Раритеты. Отечественные автомобили с правым рулем
Просмотров: 17714
12 Марта 2010
Теги: ретро

МИГРАЦИИ РУЛЯ











Отечественный автомобиль с правым рулем? При всей кажущейся нелепости этой фразы, не будем спешить с выводами. Обратимся к истории.

На начальном этапе автомобилизации требований, — с какой стороны должен располагаться водитель, и, соответственно, органы управления — не было. Строгое деление проезжей части на левую и правую возникло постепенно, а на улицах с не слишком оживленным движением долго ездили «как придется». В Европе Англия, Мальта и Кипр до сих пор придерживаются левой стороны. Из крупных автомобильных держав «зеркально» ездят Япония и Австралия. Швеция перестроилась «слева направо» позже всех — в 1967 году, Австрия, Венгрия, Чехословакия — в начале тридцатых. В тридцатых годах в Милане, например, ездили по левой стороне, хотя на всей остальной территории Италии — по правой.

Классическая «баранка» в качестве органа управления появилась только в конце 19 века, до того на машинах ставили изогнутый «поводок» (Curved-Dash), называемый водителями «коровьим хвостом». Прообразом этого органа управления стало, скорее всего, дышло конной упряжки, соответственно, располагался «хвост» по центру экипажа. В отличие от «поводка», возникшие впоследствии рулевую колонку и «баранку» было неудобно располагать посередине, они должны были находиться непосредственно перед сиденьем водителя. Тут европейские конструкторы (а именно в Европе развитие автомобилестроения шло наиболее интенсивно) проявили редкое единодушие: руль — только справа! Рассуждали следующим образом: пешеходов и повозок больше всего справа, у тротуара — им-то и должен уделять основное внимание водитель.

Единодушие нарушил Генри Форд, первым в 1907 году выпустивший массовый автомобиль «с левым управлением». Форд рассуждал, что пассажиру должно быть удобно садиться в автомобиль со стороны тротуара. Акция вызвала массу протестов и осуждение, тем не менее, уже через десять лет все американские автомобили были оснащены «левым управлением», а еще через десять лет это стало стандартом практически для всей Европы.

В 60-х годах экспортируемые советские автомобили имели версии с правым рулем

Что же в России? Здесь следовали общим тенденциям. Практически все отечественные дореволюционные производители автомобилей располагали органы управления справа. Первый отечественный автомобиль конструкции Яковлева и Фрезе (построенный по типу конструкции немецкого Benz-Velo) управлялся вертикальным рулевым рычагом, расположенным… правильно, справа. Справа же располагался сначала рычаг, а впоследствии — рулевое колесо у автомобилей других дореволюционных отечественных заводов — компаний Дюкс-Аксай (по образцу американского Oldsmobile Curved-Dash), завода П. А. Фрезе (по документации французского De Dion-Bouton), Лесснер (по лицензии Daimler) и других (Брейтигам, Победа, Эмпеде). Причина была проста — большая часть этих автомобилей либо производилась с использованием документации, либо с использованием непосредственно шасси европейских производителей (в том числе Opel, Panhard-Levassor, Delaunay-Belleville, Clement). Автомобили собственных разработок (например, Б. Г. Луцкого) также были праворульными. Самым известным массовым производителем был, конечно же, Руссо-Балтийский завод. Именно на нем автомобили практически полностью собирались из российских комплектующих. Модели этого завода, включая грузовые, имели руль, расположенный только справа.

После революции ситуация поначалу не изменилась. В. И. Ленин, как известно, предпочитал зарубежные автомобили, в основном передвигался в качестве пассажира на дорогущих Rolls-Royce — опять же, праворульных; один такой автомобиль был переделан рабочими Путиловского завода на полугусеничный ход. Что ж, вряд ли кто-то посмел бы запретить вождю передвигаться на автомобиле с «неправильным рулем». На праворульном «Роллс-Ройсе» разъезжал и товарищ Джугашвили-Сталин, однако впоследствии предпочтение его осталось за автомобилями марки Paccard (по образцу которого на заводе имени самого Иосифа Виссарионовича выпускали ЗИС-110).

Первыми советскими автомобилями были официально объявлены грузовики АМО-Ф15 и легковушки БТАЗ (Первый Бронетанковоремонтный завод в Филях). Не секрет, что под литерой «Ф-15» скрывался немного измененный итальянский «Фиат-15-тер». БТАЗ построен по образцу и подобию Руссо-Балта серии С. Соответственно, обе модели были праворульными, более того, часть рычагов, как на дореволюционных моделях, находилась за стенкой кабины. Интересной послереволюционной разработкой также являлся НАМИ-1, созданный явно с оглядкой на чехословацкую «Татру». Руль в этом автомобиле располагался справа, но дверь с каждой стороны имелась одна, причем с правой стороны она вела на задний ряд сидений — водитель, соответственно, попадал внутрь через пассажирскую дверь.

На этом история заимствований не прекращается. В конце 20-х годов руководство страны решило брать за образцы советских автомобилей американскую технику. На многие годы «правый» руль прекратил массовое существование в СССР. За образцы грузовой техники были взяты американский Autocar (автомобиль АМО-3, впоследствии ставший знаменитым ЗИС-5), Ford-АА (образец ГАЗовской полуторки ГАЗ-АА), White (ярославские грузовики Я-3). Легковые автомобили также изготовлялись по образцу «Форда»: ГАЗ-А (на основе Ford-А) и ГАЗ-М1 (на основе Ford-V8). После войны в страну пришел поток трофейных европейских и ленд-лизовских американских автомобилей, подавляющее большинство — леворульные.

Судя по рекламному проспекту автомобилей Lada с праворульным управлением, на экспорт «Жигули» оснащались лучше: предлагалась даже крыша с отделкой винилом

Для многих левое расположение руля было действительно удобнее — с учетом возросших скоростей при ненамного возросшей маневренности водитель мог безопаснее провести маневр, связанный с перестроением в левый ряд — зеркала заднего вида долго устанавливались далеко не на каждый автомобиль.

Тем не менее, в 70-х годах возникла неоднозначная ситуация — с одной стороны, машин было больше, чем раньше, с другой, улицы стали соответствовать этому самому количеству машин. В аварийных местах все чаще запрещали левые повороты, встречные потоки стали разделять специальными полосами, зачастую с насаждениями. В таких ситуациях многие фирмы (одним из пионеров был Fiat) стали увеличивать количество автомобилей с правым рулем, тем более, что имелось немало спецмашин, для «специальности» которых скорость и возможность «лавировать» между рядами имели далеко не главное значение. В Швейцарии, к примеру, правый руль оказался очень востребованным у водителей автобусов — в горной местности водитель мог увереннее вести автомобиль вдоль края обрыва.

В городских же условиях правый руль гораздо удобнее и безопаснее для водителей, которым в силу профессиональных навыков необходимо часто покидать машину. Например, для перевозки почты в СССР производился ЗАЗ-965С, руль у которого находился справа, а сзади вместо сидений пассажиров был сооружен ящик для корреспонденции; боковые окна были закрыты специальными филенками. Аналогичное устройство имел «Москвич»-412П, изначально планировавшийся именно как экспортная модель. Кабиной справа оснащались и некоторые модели знаменитых «загребущих ручек» — снегоуборочных транспортеров на базе грузовиков ГАЗ.

В модельной линейке любого советского производителя были машины на экспорт. В период СССР налажены связи с туманным Альбионом, государствами Африки и т. д. — немало праворульных «Волг», «Москвичей», «Жигулей», было отправлено потребителю для эксплуатации на «левой полосе». Интересно, что один из ГАЗ-22 с правым рулем, дожившая, кстати, до наших дней, попала в кадр фильма о Джеймсе Бонде «Шаровая молния». Примечательно, что многие такие машины сохранились до сих пор — например, праворульные ГАЗ-21 до сих пор исправно служат такси в Судане, многие «праворукие» «Жигули» были ввезены в Россию уже после распада СССР — качество машин, изготовляемых на экспорт, было зачастую гораздо выше, чем изделий для внутреннего рынка. ВАЗы отправлялись на экспорт под названием LADA, LADA Riva; внутренний индекс таких машин был ВАЗ-21012, ВАЗ-21022, ВАЗ-21032 для соответствующих моделей. Переднеприводный «Спутник» с правым рулем, например, официально назывался ВАЗ-21098. В Иркутске имеются реэкспортные праворульные «Жигули» на базе ВАЗ-2104, ВАЗ-2152, ВАЗ-2142, ВАЗ-2198. По словам владельца, люди, увидевшие такой автомобиль ближе, сильно удивлялись.

Внешне, если не заглядывать в салон, отличие праворульных ВАЗов — только в «зеркальных» дворниках (и то, в связи с дефицитом этих деталей на часть праворульных машин ставили обычный привод) и в расположении единственного зеркала на ранних моделях. В салоне различия также невелики — «зеркальная» панель приборов, спидометр, размеченный и в милях/час, и в км/час. Поиск запчастей несложен — относительным дефицитом является разве что рулевой редуктор, да и тот можно переделать без особых трудностей. Проблем с поведением на дороге у праворульного ВАЗа не больше, чем у их леворульных аналогов, и определяются они в первую очередь стилем вождения.

Необходимо сказать и о таком интересном решении, как центральное расположение руля. В 1947 году американский конструктор П. Такер пытался организовать массовое производство оригинальных автомобилей со «средним рулем». Увы, Такер обанкротился, а подобное расположение руля нашло относительно мало последователей, так как создавало неудобства как для водителя при доступе к сиденью, так и для соседних с водителем пассажиров. В современных концепт-карах, тем не менее, центральному расположению руля уделяется значительное внимание. В СССР самым, пожалуй, известным автомобилем с таким расположением руля был военный ЛуАЗ-ТПК-967. Рулевая колонка мало того, что располагалась по центру, так еще и откидывалась — управлять автомобилем можно было, идя с ним рядом. Педали располагались с обеих сторон центрального тоннеля.

Экспортная «девятка» с индексом ВАЗ-21098

Александр Баракин
Использованы фотодокументы из архивов Ю.Долматовского, Л.Шугурова, И.Денисовца

Автомаркет+Спорт № 05/2010

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог