческий», да и будь сие мероприятие в субботу, похоже, на площадке Сиб- ЭкспоЦентра вообще было бы не продохнуть. Но это так, только общие размышления по поводу организации первого фестиваля и неуместные, думается, оправдания за какие-то просчеты. Основная задача достигнута, ключевые наблюдения сделаны — тюнинг в Иркутске обнаружен и постепенно он становится профессиональным.
Главный же вывод из наблюдений во время подготовки и проведения фестиваля — настоящий автотюнинг требует больших жертв, то есть средств. Переход от наивной «самодельщины» к дорогостоящему рестайлингу и конструированию еще более длительный, чем смена предпочтений на рынке серийных автомобилей, тем более в таком потребительски ограниченном регионе, как наш. И переход этот еще будет долгим, мучительным. Тем не менее уже сейчас наметилось несколько принципиальных направлений в творческом отношении к автомобилю.
Глубокому тюнингу, оказывается, запросто подлежат отечественные автомобили. «Шестерка» Словеснова, «восьмерка» Пушкаря, «девятка» Анисимова, «десятка» Девочкина — сегодня в Иркутске эти словосочетания звучат как единство авиационных конструкторов и пилотов во времена героического покорения неба. Каких ноу-хау здесь только нет. Только подумайте, собрать из тольяттинских деталей оригинальные, лучше даже сказать, уникальные 6-ступенчатые коробки! Это тем более удивительно в регионе, где уже вросла прояпонская автокультура с колоссальным выбором технических достижений. Один из участников фестиваля даже высказал организаторам претензии по поводу несовместимости идеи. Мол, доделывать хорошие импортные автомобили совсем не то, что доводить до ума «никакие» отечественные. И говорил по-своему небезосновательно, поскольку в Иркутске также можно отметить рост спроса и предложения по глубокой доводке российских джипов, произведенных в Ульяновске.
Какие на этот счет есть возможности и опыт, наглядно было показано на примере двух экземпляров, сделанных в специализированной фирме «Азия-Авто». Каким стал бывший брезентовый УАЗ-31512 (более подробный о нем рассказ в этом же номере) и что можно сделать из обычной УАЗ-санитарки, посетители видели своими глазами и трогали собственными руками. Жаль, что не попали на фестиваль изделия другой профильной фирмы — «Авторесурса», а то представилась бы уникальная возможность сравнить работу двух УАЗовских ателье, если позволите так выразиться. Причем, действительно, подход по технологии лифта, оснащению салона и доводке силовой части фирмы исповедуют и практикуют разный, что подчеркивает необъятные здесь возможности. Кстати, активизируется и такая услуга, как переоснащение УАЗов на японские дизели и агрегаты трансмиссии, а это вообще в корне меняет дело.
Разумеется, есть свои контраргументы и со стороны «импорта». И аргументы, надо признать, весьма конструктивные. В сущности, в наиболее удачных случаях речь идет о концептуальных разработках, тоже во многом уникальных. Взята только наиболее подходящая основа, а уровень доработок в принципе меняет представления о данном автомобиле конкретно и технической зрелости в целом.
И здесь тоже появились свои именные произведения искусства: Civic Силина, Civic Леушкина, Supra Данилова, MR-2 Юдина. Где-то больше работы по механике, где-то по стайлингу, где-то по акустике, но каждый достойно представлял нынешний уровень иркутского автотюнинга. Причем, надо отметить, насколько сильно иные участники болеют за свое детище. Так, Civic Александра Леушкина перед самым событием «взбрендил» и отказался заводиться, так хозяин, не долго думая, привез его на эвакуаторе! И Civic даже пострадал — поцарапал бамперы во время погрузки-разгрузки. А ведь несколько других интересных премьер фестиваля «сорвалось» именно по техническим причинам. Очень жаль.
Ну, а что в принципе можно сделать с машиной, обладая средствами и доступом к профессиональным компонентам тюнинга мировых производителей, наглядно демонстрировал еще один именной болид: Lexus GS 430 Скворцова, подробно о котором тоже можно прочитать в этом же номере.
Кроме того, нужно отметить зарождение серьезных стайлинговых ателье, где способны превратить почти любой автомобиль в почти копию какого-нибудь суперкара. Как это может выглядеть, хорошо продемонстрировали ребята из Jass Restyling Studio, решившие сотворить из Toyota Levin концептуальный Ford Mustang GTR образца 2004 года. И пусть мы увидели только «сырой» обвес из стеклопластика (английского, между прочим), но что получится в конечном результате, можно предвкушать с огромным интересом. Только краешком, малой толикой первый фестиваль задел и тему тюнинга мотоциклов, но в сущности эта индустрия в Иркутске тоже набирает обороты. А тюнинг внедорожников, как и мотоциклов, вообще заслуживает отдельных номинаций и призов. Здесь-то как раз все идет по лавинной нарастающей, зримо, грубо, бескомпромиссно. «Самодельщина» и здесь уступает место профессиональному тюнингу. И в целом подмечено, что очаги автотворчества особенно развиваются при каких-то клубах, при активном сотрудничестве и соревновательном стимуле заинтересованных «масс». Не случайно все яркие модели так или иначе связаны с иркутским GT-движением, внедорожными рейдами клуба «Протектор» и, разумеется, клубом автомото- старины.
Как это все правильно «развести», представить и оценить в последующих фестивалях тюнинга, чтобы получилось все более грамотно, организаторам есть время подумать. Но «разведка боем», считаю, прошла более чем удачно. Есть причины порадоваться за земляков.
ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОГО ШОУ
Как известно, прибытие участников — это особый волнующий атрибут любой значительной тусовки звезд. И в нашем случае происходило нечто подобное — каждая прибывавшая машина вызывала ажиотаж на площадке. Особенно ближе к церемонии торжественного открытия, когда зрителей уже собралось несколько сотен человек. Более того, уже по тому, как встречали автомобиль, можно было определить Who is who. Скажем, припозднившаяся «зеленая» Supra сразу же стала центром всеобщего внимания.
Накануне все участники Фестиваля были проинструктированы — заезд на площадку с 9.00 до 10.00. Первым, еще задолго до назначенного времени, появился Андрей Рихтер (№1) на хорошо известном в Ангарске (а теперь и в Иркутске) «Железном капуте» — ЗАЗ-965. Любопытно, что куплен он был в прямом смысле за копейки, а все работы по реставрации потянули на сумму чуть меньшую чем 30000 рублей. Правда, по дороге ему пришлось несколько раз останавливаться — автомобиль периодически перегревался. Но ведь доехал!
Затем автомобили потянулись сплошной чередой. Правда, к назначенному времени площадка была заполнена чуть более чем наполовину, но парковаться становилось все труднее. И не столько из-за уже выставившихся машин, сколько из-за пришедших заранее зрителей. Настоящим шоу стало прибытие «красного» Civic, владельцу которого было впору присудить приз «За волю к победе». Накануне автомобиль оказался обездвижен и прибыл к СибЭкспоЦентру на эвакуаторе! Процесс его разгрузки для ранних зрителей стал настоящим представлением.
Вот прибыл едва ли не самый ожидаемый автомобиль — Nissan President, который тут же стал центром внимания. Машина не только раритетная, но и абсолютно «рабочая» — Вячеслав Овчинников на трассе Чита — Иркутск держал скорость 160 км/час.
К сожалению, не все планировавшиеся участники смогли прибыть. Кто-то уехал в командировку, кто-то приболел, у кого-то автомобиль весьма некстати попал в ремонт. Замена нашлась быстро — так на площадке оказался Bentley (пусть к теме тюнинга он отношения не имеет, зато стал этаким шоу-стоппером выставки), белый Mitsubishi Evo VI и легендарный ГАЗ-69 (который, к слову, недавно принимал участие в иркутском Параде Победы).
Все — площадка заполнена, шоу начинается!
Николай РУДЫХ |
В ВАШЕМ МАСЛЕ БЕНЗИНА НЕТ, или ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЮНИНГА В СИБИРСКОЙ СРЕДЕ
Уж и не знаю почему, но запомнился мне именно этот момент. Водитель «оттюнингованной» прямо на фестивале «копейки» (с утра стояла умеренно обклеенная, а к вечеру стала обрастать понтоватыми наклейками) решил как следует прогазоваться. Ну и что вы думаете? Обляпанный цветастыми надписями, со спойлерами-антикрыльями, с самодельной «музыкой» этот ВАЗ- 2101 выдал из прямоточного раструба такую порцию сизо-черной копоти, что как-то сам собой появился заголовок, и вообще на ум пришли нерадостные мысли о развитии тюнинга в области и о том, как это понятие у нас понимают.
Да ясно как. Вместе с «твинкамами», «донцами» и «SAEми» большинство наших обывателей расшифровали иноземное словцо с русской широтой. И принялись «тюнинговать» все подряд, не зная меры и не понимая, что делают. А уж когда в Иркутске появились фирмы, профессионально (качественно, стильно) устанавливающие музыкальные компоненты и, соответственно, автомобили с хорошей «музыкой», когда на улицах загудели подозрительно низкие машины, увешанные гарнитурами антикрыльев, народ словно сошел с ума. Продавцы в магазинах говорят, что прямоточные глушители скоро обойдут по объемам продаж масляные фильтры. Глядя на ржаво-сгнившие «жиги», у которых калибр выпуска куда меньше дыр в кузове, в это веришь охотно. Желтая краска, которой у нас принято красить суппорты, расходится в мгновение ока. А ведь продолжает существовать еще, так сказать, «советский тюнинг», кстати говоря, такой же неприглядный, как и его объекты. Видели вы отечественные авто, разукрашенные подручными средствами, как новогодние елки?
Народ, услышав призывы к участию в фестивале, повалил в редакцию разный. Только я лично общался с несколькими «тюнингерами», всерьез полагавшими, что им есть что показать, так как на их автомобилях есть неоновые подсветки ног и номеров, алюминиевые коврики, антикрылья, «очки» на фарах, естественно, хромированная банка под бампером и другие «веселые» атрибуты. Случился даже такой смешной казус: участвовать пожелал хозяин ВАЗ-2106, облагороженного лишь мехом (!) на торпедо и всякими побрякушками, свисающими с потолка. А что, каждый это понятие переводит по-своему. По-русски широко.
И все же просочились в фестивальные ряды некоторые автомобили, больше напоминающие гаражные самоделки, нежели плоды трудов профессиональных тюнинговщиков. Даже не по качеству исполнения — по задумке, в общем, в целом, в сущности. Для кого-то восстановление машины с небольшим улучшением чего-либо (или без оного — такие тоже на фестивале встречались) и глобальная реконструкция с использованием фирменных, а то и изготовленных полностью самостоятельно сложных узлов — одинакового уровня инжиниринг, достойный равнозначной оценки и уж тем более соседства. Последнее как раз и раздражало.
Впрочем, и среди «нормально тюнингованных» автомобилей можно было выделить поистине уникальные аппараты вроде «Красного» и «Черного» Civic. И тут же машины, у которых, кроме «нулевика», все того же «просторного» выпуска да распорки ничего нет. Согласитесь, есть у этих авто некие различия: одни имеют практически спортивную суть и построены по гоночным технологиям (кардинально форсированные чужие моторы, кулачковые коробки, закись, метанол в качестве бензина), вторые при минимуме инженерии, хоть и отличаются от стандартных своих копий, но куда меньше, нежели от первых. Один знакомый, побывавший на фестивале, кажется, даже как-то печально заметил, что слишком уж много машин представляют собой не более чем понты их владельцев и созданы по принципу «снял родное — поставил тюнинговое фирменное», но на штатные места без доработок. Ладно если еще здесь поставил, а если там, в Японии? Вовсе не интересно или, лучше сказать, местных возможностей не открывает. Услышав подобные слова, так и хочется задаться вопросом — существуют ли вообще в Иркутске и области таковые. Несомненно! Помнится, пару лет назад в «Автомаркете» мы поднимали тему «Есть ли у нас тюнинг»? (почти как есть ли жизнь на Марсе — не доказано, однако все может быть). Тогда технические возможности иркутского сервиса ограничивались «модифицированными» внутрисалонными ковриками, неоном, аэрографией и, максимум, модной оптикой. Нынешний тюнинг фестиваль продемонстрировал на порядок более возросший (или появившийся) инженерный уровень. Установка других, совсем не предназначенных для того моторов, качественная окраска, выполненные великолепно оригинальные бамперы, пороги, арки. За какие-то два года светлые головы вышли из технического подполья и создают уникальные образцы, место которым на выставках, расположенных гораздо западнее Иркутска. Это и частники, и фирмы, и клубы по интересам.
Последние, кстати, не увеличившись в числе, за тот же срок настолько серьезно приросли технологиями, что можно говорить даже не о каком-нибудь прогрессе, а о бурном развитии. «Протектор», GT-club, клуб автомотостарины «Мечта» — имея тогда три-четыре основательно подготовленные (здесь, у нас) машины, эти структуры теперь располагают множеством своеобразных образцов. А меломаны от автомобилей? В Иркутске впору устраивать музыкальное шоу — «кворум» будет обеспечен. Так же, как можно организовывать выставку оригинальных (без тюнинга) машин. Приехавший из Читы Nissan President, местные раритеты, участвовавшие в фестивале («Хорьх», «Москвич»- кабриолет, ГАЗ-67) и другие нетрадиционные авто, не оказавшиеся в минувшую пятницу на площадке СибЭкспоЦентра, могли бы сформировать отдельный «автосалон».
Конечно, звучит это наивно. Но как, скажите, должен был поступить я, не решившийся заполнять анкету голосования в номинациях «инженерия» и «стайлинг». В обе графы можно было с полным правом вписывать и протекторовские джипы, и антиквариат «Мечты», и GT-аппараты, даже те, что подготовлены на Востоке. Поэтому хотелось бы, чтобы следующий региональный фестиваль тюнинга (а лично у меня нет сомнения в том, что на нем будет значительно больше участников и, в свою очередь, среди них больше подготовленных автомобилей) заключал в себе несколько различных классов. В таком случае ставить галочки напротив громких иркутских имен будет много проще.
Максим МАРКИН P. S. А для тех, кто за глобальное изменение принимает бахрому в салоне, тоже можно придумать отдельную номинацию — например, «За самый доступный «тюнинг».
|
Василий ЛАРИН
РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «АВТОМАРКЕТ» ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, ОКАЗАВШИМ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ В ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ, ФИРМАМ, ИХ РУКОВОДИТЕЛЯМ: Коллективу ОАО «СибЭкспоЦентр» (генеральный директор Анатолий Коцарь) и лично заместителям гендиректора Людмиле Галаевой и Геннадию Луценко, главному инженеру Николаю Дашко, директору бара Игорю Артемцеву. СПОНСОРАМ ФЕСТИВАЛЯ Автоцентру «Кузьмиха» (Олег Лобачев), фирмам «Автон» (Александр Марков), «Кристалл-авто» (Евгений Баневич), «Азия-авто» (Александр Китченко), «Аукцион-авто» (Максим Толмачев), Twin Cam (Юрий Силин), Rossko-Иркутск (Василий Макеев), «Автограф-бранч» (Андрей Охлопков), «Диалан-Авто» и автоцентру «Диалан» (Михаил Шестаков), филиалу ООО «РосГосСтрах-Сибирь» Управления по Иркутской Области (Алексей Собянин). ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ПРИЗЫ Филиалу ООО «РосГосСтрах-Сибирь» Управления по Иркутской Области (Алексей Собянин), Автоцентру «Кузьмиха» (Олег Лобачев), фирмам «Диалан-Авто» и автоцентру «Диалан» (Александр Евтухов), «Интеравто» (Вячеслав Болдин), «Автон» (Александр Марков), «Автокосмос» (Андрей Алехнович), АС ОЙЛ (Андрей Матюшенко), АРС-Авто (Александр Арсентьев), «Автограф-бранч» (Андрей Охлопков), АкТрейд (Владимир Степанов), Magic Systems (Юрий Плюснин), Компании «Фильтр» (Сергей Нескоромных), СТО «Байкал» (Константин Мельников), Компании «Дальневосточный дистрибьютор Wynn`s» (Евгений Счастливцев), магазину «Колесо Фортуны» (Ольга Перлина), Страховому магазину «Эксперт» (Александр Таранов), СТО «Бастион» (Алексей Кривов), ТД «РосСпиртПром» (Олег Бельский), Иркутскому Центру Высшего Водительского Мастерства (Сергей Степанов). УЧАСТНИКАМ ШОУ-ПРОГРАММЫ Ведущему программы «С ХИТом за рулем» Вячеславу Ширяеву, режиссеру и ведущему НК «Стратосфера» Егору Малову, Алексею Юдину, Федерации Брэйк Данса Иркутской области (Игорь Тесленко), Вело Триал Шоу, Ивану и Илье Константиновым. ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Областной типографии №1, Полиграфической фирме Baikal-line, Оперативной типографии на Чехова. ЗА ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ПЛОЩАДИ Агентству «Аврора», а также всем участникам и посетителям Фестиваля.
"Автомаркет + Спорт" №20 20.05.05 |