На ведомственной стоянке одного из предприятий в ожидании владельцев замерли два внедорожника Nissan Terrano. «Соотечественницы, может, у кого есть лишняя стойка? — молвила рядом стоящая Corolla. — А то моя уже совсем расшаталась!». «Да ты что, подружка, мы же в России, самой бы до старости дожить без потерь родного железа,» — ответила отдыхающая поблизости Caldina.
Terrano в подобных разговорах не участвуют, гордо и безучастно поглядывая на выбитую колесами яму при въезде на стоянку и берег Ангары, виднеющийся в сизой дымке. Тесно им среди нагромождений камня и железа, созданные для бездорожья («террано» в переводе — «земля»), мечтают они вырваться на простор, чтобы дать волю своим силовым установкам, мостам, карданам и блокировкам. Впрочем, радость бездорожья им приходится испытывать не так часто, как хотелось бы. Хозяева люди занятые, и чаще автомобили используются для поездок по городу. От скуки, во время вынужденного отстоя, Terrano иногда спорят между сбой.
— У меня бензиновый двигатель VG30 в целых три литра и 165 лошадей, такой «дури» хватит, чтобы запросто обогнать многих на трассе, — начал трехдверный экземпляр цвета «вишня с металликом».
— А у меня дизель, зато TD27, с чугунной головкой, такие на моей родине ставили на военные катера. Ты не смотри, что у меня всего 100 лошадей, это же дизель, мне их за глаза хватает. А если мой хозяин полихачить захочет, так у меня для этого турбина есть, и вообще, мне что в гору, что с горы одинаково легко двигаться. А вот в грязи мне полегче будет, могу крутить свои шины медленно и с большим усилием, чего тебе, мой друг, никогда не удастся. И по расходу топлива тебе со мной не сравниться, потребляю всего 11 литров по городу, — ответил дизельный цвета «синий металлик».
— Да, но мой хозяин поставил мне газовое оборудование, и я его своим расходом нисколько не напрягаю.
При приближении незнакомца терраники замолчали.
Владимир — владелец дизельного Terrano. Выходец из стана Toyota. Первый японский автомобиль — Toyota Corolla 1990 года выпуска, куплен в 1996 году, без пробега по России. Это своего рода проба «японского железа». После «копейки» проба показалась столь удачной, что альтернативой теперь рассматривались только другие японские автомобили. За свои деньги Corolla — отличный автомобиль, но с опытом пришло убеждение, что чем крупней авто, тем крепче и менее критична к перегрузкам неизбежно возникающим на российских дорогах, у него подвеска. Стойки со временем были переделаны на разборные, но и они летом на природе требовали ежемесячной ревизии с разборкой.
|
Следующим автомобилем стал Toyota Crown 1990 года. В этом автомобиле ощущаешь себя как в космическом корабле или океанском лайнере. Ассоциации рождаются от обилия кнопок и электрических регулировок. С электроприводом было все, вплоть до регулировок сидений и изменения жесткости подвески (спортивный режим), для чего имелась специальная кнопочка на тоннеле автоматической КП. Штатная музыка выше всяких похвал с множеством динамиков в дверях и в районе заднего стекла. Лайнер — так начинаешь воспринимать автомобиль, как только поставишь селектор автомата в положение D. Такой плавности хода нет ни у кого! Двигатель 1G-GZE давал такую динамику, что желать другого автомобиля и в голову не придет.
|
Но после того, как хозяин пробил картер двигателя о камень на байкальском побережье, все чаще стали возникают мечты о внедорожнике. С Байкала вернулся вполне благополучно, отправив друга до ближайшего очага цивилизации за холодной сваркой и моторным маслом. Продав Crown, стал выбирать между Surf и Terrano. Попавшийся синий Terrano выглядел бодрым, прежний хозяин владел им всего месяц после доставки из Японии.
Любуюсь джипами, стараюсь найти отличия. Вишневый бензиновый — трехдверка 1992 г.в. Дизельный пятидверный — 1993 г.в. Комплектации салонов, несмотря на разные кузова, практически одинаковы, отличаются только материалом обивки сидений. Панели с расположением приборов и рычагов управления автоматом с овердрайвом и раздаткой идентичны. Раздатка обоих имеет три режима: 2H — два задних ведущих колеса, режим для езды в обычных условиях, 4H — четыре ведущих колеса, и 4L — то же самое, но с пониженной. Кроме того, во всех положениях рычага раздатки, и в 2H, задние ведущие колеса блокируются между собой автоматически при наличии разных угловых скоростей. За этим следит дифференциал повышенного трения, определяющий разную скорость вращения колес, и подключающий межосевую блокировку. Слева от водителя на тоннеле КП, рядом с выключателем «противотуманок» пристроилась кнопка изменения жесткости подвески. При ее нажатии включается режим «спорт», что в свою очередь по бортовой сети электропроводки посылает импульс на электроклапан в амортизаторе, при срабатывании которого последний становится жестким, исключая крены и излишнюю вальяжность при активной езде на хорошем дорожном покрытии.
|
Впрочем, российский фактор внес некоторые коррективы в эту конструкцию. На «вишневом» бензиновом пришлось заменить родные передние режимные амортизаторы на Kayaba, которые такой опции лишены, но «синему» подобное хирургическое вмешательство не грозит — узел по определению рассчитан на гигантские перегрузки. Kayaba на «вишневом» показал себя с лучшей стороны — никаких проблем за два года, только по жесткости они примерно аналогичны спортивному режиму дизельного Terrano, что для бензинового, более динамичного, в самый раз.
|
Несущая конструкция Terrano рамная. Сверху к раме болтами в десяти точках через резиновые подушки крепится кузов. Сзади рама опирается на неразрезной мост с двумя пружинами на амортизаторах, а спереди подвеска независимая. Глядя спереди на два рычага, через которые к раме крепится ступица с колесом и амортизатором, упирающимся в нижний рычаг, вижу, что чего-то не хватает. Точно — пружины. А где она? Здесь установлен торсион — стержень из специальной стали диаметром миллиметров 20, работающий на скручивание, жестко закрепленный к нижнему рычагу с одной и к раме с другой стороны. В месте крепления торсиона к кузову предусмотрено несколько фиксирующих положений торсиона относительно рамы, позволяющих немного приподнять передок над земной твердью. Необычно выглядит стабилизатор поперечной устойчивости в передней подвеске в два пальца толщиной — нигде больше такого встречать не приходилось. Надежность подвески — отличительная черта Terrano. Шаровые опоры, внедренные в конструкцию передней подвески выглядят не совсем обычно. Они стоят вверх ногами, поэтому вырвать палец, подобно тому, как это бывает у «Жигулей», невозможно по определению. А упирается он в толстенное железо корпуса шаровой, поэтому доехать до гаража можно даже при неисправном узле.
За рулем Terrano ощущаешь себя полностью защищенным. Высокая посадка, массивный капот впереди не оставляют сомнения в том, что в случае лобового столкновения пострадает, скорее, встретившийся на пути предмет. Кенгурин на «вишневом», приделанный еще в Японии, только усиливает ощущение. «Синего» на родине почему-то не снабдили подобной опцией, но в России с успехом исправили этот недостаток, приделав к кенгурину огромного диаметра круглые противотуманки с желтыми рассеивателями, что, учитывая назначение данного транспортного средства, выглядит очень стильно.
|
А что внутри? Автомобиль для активного отдыха по определению должен быть вместительным, и Terrano этому условию отвечают. Задний диван приподнят над передними сиденьями, что при большом расстоянии между рядами создает дополнительный комфорт. Спинка и сиденье заднего дивана поделены пополам, и каждая половинка заднего дивана может трансформироваться по отдельности. Если приподнять сиденье заднего дивана перпендикулярно полу, а спинку положить вперед на освободившееся место, то в сумме с вместительным багажником это создает огромное пространство. Но инженерам от Nissan этого показалось мало. И они предусмотрели увеличение полезного пространства за счет демонтажа перпендикулярно поднятых половинок заднего дивана (надо открутить два болта) и установки их на предусмотренную для этого опору в виде трубки с гнездом для нее с внутренней стороны половинок диванчика. Эта конструкция упирается трубкой в пол, со стороны переднего сиденья, а с другой — ложится на полку, на которой покоилась демонтированная половинка. С кормы эта конструкция стыкуется с положенной горизонтально спинкой заднего дивана, а перемещение вперед ограничивает спинка сдвинутого вперед до края первого ряда. Таким образом, получается ровное пространство длиной 2,2 метра.
Для Terrano не нужны дороги. Было выбрано направление в окрестностях береговой линии Братского моря, и оба Terrano, соседствующие не только на стоянке, пока их хозяева решают рабочие дела, но и в вылазках на природу, свернув с дороги и приминая мелкий кустарник, отправились по сопке к желанному месту. Дорогу преградил небольшой овражек, вымытый вешней водой, метра три в ширину, и глубиною около метра с отвесными краями. «Вишневый» Terrano решает преодолеть это препятствие влобовую, перпендикулярно краю овражка. Резво нырнул на дно, но из-за длинноватого свеса сзади слегка зацепил бампером за «берег», зато выбрался по отвесной зыбучей круче легко, благодаря кроткому переднему свесу и подключенной межосевой блокировке заднего моста. «Синий» решил не рисковать, стал преодолевать препятствие под углом к «пропасти» и в какой-то момент повис по диагонали на двух колесах, но благодаря межосевой блокировке не потерял способности передвигаться и, увалившись вывешенным колесом на «дно», также по диагонали выбрался на «сушу». Не остановили джипы при движении к желанному месту ни грязь, ни валуны, клиренса и длины хода стоек хватило и на это. Но был случай, когда «вишневый» засел в грязи и выбрался только при помощи буксира — когда утонул в топком грунте по самые мосты, но в этом случае беспомощен любой монстр бездорожья. Дизельному повезло больше. Имея способность крутить колеса с маленькой скоростью, но большим моментом, благодаря дизелю, прежде чем зарыться в землю, от раскачки вперед-назад набил небольшую тропку, растолкав своими колесами жидкое месиво, и когда тропка стала достаточной для небольшого разгона, напрягшись, вырвался из плена. Утолив жажду солнца, воды и рыбалки, отправились назад, но уже по другому краю сопки — так до дороги в общепринятом смысле слова оказалось ближе.
|
Михаил, владелец «вишневого» — выходец из стана Nissan. Первая иномарка — Nissan Cefiro 1990 г.в. Ремонтом автомобиля принципиально занимается самостоятельно, больше из любви к процессу, считая, что лучше владельца необходимое обслуживание никто не сделает. Инженер-механик по образованию, он прошел путь от рабочего до руководителя подразделения предприятия, в какую сторону откручиваются гайки, для него новостью не является. «Цифра» оставила о себе хорошее впечатление — пришлось вдаваться в тонкости ее внутреннего устройства, которое порадовало надежной работой всех систем. Поэтому, познакомившись с «цифрой», как говорится, без посредников, при выборе джипа двух мнений не было — только Terrano от Nissan. Позади уже два с половиной года владения, за это время пришлось вмешаться в работу нескольких систем. Михаилу достался образец с прекрасным внешним видом, но отягощенный трудными условиями российской эксплуатации. Но это не явилось поводом для расставания, к тому же издержки эксплуатации не напрягали семейный бюджет, человек-то с руками, отремонтировать может самостоятельно. Пришлось поменять задние амортизаторы, на их место идеально подошли от «Газели». Завинтил последнюю гайку и забыл про этот узел — они прекрасно справляются со своими обязанностями, соединившись с японским железом как с родным.
На втором году эксплуатации при работе двигателя на холостых оборотах загорелась аварийная лампочка, предупредившая о падении давления в системе смазки. Двигатель отлично тянул, но это не повод дожидаться проворота вкладышей. Двигатель VG30, V-образный, динамическая нагрузка на коленвал значительная, но качество моторного масла, а может быть, несвоевременная его замена предыдущим владельцем, решили судьбу силовой установки — в ремонт! Взвесив все за и против, было решено взять контрактный двигатель, который обошелся всего в 12000 «вечно деревянных» без навесного оборудования, — недорого для капремонта отечественного мотора, а для иномарки и тем более внедрожника, почти задаром. Работу по замене выполнил самостоятельно, лишь понадобилась сталь, которую подвесил к потолку гаража. Потребовали ремонта автохабы, которые отказались передавать крутящий момент на передние колеса при переключении рычага раздатки в положение 4H или 4L. Автохабы автоматически подключают передний привод и не требуют манипуляций с выходом из салона автомобиля. Алгоритм включения 4WD необычный — нужно поставить рычаг раздатки на 4H или 4L и проехать два метра вперед, после этого джип становится полноприводный. Отключение производится в обратном порядке — переключить рычаг раздатки на 2H и сдать 2 метра задним ходом, и автомобиль становится обычным заднеприводным. На разборку неработавших хабов потребовался час, а причина оказалась столь очевидной, что менять их не имело смысла. Стерлось латуневое кольцо, служащее для сцепления полуосей, передающих крутящий момент с передними колесами. Токарь выточил изношенную деталь, и проблема была решена. Еще час потребовался на установку — и машина на ходу. Михаил еще молодой человек, динамика автомобиля для него имеет не последнее значение, поэтому выбор в пользу бензинового двигателя был не случаен. Зимой, гоняя зайцев по заснеженным полям, владелец заставлял свой Terrano двигаться по рыхлому снегу в полметра высотой так, что автомобиль зарывался бампером в снег по самое лобовое стекло, но не терял способности перемещаться в пространстве. На момент написания статьи «вишневый» находился на «хирургической» операции по лифтованию, в ходе которой в него внедрили 50-мм металлические проставки между кузовом и рамой и более длинные крепежные болты. Лифтинг мог бы быть и больше, но в этом случае надо было бы поставить лифт-комплект в месте соединения рулевого редуктора со штоком, идущим от рулевой баранки для увеличения длины штока. 50 мм лифта — это предел, за которым может нарушиться работа рулевого. По причине вмешательства в конструкцию вишневого «Террано» фото сделать не удалось.
Владимир за два года эксплуатации менял только масло и фильтры. Один раз в год делал замену всех резинок подвески, которые продаются как по отдельности, так и в комплекте. Учитывая ежедневные поездки по делам и трудные условия бездорожья, это не так уж и накладно. Менял резинки самостоятельно, потратив на это три вечера неспешной работы после трудового дня. Проехав в дизельном Terrano, поймал себя на мысли, что звук двигателя меня не раздражает своей назойливостью, а Владимир, говоря о следующей машине, на которую мог бы поменять Terrano, поделился мнением, что согласен только на дизель. Один из аргументов — нравится слышать ровную работу мотора, звук, который внушает уверенность в надежности авто.
Оба владельца абсолютно довольны своими автомобилями, вот только заменить их будет сложно. Terrano в следующем кузове, которые начали выпускаться с 1996 года, уже не такие внедорожные. Мне Terrano очень понравились, одно то, как «вишневый» на скорости заехал на бордюр, а я в салоне почувствовал только легкий кивок и никакого шума, будто плавно переехал лежачего полицейского, говорит сам за себя. Представляю, что было бы с обычной легковой «Тойотой», проделай она то же самое. Джип — это серьезно.
P.S. Недавняя поездка в Красноярск на Mazda Premacy, где дорога на участке около четырехсот километров от Тулуна до Канска напоминала то ли бег с препятствиями, то ли слалом между ям и кочек, вышибла из меня слезу сострадания к своему японскому другу. После этого невольно думаешь, что внедорожник — единственный вариант для российских дорог.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ, Ангарск
Автомаркет+Спорт № 26
|