Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Альтернатива. Вне зоны доступа (Airbus A310)




Альтернатива. Вне зоны доступа (Airbus A310)
Просмотров: 9329
30 Июня 2006
Airbus A310

Airbus A310

Массовое внедрение компьютерной техники и высокая централизация систем управления и контроля сократили экипаж Airbus A310 до двух человек. Впрочем, разобраться даже в тех стрелочных приборах, что еще остались, под силу далеко не каждому

Airbus A310

Великолепная звукоизоляция салона превращает работу мощных реактивных турбин в едва заметное равномерное гудение

Airbus A310

Сложно сказать, чем именно притягивает взгляд этот небольшой «хвостик» на кромке крыла, но смотреть на него сквозь иллюминатор на высоте порядка 10 километров чертовски приятно

130-тонный предвестник грядущего передела мирового воздушного пространства впервые взлетел с французского аэродрома Бланьяк 28 октября 1972 года, неся на фюзеляже имя Airbus A300B. Подъем лайнера в небо означал конец многолетней американской монополии на производство реактивных пассажирских самолетов — теперь Европа предлагала достойный ответ «Дугласам» и «Боингам». Проект Airbus стал результатом подписанного 25 июля 1967 года соглашения между британским, французским и западногерманским правительствами о создании собственного реактивного самолета для пассажирских перевозок. Масштабный «антиамериканский» проект в одночасье объединил общей идеей непримиримых еще вчера конкурентов из французской «Сюд Авиасьон», немецкой МВВ и английских «Роллс-Ройс» с «Хокер-Сидлей». Но прошло еще несколько лет, прежде чем концерн Airbus Industries смог предложить потенциальным потребителям полностью готовый к серийному производству и длительной эксплуатации самолет, получивший индекс Airbus A310-100. Случилось это в июле 1978 года, но бурно развивающийся рынок авиаперевозок почти не обратил внимания на «сотку», дальность полета которой составляла каких-то 3700 километров — все взгляды и интересы перевозчиков были направлены в сторону более серьезного детища Airbus, модели А310-200 с дальностью полета около 6000 км. Первый испытательный полет нового лайнера состоялся 3 апреля 1982 года, и уже с апреля 1983-го перспективный Airbus A310-200 повел отсчет своей регулярной эксплуатации на пассажирских авиалиниях. Сегодня Airbus Industries — ведущий мировой производитель авиалайнеров с самым полным и современным ассортиментом продукции. Штаб-квартира концерна находится в Тулузе (Франция), а подразделения разбросаны по всему миру — Франция, Германия, Великобритания, США, Испания, Китай, Япония. На предприятиях Airbus работает 30 тысяч человек, а с учетом международных связей к этой цифре добавляется еще более ста тысяч сотрудников.
Airbus A310

Кроме пассажиров, Airbus A310 способен перевезти порядка 5-6 тонн груза в специальных контейнерах или «сетках», если речь идет об автомобилях

Airbus A310

Никогда всерьез не представлял, да и сейчас не представляю себя на месте пилота. Знакомая по фильмам и телепередачам перенасыщенность кабины элементами контроля и управления в моем понимании сразу возводит людей, умеющих общаться со всем этим хозяйством, в разряд истинных небожителей. А ведь еще никто не вспоминает про собственно само пилотирование! Но если не всерьез и значительно менее масштабно? Столько лет прошло, а как будто вчера толкался в очередях за страшно дефицитными авиамоделями производства ГДР. У тех, в отличие от советских, и детали нормально стыковались, а часть их (шасси, например) сразу имела «родной» цвет, и все необходимые наклейки в комплекте прилагались. Соберешь такой аппарат, покрасишь — издалека смотрится совсем как настоящий! Нет в продаже никаких моделей, даже отечественных — под рукой всегда выкройки из приложений к «Юному технику» и «Моделисту-конструктору». Долгая и кропотливая работа с картоном, бумагой, красками и прочими подручными материалами зачастую приносила неплохие результаты — самолеты получались на редкость правдоподобными.
Airbus A310

Крылья самолета — не что иное, как огромные топливные баки. Остается закрыть отверстие и убрать шланг

Время шло, домашний аэропорт перестал быть центром внимания, а позже и вовсе оказался расформирован по друзьям и знакомым, место масштабных моделей стали все чаще занимать реальные перелеты, но ни с чем не сравнимый звук реактивного двигателя по-прежнему заставляет долго и задумчиво смотреть вслед пролетевшему лайнеру. Может, я все еще недостаточно часто летаю, чтобы воспринимать самолет только как средство быстрого перемещения из точки А в точку Б? Возможно, но звенящий, какой-то ребяческий восторг, охвативший меня чуть больше года назад, не забыт и сегодня. Случилось это, когда автобус с пассажирами рейса 777 до Москвы распахнул двери у самолета, и вместо ожидаемых очертаний «Туполева» прямо на меня глянула большая надпись Airbus A310...
Airbus A310
Airbus A310

Над креслами — обязательный набор из информационного табло и индивидуально настраиваемых опций

Airbus A310

Санузел. Только в анекдотах все, что в него попадает, прямиком отправляется в атмосферу — на деле используются специальные контейнеры. А вот чистящих средств для санитарной обработки, по словам персонала, в иркутском аэропорту катастрофически не хватает

Последний шаг, отделяющий ступени простецкого отечественного трапа от салона иномарки. Впереди — разноцветие контрольных ламп дверного замка, обилие информационных табличек и указателей, предельно вежливо «ведущих» пассажира до отмеченного в посадочном талоне места. Чистота и аккуратность салона с первых минут не просто внушают доверие, а буквально заставляют вести себя более цивилизованно, под стать окружающей обстановке, что ли. Но взгляд автомобильного журналиста тут же начинает оценивать интерьер Airbus A310 с привычных позиций: общее впечатление, эргономика, обивка кресел и качество пластиковых панелей, работа замков в откидных столиках и бардачках для ручной клади, наличие и доступность систем безопасности. Претензий нет! Понимаешь, что самолет не новый, количество пройденных им атмосферных километров и перевезенных пассажиров исчисляется десятками тысяч, но вся предыдущая эксплуатация не оставила сколько-нибудь заметных, а уж тем более неприятных, следов в пассажирском отсеке. Кому приходилось летать на «Туполевых» и «Ильюшиных» с кое-как, при помощи дешевой масляной краски и веника, окрашенными в мышино-серый цвет металлическими и пластиковыми деталями салона, меня поймут. Здесь же удобные, в меру упругие кресла, приятный и на вид, и на ощупь пластик, простая, понятная и эффективная система кондиционирования, доступные для восприятия информационные табло и отличное, какое-то по-домашнему уютное освещение. Вроде, не особо значительные моменты, а разница между салоном для просто пассажиров и салоном для ЛЮДЕЙ, коим предстоит на несколько часов стать пассажирами, налицо. И именно это сразу успокаивает, отгоняя прочь все типичные для такой ситуации страхи и опасения. Более того, сидя на комфортной «галерке», почему-то даже не хочется завидовать пассажирам из салона первого класса, к услугам которых широкие кожаные кресла и иной уровень обслуживания.

Airbus A310

Большая часть «первого этажа» Airbus A310 — багажное отделение

Airbus A310
Спокойствие и уверенность в надежности, вселяемая Airbus A310 с первых минут знакомства, не подвергается сомнению ни при разгоне по взлетной полосе, ни при отрыве от земной поверхности и интенсивном наборе высоты. Ровное гудение мощных двигателей, едва доносящееся сквозь великолепную шумоизоляцию, практически полное отсутствие характерных и весьма неприятных для душевного равновесия вибраций корпуса — самолет словно не движется сквозь воздух в трех степенях свободы, а продолжает оставаться на твердом, прочном и сверхнадежном основании. Сообщение капитана, что в данный момент под ногами находится около десяти километров земной атмосферы, воспринимается, конечно, реально, но как-то отстраненно, а предупреждения о входе в зоны турбулентности вообще кажутся простым проявлением вежливости — самолет лишь слегка и с вполне комфортной амплитудой меняет высоту. Снижение и посадка также не сопряжены с какими-либо переживаниями или неудовольствием — все проходит ровно, уверенно и предсказуемо. Без провалов и ям, без резких подъемов и виражей Airbus A310 заходит на полосу, а касание шасси бетонки аэродрома не сопровождается облегченным выдохом полутора сотен человек. Все так, как и должно быть. И где-то несколькими секундами раньше осталась высота принятия решения — те несколько десятков метров над землей, когда капитан окончательно убедился в приемлемости всех параметров и направил самолет вниз...
Airbus A310

Скоро здесь появятся пассажиры очередного «московского» рейса 777. Несколько шагов по зыбкому трапу — и они окажутся в комфортабельном салоне иномарки

Самолет надежно зафиксирован на стоянке, последний пассажир давно спустился по трапу и теперь, вероятно, ожидает в здании аэровокзала свой багаж. Для него полет закончен, а у лайнера впереди полный цикл расписанной по минутам подготовки к очередному рейсу. Все, что происходит с неподвижно стоящим на бетонке самолетом, вновь оказывается вне зоны доступа для посторонних лиц. Согласно графику технического обслуживания, над самолетом, последовательно сменяя друг друга, трудятся несколько бригад специалистов: заправка топливом, обслуживание основных систем, уборка салона, вывоз мусора и доставка на борт багажа, напитков и еды для следующего рейса. График составлен таким образом, что все группы обслуживающего персонала, зачастую даже относящиеся к разным ведомствам, никак друг другу не мешают. Перечень операций — стандартный для соответствующей формы обслуживания, плюс обязательный опрос пилотов на предмет нештатных ситуаций во время рейса. Случилось, скажем, перегореть какой-нибудь лампочке или индикатору — и перед следующим полетом их заменят.
Airbus A310

Могучие шасси испытывают в момент приземления колоссальные нагрузки, а потому обладают многократным запасом прочности. Хотя удавалось проколоть даже такие колеса — на чьей взлетке, иркутской или домодедовской, невероятным образом оказался гвоздь, до сих пор н

Более детальные технические осмотры авиалайнера с заменой эксплуатационных жидкостей и диагностикой некоторых систем проводятся реже, но в полном соответствии с регламентом. По большому счету, самолет — это та же машина, и основные параметры его обслуживания во многом схожи с автомобильными. Топливо, например, добавляется по мере опустошения бака (у самолета после каждого рейса), замена масел и прочее — после энного количества пройденных километров (у самолета, условно, после 300 проведенных в воздухе часов). Еще более радикальное вмешательство, именуемое капремонтом, требуется выработавшему свой ресурс агрегату, и выражается в замене его «уставших» частей новыми. Применительно к самолету капремонт не ограничивается возрождением отдельных узлов — весь лайнер разбирается буквально до винтика. При помощи специального оборудования «просматриваются» на предмет усталости металла все детали корпуса, прозванивается каждый проводок в многокилометровых кабелях, обновляются элементы интерьера. Немалый объем во всех смыслах этого выражения, и ведь это еще без обязательной ревизии всех важных узлов и агрегатов лайнера! По масштабности такая работа ничем не уступает сборке нового самолета, но проводится относительно редко, например, через 30 тысяч часов (цифры условные), в зависимости от марки и класса воздушного судна. Даже при максимально эффективном ежедневном использовании самолета (10-12 часов), в месяц его «пробег» составит порядка 300 часов. Нетрудно посчитать, что время капремонта Airbus A310 наступит не ранее, чем лет через десять. До недавнего времени все более-менее крупные регламентные работы выполнялись непосредственно за рубежом, на заводах-производителях, но сейчас часть забот по обслуживанию летающих иномарок взяли на себя российские авиапредприятия. Оснащенные, разумеется, всем необходимым оборудованием, и имеющие в штате специально подготовленный персонал высочайшей квалификации.
Airbus A310

Последние штрихи в уборке салона — и он вновь готов к приему пассажиров

Airbus A310

Салон первого класса отличается роскошными кожаными креслами и иным уровнем обслуживания

Airbus A310

Вместительные боксы для ручной клади, качественные материалы отделки и уютное, почти домашнее освещение пассажирского салона Airbus A310 — все это покоряет с первых минут

Airbus A310

Кухня Airbus A310 — не совсем то, что подразумевается под этим словом в земной квартире. Скорее, пункт сортировки и раздачи готовых блюд

Airbus A310

Механизмы привода и фиксации дверей впечатляют, а пульт управления даст фору иным кодовым замкам. Еще бы — здесь закладывается одна из основ будущей герметичности салона

Кстати, о квалификации. Известно, что Airbus обязан своим сегодняшним состоянием как минимум двум причинам — изобретению реактивного двигателя и компьютеров. Первая создала концерн, вторая наделила его беспрецедентным внедрением компьютерной техники в процесс контроля над лайнером. Ведь мало того, что все системы имеют трех-, четырехкратное резервирование, так еще и контролирующие их блоки управления непрерывно следят друг за другом! Вот так, постоянно контролируя «подведомственные» ему блоки, проверяя и перепроверяя полученные данные, требуя подтверждения информации от «независимых» модулей управления, действует электронный мозг Airbus A310. Как результат — экипаж самолета состоит всего из двух человек. Впрочем, не стоит думать, что недремлющее компьютерное око позволит управлять самолетом человеку, едва освоившему азы начальной летной подготовки. Большой опыт, высшее образование и знание иностранных языков — вот только минимальный список требований к будущему пилоту Airbus A310. Затем следует полуторамесячная теоретическая подготовка в домодедовском АУЦ под Москвой и тренажерная практика во Франции или американском Денвере (если цель — пилотирование Boeing). Современные тренажеры позволяют создать практически любую ситуацию, на 95% имитирующую все коллизии реального полета, вплоть до перегрузок и изменения пространственного положения кабины. Здесь же — хороший способ научиться мгновенно переводить указанные на приборах дюймы, мили, галлоны и фунты в метрические единицы. Еще поговаривают, что русские пилоты здесь как-то сумели без особых проблем «посадить» виртуальный лайнер в ситуации, смоделированной как неминуемая катастрофа. И потом еще долго не верили, что просто обязаны были «разбиться».

Это место специально создано для обычных, в общем-то, людей. Чтобы такие, как мы с вами, не чувствовали себя неуверенно, и уж тем более ущербно, в этом замкнутом герметичном пространстве, несущемся сквозь 50-градусный мороз с крейсерской скоростью 900 км/час в десяти километрах над земной поверхностью. Обычное дело, плановый рейс, обыкновенные пассажиры. С той лишь поправкой, что попасть на борт авиалайнера совсем не то же самое, что сесть на поезд. Многоуровневая система проверки и досмотра, непрерывный контроль со стороны обслуживающего персонала, строгий порядок пропуска в самолет и выхода из него. В распоряжении пассажира остаются созерцание видимой с его кресла части пассажирского салона, просмотр облачного покрова и отблеска далеких рек за подернутым инеем иллюминатором, да редкие пешие прогулки в санузел. Впрочем, и последний пункт при наборе высоты и снижении становится недоступен. Фото- и видеосъемка салона и внешнего вида лайнера, равно как и прочих объектов аэродрома, запрещены, хоть краем глаза увидеть фрагмент пилотской кабины и остальных элементов инфраструктуры практически нереально, мобильная связь отсутствует, пользоваться во время полета персональным компьютером настоятельно не рекомендовано. Стоп-кран не предусмотрен конструкцией, а кто, где и как обслуживал самолет перед рейсом, теперь совсем не важно. Остаются только пресса, иллюминатор, и видимая часть пассажирского салона. Это все. Остальное — вне зоны доступа...

Почему иномарки? Ведь и заградительные пошлины на ввоз в Россию подержанной иностранной авиатехники еще пожестче автомобильных будут, и стоимость самих самолетов доступной уж никак не назвать. За всю историю импорта зарубежных авиалайнеров в нашу страну был, пожалуй, всего один шанс «поковыряться» в предложениях, и случилось это сразу после трагических событий 11 сентября. Тогда прикованной к земле оказалась едва ли не половина мирового авиапарка, резко снизился объем пассажирских перевозок. Сейчас найти «свободный» самолет вновь проблематично, а зачастую и гораздо сложнее, чем до осени 2001 года.

И все-таки почему иномарки? Не новые, а б/у, приобретенные по кредитным и лизинговым схемам, но иномарки? Ответ, такой простой и очевидный, был озвучен в беседе с руководством авиакомпании S7 Airlines, когда меня спросили, на каком автомобиле я езжу. Honda, бывшая в употреблении. А почему не LADA? В общем, на свой вопрос я сам и ответил. В цифрах это выглядит примерно так — Airbus A310-200 с комфортно размещенными 255 пассажирами на борту способен преодолеть в полтора раза большее расстояние, чем Ту-154 со 150 пассажирами. Количество же сгораемого за время полета топлива (а это вообще 60% всех эксплуатационных расходов) сопоставимо с «Туполевым». Не нужно быть одаренным экономистом, чтобы заметить разницу. Кроме восьми «Аэробусов» моделей А310-200 и А310-300, сегодня одна только компания S7 Airlines имеет в своем парке одиннадцать Boeing 737-500, и цифры эти далеко не окончательные.

Впрочем, существует еще одна причина, по которой многие ведущие авиакомпании переходят на использование иностранной техники. Просто летать больше не на чем, и рынок авиаперевозок не может развиваться достойными темпами. Так, на московском форуме «Крылья России» 12 октября 2005 года прозвучали неутешительные цифры — весь отечественный авиапром сегодня способен выпускать 10-12 средне- и дальнемагистральных самолетов в год. Для сравнения, заводы Airbus за то же время производят 350-370, а Boeing — 330-350 машин. Хорошо быть патриотом, но летать соответственно потребностям рынка нужно уже сейчас. Иначе в небе над Россией не только самолеты, но и сами авиаперевозчики станут «забугорными».

AIRBUS A310-200
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности
Внешние размеры, м
Длина 46,65
Высота 15,81
Размах крыльев 43,9
Пассажирский салон, м
Длина 33,24
Высота 2,32
Максимальная ширина 5,28
Летные характеристики
Крейсерская скорость, км/ч 895
Дальность полета, км 6670
Количество пассажиров, Чел.
В салоне трех классов 191
В салоне двух классов 220
В экономическом 255
Максимальное 280

Airbus A310

Мониторы в передней части салонов остались, а подлокотники кресел не лишены гнезд для наушников и настройки звука. Увы, фразы вроде «Уважаемые пассажиры, начинается демонстрация нового блокбастера, звук на третьем канале» пока недоступны

Airbus A310

Можно ли узнать в этих конструкциях печи? Те самые, в которых разогревается пища для пассажиров и экипажа

Но самостоятельный полет на «настоящей» иномарке, сначала под руководством инструктора, а затем всего лишь при его молчаливом наблюдении, состоится позже. Чтобы по его итогам получить официальный допуск к управлению воздушными судами данного типа. А потом, сидя за пультом управления Airbus A310 и двумя сотнями пассажиров за спиной, нестись на форсаже к точке принятия решения. Этой точки нет ни на одной летной карте и дисплее системы навигации, она не отмечена на бетоне взлетной полосы. Но она существует — в этот миг самолет еще можно оставить на земле, но уже через мгновение единственно возможным вариантом действий останется взлет...

Автор благодарит руководство авиакомпании S7 Airlines и аэропорта «Иркутск» за понимание и содействие в подготовке материала

Вячеслав СТАРЦЕВ

Автомаркет+Спорт № 26

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог