Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Большое путешествие. Некитайский город (Шанхай - Пекин)




Большое путешествие. Некитайский город (Шанхай - Пекин)
Просмотров: 7515
20 Октября 2006

«Да так-то ниче, все есть — и для пехоты, и для среднего класса, и элитные шмотки...»
Из подслушанного разговора двух русских в Китае

Стереотипы, залегшие глубоко в сознании — страшная невежественная сила. В детстве я жил за городом в полублагоустроенном поселке барачного типа, в народе называемым «Шанхаем». Почему, не знаю, ни одного китайца там не было, зато наших уголовных элементов хоть отбавляй, и ни с чем хорошим образ Шанхая у меня, конечно, не ассоциировался. Опять же китайские барахолки, те, что как раз для «пехоты», у нас называются «шанхайками», что тоже имеет какой-то явно негативный подтекст.

Шанхай - Пекин

Городская магистраль «врезается» в деловой центр Шанхая. Видны шумоподавляющие заграждения — нам бы такие!

Шанхай - Пекин

Несмотря на такие развязки, крупные города начинают задыхаться от пробок

И только когда близ Шанхая несколько лет назад построили ультрасовременную гоночную трассу для F1, что-то в столь расхожем образе для меня обрело даже аристократический оттенок. Нет, конечно, было известно, что Шанхай нечто особенное в Китае, но в чем именно звучность города-легенды?

Ведь именно Шанхай называют не иначе как Восточный Париж, Азиатская Венеция и даже Китайский Чикаго. Но это благородные эпитеты, а ведь Шанхай еще называли китайской блудницей, прибежищем авантюристов и мошенников всех мастей, раем для игроков и матросов, городом опиумной мафии, детской проституции и рабского детского труда. А еще это родина всякого рода социалистов-революционеров и даже «колыбель» Коммунистической партии Китая!

Ворота Восточно-Китайского моря

Шанхай - Пекин

Попрошайки не боятся сновать между машинами в плотном потоке перед светофорами и в пробках

И вот комфортабельный китайский автобус везет нас из аэропорта по фешенебельным районам настоящего Шанхая, через его деловой центр, по многоуровневым развязкам, сквозь зеркальные небоскребы дивной азиатской архитектуры, мимо такого чуда света, как телебашня «Жемчужина Востока». Где я? Что происходит вокруг?

С американцами все ясно — азы денежных отношений и догмат добавочной стоимости они глотают с молоком матери. Но почему ЭТО случилось в стране, где люди по своей природе конфуцианцы? То есть почитают власть, близких, древние нравственные традиции, национальную культуру и знания, при этом нетерпимы к алчности, предметам роскоши и вообще способны довольствоваться малым, находя в этом счастье.

Шанхай - Пекин

Шанхайские «хрущевки»

А ведь так именно и начинался Шанхай более тысячи лет назад, с маленькой рыбацкой деревушки, где люди жили исключительно по Конфуцию — ловили рыбу и были счастливы. Но каким-то шальным ветром сюда занесло непоседливых иностранцев, осевших и пустивших корни, и началось.

Началось бурное развитие Шанхая именно как портового города, густо населенного эмигрантами, привлекающего иностранные капиталы и торговцев со всего света. Уже с 13 века Шанхай начинает обретать вид богатого, интернационального и в чем-то «демократичного» города, с позднего средневековья отсюда ходят торговые корабли в разные страны, включая Корею и Японию, а в 19 веке в Шанхае уже вовсю правит «западный капитал». Европейские и американские купцы и крупные корпорации здесь чувствуют себя как дома.

Развитие иностранных концессий в итоге привело к тому, что к началу 20 века Шанхай стал богатейшей колониальной территорией, финансово-промышленным центром Юго-Восточной Азии, поделенной между США, Англией и Францией. Этакий оазис развитого империализма в патриархальной, по сути, стране.

Шанхай - Пекин

Улица Нанкинлу

Шанхай - Пекин

Вид с набережной реки Хуанпу

Шанхай - Пекин
Потом китайская революция конца 40-х, «изгнание» всех иностранцев, статус закрытого города и международное забвение. С приходом Мао, который в личных целях воспользовался природной покорностью народа, Шанхай претерпел изменения согласно доктрине «культурной революции».

Однако с конца 70-х в Шанхай вновь привлекаются иностранные специалисты, но теперь на правах гостей, и город вновь возрождается как деловой, промышленный и экономический центр, но теперь не как колония, а как лицо Нового Китая.

Новый Шанхай

— А как в нынешнем Шанхае криминогенная обстановка? — на всякий случай спрашиваем у нашего турагента, сопровождавшего до гостиницы.

— Серьезных преступлений нет, но бывают мелкие воришки, туристам надо быть внимательней, — отвечает китаянка Аня.

Шанхай - Пекин
В общем, стало понятно, карманники и «барсеточники» как пережиток колониальной преступности здесь имеются, к тому же при обмене денег в «неофициальных» точках можно нарваться и на местных «кидал». Однако за пять дней пребывания в Шанхае даже «дыхания» криминальной среды испытать не пришлось. Однако это совсем не значит, что Шанхай нынче совсем уж пуританский город.

Мегаполис численностью в 20 млн. человек раскинулся на площади 100 на 150 километров и продолжает интенсивно строиться, причем новые жилые кварталы вырастают из домов такой высоты и плотности, что впечатления точно внеземные — кажется, что между домами должны летать аппараты, как в фильме «Пятый элемент».

Шанхай - Пекин

Типичная тихая улочка в Шанхае

Домов из советской эпохи, похожих на наши хрущевки, тоже немало, однако они чуть посимпатичней и отличаются наличием кондиционеров практически в каждой квартире. На окраинах есть и откровенные трущобы, их штукатуренные хижины с грязными дворами и убогого вида людьми оставляют тяжелое впечатление.

В новых престижных районах жилье стоит $400-500 за метр (дешевле, чем в Иркутске!), а в старых и не столь престижных в среднем $150. При этом зарплаты в Шанхае не столь велики — нормальный уровень считается в $400.

Шанхай - Пекин

Такой автобусик стоит около $10000...

Шанхай - Пекин

Что уж говорить о Toyota Crown, аналоге Lexus LS430

Шанхай - Пекин

Самое массовое такси в Шанхае — VW Santana местного производства. Оснащаются 1,8-литровыми карбюраторными двигателями мощностью 90 или 98 л.с. Водители огорожены «капсулой» из оргстекла, работают в белых рубашках и чаще в белых перчатках

Велик и величественен Шанхай, но есть в нем особо значимые местечки. Улица Нанкинлу — самая знаменитая и людная. Начинаясь от набережной реки Хуанпу, она тянется на 14 км. Торговое Эльдорадо Китая, как ее еще называют, хотя уровень цен на ней не самый низкий в Поднебесной. Здесь, собственно, хоть уже и рафинированная, но все же характерная для истории Шанхая обстановка.

Посещать эту улицу лучше всего в темное время суток, а поскольку здесь даже в конце сентября в шесть часов вечера уже темно, угадать с этим не трудно. Атмосфера «заряжающая», умопомрачительная даже.

Лучшие магазины, лучшие рестораны, лучшие ночные клубы — все здесь. И все слепит красочным неоном, оглушает кишащей толпой счастливых лиц как самих китайцев, так и многочисленных туристов. Какое-то неистовство людской беспечности и свободы духа.

Шанхай - Пекин
Без конца приходится отбиваться от зазывал в различные бутики. Пристают и продавцы поддельных Rolex стоимостью 100 юаней. Они и сами не отрицают, что часы не настоящие, и знают, что туристы это знают, но при этом уверены, что люди обязательно клюнут на такие безупречные с точки зрения подделки часы при такой-то смешной цене.

Пристают и всякого рода «антисоциумы» — торговцы марихуаной и посредники интимных услуг. Девочек предлагают под видом массажа и секс-массажа, причем недорого.

Шанхай - Пекин

На таких Focus за определенную плату можно погонять по «формульной» трассе!

На этой улице настоящее смешение эпох. От набережной здания еще из времен колониального расцвета — банки и офисы тогдашних монополий построены в стиле неоклассицизма 30-х годов 20 века, и во многом копируют архитектуру Чикаго. Чем дальше от набережной, тем улица становится современней, а потом и вовсе сливается со строящимися небоскребами в модном технократическом стиле, но с чисто азиатским апломбом.

Сама же набережная, куда исторически упирается Нанкинлу, тоже прелюбопытнейшее местечко. Сейчас это прогулочная зона, одетая в гранит, с деревьями, мерцающими миллионами лампочек, даже с памятником бывавшему здесь Мао. На тот берег, причем именно в темноте, открывается воистину завораживающий вид на деловой центр, с расцвеченными и переливающимися разными красками небоскребами. А во главе их «Жемчужина Востока» — самая высокая в Азии, построенная в 1994 году 468-метровая телебашня, однако третья в мире после башни в Торонто и, между прочим, в Москве.

Шанхай - Пекин

Цены на АЗС чуть ниже наших

Тем не менее по красоте, наверное, это самая грандиозная «телевышка», как-никак именно ее считают визитной карточкой этого мегаполиса. По реке курсируют расцвеченные туристические корабли, причем многие из них такие же, какие возили «буржуев» еще в начале 20 века.

Китайцев со всего Китая на набережной сейчас гораздо больше, чем туристов. Однако было время, когда колонисты сделали из нее свою азиатскую «Уолл Стрит», на которой висели щиты с надписями «Вход собакам и китайцам запрещен». Здесь же есть старый и до сих пор функционирующий отель, знаменитый «сходками» членов шанхайской мафии.

Русские

Шанхай, как показалось, еще не пуганный русскими туристами город. Он вообще пока не самый туристический, а уж об «адаптации» местного населения к нашим соотечественникам говорить не приходится вовсе. Особенно это заметно при посещении ресторанчиков. Если нет меню с картинками, а у тебя «разговорника», все познается методом тыка.

Например, могут угостить помидорами с сахаром и только по лицам понять, что мы такое не едим. Случалось, приходилось по роумингу через Иркутск звонить китайским знакомым в Пекин и просить растолковать, ЧТО нам надо, или спросить «где заказ?», если его долго не несут.

Шанхай - Пекин

Велопривод активно меняется на мото

В иных ресторанах на нас, как на зверьков, сбегались смотреть с окрестных улиц. И поглазеть было на что. Одни учатся держать палочки, другие — есть ими, а кто уже умеет, был просто интересен своей физиономией, на которой выражался весь восторг от круто острой и своеобразной на вкус шанхайской кухни.

В одном ресторанчике нам раздали какие-то пакеты, в которых мы нашли полиэтиленовые фартуки и... перчатки! Может, осталось со времен «борьбы» с птичьим гриппом? Потом вольно-невольно приходилось искать рестораны, где есть только хорошо иллюстрированные меню.

А ведь так тоже было не всегда. Еще после октябрьской революции сюда «ломанулись» тысячи эмигрантов из России, кому с большевиками было не по пути. И шумный Шанхай гостеприимно принял всех отверженных (ни о какой русской мафии речи не идет).

Шанхай - Пекин

Едет на мокике, но шлем как у Шумахера

Наши горемычные буржуа и осколки дворянства вели здесь сравнительно скромный образ жизни, образовали русскую общину и даже Шанхайский русский клуб, расцвет которого приходится на 30 годы. Сегодня в Шанхае тоже есть Русский клуб, причем его председателем является женщина, уроженка Санкт-Петербурга.

Тем не менее «русский дух» в этом мегаполисе пока не чувствуется. Постоянно проживающих русских в Шанхае всего 300 человек! Это в десять раз меньше, чем в том же Пекине. На мой взгляд, этим-то Шанхай, в своей неиспорченной русским следом дикости, особенно интересен.

Транспорт

Разумеется, только пешком по Шанхаю не находишься. Ну а транспорту надо посвятить отдельную главу.

Да, велодвижение здесь еще плотное, однако ножной привод активно вытесняется моторным — мокики, скутеры и бесшумные электромопеды становятся полноправными хозяевами на дорожках, специально выделенных для двухколесного транспорта. Им, конечно, безумно тесно на этих полосах, но они как-то умудряются ездить без аварий.

Шанхай - Пекин

Фирма Spayker пытается найти клиентов в Шанхае

Что касается автомобилей, картина прелюбопытная. Богатеющих китайцев все больше, однако правительство ведет намеренную и жесткую политику сдерживания автомобилизации, иначе 1,5-миллиардному Китаю просто будет негде ездить.

Чтобы купить в частную собственность автомобиль, сначала нужно купить госномера, которые продаются с аукционов за 5-10 тысяч долларов!

Еще не так давно в Шанхае таких аукционов проводилось всего один в три месяца, где выставлялось не более тысячи номеров, а сейчас аукционы уже ежемесячные, на которых «влет» уходит уже по 3-4 тысячи «синих знаков». Все это сказывается на городской обстановке — несмотря на строительство хороших дорог и многоуровневых развязок, глухие или тягучие пробки и загазованность теперь обычное явление для Шанхая.

Шанхай - Пекин

Такие машины в Поднебесной могут позволить себе только небожители

И действительно, на улицах Шанхая можно увидеть много всяких машин — китайского производства из числа оригинальных марок, китайского производства зарубежных марок и чисто импортные авто, которые стоят особенно дорого и которые в Поднебесной могут позволить себе только небожители. Можно увидеть Maybah, BMW-«семерку» или даже Lamborghini Murcielago. Последняя встречалась около «Формульного» автодрома, с нетонированными стеклами, за которыми можно было разглядеть вполне приличное китайское лицо.

Из «японцев» особенно часто встречалась, как ни странно, новая Honda Odyssey, причем не «китайская подделка», а настоящая, с японского завода в Китае. И все же автопарк Шанхая может показаться однообразным. Здесь размещены три крупных «заграничных» автопроизводства: Volkswagen, Buick и Cadillac, что не может не накладывать свой отпечаток на «вид улиц».

Шанхай - Пекин

Полиция заметна, но ведет себя адекватно

Последний из этих брендов особо не мелькает, видимо, объемы выпуска не столь большие, и машины расходятся по всей стране. Второй уже довольно заметен, причем по большей части акулообразными седанами и китоподобными вэнами, которые мы привыкли видеть в американской жизни. Хотя из современных моделей под маркой Buick уже вовсю бегают машинки, у нас известные как Chevrolet Lacetti.

Ну а немецкий «народный ваген» — самый массовый представитель четырехколесных, причем по большей части служит в такси со старенькой моделью Santana. Этот автомобиль, собственно, и есть «несущая сила» легкового транспортного потока. Снаружи, внутри и по ходовым качествам VW Santana похож на наш ВАЗ-21099, только немного крупней. Таксисты работают в белых рубашках и белых перчатках, в том числе встречаются женщины, а что еще характерно — водители отгорожены стенкой из оргстекла. Значит, есть на то нужда?

Шанхай - Пекин

Типичный продукт шанхайского завода Buick

Такси в Шанхае, при ценах на бензин лишь на 2 рубля дешевле нашего, недорогое, и оплачивается строго по счетчику. Расстояние в 3,5-4 км с относительно нормальной городской скоростью выходило на 14-15 юаней (один юань чуть больше 3,5 рублей). Так что, на такси здесь не разоришься, другое дело, ездить в нем иногда бывает очень страшно.

Сама манера езды в Шанхае довольно суетная и напряженная — мечутся по полосам и несутся, пытаясь «сделать» друг друга в борьбе за каждый пятачок на запруженных дорогах. Все маневры на грани контактов, едва не касаясь, и, кстати, не приученные пропускать пешеходов даже на обозначенных переходах. Вело-мотобайкеры тоже гоняют.

Есть довольно спокойные водители, в том числе из таксистов, но однажды мы сели к какому-то местному «Шумахеру», который всего за пару микрорайонов чуть не «забодал» Audi A6, Jeep Cherokee, груженый самосвал и даже большой городской автобус. При этом еще сильно возмущался и махал руками, мол, «куда едут, гады». Вышли из машины в холодном поту.

А еще здесь любят сигналить. По поводу и без. Чуть кто замешкался, даже если уже поехал, все равно сделают «фа-фа». Так, похоже, ради удовольствия. А может, шанхайцы именно таким образом снимают стресс за рулем? У нас, например, не сигналят, зато матерятся. Думаю, китайские водители матерятся сигналами.

Воспользоваться общественным транспортом тоже интересно, особенно метро. Оно здесь без торговцев в переходах, зато входы на станцию и выходы организованы через огромные супермаркеты. Электрички тоже «прикольные»: вагоны без торцевых стенок и сцеплены как автобусы-гармошки, можно свободно ходить по поезду. Стоимость проезда не фиксированная, зависит от зоны. Три остановки обошлись в 6 юаней, а карточка за проезд еще и многоразовая, по ней же выходишь и оставляешь в турникете.

Восточный колорит

Шанхай - Пекин
Шанхай называют самым некитайским городом в Китае, потому что здесь слишком высоко влияние западной культуры, однако нельзя сказать, что восточный колорит отсутствует. Как раз наоборот, он здесь особенный.

Одна из самых известных и уникальных достопримечательностей Шанхая — Храм Нефритового Будды. Основан в конце 19 века монахом по имени Хуигень, привезшего из Бирмы двухметровые статуи Будды, изготовленные из цельного нефритового камня.

Позже здесь появилось и много позолоченных статуй, причем уже в 4 метра ростом. Сейчас эта сокровищница национальной духовной культуры представляет собой целый историко-этнический комплекс, относится к так называемому храму созерцания и является одним из самых посещаемых мест в Шанхае.

А что же сами китайцы? Я вот все думал, в чем будет выражаться эта количественная аномалия? На улицах вроде на головах друг у друга не сидят, ощущение толпы едва ли больше, чем на московских «Арбатах». Однако в общественных заведениях видно, что на одно место приходится несколько работников.

Из-за угрозы безработицы хозяева фирм чем больше берут людей, тем меньше платят налоги. Потому-то в любом ресторанчике вместо одной над вами будут порхать сразу три, а то и четыре крайне вежливых официантки (за невысокую зарплату при этом).

Ну и, конечно, этот особый «запах Азии», который не дает усомниться, что ты не на Западе. Запах Азии на улицах — это специфичный букет ароматов китайской кухни, фруктовых лавок и нечистот, которые совершенно в неожиданных местах подмешиваются как будто из «прорвавшейся» канализации. При этом никаких потопов вокруг не видно, в основном везде чисто и опрятно.

Формула

Шанхай - Пекин

Видим Chevrolet Lacetti, а читаем Buick

Теперь-то понятно, почему именно Шанхай стал местом для строительства формульного автодрома и проведения здесь Гран-при Китая. Символично для города с такой историей и с таким смешением культур.

Ну а сам автодром, как все в Шанхае, получился на славу. Спроектированный известным «формульным» архитектором Германом Тилке с использованием китайских национальных мотивов, построенный в рекордно короткие для такого сооружения сроки (меньше года!), автодром в этапах F1 дебютировал в 2004 году, и первым победителем здесь стал Рубенс Баррикелло из Ferrari.

В прошлом году первое место на подиуме занял Фернандо Алонсо из Renault, ну а в этом году Шанхай вновь «порвала» команда Ferrari, а точнее, ее самый знаменитый гонщик Михаэль Шумахер.

Специалисты и пилоты F1 по достоинству оценили шанхайский автодром, где при длине трассы в 5451 метр возможно развивать высокие скорости, вплоть до 327 км/час, есть широкие в буквальном смысле возможности для обгонов, и при этом уровень безопасности за счет огромных «выездных» зон остается на самом высоком уровне.

Сами китайцы, как известно, никак (пока еще) не представлены в мире F1, однако подобные зрелища очень любят. Какой бы ни была интрига чемпионата, аншлаги на этапах обеспечены. Более того, сам автодром здесь — это не только главная трасса, паддоки и трибуны. Это целый городок с двумя картодромами, один из которых открытый и выполнен на очень серьезном уровне, в своем роде — мини-формульный автодром. Кроме того, здесь базируется спортивный клуб Ford.

И на картах, и на «заряженных» Focus может покататься любой желающий. Причем на Focus непосредственно по главной трассе! Три круга (в общей сложности немногим больше 16 км) пассажиром рядом с инструктором обойдутся в 400 юаней, а самому за рулем — в 1000 юаней. Погонять по трассе уже можно на следующий день после этапа F1. Ощутить, так сказать, еще не остывший после формульных болидов асфальт.

Однако в Шанхае и без этого еще много достопримечательностей, которые сегодня привлекают все больше туристов. В том числе Шанхайский Большой театр, сексуальный музей, океанариум, пешеходный туннель под рекой Хуанпу и так далее. Здесь, кстати, теперь проводятся международный туристический фестиваль и фестиваль искусств.

Опять русские

Шанхайцев, как говорят, другие китайцы не любят, особенно пекинцы. Что-то вроде «вражды» между москвичами, питерцами и жителями остальной России.

Зато шанхайцы не «русофобы», в отличие от тех же пекинцев, где нам пришлось провести почти двое суток. В Пекине, который сегодня «на ушах» в подготовке к Олимпиаде-2008, пришлось познать все «прелести» города, «избалованного» русскими туристами. В основном, конечно, челноками и прочими «поглотителями» ширпотреба.

С одной стороны, здесь чувствуешь себя как дома, во всяком случае, на знаменитой всем русским покупателям улице Ибалу. Здесь все на русском языке, продавцы общаются по-русски, есть рестораны с отменной русской кухней и даже китайской водкой со вкусом в лучших российских традициях.

С другой стороны, отношение, например, в гостиницах, после Шанхая просто шокировало. У русских здесь требуют долларовый залог за проживание и могут дать обшарпанный номер, во всяком случае, в 3-звездочном отеле. Долго обслуживают и вообще создают проблемы на ровном месте. В Шанхае даже три звезды почти как европейские пять, и обслуживают без всякой предвзятости. Обидно, что имидж о себе Новые русские в Новом Китае сложили неважный.

А тут еще и возвращение домой легло тяжелым бременем. Печально известная авиакомпания «Сибирь» на много часов задержала вылет своего самолета из Иркутска, и как стало известно, из-за очередной неисправности. А в Иркутском аэропорту ждала унизительная процедура прохождения таможни. В душном тесном помещении, в бессмысленной очереди. После фешенебельных аэропортов Шанхая и Пекина.

Эх, памятуя известный афоризм — не ту страну назвали Китаем! В Храме Нефритового Будды есть такая надпись: «Терпит все на Белом Свете нестерпимое, смеется над всеми существами смешными». Ну, разве это не про нас?

Василий ЛАРИН

Автомаркет+Спорт № 37

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог