Грузовики (если это, конечно, не хромированные и увешанные лампочками «американцы» или самые свежие «европейцы») обычно не вызывают каких-то эмоций. На то и созданы, чтобы пахать, а не радовать глаз ультрасовременными формами. Что, например, взять с японских головастиков-двухтонников? Банальщина! Внешне и внутренне, в салоне и по технике, не говоря уж о способностях передвигаться. Допыхтел себе с грузом до цели, и хорошо. Именно поэтому, руководствуясь общепринятым и, в том числе, своим взглядом, сидя за баранками двух японских грузовичков, я решительно отказывался воспринимать действительность таковой, какая она есть. Еще и потому, что оказалась она совершенно неожиданной.
Толчком к проведению сравнительного теста послужила покупка одним моим приятелем четырехлитрового Mazda Titan 2000 года выпуска. Рассчитывал обкатать его одного, но тут на горизонте возник одноклассник — Mitsubishi Canter, тоже двухтонник с
4,2-литровым атмосферным дизелем. Как не сравнить, тем более что машины — почти братья-близнецы.
Да не совсем. Titan, относящийся к последнему поколению (и, похоже, единственный на данный момент его представитель в нашем регионе), свеж и стилен. Маздовские инженеры не ограничились просто рестайлингом, целиком поменяв кабину. Кубический объем заметно скруглен по углам, вместо бывшей амбразуры лобового стекла появилась полноразмерная «фрамуга», а фальшрадиатор по своей «злости» в чем-то напоминает пятиконечные решетки легковых Mazda. В известной степени Titan даже импозантен. Например, как кирпич, чьи стандартные пропорции подверглись коррекции пытливым каменщиком-скульптором. Нет, на самом деле, на фоне всех предыдущих известных нам грузовичков эта Mazda выглядит красивой. И игрушечной по сравнению с настоящими квадратными работягами. Передние колеса совсем легковые — 195/70-16...
|
Комбинация приборов Titan — никаких намеков на грузовую идеологию |
|
|
Привод коробки Mazda страдает сближенными передачами и тугим включением |
|
Интерьер нынешнего Titan облагорожен качественными материалами, легковым рулем и удобной посадкой |
Ой, какой игрушечной! Стоит заглянуть под днище, как «тачки в парк, и все гангстеры спят». Какие, к черту, грузы? Вы пробовали на уникальном творении советских конструкторов трехколесном «Муравье» отвезти пару полутонных бетонных блоков? Такие, знаете ли, напрашиваются аналогии. Дорожный просвет похож на формульный, разве что не хватает аэродинамической юбки. Но ее с лихвой заменяют два поддона картера — двигателя и редуктора (рессоры заднего моста, представьте себе, проложены поверх чулок!). Зимой и тот, и другой имеют все шансы стать отличными опорными точками для сидения на снежных переметах. Да и в теплое время года, не дай Бог, где-нибудь сожмешь подвеску до упора и ухнешь на кочку или камень. Не зря владелец машины, работающий в грузотакси, неохотно берется за «колхозные» заказы. Грунтовки, гравийки — российская действительность не для новой Mazda Titan, чья идеология не простирается за пределы городских улиц.
Причем такое «позиционирование» обусловлено не только величиной дорожного просвета. В ходе обследования снизу выяснилось, что Titan последнего поколения вообще рушит японские принципы грузового автомобилестроения. Спереди вместо рессор установлены пружины, балки как таковой нет. Отдельные рычаги по два с каждой стороны. Двухрычажка! И ладно бы соединяли их обычные в таком деле шкворни, так нет же — здесь «легковые» шаровые опоры. Спасибо, что хоть съемные. Да и сталь самих рычагов не выглядит могуче-непобедимой. Зато стабилизатор поперечной устойчивости, органично вписанный в эту премудрую схему, не иначе как намекает на кольцевую управляемость. Наконец, в качестве последнего могильного камня у надгробия похороненной простоты в эксплуатации Mazda выступает топливный фильтр-отстойник, засунутый, как жук в паутину, в глубину моторной навески. «А как сливать, чистить?» «Да никак. Если только подразобрать что-то». Кстати, и в новом поколении у Titan расширительный бачок системы охлаждения с натягом втиснут между брызговиком и кузовом. Больное место! Зимой от того, что и тот, и другой «дышат» относительно друг друга, он частенько трескается.
|
Клавиши климата и музыки уже «цифровые» |
|
Сколько же здесь емкостей! |
|
TF88 — мощный и тяговитый дизель. Жаль, что не устанавливается на легковые и внедорожные модели Mazda |
|
Хотелось бы, чтобы площадка под левую ногу была чуть выше, но и в данном варианте она способствует отдыху конечности в дальней дороге |
|
Стойка и два рычага на шаровых опорах. Грузовик ли это? |
| Mitsubishi Canter рядом с Mazda — автомобиль с другой планеты, имя которой — старые добрые девяностые, «произрастающие» из 80-х и 70-х. Рессоры моста, правда, располагаются снизу, но и его картер и поддон дизеля явно выше, что дает сантиметр-другой психологического спокойствия. К тому же перед картером двигателя и чуть ниже его находится балка. Сойдет в качестве сигнализатора о нехватке дорожного просвета.
Балка! Передняя подвеска Canter выполнена по старой грузовой конструкции. Рессоры, шкворни, мощные продольные тяги. Пара сайлент-блоков, и все — ломаться-то нечему и, соответственно, что-то менять в глобальном порядке вряд ли когда-нибудь придется. Расширительный бачок тут, по-видимому, выполнен вечным узлом, поскольку не зажат в узком деформируемом пространстве, а фильтр тонкой очистки с отстоем устроен сбоку рамы, за двигателем, и прикрыт щитком. Вот оно — старое японское человеколюбие, не испорченное новыми корпоративными стандартами, помноженными на желание «рубить» йены с простых операций по обслуживанию.
|
Несмотря на то что рессоры в Titan проложены поверх моста, автомобиль страдает от нехватки дорожного просвета |
|
Чисто городской перевозчик. Надо полагать, скоро таких будет довольно много |
|
Но столь любимая в Сибири и на Дальнем востоке техническая простота имеет своей обратной стороной внутрикабинный дискомфорт, характерный для всех компактных грузовичков, выпускавшихся до самого конца 90-х годов. На водительском месте Mitsubishi Canter откровенно неудобно. Взаимное расположение сиденья, руля и педалей таково, что найти оптимальную посадку не представляется возможным. То колени некуда девать, то руки-крюки мешают, то спиной не можешь нащупать полного контакта со спинкой. Самый же архаичный атрибут — это огромная грузовая баранка, с трудом помещающаяся между комбинацией приборов и трудовой мозолью водителя. Регулируется по вертикали (хотя, скорее, по горизонтали), однако оптимального положения не находит. И материалы передней панели здесь средненькие, правда, машине нельзя отказать в качестве сборки. Но все равно чувствуется влияние тенденций прошлого века. Климат управляется простенькими барашками и ползунками, из музыки только радио, объединенное с единственным динамиком. Хорошо, что есть электроприводы стекол, левого внешнего зеркала, центральный замок и несколько боксов для мелочевки, а на потолке расположена внушительная по размерам люстра штурманской подсветки.
Да и дизайн экстерьера не перенес в 1999 году, когда был выпущен этот Canter, каких-то кардинальных изменений. Рестайлинг, осуществленный перед сменой поколений, сделал иной лишь часть облицовки в районе решетки радиатора. Впрочем, это не значит, что грузовичок выглядит старо или уныло. Оживляет облик и ярко-оранжевый цвет кабины. И все же Mazda свежее, ярче.
А какова она в салоне! Мрачный пластик заменила светлая пластмасса, не уступающая в качестве тем материалам, что используются на отнюдь не самых дешевых легковушках. «Висящая» центральная консоль слегка развернута к водителю, на ней тоже всего лишь радио, но уже не столь архаичное, с крупными клавишами режимов. Аналогичный климат-контроль и маленькая баранка, навевающая легковые ассоциации. Плюс огромное по грузовым меркам количество бардачков и ящичков. Сидится за рулем в Titan вроде бы так же, как в Canter — будто на табуретке. Но заметно удобнее. Причина, скорее всего, в небольшом диаметре руля и его более вертикальном положении. Кроме того, в диапазонах регулировки, с помощью которых можно найти оптимальное расположение. Забота о водителе проявлена и в площадке под левую ногу. Хотя ее высота могла бы быть и повыше. Но кто в Mazda догадался засунуть бачок стеклоомывателей в торец передней панели со стороны левой двери? Раньше-то он был в ногах пассажира и заполнялся без проблем. Сейчас же надо вливать буквально по капле.
|
|
| А теперь ракета — говорил герой анекдота, втыкая на «автомате» после пятой передачи заднюю. На Titan такой трюк, конечно, не пройдет, однако скорости очень сближены по приводу. Например, вместо четвертой можно попасть во вторую или вместо третьей в первую. Причем сразу адаптации к такому расположению пазов не происходит. Надо привыкать и на каждом переключении контролировать свою левую руку. А еще ее надо разрабатывать, поскольку далеко не каждая передача и не всегда включается без усилия. Знакомые с моделью отмечают, что это врожденный недостаток Mazda Titan. Не знаете токсимин где купить ? Все просто, заходите на сайт и делайте заказ.
|
Качество салона Canter хуже, а посадка навевает истинно
грузовые ассоциации |
|
Переключения этого рычага
легче |
|
И в Canter есть ящички-бардачки, но их явно меньше |
Но если свыкнуться или адаптироваться к такой особенности, то грузовик начинает доставлять истинное наслаждение. Четырехлитровая безнаддувная «четверка» TF88 мощностью 108 л. с. все равно, что ракетный ускоритель, которому для полной отдачи даже не всегда необходимо подбирать правильное передаточное отношение. Ускорение на уровне
1,8-литрового бензинового агрегата. Нет, лучше, поскольку в самом низу шкалы тахометра Titan похож на маневровый тепловоз, которому совершенно без разницы — гружёный он или нет. Тянет, как зверь, как сорвавшийся с привязи цепной пес. Буксует на второй (трогание с первой — полная утопия, колеса просто не справляются с моментом), буксует на третьей. При этом не унимается до трех тысяч оборотов, что для дизеля нехарактерно. И даже у красной зоны способен порадовать кое-каким ускорением.
Какая динамика, какой разгон? О грузовом дизеле речь! Поверьте, мотор Mazda ни в чем не похож на те чадящие агрегаты, которые мы привыкли видеть на джипах и грузовиках. Звук — бархатный дизельный рокот, вибраций — позволенный четырьмя цилиндрами минимум, ускорение — словно на гораздо более легком и более мощном автомобиле. Все-таки дизельная тяга — это не только гарь, копоть, повышенный шумовой фон и нежелание крутиться. Причем, как уже говорилось, в отличие от современных европейских дизелей, TF88 отлично подхватывает снизу, что делает его универсальным транспортным средством — и грузы возить, и удовольствие получать. Хозяин вот замечает, что не хватает иногда шестой передачи, после «ста» Titan едет и разгоняется уже не столь охотно. Ну, так дизель все же. Скорости за сотню ему противопоказаны.
|
Это уже несколько старомодно |
|
Грузовая простота — поперечная балка, шкворень, рессоры и амортизатор |
|
Естественной защитой для поддона картера 4D33 служит балка подвески |
Canter по сравнению с Mazda — меланхолик. Возможно, виной тому установленная будка-термос. Не исключено, особенности мотора 4D33. Хотя он мощнее маздовского — развивает по паспорту 120 л. с. В общем-то, неплохо тянет на низах, но киснет где-то под 3000 об/мин. И в целом кажется характерным представителем старой японской школы дизелестроения. Шумит значительно сильнее, работает жестче, вибрирует ощутимее. Передаточные числа коробки сближены плотнее, чем у Mazda Titan. Из-за этого переключаться вверх надо быстрее. Однако переключения даются легче. Несмотря на такие же расположенные близко друг к другу диапазоны, проблем, как на Titan, не возникает. И по усилиям Mitsubishi гуманнее. Стоит лишь помнить, что задняя передача на Canter включается так же, как на вазовских переднеприводниках — влево и вперед. Правда, здесь она стоит рядом не с первой — со второй. И «отодвинута» подальше. У Mazda, между прочим, расположение передач классическое.
Все вышесказанное вовсе не означает, что 4D33 прямо-таки никудышный агрегат. Чувствуется 4,2-литровый момент, чувствуется. Если Mazda похожа на маневровый тепловоз, то Canter — на портовый буксир, способный вывести в открытое море любой величины лайнер. Необходимо только, как на турбированных моторах, ехать на моменте, правильно подбирая передачи и не допуская выхода из «зоны».
Еще до теста ожидалось, что Titan со своей пружинной передней подвеской будет значительно мягче рессорных анахронизмов прошлого. На самом деле так и оказалось. Но только спереди. Передними колесами грузовик проходит любые неровности по-легковому мягко. Может быть, отработает чуть жестче ямы-ухабы с высоким вертикальным профилем. Но в остальных случаях ведет себя совсем не так, как, например, Titan предыдущего поколения. Безболезненно можно прохватить даже по гравийке. Эх, если бы у машины был еще клиренс повыше. Все-таки пружины и столь незначительный дорожный просвет не самое оптимальное решение для грузового автомобиля.
|
Принимая во внимание качество нашей солярки, расположение топливного фильтра с правой стороны рамы под кузовом можно считать оптимальным. Во всяком случае, нет необходимости для слива проделывать какие-то предварительные процедуры |
|
По нижней точке моста Canter все же чуть выше Titan |
|
4D33 более грузовой агрегат. Двухтоннику такой и нужен, однако, TF88 все же интереснее во всем смыслах |
Пружины же я готов обвинить еще в одном недуге, который перечеркивает хорошую под кабиной плавность хода. Задний мост большинство неровностей проходит очень жестко. И ладно бы это было единственной его особенностью (грузу-то все равно), но после контакта появившееся вертикальное ускорение приходит в салон, по пути меняя свою составляющую. Если рассмотреть то, что происходит с грузовиком «в профиль», окажется, что задний мост уходит вверх, а кабина будто бы начинает вращаться вокруг оси передних колес. По крайней мере, это ощущаешь собственной спиной, по которой получаешь спинкой сиденья. Вероятно, виновна податливость пружин, хоть и объединенных в стойки и дополненных рычагами. Под грузом такой эффект исчезает, однако порожняком такие грузовички тоже бегают. Утомляет.
Зато как Titan управляется. В повороты ныряешь, забыв о предназначении. Кренов практически нет, четкости прописывания крутой или пологой дуги может позавидовать иной седан-хэтчбек. На руле, чей гидроусилитель по производительности работы равен небольшому дизель-генератору, всегда реальная информация об угле управляемых колес и достаточное реактивное действие. Хотите ругайте меня, хотите бейте, но Mazda Titan — настоящий driver’s truck. Облагороженный отличной маневренностью. Передние колеса, не ограниченные рессорами, поворачиваются едва ли не перпендикулярно раме.
О Mitsubishi такого не скажешь. Угол поворота у него поменьше. Крены (тут сравнение нечестное — будка здорово повышает центр тяжести) больше, а баранка из-за еще более эффективного гидроусилителя менее информативна. Но также нельзя сказать, что Canter плохо управляется. Напротив, и он в определенной степени способен доставить удовольствие от вождения. Тем не менее с Titan не сравнить. Mitsubishi брутальнее. И то же время он лишен маздовского недостатка. Его рессорная подвеска жестче, однако приходящие из кормы толчки отсутствуют. Адекватнее работают и тормоза, оптимальные по ходу педали и прогнозируемые по замедлению. Titan «хватает» сильнее, острее. Можно было бы сказать — эффективнее, но скажу — чересчур. Порожняя Mazda при торможении далеко не в пол, кажется, перераспределяет усилие сперва к задним колесам, даже на краткий момент блокируя их. На скользких покрытиях надо быть осторожным.
Какие же разные эти двухтонники. Объединяет их всего лишь то, что каждым из них может управлять самое хрупкое создание. Легкий руль, мягкий, четко срабатывающий привод сцепления. Разве что к тяжелому рычагу в Titan придется привыкать.
|
Простая грузовая комбинация приборов. С обязательным в этих случаях тахографом |
В остальном Mazda и Mitsubishi будто созданы по разным представлениям о такого рода автомобилях. Так оно, в сущности, и есть. Canter — грузовик, чьи ходовые качества создавались с поправкой на двухтонные габариты. Но даже он гораздо приятнее в управлении, нежели компактные грузовички, выпускавшиеся в начале 90-х годов. Ну а Titan, как ни избито это звучит, предлагает принципиально иной стандарт восприятия. Маленький дорожный просвет, «аппетитный» дизель, легковые повадки. Учитывая то, что наше правительство начинает предъявлять строгие (и, надо сказать, в некотором роде безосновательные) требования к экологической чистоте грузовых моделей выпуска конца прошлого века, к этому стандарту стоит привыкать и начинать адаптироваться. За ним — будущее.
Максим МАРКИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 26
|