Почему именно Hyundai Coupe? Прямо скажем, не хит, да и вообще особой популярностью не блещет. В регионе найдется максимум с десяток экземпляров. Так с какой стати посвящать ему целый материал? Ну, во-первых, Coupe, а иначе Tiburon, создавался на базе модели Lantra, достаточно популярной лет пять-шесть назад и до сих пор встречающейся в продаже. То есть все нижесказанное в отношении купе, особенно касательно надежности, можно с уверенностью примерять на седан и универсал. Во-вторых, я знаю как минимум двух человек, которые, продав Coupe/Tiburon и пересев на «японцев», жалеют об этом. В конце концов, с точки зрения ходовых качеств это достаточно интересная машина.
БИО СНАРУЖИ, БИО ВНУТРИ
|
Согласитесь, в этих пышных формах есть что-то особенное, выделяющее машину из общего ряда «биоавтомобилей». Впрочем, последние в массовом порядке до нас так и не дошли, и это делает купе еще более заметным на дорогах |
Между тем, даже экстерьер Coupe/Tiburon нетривиален. Он может нравиться или отталкивать, однако не оставляет равнодушным. Давно канул в лету биодизайн, но пышные формы автомобиля по-прежнему притягивают, как рембрантовская Даная, вне зависимости от нынешних стилистических пристрастий. Развитые «бедра» колесных арок, вздутые панели капота и багажника, сверхвыразительные бамперы и «прищуренная» передняя светотехника. И тогда, и сейчас «кореец» производит впечатление законченной дизайнерской работы.
А лично меня больше впечатляет интерьер. Такого буйства плавных линий сейчас не встретишь ни у «японцев», ни у «корейцев». Гипертрофированно, конечно, но равнодушным не оставляет. И опять же каждая, даже самая несущественная деталь, отвечает законам биожанра. Вот качество материалов для автомобиля из Страны Утренней Свежести образца конца 90-х годов традиционно невысокое. Клавиши «лысые», как коленка, лоснятся. Стыки кое-где оставляют желать лучшего. Пластик торпедо, слава Богу, мягкий и тем не менее не производит впечатление изысканного. Да и усилия на второстепенных органах управления, выверенность включений явно не говорят о том, что машина принадлежит к элите мирового автомобилестроения. С другой стороны, что вы хотели от бюджетного купе, которому ставилась задача положить в Америке на лопатки «прописавшийся» там японский бомонд.
|
Hyundai Scoupe 1990 года |
Свою родословную автомобиль ведет от первого в истории Hyundai двухдверного автомобиля Scoupe, появившегося в 1990 году. Маловыразительного внешне и абсолютно неинтересного в плане техники. Автомобиль закономерно не претендовал на роль покорителя других рынков, хотя в Корее ни шатко ни валко продавался. Ситуация в корне изменилась, когда в 1996 году появилось следующее купе. И если в Старом свете, где автомобиль продавался под названием собственно Coupe, к нему традиционно относились осторожно, то в Америке недорогой Tiburon, в переводе с испанского «акула», стал хорошим конкурентом японским купе аналогичного класса. А у себя на родине машина, продававшаяся под тем же агрессивным именем, приобрела статус культовой модели. У корейской молодежи был совсем небогатый выбор - либо Tiburon, либо родстер Elan, реликт, подаренный Kia английским Lotus, с устаревшим дизайном и техникой.
|
Здесь вполне продуманная эргономика и Его величество стиль |
В 2000 году машине сделали пластическую хирургию, внедрив отдельную «глазастую» переднюю оптику, получив таким образом некоторое сходство с Toyota Celica. Изменили облицовку кормы, а также слегка подкорректировали интерьер. Спустя два года у Hyundai появилось третье купе, продававшееся под названиями Turbulence и Coupe (Европа), Tiburon (Северная Америка) и Tuscani (Корея). Увы, последнее, созданное уже на новой платформе, в Сибирь так и не пришло. Сказывается отсутствие местного дилера. Что касается предыдущего поколения, о котором и пойдет речь, то оно в свое время предлагалось ангарской фирмой «Энергохимкомплект». Вполне естественно, что в условиях стремительного развития японского second-hand (дело-то было в конце 90-х) «корейцы» остались непонятыми. И если семейные Hyundai были относительно распространены, то купе «участь» стать популярным не постигла. |
|
Приборы обладают неплохой визуальной восприимчивостью |
А вот похвалить Hyundai за эргономику стоит. Слегка развернутая к водителю центральная консоль, «барашки» климат-контроля и понятные рычажки управления светом — все продумано до мелочей. Неплохо читается комбинация приборов с эллипсоидными шкалами. Не ошиблись корейские конструкторы и с посадкой. Мои 182 см вовсе не предел. Еще пододвигаюсь. Лишь руль, регулируемый только по высоте, чересчур низко в самом верхнем положении расположен относительно сиденья. Отодвинуть бы чуть-чуть, да слегка приподнять.
|
Традиционное для конца 90-х управление «погодой» очень удобно |
Пресловутые задние «плюс два» таковыми и являются. И погрузиться в них проблематично, и сидеть невозможно. Прокрустово ложе! Зато багажник для купе более чем объемный. 362 литра! Среди двухдверных автомобилей подобных габаритов это лучший показатель. Причем его можно увеличить, сложив целиком или по отдельности спинку заднего, с позволения сказать, сиденья. Получается грузовичок, не иначе.
ДЕЛАЛ MITSUBISHI, ДОДЕЛЫВАЛ HYUNDAI
|
У коробки передач короткие ходы и четкие впечатления |
И Coupe, и Tiburon комплектовались тремя моторами — объемом 1,6, 1,8 и 2,0 литра мощностью, соответственно 114, 132 и 139 л. с. (на внутреннем рынке также существовал полуторалитровый вариант). Правда, по заряженности 1800-кубового мотора существуют различные варианты. Есть информация, что во внутренней корейской и американской версиях его мощность равна таковой у двухлитрового двигателя. А еще модификации для внутреннего рынка комплектовались беднее. У них отсутствовала антиблокировочная система и подушки безопасности. В то же время на экспорт отправлялся вариант Special Edition с крупным антикрылом, белыми шкалами приборов, алюминиевыми накладками на педалях и деревянным рулем Momo. Кроме того, до появления на трассах раллийного мирового чемпионата Hyundai Accent честь корейской фирмы защищал как раз Coupe с турбодвигателем. И в Корее продавался Tiburon Sporty Version с другим управлением двигателем, более жесткой подвеской и алюминиевым передним оперением, видимо, выполненный по «боевым» мотивам.
|
Спереди простой McPherson |
Следует отметить, что ничего сверхординарного в плане техники автомобиль собой не представляет. 1,6-литровый мотор — наследие Mitsubishi. Но без появившегося позже у японцев MIVEC, непосредственного впрыска и тому подобных «интеллектуальных» штучек. Остальные двигатели — плоды собственного труда. На фоне нынешних японских достижений они выглядят достаточно архаично. Но им не откажешь в надежности. Практически на моих глазах два года проходила эксплуатация одного Coupe, а со вторым после девятилетнего местного использования удалось познакомиться только что. И тот и другой пребывают в полном здравии, несмотря на то что их владельцы придерживаются активного стиля езды. Так, у двухлитрового мотора пришлось поменять лишь высоковольтные провода, погрызенные мышами. Позже хозяин был вынужден потратиться еще по одной причине — отказала ABS. В сервисе почистили проводку, что оказалось достаточным.
|
Место штатного воздушного фильтра занял «нулевик», который должен получить впускной тракт, выведенный в отверстие в бампере |
Второй — Tiburon, которого вы видите на фотографиях, прошел через более комплексное «обслуживание». В какой-то момент у его мотора залегли кольца, и альтернативой их отмачиванию владелец выбрал полную их замену. Но не ограничился только этим. По сути, начавший есть масло 1,8-литровый двигатель своим аппетитом уготовил себе дальнейшую судьбу. Для пущей проходной способности в его головке были проточены до большего диаметра и впускные, и выпускные каналы. Появилась металлизированная прокладка. Место родного бензонасоса занял заимствованный у Subaru, у него больше производительность. Топливный фильтр также поменял производителя — теперь эта деталь от Mercedes. Логичным довершением легкого моторного тюнинга стал фильтр с нулевым сопротивлением, который ждет связующего с отверстием в бампере канала.
HYUNDAI И ТЮНИНГ
Условно все тюнинговое предложение по миру, касающееся Coupe/Tiburon, можно разделить на две составляющие. В Корее прямо-таки обожают обвесы. Небольшие, гипертрофированные, но в любом случае не подкрепленные какой-то внутренней настройкой. А на другой стороне земного шара, в Северной Америке и Австралии, чьи тюнингеры тоже не прочь пощеголять в красивой пластиковой обертке, предпочитают более глобальное вмешательство. Позиций не сказать чтобы много, как на тех же «японцев», но для грамотного тюнинга вполне достаточно. Предлагается перешивка мозгов, турбины, в том числе с интеркулером, механические нагнетатели. Фирма Hwarang выпускает кованые поршни и высокие распредвалы. Brembo изготавливает различные тормозные механизмы, рассчитанные под разный колесный диаметр. А Bilstein и Kayaba создают амортизаторы с регулируемой жесткостью. При большом желании весь этот ассортимент можно приобрести в Иркутске. Во всяком случае стойки — запросто. |
|
Амортизаторы Kayaba AGX имеют четыре «цветных» положения. По жесткости |
Естественно, по двум экземплярам очень трудно, если вообще возможно, судить о надежности автомобиля. Наши же ремонтники в силу малой распространенности Hyundai тех лет лишь разводят руками. Зато есть примеры по Lantra, отходивших с такими же двигателями до 300 тыс. км без особых проблем. Да и некоторые нюансы все-таки удалось выяснить. Клапаны при обрыве ремня ГРМ гнет гарантированно. Кроме того, в механизме газораспределения есть еще одно подвижное звено. Два распредвала в широкой «голове» связывает между собой цепь, которая по одной информации где-то к 100 тыс. км имеет обыкновение растягиваться. Правда, известные Hyundai на это и после двухсот тысяч пробега не жалуются. Если и допустить, что происходит, то высокие зубья шестерен предотвращают проскальзывание. Вот на масле экономить не стоит. Mitsubishi, хоть и в корейской интерпретации, некачественной смазки не любит. Очевидно, что корейцы основательно поработали над начинкой, по всему выходит, превзойдя в итоге своих «старших братьев».
|
На мой взгляд, в замкнутом купейном объеме 5Zigen шумит чересчур громко |
Каких-то особых грехов не замечено и за трансмиссией. Но только механической. Единственное правило, которого следует придерживаться неукоснительно — менять масло в коробке через 30 тыс. км. Побеспокоит также выжимной подшипник — примерно через 100 тыс. км. «Автомат» требует того же. Ведь он мицубисиевский со всеми вытекающими и «втекающими». Заливать-то надо исключительно спецжидкость — Castrol Transmax Z или Mitsubishi SP. Что касается надежности и ресурса, то тут все в духе японской марки. То есть не совсем хорошо. Впрочем, автоматической трансмиссией не в принудительном порядке оснащались машины, даже предназначенные для североамериканского рынка. Что же говорить о Европе и самой Корее! Механических коробок — подавляющее большинство! Стоит также добавить, что полноприводных версий Coupe и Tiburon не существовало.
И в подвеске никаких «творческих» откровений. Спереди McPherson со съемной шаровой опорой. Сзади многорычажная схема, не представляющая собой ничего сложного. Надежность в рамках класса очень пристойная.
МАЛЕНЬКАЯ РИФОВАЯ АКУЛА
|
Tiburon неплохо заряжен музыкально. Например, головной MP3 «инструмент» фирмы Nakamichi |
Года три назад я уже знакомился с Coupe. То была двухлитровая экспортная версия в богатой комплектации, с кожей и люком. В целом автомобиль оставил приятные впечатления. Неприятный осадок — лишь от шарабанистой подвески, становившейся таковой при невысоких скоростях. Еще показался относительно невеликим моторный заряд. А какие сюрпризы преподнесет 1,8-литровый «внутренний» Tiburon?
Разительные отличия! Серебристый «невыездной» автомобиль агрессивнее, злее, яростнее. И дело тут не только в небольшой подготовке мотора. Не оставил хозяин без внимания и подвеску. Отправившиеся на свалку родные амортизаторы уступили свое место деталям Kayaba AGX с четырьмя регулируемыми по жесткости положениями. Среди предназначенных для «японцев» подбирались пружины. Теперь спереди стоят комплектующие от Nissan Cefiro, сзади — от Toyota Corona Premio.
|
В музыкальную систему включен усилитель Blaupunkt |
В голосе мотора чувствуется сталь, исторгаемая не только «бубнилкой» 5Zigen. Не осязаемая агрессия, конечно, но тем не менее. И с первых метров пути Tiburon начинает оправдывать как эту прорывающуюся сквозь натужный рев «прямотока» энергию, так и свое зубастое имя. Первая, выкрученная до красной зоны, начинающейся с 6500 об/мин, кончается на 60 км/ч. Вторая едва не дотягивает до сотни, третья — где-то сто двадцать-сто тридцать. Длиннющие! Однако силовой агрегат — этот, я бы сказал, показательный дуэт мотора с коробкой, тянет мелодию разгона без лишней раскачки. Двигатель очень цепко схватывает каждую передачу, реализуя максимум мощности как раз под конец белой шкалы. Нет сомнения в том, что он любит крутиться и подстегивает к этому. Каждая передача — фонтан адреналина, каждая передача — в полный дроссель, до максимального отрыва.
|
Собственно говоря, если очень хочется, то можно, но лучше не стоит |
При этом мотор живет не только на верхах. Спокойно перебрав все пять передач, можно встать в правый ряд и потихоньку телепаться на высшей. Причем порой возникает ощущение, что едешь на «автомате». Сбросил газ, снизил обороты до 3-3,5 тысяч, а потом выжал педаль акселератора до пола. Истинный kick down! Отличная эластичность двигателя и прекрасный подбор передаточных чисел. Даже в городе, если нет нужды в интенсивных разгонах, растянутые отношения обеспечивают минимум переключений. Первая в звон, третья и сразу пятая. А после в не особо плотном потоке можно работать последней и четвертой. Кто бы мог подумать, что в 1,8 литра удастся обнаружить такую «автоматную» тягу.
|
Передние сиденья неплохо держат тело, хотя иногда кажется, что способности машины выдерживать боковые нагрузки развиты больше, чем у кресел |
Но в том-то и дело, что расслабленно кататься нет никакой мочи. Tiburon обязывает, заставляет подстраиваться под него. Под его жгучий, взрывоопасный характер. В том числе и своей подвеской, которая на малых скоростях, нет, не «шарабанит», как у того двухлитрового Coupe, но все равно достаточно жесткая. А ведь на амортизаторах выставлена «минимальная жесткость». Экспериментировать мы не стали, однако хозяин заметил, что добирался до третьего режима. Нереально железобетонно! Но и в данном варианте на швах и стыках потряхивает немилосердно. А на крупных последствиях весеннего «наводнения» Tiburon, думаю, доставит много неприятных моментов мучающимся радикулитом. Что ж, все в рамках жанра.
В то же время стоит разогнаться до 70-80 км/ч и от душевытряхивающего характера не остается и следа. Взамен приходит ощущение всепоглощающей энергоемкости. Tiburon, кажется, воспаряет над последствиями «паводка», позволяя вытворять такое... У него настоящая раллийная подвеска, как нельзя лучше подходящая для наших дорог. Надо лишь не снижать разрешенную ею минимальную скорость. Самым идеальным образом проявляет она себя и за городом, и на длинной пологой волне, и на коротких глубоких асфальтовых провалах. Тормозить нет нужды! Автомобиль упруго присядет (до отбоя ой как далеко) и породисто отработает неровность. Лишь эпилептические колебания руля вносят в скоростной под двести барраж некоторую какофонию. Впрочем, это не значит, что Tiburon самовольно меняет траекторию.
леонид шульц, бывший владелец Hyundai Coupe
Откровенно говоря, жалею, что продал. Говорят, «корейцы» такие, «корейцы» сякие. А у меня с ним не было решительно никаких проблем. Одна мелочь - фильтры, другие расходные материалы. А ведь достался-то он мне не сказать чтобы от хорошо следившего за ним владельца. В движке бултыхалась какая-то «бяка», консистенцией подозрительно похожая на смесь «дексрона» с солидолом. Не менялась, видно, подолгу. Пришлось долго отмывать. После каких-то осложнений не замечал.
Устраивал Coupe и с точки зрения ходовых качеств, и в плане организации интерьера. Жестковат, правда, был. Супруга за это его недолюбливала. Сейчас, если бы представился вариант покупки Coupe следующего поколения, рассмотрел бы его очень пристально. К сожалению, в Иркутске и области нет официальных представителей Hyundai, а теперь машина меня интересует только в новом состоянии.
Владимир Иванов, владелец Hyundai Coupe
Я купил машину уже после местной эксплуатации и сразу же загнал в сервис. Не для ремонта, а скорее для приведения в порядок и получения несколько иных ходовых качеств. Работы еще не закончены, и потому скажу о том, что уже было сделано. Поставлены амортизаторы Kayaba AGX, более толстый стабилизатор поперечной устойчивости и оригинальные пружины в самой жесткой версии. Также дорабатывались тормоза. Теперь рабочие механизмы в них от Hyundai Sonata и перфорированные диски. Силовой заряд двигателя, пока не планируется. Зато инсталлируется «музыка». Салон уже проклеен, и дело осталось за малым.
На вопрос, почему именно Hyundai Coupe, отвечу, что по соотношению качества (во всем) и стоимости эксплуатации автомобиль представляется мне более выгодным, нежели японские представители этого жанра. |
|
А как четко, идеально-циркульно чертит он скоростную кривую! Не замечая так же ни мелких шовчиков, ни крупных рытвин. Диссонанс или лучше сказать, непонимание вызывают только несущественные крены, возникающие при отклонениях руля на небольшой градус. Но тут уж сетовать надо на породистую Gislaved Nord Frost. Шипованную!
Тормоза нельзя назвать идеальными. Боюсь ошибиться, но мне кажется, что их не всегда хватает. Одно точно — лишенным антиблокировочной системы им нельзя отказать в точности дозирования усилия.
ПЛАТИШЬ МЕНЬШЕ — ПОЛУЧАЕШЬ БОЛЬШЕ
|
Для купе объем багажника вполне приличный |
А теперь сбросим газ, отдышимся и попробуем выяснить, что же Tiburon такое — одноразовый утолитель жажды скорости или выбор практика, знающего цену комплектующим и не готового ждать их после заказа с предоплатой.
Итак, запчасти. Увы, в подавляющем большинстве случаев положение спасает исключительно заказ. На удивление многие продавцы даже и не знают о существовании у Hyundai такой модели. А уж чтобы продать запчасти на нее... И все же нашелся, по крайне мере, один магазин, где можно обзавестись минимум расходными материалами. Это ООО «Форсаж-К» (ТЦ «Автоград», пав. 145, тел. 53-63-97). Встречаются здесь и комплектующие силовой части двигателя. Остальное, в том числе, и в первую очередь, детали кузова, а также оптику придется ждать от двух недель до месяца при 50% предоплате.
|
Мотор на редкость тяговитый для своего объема, а подготовка его только улучшила |
По ценам расклад еще более интересный. Происхождение-то в большинстве своем оригинальное. Оказывается, Hyundai, очень охотно выбрасывает на вторичный рынок комплектующие, предназначенные для конвейера. Отсюда вытекает... нет, не высокая стоимость. Напротив, многие позиции на удивление дешевы. Например, вышеупомянутая цепь оценивается всего в 600 руб. Сайлент-блоки и шаровые опоры стоят смешные деньги. Пружины, в различных вариантах имеющие три вида жесткости, вытягивают максимум до 1500 руб. В то же время иные составляющие не по классу дороги. А самые «кусачие» — кузовщина и светотехника. Но если же просмотреть и соотнести стоимость и востребованность запчастей, то получится, что самые ходовые из них на порядок дешевле, чем у японских аналогов.
ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ, РУБ. |
Ремень ГРМ | 1500-1700 |
Цепь | 600 |
Успокоитель цепи | 100-150 |
Обводной, натяжной ролики | 700-900 |
Кольца | 2000 |
Поршни | 800/шт. |
Вкладыши шатунные | 1000 |
Вкладыши коренные | 1150 |
Шатун | 2500/шт. |
Фильтр масляный | 250 |
Фильтр воздушный | 300 |
Фильтр топливный | 450 |
Выжимной подшипник | 900 |
Диск сцепления | 2100 |
Корзина сцепления | 2300 |
Амортизаторы пер./задн. | 3100 |
Пружины | до 1500 |
Шаровые опоры | 600 |
Сайлент-блоки | 150-350 |
Тормозные колодки пер./задн. | 1600/1000 |
Фара | 4500 |
Габарит | 800 |
Противотуманка | 1500 |
Фонарь | 2500 |
Капот | 12000 |
Крыло | 3500-4000 |
Бампер | 7000-8000 |
Дверь | 15000 |
В результате с уверенностью можно говорить о том, что Coupe/Tiburon вполне удачная модель. С «горячими», достойными японских купе ходовыми качествами, с неплохой надежностью и кроме того, в общем-то, недорогие в эксплуатации. Жаль, что с приобретением возникают трудности. Те несколько экземпляров, что имеют хождение в нашей области, буквально «расписаны» по будущим владельцам. В свободной продаже сейчас находится лишь один автомобиль, именно тот, который представлен на фотографиях (телефон владельца 8-902-7-686-999). Остается только заказывать — либо через наши фирмы, доставляющие автомобили прямиком из Кореи, либо связываться с компаниями на западе России, которые могут пригнать купе из Европы или Америки.
Максим МАРКИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 15
|