Маршрут. Близкая экзотика (Хубсугул)
Просмотров: 8278
18 Ноября 2005
Хубсугул

Хубсугул в геологическом плане водоем байкальского типа — меньший брат Байкала расположен в Прихубсугульском горном районе в тектонической впадине, относящейся к Байкальской рифтовой зоне. Длина — 136 км, наибольшая ширина — 36,5 км. Это самое глубокое озеро Монголии (наибольшая глубина — 262 м). Вода в озере пресная, аналогичная байкальской воде, чистая и пригодна для питья в сыром виде.

Хубсугул
К озеру Хубсугул ведет асфальтированная дорога через Тункинскую долину

Шум современной цивилизации не нарушает абсолютной тишины многих диких мест Монголии. Здесь свежий воздух и чистая вода родников, колоритные барханные пески, развалины древних буддийских храмов, экзотический кочевой уклад жизни в войлочных юртах, караваны верблюдов, лохматые яки и табуны диких антилоп — джейранов. Окунуться в эту атмосферу первозданной природы иркутянам очень легко: от Иркутска до Монголии, до «меньшего брата Байкала», так иногда называют монгольское озеро Хубсугул, всего 320 км. По асфальтированной дороге через Тункинскую долину доехать получается даже быстрее, чем, например, до многих популярных мест отдыха на острове Ольхон. Съездить на своем автомобиле для короткой экскурсии на Хубсугул с одной ночевкой или даже просто, чтобы там только пообедать, теперь так же просто, как съездить на пикник в Листвянку. Для этого даже не нужно везти с собой палатку, достаточно только монгольской визы в паспорте и небольшого кошелька с деньгами: переночевать теперь можно в Ханхе на новой российской туристической базе «Серебряный берег» прямо на берегу Хубсугула, где накормят и разместят в натопленной монгольской юрте на ночь. Посмотреть на эту новую турбазу и поужинать с традиционными монгольскими позами, а на следующий день вернуться в Иркутск — такую задачу я поставил себе для очередной двухдневной автомобильной экскурсии.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
ПРОЙТИ ГРАНИЦУ

Хубсугул
Для тех, кто соберется на выходные съездить на Хубсугул, возникнет несколько проблем. Первая — как получить визу, вторая — как уложиться в выходные дни, не захватывая рабочих. Если первая решается достаточно просто: в среднем за $55 и семь рабочих дней визу можно получить через посредничество иркутских турфирм, для этого можно через Интернет связаться с кем-либо, кто предлагает подобные услуги. Если есть возможность получить приглашение с монгольской стороны, визу можно оформить самостоятельно в Консульстве Монголии в Иркутске. В этом случае она обойдется дешевле — в $30, но придется самостоятельно обеспечивать себе приглашение с печатью от монголов и пару раз сходить в Консульство. Вторая проблема — пока из разряда неразрешимых. Хотя на озеро Хубсугул по времени и возможно съездить за два дня, на выходные это сейчас сделать никому не удастся по простой и тривиальной причине — в выходные дни пограничный переход в Мондах не работает. Чтобы попасть на Хубсугул на воскресные дни, нужно пересечь границу в пятницу до 17-00, выехать можно только в понедельник с 9-00. Таким образом, с учетом дороги, меньше четырех дней на поездку до Хубсугула на week-end не получится. Громкие заявления политиков о необходимости развития туристического перехода между Хубсугулом и Байкалом, к сожалению, до сих пор остаются политическими декларациями.
Хубсугул
Так выглядит «номер» турбазы «Серебряный берег»

Еще одна неразрешимая проблема — статус пограничного перехода, не позволяющий в этом месте пересекать границу гражданам третьих стран, что позволило бы значительно увеличить поток иностранных туристов на Байкал из Монголии, и с Байкала на Хубсугул. Межправительственное соглашение между Россией и Монголией разрешает пропуск в пос. Монды только граждан Монголии и России. Разговор о том, чтобы изменить статус и разрешить пересечение границы на КПП «Ханх-Монды», продолжается уже больше четырех лет, но никаких видимых сдвигов пока нет, хотя с монгольской стороны в одностороннем порядке уже и начато строительство нового здания таможни. По осторожным прогнозам российских таможенников в Мондах, изменения к лучшему вряд ли возможны ранее 2008 г., никакого строительства с российской стороны пока даже не намечается. Чтобы уложиться в пару дней, я спланировал поездку на четверг-пятницу. До контрольно-пропускного пункта в Мондах по хорошей асфальтированной дороге из Иркутска можно не спеша доехать — за пять часов, если поспешить за 3,5 часа. Мы выехали из города в одиннадцатом часу и в начале пятого были перед шлагбаумом на государственной границе, вкусив прелести пейзажей Тункинской долины, пообедав в Кырене, там же, кстати, на всякий случай заполнили бензобак автомобиля. Заправка есть и в Мондах, но всегда надежней иметь достаточный резерв топлива, а не оставлять дозаправку на последний момент — вдруг не будет электричества или солярки. Каких-либо специальных разрешений для проезда в пограничную зону не требуется. На въезде в Тункинский национальный парк, у пос. Шулуты, нас остановили для взимания денежного сбора за въезд на его территорию (40 руб. с машины и 20 руб. с каждого пассажира), но после предъявления монгольских виз в заграничных паспортах отпустили с миром и без оплаты — как транзитников.

Хубсугул
Тункинская долина обладает неисчерпаемыми возможностями для автомобильных путешествий. Кроме асфальтированной трассы к государственной границе, здесь много таежных дорог на ягодники Хамар-Дабана, минеральные источники Восточного Саяна, курорты Аршан и Нилова Пустынь. Великолепный асфальт, пустынная дорога. Последние 10-15 км перед пос. Монды дорога идет в узком ущелье над стремительным Иркутом. В нескольких местах специально останавливаемся, чтобы сделать фотографии. Не доезжая моста через Иркут, где дорога идет близко к обрыву реки, есть интересный отвесно падающий тонкой струей водопад в Иркут, от дороги до него всего метров 30. Никак не удается попасть к нему и сфотографировать в большую воду. Вот и на этот раз струйка водопада совсем слабая.

Хубсугул в геологическом плане водоем байкальского типа — меньший брат Байкала расположен в Прихубсугульском горном районе в тектонической впадине, относящейся к Байкальской рифтовой зоне. Длина — 136 км, наибольшая ширина — 36,5 км. Это самое глубокое озеро Монголии (наибольшая глубина — 262 м). Вода в озере пресная, аналогичная байкальской воде, чистая и пригодна для питья в сыром виде.

В 1992 г. здесь образован Хубсугульский национальный парк (838,1 тыс. га) c администрацией в пос. Хатгал Хубсугульского аймака. Территория парка включает озеро Хубсугул, прилегающие к нему с запада высокогорья и верховья реки Эгийн-Гол, вытекающей из озера. Плата за сутки пребывания на территории парка иностранного туриста — 3000 тугриков, для посетителей — граждан Монголии 100 тугриков. Плата за въезд на автомашине сроком до 7 дней иностранным посетителям — 1000 тугриков, монгольским гражданам — 300 тугриков.

Правила пребывания в Хубсугульском национальном парке

Все посетители должны иметь на руках разрешение для посещения парка. После себя нельзя оставлять мусор, любые отходы необходимо увозить с собой. Без специального разрешения администрации можно устраивать кемпинг не более чем на 14 дней. Запрещены охота и ввоз оружия на территории парка. Нельзя ездить по земле без дороги и отъезжать от дороги более чем на 50 м. Травяной покров в парке очень хрупкий и медленно восстанавливается, след от автомашины остается на десятилетия. Костры разжигать разрешается на специально оборудованных кострищах, но при сильном ветре это крайне опасно из-за толстого слоя высушенной хвои на земле. На берегу Хубсугула растет преимущественно лиственный лес, в котором за многие годы образовалась высушенная хвойная подстилка. Поваленные стволы деревьев покрыты толстым слоем опавшей хвои, иссушенной временем до цвета ржавчины, это красиво на фотографиях, но стоит обронить не затушенную спичку и пожар неминуем. Нельзя делать новое кострище, если есть старое не дальше, чем в 50 м от нового. Походный лагерь разрешается обустраивать не ближе, чем в 50 м от берегов озер, рек и ручьев, не ближе, чем в 300 м от жилых юрт, строений или стойла скота, если на более близкое расположение лагеря нет разрешения самих хозяев. Не рекомендуется фотографировать местных жителей или их жилища без согласия на то самих хозяев и путешествовать по парку в одиночку. Также не следует оставлять надолго без присмотра походный лагерь и автомобили.

До закрытия границы остается чуть больше двух часов, и мы спешим. Контрольно-пропускной пункт расположен в 10 км от пос. Монды на высоте 1827 м в 8 км от горы Мунку-Сардык. КПП работает с 10.00 до 18.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. В отличие от автомобильного перехода в Кяхте, здесь не скапливаются машины в очереди, редко кто предпочтет грязную дорогу по берегу Хубсугула асфальту до Улан-Батора через Улан-Удэ. За Мондами на подъеме к КПП о близости границы нам напоминает новый шлагбаум, блок-пост с вооруженными пограничниками и необычный красный дорожный знак: «Стой! Пограничная зона. Въезд по пропускам». Визы у нас в порядке, и нас пропускают дальше. После подъема лиственный лес кончается, и дорога идет в окружении влажной высокогорной тундры, характерной также для побережья Хубсугула, по такой не проедешь ни на каком автомобиле. Справа открывается панорама на снежные вершины Мунку-Сардыка.

Хубсугул
Пограничный переход в Мондах
Горный узел Мунку-Сардык, самая высотная часть Восточного Саяна, расположен вблизи северной оконечности озера Хубсугул. При малой протяженности (около 14 км) он состоит из шести массивов — гольцов. Главная вершина — восточная, высотой 3491 м — самая высокая в Восточном Саяне. Ее склоны круто обрываются на север, в долину Иркута, и более полого спускаются на юг к Хубсугулу. На склонах Мунку-Сардыка известны четыре ледника. С северной стороны свисает основной ледник, толщиной до 85 м с трещинами шириной 25-30 см и глубиной до 6 м. По горному узлу Мунку-Сардык проходит российско-монгольская граница, поэтому восхождения на ее главную вершину одинаково возможны как с монгольской, так и с российской территории без визы в паспорте. С вершины открывается прекрасная панорама всего Хубсугула и части Дархадской котловины.

Подъем с монгольской стороны на вершину значительно проще и легче, чем с российской. Нет ни ледопадов, ни ледника, свойственных северной российской стороне — пологий склон с ровным протяженным снежником практически до самой вершины, длиной более 4 км. Склон идеально подходит для спусков на лыжах или дельтапланах. Снег лежит здесь до июля. Все вершины Мунку-Сардыка поднимаются выше снеговой линии. Многие восходители отмечают характерные для вершины сложные метеорологические условия и частые электрические бури.

Хубсугул
Вершина находится в 12 км от северной оконечности озера Хубсугул в верховье р. Баян гол и подняться на вершину и спуститься с нее можно за один день от турбазы «Серебряный берег», расположенной вблизи пос. Ханха и на которой нам предстоит ночлег. Переход границы не занимает много времени. Машин нет. Вещей мало. Формальный осмотр, штамп в паспорте, и мы в Монголии. Кстати, особенностью этого перехода является возможность пересечь границу пешком. Можно подъехать с российской стороны на микроавтобусе, с личными вещами перейти границу пешком через КПП, а с монгольской стороны вас встретит машина с туристической базы «Серебряный берег», стоимость такого трансфера от границы до Хубсугула — 1500 р. От границы до берега озера (сум Ханх) — 20 км улучшенной гравийной дороги. В окружающей природе бросается в глаза резкое изменение — сразу после границы исчезают таежные леса, характерные для российской территории. На смену приходит высокогорная тундра со стадами лохматых яков и обилие птиц. В Ханхе находится погранзастава, где монгольские пограничники иногда требуют у туристов сделать отметки о пребывании на озере Хубсугул.

Ханх — старинный купеческий поселок, возникший в XIX в. На прибрежной улице до сих пор сохранились старинные русские купеческие дома. Через этот поселок проходил зимний чайный путь, когда на подводах по замерзшему льду озера перевозили на ярмарку в Иркутск тюки с китайским чаем. Поселок Ханх имеет водное сообщение с пос. Хатгалом, время в пути на катере около 8 часов, правда, вероятность, что такой катер будет стоять в Ханхе, очень мала. Пока на монгольском озере всего два катера типа «Ярославец» и нет моторных лодок.

Хубсугул
Прежде чем ехать на туристическую базу, решаем поездить по окрестностям и насладиться впечатлениями. В монгольском магазине за пиво у нас легко принимают русские рубли, раньше такого не было. Ассортимент стал значительно шире, чем несколько лет назад. Попытки найти гуанз — по-русски это «позная», оказываются безрезультатными, видимо, туристов все еще мало. Поселок выглядит как и раньше, за исключением появившихся больших цистерн нефтебазы на берегу, остальное без изменений, наверное, как и сто лет назад. Бензозаправочной станции здесь по-прежнему нет. Сразу за поселком начинается обширная болотистая низина, перед которой в озеро выдается скальный мыс. На его вершине мы обнаруживаем целый ряд новых обо — ритуальное место для подношений духам. Вместо груды камней и шалаша из веток это современное обо, освященное летом 2005 г., сложено из крупных валунов, рядом, как и положено, следы жертвенных приношений — черепа животных. Вдоль дороги по западному берегу Хубсугула есть еще несколько подобных мест, мимо которых нельзя по местным поверьям проезжать, предварительно не спешившись и не вознеся подношения местным духам. Очень быстро смеркается и стремительно холодает. Это не удивительно — мы находимся выше уровня Байкала на 1118 м, над уровнем моря — 1645 м. Уже в сумерках въезжаем на территорию туристической базы «Серебряный берег». Ровные ряды войлочных юрт видны издалека на берегу Хубсугула, и мы безошибочно находим дорогу к ней.

Хубсугул
Обо — ритуальное место для подношения духам
Это совершенно новая российско-монгольская туристическая база Монголо-российской компании «Хубсугул — Мунку-Сардык», открывшаяся 4 августа 2005 г. и первая во всей Монголии с участием российского капитала. Аналогичный проект туристической базы «Номады» в Ханхе с участием челябинцев не выдержал проверки временем и остался только на бумажных чертежах. Это самая ближайшая для иркутян, типичная монгольская туристическая база с монгольскими войлочными юртами. Спать в таких юртах одно удовольствие, тепло и дышится, как на свежем воздухе. Удачное местоположение базы на самом берегу под защитой склона горы от северного ветра дополнительный плюс этого места. Юрт-лагерь состоит из 14 юрт, рассчитанных на 2-местное и 3-местное размещение 36 туристов. Внутренности юрт с национальной монгольской начинкой отличаются только орнаментом и цветовым интерьером: синим — для 2-местных и красным — для 3-местных. Впервые в юртах подобных туристических баз встречаю установленные телевизоры со спутниковыми каналами — влияние русских, нигде больше на туристических монгольских турбазах мне не приходилось ранее встречать телевизоры. Русский след просматривается и в добротной постройке — настоящей бревенчатой бане и строящемся бревенчатом здании будущего ресторана. Земля в аренду для туристической базы взята на 50 лет, поэтому и обустраиваются здесь обстоятельно и бережно для природы. Стоимость проживания $40 с человека вместе с завтраком. Это немного выше цен за проживание на аналогичных туристических базах, но все они расположены на южной оконечности Хубсугула. На озере Хубсугул расположено 20 баз отдыха и кемпингов, хотя в 1997 г. их было всего две. В южной части имеются туристические базы «Тойлогт», «Хангарьд» с размещением в летних войлочных юртах, «Хубсугул-тур» и «Жанхай» — в юртах и домиках бывшего геологического поселка и много других (Gants Nuur, Sakura, Natures Door, Dalay Toyr и др.). Турбазы работают с мая по октябрь. Отличием «Серебряного берега» является круглогодичная работа, что очень интересно рыбакам из России, в рабочем состоянии будет оставлено три юрты, еще две для подледной рыбалки будет установлено прямо на льду озера. Кроме рыбалки желающие могут поучаствовать в традиционном Ледовом фестивале на Хубсугуле и экзотической охоте на волков. В конце февраля в дни празднования Цагаан-Сара на Хубсугуле в последние годы стал проводиться праздник льда. В 2003 г. на празднике присутствовали иностранные туристы и премьер-министр Монголии Н. Энхбаяр. Ледяные скульптуры, национальная борьба сумо на льду, гонки на санях, фольклорные выступления в национальных костюмах, по отзывам туристов, сделали это событие колоритным и запоминающимся. Этот ледяной праздник было решено проводить ежегодно. По сравнению с Байкалом на льду Хубсугула меньше снега и трещин. Чистый хубсугульский лед благоприятен для буерного спорта и путешествий по льду озера на внедорожниках или судне на воздушной подушке типа «Хивус-10». По замерзшим заболоченным долинам можно путешествовать на автомобилях и попасть в удаленные места, обычно летом доступные только на лошадях.

Хубсугул
Рыбалка здесь в самом деле потрясающая. Монголы рыбу практически не ловят, рыбаков здесь раньше никогда не было, поэтому рыбацкое счастье здесь бывает невероятных размеров и объемов. Говорят, даже предполагается уже этой зимой решить вопрос с вывозом, предусматривается, что каждый рыбак будет иметь право взять с подледной рыбалки до 10 кг пойманной рыбы. Сейчас перемещение рыбы и мяса через границу запрещено.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.
ПОЛДНЯ В СЕДЛЕ

Утром следующего дня договорились на аренду четырех монгольских лошадей вместе с проводником. Удовольствие $15 в день за лошадь и $20 за проводника. Чтобы обойти озеро на лошадях, надо 7-8 дней, но у нас есть время только до обеда, чтобы снова перейти границу и к вечеру вернуться в Иркутск. Рано утром, на восходе солнца, наблюдаем феерическую картину игры золотистого солнечного света в низко стелющемся тумане над обширной степью при совершенно безоблачном синем небе. Ночью выпал иней, и картина восхода просто завораживающая. Ничего подобного наблюдать горожанину, в сутолоке городских улиц, просто не дано. А здесь простор дикой природы, все как на ладони прямо перед глазами!

Хубсугул
Дорог в окрестностях Хубсугула нет
В день монгольские лошади обычно проходят со всадником до 40 км. Для их управления нужны хотя бы минимальные навыки. И садиться надо только со стороны подпруги, и лошадь понукать только по-монгольски: «Чу-Чу!». Правда, что после этого она резво побежит, маловероятно — монгольские лошади по сравнению с арабскими скакунами низкорослы и весьма ленивы, стоит немного ослабить поводья, как лошадь тут же останавливается и начинает неторопливо пощипывать траву. Двое из нас имели опыт верховой езды, поэтому быстро исчезли из поля зрения, мне, как новичку, не привыкшему управляться с плеткой и уздечкой, такая скорость показалась явно недоступной. Почему-то при подъеме в гору мне всегда приходилось вести лошадь за собой, в то время, когда мои спутники, мило переговариваясь, легко поднимались вверх по склону, сидя в седлах. Где-то через час на одном из очередных привалов мы больше фотографировались чем ехали, оказалось, что я потерял фирменную крышку к объективу фотоаппарата, вероятно, когда запрыгивал с висящем за спиной фотоаппаратом в седло лошади. Но моя потеря не шла ни в какое сравнение с утратой моих друзей. У одного из них во время движения на лошади из рюкзака вывались два дорогостоящих фотоаппарата, момент потери которых при скачке он даже не ощутил! Оставшееся время до обеда мы посвятили методическому прочесыванию местности, по которой проезжали ранее. Фотоаппараты найти удалось, крышку нет.

Хубсугул
В окрестностях Хубсугула нет никаких автомобильных дорог, за исключением единственной и очень грязной по восточному берегу Хубсугула и лесной дороги, обычно не проходимой в летнее время на автомашинах, на термальные Булнайские источники, расположенные в 20 км к востоку от берега оз. Хубсугул и в 50 км к северо-востоку от Хатгала в верховьях реки Халхан-гол. Проезд по берегу озера на автомобилях от пос. Ханха до пос. Хатгала возможен только по восточному берегу. По западному побережью в южной оконечности Хубсугула имеется дорога только до туристических баз, расположенных в 40 км от Хатгала. Дорога вдоль восточного берега озера — единственная, связывает южную оконечность озера с северной, в основном она проходит вдали от берега и преодолима только для автомашин повышенной проходимости. Особенность дороги в том, что большая ее часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой, где для проезда без лопаты и троса зачастую не обойтись. На заболоченных участках можно легко застрять даже на джипе. Однажды нам пришлось провести ночь в болоте на этой дороге, полностью севшую на раму машину удалось поднять на руках только утром следующего дня с помощью добровольных монгольских помощников из кузова проходящего мимо грузовика. Ехать по этой дороге можно только по глубокой колее с грязью и водой. Попытки обойти сложные участки в стороне от дороги заканчиваются обязательным проваливанием сквозь тонкий поверхностный дерн в жидкую трясину. Непрерывное движение в течение дня со средней скоростью 5-10 км в час по ямам с водой и кочкам сильно изматывает пассажиров. В некоторых местах движение пешехода оказывается быстрее, чем машины. Дорога вдоль озера по восточному берегу от сума Ханх до пос. Хатгал (165-170 км) требует 1-2 дня, в зависимости от состояния дороги и везения. За все время пути порой не встретишь ни одной машины, вероятность встречи конных монгольских всадников со старинными ружьями и курительными трубками значительно выше.

Кроме болот и грязи, серьезным препятствием после дождей могут стать многочисленные броды через реки, впадающие в Хубсугул. Через них нет мостов, а в большую воду глубина на переправе может увеличиться до 1,5 метра. Единственное, что остается в таких случаях — ждать падения воды. Есть также старая заброшенная дорога по западному берегу, пробитая несколько десятилетий назад геологами. Она идет ближе к берегу озера, но менее надежна в дождливое время года и легко проходима только на участке от Хатгала до половины озера (ущелье Джиглэг гол). Особенно сильно заболочен и труднопроходим для машин берег в северной части озера, у полуострова Долон уулай.

После конной экскурсии и праздничного обеда, приготовленного за время нашего отсутствия монгольскими поварами, время стало стремительно бежать к вечеру. Закрываемый на воскресные дни пограничный шлагбаум мешал приятному обеду плавно перетечь в прощальный ужин, пришлось примириться с реалиями, оставить гостеприимную турбазу еще засветло и по ухабистой дороге торопиться до закрытия границы вернуться в Россию. Обратный переход вообще был молниеносным, нас провожали как знакомых, только поинтересовались: «Рыбу, мясо везем?». Ничего этого у нас не было, поэтому штрафовать нас не стали, зато по полной программе оштрафовали машину с бурятами, также возвращающуюся с Хубсугула, но имеющую неосторожность вопреки запрету везти монгольскую рыбу в Россию. Уже к 11 часам вечера мы были дома. Ужин в Монголии удался! Вся поездка на Хубсугул заняла неполных два дня.

Сергей ВОЛКОВ

"Автомаркет + Спорт"

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог