«Запорожец» передней компоновки с шестеркой BMW, «Ока» с задним приводом и 230-сильным турбомотором, драговый ИЖ на закиси азота и без моторного масла, «Волга» ГАЗ-21 длиной шесть метров и с шестью дверями, американский Hudson, подаренный Чкалову за беспосадочный перелет в Америку, хот-род, позаимствованный у Сталлоне из кинофильма «Кобра».
|
|
Buick Special 1953 года
на пневмоподвеске |
|
Chevrolet Velair. 700 сил! |
Три дня Тушинский аэродром в Москве гудел очевидным и невероятным в области средств передвижения. Вот где была настоящая автомобильная тусовка! Не какой-нибудь там официальный автосалон. Ни тебе галстуков, ни манерных монологов, ни пышных презентаций с фуршетами, ни лакированных половых покрытий. А все больше голые отвислые животы, палатки, пиво с шашлыками, туалет «в кустиках», родная матерная речь вперемешку с лошадиным смехом и скошенное поле под ногами. Романтика!
Если учесть весь экзальтированный транспорт, заслуженно и не очень просочившийся через цепь милицейских заградотрядов, то поле Тушинское с 8 по 10 июля приютило более 2000 единиц техники. Чем ежегодный и уже девятый по счету фестиваль «Автоэкзотика-2005», несомненно, поставил рекорд. Первый, организованный в 1997 году, насчитывал не более 300 машин. Бывалые посетители говорили, что львиная доля участников каждый год одна, реально состав обновляется процентов на 10-15, может быть, 20. Да и настоящий романтический дух мероприятия якобы все больше коммерциализируется.
|
Мини-кар «Хамелеон» имеет заднее расположение «оковского» мотора и вариатор от снегохода |
|
Chevrolet Corvette |
Но попавшим сюда впервые было чему дивиться даже при очевидном снобизме многих обладателей автоэкзотики и немалом количестве ничем не примечательных экспонатов. Да что там, при цене входного билета в 300 рублей и весьма свободном размещении машин, они буквально тонули в людском море посетителей, особенно бушевавшем в субботу и воскресенье. Ничего не помешало под знойным солнцем образоваться длинным очередям у касс, а потом еще у металл-детекторов КПП с визуальным досмотром сумок и даже карманов. Антитеррористическая безопасность нынче прежде всего!
Но и без того воздух в культовом столичном местечке разрывался от всевозможных зарядов: тысячекиловаттных акустических, прямоточных выхлопных и просто сенсационно-зрелищных. От смешения конструкторских жанров, мировоззренческих эпох и свободы автотворчества не просто рябило в глазах — плавилось в мозгах!
|
Dodge Romeo Tongue Levis
a Le Side |
|
Английский мини-родстер Fury. 198 сил и всего 400 кг массы |
|
Chevrolet Camaro 1979 года |
|
-Пожарный International
1956 года |
|
Здесь собрались те, кто так или иначе противостоит строгому течению безжалостного времени и шаблонам современного автостроения. Семейные антиквары, гаражные одиночки-самоделкины, полутайные кооперации любителей-конструкторов, амбициозные инжиниринговые структуры, клубные сообщества, представительства малых и больших тюнинговых ателье, мелкие и мощные реставрационные центры, а также коллекционеры, со знанием дела обсуждающие недавнюю покупку ценного лота на международном аукционе за каких-нибудь 3,5 млн. евро.
Инсценировки «под эпоху» в оформлении некоторых экспозиций, презентация интересных моделей на главном подиуме организаторов и даже показательные выступления отдельных «кар-сапиенс» — все это смешалось в единое святотатство над четким порядком исторического автомобилизма и торжество над серийностью и серостью масспроизводства. С непременными конкурсами и награждениями, в том числе, кстати, и за «Самые сомнительные достижения в области автоэкзотики»!
В этом великом столпотворении колес и моторов, тем не менее, можно узреть несколько организующих начал, задававших вселенскому хаосу какой-то порядок движения. Причем прошлое и настоящее отечественного автопрома составляло здесь такую движущую силу, какую восточному россиянину не осмыслить ни при каких обстоятельствах.
В целом всю «Автоэкзотику-2005» можно представить четырьмя основными «галактиками» с непременными в этом случае центрами притяжения. Первая — сохранение старых моделей, массовых и редких, в том или ином виде. Второе — создание по мотивам и на платформе известных моделей оригинальных конструкций. Третье — силовой и (или) внешний тюнинг современных серийных моделей. И четвертое — это самобытность и эксклюзивность ряда выпускаемых ныне «заводских» моделей.
Первые два «космоса» как раз и включают в себя обширное понятие ретрокары, занимавшие здесь значительную долю выставки. И которые специалисты тоже могут разделить на определенные творческие классы и понятия. В частности, на репликары и машины более модного течения — неоклассика. Здесь как раз удалось выяснить, в чем тонкости различия этих «конформаций».
Оказывается, репликары предполагают некий оригинал или близкую копию старой модели, также «посаженных» на старую силовую часть и не обязательно родную. А вот неоклассика — это скорее собирательный образ именитых в прошлом моделей, современная и чисто визуальная интерпретация ушедшего автоискусства с использованием нынешних технологий изготовления и, соответственно, с базированием на шасси и агрегатах современных автомобилей. А еще набирает ход такое движение, как постройка в облике старых моделей хот-родов, то есть заряженных и «горячих» по темпераменту автомобилей — увлечение, рожденное и культивированное в США, а теперь подхваченное в России.
|
Экстремальный «автопирсинг» |
|
|
Дрэговый ИЖ на закиси |
Однако все надо принимать с изрядной долей условности, поскольку ЧТО сегодня можно увидеть под знакомыми и малоизвестными образами, просто не поддается никакой идентификации! Иногда наблюдается такое смешение жанров, что впору учреждать абсолютно вольные номинации.
Профсоюзы красоты
и скорости
Индустрия профессионального тюнинга, конечно, сегодня на подъеме не только в Иркутске. И что характерно, праворульные «японцы» для этого дела отнюдь не игнорируются даже в столице. Наоборот, встречаются варианты, до каких у нас пока руки не дошли. Ну, например, броский внешний и салонный тюнинг минивэна Honda
S-MX. Владельцу и без того заметной машины она досталась за $10000, но он не пожалел еще столько же вложить на более яркое оригинальное оформление, почти не трогая музыкальную начинку и не переставляя руль.
|
Фантом |
Еще более интересным воплощением мечты об индивидуальном авто предстал короткобазный Pajero, особенность которого в том, что исполнен джип не в абстрактном аэрообвесе и раскрасе, а в конкретном стилистическом решении с довольно сложными «скульптурными» деталями. Называется теперь машина «Черная вдова». Есть, как известно, такой паук, и выглядит красно-черный Pajero в образе ядовитого насекомого- хищника ну очень внушительно. Даже, наверное, покруче, чем Jeep Wrangler с эксклюзивной переделкой кузова и салона, выполненных в коричневых и нежных кремовых цветах. Кстати, хозяйка «Черной вдовы» женщина.
Разумеется, и по части музыкального тюнинга в западной части страны более чем все в порядке. Можно увидеть самые современные и недешевые модели, ставшие самоходными установками для ракетно-залпового огня акустическими децибелами. Целые фургончики и пикапы фанатично отдаются под тяжесть усилителей и сабвуферов. Но что-то подобное уже вовсю назрело и в наших пенатах.
Но есть все же направление во внешнем тюнинге, которое в наших краях пока еще не востребовано и вообще мало известно.
Если точнее, речь идет об одной из составляющих кузовного тюнинга, а именно переделка дверей, и по большей части у двухдверных моделей под вертикальное открывание типа «гильотина», как у иных суперкаров. За рубежом выпускаются комплекты приспособлений для многих моделей, в том числе японских, так что практическое освоение «гильотин» дело времени, желания и относительно невысокой стоимости.
|
«Черная вдова» |
Хороший пример в этом смысле демонстрировала столичная тюнинговая фирма ProSport на трехдверном хэтчбеке Honda Civic. Комплект кронштейнов для него вообще можно назвать доступным — около $1000, во всяком случае, по сравнению с самой работой, которая в данном случае оценена в $6100, куда входят и мероприятия по снижению массы дверей. Кроме чисто эстетического значения, новаторы технологии видят развитие данной услуги и по практическим соображениям — теснота на городских парковках сделает такие машины более удобными и безопасными.
Силовой же тюнинг, естественно, развивается своим путем, и как уже отмечалось, высокофорсированные тачки, поголовно участвующие в скоростных заездах, нынче представлены самыми невероятными образцами, включая раритетные и самодельные. Однако в наиболее профессиональной и состоятельной среде все же предпочтения отдаются современным моделям. Но и здесь взращиваются полярные тактики. Есть видные заводские образцы, колдовать с которыми особой нужды вроде и нет. Купил и без особых вложений выглядишь очень круто.
|
«Ока»-турбо |
|
Jeep Wrangler |
|
Honda Civic |
|
Honda NSX |
|
Трицикл на базе «Харлея» |
|
ВАЗ-2120 |
Но и здесь покоя не дают даже такие изысканные спортивные модели, как Honda NSX, что красовалась под вывеской московских стритрейсеров. Пережила три глубоких и десяток мелких доработок, в результате чего заметно убавила в весе и прибавила в мощности почти до «формульных» показателей, хотя по внешнему виду и сами японцы никакого «апгрейда» не заметили бы. Правда или нет, но говорят, что в конструкционный тюнинг машины вложено почти двести тысяч долларов! То есть один из совершенных серийных суперкаров, по мнению российских рэйсеров, с завода не «раскрыт» и на треть своих потенциальных возможностей.
И все же каким мастерством тюнинга овладели сторонники родного автопрома, заслуживает не меньших восхищений. «Гладков-сервис» показал, что и «Оку» при желании можно сделать настоящим суперкаром. Надо только выкинуть из нее все нутро, кузовок посадить на гоночные слики-лапти, а двигатель поперечно расположить сзади, с приводом, естественно, задних колес. Да не «оковский» моторчик, а 1,5-литровый 16-клапанный от ВАЗ-21120, форсированный до 230 сил в основном при помощи турбонаддува! Соблюдая при этом принятую для профессионального тюнинга эстетику, так что двигатель внешне и не узнать вовсе. Спецприборы, гоночные кресла и каркас безопасности прилагаются.
Для наглядности этот же сервис выкатил и собственно ВАЗ-21120 во всестороннем тюнинге, на колесах с шинами 235/40 R18 (!), и где родной мотор также форсирован до 230 сил при помощи турбонаддува. Кстати, турбины ребята используют исключительно японские, от спортивных моделей Mitsubishi и Nissan.
Фантомы
Например, какому роду-племени может принадлежать один из гвоздей программы, мини-кар по имени «Моня»? Ребята еще в 1998 году купили стандартную «Оку», чтобы ездить на работу в сервис, где ремонтируют и тюнингуют дорогие машины. Убогость «Оки» надоела быстро, и невольно ее стали обклеивать и обвешивать всякой всячиной. В итоге только на наклейки уже потрачено $400, а в целом весь обвес и внутренняя «инсталляция» на сегодня обошлась никак не меньше $10000 и лишних килограммов триста веса!
На перечисление всех погремушек «Мони» уйдет места и времени не меньше, чем на опись Кремлевских сокровищ, при этом ни копейки не потрачено на конструктивные изменения по двигателю, кузову или подвеске. Так что это теперь? Образец экстремального автомобильного «пирсинга» и «тату»? Как бы ни было, а «Моня» стал одним из призеров «Серебряной калоши» — той самой премии, учрежденной за самый странный «тюнинг».
Или вот нечто невообразимое, созданное москвичом Сергеем Буниным, энергетиком по профессии. Однофамильцу знаменитого писателя хотелось побеждать в дрэгрейсинге, а «под руками» был только старенький ИЖ-комби с двигателем УЗАМ. И все, что в этом комби было хорошего для успешных дрэгбоев, только задний привод, который требовалось как-то «усовершенствовать».
Кузов обрезан до возможного предела с максимальным уменьшением веса и переносом его на задний мост. Передняя часть и двери из пластика, радиатор с легким баком в виде алюминиевой 20-литровой канистры сзади, здесь же смонтирована система закиси азота. Расточенный до 1,6 литра и увеличенный по степени сжатия УЗАМ развивает 150 сил и позволяет облегченному до 700 кг ИЖу занимать третье место в городских гонках в классе до 1,8 литра.
По словам Сергея, в машине сконструирована не имеющая аналогов система пропускания набегающего на двигатель воздуха. Нагреваясь под капотом, он идет прямо в салон через «реактивный» короб. По расчетам, за счет организованного потока и разницы температур входящего и исходящего воздуха заметно снижается аэродинамическое сопротивление. А чтобы выдержал перегруз двигатель, Сергей использует уникальный отечественный модификатор УМ-2, с которым однажды участвовал в гонке без моторного масла! Сейчас готовится новая версия двигателя с 4-дроссельным впрыском и мощностью 240 сил, а также приобретен комплект американских сликов из мягкой резины. И что за машина получилась в этом случае? Сергей назвал ее просто — «ИЖ-дрэгстер», и добавить что-либо к этому трудно.
А в какую грань автоэкзотики можно вписать трехосный пятиметровый родстер, созданный по мотивам «Москвича-401»? Этот «бывший» Opel наряду с «Волгами» и «Победами» сегодня тоже популярен в качестве носителя идей, причем на шоу пришлось увидеть открытый вариант «четыреста первого», по характерному вырезу боковой линии один в один соответствующий известному в Иркутске ретромобилю. А вот двухместный трехосник — совсем свежее произведение молодых московских автохудожников и, похоже, пока уникальное. Идея создания этого чуда пришла странным образом, но по-нашему очень даже мотивировано.
Один новорусский буржуа захотел иметь машину, «мордой» похожую на любимого бультерьера Тему, но чтобы шибко круто и не как у всех. Как не искал в официальных автосалонах, ничего похожего не нашел. Так и завела судьба в одну из гаражных дизайн-студий столицы, где ребята с воодушевлением взялись за работу, располагая по случаю приобретенными останками «Москвича». Но поскольку «морда» 401-го лишь отдаленно напоминала булю, сходство усилили отказом от родных рассеивателей с использованием маленьких ламп-зрачков в пустых глазницах фар, а «мышечную» мощь уже доводили пластиком.
Что касается крутизны и эксклюзивности, то с этим тоже все в порядке: кожаный салон с утонченной стилизованной отделкой и современным набором комфорта, элегантно открываемый багажник, да и весь стайлинг машины говорит за себя. Вот только к хот-родам машину не отнесешь, поскольку под капотом пока стоит двигатель от 412-го «Москвича». Кстати, ведущая ось одна, средняя, зато все шасси использует только отечественные детали, по большей части москвичовские. Машину так и назвали — Тeма. Помрет булька, а его суперпрототип останется в истории. Так вот надо любить собак!
Но, похоже, на шоу был засвечен образчик самодельного передвижного устройства, имя которого может приняться за обобщенное для всех вышеописанных и многих других случаев. Будто прямиком из голливудских павильонов, где снимают очередной пошлый боевичок об уличных бандах будущего, на поле очутился убойного вида мотоцикл с коляской. Черный некрашеный остов монстра и кожано-металлический прикид «бандитов» действительно производил неизгладимое впечатление. «Урал» скрестили с москвичовским двигателем! Колеса сдвоенные, рама и вилки, естественно, сварены по-своему, посадка высокая, много светотехники, звук выхлопа чудовищный.
Это первый такой «трицикл», рожденный экстремальными байкерами из Подмосковья. Узнав, что я из Иркутска, предложили делать для нас такие машины под заказ, по тайге ездить, значит. Пообещал им «прозондировать» почву. Называется машина «Фантом». Не ново, но уместно и очень даже символично! Вот именно, не иначе как фантомами можно назвать многих представителей школы реконструкции старой отечественной техники, где при всей бедности выбора, кажется, нет предела вариантам перехода «конечностей» в ощущение таковых.
Раритеты
Раритеты же, как уже стало понятно, тоже делятся на настоящие и псевдо. И армия первых, к счастью, «чистых» ценителей старины, пока еще больше.
Из таковых к самым великовозрастным на этот раз, наверное, относился итальянский ОМ-665 Superba 1928 года, в характерном для тех времен облике, можно сказать, конца эпохи первоначального становления автомобилей. Рядная двухлитровая шестерка, нижневальник, но уже с верхним расположением клапанов. Истинная, но прогрессивная классика! Причем машина сохранилась до наших дней без особых реставрационных мероприятий.
Чего не скажешь о многих других и более «свежих» европейцах, которых буквально вытаскивали с того света, восстанавливая из истлевших останков. Как вот этот красный Steyr 1939 года с родным оппозитом, который был найден у болгарского колхозника в полузакопанном состоянии. Кстати, эта 55-я модель выпускалась всего год, было собрано всего 1300 штук, и данный экземпляр можно причислить к настоящим антиквариатам.
Или как этот синий BMW того же года, ржавый остов которого хозяину пришлось выкупать за немалые деньги у спившегося «коллекционера». В целом облик удалось воссоздать оригинальный, разве что покрашен в современный металлик и двигатель от BMW нашего времени.
|
|
OM-665 Superba |
|
Hudson из далекого 1936-го |
|
ЗИЛ-41052 |
|
Mitsuoka Le Side |
|
Beuford и Excalibur современной постройки |
|
|
Довоенный Steyr |
|
|
BMW 1939 и Mercedes 1938. Восстановлены из рухляди |
Но что примечательно, по абсолютному количеству блестяще сохраненных или восстановленных, выступали раритеты американского происхождения. И здесь действительно было чем полюбоваться. Начиная с эксклюзивного Lincoln Zephyr 1938 года с родным V12 объемом 4,4 литра. На каком-то этапе истории в машине, правда, появились мелкие «русскоязычные» детали, такие как реле-регулятор или тумблер освещения салона, однако в целом этот символ расцвета США после кризиса 30-х остался оригинальным, а его нынешний владелец намерен довести этот показатель до 100%.
А вот с точки зрения советского «расцвета» тех времен, больший интерес вызывает другой американец — роскошный кабриолет Hudson 1936 года выпуска. Элитарная марка, существовавшая до начала 50-х и позабытая в эпоху глобализации, однако является одним из памятников Сталинского авторитаризма и «теплых» довоенных отношений с Соединенными Штатами. Нынешний владелец этого Hudson с нескрываемым сомнением говорит, что машина принадлежала самому Чкалову и что подарена была ему самим Сталиным после знаменитого перелета в Америку через Арктику.
Кстати, тогда многие американцы искренне восхищались достижениями советских людей, не имея представления о чудовищной социальной катастрофе за ширмой всех национальных подвигов. Но любимцы и герои той демонической эпохи вознаграждались по-царски. Таких важных «американцев» в Союз завезли больше сотни, и были они в частном пользовании многих известных лиц, в том числе у кинокумира Любови Орловой. Надо отметить, что помпезно-парадная архитектура Hudson, словно заказная иллюстрация к жизни вождя всех народов, подкреплена кожаным салоном и 5,0-литровым V8, владение чем для простых граждан СССР было равнозначно обожествлению или причислению к лику святых.
Разумеется, на масштабное развитие автопромышленности США не подействовала ни Вторая мировая, ни тем более смерть Сталина. На 50-е годы приходится выпуск еще более грациозных и технически продвинутых американских моделей. Среди них и синее купе Buick Special, и ярко-желтое купе Chevrolet Velair. Оба оснащены 7,4-литровыми V8, отреставрированы согласно современным канонам постройки хот-родов — с зеркальным сиянием моторов и всего подкапотного пространства, так, что и не верится, будто эти агрегаты работают на внутреннем сгорании. А ведь как работают! И если Buick отличается в основном регулируемой пневмоподвеской и не слишком высокой форсировкой до 400 сил, то Chevrolet блистает компрессорной форсировкой до 700 сил.
И вообще, несмотря на то что роскошные машины тех лет сами по себе представляют антикварную ценность, из них не стесняются делать нечто большее. Вот и Ford Mercury 1950 года в московской студии AutoXtrim подвергся «обработке» на предмет получения ход-рода по мотивам того самого сталлоновского из фильма «Кобра». Крыша сплюснута до амбразурного размера окон, установлен пламявыбрасыватель, салон оформлен в стиле фэнтэзи, подобраны соответствующие колеса, хотя 5,7-литровый двигатель Chevrolet особой форсировке здесь не подвергался.
Если говорить о псевдоретро, той самой неоклассике, выпускаемой на базе современных моделей «под старину», то эта категория машин по-своему заслуживает оваций. Типичный пример ностальгической интеграции поколений — английский Beuaford, выпускаемый на шасси Ford Towns, но с бензиновой «шестеркой» аж от Nissan Patrol. А можно было увидеть и небезызвестную у нас японскую Mitsuoka. Только в отличие от «мелких» и малоприметных моделей, что иногда поступают на наш рынок от этого производителя всякой «реплики», здесь красовался вальяжный в своей древней роскоши Le Side, в котором к тому же московские специалисты переставили руль налево и полностью перетянули салон в более дорогую кожу. Техническая основа от Nissan Skyline.
Гигантским питоном на денек в Тушино приполз и стрейч-лимузин на базе типичной неоклассики, где солидно урчала американская многолитровая «восьмерка». Но самый эффектный автомобиль из этой категории все же был изумительный в своем стайлинге Excalibur, который поштучно собирается в США и почти копирует элитный Mercedes 540K. Модель, которую называют автомобилем Третьего рейха, на каком ездил Гитлер и его ближайшие соратники. Модель выпускалась только с 1936 по 1939 годы и вышла тиражом всего 406 штук. Соответственно — коллекционная ценность сохранившихся оригиналов запредельная. Именно такой Mercedes недавно был продан с аукциона за 3,5 млн. евро, причем, что самое изумительное, покупателем был наш соотечественник!
Современный «римейк» символа верховной нацистской власти тоже разработан одним из бывших мерседесовских дизайнеров, да и купить его можно недорого — с небольшим пробегом всего за $60000. Правда, с технической основой не от какого-нибудь Mercedes-S, а всего лишь от Lincoln Town Car c 5,7-литровой восьмеркой.
|
Хот-род на базе Ford Mercury 1950 года |
|
Lincoln Zephyr V12 |
Ну а все верноподданные Российской верховной власти должны бы застыть перед черной глыбой ЗИЛ-41052 1988 года выпуска с порядковым номером 3. Этот бронированный правительственный лимузин времен перестройки попал в известный в Москве реставрационный центр «Молотов гараж», где машину после трудов тяжких довели до безупречного состояния по технике (родной ЗИЛовский V8 объемом 7,6 литра) и салону. Машина длиной 6,35 метра, шириной 2,8 метра и снаряженной массой 5,5 тонн знаменита тем, что возила «иуду» Горбачева и «врага народа» Ельцина, если применять любимую лексику реакционных коммунистов.
А безопасность первых российских президентов обеспечивала уникальная бронезащита по типу капсулы, что сегодня встречается далеко не в каждом «членовозе» даже в богатых странах. Во всяком случае, то были настоящие демократы — ездили на отечественном, а народу не запрещали покупать подержанные иномарки. Не то что нынче.
ЗАЗ-мафия
Лучшая карикатура советского автопрома и король анекдотов вовсе не утратил влияния на умы и сердца народа. Уж если хранители этого бренда собираются в клуб и противостоят цивилизации под грозным лозунгом «ЗАЗ-мафия», стало быть, есть что-то в нем глубокое и вечное.
Образ «Запорожца», как видно, способен питать самые высокие чувства и душевные порывы. Это могут быть простенькие, но с теплотой раскрашенные и отделанные экземпляры, и даже искусно превращенные в очаровательные «родстеры», а могут быть серьезные и даже агрессивные по сути «кузовные» спортпрототипы, созданные назло и вопреки всем расхожим байкам. Из последних и хотелось бы отметить два символических образца: на базе «горбатого» и на базе «ушастого», аллегорично вписанными в историю анатомическими казусами. Впрочем, «на базе» — это неверно, поскольку в данном случае эксплуатируется только облик двух главных и единственных поколений «Запориков», тогда как «база» у них совсем иного толка.
|
ЗАЗ-родстер |
Удивляешься и подсознательно одобряешь, на что может вдохновить продукция ЗАЗ! Из детства помню, как наш сосед, бульдозерист дядя Саша, все свободное время проводил в гараже и чинил свой «Запорожец». Снимал двигатель, разбирал, собирал, потом немного ездил и опять сидел в гараже с тем же занятием. При этом ежедневно выкуривал две пачки «Беломора» и выпивал бутылку водки минимум, умывался бензином и говорил с миром исключительно на «техническом» языке.
|
ЗАЗ-«BMW» |
По малости лет мне казалось даже, что вообще двигатели всех автомобилей на свете требуют ремонта после каждого выезда, и что когда вырасту, обязательно сконструирую мотор, с которым дядя Саша и все человечество освободится от столь тяжкого бремени. Теперь же интересно было узнать, как другие «отомстили» за все мучения владельцев ЗАЗов.
|
«Багира» |
«Багира» — так благородно назвал свое детище москвич Александр Васильев, по профессии слесарь-монтажник по турбоагрегатам. Начал работу над машиной «из остатков кузова ЗАЗ-965» еще в 2000 году, сама же концепция «Багиры» родилась путем синтеза базовых достоинств отечественных автомобилей с минимизацией затрат на запчасти, но с некоторой оглядкой на зарубежный опыт схемотехники. Расположение двигателя традиционное для ЗАЗ, то есть сзади продольно, как у Porsche, но сам агрегат установлен от ВАЗ-21083. Постоянный привод также на задние колеса, однако предусмотрено включение и полноприводного режима, для чего с доработкой использована ЛуАЗовская коробка и другие его агрегаты.
В некотором смысле, трансмиссия «Багиры» представляет инверсию привода Луцкого вездехода, хотя и без применения колесных редукторов. Для эффективного охлаждения двигателя по бортам моторного отсека приспособлены два радиатора с электровентиляторами. Передняя подвеска McPherson, практически «восьмерочная», а задняя по схеме копирует многорычажку у BMW, но все детали тоже российские. Кузов, разумеется, основательно переделан для улучшения всех параметров, причем оригинальных деталей в нем теперь меньше, чем пластика. В первую очередь, он удлинен на 170 мм в зоне передних арок и дверей, благодаря чему ноги и в целом посадку можно «регулировать» более свободно.
Увеличенная база и колея, разумеется, помогли улучшить курсовую устойчивость и управляемость, в частности, решить проблему избыточной поворачиваемости. В общем, «Порш» не «Порш», а в заднеприводном варианте «Багира» разгоняется и нормально едет до 178 км/час. По салону тоже не было задачи сохранить родную атмосферу 965-го, все сделано с использованием современных деталей и материалов.
Дети «Шишиги»
Поклонникам российских автодостижений не дает покоя былая слава многих вездеходов, некогда спроектированных не в угоду рынка, а по приказу Партии на основе рокового опыта ВОВ. А если еще и душа в конструкцию была вложена, то благодатная почва для творчества потомков просто прописана в паспорте. От этого архаичные военные джипы ГАЗ-69 и УАЗ с каждым годом привлекают все больше мастеров тюнинга и любителей экстремального off-road.
Впрочем, увидеть что-либо чумовое на базе этих внедорожников не удалось, разве что журнал «Off-road drive» провел показательные выступления на специально подготовленных для триала УАЗах, которые больше походили на трактора с сочлененным шасси, чем на внедорожники. Ну а красиво тюнинговать УАЗы и даже ГАЗ-69 теперь не хуже умеют и в Иркутске. Здесь разве что радовал глаз нижегородский репликар цвета вишневый металлик — открытый кузов ГАЗ-69, водруженный на лифтованное шасси UAZ Hunter с 2,7-литровым ЗМЗ-409.
После неудачи с заводским проектом «Комбат» (кстати, стопроцентный пример неоклассики) способность нижегородской тюнинговой фирмы мелкосерийно выпускать подобные «реплики» выглядит благородно и уместно, во всяком случае, пока не закончатся в стране родные кузова 69-х.
А вот идолопоклонничество грузовому военному «джипу», малотоннажнику ГАЗ-66, получившему еще подпольную кличку «шишига», заслуживает отдельного сказа. Чего уже только не соорудили на шасси старого волка бездорожья! Какими только концептуальными волнами не разошлось эхо «Газона» всех времен и народов!
|
66-й и «Хаммер» — гремучая смесь под именем «Партизан» |
Небольшая фирма из Бишкека уже давненько известна своим грузо-пассажирским «прохамером» под именем «Бархан» со сдвоенной кабиной, который по заказу строится на пониженном шасси 66-го с использованием нетленных по дизайну кусков его же кабины.
И вот появилась уже вторая версия, получившая название «Бархан-Аккула». В ней учтен главный недостаток предыдущей модели — колеса малого, почти «легкового» диаметра, которые в угоду стилю с мостами ГАЗ-66 снижали клиренс до позорно малых значений. В результате — претензии от клиентов по части проходимости типа «едем на 66-м, а садимся как на «Ниве». Поэтому решено было вернуться к заводским стандартам геометрической проходимости с использованием нормальных колес, а заодно и в корне изменить лицевую часть машины, чтобы уж вовсе не гримасничать в честь «Хаммера».
Но американский военный «молот», как ни «звучит парадоксом», продолжает вдохновлять других патриотов 66-го. Группа энтузиастов из Москвы, которая даже не оформлена в какую-то фирму, «на коленке» наладила производство настоящих прототипов Hummer, соблюдая его утилитарные пропорции и экстерьер. Узнаваемость кузова достигнута пластиком, хотя есть родные вкрапления от кабин 66-го. Между прочим, уже удалось построить и продать любителям «Хаммеров» четыре таких машины, еще две в производстве под очередные заказы! А что, ведь в итоге получается значительно дешевле не только «Хаммеров», но и нашего официального ответа в виде «Тигра».
А вот зодчие из Зелиноградского Off-road-клуба в своих средствах передвижения никаких ассоциаций с «америкосами» не приемлют, хотя лавры ГАЗовского ветерана бездорожья им тоже чешут руки. Устав от многочисленных опытов подготовки, переделки и доводки УАЗов, они взяли и просто-напросто скрестили кузов УАЗа с шасси «шишиги», чем, как говорят, сразу заткнули за пояс многих маститых внедорожников, хотя колеса здесь далеко не 66-го размера по ширине и диаметру. И даже черный флаг с «веселым Роджером» на корму водрузили как символ убийцы всех стереотипных представлений в борьбе за титул высокой проходимости.
И вот что характерно — все интерпретаторы «шишиг» в своих произведениях повально используют его родные двигатели. Ужасные V-образные карбюраторные «восьмерки», но почему-то живучие в поколениях, как античные герои среди Бэтменов и Бумеров, как языческие обереги в эпоху просвещенного материализма. Ничего не поделаешь — это вопрос доступности и мнимой оригинальности, хотя по заказу и на перспективу все говорят о дизелях импортных и лицензионных.
Однако сегодня на волне повышенного интереса к бездорожью продолжают появляться и вездеходы пока нетрадиционного класса, а именно пневматики, обеспечивающие низкое давление на грунт для прохождения болот и еще способные плавать.
Саратовская фирма «Солитон», известная по выпуску лебедок, показала свой опытный образец пневматика, который представляет сборную команду из российских комплектующих, но доселе не имеющую аналогов по «составу» и функциям. Кузов позаимствован от пятидверной «Нивы» ВАЗ-2131, от «Нивы» же 1,7-литровый двигатель, однако в шасси использованы редукторные мосты от УАЗа, каждый из которых крепится к раме через четыре амортизатора и четыре пружины, собранные в виде стоек. Сами пневматики установлены новой версии с более агрессивным и направленным рисунком протектора, который не в пример лучше должен работать на тяжелых грунтах. Конечно, и лебедки с двух сторон предусмотрены.
Но самое главное — это полноуправляемые колеса! Нет, не для безопасного прохождения скоростных виражей на асфальте, а для максимальной маневренности на «пересеченке». Причем передние и задние колеса в зависимости от обстановки можно поворачивать раздельно или одновременно в различных фазах, обеспечивая разворот «на месте» или движение «полубоком».
Нет, что ни говорите, а в нашей стране просто не существует пределов для совершенствования внедорожной техники, и в борьбе с технологиями дорожного строительства она пока выигрывает всухую.
Волгари
Пожалуй, самая многочисленная «фракция» любителей старины — хранители 21-й «Волги». Но и самая однородная, прямо как генеральная партия в нынешней думе. Поскольку в подавляющем случае видим просто «Волги», красивые, благородные, любовно выпестованные своими хозяевами, но без особой прогрессивной мысли, ведь сама по себе первая «Волга» еще не является эксклюзивным раритетом. Разве что модное направление делать из 21-х импозантные кабриолеты вносит в эту епархию хоть какое- то оживление.
И только несколько тематических произведений по-настоящему заслуживает звания экзотических автомобилей. К старейшим, еще с глубоких советских времен, можно отнести микроавтобус москвича Алексея Арсеньева, который он сделал в своем гараже еще в 1977 году. В сущности, это и был микроавтобус советской «иномарки» РАФ, только кузов полностью перекраивался панелями 21-й. Машина по тем временам получилась интересной и смелой, однако без инженерных откровений, и общероссийской известности не имела.
|
В отличие от другой конструкции, уже концептуальной, изготовленной в 1981 году группой российских кулибиных и получившей имя «Тритон». Собственно, в этой знаменитой по техническим журналам и телесюжетам амфибии от 21-й «Волги» в основном заимствован только двигатель, который в качестве земноводного мотора отработал почти 100 тысяч км и претерпел один «полукапитальный» ремонт с заменой колец, по-прежнему оставляя «Тритон» и на ходу, и на плаву. Машину представлял один из ее создателей, преклонного возраста Владимир Дмитриевич Серегин.
Да, пока гении оборонки ковали супероружие, гении из народа сделали опытный образец относительно недорогой амфибии частного использования, которая может ехать по суше со скоростью до 75 км/час и довольно резво плавать. Образец, который прошел 25-летний цикл успешных «испытаний», но так и остался живым укором российскому автопрому. «Тритон» имеет водомет оригинальной конструкции, две коробки передач (для движения по суше и воде), но самое интересное — «режимную» работу подвески, которую при надводном положении можно поднимать или просто демонтировать, сделав машину обычным катером.
|
Но если вернуться к 21-й «Волге», то в нынешнее время ее светлый образ тоже можно увидеть в душевных прототипах. Разного, но актуального значения. Борис Головин из Перми прямо-таки поразил своим лимузином «Ария», от начала и до конца сделанным своими руками. Техническая база — различные модели «Волг», хотя от 21-й взяты только наиболее узнаваемые детали кузовного «обвеса». Электрика от ВАЗовских моделей, а вот салон отделывается в оригинальном стиле с использованием кожи и натурального дерева, в частности, ручки-подлокотники для дверей Борис выточил из дуба! И никакого шпона, понимаешь.
Машина еще в стадии доработки по салону, где постепенно должны появиться стол, бар, холодильник, телевизор, дополнительные места. Для последних, собственно, и делались средние двери. Но что поразительно, Борис не рассматривает свою машину в качестве прокатной и для прочих коммерческих нужд. Автомобиль, как у всяких настоящих художников, создавался по велению музы и без всяких корыстных мыслей. Тем не менее, как и у многих других самодельщиков, документы для регистрации новинки почти год ходят по инстанциям, и редкие выезды приходится делать на свой страх и риск нелегально.
Наконец, современное хот-род-строение, для которого 21-я вдохновляет и подходит как нельзя лучше. Стилистически получается эффектно и, что важно, ограничивает фантазии только средствами. Самый свежий пример — это относительно недорогое изваяние в кузове купе, представленное группой молодых дизайнеров очередной гаражной «студии» столицы. Машина еще в «рабочем» состоянии — черный матовый кузов, двигатель от 24-й «Волги», недоделанный салон.
Однако мотивы роскошных американских купе 50-х уже налицо, причем для придания динамики крыша и в целом оконная линия заметно «сплющена», что тоже навевает мысли об известном сталлоновском болиде. Нарочито большие задние колеса подчеркивают дрэговый характер машины, а чтобы сие не осталось декоративным элементом, ребята намерены установить под капот ГАЗоновскую «восьмерку». Кузов засияет металликом, специальная резина засверкает крупными белыми надписями, в салоне появятся добротные отделочные материалы и современная электронная аппаратура. Будет здорово, одним словом.
Победоносцы
|
Самая заряженная «Победа» — на агрегатах BMW |
Разумеется, символ Победы и первый в Союзе массовый автомобиль «премиум-класса» не может оставаться в тени в эпоху реконструктивизма. Позволяет и вековой запас прочности металла, и прекрасные телесные пропорции. Родные двигатели и трансмиссию давно никто не оживляет, как и не используют родные колеса. То есть оригинально, аутентично реставрированных «Побед» не увидеть. Машина вызывает интерес именно в качестве кузовной «болванки». Однако и разнообразия по пересадке силовой части не наблюдается, в основном речь идет о «волговских» моторах, трансмиссии и подвеске.
Из наиболее качественных ренессансных версий М-20 можно отметить ослепительно- вишневую машину, в которой каждая деталь, от маслозаливной горловины до последнего тумблера, выкрашена и отполирована до музейного состояния «руками не трогать». И опять же практически никакого силового тюнинга, только впечатляющее сочетание «волговского» 402-го мотора с «нулевым» фильтром да спортивные амортизаторы. Потому и хот-родом такую машину еще не назовешь.
Другой вид патриотического культивирования Победы активно проявляется в перекройке самого кузова. Тут можно увидеть версии с осторожным модерном лицевой части, а можно и вовсе купе или даже родстер. Притом во многом облик изменен за счет пластиковых деталей, да и с оформлением интерьера обходятся достаточно вольно. Например, на руле вместо родного обода можно увидеть не кожу и не дерево, а мощную цепь! Но по части моторов и шасси особых достижений тоже нет.
И все же некий хот-род в кузове «Победы», причем оригинального, увидеть можно было, в том числе в показательных заездах среди дрэгрейсеров. Для чего машина и готовилась, собственно, несмотря на адрес «приписки» к мирному московскому клубу «Авторетро». И хотя на ходу у нее может открыться дверца, и окраска машины не слишком тщательная, синий дым из-под колес и невероятное для столь массивной туши ускорение производило должный эффект.
И все благодаря двигателю и механической коробке от BMW-728. Подвеска позаимствована тоже от BMW, но уже 528-й модели. Речь, разумеется, о донорах не новых, выпуска начала 90-х. В принципе, получился истинный репликар, а свои дрэговые амбиции демонстрирует за счет мощных задних колес и самодельного переднего спойлера, который может регулироваться по высоте и наклону.
Василий ЛАРИН
Москва-Иркутск
Продолжение следует
"Автомаркет + Спорт" №28 19.08.05
|