КАМЕРА ПЫТОК
Не будем составлять рейтинг иркутских шиномонтажных мастерских. Во всяком случае, пока. Не столько потому, что каждый из нас для себя уже давно определил наиболее оптимальный вариант, сколько по причине бессмысленности такового: из более чем 60 иркутских шиномонтажек доля тех, кто в полной мере знаком с понятием «технологический процесс» (а уж тем более обеспечивает его на практике) не превышает величину погрешности. Значит, стремится к нулю. То есть что камерные лапти, что сверхзвуковые слики ремонтируются методами, кое-как подслушанными у старожилов советского шиномонтажа.
|
Края пореза следует скруглить так, чтобы не допустить их контакта под будущей заплатой |
Но довольно о грустном. В смысле, о возвращении к жизни и без того условно ремонтопригодных спортивных «катков» — доля их в общей массе резиновых изделий невелика, да и владелец таких колес, как правило, изначально предполагает проблемность их обслуживания. Неуклонно уменьшается и количество камерных покрышек — современные бескамерные колеса на деле доказывают все свои преимущества. Между тем, поголовный переход на «бескамерку» все равно не состоится. Хотя бы потому, что немалая часть автомобилей конструктивно на это не рассчитана. Остается либо священнодействовать над поврежденной камерой самому, либо надеяться на профессионализм шиномонтажника. Но и в том, и в другом случае высока вероятность ошибок (по незнанию, лени, недомыслию — как хотите), снижающих безопасность движения и сокращающих срок службы колеса.
|
Место пореза отмечается мелом |
Итак, камера. Простейший резиновый «бублик» с устройством для закачки и удержания внутри себя нескольких атмосфер обычного воздуха. А потому двумя основными неприятностями, не позволяющими камере справляться со своими функциями, становятся проколы и порезы. И те, и другие лечатся наложением заплат с последующей горячей (значительно реже холодной) вулканизацией. Но вот сам рецепт лекарства зачастую похож на шаманское снадобье. Как правило, после попадания в руки к шиномонтажнику поврежденное место шкурится (в 99% случаев на наждаке), обильно мажется клеем, накрывается заплатой (хорошо, если из сырой резины, а не остатков старых камер), после чего греется между пластинами вулканизатора. 20 минут — и готово. Если все происходит именно так, в дальнейшем от услуг подобной мастерской лучше воздержаться. Почему?
|
Местоположение заплаты фиксируется в продольном и поперечном направлении — впоследствии эти линии не позволят ей случайно сдвинуться перед вулканизацией |
Во-первых, порез по периметру отмечается мелом, после чего краям придается округлая форма. Так, чтобы после наложения заплаты противоположные края пореза не соприкасались, поскольку их трение с одновременным повышением температуры при движении автомобиля чревато в лучшем случае повторным ремонтом. Метода холодной вулканизации необработанные края пореза вообще не принимают — местное повышение температуры при трении полностью выводит из строя заплату.
|
Буферный очиститель в аэрозольном баллоне помогает удалить глубоко въевшуюся грязь и верхний слой резины |
Вторым шагом становится подбор заплаты. Зачастую наши шиномонтажники от безысходности (читай: отсутствия выбора) ставят то, что имеется под руками — лишь бы дырку прикрывало. На деле размер заплаты есть величина не произвольная, существуют даже их каталоги. Основное требование — заплата должна выступать вширь не менее, чем на 2 см в каждую сторону от края пореза, а в длину составлять 1,5-2 длины повреждения. Так, по каталогам ROSSVIK, для самого мелкого прокола требуется заплата с индексом 11-022, повреждение от 3,5 мм уже потребует заплаты 11-031. А вот заокеанский производитель ремонтных материалов Xtra Seal ведет собственную классификацию заплат. Кто-нибудь об этом слышал?
|
Работать скребком приходится очень быстро — аэрозольный очиститель имеет весьма короткое время высыхания |
Третье действие — обработка поверхности камеры при помощи буферного очистителя. Средство в аэрозольном баллончике (например, немецкий Tip-Top) растворяет грязь и верхний слой резины, полностью очищая ее от инородных примесей. Впрочем, он лишь помогает очищению и не позволяет грязи проникнуть глубоко в структуру камеры — сам процесс проводится вручную при помощи специального скребка. Делать это лучше интенсивнее — очиститель имеет свойство быстро испаряться, а тратить баллон импортного препарата на одну камеру никто не будет. К тому же чистка и удаление грязи необходимы как до, так и после придания камере необходимой шероховатости.
|
Лучший способ придать камере необходимую шероховатость — пневмодрель с соответствующей насадкой. Исключается вероятность перегрева и деформации резины, но сам по себе такой инструмент недешев |
Затем наступает очередь абразивного воздействия. Физика проста — чистая шероховатая поверхность камеры идеальна для тесного контакта с будущей заплатой. Все видели, как это делается? Правильно, на наждак — и вперед! Скорость у наждака приличная, температура в месте контакта не самая терпимая, в результате имеем как минимум волнообразные вспучивания, как максимум — перегретую и оплавившуюся до консистенции пластилина резину. Оптимальным решением можно считать пневмодрель с комплектом необходимых фрез и насадок, но из-за своей дороговизны такое оборудование доступно не каждому. А может, и доступно, но пока есть спрос на дедовские методы, зачем его приобретать?
|
Тщательное разглаживание заплаты перед вулканизацией — один из залогов долговечного ремонта |
Следующий шаг — непосредственно наклейка заплаты и ее последующая вулканизация, здесь же начинаются принципиальные расхождения в тактике ремонта камеры. Холодная вулканизация представляет собой химическую реакцию между компонентами нанесенного на камеру клея и активного (обычно белого цвета) слоя специальной заплаты. Разумеется, клей для такой операции также необходим особый. Весь процесс, включая предварительную обработку камеры, занимает не более пяти минут, но показательной долговечностью такая заплата не отличается. Лучшее ее применение — временный ремонт колеса вдалеке от специализированных мастерских.
|
Нередко и температура, и время вулканизации в шиномонтажных мастерских определяются опытным путем, «на глазок» |
Более традиционная, горячая вулканизация на порядок дешевле, на 40% эффективнее, но занимает со всеми подготовительными операциями не менее 20 минут. Во-первых, клею для горячей вулканизации необходимо дать подсохнуть. Во-вторых, заплата из сырой резины (играющая в данном случае роль того самого «белого слоя») перед попаданием в вулканизатор требует тщательного разглаживания. Нередко для «укрепления» сверху добавляется кусок старой камеры, но особого смысла при правильной установке заплаты это не имеет. Напротив, при повторном повреждении заплаты разобрать получившийся сэндвич будет непросто. Не говоря уже о том, что повторная очистка поверхности со снятием верхнего слоя сделает камеру еще тоньше и явно не пойдет на пользу ее долговечности.
|
Приклеенная по всем правилам заплата не вызывает коробления резины по периметру и не требует дополнительной «поддержки» |
Средняя скорость горячей вулканизации составляет примерно 1 мм каждые четыре минуты, включая толщину самой камеры. Процесс вулканизации сырой резины начинается при нагреве порядка 90 градусов и достигает оптимального значения при температуре 147 градусов. Отметка 160 является критической, ее превышение неминуемо ведет к ссыханию и ожогам резины. Тот же результат получится, если передержать камеру на вулканизаторе. Увы, большинство вулканизаторов в шиномонтажных мастерских не имеют ни таймеров, ни уж тем более исправных регуляторов температуры, а процесс вулканизации контролируется мастерами «на глазок». Да и сами параметры вулканизации (время, температура) получены, как правило, путем проб и ошибок, а в роли подопытных выступают клиенты шиномонтажек.
|
Клей для горячей вулканизации необходимо подсушить в течение нескольких минут |
И последнее. Казалось бы, нет более скучной и неактуальной темы, чем краткая инструкция по правильному ремонту камеры. Того и гляди, скоро придет в голову расписать во всех подробностях процесс закручивания колпачков. Между тем, даже такой элементарный и не один десяток лет известный процесс, как ремонт камеры, на поверку оказывается намного сложнее и запутаннее, чем могут позволить себе сегодняшние специализированные мастерские. Хуже другое — квалификация мастеров редко превышает полученные на практике механические навыки «разобрал-собрал», а уж об их заинтересованности в использовании современных средств, оборудования и технологий приходится только мечтать.
Вячеслав СТАРЦЕВ Помощь при подготовке материала — «Иркутский центр шиноремонта Федора Барабошкина»
Автомаркет+Спорт № 13
|
|