Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Байкало-Амурская магистраль (БАМ)




Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
Просмотров: 24504
8 Декабря 2006

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Я давно мечтал побывать на БАМе, пожалуй, еще лет 15 назад, когда дорога уже была построена, да вот все как-то не удавалось. Лишь теперь, когда возраст сравнялся с размером ботинок, мне посчастливилось увидеть легендарный БАМ.

За последние годы газетные журналисты-«чернушники» сплели вокруг магистрали весьма ажурную эфирно-вещественную паутину, в которой, как рыбы в сетях, бьются в безденежье, безработице и проблемах городки и поселки, прячущиеся в некогда глухих таежных распадках. Откуда появились, на мой взгляд, отвратительные лозунги и прибаутки типа: «БАМ — Дорога в никуда!», «Ради кучки пилорам городили трассу БАМ», «Грандиозный монумент эпохи застоя», «Брежнев Абманул Маладежь». Я думаю, что не без помощи «журналистов». В книге современных русских пословиц и поговорок есть и такая: «Построили БАМ, а зачем он нам?».

Действительно, а зачем? Мне кажется, таким вопросом могут задаваться только юнец, блондинка или явный недоумок: любой взрослый мужчина скажет, что БАМ — это стратегическая РОКАДА, построенная вдоль восточной российско-китайской границы, вероятной линии фронта. Не знаете, что такое рокада? Это стратегическая дорога, параллельная линии фронта (реальной или вероятной), но расположенная в глубоком тылу, имеющая основное назначение в снабжении фронта и перемещении войск и вооружений. Кстати, если западный сегмент магистрали построили в основном комсомольцы, то на восточном сегменте значительная часть пути создана трудом частей ЖД-войск СССР. Какой отсюда вывод? Очень простой: БАМ, даже не принося «экономического эффекта», нужен нашей стране, и его существование оправдано стратегическим назначением. Не случайно первые решения русского правительства о такой трассе в районах нынешнего БАМа относятся к 1906 году — сразу после окончания позорной Русско-японской войны, когда стало очевидным, что приграничные районы Китая подпадут под контроль японского милитаризма. В 1907-1914 годах В. Половников и Э. Михайловский провели первые проектно-изыскательские работы в районе «Второго транссиба». Затем, как вы знаете, были империалистическая война, революция и становление Советского государства. В 30-х годах обстановка на Дальнем Востоке опять обострилась, и в 1933 году появляется постановление Совета Народных Комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Старый Магистральный на пригорке

Строить начали сразу же. Примерно с этих времен, т.е. уже более 70 лет, и существует термин «БАМ». Рокады еще не было, а вот дальневосточные кампании на Хасане и Халхин-Голе случились. В конце 30-х была создана фирма «Бампроект», а в 1940 году изыскана вся трасса и создан первый полный проект дороги.

Строительство участков магистрали шло во время войны (сами понимаете, какими силами: зеки и пленные японцы — была с начала 30-х и организация с названием Управление БАМЛАГ) и после войны. В 1958 году сдан в эксплуатацию важнейший для всего БАМа участок Тайшет—Лена (Усть-Кут), собственно, представляющий собой ответвление от Транссиба на север — к БАМу.

Первостроители в 1975 году, второй справа - Алексей Кохан

В 1967 году, после локальной, но по-настоящему страшной, русско-китайской войны на острове Даманский, стратегам стало ясно, что большой войны с китайцами, скорее всего, не избежать: соседи прочно забыли песню «Русский с китайцем — братья навек!». Видимо, с этим связано начало поистине широкомасштабных работ по трассе БАМ. Изыскания вели сразу три института: «Мосгипротранс», «Ленгипротранс» и «Сибгипротранс». Историческая дата «случилась» 8 июля 1974 года: было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» — с таким же названием, как и в далеком 1933 году. А дальше вы все знаете. За 30 лет — до 2004 года (когда закончен Северомуйский тоннель) построена грандиозная Магистраль, с тысячами уникальных мостов, с десятками поселков и станций, c сорокапроцентными уклонами и самым большим в стране тоннелем, стоившим десятков жизней строителей! Были прожиты лучшие годы тысяч и тысяч людей. Были доблесть и честь. Были любовь, надежда и счастье! Что же осталось от всего этого сейчас, сегодня? Давайте посмотрим вместе.

Трезвый и незлой

Для тех, кто не читал мой предыдущий очерк («А+С» №40), я поясню, как мы сюда попали. Моим товарищем в путешествии на БАМ стал Андрей Вагин — гитарист, звукорежиссер, фотохудожник, человек творческий и Романтик! Исторически сложившийся факт — прозвище «Белый», гордо носимое Вагиным, я «объехать» никак не могу, так и буду называть друга. Нашей с Белым задачей было проникновение в таинственный город Северобайкальск на автомобиле. Проведя целый световой день в борьбе с заснеженной и обледеневшей трассой Жигалово—Магистральный, вечером мы прибыли в некогда знаменитый поселок первостроителей БАМа.

Гостиница СМП-391 стоит со времен первостроителей!

Время уже зимнее, около 20.00 часов, а на улице совершенно темно. На въезде в поселок, за переездом ЖД, мы попали на широкую обледенелую улицу с современными пятиэтажными домами, с модными островерхими силуэтами из светлого силикатного кирпича. Симпатично: пейзаж городской. Притормозив у тротуара, спросили у смеющихся парней, где гостиница. Нам доброжелательно ответили. Трезвый и незлой поселок поднимался в гору. Проехав вверх по петляющей улице километра полтора, мы попали в царство одноэтажных деревянных домов. Приятно пахло печным дровяным духом! А здесь уже деревня, и почему-то она мила моему сердцу больше, чем пятиэтажки. Заехав на пригорок еще на пару километров, мы поняли, что гостиницы здесь нет и еще раз навели справки в продуктовом магазине. Заблудились, как водится. Спустились с горы вниз и на глухой улочке нашли гостиницу СМП-391. Свободных мест навалом, и мы заселились на ночлег по цене 700 целковых. С машиной было хуже. Бабушка-администратор сказала, что стоянка есть в поселке всего одна — милицейская, а находится далеко внизу — километра два от «общаги».

Новый Магистральный - это уже город!

Поиск стоянки мы обозначили как первую экскурсию по Магистральному. Поселок состоит из двух частей — старого деревянного на горе и нового кирпичного внизу, у трассы БАМ. Стоянка была недалеко от ЖД, здесь нас встретил потешного вида старик-сторож в униформе ЧОПа и слегка «под градусом». На вопрос, можно ли оставить машину до утра, я получил непринужденный ответ: «Легко! Мы на ночь волкодава тут выпускаем». Я сказал деду, что мы журналисты из Иркутска и хотим увидеть настоящих первостроителей БАМа. Дед выкинул «коленца», плеснул в ладоши и с хохотком Петрушки сказал: «Перед вами!». Я понял, что «каши» с ним не «сваришь», может быть, только утром? Оставив машину, тронулись в верхний поселок по центральной улице: нужно было купить продуктов и еще хотелось посмотреть на вечерний народ и поговорить с продавщицами в магазинах. Где еще можно сразу раскрыть душу поселения, как не в магазине?

Магазинов было много! В первом из них — деревянном, зелененьком — толстоватая продавщица сказала: «Зря вы сюда приехали! Ничего тут интересного нет. Работы нет. Денег нет. Из достопримечательностей одна «Шарокатица». Предприятий никаких. Молодежь дурная вся». У бокового прилавка стояла покупательница — седая солидная женщина в очках. Мы спросили, что такое «Шарокатица»?

"Шарокатица" - достопримечательности этих мест!

Оказалось, что так называется единственный «очаг порока» — бильярдная. Покупательница сказала, обращаясь к продавщице: «Совести у тебя нет и ума тоже! Что ты врешь людям?». Повернулась к нам и извиняющимся тоном проговорила: «Да вы не слушайте ее, ребята, она не местная. Врет все. Таким везде плохо. Хороший у нас поселок!». Я вспомнил профессора Преображенского: «Разруха в головах»... А добрая женщина продолжала: «Для жизни у нас есть все: торговый центр, супермаркет, рынок, дворец культуры, школа прекрасная, больница. Даже театр есть с талантливым режиссером!».

Вот и начала раскрываться перед нами душа этого поселка. Покупать мы ничего не стали, решив, что для начала осуществим «общий маркетинг».

Супермаркет не хуже, чем в Иркутске

В следующем магазине очень красивая темноволосая женщина-продавец сказала нам на вопрос о предприятиях: «Предприятий у нас очень много: самое крупное — филиал ВСЖД (бывший западный участок БАМа), остальные — лесопромышленные частные фирмы. Мужики? Все работают в лесных фирмах, мой тоже. Родители? Железнодорожники, бамовцы-ветераны!».

На пригорке мы зашли в супермаркет и «присвистнули»: в Магистральном магазин ничем не хуже наших «Слат» и «Цезарей», только цены процентов на 10 выше. Именно здесь мы прикупили прекрасной красноярской колбасы, сыра, отличного иркутского майонеза «Янта». В «общаге» СМП вымылись в душе, сварили картошки на хорошо оборудованной кухне с электроплитами и посудой и чудесно поужинали.

Переночевали прекрасно: никаких пьяниц, никаких беспорядков! Единственный минус этой обители — панцирные койки, на которых «пятая точка» почти скребет по полу — так они прогибаются. Понятно, что этот тип кроватей особенно вреден для моего застарелого радикулита!

Утром мы нашли кабриолет!

Утром — на стоянку за машиной, ведь сегодня мы едем в Северобайкальск! Предварительно порешили: до Северобака, как здесь говорят, всего каких-то 160 км, так что полдня проведем в Магистральном — посмотрим, поговорим с людьми, затем заедем в райцентр — Казачинское (всего 15 км), а уже во второй половине дня рванем вдоль трассы БАМ — в Северобак.

На стоянке была уже вторая смена ветеранов БАМа. Настоящих, да еще каких! Старые «чоповцы» оказались кавалерами медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали» — самой престижной бамовской награды. Оба шоферы, и здесь с первых лет стройки. Николай Васильевич Тетерин всю жизнь за рулем, сейчас уже на пенсии. На БАМ приехал в 1976 году из «города Деда Мороза» — Великого Устюга.

Николай Тетерин и Алексей Кохан - шоферы-ветераны, первостроители и друзья

Его друг Алексей Петрович Кохан — тоже шофер! Петрович родом из глухой алтайской деревушки, в 1975 году окончил службу в армии на китайской границе и приехал к сестре в Магистральный. Устроился работать шофером в Мостоотряд-45, здесь женился и «протрубил» до пенсии. Что вспоминают шофера-ветераны? Романтику: мороз 40 градусов, КрАЗ с деревянной щелястой кабиной и без гидроусилителя, ноги в унтах цепляют соседнюю педаль, руки в меховых рукавицах едва держат тяжеленный руль, а трасса — ой, мама-родная! На каких машинах довелось работать? На всех, что имелись. В восьмидесятых годах это были уже высококлассные авто: «Комацу», «Магирус-Дойц».

Саша - сын первостроителей БАМа

Сейчас у ветеранов дети выросли, они коренные бамовские жители, здесь родились, здесь и живут. Есть ли у стариков разочарование? Представьте себе, нет! Есть удовлетворенность: дорога-то построена, работает, поезда идут. Конечно, говорят «деды», в 90-х годах было здесь и голодно, и страшновато. Сейчас тоже есть разочарования, но все же движение к лучшему — лесозаготовители работают, дорога тоже просыпается, все больше и больше составов идет по ней. Какие потрясения?

Машрутный автобус Магистральный - Казачинское

Еще совсем недавно была здесь развитая база РУСИА-Петролеум, многие жители Магистрального связывали свои надежды с Ковыктой. Но базу законсервировали и сократили около 200 человек местных мужиков... Мы-то знаем, что у РУСИА-Петролеум «новая экономическая политика» такая — разукрупнение, перенос опоры на предприятия подрядчиков. Старики же говорят: «Зря! Лучше бы укоренились здесь, опираясь на местных — район бы развивался! А наши бы не подвели, бамовский народ крепкий!».

Простились с матерыми шоферами-ветеранами и поднялись в поселок: хотелось найти местный музей. На улице «17-го Съезда Комсомола» остановились и заговорили с симпатичной пожилой женщиной, желая разузнать, где музей. Зинаида Петровна — медработник, трудилась в больнице поселка 30 лет. Муж, строитель БАМа, увлек ее, молодую, за собой, здесь родились дети, здесь прожиты самые лучшие годы.

Руины коммунистичекой Кунермы

Я спросил Зинаиду Петровну нетипично: «Почему в Магистральном так хорошо?». Зинаида Петровна чуть прищурилась и серьезно сказала: «Тут просто люди, которые основали поселок и прожили всю жизнь, не сброд, а в основной своей массе НАСТОЯЩИЕ ЧИСТЫЕ ДУШИ. Ведь на БАМ в 70-х ехали самые лучшие, самые смелые и сильные, честные люди. Сейчас у них уже взрослые дети — тоже чистые души. Ведь у нас тут почти нет спившихся людей! Все как-то живут, вспоминая героические годы стройки».

Районный музей Магистрального

Музей (районный краеведческий) — зеленый деревянный барак, внутри четыре «зоны»: историческая (первобытные люди, каменные топоры), русская (самовары, оглобли), эвенкийская (только фотографии, самая примечательная из них — эвенк с ящиком водки в руках) и БАМовская. В последней зоне есть интересные экспонаты: спецодежда первостроителей, инструменты монтажников пути, много документов. Хозяйка музея, Екатерина Александровна Тур, тоже первостроитель, кавалер БАМовской медали, приехала сюда 11 февраля 1975 года. Говорит, что заслуга в создании музея ее супруга — Тур Василия Петровича. Музей этот «сколотили» к 20-летию БАМа, в 1994 году, когда, казалось, стране уже наплевать на дело их жизни. А еще хранительница музея показала нам первый дом — столовую строителей БАМа, в которой теперь обычный продуктовый магазин «NEVADA». Прощаясь с нами и узнав, что собираемся пробиваться сегодня в Северобайкальск, Екатерина Тур сказала, что будет за нас тревожиться и молиться! А еще просила вернуться, пожить подольше, познакомиться с труппой местного театра-студии: люди-то, мол, какие интересные! Вот таков Магистральный: незлой, трезвый, чистый и... родной какой-то.

«Казачка»-мама Магистральный-папа ...

Казачинское. На улицах в понедельник неожиданно много людей

После обеда выехали за пределы Магистрального: сначала смотреть Казачинское! Дорога вьется по левому берегу Киренги, затем поворачивает направо и пересекает речку по прекрасному новому мосту. За мостом, на левом берегу, тянутся низины, старицы, протоки. Места живописные! Какая-то маленькая лесная речушка петляет у дороги, старые бревенчатые мосты-руины. За рекой череда островерхих елок — северные леса. Ровно через 15 километров из-за леса, слева, как-то задорно выглянула деревянная деревня. Справа указатель — «Казачинское». Въезжаем: действительно, старая деревня! Если Магистральный — это фактически ПГТ, построенный нашими современниками с 1974 года, то «Казачка» — по-настоящему древнее поселение.

Впервые казаки-землепроходцы пришли на Киренгу в 1636 году. Позднее, как считается, эти места стали местами ссылки для мятежных казаков, хотя толкового подтверждения этому я не нашел ни в одном источнике. Само село Казачинское основано в 1776 году и до революции относилось к Киренскому уезду. С 1925 года был образован советский Казачинско-Ленский район, центром которого стало село Казачинское. На момент образования района в селе насчитывалось всего 280 жителей, сейчас — 5,5 тысяч. А дальше, в историографии Казачинского есть только один важный пункт: в 1974 году мимо села прошла Байкало-Амурская магистраль, рядом построены станция Киренга и поселок Магистральный.

Перепад в левой колее - около 50 см!

Видимо, трагедия «Казачки» как раз в том, что Магистраль прошла мимо. Мы были удручены видом села: как-то неуютно, подворья голые — растительности мало. Длинная въездная улица закончилась, и мы попали в более уютный центр. Дома крепкие — из кругляка, в основном ХIХ века — развалюх и хибар не видно. У излучины речушки красивая новая кирпичная церковь, чуть дальше — большая школа. По улицам ходят хорошо одетые красивые девушки и колесят современные «Тойоты». Что-то не то? Действительно, на улицах в центре села очень много людей! Как будто выходной. А ведь сегодня понедельник!

Пригляделся: большинство прохожих — женщины и дети. Ребятня нарядная, ухоженная, улыбчивая. Вот идет усталый представитель мужского племени с седыми висками, сейчас спросим у него, в чем тут дело? Мужчина «чешет репу» в буквальном смысле, как-то по-дурацки улыбаясь: «Нет тут жизни никакой. То есть она есть, но не здесь. Как где? В Магистральном: там все казачинские мужики и работают. Предприятия все там. А здесь бабы только безработные, домохозяйки, сватьи-бабы-бабарихи, ребятня. Я? Ну я, вообще-то, тунеядец первой марки». Сильный человек попался, самокритичный! А вообще-то нам в «Казачке» понравилось, и, мне кажется, мы поняли нынешнюю сущность поселка — это «спальный» пригород Магистрального. Только непонятно, почему администрация района базируется в спальном пригороде?

Может, Вам повезет?

Посмотрев Казачинское, вернулись в Магистральный и повернули налево, вспять. От Магистрального до Окунайки, откуда мы вчера вечером выехали к трассе БАМ, дорога имеет несколько чередующихся участков асфальта и грейдерного полотна. Вначале трасса вьется вдоль реки Киренги и,

БАМ пересекает Киренгу и уходит на восток

вследствие этого, по всей ширине покрыта толстым льдом: густые утренние речные туманы сразу замерзают. Ехать тяжеловато, все время в напряжении, чтобы вовремя поймать «лайбу». Где-то на полпути к Окунайке (25 км) дорога проходит под виадук ЖД и удаляется от реки, здесь на полотне уже укатанный снег. Перед самой Окунайкой начинается асфальт, который идет до Улькана (от Окунайского до Улькана около 20 км, следовательно, Улькан от Магистрального в 45 км). Вскоре за Окунайкой БАМ и автодорога пересекают Киренгу еще раз по двум прекрасным параллельным мостам и уходят на восток — к Байкалу. В середине дня вчерашний снег на асфальте уже раскатали колесами, и он начал таять. Температура плюсовая, и мы купаемся в фонтанах брызг от каждого встречного грузовика. Поселка Улькан мы не видим, он остается справа за насыпью ЖД — к нему ведет боковая дорога под виадук, на дороге указатель: «УЛЬКАН. БАМ. 209 км. 2 ноября 1974 года». Говорят, поселок очень хорош, но нужно торопиться, ведь наша цель — Северобайкальск!

Сразу за станцией Улькан мы попали на развилку: направо уходила раскатанная твердая дорога в одну колею, налево — вверх на гору — глухая заснеженная, какая-то дикая. Мы поехали направо, даже и мысли-то не возникло поехать вверх — я подумал, что это какая-то леспромхозовская. Переехали по мосту красивейшую реку Улькан, напоминающую Иркут в верхнем течении. За мостом был еще какой-то отворот вправо, главная дорога становилась все более дикой: снег все выше, колея все глубже. Проехав 11 километров от развилки, очнулись: нет километровых столбов! Еще через три километра увидели тракторные сани, на которых везли бульдозер на буксире у трехосного УРАЛа. Мы притормозили возле буксирной процессии и спросили у мужиков, какова впереди дорога на Северобайкальск? Мужики добродушно рассмеялись и сказали: «А вы уже проскочили мимо. Это дорога на Карамбу!».

Что за «мультовое» название, черт возьми? Какая еще Карамба? Позже я узнал, что эта дорога — вверх по Киренге, а населенный пункт называется Карам. Как оказалось, по дороге от Улькана через Карам можно вернуться... в Качуг! Говорят, что эта «трасса мужества» еще круче, чем жигаловская через Ковыкту, по которой мы ехали на север, а начинается она за Качугом по речке Анге. Короче говоря, пришлось возвращаться почти 14 километров и от Улькана поворачивать на дикую заснеженную дорожку в глубоком снегу — это и была трасса на «Северобак». Дорога с каждым километром терялометровые столбы были. Правая обочина срезана бульдозером и почти повсеместно имела неприятный правый уклон, а местами сверкала голым льдом. Скорость упала до 30-40 км/ч. Слева шла глубокая заснеженная колея с высоким межколесным буртом. Я предпочел этот путь — он выглядел как-то надежней, чем скользкая правая обочина. Через пару десятков километров сопок и распадков перешли по весьма тревожному мосту красивую речку с романтическим и фантастическим названием Умбелла.

Падающий мост через речку Умбелла

Почему мост тревожный? Одна из опор осела или сломана, и он в одном из пролетов имеет наклон и прогиб весьма значительной величины. Я подумал: «Своенравная эвенкийская девка по имени Умбелла не терпит человеческого ярма».

За Умбеллой в прострелах дороги стали видны отроги Байкальского хребта. Еще через пару десятков километров дорога стала спускаться вниз, лес измельчал, и я понял, что впереди поперечная долина какой- то большой реки.

После 7 километров под землёй видим вот эту станцию

Снегу вокруг навалено еще больше, колеи почти грузовые, скорость 30 км/ч. Вот впереди увидели мост с указателем имени реки — Кунерма. Река — просто сказочная красавица в кокошнике остроконечных елок. Чуть дальше указатель поселка Кунерма, а слева пошли руины: локомотивное депо без окон и дверей, мертвая ТЭЦ с трубой, безмолвно глядящей в вечернее небо. Справа, за перелеском, показался поселок: двухэтажные барачного типа страшненькие домики. Я их фотографировал, но кадры почему-то не получились. Уже сгустились синие сумерки. 80 километров от Магистрального до Кунермы мы ехали около 3 часов — такова дорога. Вдоль обочины шел человек с собакой, махнул нам, приглашая к диалогу.

Гигантская петля перед входом в Дабанский тоннель

Мы остановились, и незнакомец спросил: «Мужики, как удалось пробраться от Улькана? Как дорога?». Мы сказали, что на заднем приводе доехали без проблем, только медленно — снег глубокий! В свою очередь мы спросили незнакомца о дороге на Северобайкальск: впереди нам предстоял почти двухкилометровой высоты перевал Дабан. Житель Кунермы туманно сказал: «Вчера через Дабан не смогла пройти колонна УРАЛов — они вернулись назад. Сегодня утром туда ушел бульдозер на чистку дороги, за ним ушли УРАЛы — еще не вернулись, значит, им удалось пройти. Пробуйте, может, вам повезет?».

Со смутными чувствами мы тронулись в путь. Дорога стала подниматься в горы и через пяток километров вошла в ущелье речки Кунермы. Десятка через полтора километров проехали через речку Дельбичинда — название тоже волнует! Затем какой-то ЖД-разъезд, за которым дорога стала спускаться вниз и, наконец, пошла под уклон. Ехать было страшновато: глубокая колея, а уклон значительный. Дорога пошла в двухметровом снежном каньоне, прорытом бульдозером. Я по своему языческому обыкновению мысленно обратился к местному эжину и попросил его быть к нам благосклонным: сохранить и машину, и головы наши, поскольку мы сюда пришли с добром. В этот момент машина резко заскользила вправо и ударилась правым бортом в вертикальную пушистую снежную стенку дороги высотой метра в два, словно кто-то толкнул в левый бок. Мы с Белым вышли и стали «анализировать ситуевину». Было странно: льда не видно, почему «поехали» в сторону, непонятно. Пошли по дороге вперед — поворот, резкий уклон вниз, река и разобранный мост. Справа от моста был обледенелый объезд вброд с перепадом в колее около полуметра. О том, чтобы проехать здесь на «Тауне», не могло быть и речи... без трактора. Более того, мы поняли, что если бы не остановились на склоне, ударившись в сугроб, то ниже уже остановиться бы не смогли. Белый сказал: «Они нам помогли — не дали упасть в реку». Я спросил, кто они? Белый сказал: «Местные эжины, сам знаешь!». Недолго «покудахтали» о том, что отсюда до Северобака остается каких-то 60-70 километров. И облом. Сели в машину, с огромным трудом развернулись и поехали назад, в Магистральный!

Памятник самосвалу-первостроителю МоАЗ

За Дельбичиндой с небес хлынул ливень! Представляете дикость: белая дорога с глубокой снежной колеей и дождь! Я сказал Белому: «Он плачет о нас: жалеет, что мы его покидаем». Белый спросил, кто он? Я сказал: «Местный эжин — хозяин перевала Дабан». Еще не доезжая Кунермы, мы встретили на дороге двух мужиков в оранжевых робах железнодорожников. Парни попросили нас подбросить их до станции, а узнав, что мы едем в Магистральный, выразили желание поехать с нами до конца. Это были электромеханики пути, после работы на своей дистанции они возвращались на рабочем поезде в Магистральный, где жили и работали. С нами им повезло, ведь домой доберутся быстрее, чем на поезде. Много интересного рассказали они нам по дороге. Например, про Кунерму: жителей осталось около 100 человек — все железнодорожники с разъезда, но имеют очень мощную ячейку коммунистической партии со своим секретарем, имеют радио и телеканал, а лидер ежегодно лично ездит к самому Зюганову консультироваться. А еще посоветовали нам ночевать не в СМП-391, а в ДОЛБе. Что такое ДОЛБ? Это Дом отдыха локомотивных бригад ЖД.

Это крыша лавинной защиты трассы БАМ

Ночевали мы в ДОЛБе! Итогом общения с железнодорожниками была их следующая фраза: «А вы не горюйте, что в Северобак на машине не проехали. Поезжайте завтра утром на поезде. В 6.30 идет наш «бичевоз» Лена—Северобайкальск. Мы спросили, что такое «бичевоз»? Нам ответили, что это рабочий поезд ВСЖД, на котором ездят на работу и обратно такие путейские работяги, как они, но поскольку на этот поезд и билеты продают на станциях, то обычно на нем курсируют между поселками БАМа разные таежные бичи.

На «Бичевозе» в Северобак!

Наш "бичевоз" прибыл в Северобайкальск

В 6.30 утра мы уже сидели в «бичевозе». Поезд представлял собой электровоз и два плацкартных вагона. Цена билета Киренга—Северобайкальск — 64 рубля. В вагоне было чисто, тихо и тепло. Поскольку мы знали, что до Байкальского хребта ехали на машине больше трех часов, а сейчас за окном была ночь, то спокойно улеглись спать. Я проснулся часов около девяти, т.е. спал 2,5 часа. Тут как раз и Кунерму проехали, то есть стали приближаться к месту вчерашнего «облома». За окном вагона потянулись предгорья — борта долины Кунермы.

Вокзал Северобайкальска красив - напоминает парус яхты

Поезд полз со скоростью 30-40 км/ч, а на разъездах надолго останавливался: БАМ — дорога однопутная, а посему поезда ждут друг друга перед каждым перегоном. После часового подъема в горы я увидел в окне слева огромную петлю железнодорожного серпантина — такого пути мне видеть не доводилось никогда! Я подумал, что этот серпантин перед входом в Дабанский тоннель. Когда поезд вышел на противоположную сторону петли, я перебрался к другому окну и вверху, под очень острым углом, увидел портал тоннеля. Сказал об этом Андрею и признался, что боюсь ездить в тоннелях: клаустрофобия какая-то, особенно если представить себе километровую скальную толщу над головой, Дабанский тоннель не маленький, его длина 6700 метров, «бичевоз» ехал по нему целых 10 минут! Сразу после тоннеля увидели очень красивые суровые горы и остановились на станции Дабан. За Дабаном спускающаяся с перевала автодорога пошла совсем рядом с трассой ЖД. Мы смотрели сверху на чудовищные снежные колеи и говорили о том, что здесь все равно бы не проехали. Через несколько минут наблюдали следующую картину: УРАЛ тащил вверх на перевал на буксире УАЗа «Козлика», причем УАЗ кидало из стороны в сторону, как детские санки! Тут мы осознали всю беспочвенность нашей попытки «съездить в Северобайкальск на Town Ace»! Поезд спускался с гор почти два часа.

Очаги цивилизации

В этой "гайке" сразу два автомагазина

Окраины Северобака мы увидели лишь в 12-м часу дня, а ведь выезжали в 6.30. Каких-то 160 километров за пять часов! Поистине Северобайкальск связан с миром цивилизации какой-то эфемерной ниткой: а если путь завалит снегом, а если что-то с тоннелем?

Поднимаясь по виадуку на вокзале, наткнулись на указатель: налево — на озеро Байкал, направо — в город Северобайкальск. Сверху, с путепровода, открылся отличный вид на весь ЖД-узел и здание вокзала. Поразило то, что огромный узел путей пуст, на одном краю стоит наш «бичевоз», на другом — небольшой состав с лесом. Здание вокзала Северобайкальска очень красиво: напоминает парус яхты, прогнувшийся под ветром. Это настоящая архитектура, а не ширпотреб! Погода нас не балует: с Байкала дует шквальный ветер, холодно, под ногами густая и мокрая снежная каша, утопающая в бескрайних лужах. Но привокзальная площадь все равно бодрит: она красива. Прямо от вокзала вдаль уходит Ленинградский проспект. Каждый город или поселок БАМа строил и курировал какой-либо регион или республика Советского Союза. Севербайкальск построили ленинградцы, поэтому и главная улица так называется.

Ленинградаский проспект - главная улица Северобайкальска

Центр городка красив, представителен и достаточно уютен — чувствуется рука питерских градостроителей. Начинался город в 1974 году, как и весь БАМ, как главный рабочий поселок Бурятского участка магистрали. Уже в 1980 году был присвоен статус города. Население тогда составляло 25 тысяч человек (сейчас около 28 тысяч).

Основной жилфонд Северобайкальска

Итак, Северобак — столица Бурятского участка БАМа. Что это за участок? Самый сложный участок трассы! Из 11 тоннелей БАМа 6 — на Бурятском участке, в том числе и два крупнейших — Байкальский (Дабанский, через который мы проехали) 7-километровый, и Северомуйский 15-километровый, крупнейший в стране. А еще Бурятский участок БАМа — это 2,5 тысячи километров просек в тайге, 604 водопропускных трубы, 407 мостов (!) и 628 километров главного пути!

Мы прошли по недлинному (всего-то с километр) Ленинградскому проспекту и попали на главную площадь города: слева Администрация, впереди Дворец Культуры, справа Торговый центр.

Автопарк Северобайкальска в основном японский!

По диагонали вдаль уходит дорога. Люди сказали нам, что это Дабанский тракт — как раз оттуда должен был появиться наш победный Town Ace. В одном из угловых домов площади мы пообедали в прекрасном кафе «Аяна»: и вкусно, и недорого. Пошли по боковой улице на восток и насчитали около десятка точек общепита. Для жизни здесь есть все: много магазинов, парикмахерские, салоны красоты, компьютерные фирмы. Жилые кварталы замкнутые для защиты от байкальских ветров, а внутри каждого двора реликт нетронутого соснового леса: подобное и милое моему сердцу устройство городов мы видим в Ангарске и Саянске. В торце боковой улочки, в здании в форме гайки, мы нашли сразу два автомобильных магазина, в которых есть, кажется, все. Причем цены нормальные, а на японскую резину б/у даже ниже, чем в Иркутске. Молодая команда магазина «Автомир» говорит: «Мы не из Иркутска возим резину, а из Владивостока!». Сразу за автомагазином стоянка такси: как же не прокатиться по городу? Попросили задорного молодого таксиста по имени Вадим свозить нас к Озеру — посмотреть побережье. Узнав, что мы корреспонденты автомобильной газеты, Вадим сказал: «Пользуясь случаем, передаю привет иркутской девушке Татьяне из такси 707!». По словам Вадима, таксист в Северобаке зарабатывает раза в полтора меньше, чем его иркутский коллега, но жить все равно можно: натуральное хозяйство помогает!

Самый северный угол Байкала - перед нами

На берегу было столь холодно, что мы быстро попросились назад в город. На обратном пути Вадим показал нам «всю правду»: мы переехали за бугорок, миновав центральный парк, представляющий собой реликт леса, расположенный сразу за центральной площадью, и оказались на улицах неприглядных одно- и двухэтажных бараков. Покрутились немного здесь — каких только халуп нету! Я спросил Вадима: «А это что за населенный пункт?». Таксист ответил: «А это и есть город Северобайкальск! А там, у вокзала — показуха». Еще Вадим сказал, что здесь, как и в Магистральном, промышленных предприятий нет, работодатели — только ЖД и частные лесопромышленные компании.

Несмотря на скептицизм таксиста, я здесь отрицательной энергетики не почувствовал. Говорят, эвенки издавна считали это место в углу Озера дурным, и стойбища здесь не ставили. А все-таки Северобак по-своему мил, и жизнь тут идет поступательно.

А как же БАМ? БАМ — это кровеносная артерия человеческой жизни. И пусть не проросла эта жизнь пышным цветом на территориях трассы в XX веке, значит, прорастет в веке нынешнем! MALTAKISS БАМ — это магистраль XXI-го века. Я в этом уверен! И когда БАМ продолжится тоннелем на остров Сахалин, а с острова будет проложен тоннель в Японию, вот тогда Магистраль станет Линией Жизни для всех регионов, через которые она прошла, и для всей Страны в целом!

Тимофей МИТИН


Автомаркет+Спорт № 44/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог