Когда у нас с друзьями возникла необходимость в очередном автомобильном путешествии, идея о поездке в самый центр Европы — Чехию пришла случайно. Большую часть окрестностей Иркутска, доступных и не очень, мы уже проутюжили. Все ближайшие пограничные КП и сопредельные территории также освоены. Российские просторы? — Ездили...
Честно признаюсь: в Европе бывать не доводилось. Именно это и послужило главным поводом для путешествия на запад. Но почему Чехия?
Самых романтичных из нашей команды Чехия манила своей средневековой историей, замками, рыцарскими поединками и милыми черепичными крышами с цветных открыток. Самые политически подкованные из нас считали, что эта страна за полтора десятка лет после «бархатной» революции еще не успела раствориться в сытом и насквозь прогнившем европейском капитализме, а представители творческих профессий, которых чешский народ периодически в последнее время выбирает в президенты Республики, не дадут стране пропасть в мире чистогана. Но наиболее внятным поводом ехать в Чехию был у самых прагматичных из нашей теплой компании: тур туда самый недорогой.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА. НАТОВСКОГО...
|
|
|
Bedelia |
|
Benz Victoria |
|
Bugatti 13 1910 года |
|
|
|
Пражский град,наверное, единственный кремль в мире, где живут простые люди и ездят автомобили |
|
|
|
Mercedes W154 |
|
NW President |
|
Skoda 110R Coupe 1980 года |
|
Tatra первого президента |
|
Bugatti 51 |
|
|
|
Skoda Popular 1936 года — модель для детей |
|
Фаэтон Laurin & Klement
1911 года |
|
Национальный технический музей |
|
|
|
|
|
Костотряс |
|
Skoda Superb
1939 года |
|
«Pesi zona» только для людей и лошадей |
|
|
|
«Praga» — авто для туристов.
Под обшивкой 30-х годов современное «сердце» |
|
Знаменитые «живые» часы на пражской ратуше |
|
|
|
Стрейч Lincoln можно взять в аренду на ночь. В комплекте: пять баров и девушки |
|
|
|
|
|
Skoda Babeta 1953 года — полноприводный армейский автомобиль |
Чтобы автопутешествие по Чехии стало настоящим, без примеси российской экзотики в виде пятисуточной трассы Иркутск—Москва, а затем еще двух тысяч километров через Украину и Польшу, сразу было решено сократить пространство и время — двигаться по воздуху. В результате до Чехии из Иркутска мы добирались чуть более суток: рейсовым самолетом до Москвы, а затем чартером до города Пардубице. После моноцветного Иркутска и нездоровой московской суеты первые шаги по чешской земле в тиши среди распускающихся деревьев показались дорогой в загадочный мир...
К реальности вернул натовский перехватчик, который с ревом пронесся над нашими головами. Оказалось, чартер приземлился на военном аэродроме, а в Пардубице всегда стояли войска: раньше наши, теперь чужие. Здесь расположен крупнейший в Европе завод по производству пластиковой взрывчатки. Вот и охраняют.
Тут же первое знакомство с чешским языком, местами очень близким к русскому. «Дубина» — было крупно набрано на рекламном щите магазина, торгующего автомобилями «Шкода». Вывеска «Сминарня» — обмен валюты, который мы сразу же перекрестили в свинарню.
ЭКСКУРСОВОД —
ДРУГ ЧЕЛОВЕКА.
ПЕРВЫХ ДВА ДНЯ
Еще в Иркутске, выбирая турфирму, которая обеспечит дорогу на запад и обратно, мы ставили условие: тур должен содержать как можно меньше экскурсий. Ведь наша цель — свобода передвижения на арендованной машине. И попасть в ранг организованных туристов, познающих окружающий мир по плану экскурсовода, не хотелось совсем.
От навязчивых иркутских предложений взять каждому по пачке экскурсий оптом мы отбились и, оказалось, как в воду смотрели.
Во-первых, во многие интересные и исторические места в той же Праге можно попасть, просто купив билет в кассе у входа, а не переплачивая в два-три раза еще в Иркутске. К примеру, «незабываемую часовую прогулку на теплоходе по реке Влтаве» некоторые иркутские турфирмы впаривают по 20 евро. Билет на тот же теплоход на пражском причале стоит 220 крон (чуть больше 220 рублей).
Во-вторых, здесь немало исторических мест, красиво заявленных в рекламных буклетах, посещение которых просто необходимо запретить туристам. Чтобы те зря не тратили ни денег, ни времени. Мы узнали, что чехи, к примеру, гордо величают замками любые строения, возраст которых более ста лет и где когда-то жили дворяне. Вот и представьте: трястись пару часов в автобусе в предвкушении встречи с тайнами средневекового замка, а приехать на затрапезный хутор посреди поля. Ну и что, что здесь жил очередной чешский князь? Зачем же элементарный двухэтажный дом замком-то называть?
И в-третьих, местные экскурсоводы отрабатывают свои деньги по-честному, до кроны, безжалостно топя туристов в таком объеме информации, который человек отдыхающий не способен воспринимать в принципе.
...Выехав из аэропорта в Пардубице, двухэтажный автобус российских туристов попал в руки симпатичной чешской девушки-экскурсовода Саши, которая погрузила нас в мир чешских легенд, древних шахтеров, святых мучеников, королей, лишающих жизни своих родственников, храмов, построенных из человеческих костей и других ужасов средневековья. И так шесть часов без передышки после суток нашего пути из Иркутска.
На второй день экскурсовод Саша передала нас экскурсоводу Оле, которая пешком в течение пяти часов таскала толпу российских туристов в пятьдесят человек по Пражскому граду. Она рассказывала про то, как от чумы умирали младенцы, как древние чехи в дань политической традиции выбрасывали друг друга из окон и многое другое. Часа через три после начала этого кровожадного исторического путешествия по Пражскому кремлю и полностью утратив возможность усваивать подобные истории, мужики в нашей группе начали потихоньку попивать из горла заготовленный заранее коньячок и отставать.
«Надо бежать», — вскоре подумали и мы.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОХОД
Нет, пара дней экскурсионных мучений по Праге необходимы. Чтобы присмотреться к местной жизни, разобраться в паутине улиц и купить, наконец, дорожные атласы и путеводители. В этом смысле экскурсоводы незаменимы.
...И вот мы выходим в первый самостоятельный, но пока пеший поход по пражской территории. Уютные узкие улочки центральной Праги появились еще в те времена, когда существовал единственный вид транспорта — гужевой. Этого транспорта и сейчас там предостаточно: упряжки лошадей таскают старинные кареты, груженные туристами.
Удачно вписывается в исторический пейзаж и целый парк ретромобилей, в большинстве своем — репликаров, но сохранивших первозданную внешность. Они тарахтят по мостовым, катают народ.
Как мы и предполагали, современный чешский автопарк разнороден. Здесь живут представители всех европейских автобрендов и не только. Экзотика, с точки зрения иркутян, привыкших к японскому автопрому, тут на каждом шагу: родстеры от Mercedes, Porsche, купе Fiat, Alfa Romeo, семейство Jaguar. Но немало и Toyota — в основном различные модификации последнего поколения Corolla. Но самая многочисленная популяция, конечно же, Skoda — древние, старые и современные немецкие.
Естественно, что предпочтения местных автовладельцев распространяются в основном на машины класса «B» и «C». А что делать, в пражских проулках их парковать проще, да и аппетит у таких машин терпимый.
Эконом-классом пользуется даже полиция. Весело было наблюдать, как два здоровенных полисмена ехали через знаменитую Староместскую площадь в двухдверном «Смарте», разрисованном как настоящий полицейский автомобиль.
Хотя на взгляд сибиряка, чего чехам экономить? Оно, конечно, бензин дороже, чем у нас: Natural 95 — 28 рублей (дальше все цены даю в пересчете на рубли, чтобы нагляднее было — Авт.). Так у них, по официальным данным, средняя (!) зарплата 20-25 тысяч, а кружка пива, только что сваренного в подвале этого же ресторанчика, стоит 18-20 рублей.
ПОИСК СОБСТВЕННЫХ
КОЛЕС
В Европе взять напрокат машину так же просто, как у нас заехать на заправку. Главное — найти, где аренда дешевле, потому как объем и качество самой услуги везде примерно одинаковы.
Походив по центру Праги, мы нашли несколько агентств со вполне сопоставимым прейскурантом: минимальная цена одного дня проката самого простого автомобиля — 1600 рублей (т. е. крон, которые почти равны нашим деревянным — Авт.). На выбор предлагаются любые марки и модели — от элементарной Skoda Fabia до вполне заметных на дороге Skoda Superb и Peugeot 607. Правда, ценник на них — уже под четыре тысячи.
Понимая, что где-то в нетуристических районах Праги должен быть прокат машин с более демократичными ценами, мы усадили за телефон хозяина небольшого отеля, где жили. Вскоре чех сообщил, что есть прокат по 622 кроны. Брать будете? Будем.
Фирма «Alimex» оказалась приличной конторой с сетью филиалов, большим автопарком и огромным красно-зеленым попугаем, пристально разглядывающим всех входящих в офис. После недолгого разговора на чешско-англо-русском наречии с одним из здешних менеджеров стало ясно: для оформления документов нужны водительское удостоверение, паспорт и десять тысяч крон или 300 евро в залог. Было заметно, что немаловажную роль в оценке лояльности этих русских сыграл и телефонный звонок хозяина нашей гостиницы, заказавшего автомобиль.
За 622 кроны (т. е. рубля) в день мы взяли самую простую, абсолютно «деревянную» Fabia. Настолько деревянную, что у нее даже вместо ручки задней двери имелась лишь пластиковая заглушка. Конечно, менеджеры для порядка предложили автомобили и с электропакетом, мобильником и CD-чейнджером, но шиковать в наши планы не входило.
А вот на страховке по 200 крон в день, как ни странно, мы решили не экономить. Убедил менеджер: за эти деньги можно и царапать нашу Fabia, и даже в ДТП попасть. Фирма платит.
Но есть и ряд условий. Например, в день полагается проехать не более 200 километров. Превышение оплачивается по 4 кроны за км. Машину нужно вернуть в срок полностью заправленной и помытой. Конечно, прокатчики могут привести возвращенный автомобиль в порядок и сами, но по двойному тарифу.
Выслушав все это, летим в гараж. Автомобилисты мы или нет? Третий день в Европе, а еще за рулем не сидели...
Гараж представлял собой несколько боксов, в каждом из которых стояло по два десятка свеженьких, в наклейках с головы до колес автомобилей. Наша Fabia удивила прекрасным состоянием несмотря на общий пробег в 65 тысяч километров. Чувствовалась рука хозяина и возраст самой машины — всего полтора года. Однако прокатчики не держат автомобили старше двух лет. Видимо, за этот период вырабатывается тот ресурс, который положительно играет на имидж самой фирмы.
Итак — в путь по дорогам Праги, проверять наши сибирские автоумения.
ПОЗОР, ДЕТИ
Первые метры и километры в самостоятельном и, наконец-то, независимом движении мы решили посвятить самой Праге. Все-таки из автомобиля ракурс другой. Оставалось лишь внимательно наблюдать за знаками и разметкой, чтобы вдруг не заехать в пешую зону.
Таких зон в центральных районах много, и хотя обозначены они знаком «Pesi zona», внешне ничем не отличаются от обычных дорог. А поскольку тратить время на возможное общение с полицией желания не было, один из нас превратился в штурмана.
Но все же несмотря на наличие смотрящего вперед и на карту, поначалу не раз мы пролетали нужный поворот, а затем кружили в неимоверном переплетении путепроводов, пытаясь хоть как-то сориентироваться. И ведь постоянно рядом оказывались чехи, говорящие по-русски, или вообще — наши, россияне, живущие здесь и соответственно прекрасно знающие местность. В общем, скоро мы начали привыкать и к разметке, и к местным дорожным знакам.
Наверное, одна из главных особенностей европейских дорог — городских улиц или междугородных магистралей — максимальная информационность. Рядами стоят дорожные знаки, указатели поворотов, выездов, а на проезжей части живого места нет — все изрисовано разметкой, которую можно читать. Если написано на дороге аршинными буквами, как в букваре: «Pozor, deti!«, значит, позор, то есть по-чешски — внимание.
Конечно, мы догадывались, что в европейском автомире отношения между всеми его жителями строятся как-то не так, как у нас. Теперь же увидели это сами.
В Европе почему-то никто из автомобилистов на дороге не охотится за одиночными пешеходами, не пугает их гудком клаксона и не пытается переехать. Более того, здесь пешеход всегда прав. Даже если он ступил на проезжую часть на красный сигнал светофора, его пропустят.
Сами автомобилисты не суетятся, не подрезают и не показывают друг другу средний палец. А однажды мы на одной из узких улочек Праги, по обе стороны заставленной припаркованными машинами, попали в легкую пробку. Таксист, полностью перекрыв проезд, усаживал каких-то латиноамериканских туристов. Следом подъехал и встал в ожидании блестящий и глухо тонированный Grand Cherokee. То, что дальше произошло, весьма нас удивило.
Эти туристы очень долго (мы засекли время: более десяти минут) грузились в такси — залазили-вылазили, менялись местами, махали руками, чего-то друг другу кричали. Блестящий джип молча стоял и ждал. Те все не унимались, а он даже не шелохнулся. Наконец-то все уселись, такси двинулось, джип так же спокойно — следом.
Хотелось представить такую картину на российских улицах, но фантазии, что ли, не хватает? Менталитет наших обладателей подобных авто и их положение так вести себя не позволяют. Конечно, вытаскивать таксиста за шиворот из машины сразу не станут, но настойчиво мигать фарами или упереться локтем в кнопку клаксона — это обязательно.
МИР ИНДИАНЫ ДЖОНСА
Сто лет назад Чехия была одной из самых развитых стран мира — на ее территории находилось 80 процентов промышленности всей Австро-Венгерской империи. Сей факт в Праге можно легко обнаружить и даже прикоснуться к нему. Вот только наши экскурсоводы почему-то так и не довели нас до Национального технического музея.
Несмотря на то что музей находится на удалении от традиционных туристических маршрутов, с помощью карты мы без труда до него добрались. И... попали в начало прошлого века.
Представшее зрелище без преувеличения было грандиозным: огромное здание, под стеклянную крышу забитое разнообразной техникой — редчайшими машинами и механизмами. А под потолком в духе Индианы Джонса еще со времен первой мировой парили самолеты...
За почти столетнюю историю здесь скопилось около миллиона экспонатов. Но, к счастью, из них на обозрение выставили лишь сорок тысяч. К счастью потому, что мы и так почти день бродили среди всего этого великолепия технической мысли прошлого и позапрошлого веков.
За посетителями здесь зорко следят смотрители, седовласые дедки, которые ненамного моложе самого музея. Они вежливы, понимают по-нашему и заметно уважают русских.
Когда же древний сторож отвернется, то можно незаметно дотронуться, страшно представить, до настоящего «костотряса» 1820 года — первого прообраза велосипеда. А модельный ряд «Пауков» — других прапрадедов современного двухколесного велотранспорта — настолько полный, что начинаешь понимать, насколько ценна эта коллекция.
Действительно, история зарождения велосипеда, мотоцикла и многих других механизмов здесь отслежена практически полностью и, так сказать, в оригинале. Представьте, в экспозиции часов есть даже некий средневековый механизм, состоящий из мешочков с песком и веревок, который тоже отсчитывал время. А есть и суперсовременная конструкция, где за ходом времени следят атомы аммиака.
И тут мы замерли перед коллекцией автомобилей...
ВПЕРЕД, К НАЧАЛУ
ПРОШЛОГО ВЕКА
Автотранспорту в музее посвящен самый большой раздел. Трудно поверить, но все эти тележки и кареты на паровой тяге — по-настоящему первые в мире автомобили.
Вот, например, германский Benz Victoria. Ему 112 (!) лет, и именно на нем Теодор фон Либих совершил первый в истории автомобилестроения длительный автопробег — несколько десятков километров по центру Европы. Проходил он на жуткой для того времени скорости — 20 км/ч — потолок для этой мототележки.
А первенец национального чешского автомобилестроения — построенный в 1898 году комфортабельный (с двумя мягкими диванами) NW President разгонялся уже до 25 км/ч. Позже марка NW (Nesselsdorfen Wagenbun) стала известной нам сейчас Tatra.
Развитие европейских спорткаров в музее представлено так же разнообразно и эксклюзивно. К примеру, Bedelia BD2 — французский болид 1913 года выпуска. Его литровый двухцилиндровый мотор разгонял ременной (!) передачей это металлическое корыто с велосипедными колесами аж до 80 км/ч.
А рядом практически монстр — Mercedes W154/M163 с 12 цилиндрами и рабочим объемом в три литра. Правда, это уже другая эпоха автоспорта — 1938 год. Легендарному немецкому гонщику Рудольфу Караччиоле на гонках категории Grand Prix удалось разогнаться на этой «сигаре» до 320 км/ч.
Но особая гордость чехов — конечно, национальный автопром. От столетних Laurin & Klement, ставших нынче маркой Scoda, до Tatra. Причем особая гордость — представительские лимузины с задним расположением двигателя модельного ряда Tatra 77/87, выпускавшиеся в 1930-40 годы. Машину с дизайном, совершенно несвойственным той эпохе, называют не иначе как первый автомобиль первого президента Чехии.
...Не скоро выйдя из музея на улицу, мы вдруг обнаружили рядом с ним еще одно точно такое же пятиэтажное здание, у входа в которое были припаркованы два трактора времен нашей коллективизации. Музей истории сельскохозяйственной техники. Но тяга к истории и силы в тот день оказались уже на исходе.
УХ ТЫ, АВТОБАН!
ПОЧТИ АВТОБАН
На следующий день мы взялись за освоение чешских просторов. Главное — выбрать верное направление, ведь расстояния здесь настолько соблазнительны: до границы с Германией — 180 км, до Берлина — 350 км, до Вены — 310 км.
Решение — куда ехать — настигло нас извне. Несмотря на то что Чехия уже вступила в Евросоюз, некоторые нормы ЕС здесь еще не действуют. По стране ходит крона, а для въезда нужна лишь местная виза. Имея именно эту визу, а не шенгенскую, поездку за рубежи Чехии решено было отложить до следующего раза. А вот с шенгенской визой все границы государства были бы открыты.
Направление первой загородной поездки выбрали мы легко — по знакомому слову на карте. Таковым оказался город Пльзень. Кто ж не слышал про одноименное пиво?
Однако встать на трассу стало делом нескорым: не один десяток километров пришлось намотать по пражским пригородам, пока разобрались в здешнем хитросплетении магистралей и путепроводов.
И — вот он, автобан. Честно говоря, чешские автобаны из тех, что нам пришлось освоить, попроще германских, хотя имеют все признаки скоростных трасс. Двухрядные, с обязательным ограждением (часто, глухим) по осевой и обочине, с полосами разгона и торможения, съездами. Как мы позже узнали, здесь, в отличие от Германии, есть даже ограничение скорости — до 130 км/ч.
Но по российской привычке заняв сразу левый ряд и любуясь пейзажами центрально-европейской глубинки, мы как-то забыли про спидометр. Справа проплывали милые чешские деревеньки с черепичными крышами домов, автопоезда местных дальнобойщиков, колонны междугородных автобусов.
Когда вспомнили про спидометр, на нем красовалось 160 км/ч. Да, на иркутских дорогах такую скорость не заметить было бы невозможно. Кроме того, поначалу не очень верилось, что и арендованная коробочка на колесах, именуемая Fabia, сможет так быстро ехать.
Вскоре замечаем, что у нас гости. На хвост Fabia приседает настоящий черный Porsche и терпеливо висит (см. выше — про глухо тонированный Grand Cherokee — Авт.). Вообще-то, в Европе на автобанах в таких случаях принято сразу дорогу уступать. Но мы-то не местные. Поэтому решаем... оторваться. Так, для смеха. Вдавливаю педаль газа в пол окончательно: 170 км/ч. Все, это потолок для чешской ласточки, приходится уходить вправо. А Porsche, естественно, делает нас, как стоячих...
ГОРОД ПОБЕДИВШЕЙ
РЕВОЛЮЦИИ
Вскоре появляется Пльзень — старинный город с 700-летней историей. 80 километров от Праги до него мы прошли за 35 минут. Быстрее, к сожалению, автомобили, подобные нашему, не умеют.
Чем знаменит Пльзень? Здесь находится Prazdroj — старейший и один из самых знаменитых пивзаводов в мире. А еще в Пльзене полтора века назад произошла настоящая революция, только в пивоварении. И впервые в истории человечества пиво стало именно таким, каким пьет его сейчас весь мир: напитком с горчинкой, золотистого цвета и снежно-белой пеной.
В огромном заводском пивном ресторане, рассчитанном на 600 мест, мы вскоре и припарковались ненадолго. Взяли пиво, а на закуску — местной кухни: кнедлики, смаженый сыр с гранулками и знаменитое вепрево колено.
По потреблению пива чехи занимают первое место в мире. Пиво здесь очень хорошее, разных сортов и дешевое. Представьте, большая кружка нефильтрованного и сваренного тут же их национального напитка стоит всего 20 рублей. Описать его вкус? Скажу так: после Чехии лично для меня пива в России больше нет.
Кстати, в Чехии допустимое содержание алкоголя в крови равно ноль промилле. Чехи не спорят на эту тему и не садятся за руль даже после стаканчика пива. Знать бы об этом раньше...
НА РОДИНУ «ШКОДЫ»
Еще одним освоенными нами местом на карте Чехии оказался небольшой город Млада Болеслав. Именно там уже сотню лет производят Skoda, весь модельный ряд которой сохранен в заводском музее — от раритетных копий Ford T до забавных транспортных средств времен социалистического автопрома. Собрание, конечно, интересное, но в сравнении с пражской коллекцией — районная самодеятельность.
Сам автозавод, состоящий из пары десятков крупных цехов, показался нам все же меньше тольяттинского АвтоВАЗа. С завидной пунктуальностью, достойной его нынешних хозяев из Volkswagen, за ворота завода на автовозах десятками выезжали новенькие Octavia и Fabia.
Чехи в свое время почему-то особо не мучились чувством патриотизма, не придумывали заградительных пошлин и фантастических проектов по спасению национального автопрома. В результате с немецкой помощью полстраны ездит теперь на недорогих, но современных «Шкодах». И не мечтает об иномарках.
И ОБРАТНО
Неумолимо приближалось время возвращения нашей машины домой — к месту приписки. И хотя ее товарный вид мы не нарушили, помыть транспорт было все же необходимо.
Еще колеся по пражским улицам, мы обнаружили полное отсутствие грязных автомобилей. В чем же секрет: в том, что машины не пачкаются вообще или слишком часто моются? Ответ на вопрос нашли, естественно, на мойке.
Помыть машину в Праге просто и легко: нет очередей, не надо ждать, как в Иркутске, по сорок минут, пока движется сам процесс мытия. Зато есть выбор — помыть автоматически или вручную.
С моечным автоматом мы разобрались быстро — помогли местные автомобилисты. Оказалось, что здесь абсолютно отсутствует человеческий фактор в виде привычных нам менеджеров автомоечного бизнеса с ведрами и тряпками наперевес. Бросаешь в прорезь жетон стоимостью 160 рублей, и дело пошло. Только читай на табло команды — «вперед», «назад», «стоп». Всю работу вместе с сушкой автомат выполняет минут за пять.
Но самое интересное, что рядом находятся специально оборудованные боксы для тех, кто хочет сэкономить, или любит мыть машину самостоятельно. Всего 20 рублей, и не надо одним, как у нас в России, искать колонку или водоем, где ополоснуть автомобиль, а другим, борясь за экологию, ловить первых и выписывать штрафы.
Итак, машину мы помыли быстро, но только снаружи, и техник фирмы по прокату автомобилей, принимая ее, все же взял сто крон сверху на уборку салона. Плюс к этому оказалось, что 110 километров мы проехали свыше лимита, а это еще по 4 кроны за километр.
Но в конце концов довольны остались все, особенно мы. А как же? Первый и сразу удачный опыт путешествия по центру Европы на арендованной машине.
Только вот, когда вернулись в отель, не удалось избавиться от завистливых взглядов коллег по нашей туристической группе, которые всю неделю так и провели в компании экскурсоводов...
Константин КУЛИКОВ,
специально
для еженедельника
«Автомаркет»
Иркутск — Прага — Иркутск
Фото автора
"Автомаркет + Спорт" №24 17.06.05
|