Критик — пожалуй, одна из самых противоречивых и неблагодарных профессий. Судите сами: именно отзывы критиков едва ли не в 90% случаев формируют мнение о том или ином произведении искусства, делают его популярным или наоборот, хоронят во мраке обыденности. Но с другой стороны, кто есть эти непримиримые судьи? На каком основании, спрашивается, они могут выражать свое мнение о том, что удалось автору, а что нет? Почему критик решает, какова была творческая задумка, что именно собирался отобразить автор, и почему был использован тот или иной прием? Не проще ли спросить самого создателя, дабы не строить туманные теории и выдавать собственные оценки чужого труда за чистую монету? Уверен, будь такая возможность, очень и очень многие выкладки критиков потеряют свою актуальность.
|
Установленные в полу между ребер жесткости, усилители и процессор накрываются стальными листами толщиной 5 миллиметров | К чему это я? Да просто представил, в каких красках можно расписать инсталляцию на основе красноярского Nissan Tino. Автомобиль этот, как и его владелец, директор компании Sound Art Вадим Данилов, в кругах знатоков car audio более чем известны: победить за короткое время во многих этапах Чемпионата России по автозвуку, стать серебряным призером европейского первенства — такое не каждому удается.
|
Пассажиру тоже необходим собственный пульт управления аудиосистемой — в Tino он выглядит так, словно всегда входил в комплектацию этого автомобиля | Вот и получается — можно подробно живописать, как идеально подошли форма и объем минивэна для настройки качественного звука, как долго и мучительно подбирались компоненты аудиосистемы, как кропотливо строилась победная инсталляция. Но так ли было на самом деле? Молчат СМИ, молчит Интернет, везде только рейтинги победителей, где Nissan Tino неизменно занимает верхние строчки. Даже о том, из каких составляющих сложились такие фантастические результаты, и то почти ни слова. Впрочем, может, оно и к лучшему — пусть на все вопросы ответит, так сказать, сам первоисточник.
— Вадим, почему Tino? Неужели и впрямь его форма и содержание оказались идеальны для задуманного? Скажу без лести — когда услышал в Москве от господина Матвеева о том, что на этой машине ты своим ходом ездил в Грецию, где занял второе место в финале Чемпионата Европы, сразу возвел вас обоих (тебя и Tino) в ранг небожителей. С тех пор мысль узнать обо всем этом больше, чем в официальных отчетах, не дает покоя.
— Здесь ты не оригинален, вопрос с выбором машины — самый часто задаваемый. Наверное, Tino до сих пор выглядит не совсем обычно для минивэна, и его особая форма заставляет людей предполагать в нем что-то уникальное, специально созданное для побед и рекордов. Спешу разочаровать — ничего подобного мне и в голову не приходило, а машина покупалась чисто из практических соображений, к тому же по большей части для супруги.
|
Для единства стиля и соответствия «заводскому» исполнению сетки для акустики в передних дверях сделаны заподлицо с основной обшивкой | Купил, потому что в 2003 году этот автомобиль только стал появляться в наших краях, был на нем этакий налет эксклюзивности в сочетании с бесспорной практичностью. Чем не повод? Мысль «озвучить» его пришла после, для начала собирался просто, как принято «у всех», поменять головное устройство и акустику. А поскольку не один год занимаюсь продажей и установкой car audio, решил «попутно» и разобрать салон до железа, чтобы потом никаким апгрейдом и улучшением не заниматься. Кто бы знал тогда, что сдирать обшивку с бедного Tino придется еще не один раз...
— То есть банальная замена имеющихся компонентов все-таки не планировалась, речь сразу шла об инсталляции соревновательного уровня?
— Нет, просто хорошее звучание предполагает и наличие усилителей, и соответствующую шумо- и виброизоляцию салона. А поскольку интерьер Tino показался мне самодостаточным, никаких лишних деталей в него вносить не хотелось, вот и решил спрятать всю начинку под полом.
|
Твитеры и среднечастотники спрятаны под передней панелью и не только расположены под наилучшими для качественного звука углами, но и закреплены при помощи японских болтов на стальных пластинах | Известно ведь, что существуют два основных стиля инсталляций — stock и custom. Первый предполагает минимальные изменения в интерьере, второй наоборот — кучу всяких подиумов, мониторов и прочих конструкций. У меня как-то сам собой родился «стоковый» вариант, его и решил придерживаться. На соревнованиях по автозвуку, между прочим, stock гораздо более ценен, ведь задача инсталлировать нестандартную начинку так, чтобы салон ничем не отличался от «конвейерного», а потом заставить все это звучать, в разы сложнее пафосного Custom. Там ведь можно «играть» подиумами, а усилители, конденсаторы и прочую периферию вовсе необязательно прятать куда-то под штатные панели, да и объем багажного отделения не требуется сохранять в первозданном виде. В общем, собрали мы все это дело, посмотрели — будто никто обшивку и не снимал. Настроили, послушали — звучит, и звучит неплохо. И решили рвануть на соревнования по автозвуку в Кемерово. Просто так, интереса ради. А там не банальное «кто кого перекричит» оказалось, а официальный этап Чемпионата России! С жестким регламентом, со всеми требованиями ЕММА. Зачислили меня в Pro300 — на новичка и любителя не потянул по статусу, мой род занятий предполагает только «профи». Подходят судьи, спрашивают про какую-то презентацию, а я впервые о такой слышу!
|
Сабвуфер занимает «бесполезный» объем внутри запасного колеса, никак не уменьшая багажное отделение | Две-три фотографии процесса инсталляции с собой были, захватил по случаю, их и показал, остальное пришлось объяснять буквально на пальцах. Короче, с такой подготовкой ни о каких дополнительных баллах можно было не мечтать. Но случилось невероятное — с полным набором нулей в судейских протоколах, но с огромным отрывом по качеству звучания, Tino «порвал» в Кемерово всех! А потом сделал то же самое в Москве, куда добирался своим ходом: сплошные нули за подготовку и презентацию и высший балл за качество звучания аудиосистемы. С тех пор сделал для себя главный вывод — в таком деле либо везет сразу, либо идти к вершине придется долгим и трудным путем. Проверено.
— Интересно, но как-то слабо верится, что чемпионские титулы достались Tino исключительно благодаря везению. Наверное, состав аудиосистемы тоже какую-то роль сыграл? Что там, под полом?
— Конечно, везение — это материя иного рода, без хорошего «железа» его не дождешься. Вообще, долгих мытарств по поводу компонентов не было, кое-какие знания в этой области свели выбор к профессиональной «голове» Pioneer DEX P9R, процессору Pioneer DEQ P9, а для акустики и усилителей была выбрана шведская марка DLS. Если совсем просто, то акустическая система Tino представляет собой «голову», фронтальную акустику и сабвуфер. Плюс четыре усилителя — три на фронт и один на сабвуфер. Никакой тыловой подзвучки, никаких конденсаторов и прочей периферии, даже отдельный аккумулятор для всего этого хозяйства не потребовался — на все хватило ресурсов штатного.
|
Предельно упрощенное графическое изображение аудиосистемы Nissan Tino. Увы, сегодня машина и ее «музыка» существуют отдельно друг от друга | В деталях, конечно, все выглядит гораздо сложнее и интереснее. Ничего не поделать — «сток» есть «сток», и после знакомства с правилами ЕММА над Tino пришлось хорошенько потрудиться. Во-первых, вся проводка «упакована» в специальные гофрированные тоннели, а места ее крепления к кузову есть полные копии «родных» японских кронштейнов, даже болты и шурупы при монтаже использованы от Nissan (пришлось разборки «почистить»). Во-вторых, все силовые кабели защищены предохранителями, как того требует не только ЕММА, но и элементарный здравый смысл. В-третьих, спрятанные в нишах под полом и накрытые стальными листами усилители имеют свойство нагреваться — воздух к ним не поступает, вентиляторы, понятное дело, тоже не установишь.
|
Сетки в передней панели выполнены в полном соответствии с общей стилистикой автомобиля | Пришлось прибегнуть к жидкостному охлаждению. Для чего установили возле штатного еще один небольшой радиатор, добавили к нему бачок с антифризом и пустили гибкие полимерные шланги по всем ребрам усилителей. Достигнет какой-либо усилитель заданной температуры, включится в бачке электронасос — и вперед, охлаждать «музыку». В-четвертых, сами усилители, хотя и по-прежнему несут на своих корпусах названия DLS A2 и A3, но корпуса — пожалуй, единственное, что осталось «родного». Масштаб вмешательства косвенно иллюстрируют цифры — при стоимости каждого усилителя порядка $300 его переделка обошлась еще в $500. Как, впрочем, и «головы» — несмотря на свой профессиональный статус, DEX P9R потребовал еще $1000 для «нормального» звучания. И все равно не было случая, чтобы на соревнованиях за «голову» не снизили как минимум один балл — всему виной ее цвет, отличающийся от «родного». Штатная магнитола Nissan Tino должна быть черного цвета, а не серебристого, но DEX P9R в черном корпусе не бывает. Конечно, можно и даже нужно было ее перекрасить, но я предпочел каждый раз терять по одному баллу, чем заниматься такой ерундой.
|
Афины, Греция, 2005 год. Второе место на Чемпионате Европы по автозвуку и тюнингу в категории «Эксперт. Только звук» | В-пятых, для трехкомпонентного фронта штатных мест в передних дверях оказалось явно недостаточно, пришлось устанавливать пищалки и среднечастотники под панель, на специально сконструированные стальные пластины, а потом резать в пластике отверстия под сетки, соблюдая при этом стилистику автомобиля. Аналогично и с мидбасами в передних дверях — такие же сеточки, 5-миллиметровые стальные пластины вместо подиумов и акустические линзы для рассеивания стоячих волн. Кроме того, нужно было врезать сетку и в обшивку задних дверей, хотя никакой акустики в них нет — просто единство стиля обязывает.
|
И смотрится «голова» отлично, и даже подсветка ее в ночное время гармонирует с подсветкой передней панели, но «штрафные» баллы на соревнованиях ей обеспечены. Потому что цвет ее должен быть черным, как у штатной магнитолы! | И в-шестых, пришлось поколдовать над сабвуфером, но теперь он поселился внутри «докатки» и нисколько не вредит полезному объему багажника, а порт фазоинвертора закрывается специальной крышкой — и всякого рода багаж возить можно, и к сабвуферу никакая мелочь не свалится. И уже потом, незадолго до памятной поездки в 2005 году в Афины и второго места в категории «Эксперт. Только звук» серьезному вмешательству подверглась вся проводка — часть ее вручную (!) изготовил один известный звукорежиссер из Москвы, а часть была «позаимствована» из профессиональных микшерских пультов. Японских, естественно.
|
Между ребер усилителей циркулирует самая настоящая охлаждающая жидкость. Такое бы напоказ выставлять, но в Tino все скрыто за штатной обивкой пола | — А почему не стал продолжать победное шествие? Наверняка и у тебя, и у Tino потенциал еще не был исчерпан. Или в планах опять нечто эпохальное?
— Сложный вопрос. Совершенству, конечно, нет предела — на том же Чемпионате Европы год от года побеждают одни и те же автомобили, которым что-то немного улучшили, слегка поменяли и самую малость настроили.
|
Огромные предохранители и термоусадочное покрытие на силовых кабелях — требование безопасности, тогда как само по себе энергопотребление аудиосистемы не критическое — для ее работы вполне хватает штатного аккумулятора Tino | Так может продолжаться бесконечно, но не следует упускать из виду финансовую сторону вопроса. Хороший соревновательный автомобиль с серьезными видами на пьедестал стоит порядка $80000, мой Tino за три года работы обошелся в $60000. Не говоря уже о том, что каждая поездка в Москву, например, с экипажем из четырех человек и нормальной подготовкой к соревнованиям, обходилась мне в $8000. А что взамен? Стеклянная табличка со стилизованной медалью за второе место, как было в Греции? Утрирую, конечно, однако деньги с неба не падают. В общем, продал я Tino на тысячу у.е. дешевле среднерыночной стоимости, зато быстро. Разумеется, без «музыки» — реальную цену того проекта все равно никто бы не дал. Буду ли готовить новый, пока не решил — честно говоря, некогда: работы много, да и организация региональных этапов ЕММА время отнимает. Например, почему бы не провести в этом году официальный этап Чемпионата России в Иркутске, в сотрудничестве с вашим БайкалМоторШоу? Интересная идея, к тому же ЕММА не против...
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 03 |