|
Уникальный прототип, собранный в Барнауле, имеет раму из труб прямоугольного сечения и независимые подвески, представляющие собой переднюю «двухрычажку» от «Нивы». Двигатель — вазовская 1,6-литровая «четверка». Плюс две лебедки. Весьма любопытная конструкция, | Наверное, стоило отмахать почти две тысячи верст по степям Монголии, чтобы лично убедиться, что Второй всероссийский внедорожный фестиваль — это зрелище, масштаб, концентрация различного рода техники и, конечно же, активный отдых, в коем перемежаются соревнования и увлекательные экскурсии. Подобное событие в истории российских джиперских сообществ было лишь однажды. В прошлом году «Протектор» устраивал на берегу Байкала Первый фестиваль. Нынешний, организованный клубом «Алтай-off-road», не мог не пройти на качественно ином уровне. Но обо всем по порядку.
145заявленных экипажей, около двухсот прибывших фактически, каждодневная «развлекаловка» в виде компакт-соревнований и посещение местных природно-исторических достопримечательностей — огромная площадь базового лагеря на протяжении недели представляла собой гигантский муравейник, кочевавший по окрестностям и пополнявшийся гостями вплоть до предпоследнего фестивального дня. Мы опоздали на открытие на какие-то часы, но иные представители off-road-движения, увы, прибывали уже под занавес мероприятия.
КОЧЕВОЕ БРАТСТВО
|
Нет, неинтересно рубиться на алтайском бездорожье. Вода почти по капот, а колеса твердо стоят на каменистой поверхности. Будь дно илистым… | Да, для кого-то поездка на Фестиваль, осложненная собственным желанием вкусить максимум бездорожья за минимум времени, наполнилась прямо-таки драматическими событиями. Я, разумеется, не говорю о порванных приводных ремнях, которые на Алтае найти невозможно, и заглючивших топливных системах, наглотавшихся местной солярки. Случались проблемы намного серьезнее, причем в краях, мягко говоря, не соседствующих с республикой Горный Алтай.
Одна из двух протекторовских «семидесяток», добиравшихся до Фестиваля по «федералке», еще не доезжая Тайшета, потеряла три амортизатора. Последние, будучи заимствованы у LC 105, спереди вырвали верхние крепления, а сзади просто «сложились» по штокам.
|
Долина реки Чулышман, а слева серпантин, позволяющий в нее спуститься |
|
Мертвое озеро с выходами ртути. Именно оно сподвигло Ивана Ефремова написать рассказ «Озеро горных духов». А если забраться выше в горы, то можно найти и вполне живые водоемы, в которых даже водится форель |
| Но и это, знаете ли, было сродни не более чем незапланированному приключению (хотя 300 км до Красноярска пришлось «телепать» на одних пружинах, и только в столице края работу подвески на отбой помогли восстановить местные джиперы). Вот колонна, двинувшаяся с запада на восток, на подготовленную читинским клубом «Диверсант» трассу, сполна познала, что такое настоящий экстрим. Новосибирцам, томичам, омичам, одесситам и непосредственно читинцам предстояло по двум маршрутам разной сложности пройти Даурию и через Монголию выйти на Алтай. Однако что-то пошло не так, в результате до Фестиваля добралось шесть экипажей, хотя стартовало не менее 20. По «фронтовым сводкам», получаемым от вырвавшихся из «даурского плена» джиперов, стало ясно, что колонна, не раз пересекавшая российско-монгольскую границу (отчего, говорят, на них даже завели уголовное дело), на момент завершения мероприятия еще сидела в читинских болотах. Конкретно переломались машины, закончилось топливо, местные проводники, шедшие к ребятам с соляркой, потеряли в топях лошадь. В конце концов, от таких трудностей потребовала перезагрузки психика, и парни элементарно переругались.
Что касается психологической атмосферы на Фестивале, то она была самой благоприятной. Событийность мероприятия в первую очередь заключалась не в возможности продемонстрировать свою внедорожную крутость, но пообщаться с коллегами из 25 российских городов, а также из Польши и Швейцарии, договориться о совместных проектах.
|
Как известно, когда тонет корабль, первыми с него бегут крысы. А когда джип? Признаюсь, эвакуация штурмана, причем сидящего на заднем сиденье и боящегося промочить ноги, мне непонятна | Тем не менее, как говорилось выше, организаторы, дабы не приводить к застою джиперской крови, предложили ряд соревнований. И первое, оно же самое несерьезное — «Полоса препятствий». «Слепая» езда по неглубокому речному руслу, стрельба из «воздушки», выпивание штурманом на скорость пива — в общем, чем бы джиперы не занимались, лишь бы не скучали. Нам же, не участвовавшим, представился случай посмотреть на технику. В основном алтайскую в количестве 40 машин (в крае существует аж три off-road-клуба). Любопытно, что предпочтение здесь отдается УАЗу и ГАЗ-69. Особенно много с учетом их возраста «шестьдесят девятых». И это несмотря на то что алтайские «офф-роудеры» активно ездят в экспедиции (а эти автомобили, прямо скажем, для такого вида отдыха подходят не совсем) и даже получают за это спортивные разряды. Впрочем, и подготовлены у них внедорожники своеобразно. Военные мосты тут отнюдь не основа всей конструкции. Далеко не всегда при обилии горных речушек встречается шноркель. Но «резина» в подавляющем большинстве — любимый и в нашей области Simex.
|
В джип-спринтовый бой участники бросились на самой разнообразной технике. Порой не совсем подходящей. Этот Great Wall, выступавший в классе стандартных, не смог преодолеть и половины дистанции |
|
Трасса спринта для подготовленных подразумевала наличие довольно глубокой ямы (впрочем, никто почему-то не залился) |
| Зато в чем можно отдать «Алтай-off-road» должное, так это в организации и официальной регистрации в РАФ Кубка России по трофи-рейдам в Сибирской зоне. Первый его этап прошел нынешней весной и собрал участников из Барнаула, Бийска и Новосибирска. На восточной части нашей страны подобное происходит впервые.
Алтай — красивейший регион, чьи природные и культурные ценности за неделю могут лишь чуточку приоткрыть свои секреты. В составе небольшой колонны по крутому серпантину мы спустились в долину реки Чулышман, притоку известного Телецкого озера. Полюбовались одним из ртутных озер, что стало местом действия рассказа советского фантаста Ивана Ефремова. Побывали на могильных курганах кочевого народа, обитавшего здесь 3 тысячи лет назад. Поднялись на ледник Актру. И на фоне всей этой пейзажно-археологической «живописи» были удивлены по-монгольски убогим бытом местных жителей. Если «русские» деревеньки в республике еще и выглядят более-менее привлекательно, то «аулы» коренного народа — алтайцев — с примитивными мазанками, с магазинами, где полы из необструганных досок, представляются этаким социалистическим «оазисом», до которого не добрались рыночные отношения. Собираясь в обратную дорогу, наш караван, чтобы запастись провиантом, в поселке Кош-Агач исключил далеко не одну ассортиментную позицию из списков нескольких торговых точек. Кое-как на единственной АЗС мы нашли солярку (при том, что автопарк достаточно свежий и преимущественно праворульный, джипов или дизельных машин нет) и сварщика, заварившего лопнувший мост Safari. Но так и не смогли в воскресенье обнаружить открытой хотя бы самую завалящую «забегаловку».
|
На обратном пути мы столкнулись с разлившимися реками и весьма сильным их течением. Впрочем, критических ситуаций не возникало | Соревнования продолжились мини-трофи, в которое отдохнувший «Протектор» смог выставить наиболее технически целый экипаж — ту самую, уже с восстановленными амортизаторами «семидесятку» под руководством Михаила Крусанова. Компактный рейд, обязывавший взять 50 контрольных точек, развернулся на каком-то десятке квадратных километров. И хотя для пущей радости соревнующихся организаторы не предложили заманчивой болотинки, разнообразие засад в виде глубоких бродов, колей и крутых выходов на берег у КТ все-таки присутствовало. Правда, тут надо сказать, что алтайское бездорожье довольно существенно «изуродовано» твердым каменистым основанием, по причине которого водоемы и колеи не позволяют «засосаться» до безнадежного состояния. Зато сразу при такой-то компактности и желании соревноваться на абсолютном «стандарте» образовались пробки, что миновались по «тротуарам» перелесков и поперек русел. Кто-то окунался выше ватерлинии, уповая на имеющийся шноркель, а кто-то старался не мочить «пяток». Прямо-таки показательно выступали местные на «заводском» УАЗике, что всю дистанцию экипаж из семи человек пронес буквально на руках.
Михаил Крусанов, он же известен многим джиперам России как «Бегемот», он же JEEPpopotam:
— Для меня фестиваль — прежде всего, общение. Со многими из его гостей я встретился впервые, но был уже давно знаком. Общались в форумах, переписывались по e-mail. Приятно, что удалось увидеться лично. Понравилась и программа, особенно видео и фотопрезентации клубов. Все это как-то объединяет людей, сплачивает их.
Что не понравилось: могу только отметить чересчур большую территорию лагеря, из-за которой участники фестиваля располагались довольно далеко друг от друга. Хотя такое количество на маленьком пятаке и не разместишь. |
|
…и крутых поворотов, в которые не попадали даже относительно короткобазные машины | Ну а наш счет в той битве — 11-е из 53-х участников место, ценность которого определилась отсутствием половину соревнования у протекторовского экипажа карты расположения точек.
Завершилась «культурная» программа джип-спринтом. На той же «пересеченке», где недавно проходили первые два соревнования, лентами и воротами была «выстроена» пара трасс — для стандартных и подготовленных. Как мне кажется, именно это сверхкороткое по дистанции состязание стало наиболее насыщенным эмоциями. Так, «стандарт» озадачили довольно высокой ступенькой, делящей пополам две стихи — воду и землю. Чтобы выбраться на последнюю участникам приходилось либо уповать на сцепные свойства шин, либо брать этот барьер штурмом, принося в жертву переднюю защиту и, если у кого еще остался, пластик бампера да расширителей арок. Учитывая то, что на старт подались люди на совершенно «дорожных» джипах, зрелище получилось душераздирающим.
|
Правда, с мостами в республике дела обстоят лучше, чем в Монголии | Спринт же в классе подготовленных проходил на фоне более трезвого соотношения сложности трассы и способностей машины. Особых трудностей у лифтованных внедорожников на грязевой резине она не вызвала. Хотя «Круизеры» да «Сафари», чьи хозяева понадеялись на шины типа All Terrain, несмотря на гравийный фундамент, все же посидеть умудрились. Было довольно забавно смотреть, как через это же место, выбрав правильную траекторию, легко пробрался экипаж на Suzuki Escudo.
Что нам было до соревнований, если на протяжении всей фестивальной недели протекторовский лагерь за счет того или иного экипажа напоминал сервисную зону. Поменяли благодаря новосибирским джиперам, привезшим цапфу, следующий ступичный подшипник на одной из «восьмидесяток». Заменили вентилятор на Prado и т. д. Да и все эти трофи со спринтами еще ждали нас впереди, на пути домой через Республику Тува.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
|
Тува — страна гор, «козьих» троп и бурных горных рек. Обратите внимание, еще чуть-чуть и вода выйдет из берегов | А почему, собственно, через Туву? Выбор маршрута не объяснялся его меньшей протяженностью. Да, мы «экономили» более тысячи километров по сравнению с федерально-асфальтовыми дорогами, однако взамен, по словам красноярцев, добиравшихся на Фестиваль именно таким образом, получали откровенно плохое дорожное покрытие, местами с поправкой на погодные условия, возможно, отсутствующее вовсе. Те же красноярцы предупредили нас и о «доброжелательности» тувинцев, которые, будто хищник на отбившуюся от стада жертву, готовы позариться на отдельно идущую машину. «Только колонной и ходом мимо всех населенных пунктов» подытожили ребята. Но мы, жаждавшие напоследок вкусить экстрима, для себя уже все решили. И еще заранее взяли на кош-агачской заставе разрешение на проезд по приграничной зоне, где дорога идет в непосредственной близости от столбиков, за которыми — Монголия.
|
В данном случае мы двигаемся по дороге. Просто на время дождей она превратилась в одно из речных русел | Перед тем, как покинуть «алтайскую цивилизацию», мы были предупреждены вторично. На этот раз местный житель посоветовал не уходить в «автономку», придерживаясь оживленных направлений. Обосновал сие он тем, что начавшийся дождь вызвал разлив рек, которые наши джипы не смогут форсировать. Как вы понимаете, это нас не остановило. А вот барнаульским любителям приключений, встреченным в том же Кош-Агаче, стоило бы поостеречься, поскольку по аналогичному маршруту они отправлялись на стандартной «санитарке», обещая пересечься с нами уже на территории республики. Несмотря на состояние наших машин, утомленных предыдущими верстами, мы провожали их с откровенным сочувствием. Впоследствии оценка подготовки барнаульского экипажа полностью подтвердилась — «буханка» нам так и не попалась. То ли самонадеянные путешественники все же свернули с труднопроходимого направления, то ли, пересекая реку вброд, занялись «авторафтингом».
|
Тува — это еще и ледники, до которых рукой подать, и, конечно же, просторы, просторы, просторы | Последнее было вполне возможно — «Протектор» познал это на собственном опыте. Первая же горная речушка предстала быстрым полноводным потоком, что был «по пояс» нашим джипам с 6-дюймовым лифтом и «по грудь» внедорожникам пониже. Штурмовали успешно, на этот раз уже с положительной стороны отмечая характер дна горных рек. Дороги, а вернее, тропы на окраинах Тувы, к сожалению, в своем большинстве аналогичны по профилю — камень на камне, отчего скорость едва превышала 20-30 км/ч. Вдобавок TLC 80, «переболевший» ступичными подшипниками, страдающий электрикой и нехваткой тяги, отстрелил шланг гидроусилителя. А без него на дорожке, напоминающей триальный участок — не жизнь.
Ну и стоило забираться на эти задворки Российской империи? Вы знаете, да! Непрекращающийся ремонтный процесс («гидрач», естественно, был восстановлен, как и сломанный позже кронштейн тяги Панара на Safari, и порванный сайлент-блок на нем же, и гнутая направляющая суппорта на TLC 78, и многое-многое другое) с лихвой компенсировался открывшейся нам панорамой, которую не портил, а даже украшал свинцовый потолок туч, обрушивавший на нас мелкую и оттого еще более неприятную дождевую взвесь. Стоит, стоит бить о камни пороги и рычаги, чтобы забраться в край, чертовски похожий на конандойлевский «Затерянный мир».
|
Могильные курганы в урочище Пазырык хорошо известны археологам мира. Их уникальность заключается в том, что тела погребенных, благодаря особой методике захоронения естественным образом замораживались. Поэтому до нашего времени сохранились и сами тела, и много | Своей суровостью каменистые сопки, грозящие обвалами, и безжизненные просторы, кажется, подчеркивают всю бренность человеческого бытия и оправдывают по-монгольски неспешное течение жизни хозяев редко встречающихся юрт. Здесь, на мой взгляд, красочнее, чем на диком западе Страны степей, а природные условия благоприятнее для существования. Во всяком случае, отсутствуют проблемы с водой, которой щедро делятся видимые на горизонте ледники. Правда, и климат в Туве самый-самый из резко континентальных. Летние +50 зимой превращаются в такую же величину с обратным знаком.
При этом, что особенно ценно, республике не грозит туристический коллапс. За неделю нашего турне подобных себе мы встретили лишь однажды — группа кемеровчан на штатных «Нивах» шла в обратном направлении. Кроме них приходилось наблюдать только одинокие тувинские УАЗы. Так что если кто хочет почувствовать себя первопроходцем, Тува поможет самореализации в этом деле.
Евгений Павлов, руководитель тверского клуба «Лебедушка»:
— Замечательно, что идея проводить подобные off-road-фестивали не умерла после прошлогоднего мероприятия. Любителей бездорожья в различных его видах в России очень много, а такого глобального «турслета» джиперов до сих пор не было. При этом он не просто прекрасная среда для общения — организаторы продемонстрировали дифференцированный подход, как к интересам участников, так и к возможностям их внедорожников. Кто не хотел гробить машину, рубился на легких трассах. Иные выбрали полноценный off-road. Другие же с удовольствием посещали окрестности. Я, например, рад, что побывал в тех местах на Алтае, которые в принципе легкодоступны, но о которых без местных проводников не всегда узнаешь. |
А ведь были времена, когда здешние места кипели жизнью, пополняя воинами армию Чингисхана. По поздним летописям известно, что тувинцем (или как их тогда называли, урянхайцем) был один из самых легендарных полководцев основателя монгольского государства — Субэдэй-багатур, на Руси «прославившийся» битвой на Калке, в которой, руководя кочевым войском, он нанес поражение втрое превосходившей его по численности коалиции славянских князей. В республике даже существует Интернет-портал, посвященный этому национальному герою.
|
Природа на Алтае покоряет своей суровой красотой, какую не увидишь в родных краях. Это, например, Красные (то есть красивые) ворота, прорубленные в скальном массиве | Больше-то гордиться и нечем. Выйдя из труднодоступных в дожди районов и попав, как нам представлялось, на цивилизованный тракт, мы рассчитывали получить сколько-нибудь ровное покрытие. На деле же оказалось, что каменистая дорога по-тувински значительно жестче монгольских грунтовок. Добавьте сюда отсутствие на протяжении пятиста километров АЗС и безразличное отношение к нашим персонам командира погранзаставы, у которого мы должны были получить подтверждение разрешения на проезд — картина жизненного уклада республики станет более понятной.
С другой стороны, все наши опасения по поводу агрессивности местных не подтвердились. Возможно, по причине того, что контактировать с ними у нас не было никакого желания, и единственный факт общения заключался всего лишь в предложении одним из тувинцев выпить, а после нашего отказа — обменять на спиртное свою подругу.
В Кызыле нас и вовсе встречали как людей, прибывших из какого-то другого мира. На тот момент для тувинцев мы, думаю, были олицетворением чего-то, не укладывающегося в общепринятые там представления о порядке вещей. Нас в свою очередь удивила инфраструктура столицы республики. В 100-тысячном городке полно свежих «японцев», однако самый крутой сервис открылся перед нами в виде замены масла в прямом смысле на бордюре. И в поиске «трансмиссионки», итогом которого стала покупка Zic (больше ничего найти не удалось) в единственном типа ларек магазине запчастей для иномарок.
|
Самый «центровой» сервис в Кызыле. Масел нет, дизелистов тоже. Кстати, с тем же мы столкнулись в Тайшете. Хотя в столице Тувы нам все-таки поменяли масло, а в Иркутской области наотрез отказались принимать машину в ремонт. Дело было в субботу, видимо, поэтому | Полагаю, нет смысла в подробностях описывать дальнейший наш путь. Асфальт под колесами на какое-то время вдохнул жизнь в истерзанные рейдом организмы внедорожников. И мы, радуясь этому событию, совершили две ранее запланированных экскурсии. В село Шушенское, где поразились еще существующему культу личности Владимира Ильича. И на Саяно-Шушенскую ГЭС, что открылась нам с довольно приличного расстояния, вследствие чего не впечатлила своими гигантскими размерами.
Вот дорога от Канска до Тайшета — это круто! Местами уже брошен асфальт, но там, где его нет — танкодром! А от него — продолжающие вылезать мелкие и не очень поломки. Что ж, от усталости металла и болтовых соединений, от накопленных в различных экспедициях и трофи-рейдах хронических болячек в столь продолжительных и сложных поездках никуда не деться.
И все же, позволю себе заметить, основной барьер, мешающий организации и проведению подобных «выездов на природу» — психологический. Именно атмосфера в коллективе, способность, не паникуя, взяться за работу, которая кому-то покажется в данных условиях невыполнимой, выходят на первый план, когда машина встает на очередной «капитальный ремонт» в местах, где верх сервисных услуг — подковывание лошадей. Как раз с этим в «Протекторе» все в порядке. Эта черта, общая для представителей нашего джиперского сообщества, я бы сказал, в клубе основополагающая. А посему подвести черту хочется ответом на вопрос одного из членов экспедиции по поводу того, что он думал в момент, когда его Cruiser с «вытекшей» цапфой и «сжеванным» ступичным подшипником без необходимых деталей замер посреди бескрайней монгольской степи на расстоянии в тысячу верст от ближайшего магазина запчастей.
— Знаешь, Макс, ребята же рядом были. Я, в общем-то, не переживал.
Генеральный спонсор клуба «Протектор» в этой экспедиции — сеть СТО ГОРДЭР.
Спонсоры: Компания «БайкалВестКом». Компания «Вимм Билль Данн» в лице официального представителя ООО «Виктория». Сеть магазинов «ИнтерАвто». Сеть магазинов Japan-Шина. Магазин комплектующих и аксессуаров для внедорожников «Сафари». Фирма «Все для шитья». Магазин «Экспедиция». «Иркутский внедорожный центр».
При поддержке сети магазинов «Фанспорт».
Максим МАРКИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 32 |