В 1997 году состоялся дебют нового автомобильного
жанра — Premium SUV, проще говоря, люкс-внедорожника среднего класса
Toyota Harrier (на внешних рынках Lexus RX 300). Потом будут BMW Х3,
Land Rover FreeLander и Volvo ХС90, но Harrier был первым! Но не только
поэтому он по-прежнему остается популярным как на внутреннем, так и
многих внешних рынках (в том числе на самых конкурентных — японском и
американском). Почему — об этом поговорим подробнее.
Модели и модификации
Продажи Harrier, как уже говорилось, на внутреннем
рынке начались в 1997 году, на внешних на год позже. Первоначально,
кроме японского рынка, этот автомобиль предназначался только для
Северной Америки. С середины 2000 года японцы предложили эту модель для
европейского покупателя, в том числе и для России. Отличия американской
версии от европейской минимальны: другие указатели поворотов, прозрачные
колпаки отдельных задних фонарей и перенастроенные фары. Столь же
минимальны отличия между Harrier и RX300 — иные шильдик на радиаторной
решетке и пятая дверь. Только у «японцев» встречается комплектация с
пневмоподвеской, есть «простая» версия с 4-х цилиндровым двигателем.
Однако в целом по конструкции они схожи. Также ничего неизвестно о
разницах в надежности (да и вообще, корректно ли так ставить вопрос при
одинаковых по сути автомобилях). Тем не менее заранее предупредим —
подавляющее большинство сказанного ниже относится именно к Toyota
Harrier.
Внешность модели настолько футуристична, что,
пожалуй, будет выглядеть свежо еще лет пять. Машина хорошо смотрится (я
бы сказал, аристократично) с любого ракурса, только это приносит ей
множество поклонников. Базовых комплектаций две — G-package и S-package.
Первый вариант характерен салоном из светло-песочного велюра и вставками
под дерево на панели, есть электропривод водительского сиденья, полный
электропакет. В высшей комплектации S-package салон из двухцветного
серого велюра, вставки под титан, ксеноновые фары, дорогая акустика JBL.
В обеих модификациях есть климат-контроль, КП — автоматическая система
типтроник, CD-чейнджер, LCD-монитор, на который выводится информация с
бортового компьютера, а также о работе климатической установки (в том
числе и наружная температура), музыкальной системы, он служит экраном
телевизора и навигатора (последнее в России не работает). Редко, но
встречаются версии с кожаным салоном и заводским аэрообвесом (на цену
это мало влияет).
3,0-литровый мотор — V-образная шестерка,
2,2-литровый двигатель — 4-х цилиндровый рядник. На российском вторичном
рынке последняя модификация более востребована из-за своей большей
доступности, к тому же только здесь есть переднеприводные версии (все
другие — полноприводные). В 2000 году двигатели были модернизированы —
объем «меньшего» двигателя был увеличен до 2,4 литра, появилась система
фаз газораспределения VVT-i (у трехлитрового она была всегда).
Косметической доработке была подвергнута внешность, к примеру, передние
и задние фары получили настоящие зеркальные поверхности, головная оптика
стала биксеноновой.
|
Салон новой модели отличает не только его
роскошь, но и большие размеры по сравнению с предшественником |
В 2003 году дебютировало второе поколение Lexus RX
300/Harrier, которое было разработано буквально с чистого листа.
Разработкой платформы занималось американское отделение Toyota Motor
Cor. (она теперь используется и для производства минивэнов Sienna).
Новый Harrier имеет большую колесную базу по сравнению с
предшественником и, соответственно, значительно увеличившееся
пространстве для задних пассажиров. Отличительная особенность
конструкции — несущий кузов с интегрированным передним подрамником и
полностью независимые подвески всех колес: спереди стойки McPherson,
сзади двойные поперечные рычаги и амортизационные стойки. Несущее
основание и подрамник были перепроектированы, что позволило значительно
увеличить жесткость кузова на кручение и изгиб, на заказ устанавливается
пневматическая подвеска колес с возможностью регулировки клиренса и
контролем жесткости (TEMS). Интеллектуальный процессор реагирует на
смену покрытия, притормаживает в повороте, если водитель ошибся,
затемняет зеркала, направляет свет фар в нужную точку. «Младший»
двигатель тот же: 160-сильный 2AZ-FE R4 DOHC. 3,0-литровый 1MZ-FE
получил 5-ступенчатый «автомат». Lexus имеет и 3,3-литровый двигатель,
но на иные рынки кроме американского он не поставляется.
В любом случае для бездорожья этот автомобиль не
подходит. Плохая гравийка для него — предел проходимости. Диагональное
вывешивание будет выглядеть издевательством.
Техника
Автомобили всегда выпускались в одном кузове —
пяти-дверный универсал: крепкий несущий кузов с развитыми лонжеронами.
Такая конструкция стала традиционна для большинства асфальтовых
внедорожников. Подвеска всех четырех колес первого поколения независимая
типа McPherson на подрамниках, со стабилизаторами поперечной
устойчивости. Внедорожные атрибуты: постоянный полный привод и
увеличенный клиренс. Блокировок дифференциалов и понижающей передачи
здесь нет.
Прекрасная антикоррозийная стойкость — наружные кузовные панели даже
самых первых «иркутских» образцов остаются в прекрасном состоянии.
Проблемы с электрикой редки и характерны для автомобилей, хранящихся в
теплых гаражах, ведь время реакции металла с агрессивной солевой средой
прямо пропорционально повышению температуры (в тепле коррозия свою
черную работу по уничтожению проводки делает активнее).
Двигатели
|
Современный экономичный
двигатель 2AZ-FE |
Четырехцилиндровый 140-сильный 5S-FE в силу
доступности и простоты в ремонте из-за своей архаичности встречается в
регионе чаще. К тому же этот двигатель у нас хорошо изучен по модели
Camry (в «Автомаркете» недавно подробно рассказывалось о его
конструкции). Правила эксплуатации просты. Во-первых, нужно избегать
масляного голодания, подозрительного топлива. Проблемы с обслуживанием
связаны с местом расположения мотора под капотом, из-за чего затруднен
доступ к свечам. Для двигателей серии S характерна повышенная шумность,
отчасти решением проблемы является хорошая звукоизоляция. Проблем с
поиском оригинальных запчастей и расходных материалов нет, даже редкие
комплектующие можно легко заказать. Оригинальные японские свечи
обойдутся в 440 рублей за штуку, масляный фильтр — 365 рублей, воздушный
— около тысячи.
Та же неприхотливость характерна и для трехлитрового 1MZ-FE. Правда,
заправка некачественным топливом может привести к заклиниванию клапанов
из-за закоксовывания остатков суррогатного топлива. В результате поршень
встречается с застрявшими клапанами, и если это произошло не в одном
цилиндре, придется раскошелиться на новые головки блока и сами поршни.
|
1MZ-FE — эти моторы устанавливаются на
модели для Японии и Европы |
Есть у этого мотора и характерная поломка — лопается
левый выпускной коллектор, по крайней мере, при пробеге за 150 000 км
появляется трещина в месте крепления датчика кислорода. Дальнейшее
продвижение выхлопных газов по системе выпуска выявляет и еще один часто
встречающийся дефект: на приемной трубе выгорает гофрированная вставка,
которая не выдерживает испытания температурой. На моделях после 2000
года проблема была решена установкой сетчатого элемента, не боящегося
высоких температур.
При применении некачественных масел появляется течь
заднего сальника коленчатого вала. Вроде и мелкая поломка, и
резинометаллическое изделие стоит не так дорого (примерно 1500 рублей),
но вот работа по замене трудоемка: придется снимать подрамник, извлекать
коробку передач и вывешивать двигатель. Цены на расходники V6 мало
отличаются от R4: свечи зажигания 468 рублей за штуку, масляный фильтр —
420 рублей.
Трансмиссия
|
Современная АКП с ручным переключением
передач |
Большинство Harrier все же имеют постоянный полный
привод, который распределяет крутящий момент поровну между передними и
задними колесами. Свободу межосевого дифференциала ограничивает
вискомуфта, понижающей передачи нет. Крутящий момент от двигателя к
ведущим колесам передается через четырехступенчатый «автомат». Последнее
— больное место у этих машин, особенно при 3-литровом моторе.
Японская компания Aisin разработала в конце 90-х
годов новое поколение КП для разных моделей Toyota: переработана
электронная система управления, сами механизмы стали умнее за счет
изменения многих параметров. Но, по мнению иркутских сервисменов, на
надежности машин это мало сказалось. Лучший вариант — 140-я АКП с
двигателями 5S-FE и 2AZ-FE. А вот с 1MZ-FE отношения КП не сложились: от
большого крутящего момента некоторые детали коробки просто ломаются.
Случается это, как правило, после 150 000 км пробега. И особенно
печально для АКП (и заднего редуктора и привода передних колес)
заканчиваются внедорожные эксперименты владельцев — все же надо помнить,
что это полноприводный, но все-таки городской автомобиль.
Цены на запчасти и
расходные материалы |
Наименование |
Цена. руб |
Колодки тормозные передние
HARRIER |
2040 |
Колодки тормозные задние
HARRIER |
2590 |
Стойка передняя |
5450 |
Стойка задняя |
5070 |
Линк задний |
2000 |
Линк передний |
1950 |
Шаровая нижняя |
1995 |
Фильтр масляный 1MZFE
|
420 |
Фильтр масляный 5SFE
|
365 |
Фильтр масляный 2AZFE
|
352 |
Фильтр воздушный
|
995 |
Фильтр топливный
|
1450-1520 |
Свечи зажигания 2AZFE
|
145 |
Свечи зажигания 5SFE-1MZFE
|
440-468 |
Ходовая часть
Полностью независимая архитектура подвески Harrier
больше напоминает шасси легкового автомобиля, чем внедорожника. Спереди
и сзади стойки McPherson со стабилизаторами поперечной устойчивости
(многие элементы позаимствованы от Camry). Проблемы хоть и редки, но
встречаются. Проблемна передняя подвеска при 3-литровом моторе. Опорные
подшипники застучат, когда на одометре будет около 100 000 км, замене
подлежат поворотный подшипник и металлическая чашка. Обе пары
амортизаторов попросятся на покой при 150 000 км. Передняя стойка
оценивается в 5450 рублей, задняя — в 5070.
Стойки и втулки стабилизаторов выходят из строя через
50 000 км. (замена — примерно 2000 рублей за деталь). В задней подвеске
при пробеге 150000 км меняются также поперечные тяги в сборе с
сайлент-блоками. А вот шаровые за 5 лет эксплуатации практически не
подвержены износу. Стоят они около 2000 рублей и меняются отдельно от
рычагов. Надежна и рулевая рейка, вкупе с рулевыми тягами она, как
правило, внимания к себе не требует. Периодичность замены тормозных
дисков — 50 000 км. Другие плановые работы: замена передних тормозных
колодок (2040 руб.) — 20 000 км, задних (2590 руб.) — 50 000 км.
Рынок
Предложение Toyota Harrier на авторынке в Рабочем
исчисляется десятками (леворульная версия Lexus RX практически не
встречается). Цена во многом зависит от комплектации и года выпуска. И
если раньше более были распространены экономичные варианты, то сейчас
предложение сместилось в сторону дорогих моделей. Редкость — только
рестайлинговая модель 2000 года с двигателем 2,4, хотя по 3,0-литровым
есть даже выбор. Так как машины продаются на рынке уже года три,
встречаются экземпляры и с местной эксплуатацией, хотя на ценах этот
факт сказывается мало. Ценовой разброс лежит в небольших пределах — от
$18000 до $24000. К примеру, модель 1998 года с двигателем 5S и полным
приводом оценивается в $19900. Модель 1999 года с 3-литровым 1MZ стоит
$22500. Машина 1998 года с полугодовым местным пробегом и двигателем 2,2
литра оценивалась в $18200. Отметим, что за полгода цены на Harrier
выросли примерно на $1000 — это показатель спроса.
Олег СЫЧЕВ
Автор выражает признательность фирме АВТОLEX за
предоставленную информацию.
Технические характеристики |
Размеры |
Габариты кузова (ДхШхВ),
мм |
4575 x 1815 x 1665 |
Габариты салона (ДхШхВ),
мм |
1985 x 1500 x 1205
|
Колесная база, мм
|
2615 |
Высота дорожного
просвета (клиренс), мм |
185 |
Вес без пассажиров, кг
|
1650 |
Минимальный радиус
разворота, м |
5.7 |
Объем топливного бака, л
|
65 |
Двигатель |
Объем двигателя, куб.см
|
2994 |
2163 |
Марка двигателя
|
1MZ-FE |
5S-FE |
Максимальная мощность,
л.с./об.мин |
220/5800 |
140/5600 |
Максимальный момент,
Нм/об.мин |
304/4400 |
191/4400 |
Тип двигателя
|
Water
cooling V type 6 cylinder DOHC |
Water
cooling serial 4 cylinder DOHC |
Доп. информация о
двигателе VVT-i |
Тип подачи топлива
|
EFI
(electronic fuel injection) |
Расход топлива в городе,
л/100 км ( новый автомобиль!) |
10.6 |
10.5 |
Опыт эксплуатации.
Чужой размерчик
Машина была куплена с аукциона. Это был первый
внедорожник хозяина (хотя общий водительский стаж — два десятка лет).
Дизайн и оснащение вызвали только положительные впечатления. По
сравнению с седанами порадовала обзорность и наличие всевозможных
приятных мелочей — ящички, полочки, кармашки, подстаканники. Для задних
пассажиров есть отдельный воздуховод, что хорошо при столь больших
размерах салона. Задние сиденья, разделенные с большими возможностями
регулировок по наклону спинки. Для багажных перевозок возможностей еще
больше — все сиденья складываются, образуя большую «фургонную» площадку.
Очень понравились подлокотники передних сидений и удобнейшая посадка.
Высокие пороги исключают возможность запачкаться при посадке. Но после
того как проехали первую сотню километров, начались сплошные
разочарования. Дело даже не в слабом 2,2-литровом моторе, а в проблемах
с амортизаторами: они умерли через полгода после покупки. При этом
стойки были сухие, пыльники целые, но скрип и постукивания, которые
издавала передняя подвеска, были просто ужасные. При попытке проехать по
легкому бездорожью машина быстро и надолго застревала, летняя резина
просто шлифовала грязь, окончательно забивая протекторы. Но главное,
почему машина была продана — большая парусность, из-за чего открытые
участки дороги приходилось проходить с большой осторожностью. Боковой
ветер просто утаскивал машину к обочине, а на скорости выше 120 она
начинала раскачиваться и рыскать. Из-за мягкой подвески при проезде
городских колдобин начиналась просто-таки морская качка. Зимой, за
неделю до продажи, встречный камень, вылетевший из-под колес грузовика,
вдребезги разбил переднюю фару (внешний пластик, как выяснилось, не
переносит минусовых температур), новая под заказ обошлась в 14 000
рублей.
Сэкономить на покупке запчастей невозможно,
альтернативных нет, только оригинал из Японии. На разборках мало что
найдешь — при подготовке материала «под разбор» нашлась только одна.
Донором может выступить разве что Camry (кое-что по подвеске) и ее
двигатель 5S. А вот оптика и кузовщина — все очень дорого и только под
заказ.
С. О.
"Автомаркет+Спорт" №14 09.04.04
|