Как сообщил заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Михаил Федоренко, в ведомство поступил ряд заявлений как от граждан, так и от юридических лиц. Заявители просили разобраться в правомерности действий дистрибьюторов и официальных дилеров при осуществлении ТО автомобилей, находящихся на гарантии: по мнению автовладельцев, может иметь место нарушение антимонопольного законодательства.
«В ходе проверок мы установили, что дилеры устанавливают завышенные цены на http://automarket.su/art/view/07vybor_2011/ и услуги при проведении технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантии, по сравнению с ценами на эти запчасти и услуги на сопоставимых рынках», – отметил М. Федоренко на первом заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей при ФАС.
По мнению представителей ФАС, налицо явная монополизация рынка, причем в цепочке дистрибьютор – дилер – покупатель страдают только представители последней категории. Первые в одностороннем порядке расторгают дилерские договоры и лишают независимые техцентры возможности напрямую закупать оригинальные запчасти, вторые сокращают интервал ТО и устанавливают высокие расценки на свои услуги, которые входят в список необходимых операций для любого гарантийного авто, третьи – вынуждены платить втридорога. Во многих регионах официальные дилеры отдельных марок занимают более 20% на рынке продаж и обслуживания автомобилей этих марок.
Теоретически автовладельцам никто не запрещает пройти техосмотр в других центрах, но тогда возникает риск потери гарантии. При этом, как только гарантийный срок автомобиля заканчивается, цены на обслуживание у авторизированного дилера для его владельца существенно уменьшаются.
Напомним, вопрос о гарантийном обслуживании автомобилей ФАС поднимала http://automarket.su/news/view/avtodilery-garantia-service. Теперь ведомство намеревается добиваться снижения цен на техобслуживание в период действия гарантийного срока. В ведомстве даже приняли решение создать рабочую группу, которая будет заниматься проверкой деятельности автодилеров и затем, как предполагается, налагать штрафы на компании, нарушившие закон. Некоторым дилерам может грозить штраф по статье 14. 31 Кодекса об административных правонарушениях (злоупотребление доминирующим положением). Не исключено, что замеченные в монополизации рынка компании будут вынуждены уплатить штрафы в размере 1-15% от оборота.
Интересно, что у ФАС есть претензии и к представительствам крупнейших иностранных автоконцернов. Ведомство подозревает, что они могут нарушать права самих дилеров, о чем говорят, в частности, довольно жесткие условия договоров между дилерами и автоконцернами.