Грубо говоря, выплаченная страховой компанией сумма покрыла чуть больше половины расходов. Почему? Мой знакомый, «собаку съевший» на страховании, не придал должного значения нескольким пунктам в договоре страхования, а конкретно: расчет стоимости страхового возмещения с учетом износа ТС, оценка повреждений «экспертами» страховой компании и, наконец, вычитание из общей суммы стоимости годных к дальнейшему употреблению остатков.
Особенно попортил нервы последний пункт, «благодаря» которому амортизация некоторых кузовных деталей достигла 100%! Как? Да очень просто: из стоимости двери вычли стоимость наружной ручки открывания, сохранившего работоспособность стеклоподъемника и даже механизма регулировки наружного зеркала заднего вида (при том, что корпус и полотно зеркала пострадали, и деталь требовала замены целиком)! И это — не считая того, что сам износ детали насчитали равным 68%.
Так или иначе, но итоговая сумма выплаты от страховой компании не превысила стоимость страхового взноса, тогда как сам взнос составил более десяти процентов от стоимости машины (более 30000 руб.)! И после того как за неполных три года страховщикам, с учетом ОСАГО и дополнительного страхования гражданской ответственности, была выплачена почти половина стоимости автомобиля (Honda CR-V 1997 года выпуска стоимостью чуть более 300000 руб.), получить такую «компенсацию» оказалось особенно обидно и унизительно.
Скажете, это частный случай, не отражающий реальной картины? Нисколько! Когда я подбирал себе страховой полис для автомобиля, то, благодаря консультации специалиста из страхового магазина, собственными глазами видел все эти ма-а-аленькие пунктики в договорах, по которым страховая компания может существенно сэкономить. В большинстве случаев во внимание принимается только калькуляция экспертами страховой компании (вы верите в их беспристрастность?), в большинстве случаев расчет суммы ущерба происходит с вычетом амортизационного износа (причем иногда — даже за период действия полиса!), и пункт о вычитании стоимости годных к дальнейшему употреблению остатков тоже видел. Были и другие, к счастью, единично встречающиеся пункты условий договора, вроде не считающегося страховым случаем факта самовозгорания автомобиля, боя стекол в результате хулиганских действий третьей стороны (!) и т.п. И я уже не говорю о том, что для машин старше пяти лет в договорах не существует понятия утраты рыночной стоимости (тем более об утрате товарного вида), а автомобиль возрастом около десяти лет и старше вообще бывает невозможно застраховать даже по повышенным тарифам! Сейчас на vulkanudachi777casino.com проходит розыгрыш. То есть при ежегодном взносе в 10% от стоимости своего автомобиля я получаю дырявую со всех сторон и трещащую по швам защиту своих имущественных и финансовых интересов. И это грустно…
Нет, на самом деле не стоит все стричь под одну гребенку. Взять, к примеру, оценку повреждений автомобиля представителями страховой компании: я лично столкнулся с тем, что эксперты моей компании составили более полный список повреждений автомобиля, нежели независимый (и оплаченный мной же!) эксперт! Но суть моего сегодняшнего ворчания даже не в этом. Просто хочется порассуждать о том, откуда взялись такие тарифы КАСКО? Страховщики жалуются на то, что этими тарифами они покрывают убытки по ОСАГО. Но все статистические данные говорят о том, что сумма собранных взносов в разы превышает сумму выплат. Да и прекращать работать по ОСАГО ни одна страховая компания не спешит…
Вывод — ОСАГО даже с нынешними тарифами — чрезвычайно выгодный вид страхования.
Но если ОСАГО выгодна, то какую же маржу приносит страхование КАСКО с завышенными раза в три-четыре тарифами и куда как более драконовскими условиями страхования?! Фактически в нашей стране выгодно страхование только нового автомобиля: здесь самые привлекательные тарифы (вполовину ниже тарифов для автомобилей пяти-семи лет!), здесь нет споров по поводу стоимости запчастей (их можно приобрести только у дилера), здесь самый небольшой амортизационный износ (нередко он даже проявиться не успевает) и, наконец, здесь учитывают утрату товарного вида и/или рыночной стоимости. Но большинству автовадельцев на дорогах по-прежнему приходится рассчитывать только на себя. Закон джунглей…
Алексей Степанов