Путешествие по льду вдоль КБЖД
Просмотров: 7142
3 Марта 2006

ЛЕД, КАМЕНЬ И ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ

КБЖД

КБЖД

От истока Ангары начинаем путь

Посетить Кругобайкалку на автомобиле задумывалось еще прошлой осенью, во время коллективной экскурсии по ней на туристическом поезде. На машинах сделать это можно только зимой «с воды», однако вплоть до середины февраля было рискованно из-за неблагоприятной ледовой обстановки. Но даже когда озеро сковалось основательно, смущало отсутствие «под рукой» крепкого автомобиля повышенной проходимости.

Памятуя зимний пробег по северному Байкалу в 2003 году, успех «южной» кампании уверенно виделся только на технике, приятно сочетающей параметры 4Will Drive, Low Speed, Diff-Lock и все в таком духе. Учитывая, что пробег выпадал на 23 февраля, логично было бы ехать вообще на чем-нибудь легендарно-военном.

КБЖД

Некоторые трещины легко брались ходом, однако без проводника найти безопасные для таких машин «лазейки» было бы вообще проблематично

Так сложилось, что «кампанию» пришлось проводить даже без поддержки хотя бы одним нормальным внедорожником! На двух, в общем-то, обычных автомобилях. И если Honda CR-V еще как-то могла бросить вызов дорожным трудностям, к тому же именно эта машина принимала участие в «северной петле» 2003-го и показала себя честным «паркетником», то редакционный хэтчбек Ford Focus снаряжался не без серьезных опасений за проф-пригодность.

КБЖД
Поэтому главной принадлежностью в его багажнике на этот раз стала парочка добротных лопат, с помощью которых «два солдата из стройбата заменяют экскаватор». Кстати, уже не в первый раз при снаряжении Focus в дальнюю дорогу приходится жалеть о его нешуточной аудиоэкипировке. Сабвуфер и CD-чейнджер довольно заметно ужали возможности и без того не великого багажника, так что если бы не крышевой бокс на CR-V, при восьми человеках упаковать два легковых автомобиля было бы непросто, несмотря на короткий по сути маршрут. Такой, что даже запас топлива в канистрах с собой не брали. Зато валенки и спальные мешки обязательно — вояж для пущей романтичности планировался с ночевкой.

Море волнуется раз...

КБЖД

Снежную целину удалось преодолеть без осложнений

«Спуск на лед» было решено сделать не в Култуке, а в Листвянке с заходом в порт Байкал. Исторически это более справедливо. Здесь исток Ангары с ее эпическим Шаман-камнем и «конечная» бывшего прибайкальского участка Транссиба с ее маяком для ледокольных паромов. Тех самых, что до постройки КБЖД в меру своих сил перебрасывали пассажиров и грузы через озеро.

Последние инструкции ледового капитана Александра Бурмейстера (доверяться своему разуму в такой поездке посчитали нецелесообразным), и вот наш скромный караван с CR-V в качестве «ледокола» отплывает в путь. Но, честно говоря, еще с берега закрались сомнения, что удастся добраться хотя бы до станции Байкал в восьми километрах по прямой.

КБЖД

Съезд на лед в Листвянке

В прошлом году примерно в это же время участвовали в тусовке «Экспедиции-Трофи», которая делала в этом районе шумную остановку. Тогда мощные снежные наносы и ледяные ухабы вспоминаются преодолимыми только для колес Land Cruiser и ему подобных. Не пришлось бы сейчас, от души помахав лопатами, вернуться несолоно хлебавши, а ведь задумали пройти всю КБЖД до Култука!

КБЖД

Жизнь на современной КБЖД продолжается

Но гладкий ледовый панцирь на пути к первой достопримечательности лежал под легким снежным покровом, так что и Focus не испытывал большого сопротивления. Правда, хорошо накатанного маршрута не было, а на подступах попалась серьезная трещина и торос с жутко торчащими досками в месте возможного переезда.

Здесь не обошлось без обследования специалистом, но все оказалось надежно замерзшим — переезд спокойно пробила Honda, за ней с пробуксовкой пролез Ford. Впрочем, места эти никогда не считались безопасными для туристов, особенно рядом с зимующими катерами. Подъезжают фотографироваться и нередко проваливаются.

КБЖД

Отреставрированный вокзал в порту Байкал

Въезд на станцию возник небольшим, но довольно крутым подъемом, но и он был взят без приключений. Вдоль полотна, которое делает ритуальный изгиб в сторону Иркутска, машины свободно подкатили к лобному месту — вокзалу. Ныне отреставрированному почти в исходном деревянном стиле, но теперь здесь современная гостиница «У старого маяка» с очень приличными номерами и небольшой музей с макетом и старинной утварью. Жаль, нам не смогли открыть — по какой-то причине не было ключей, но музей можно было рассмотреть через остекленные стены.

КБЖД

Станция порт Байкал. Отсюда с 1900 по 1904 годы на тот берег ходили паромы «Байкал» и «Ангара», потом до 1956 года героически работала КБЖД

Но и просто побродить по улице дорогого стоит: очищающе действует занесенная снегом пустынная станция с дощатым перроном, погруженная в сон пристань, величавый створ Ангары, где на высоте 100 метров одиноко белеет этот самый старый маяк, повидавший на своем веку много невероятного.

Да и сама Ангара в бесконечном своем побеге второпях обнажает порог родительского дома — вода в истоке открыта для созерцания даже зимой, и среди ломких плиток льда хорошо видно его изумрудное дно. Такой картине благоволила и сама погода — солнце и чистое небо, слабый ветерок и нормальная температура! Сомнения отступили, начало путешествия выдалось удачным, что-то будет впереди?

Дальше едешь, тише будет

КБЖД

На фоне третьего тоннеля и моста. Всего же на 84-километровом участке КБЖД насчитывается 38 тоннелей и 445 различных мостов!

Но едва легли на юго-восточный курс, бодрящие картинки стали меняться на хмурые. Небо прямо по курсу вдруг тревожно посерело, солнце потускнело, снежный покров стал заметно толще, а береговые скалы помрачнели в пестро-свинцовом однообразии. На 14-м километре в этих неприветливых отдаленных откосах проявился первый тоннель, берего-опорные сооружения, и вид у них был не иначе как мистический. Полная безлюдность, а подъехать близко к берегу возможности не нашли.

Обнаружить хоть какие-то признаки человеческого обитания удается лишь на 17-м километре, где год назад сгорела турбаза «Серебряный ключ». Но рядом виднеются другие постройки, решено заскочить полюбопытствовать, и машины по весьма плотной целине поворачивают обутые в «липучки» стопы к некоему подобию пристани и лестницы. Снег уже такой глубины, что Focus идет по нему почти на грани сцепных свойств, помогают остатки «адаптированного» клиренса и проложенная «Хондой» колея.

КБЖД

Выход на открытый лед. Под ногами людей в «скафандрах» — километровой глубины «космос»!

Притаившаяся в распадке база отдыха «Электросвязь» обнаруживает себя по табличкам и лаю собак. Люди на базе тоже появились — сторожа. Отдыхающих нет, зимой их здесь, судя по всему, вообще не бывает, но в любом случае насчет «погостить» надо разговаривать в городе, да и на машине к самой базе не подъехать, надо оставлять далеко на льду. Выдающихся ж/д-памятников здесь тоже не обнаружили.

КБЖД
Не без труда покидая прибрежную зону, дальше точно стали представлять непроходимую целину и торосы, и серая мгла со стороны Слюдянки совсем «затянула» настроение. Но «капканов» не попадалось, а какие были в виде трещин и заносов, ничем не навредили.

Зато на 21-м километре «пробега», искусно пропетляв среди торосов в поиске безопасного прохода, наконец-то удается поближе подъехать к характерному береговому ансамблю — третьему по счету тоннелю и мосту, снизу декорированному высокими наплесками льда. Тишина. Вакуумная тишина. Удивительные ощущения все-таки. Явно не паломничество на развалины древнего Рима.

КБЖД

Даже норка не побоялась взглянуть на людей-пришельцев

Инженерно-архитектурное чудо начала ХХ века открывается в целости и сохранности, но стылым безмолвием камней с одной стороны и льдов с другой. Два равноправных антагониста, один рукотворный, другой природный, молча переживают свое соседство и абсолютно безразличны к внешней жизни. Хоть бы где какой шорох! Ни поездов на суше, ни машин «в море», ни людей, в том числе рыбаков (купить рыбы «со льда» нам не удастся и потом). Даже выросшие на насыпи деревья кажутся окаменевшими.

КБЖД

Вот что может сделать автопрогрев в условиях длительной морозной стоянки

Но жизнь есть, она на небе: пошел снежок, усилился ветер, потемнело. Отчаливаем отсюда опять с мыслью о возможном применении тактического оружия — лопат и силы рук, но погода и «живопись» на зимнем Байкале меняются быстрее сцен в триллере: вдруг небо посветлело, да и «дорожная» обстановка резко поменяла характер.

КБЖД

Пришлось их обходить и пробираться к жилью по узенькой береговой полоске. Иногда ювелирно пролезать через «игольное ушко»

При подъезде к мысу Толстому на 28-м километре лед стал оголяться, но под воздействием ветров своеобразно — снег на нем «перистый», как будто нанесли огромным краскопультом. Уважаемые граждане республики Беларусь, для вас имеется уникальная возможность, по приобретению диплома о высшем образовании, вы можете купить диплом любого Белорусского высшего учебного заведения, по республике Беларусь, имеется бесплатная доставка! При этом и «торосистость» акватории усилилась, а у подножия мыса и вовсе «наломан» уже целый риф из голых льдин. В едва пробивающемся солнце они излучают тонкий серо-голубой свет, немного похожий на неоновую подсветку. Часть берега здесь пологая, можно прогуляться пешком и осмотреть местные достопримечательности.

КБЖД

Подступы к Шумихе преградили непреступные торосы

Например, обследовать каменные полуразваленные домики довоенной эпохи, возможно, здесь были склады гарнизона НКВД. Или полюбоваться старой деревянной пристанью, стоя на которой наш редактор живописно заключил: «Да-а, Абрамович здесь вряд ли когда швартовался».

Зато швартовались баркасы с грузом взрывчатки для прокладки пути и тоннеля через мыс. Абрамовича тогда еще не было, а вот сосенка на самой макушке мыса, похоже, осталась еще с ХIХ века, когда берег только обследовался царскими строителями! Фантазия, конечно, но, разглядывая архивные фотографии начала прошлого века, на этом же месте, как и на многих других, видишь деревья того же роста!

КБЖД
Уходим отсюда уже почти под чистым небом, а на 35-м километре заруливаем еще на одно известное место — станцию Хвойная, которую в 30-х годах переименовали в Уланово в честь комиссара Уланова, погибшего здесь в боях с белогвардейцами. Сейчас на Хвойной тоже небольшая турбаза, но кроме охранников никого нет. Одно время станцию хотя бы украшали два паровоза, советский и американский, но теперь их куда-то угнали. Так что опять священная тишина и опять неприступность для машин — их нужно оставлять далеко внизу, подъехать близко к домикам никак не получится.

КБЖД

Через эту шикарную арку зимой можно проехать на турбазу Шумиха

Так, в общем-то, незаметно и неожиданно быстро отутюжили 50-километровый путь, выйдя к запланированному месту ночевки — турбазе Шумиха, упрятанной в крутосклонной долинке одноименной речки. И вот здесь-то нас ожидал сюрприз: вся эта замечательная бухта примерно в километре до береговой линии встретила сплошными торосовыми заграждениями. Отчаянная ледовая лоция на «командирской» CR-V ни к чему не привела — лабиринт из ломаных льдин был бы непреступен даже для очень серьезных внедорожников.

КБЖД

Многое теперь на КБЖД «срослось» с природой

В «деревню» пешим ходом отправляются два разведчика-наводчика, ведь места заказывались и оплачивались еще в Иркутске, здесь должны бы нас ждать и что-то предпринять. Оставлять машины «на дрейфе» или уходить без ночевки совсем не хотелось.

Через некоторое время с той стороны приходит местный сталкер. «Пройти-то сможем?». «Пройдете, сейчас покажу». «И такая пройдет?» — показываю на Focus. «Передний привод?» — спрашивает сталкер. «Передний». «А-а, ну тогда тем более пройдет».

КБЖД

Непросто было протопить этот домик в Шумихе

И в самом деле, показал хитрый ход: надо было проехать дальше, а потом с разворотом через мелкие трещины и торосы вернуться к распадку, и уже непосредственно по прибрежному льду. Кстати, здесь-то как раз одно из самых мощных и архитектурно-значимых укреп-сооружений Кругобайкалки. К устью Шумихи крадемся вдоль высокой каменной кладки, как будто вдоль средневековой крепостной стены, с мостом, напоминающим парадные ворота в город.

КБЖД
Выше, где идет полотно, пролегает второй укреп-пояс, фасадным украшением чего выступает закрытая галерея и арочная подпорная стенка, знаменитая в народе как «итальянская». Наверное, потому что в ее строительстве принимали участие итальянские подрядчики, причем один даже с фамилией Феррари!

А наши ледовые «Феррари» меж тем остановились на законный «пит-стоп»: ритуальное чаепитие с непременным смакованием мороженого омуля и для фотовидеосъемки. И только после, уже при низком солнце, в состоянии, как предписывалось инструкциями для строителей КБЖД, выходить на работу «вполне трезвыми», направились на турбазу.

Закуток

КБЖД
Вот это да, вот это заезд! Хрустя жесткой коркой снега, по замерзшей узенькой Шумихе вкатываемся под шикарный односводный мост, ни дать ни взять — Триумфальная арка, а у строителей называемая как-то очень казенно: каменная труба. Да такой «трубе» обзавидуется любая VIP-турбаза! А тут, понимаете, домики хоть и свежие, но быт предстоит почти деревенский. Быт, снимающий душевные шлаки, с острым ощущением времени, лечащий бесподобным концентратом здешней трагигероической истории.

КБЖД
На турбазе кроме коменданта и рабочих-охранников никого, а для нас уже греются комнаты. Электроотопителями! Есть еще кухня с газовой плитой и баня. Комнаты на 2 и 4 места пустые, без радио и TV, но большие, с высокими потолками. Прогреваются, чувствуем, неважно. Но есть еще камины и межкомнатные печи, надо топить, иначе замерзнем. При этом дров не предусмотрено, необходимо добывать. Кто-то уже тащит из леса поваленную березку на распил, но дровишки, как оказалось, можно взять у коменданта, по сто рублей за тачку.

КБЖД

Одно из известных мест на КБЖД — «Итальянская стенка»

А сколько нужно тачек, чтобы нормально протопить четырехместные хоромы? Комендант сказал: «Если ветер будет, то надо три, не меньше, две можно с сырыми, одну с сухими». «А он будет, ветер-то?» «Конечно, это же Шумиха, здесь по ночам всегда ветер».

Отгружаем три тачки дров, но еще на второй комендант как бы ненароком спрашивает: «У вас водки нет?». Вопрос, надо полагать, означал следующее — дрова можете взять по бартеру. Этот вопрос означал также, что и нам в случае чего поживиться здесь будет нечем. На исторической дороге «сухой» закон, в редких обслуживающих поездах ее не привозят. Пришлось разочаровать человека честным ответом: «Есть, но чисто символически, только пригубить за приезд».

КБЖД

Станция Маритуй. «Они живы, но парализованы» — изолированность, размеренность и малообитаемость придает современной КБЖД особую ауру

Комендант тоже сказал правду, ночью действительно по ущелью подул сильный ветер, притом и температура с дневных минус десяти опустилась почти до минус тридцати! Трех тачек дров и электрообогрева едва хватило, чтобы к утру в комнате сохранилось комфортное тепло. Если остаться надолго, надо вновь добывать дрова, однако нам по плану предстояло выдвигаться в дорогу.

Но если мы при ветре и морозе уютно провели время у камина и в баньке, с омульком и даже медвежьим салом, то наши верные слуги ночевали на улице. И утром напомнили о себе. Focus-то, будучи на автопрогреве, еще теплился жизнью. Правда, без конца запускаясь и греясь, изрядно черпанул из бака, а на выпускном патрубке конденсат при холостых оборотах успел намерзнуть такой ледяной шапкой, что еще полчаса, и тракт полностью бы закупорился. Двигатель и так уже еле-еле боролся с избыточным сопротивлением на выпуске.

КБЖД
CR-V с вечера никак вообще не подогревалась, поэтому утром от запуска отказалась вовсе. С хорошим аккумулятором и маслом стартер крутился подобающе, но вспышек жизни не было. Мучить машину на таком холоде не стали, попросили у коменданта теперь не дров, но паяльную лампу, и через полчаса хорошенькой баньки двигатель запустился с пол-оборота.

КБЖД

А ведь когда-то здесь кипела деятельность!

Кстати, при наличии 220 вольт и возможности подъехать близко к домикам, на Шумихе можно спокойно переночевать даже автомобилям с недорогими электроподогревателями. Хотя в целом для зимнего Байкала лучше иметь топливный подогреватель или, как универсальную альтернативу всех времен и народов — паяльную лампу. И потом, редкие турбазы по КБЖД предназначены больше для летнего пребывания, а проехать вдоль дороги можно и без ночевок. Если, конечно, позволит ледовая обстановка.

Не то что рельсы в два ряда

КБЖД
Нам позволила, и даже очень благосклонно. Александр Бурмейстер отметил, что такая дорога бывает далеко не всегда, если уж им на УАЗах иногда приходится часами пробивать путь. От Шумихи по сути началась скоростная трасса по полуобнаженному льду, где на CR-V можно было разогнаться до 80 км/час и даже выше, созерцая «Золотую пряжку» Транссиба на комфортном километровом расстоянии. Южнее и сама местность ожила: стали появляться чьи-то дорожки, идти по которым тем более было легче.

КБЖД
Однако бесконечные «заплаты» и «рубцы» спрессованного снега, а также нередкие трещины, держать скорость и курс постоянными не позволяли — некомфортные прыжки и удары по подвеске быстро остудили пыл. В отношении Focus с его менее энергоемкой подвеской и низким передним фартуком резвость тем более была противопоказана, поэтому среднюю скорость держали в районе городской — 40-60 км/час.

Конечно, с остановками, в том числе с заездом на одну из крупных станций КБЖД Маритуй, правда, машины опять пришлось оставлять на льду. Сейчас здесь постсоветский уклад жизни маленького поселка железнодорожников, а в царское время даже в этой глуши деревянный вокзал был построен по всем «понятиям»: с залами первого, второго и третьего класса! Из достопримечательностей — каменная водозаборная станция с трубой, хотя паровой насос в ней, конечно, не сохранился.

КБЖД

Финиш в Култуке. Ни тросы, ни лопаты так и не пригодились

Кстати, при строительстве КБЖД впервые в России (и это начало ХХ века) применяли электро- и пневмоинструмент — перфораторы и буры зарубежного производства. Большинство машин работало на сжатом воздухе, производимом электрокомпрессорами, которые питались от паровых электростанций. При этом рабочие в своих землянках все так же перебивались керосиновыми лампами, а ручной труд с кайлом и лопатой оставался основной движущей силой стройки. Видимо, потому раритетной царской техники сейчас на КБЖД не найти, а вот советские надписи, прославляющие стахановский труд, встретить можно.

КБЖД
После Половинной стало попадаться много машин, а ближе к Ангасолке, учитывая 23 февраля, движение на Байкале приобрело массовый характер, по хорошо накатанным дорожкам. Хотя, конечно, «уединиться» где-нибудь в бухточке за мысом, под величественными сводами Олхинского нагорья и не менее величественным сооружением КБЖД, всегда можно. И кроме холодящего душу потрескивания льда, ничего не помешает «широкоформатно» любоваться этим невероятным зрелищем.

В Култуке счетчик зафиксировал 102 км пройденного пути, с учетом «петляний». Лопатами воспользоваться так и не удалось.

Василий ЛАРИН

Автомаркет+Спорт № 09/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог