— Вам два пакетика?
— Нет, спасибо, одного хватит. — Так не крепко же будет,
возьмите два!
И вот так везде, где мне пришлось пить чай, а уж чай здесь
предложат первым делом. Эх, узнаю Забайкалье! Сам отсюда, только очень давно не
был в родных местах. Оказывается, забайкальцы давно «подсели» на пакетированный
чай, так удобней, но стакан заваривают только двумя пакетиками. А что еще
интересного в Забайкалье, если точнее, то в Чите?
|
Озеро Кенон и ГРЭС. Рыбы в местных озерах все меньше и меньше.
Настоящие рыбаки предпочитают ездить далеко на север
| Этим вопросом пришлось задаться еще при знакомстве
с Вячеславом Овчинниковым, который на первом иркутском фестивале тюнинга всех
удивил, приехав из Читы на «брежневском» Nissan President. А уж после второго
фестиваля, когда Вячеслав приехал уже на трех раритетах, любопытство усилилось
стократно. Но толком пообщаться тогда не получилось, не было ни времени, ни
«обстановки». Договорились как-нибудь потом.
И вот, не прошло и года, как старенький АН-24 шумно и резво
отрывает с насиженного Иркутска. В салоне всего девять пассажиров, и все
командировочные, как будто спецрейс (и уж вряд ли рентабельный для авиакомпании
«Ангара»). Погодка ясная, вскоре в иллюминаторе битым стеклом поплыл Байкал,
потом скучные сопки, замерзшие озера, в итоге через полтора часа самолетик
сделал круг для посадки в долине, окруженной хребтами Яблоневый и Черского.
Где-то между ними, на слиянии рек Читинка с Ингодой, и раскинулась Чита,
известная как город еще с середины XIX века.
Политический момент
|
Старый аэропорт Читы. Солидно, но безлюдно
| Аэропорт аккуратненький и даже красивый — его
старая часть в «советско-античном» стиле, с колоннами и скульптурами рабочих,
после реконструкции смотрится замечательно! Но как-то драматически пустынно и
безжизненно. Даже таксистов почти нет, и «пристают» они не нагло, как-то
осторожно даже, хотя «выбора клиентов» с таких рейсов у них никакого.
Судя по всему, город начинает оправляться от промышленной
разрухи 90-х, когда и без того «забытому» региону был нанесен серьезный
экономический и моральный урон. Часть советских предприятий были стерты с лица
земли буквально, то есть начисто растащены на металлолом — все для Китая, все
для братского народа. Знаменитая суконная фабрика прекратила существование за
ненадобностью продукции. Танкоремонтный и вертолетостроительные заводы едва
дышат.
|
На территории авторынка в м/оне Северный работает известный в
Чите сервис «Мобил». Приезжим рекомендую для проведения текущего
ТО | Вместе с тем за последние годы, к моему полному
изумлению, в Читинской области восстановили и построили восемьдесят храмов! Сюда
нередко приезжают высшие лица православной епархии, вернулось такое забытое
явление, как крестные шествия. В общем, депрессивный период обернулся активным
поиском утраченной веры.
Но люди живут и вполне реальным ожиданием экономического
ренессанса. Последний референдум подтвердил желание объединиться с Агинским
автономным округом. А это обещанные Москвой немалые инвестиции на миллиарды
рублей.
|
Новый храм Казанской Иконы Божьей Матери стал украшением центра
Читы | А так жизнь по-своему течет. Платят за 92-й
бензин свыше 20 с полтиной рублей, но свечи на нем надо менять через 5 тысяч км.
Угоны, грабежи — это тоже все есть. Местным колоритом, точнее архитектурной
эклектикой, можно назвать соседство богоугодных заведений с кафешками и местами
массовых гуляний, хотя, в общем-то, это характерно и для других городов новой
России, которая всему — работать, верить в Бога, отдыхать и развлекаться, еще
только учится.
Из интересных «светских» событий
последнего времени местные жители отмечают «приезд» Ходорковского на
доследственные мероприятия. Вот это было шоу! По народным рассказам, и без того
«военная» Чита временно превратилась в место дислокации милицейских полков и
различных спецслужб. Говорят, чуть ли не на всех крышах сидели снайперы. Да
много чего наслушаешься по этому поводу.
|
В Чите есть «прокатные» услуги и таких вот лимузинов
| Меня же больше удивило то, что с соседним Китаем,
в частности с Маньчжурией, у забайкальцев наступили очень даже напряженные
времена. Не «Дамасский полуостров», конечно, но факты настораживающие. А все
началось с ужесточения нашей таможней правил пересечения границы и «закручивания
гаек» по вопросам эмигрантов. Заметно урезали вес беспошлинного вывоза из Китая,
значительно растянули время досмотра, а тут еще и самих китайцев «прищучили» на
рынках.
Более того, наши власти фактически запретили заезжать в Китай
для кузовного ремонта автомобилей! Описывают состояние машины, в таком же виде
он должен вернуться.
|
Продажа автомобилей second-hand организована и в «смешанных»
автосалонах |
|
В том числе здесь можно увидеть BMW Z3 |
|
Или того круче — тюнингованный в Японии 600-сильный Skyline
GT-R | В общем, Маньчжурия, которая последние годы
«перестраивалась» исключительно под русских, естественным образом опустела и
сильно «обозлилась». Братьев наших как подменили. Рассказывают такие страсти!
Мол, и в магазинах продавцы грубят и чуть ли не силой заставляют покупать товар,
и даже до поножовщины дело доходит.
Авто и сервис
Соответственно, ремонтировать кузовщину читинцы в Китай теперь
не ездят. Этот сервис сейчас восстанавливается у себя. Кстати, о сервисе. Разные
есть СТО, попроще и посовременнее, со сложными ремонтами и с выполнением обычных
ТО. И, между прочим, также вовсю пользуются машинной заменой масел и
техжидкостей. Только здесь встречаются не те аппараты «продвинутых» европейских
марок, что знает Иркутск, а сугубо китайские. И ничего, работают.
Кстати, если что, могу порекомендовать хороший сервис по
текущему ТО: называется Mobil и находится прямо на территории основного в Чите
автомобильного рынка, в мкр-не Северный. Незатейливый снаружи, но оснащение
хорошее, и ребята здесь толковые.
Строятся также крупные автоцентры, в том числе дилерские.
Например, в том же микрорайоне Северный возводится довольно крупный автоцентр
Ford. Авторынок second-hand по площади не слишком велик, работает в выходные, а
в будни здесь открыта небольшая площадка-автомагазин с несколькими десятками
грузовиков и легковушек. Ничего особенного.
Однако в Чите показательно обнаружилась совсем другая форма
продажи автомобилей second-hand. Не так давно в районе Сухая падь, причем это
далеко не центр города, тенденциозно открылся большой автосалон «Шторм». Здесь
есть зал из нескольких павильонов с запчастями и автокомпонентами,
строительно-хозяйственный отдел, но главное — два больших выставочных зала с
автомобилями. Причем как японскими, так и европейскими. Хотя настенные плакаты
говорят о том, что изначально могли быть и отечественные автомобили.
|
В автомагазине среди японского second-hand можно присмотреть и
отечественный гусеничный вездеход. Всего за 350 тысяч
рублей | Да ну их, отечественные. Мне удалось застать
здесь иностранные машинки, редкие не только для Читы. Я уж не говорю о
3,0-литровом Skyline GT 2001 года за 450 тысяч рублей. А говорю о 600-сильном
купе Skyline GT-R в 33-м кузове, пережившем тюнинг в самой Японии. Снаружи
ничего экстремального, в смысле без режущих глаз элементов и раскрасок, но
карбоновый капот, резина Dunlop Formula 265/40 ZR17, тормоза Brembo — все эти
изысканные штришки и без того характеризуют машину.
И ведь тоже продается! За 890 тысяч рублей, между прочим.
Любопытно здесь было увидеть и родстер BMW Z3, 1998 года по цене 620 тысяч
рублей. Впрочем, состоятельным людям в Чите доступны не только интересные
автомобили.
Охотники и прочие «активисты» природы могут заглянуть в
мотосалон (Например, в автоцентре Fuji по улице Красной Звезды) и присмотреть
подходящий полноприводный квадроцикл. Например, мощный Can-am Outlander
(Bombardier), и даже заказать к нему «зимний пакет» в виде гусеничных движителей
и навесной пластиковой кофры для ружья. В таком, собственно, виде и удалось
запечатлеть эту эффектную и дорогущую технику.
Пик и Ап
Дороги в Чите так себе, как везде. Во всяком случае, сами
автомобилисты за дороги их не считают. «Наверное, нелегко здесь приходится
раритетам Вячеслава?» Но оказалось, зимой и в межсезонье, и вообще по
хозяйственным надобностям, Вячеслав ездит на более подходящем средстве — пикапе
Toyota HiLux. Леворульном, с 5-местной кабиной, 4WD, с дизелем 2L, на механике,
на мостах и рессорах.
|
В автомагазине среди японского second-hand можно присмотреть и
отечественный гусеничный вездеход. Всего за 350 тысяч рублей |
|
Строящийся автоцентр Ford |
| Отличный аппаратик, надо
сказать. Особенно после того «рестайлинга», который Вячеслав не мог не сделать
даже такому утилитарному джипу с целью повышения его функциональных и
эстетических качеств. Вместо родных и простецких «лавок» поставил очень удобные
сиденья от легковой Mazda, облицовку недорого «освежили» в китайской мастерской,
так что и не сказать, что машина 1996 года выпуска. Кузовок оделся в «фирменный»
остекленный кунг. В агрегаты залита высококачественная синтетика, например, в
двигателе с вязкостью 0W-40.
Есть ли резон в таком масле, если машина, знаю, ночует в теплом
боксе? Есть, ведь кроме городских и пригородных поездок, Вячеслав гоняет ее и на
зимнюю рыбалку. И вовсе не на ближайшие озера — рыба оттуда ушла, рыбалка там
теперь неинтересна. А ездит реально за тридевять земель — на Витим, за тысячу
километров от Читы!
Как раз перед моим приездом в начале марта вернулся с Витима.
«Дорога лишь 120 км нормальная, остальную часть можно ехать только на таких
машинах». К тому же на севере ждали морозы, прижали аж до -55!
|
Продвинутые читинские охотники предпочитают такой вот транспорт
| А как же машина, как дизель? Нормально, с таким
маслом коленвал прокручивается легко, к тому же на стоянке периодически
прогревал двигатель и салон, а чтобы не выстужало совсем, пикап выше порогов
полностью закидал снегом. Так и хранился в сугробе всю рыбалку. Запасная солярка
в канистрах в кузове парафинизировалась, но в баке оставалась нормальной.
Единственное, за что переживал — за рессоры, не лопнули бы на таких дорогах при
таком-то морозе. Но ничего, Toyota и здесь не подвела, главное, осторожней
ехать.
|
Внедорожный «пакет» остался стандартным, но снаружи и в салоне
этот пикап претерпел ряд существенных изменений
| Впрочем, на представительских седанах ездить по
читинским дорогам общего пользования было бы даже лучше. С «брежневским» Nissan
President 1980 года выпуска c 4,4-литровым 200-сильным V8 мне удалось близко
познакомиться еще тогда, в Иркутске, о чем впечатлениями делился отдельно.
Сейчас питал надежду заделаться «вельможей» в машине следующего поколения, с
4,5-литровым 270-сильным V8 и активной гидравлической подвеской. Не удалось, к
сожалению. Автомобиль на сезонном хранении, «достать» его с крытой стоянки и
«расконсервировать», скажем так, не было возможности.
Но сам Вячеслав уже успел наездить на нем около 20 тысяч км.
Поделился впечатлениями. В этом кузове President с некоторыми модернизациями
выпускался с 1989 по 2002 годы! А данный экземпляр 1991 года выпуска, за которым
пришлось долго охотиться по всей Японии, еще и в максимальной комплектации:
память и подогревы всех сидений, противобуксовочная и антизаносная системы,
электровыдвижные зеркала для пассажиров, телевизор, контроль параметров с
предупреждением заправиться, сменить колодки и так далее. Но главное, все же
активная гидроподвеска, поскольку есть версии и с обычной.
|
К сожалению, проиллюстрировать короткий рассказ о местной жизни
Nissan President 1991 года выпуска можем только снимком с Иркутского фестиваля
автотюнинга 2006 |
|
Неожиданная встреча в городских «закутках»: этот Nissan
President первого поколения еще может быть восстановлен |
| Иногда, для хороших
знакомых, машина участвует в свадьбах, но была и настоящая представительская
работа. Например, возил известных сановников православной епархии, в том числе
митрополита Кирилла. Кстати, столь почетной должности предшествовала особая
подготовка и техконтроль со стороны спецслужб. Надо было сдать экзамен на умение
строго держать осевую и дистанцию в колонне, выполнять ряд обязательных правил,
например, на остановке при выходе пассажиров не «ставиться» на ручник, а
удерживать машину только на штатных тормозах. Много нюансов по вождению.
Технический контроль с пристрастием, который включал дотошный
осмотр ходовой части на подъемнике, прошел без всяких проблем. Могучая подвеска
у 15-летнего лайнера с японским пробегом 165 тысяч как новая, никаких люфтов и
посторонних звуков. И ничего серьезного по механической части здесь не делалось,
если не считать замену резинок в верхнем креплении амортизаторов. А в
гидросистеме менялась жидкость, специальная, которую пришлось «выписывать» из
Японии по цене $150 за 6-литровую банку.
|
Вячеслав Овчинников и его верный HiLux
| Работой подвески управляет компьютер — не дает
машине крениться и раскачиваться, на скорости «прижимает», на малом ходу и по
«пересеченке» приподнимает. Автомобиль поразительно четко сохраняет положение
кузова и совершенно не реагирует на дорожные изъяны, особенно на высокой
скорости. Колеса могут «биться» в истерике, а корпус даже не дрогнет.
Причем, что интересно, при длине машины в пять с лишним метров
и массе 1,9 тонны штатный размер колес всего лишь 215/65 R15. То есть
неподрессоренные массы здесь крайне малы. На скоростях 140-160 км/час President
натурально летит, ровно и плавно, пусть и под колесами разбитая федералка.
Подвеску не пробивает и в откровенно глубоких ямах, даже если машина сильно
груженая. Опять же найти сейчас подобные шины не так-то просто — в настоящий
момент такой размер используется в основном только на некоторых мини-джипах
(например, Mitsubishi Pajero IO).
|
Семен (слева) и Алексей Шифрины на фоне своего боевого Nissan
Safari, который побывал и на Байкальском фестивале off-road прошлым летом
| И потом, любая гидроподвеска, и President здесь не
исключение, в силу «неисправимых» физических законов относительно жестко
реагирует на колдобины на малой скорости, чем и отличается от пневматической,
которая наоборот — мягкая на малых скоростях, но жестковатая на высоких. Поэтому
совсем не случайно с 1993 года на President появилась гидропневматическая
подвеска. Наверное, настоящий идеал по ходовым качествам.
Здесь подвеской можно управлять и вручную. В прикладном
значении особенно это было полезно, как ни странно, на китайской границе.
Таможенники обычно судят о «клиенте» по степени «проседания» автомобиля, отсюда
и «настрой» при досмотре. Когда подвеска включается на максимально высокое
положение, машина поднимается почти как джип, создавая впечатление «пустой». И
таможенники уже особо не «придираются». Главное, под любым предлогом не глушить
двигатель, в этом случае подвеска «сдувается», и President буквально ложится на
землю. Даже если и вправду пустой.
|
Сергей Рогов и его «бешеный» Bighorn
| Как-то в трескучие морозы с убойным забайкальским
ветерком подвеска вдруг вообще «встала колом». Застыло масло, прямо на ходу.
Пришлось хорошо укутывать радиатор. В морозы также обнаружились потеки масла на
амортизаторах, но потом «прошло», а потери масла здесь компенсируются
автоматической или «ручной» подпиткой. По двигателю только меняли свечи, хотя
это заняло два дня — слишком много всего разбирать. В этом отношении первый
President проще.
Эх, жаль, не удалось их сравнить, точнее, определить, насколько
второй лучше первого. Зато удалось, наконец, близко познакомиться с другим
раритетом в автопарке Вячеслава, о чем рассказ будет отдельный.
А так, собственно, Чита не изобилует эксклюзивными
автомобилями. Где-то пылится заброшенный полураскуроченный Jaguar, у кого-то
была Corolla заднеприводной эпохи. На улицах среди типичного японского
second-hand можно увидеть «серийный концепт» Isuzu Vehi Cross или даже свадебный
суперлимузин американского происхождения, но это не есть какое диво. В общем, ни
шатко ни валко. Правда, ожидается в скором времени действительно «бомба», точнее
даже две, причем обе из области драга. В принципе, в Чите нет как такового клуба
GT, но отдельные фаны этого движения есть.
Спецпроект
|
Этих ребят удалось застать на съемках телепередачи для
«чайников» по навыкам вождения в сложных условиях
| А что скажет читинский Клуб любителей
внедорожников «Диверсант»? Должен что-то сказать, ведь не зря ребята приезжали
на Байкальский всероссийский фестиваль off-road, где оставили свой памятный
след. Отправляюсь на поиски идейного вдохновителя читинского движения off-road,
Семена Шифрина.
Помню, как на Байкальском фестивале Семен на стареньком и
обычном с виду Safari лихо взял крутой склон, который оказался не под силу
подавляющему большинству собравшихся со всей России джиперов. Тогда этот успех
можно было объяснить точным расчетом траектории, тяги и скорости «восхождения»,
мастерством, одним словом.
Вот и на этот раз, что характерно, Семена и его брата Алексея
удалось «поймать» за городом, где ребята с местным телевидением снимали передачу
для «чайников» о навыках вождения в экстремальных дорожных условиях. На льду, в
первую очередь.
|
Задняя подвеска и ее «отключаемый» стабилизатор |
|
Передняя подвеска оригинальной конструкции. Комментарии в
тексте. Еще предстоит покраска узлов и установка колес диаметром 38 дюймов
|
| Нет, их Safari принципиально
не изменился, и на фестивале визуально никого не удивил бы. Хотя машина
заслуживает отдельного сказа как пример функциональной подготовки к
продолжительным рейдам. Компоновка и стационарное оборудование салона, включая
сварочный аппарат, впечатляют, полки, ящики, способ трансформации сидений для
сна — в этом красном джипе с высокой крышей все продумано до мелочей. Семен
поведал, какой плотный график ждет их весной и летом, включая поездку на
Алтайский фестиваль off-road через Монголию, а вот в Иркутск, скорее всего,
приехать не смогут.
Тем не менее не зря их увидел. Удачно, так сказать, зашел,
вовремя. Как раз недавно в клубе состоялась «премьера» одного весьма любопытного
проекта — тюнингованного под экстремальное бездорожье Isuzu Bighorn Сергея
Рогова. Этот белый, но вовсе не «пушистый» короткобазник с 3,0-литровым дизелем
Dd и АКП мы тоже видели на Байкале. Но тогда этот джип приехал практически в
стандартном виде, с «анонсом» от своего хозяина еще только предстоящих ему
переделок.
И вот, собственно, как раз удалось застать финальную фазу этих
переделок. Вернее, чуть-чуть не дотянул до самого финала, да и речь идет вовсе
не о переделках, а о создании оригинального шасси собственными силами.
Сергей очень занятой человек, однако любезно согласился
встретиться. Правда, договориться о встрече удалось только на вечер, почти в
сумерках. Причем он сам заехал за мной, чтобы отвезти в сервис, где стояла
машина. Однако «заехал» — это неверно в корне.
Кто знает непоседливый, мало соотносимый с крупными габаритами
характер Сергея, поймет, о чем речь. На «дежурном» Forester Turbo он не ездит, а
натурально носится, так, что педали газа и тормоза бывают только в максимально
выжатом состоянии, а резина всегда на грани «срыва».
Bighorn стоял в огромном сервисном боксе
с высокими потолками, но маленьким он там не казался. А когда выехал на улицу,
пришлось забираться на крышу сервиса, чтобы получить вид джипа сверху. Кстати,
только сверху он и напоминал игрушку, а так это нечто. Жалко, что был во
«временной» обувке: «всего лишь» 35-е Maxxis Mudzilla, тогда как ожидаются
«боевые» Interco 38-го размера, заказ которых обошелся в 150 тысяч рублей за
комплект! Это и будет финальная стадия подготовки.
— Если хочешь, проедемся, надо проверить, исчезли вибрации от
кардана, нет ли.
— Конечно, какой разговор!
Но ведь я ж не знал, что Сергей и на этом монстре ездит с тем
же темпераментом, что и на турбовом Forester. Как он погнал по закоулкам, и как
при этом мы не перевернулись или не снесли какую постройку, до сих пор не пойму.
В общем, Сергей для себя с радостью выяснил, что вибрации от кардана исчезли, а
мне хоть они и были бы, все равно не до этого — удержаться бы в кресле!
— Штурман здесь должен быть мужественным человеком!? — не то
спрашиваю, не то сочувствую гипотетическому человеку.
— А я без штурмана всегда езжу!
Родное в этом Bighorn заканчивается на раздатке, а все
оригинальное можно изучать, почти не пригибаясь. Одно из видимых, но трудно
узнаваемых решений — это УАЗовские редукторные мосты, но основательно
переделанные: усиленные и, что особенно важно, заметно увеличенные по колее.
Отсюда прямо вытекает другое концептуально важное решение,
призванное снизить нагрузки на передний мост: пружины подвески опираются не на
«чулки» моста, а непосредственно на головки редукторов. Это должно снизить крены
и раскачки кузова, а главное, уберечь мост от угловых перегрузок на бездорожье,
к тому же с гигантскими 38-ми колесами. Удары, особенно в прыжках, упругими
элементами подвески в этом случае воспринимаются «напрямую», без риска «излома»
ступицы. Пружины, кстати, сдвоенные.
Также обращает на себя внимание подвеска мостов на гигантских
А-образных продольных рычагах собственной конструкции, причем задний мост на
двух таких, перекрещенных рычагах. Более того, предусмотрен «отключаемый»
стабилизатор поперечной устойчивости, то есть для перегона по трассе мощная
поперечина «подключается» съемными «линками», которые на бездорожье быстренько
демонтируются и «отвязывают» мост на максимальные ходы.
Это ноу-хау, а также широкая колея, собственно, позволяет
высоченной машине ездить быстро по дорогам общего пользования. Сергей говорит,
что 140 по трассе идет спокойно. И лично я после той пробной поездки ему верю.
А что до пробы серьезного бездорожья, то все это еще впереди. В
том числе Сергей давно мечтает «полазить» по горам в наших краях. И если все
сложится удачно, совместит такой поход с посещением «БМШ». Будем надеяться.
Василий ЛАРИН, фото автора Автор выражает глубокую признательность
Вячеславу Овчинникову за помощь в подготовке материала.
Автомаркет+Спорт №
13/2007 |