Опыт эксплуатации. Лестница жизни (Москвич - 412 | Нива | Toyota Ipsum)
Просмотров: 9495
29 Июня 2007

На протяжении длительного времени я был владельцем отечественных автомобилей. Мой возраст в те далекие 80-е годы подходил к тридцати годам, тем более, что почти все друзья имели к тому времени свои собственные автомобили: у кого-то была «классика», у другого «Москвич». Тут я понял, что отставать мне не имеет смысла, и я решил обзавестись собственным авто.

«Москвич»

Москвич - 412 | Нива | Toyota Ipsum
Моим первым автомобилем стал «Москвич-412», который достался в пятилетнем возрасте. Объявлений о продаже автомобилей в то время было примерно столько, сколько и сейчас, за исключением того, что вместо японских и европейских марок в основном продавали отечественные «тройки», «копейки», «шестерки», «девятки» и «Москвичи». Покупка автомобиля для меня оказалась делом случая. Мой хороший знакомый и товарищ по службе предложил свой «Москвич». Я был доволен. Во-первых, машина устраивала меня по цене, во-вторых, мне понравилось, в каком состоянии содержал её хозяин, и в-третьих, это был надежный товарищ, который не обманет. Тем более автомобиль он немного доработал, установив элекроустройство, которое показывало напряжение в аккумуляторной батарее и обороты в двигателе соответственно. Это была небольшая коробочка, которая подключалась в электроцепь машины и на циферблате горели зеленые цифры, показывающие те два вышеупомянутых параметра. Было просто и удобно. Устройство с точностью до десятых выдавало напряжение и обороты в двигателе, и я был в курсе, когда мне нужно ставить батарею на подзарядку или регулировать обороты. Также он поставил на заднее стекло обогреватель в виде особой лампы накаливания в красивом корпусе. Особенно этот «прибамбас» меня выручал зимой. Электропакет приводился в действие нажатием двух клавиш. Было в машине еще одно спецустройство, которое находилось глубоко под рулевой колонкой. Выполнено в виде ключа зажигания, который отрубал массу в авто. Так что за сохранность автомобиля я был в относительном спокойствии.

Но самое удивительное, что машина не имела ремней безопасности. Мне оставалось удивляться, каким образом она проходила ежегодный техосмотр, который в те времена был намного жестче, чем сейчас. Впрочем, я сам решил эту проблему. Вставил на место, где должны быть ремни, две пластины с отверстиями, приварил их и натянул ремни.

Времена тогда были более простые, чем сейчас, и я «влез» в кассу взаимопомощи, сумел купить и машину, и металлический гараж одновременно. При этом снимал квартиру и имел небольшой участок в садоводстве. Вот такая была жизнь у младшего офицера Вооруженных Сил РФ.

Затем приобрел для повышенной проходимости специальные цепи на колеса «Москвича». Помню, были как-то с семьей в Зун-Мурино, поехали за малиной, а там огромная непролазная грязь на дороге после дождя. Подъехали, видим, стоят несколько десятков машин. Участок непролазной дороги несколько сот метров. Я со спокойным видом достаю цепи, поднимаю колеса с помощью домкрата, надеваю цепи на все четыре колеса — и вперед. Дорогу развезло, думал, что сяду, и никто меня вытащить не сможет, но нет, доехал до места без проблем. Через некоторое время из лесу вышел такой же автомобилист с подарками в руках — просит, дай цепи, в лесу ягоды полно, стоять неохота. Я его выручил, как и других, оставшихся на том «берегу».

Судьба того «Москвича» зеленого цвета была очень трагичной. Он славно отработал на меня лет пять, потом я решил его перебрать. С ноября по май занимался машиной исключительно по вечерам в свободное от работы и служебных обязанностей время. Жизнь в стране изменилась, зарплата мне уже не позволяла покупать запчасти, потому что одно крыло к «Москвичу-412» стоило как половина моей зарплаты, покрышка к авто оценивалась в одну зарплату. Поэтому пришлось все делать самому и своими руками. В общем, машину перебрал от хвостика до носика, по полной программе. Все перекрасил, перетянул все болтовые соединения, даже перебрал двигатель и переварил пороги. Поставил новый аккумулятор, амортизатор, много чего сделал, подвеску привел в отличное состояние, коробку передач снимал. Была проделана колоссальная работа. За 300 рублей перекрасил «Москвич» в мастерской. Впоследствии сам сшил чехлы на сиденья. Шил на глаз и из подручных материалов. Вот вроде все, к весне мне осталось лишь провести проводку, потому что разобрал я автомобиль основательно. Тут и начались приколы: сделал вроде все грамотно, но при повороте загорались габариты, когда же нажимал на педаль тормоза, горели огни заднего хода. Без помощи и советов было не обойтись. В начале мая я выгнал «Москвич» из бокса, поставил в гараж, но меня уже отслеживали, так как гараж стоял в «веселом» месте.

Как сейчас помню, 5 мая я планировал совершить поездку на дачу. Вечером, перед отъездом, долго копошился в гараже: в багажник сложил весь дачно-огородный инструмент, помыл, заправил под завязку машину и долго думал, куда же поставить рассаду. Решил снять переднее правое кресло. Вроде все в порядке, места достаточно, можно со спокойной душой идти домой. Построив грандиозные планы на следующий день, я вышел из гаража и случайно зацепил рукой кусок ватмана, который без дела валялся в гараже... Уходя домой, а было к тому времени достаточно темно, я долго вспоминал: отключил ли массу в машине? Пока шел до дому, вспомнил, что перед тем как закрыть ворота, отключил массу, а, оборачиваясь, зацепил тот самый ватман.

Утром у меня было плохое предчувствие. Пошел за машиной. Прошел березовую рощу, вижу свой желтый гараж, ну, думаю, гараж вроде на месте. Подхожу ближе — машины нет, а ворота со срезанными петлями лежат в стороне. На полу тот самый ватман, а на нем — отпечаток ноги вора. В милиции, куда я обратился, сказали, что если в течение трех месяцев автомобиль не найдут, то дело закроют. Почти два месяца по выходным я ходил на рынок в Рабочее, надеялся. С тех пор осталось только одно кресло от «Москвича». Машины я лишился и впредь ее больше не видел.

«Москвич» дубль два

Начались долгие метания, проблемы. Но я не из тех людей, которые сдаются. В течение последующих двух лет построил капитальный гараж. Эти два года были очень тяжелыми — я ощутил всю безысходность бесколесной жизни, когда ждешь общественный транспорт, чтобы проехать две-три остановки. Или нет возможности уехать на дачу.

Я построил гараж, но потом его продал и купил новенький «Москвич-412». По тем временам это была тоже достаточно приличная машина. Иномарки в то время были в единичных экземплярах. На этом «Москвиче» я ездил пять лет, ничего плохого про него сказать не могу, работал аппарат по-честному, особых замечаний не было, лишь сразу после покупки полетел стартер, пришлось его менять. Да была еще проблема — сгорел диск сцепления. Вот уж где было мороки. Чтобы добраться до этого диска, надо сделать следующие операции. Первое — полностью снять защитный поддон, который защищает двигатель (если он имеется). Второе — разобрать систему выхлопов газов. Снять и вытащить коробку передач. Но с применением специальной книжки по ремонту и обслуживанию «Москвича» работу я выполнил за два дня.

«Нива»

Москвич - 412 | Нива | Toyota Ipsum
Но вот скопилось немного денег, я начал крутиться по жизни и решил купить «Ниву». Конечно, когда я пересел с «Москвича» на «Ниву» — это было что-то. Примерно как с повозки пересел на мотоцикл. Эта машина могла все — любая грязь, любое бездорожье ей были по плечу. Маленькая, аккуратная, компактная «Нивка» стала для меня сказкой. «Упаковал» я ее по полной программе. Друзья с авиазавода помогли достать подножку и кенгурятник. Установил пластмассовые арки под крылья на саморезы, дно и подкрыльевые пространства обработал в сервисе специальным антикоррозийным составом. Поставил сигнализацию, вмонтировал отличную радиоантенну, постелил коврики, даже установил электроподогреватель двигателя. Зимой проблем с запуском я не имел вообще. Купил усиленный багажник на крышу, поставил газобаллонное оборудование, о чем не жалею абсолютно. Меня пугали, что это будет сложно, непрактично, что потеряется часть мощности движка, но ничего подобного не произошло. Благодаря газу я летал, когда хотел, где хотел, куда хотел, и никаких забот при этом не имел. Заправлялся в 2,5-3 раза дешевле, чем мои друзья, меня это сильно радовало.

По поводу ремонта и обслуживания «Нивы». У меня полетела помпа, поставил германскую, в коробке передач какой-то подшипник развалился, ремонтировал в сервисе, радиатор в системе отопления «крякнул», пришлось им позаниматься, ШРУСы заменил, а остальное в целом было неплохо.

«Нива» была очень хорошей машиной, я с удовольствием о ней вспоминаю. До сих пор осталось немного ностальгии от русских автомобилей.

Ipsum

Москвич - 412 | Нива | Toyota Ipsum
Выбору японской машины предшествовал долгий и тщательный поиск в Интернете. С сыном сидели часами, выбирали, перебирали, думали, ориентировались, прикидывали, и в итоге нам приглянулась Toyota Ipsum. Когда показал эту машину в сети Интернет жене, она сказала: «Нет, только не эта, на эту машину смотреть я не могу. Отвратительная машина».

Как только продали «Ниву», сразу поехали на авторынок. Приехали очень рано, рынок был еще закрыт. Подошли, около входа стоял Ipsum. Готовился заехать на торговую площадь. Тут жена неожиданно говорит, что эта машина ей нравится. В итоге, дождавшись открытия рынка, пошли на стоянку и просмотрели весь представленный ряд модели Ipsum, хотя изначально решили, что автомобиль должен быть обязательно с полным приводом. Это один из главных критериев после езды на «Ниве». На рынке в тот день продавали 5-6 таких машин. Я встретил своих друзей, которые работали профессионально, у них был свой сервис, я подогнал все эти автомобили к ним на осмотр, сославшись на то, что в иномарках ничего не понимаю. Друзья посмотрели все и сказали, что ни одна из них ничего хорошего из себя не представляет, у каждой были определенные проблемы. Рекомендовали подождать, пока появится что-то лучше. Но ждать мы не стали и из 4-5 автомобилей попросили выбрать что-нибудь подходящее. Нам выбрали. Купили за $8800, денег немного не хватило, по телефону связался с приятелем и одолжил у него $1000.

Так я стал обладателем праворукого белоснежного автомобиля на красивом литье. Тем более с автоматом на рулевой колонке, чему был после постоянных переключений скоростей на русских авто приятно удивлен. Сел, проехался и понял, что ничего сложного в управлении нет. Правый руль, оказывается, нисколько не влиял на движение. Поставил на учет, получил номера. Машина была 1997 года, сразу заменил масло, ремень, ролик, натяжители и начал эксплуатировать. Конечно, ее плюс в комфортном, просторном и теплом салоне — это уже совсем другой уровень эксплуатации. С «Нивой» и с любой российской машиной сравнить нельзя, да и не получится. Правильно говорят, что надо вовремя менять масла и расходники типа фильтров и заправлять качественным топливом. За два года эксплуатации она мне не доставила никаких проблем. Резинки на пыльниках ШРУСов передних колес вроде как надо было менять (растрескались), я два года терпел и ничего не случилось. Заменил подушки двигателя, они изначально, когда покупал машину, были порваны. Все это за нормальные деньги в нормальном сервисе. Через некоторое время также поставил газобаллонное оборудование итальянской системы Lovato, правда, баллон был в салоне на третьем ряду (я его не использовал по прямому назначению). Произвел все необходимые регулировки и ездил исключительно на газе. Было сделано все на славу, так что в машине запаха газа не ощущалось вообще.

Японская машина была хороша, пока я на ней не ударился. Ехал как-то вечером по улице, скорость в пределах 50-60 км/ч. Тут на дорогу в районе остановки Ипподром внезапно выскочила маленькая собачонка, я, успев крутануть рулем, чтобы избежать прямого наезда, оттолкнул ее бампером. Через некоторое время услышал странные звуки из-под авто, остановился, увидел, что нижняя противотуманная фара бьется о дорогу. Разбил. Вроде бы мелочь, но подфарник «вылился» в сумму 2500 рублей. Буквально недавно по невнимательности зацепил переднее крыло, снес левое зеркало и подфарник. Итог получился печальным, крыло — 4000 рублей, указатель поворота мне отдали за 500 рублей, потому что в нем была еле заметная трещина, которую я даже не с первого взгляда заметил, а зеркало мне обошлось в 5000 рублей. Шпаклевка, покраска и работа примерно на 15000 наших российских. Так, конечно, машина хороша, что и говорить, с «Нивой» не сравнить, но в плане ремонта...

На ней я объездил почти все окрестности области, был на Байкале и на Аршане. Когда подъезжал к даче, дорога была заметена снегом, я даже и не садился. Но в этом году был достаточно высокий и рыхлый снег, включил L, и метров 200 прошел отлично, конечно, иногда закидывало по сторонам, но в целом я ехал и смеялся над машиной: «Вырастешь — джипчиком будешь».

В целом это автомобиль для спокойных семейных поездок. Но есть один, на мой взгляд, недостаток — нединамична на дороге. Объем двигателя для такой машины недостаточен, но я смотрю, что во втором поколении Ipsum эта проблема решена.

И все-таки я русский человек, который любит быструю езду, поэтому уже заглядываюсь на другое авто, но об этом позже.

Александр САЛТЫКОВ
1400 руб.

Автомаркет+Спорт № 26

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог