Опыт эксплуатации. Мой первый Forester (Subaru Forester)
Просмотров: 7332
22 Сентября 2006
Subaru Forester

Здравствуйте, я — Forester. Меня собрали в сентябре 1999 года. Про свою жизнь на родине рассказывать не хочу, т.к. реальность, в которую я попал сейчас, не имеет ничего общего с прошлым. Скажу только, что мой японский владелец распрощался со мной через посредническую фирму, где мне сделали предпродажную подготовку — обновление лака на порогах, бамперах, пластиковом покрытии дверей. После сих несложных манипуляций мной заинтересовались дельцы, говорящие на незнакомом языке. Главное, что их заинтересовало — моя цена. И я оказался в России в городе Владивосток. Несмотря на веселое название места, куда я попал — «Зеленый угол», там было очень тоскливо — всю неделю меня мочил дождик. Наконец мною заинтересовались двое мужчин лет 20 и 40, они были худощавые и невысокого роста. Появившийся продавец обиделся при слове «косяки», и уже было закрыл на ключ, но стоило им произнести «10100 долларов», как заулыбался и ушел куда-то оформлять документы. Так я обрел новых владельцев.

Subaru Forester
«Косяки», (простите, я уже заговорил на их языке), которые они заметили, ерунда. Пару «тычков» на дверях можно рассмотреть разве что под микроскопом, а вот неполадки в системе охлаждения двигателя — кто ж их заметит? Один из покупателей попросил продавца отогнать меня на СТО, где я томился целую неделю, и только потом мне поменяли воздушный и масляный фильтры и моторное масло с промывкой на полусинтетику Mobil 10W40. С таким маслицем, учитывая мой недуг, я уж точно не загнусь.

У меня оппозитный атмосферный двигатель EJ20, похожий на паука, потому что цилиндры расположены в одной плоскости на 180 градусов друг против друга, 1, 3 против 2, 4. Между ними коленвал, а впускной коллектор, расположенный сверху, тянется от рампы к каждому из них, напоминая ножки паука. Система газораспределения на моем атмосферном двигателе называется SOCH, что означает по одному распредвалу в каждой головке. У меня их две: на 1, 3 и 2, 4 цилиндры. Это, конечно, не так круто, как у моего турбового собрата — у него эта система обозначена DOCH, что означает по два распредвала в каждой головке, зато ремень ГРМ у меня в 2 раза короче и стоит соответственно дешевле, а свечи в моих головках расположены под углом 45 градусов к горизонтали, что упрощает обслуживание. У турбового Forester свечи расположены в головках горизонтально и вынуть их без специального ключа невозможно — мало места между головкой и внутренней частью крыла под капотом. Газораспределительный механизм приводится от ремня с коленвала. Ремень ГРМ закрыт пластиковыми кожухами и хорошо доступен для обслуживания благодаря приличному пространству между радиатором и кожуха ремня.

Subaru Forester
Двигатель у меня расположен продольно не потому, что мои создатели захотели сделать все наоборот, просто для оппозитника это оптимальное размещение под капотом. Мой двигатель короткий, низкий по высоте и, что закономерно, легкий. Несмотря на малый вес, выдает 137 л. с. при 5600 об./мин. и 19 кг/с крутящего момента при 3600 об./мин., что придает ему тяговитости на низах.

Так как я официально называюсь универсал повышенной вместимости плюс off-road (я ведь полноприводный), хорошая тяга на низах мне просто необходима. Низкий по высоте двигатель не уменьшает своими габаритами клиренса, легко размещаясь под капотом в ширину, и смещает центр тяжести ближе к земле, что придает мне больше устойчивости. Это для меня очень важно, потому что мой клиренс 200 мм, а кузов достаточно высокий, и лишние крены при движении мне не нужны, ведь на твердом покрытии я должен вести себя, как обычный легковой автомобиль. Короткий по длине оппозитник обеспечивает небольшой передний свес, т.к. занимает мало места от радиатора до коробки передач, на уровне которой находятся передние колеса. Кроме прочего, на моем двигателе минимум датчиков, завязанных на процессор в традициях двигателей 90-х годов от Toyota серии A и S, и огорчать нестабильной работой электроники своего владельца я не буду, подобно модным двигателям с NEO-DI, GDI или D4.

Subaru Forester

Последствия аварии на перегоне

Бездорожье — моя стихия, в этом смысле конкурентов среди одноклассников я не вижу. У меня механическая КП, которая находится в одном картере с раздаткой, поэтому у них на двоих один щуп для проверки уровня масла. Коробка с раздаткой спрятана в тоннеле под днищем и, естественно, снизу днища у меня ничего не выступает, что помогает мне двигаться по пересеченной местности. Для борьбы с бездорожьем по осям у меня автоматические блокировки (дифференциалы повышенного трения). А так как я на «механике», в салоне рядом с ручкой КПП есть еще рычажок, включающий понижающую и межосевую блокировку. Подвеска впереди Макферсон, сзади независимая на двух стойках с пружинами. Стойки длинноходные, т.е. длина хода стойки больше, чем у обычного легкового автомобиля, да и сами стойки в полтора раза длиннее, чем у любой легковой Toyota.

Если верить моим новым владельцам, мне предстоит путешествие в 4000 км — судя по тому, что я успел повидать в этой стране, нелегкой дороги. Мне залили полный бак 92-м бензином на все мои 60 литров, и я отправился навстречу неизвестности.

Subaru Forester

Рядом с ручником рычаг понижайки с межосевой блокировкой

Под вечер синий Forester покинул Владивосток, унося нас с сыном туда, где заходит солнце. Первое и самое сильное впечатление от общения с машиной — дружелюбный салон, именно так. Высокий потолок, обтянутый серым приятным на ощупь материалом. Часы над лобовым стеклом, встроенные в серую пластиковую панель, рядом с клавишами для подсветки водителю и пассажиру на переднем сиденье. Рядом кнопка, после нажатия на которую, как на микролифте, из потолка плавно выпадает отсек для солнцезащитных очков. Двухцветная панель с черным верхом из мягкого на ощупь пластика и серым низом. Обычная компоновка органов управления и приборов, вместительный бардачок с крышкой на защелке между водителем и пассажирским сиденьем — из пластика серого цвета, как и тоннель, из которого торчит КП, обшитая черной кожей, а рядом обтянутый кожей рычаг ручника, к которому сама собой тянется рука, чтобы ощутить его изогнутый профиль; еще один бардачок для мелочи находится посреди панели над климатической установкой. Все бардачки, встроенные в панель, и отсек для солнцезащитных очков приятно удивляют велюровой внутренней отделкой. Для очков это понятно — чтобы не царапались стекла, а вот забота о моих кончиках пальцев, когда шаришь в бардачках панели, рождает чувство благодарности к инженерам Subaru. Очень удобное водительское сиденье с двумя барашками для настройки подушки, на которой сидишь. Один барашек регулирует высоту подушки под коленками, а второй рядом со спинкой сиденья. Спинки передних сидений без подлокотников, но с очень сильной выраженной боковой поддержкой, как на спортивном автомобиле. Заднее сиденье хорошо отформовано под двоих. Для них подлокотники, спрятанные в спинку заднего дивана. Кожаный руль Момо с регулировкой по высоте.

Музыка — штатный Kenwood с CD, радио, магнитофоном, динамиками во всех дверях, эквалайзером и пищалками над кнопками стеклоподъемников в передних дверях. Вся прелесть Forester в том, что отделка салона, форма сидений, изгиб панели, расстояния до кнопочек и органов управления продуманы с такой тщательностью, что при взгляде в раскрытую дверь «Лесника» интуитивно понимаешь — здесь все очень уютно и удобно. Устроившись на водительском кресле, просто наслаждаешься дружелюбностью, с которой автомобиль готов удовлетворить любое твое желание.

Мягкость, с которой Forester проглатывает неровности дороги, просто не с чем сравнить. Мой прежний автомобиль — Toyota Ipsum по плавности хода находится, возможно, где-то рядом, но Ipsum слегка «козлит» по асфальтовой гребенке, что ощущаешь ногами по вибрации пола, асфальтовые трещины слышны в салоне. Forester же в этой ситуации словно плывет над дорогой, не оставляя водителю шансов понять, что же находится под днищем автомобиля. Forester уверенно кладет стрелку спидометра на 180 км/ч, но на скорости возникает еще одно ощущение — что он не только плывет над дорогой, но еще и прилипает к ней.

Управляемость Forester удовлетворительная — его не кидает в поворотах, но если попытаться на приличной скорости объехать несколько препятствий, интенсивно работая рулем, кузов подвержен раскачке, что не очень приятно. Большой клиренс дает о себе знать, хотя, если поставить низкопрофильную резину (55 вместо 70), Forester прибавляет в устойчивости. Но нарушать баланс автомобиля не в наших интересах.

Атмосферный двигатель «зажигалкой» не назовешь, но он позволяет без напряжения достигнуть «максималки» в 180 км/ч. И это — без напряжения со стороны водителя. Для управления механической коробкой нужен навык — быстро переключиться, и выбрать оптимальную передачу получилось не сразу. Левая рука, по аналогии с «леворукими» автомобилями, «путала» 2 и 4 скорости. Но к этому скоро привыкли, после чего в полной мере оценили МКП, которая могла заставить Forester двигаться в экстремальных для этого паркетника режимах. Тормоза не самые отзывчивые, но усилие, прилагаемое к педали тормоза, намекает на истинную сущность автомобиля.

По большому счету, Forester может вырваться со светофора и резко обойти кого-нибудь на трассе, но для этого надо крутить двигатель чуть ли не до красной зоны. Быстро и избирательно работать коробкой, и при этом не допускать кивков кузова без навыка трудновато — это напрягает. Но передвигаться с плавностью автомата легко, если крутить двигатель до трех тысяч оборотов, при этом Forester легко двигается в потоке, а захочешь быстрее, резко дави на газ — и он полетит. Двигатель тяговитый, долго тянет в гору, не теряя скорости, но за сотню км/ч приемистость можно обеспечить только за счет коробки. Чтобы разогнать Forester, требуется пониженная передача, иначе двигатель «тупит».

Зато на гравийке ему равных нет. Обогнать среднестатистический автомобиль, крадущийся с опаской, чтобы не поцарапать днище или порог, подвеска Forester позволяет практически на любой дороге: высокий клиренс и стойки отрабатывают крупные неровности тем жестче, чем серьезней препятствие, не допускают ни продольной, ни поперечной раскачки кузова. В этих условиях Forester — хозяин положения, и тяговитый двигатель радует своей способностью на низах обеспечивать приличную тягу. А если уж бездорожье становится экстремальным, можно задействовать межколесные блокировки по осям, на крайний случай рядом с ручкой КПП есть рычажок, включающий понижайку и межосевую блокировку. Девушка открыла ротик и показала подруге пример хорошего королевского минета Благодаря ей отсутствуют боковые сносы с прямолинейного движения по глинистой дороге с поперечным наклоном.

Раз по дороге был брод, где Forester не поскользнулся на крупных, как бильярдные шары, камнях, наваленных толстым слоем, а двигатель не хлебнул воды, когда волна докатила до середины капота.

Не хватает Forester системы курсовой устойчивости, что сыграло с нами злую шутку. Сын на гладкой гравийке при скорости 100 км/ч переключился с 5-й на 4-ю и с непривычки неаккуратно сработал сцеплением, поскользнувшись на камнях, как на горохе. Forester стал неуправляемым и ушел под откос с двухметровой насыпи. Преодолев крупные валуны, лежавшие по краю насыпи, и не поцарапав днища благодаря клиренсу в 200 мм, слегка затормозив в небольшом болотце от скопившейся дождевой воды, залетел в кустарник, проделал семиметровую просеку и остановился, подмяв под себя несколько березок по пять сантиметров в диаметре. Бампер остался абсолютно целым, разве что погнулся металлический крепеж противотуманки. Уже дома, глядя на легковую Toyota со снятым бампером, пока мне выправляли загнутый крепеж «противотуманки», пришел к выводу, что если бы мы двигались на обычной Toyota, пробили бы картер двигателя, сломали бампер и радиаторную решетку с радиатором, повредили капот. Впрочем, эти автомобили служат разным целям.

Автомобиль для активного отдыха, коим является Forester, кроме повышенной проходимости имеет соответствующий салон, при росте всех членов нашей семьи до 170 см на заднем диване достаточно места для длительного путешествия. Неудобно только то, что сзади внутри салона высокие пороги из ворсистого материала, при посадке/высадке на них остается грязь от ботинок. В багажнике много места для поклажи. Если путешествовать вдвоем, то палатка не нужна. Спинки задних сидений, поделенные в пропорции 2/3, вместе и по отдельности кладутся горизонтально вперед на задний диван, обеспечивая абсолютно ровное продолжение багажника. Вдвоем с младшим 7-летним сыном мы уместились на площадке с разложенными сиденьями, не выкладывая из багажника дорожный скарб. Если сдвинуть передние сиденья вперед и убрать подголовники, то заваленная назад спинка переднего сиденья идеально стыкуется со спинкой заднего дивана, положенного вперед.

Не спасовал Forester своими внедорожными свойствами перед песчаным пляжем и движением по мокрому песку и лужам береговой линии. Honda Odyssey, шедший за нами, преодолел это препятствие только с помощью Газ-66. При движении по песчаному пляжу, как ни пытался в повороте пустить Forester в занос, так и не смог. Автомобиль хорошо идет с включенной понижайкой по мокрой глинистой ухабистой дороге с поперечным наклоном. Межосевая блокировка удерживает кузов от бокового сноса под гору. По нашему заключению, езда по грязи на Forester скучна, колеса не юзят, не уклоняются от прямолинейного движения, не буксуют. Единственное, что его может остановить — недостаток клиренса под колесами, но 200 мм и ровное снизу днище, короткие свесы, база в 2525 мм — довольно солидный аргумент в пользу движения по пересеченной местности.

Forester отличается от полноценного внедорожника подвеской. Все серьезные джипы имеют рычаги, пружины и амортизаторы, эта конструкция гораздо крепче, чем стойка Макферсон. Несмотря на особенную длинноходность стоек Forester, мы сошли с читинского бездорожья, в лучшем случае, с половиной необходимого давления газа в стойках. Подвеска стала работать шумнее, появились крены кузова в скоростных поворотах. Прокачка всех стоек обошлась в 1200 руб., что устранило последствия перегона. Другой послепробежной подготовки Forester не потребовал.

Двигатель преподнес нам сюрприз в Хабаровске. Заметили, что стрелка температуры поползла к красной зоне. При переключении на пониженную помпа начинала более интенсивно гонять охлаждающую жидкость, обеспечивая лучшую теплоотдачу от двигателя. Если это не помогало, включали на время печку, температура начинала падать и держалась в норме, через некоторое время процесс снова повторялся. В расширительном бачке уровень охлаждающейся жидкости повысился, а обратно в радиатор при остывании двигателя она не ушла. Понял, что причина в клапане, который открывается при разряжении внутри двигателя, он по какой-то причине не открылся. Ремонт потребовал всего 15 секунд, снял пробку радиатора и зацепил ногтем прикипевший к уплотнительной резинке клапан. После этого слил охлаждающую жидкость назад в радиатор, и двигатель стал показывать нормальное положение датчика температуры. Когда запускал двигатель, было слышно характерное бульканье, что свидетельствовало о наличии воздушной пробки в системе охлаждения, между тем уровень в расширительном бачке упал ниже минимального уровня — дело ясное, не хватает антифриза. Литр антифриза, совместимого с японским, устранил недостаток жидкости в системе охлаждения, булькания как не бывало.

Вот и все неприятности, которые произошли с Forester за два месяца и 10000 км российского бытия. Расход топлива в среднем 9 л/100 км, если не крутить в городе без необходимости двигатель больше 3000 оборотов, так же по трассе — что равняется чуть более 100 км/ч на 5-й скорости. Если стрелка спидометра заваливает за 140 км/ч, стрелка датчика топлива начинает стремиться к нулю прямо на глазах. Причем, наилучшую динамику Forester показывает на 92-м бензине, а самый качественный бензин, по моему мнению, на юкосовских заправках. По дороге из Приморья с включенным кондиционером Forester уложился менее чем в 9 литров, добрую половину пути скорость движения не превышала 80 км/ч. Экономичностью Forester на «механике» доволен, с коробкой уже нашел общий язык. Я готов все ему простить за его проходимость и потребительские качества, которыми он отличается от обычных легковых автомобилей. Следующим моим семейным авто будет только Subaru, не в последнюю очередь из-за оптимально настроенной подвески и дружелюбного к владельцу салона.

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ,
Ангарск

Автомаркет+Спорт № 33

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог