Обстоятельства жизни сложились так, что в 2005 году я перевёз своих родителей, пенсионеров из Омска, в Слюдянку, на их историческую Родину. Проблемы с перевозкой домашних вещей решены были с помощью железной дороги, дача безжалостно продана, но оставалась одна вещь, с продажей которой возникли большие проблемы. Это маломерное судно «Прогресс 4 М» с рубкой в заводском исполнении, укомплектованное двумя двигателями «Вихрь-30» плюс два запасных мотора. Попытки продать лодку за приемлемые 15-20 тысяч рублей, вместе с местом для стоянки и гаражами, не увенчалась успехом, поэтому было принято решение — перевезти катер в Слюдянку на прицепе-трейлере, тем более, что на Байкале он совсем не помешал бы.
| Подготовка к поездке началась еще осенью. Я нашел подходящий для себя вариант прицепа для перевозки маломерных судов. Наиболее приемлем по стоимости и тактико-техническим характеристикам оказался образец Курганского завода автомобильных прицепов, модель 821307. При стоимости 26000 руб. он имеет грузоподъёмность 500 кг и позволяет перевозить маломерные суда длиной до 5 метров. Созвонившись с заводом, нашёл дилера, а связавшись уже с ним, узнал, что прицепы интересующей меня модели в наличии есть всегда, и предложил созвониться, когда прибуду в Омск, чтобы уточнить цену и цвет образца.
В конце июля, когда наступил долгожданный отпуск, мы отправились в путь. Экипаж нашей «Нивы» состоял из автора этих строк, моих мамы и папы да 12-летнего сына. Решение о перевозке катера автомобилем рождалось мучительно долго. Выбор остановил на старой доброй «Ниве», обладающей феноменальной живучестью, неприхотливой и надёжной как советский бронетранспортёр. Друзья и родные называли мою поездку авантюрой: на «Ниве» 1981 года выпуска за две с половиной тысячи километров, а назад ещё полтонны груза притащить.
Автомобиль был укомплектован необходимым инструментом и минимальным запасом деталей: бегунок, крышка распределителя, контакты прерывателя зажигания, подшипники ступицы передних колёс и ремень генератора. Для экономии места в салоне на крышу был установлен багажник, позаимствованный с дедушкиного «Москвича», позже, как не оправдавший надежд, он был демонтирован и вернулся домой в разобранном виде. Принцип всех предыдущих поездок был сохранён: минимум гостиниц и благ цивилизации, максимум наслаждения свежим воздухом леса и прохладой водоёмов.
День первый
27 июля в 6 часов утра мы выехали из Слюдянки по трассе М53. Первые 200 км шёл небольшой дождь, потом погода стала улучшаться, а когда подъехали к Тулуну, уже вовсю светило солнце. Оптимальная скорость по трассе для моей «Нивы» 85-90 км/ч, при этом режиме расход бензина не превышает 10 литров на 100 км, меньше шум и износ основных агрегатов не новой уже машины, поэтому к Тайшету подъехали в восьмом часу вечера.
После прохождения участка трассы М53, не имеющего асфальта в Нижнеудинском и Тайшетском районах, выехав вновь на асфальт, я почувствовал повышенную вибрацию на скорости свыше 40 км/ч. Постепенно, по мере приближения к Тайшету, она усиливалась. Источник находился с правой стороны в передней части подвески. В Тайшете решено было остановиться для поиска дефектного узла и его ремонта. Первое подозрение — на подшипник ступицы, но, вывесив колесо, следов нагрева и разрушения мы не обнаружили. Спросив у местных жителей, где можно произвести ремонт машины, получили информацию об автосервисе на въезде в город с восточной стороны, напротив заправки ЮКОС.
Учитывая такое трагическое положение, было принято решение ночевать в Тайшете. Каждый год, проезжая Тайшет солнечным днём, я обязательно останавливался на берегу тёплой реки Бирюса для купания и недолгого отдыха. Если бы мы только знали, что нас ждёт на этом берегу в вечерние часы — носа бы туда не сунули.
Едва отъехав от города, машина вдруг заглохла. Причина была установлена быстро — отказ бензонасоса. И тут я принял самое бестолковое в той поездке, как потом оказалось, решение: ехать короткими перебежками, подкачивая бензин вручную, до реки (оставалось не более двух километров), а уже на месте отдыха, пока готовится ужин и ночлег, спокойно произвести ремонт. Когда таким образом мы прибыли на берег, стемнело. Выйдя из автомобиля, мы оказались атакованными полчищами комаров — такого невероятного их количества я не видел даже в передаче «В мире животных». Попытки приготовить ужин провалились сразу. В связи с отсутствием на берегу дров удалось развести два дымящих костра из бутылок и сухого навоза, между которыми я при свете фонаря приступил к ремонту злосчастного насоса. Неисправность оказалась пустяковой, но грозящей повториться в любой момент: вышел из паза шток мембраны насоса. Но одно дело ремонтировать это в гараже или даже на трассе днём, а совсем другое — в темноте, среди едкого дыма от пустых бутылок и коровьего навоза, непрерывно отбиваясь от комаров. Так быстро я никогда ещё не ремонтировал машину. Минут через пятнадцать мы уже спасались бегством от назойливых злющих тварей.
Отъехав немного от реки в лес, уже в полной темноте, на газовой плитке приготовили ужин, поели и легли спать. Комаров в лесу, к счастью, не было.
День второй
Часов в девять подъехали к автосервису, предварительно получив отказ во всех прочих. Услышав про возможные проблемы с раздаточной коробкой (накануне нам вынесли такой предварительный диагноз), нам везде вежливо отказывали. По пути в сервис узнал в магазине стоимость новой раздатки — чуть более восьми тысяч, начал морально себя готовить к предстоящим расходам. В сервисе после двадцати минут уговоров (такой сервис!), нас пустили на один из подъёмников. В течение 20-30 минут мы с отцом сняли раздатку, затем, слив масло, я вскрыл обе крышки. Благодаря техническому образованию, после осмотра шестерен, валов и проверки люфтов, я сразу заподозрил неладное. Мои сомнения подтвердил приглашённый слесарь сервиса, как потом оказалось, один из немногих действительно грамотных специалистов того гаража. «Да она, кажется, у вас в полном порядке», — сказал он задумчиво.
После этого он спросил о характере неисправности и попросил посмотреть оба карданных вала, задний был признан исправным, а передний покоился в багажнике. Слесарь настойчиво попросил извлечь и его.
Через пятнадцать минут я уже ехал в такси до магазина запчастей — покупать новые крестовины карданного вала. Подшипники передней крестовины переднего вала были настолько изношены, что она подклинивала в одном из положений, это и вызывало повышенную вибрацию. Купив две крестовины, вернулся в сервис, где с помощью молотка слесарь по имени Серёжа часа через два отремонтировал кардан. Моё предложение добавить немного «литола» в подшипники крестовин Серёжа решительно отверг, сказав, что на заводе, производящем крестовины, смазки закладывают ровно столько, сколько необходимо. Пока ремонтировался кардан, я собрал раздаточную коробку, заправил свежим маслом и установил на машину.
Услуги сервиса обошлись в 1100 рублей, ещё восемьсот ушло на запчасти, трансмиссионное масло, герметик и такси. Учитывая качество выполненных в Тайшете работ, не дай вам Бог сломаться в районе этого славного города.
Забегая вперёд, сообщу, что крестовины на злополучном кардане я поменял на родном предприятии сразу по возвращении из Омска, ввиду явной угрозы обрыва карданного вала из-за их разрушения, причина катастрофического износа — нарушение геометрии при установке и отсутствие смазки... Информационный ресурс для автолюбителей. Тест-драйвы современных автомобилей и моделей уже зарекомендовавших себя, советы по ремонту, обслуживанию и автоподбору, обзоры автозапчастей и автокрасок, рассчет ОСАГО и КАСКО и много другое. Обзоры тюнинга автомобилей различных марок. Дайджест для автомобилистов. Так же здесь можно скачать бланки договора купли-продажи транспортного средства, заявления в ГИБДД для совершения регистрационных действий, техническую литературу по проверке автомобиля на предмет угона и советы профессионалов по автоподбору автомобилей различных модификаций.
В три часа прибыли в Нижний Ингаш — первая заправка на территории Красноярского края. Как всегда, были приятно удивлены стоимостью бензина А-80, которым питается наша «Нива». Здесь он продавался по 14,5 руб., после 16,9 в Иркутской области. Абсолютный рекорд той поездки — цена бензина в Тайшете — 17,1, самая низкая цена — 13,5 в Красноярске.
Бензонасос отработал нормально ещё километров сто пятьдесят, в Канске я купил новый и установил его. На этом проблемы с системой питания для машины закончились. В сумерках проехали Красноярск. Как всегда, порадовала своим качеством объездная дорога, пассажиры полюбовались на красивые огни вечернего мегаполиса, хотя для меня, как водителя, при дневном свете проезд любого города более комфортен.
Немного не доехав до Ачинска, примерно в час ночи остановились на ночлег. Тихая летняя ночь в лесу подарила нам огромное звездное небо, под стрекотание сверчков я забылся крепким сном.
День третий
29 июля в 10.00 отправились дальше. Любимое место отдыха — берег реки Чулым, недалеко от Ачинска. Провели там больше двух часов, выкупались от души, позагорали, отмыли салон и бока машины от Иркутской грязи и в час дня выдвинулись в направлении Кемерово.
В 16 часов заехали в небольшое кафе «Ёлки-палки», что в Мариинском районе Кемеровской области. Отведав домашнего борща, пообщались с местной достопримечательностью — живой медведицей Машей. Двинулись дальше. Невысокая скорость машины поначалу угнетала, но потом я понял, что, мчась по этой дороге почти каждый год на быстроходных японских машинах, не замечал многих интересных мест, таких как эта невзрачная на вид, но занимательная кафешка с медведицей.
В 19.54 прибыли в Кемерово. Немного ошибся в указателях, но быстро разобравшись, вернулся на маршрут. К сожалению, объезда города нет, но в вечерние субботние часы проблем с транзитом через него не возникло. Пройдено 1840 километров. План на сегодня — миновать Новосибирск, чтобы последним рывком в обед четвёртого дня прибыть в Омск.
В первом часу ночи мы разбили свой лагерь, отъехав 50 километров от Новосибирска, как потом выяснилось, прямо под глиссадой приземляющихся гражданских авиалайнеров аэропорта «Толмачёво». Устроившись с сыном в палатке, уснули крепким сном.
День Четвёртый
30 июля. Разбужен я был в семь часов утра от шума работающих на взлётном режиме четырёх двигателей взлетающего ИЛ-86. Погода стала портиться впервые за всю поездку. Поглядывая на небо в ожидании дождя, мы свернули палатку и поехали.
Постепенно начал расти в цене бензин. Странная закономерность — в регионах, имеющих нефтезаводы, бензин дороже. Хотя что тут странного, и доходы населения в этих регионах существенно выше. Действуют простые рыночные механизмы. Постепенно бензин от Барабинска до Омска подорожал на 80 копеек. А в Омске стабильные 15,8 встречали на каждой заправке. Обед в Калачинске проглотил через силу, хотелось скорее доехать — последние сто километров преодолел психологический барьер скорости — 100 км/ч, двигатель позволял больше, но что от моей «Нивы» потом останется? Впереди ведь ещё путь домой. Источник: http://kypit-diplom-vuza.com
ОМСК
В Омске остановились на один день у старых друзей, так как в нашей квартире жили совершенно чужие люди, не стали их стеснять. Все остальные дни проводили на природе — лодочной станции и островах Иртыша, благо погода позволяла отдохнуть вволю.
Мы провели две недели активного отдыха, ночуя при этом только в катере, «Ниве» или палатке у костра. Катер по объявлению не продавался, было принято окончательное решение, я поехал по указанному на страничках Интернета адресу и заказал прицеп, о котором мечтал. В магазине мне предложили четыре цвета на выбор. Был выбран белый, аналогичный окраске нашего маломерного судна.
Когда дилер пригнал мою телегу на лодочную станцию, все местные катерники ахнули. Размеры её и впрямь впечатляли — почти пять метров в длину, вес 200 кг, съёмная светотехника и механическая лебёдка для спуска на воду и подъема судна. Всё так, как я хотел. После осмотра и приёмки прицепа дилер Юрий убыл с ксерокопией моего паспорта оформлять документы. Часа через два он вручил мне новенький техпаспорт, страховку и договор купли-продажи. Теперь прицеп мой, назад дороги нет, нужно грузить катер и отправляться в обратный путь.
Пару часов подключал светотехнику, ранее моя «Нива» прицепы не перевозила, только фаркоп был, да и тот лишь для красоты. Соединив все провода, сделал контрольную поездку. Непривычно большой габарит по длине не позволял многого, что можно сделать на короткой «Ниве», теперь о маневренности нужно на время забыть.
Погрузка и отъезд домой
В течение двух суток было продано всё недвижимое имущество, принадлежавшее отцу на лодочной станции, а тяжёлые запасные части и четыре подвесных мотора «Вихрь» отправлены почтово-багажным вагоном. Туристическое снаряжение, находившееся в гаражах, перекочевало в недра катера, туда же были помещены спальные принадлежности и палатка. 9 августа в шесть часов утра мы покинули Омск. Дорога между Омском и Новосибирском дала возможность мне привыкнуть к тяжёлому грузу за плечами. Длинный тяжёлый автопоезд вёл себя достаточно неплохо, я ожидал худшего, но и расслабиться сильно не давал.
Немного о ГИБДД. «Нива» с тяжеленной ношей «на хвосте», как ни странно, не привлекала работников стационарных постов ГИБДД. Вопросы относительно документов впервые возникли только на территории Иркутской области. Причём автомобиль интересовал меньше всего. В любимом нами Тайшете, помимо стандартной процедуры проверки документов на авто, была проведена сверка номерных агрегатов нашего «Прогресса-4М», видимо, такой у них в районе числился в угоне. А вот на посту после Синюшиной горы в пять утра офицер сначала попросил документы на судно, прицеп и машину, а после того как узнал, откуда мы и что ехать осталось до Слюдянки, не глядя, собрал в кучу предъявленные мной бумаги и, отдавая их мне, пожелал счастливого пути. Как приятно было у ворот дома встретить такое понимание!
В сумерках, без приключений, проследовали Кемерово. Первая ночёвка была почти в тысяче километров от места старта, в Кемеровской области. Средняя скорость машины с прицепом на дорогах Западно-Сибирской равнины практически была такой же, как и при движении одиночным порядком. На ночёвку устроились у небольшой реки около посёлка Красный Яр, что неподалёку от Мариинска. Родители спали в катере, мы с сыном — в машине, надобность в палатке отпала, так как катер позволял комфортно устроиться на ночлег двоим взрослым.
На вторые сутки поездки машина вновь начала «сыпаться» в прямом смысле этого слова. Утром категорически отказался крутить двигатель стартер. После недолгих поисков причины неисправности мне под ноги высыпалось всё содержимое замка зажигания. Пришлось соединить провода помимо замка, напрямую. Машина стала заводиться, а дальнейший ремонт в дорожных условиях решено было не делать, так как дома, в гараже, лежал новенький замок зажигания, заботливо оставленный мне предыдущим хозяином машины. Дальнейшее передвижение уже по Красноярскому краю прервалось примерно в 15 часов местного времени, после проследования Ачинска, когда при длительном движении со скоростью 90 км/ч по хорошей асфальтированной трассе я почувствовал вибрацию и периодически возникающее неестественное сопротивление движению автопоезда.
Остановились на чистой асфальтированной стоянке с такой же чистой эстакадой и навесом со столиком для отдыха и обеда на природе. Осмотр машины выявил обрыв болта крепления заднего кронштейна подвешивания редуктора переднего моста, лопнул по сварке и второй кронштейн, поэтому редуктор оставался висеть на одной правой точке подвески. Перед поездкой, каюсь, не обратил серьёзного внимания на этот узел, а ведь штатная шпилька сломалась за две недели до поездки, оставшись в теле редуктора. Высверлив тогда отверстие под болт, не снимая редуктор с машины, как мог, нарезал резьбу и закрепил редуктор болтом М12, а трещины в переднем кронштейне просто заварил, также не снимая его с машины. Повышенные нагрузки при движении сделали своё дело. Моё легкомыслие привело к потере времени в дороге и поставило под угрозу возможность дальнейшего продолжения пути. Ремонт корпуса редуктора в полевых условиях и в незнакомой местности был сравним по сложности с изготовлением CD-плейера из куска берёзы с помощью бензопилы, поэтому, чтобы не потерять безвозвратно узел, я решил просто снять карданный вал и далее следовать в режиме заднеприводного автомобиля. Благо, болот и распутицы впереди не намечалось.
После ремонта машина с отключенным «карданом» словно прибавила пару десятков лошадиных сил, кстати сказать, и расход бензина после этой операции снизился почти на 2 литра на 100 км. Так мы и ехали дальше до дома с заблокированным дифференциалом, на одном кардане, как говорится, «на честном слове, да на одном крыле».
В темноте проследовали Канск, и в районе Нижней Поймы, на границе Краноярского края и Иркутской области, устроились на последнюю плановую ночёвку.
День последний
12 августа. Проснулись на берегу замечательного озера, из которого вытекала небольшая речка с минеральной водой. Умывшись, быстро привели себя в порядок и отправились в дальнейший путь. Впереди был самый суровый участок трассы: Нижний Ингаш — Нижнеудинск, ужаснее дорог я не встречал. Низко расположенные задние фонари прицепа пришлось снять, так как при прохождении глубоких ям они цеплялись за грунт, и мы рисковали оставить их на трассе. Поставили их на место только при проезде Тайшета, где ещё встречаются работники ГИБДД. Сильные дожди размыли грунтовые участки дороги, поэтому скорость не превышала 30 км/ч. Последняя поломка за поездку произошла в районе Нижнеудинска, когда оборвался трос привода спидометра. На способность автомобиля передвигаться эта поломка, конечно, не повлияла, хотя были некоторые неудобства, особенно с учётом пройденного расстояния.
Сильно отстав от графика, принял решение доехать до дома без остановки на ночёвку, тем более, что близость дома здорово помогала борьбе со сном. Выпив кофе и взяв в машину бутылку тонизирующей кока-колы, к пяти утра добрался до Иркутска, а через два с половиной часа наша команда уже обнималась от радости под дождём на Култукском серпантине.
Через день опробовали лодку и мотор на Байкале. Сейчас уже позади несколько небольших морских прогулок, пока недалеко от берега, главные путешествия намечены на следующее лето, когда подвесим на транец нашего небольшого катерка новенькую Yamaha.
«Нива» после ремонта сейчас снова в строю и периодически бороздит просторы бездорожья Прибайкальской тайги, все мелкие и большие неисправности устранены скромными средствами, поскольку много запасных частей пылились долгие годы в гараже, ожидая своего часа, а те, что пришлось покупать, не напрягли своей стоимостью.
Были ли логика и здравый смысл в этой поездке? Конечно, нет. Мы просто отдыхали от повседневного быта и насущных проблем, а все произошедшие приключения сейчас вспоминаются с удовольствием и улыбкой.
Егор КОТОВ
Автомаркет+Спорт № 26 |