Экспресс-тест. День варенья (Lada Kalina)
Просмотров: 7303
3 Июня 2005
Lada Kalina

В июне ожидается поступление первых пяти «продажных» «Калин», которые, получается, сразу разойдутся по оплаченным адресам, и в течение года ждать затоваривания складов, наверное, не придется. Что представляет собой машина в живом общении, какие у нее перспективы отыграться за всех предков вместе взятых, мы попробовали выяснить на этом вот «пионерном» седане в наиболее массовой комплектации «Норма».

Lada Kalina
Бойко качнув гладкими точеными бедрами на загородных ухабах, строптиво взбрыкнув полнотелыми колесами в городских ямах, ловко выскользнув из плотных липких объятий автопотока, новая дива от АвтоВАЗа огненным комочком пронеслась по улицам Иркутска. Японо-хмельного и сыто-разморенного от передовых автоновинок Иркутска, которому как будто все равно, кто есть такая «Калина» и под какими званиями-соусами ее будут подавать.

Lada Kalina
Симпатичный интерьер портит фактура пластика
Нет, не все равно, оказывается. Еще на Сибавтосалоне, где эта машина предстала первым и пока единственным в регионе экземпляром, можно было наблюдать довольно большой к ней интерес. Кто-то, конечно, просто хотел сочувственно поглазеть на «Калину» как на залетную птицу из диковинных дальних стран, которая все равно не перенесет местного климата и пропадет вскоре. Но были и такие, кто подходил реально «заценить» товар на предмет приобретения в собственное владение.

И за месяц своей выставочной жизни, пусть корпоративно-демонстрационной, но все же уже серийной «Калины», она собрала несколько заказов с предоплатами и поставила своих поклонников в тягучую очередь. Спрос на нее по России сегодня превышает предложение, и даже все идет к спекулятивному росту цен, хотя завод в срочном порядке наращивает производство и пытается спасти свое реноме, то есть обещанный потребителям диапазон цен.

Немного АНАТОМИИ

Lada Kalina
Днем щиток маловыразителен
Lada Kalina
Не микролифт, к сожалению
Lada Kalina
Блок управления светом
Lada Kalina
Огнетушитель будет под рукой
Правда, первенца под серийным номером 316 иркутские поставщики успели малость приукрасить: поставили неплохую музыку и вместо стандартных 13-дюймовок установили более солидные колеса на литье с шинами Кама-Euro размером 185/60 R14. Выиграл силуэт? Конечно, но оценивать его все же приходится по совокупности длительного этапа развития (как- никак первые ходовые образцы появились еще в 1997 году), за который «Калина» справедливо переболела обвинениями в плагиате, безликости и в несоответствии современным тенденциям автодизайна.

Но если абстрагироваться от мирового опыта, «Калина» предстала действительно свеженькой и привлекательной толстушкой с приятными глазу формами. Крепенько сбитым на вид и по-нашенски вольно приподнятым кузовом, так, что даже с большими колесами, через ниши бессовестно проглядывают элементы подвески. И никакого дополнительного лифта, понимаешь. А может, женские ассоциации здесь и не уместны вовсе? Нельзя, например, сказать, что облицовка лишена мужской сосредоточенности и серьезности. Этакий Костя Дзю в боевой стойке? Да и в целом облик машины с ходу не соотнесешь с какими-нибудь легкомысленными жучками-мотыльками, что можно видеть в компакт-классе. В общем, по части половой или биологической принадлежности наблюдается нейтралитет, хотя мягкого женского начала здесь все же больше.

Причем называть «Калину» первым ВАЗовским автомобилем в В-классе будет не совсем верно. По сути, «классика» тоже находилась(тся) в том же сегменте, другое дело, надо говорить о коренном, с нуля переосмысленном назначении компактных моделей. Как подобает, передний привод, присутствие работы по эргономике, безопасности, удобству и комфорту. И если бывший «жигулист» действительно решит рассмотреть «Калину» как потомка в В-классе, он с удивлением обнаружит невообразимые доселе решения.

С русской щедростью легко и широко, практически на 90 градусов, распахиваются дверцы. И плюхаться на сиденья высокого кузова, в общем-то, удобно. А уж сам интерьер так и расплывается в добрых гримасах пластика в светлой расцветке и пышно-притягательных рельефах сидений. Пружинистых, обволакивающих своей нежной обивкой. Формат В-класса не скрыт, но вполне умело распределен в пространстве, которое даже по сравнению с «десяточным» в чем-то выигрывает, уж не говоря о «жигулевском».

Lada Kalina
Если впереди не дяди Степы, то сзади «дышать» можно
Lada Kalina
В «пилотной» партии маслозаливные крышки еще старого образца, но будут новые герметичные
Нет, это не ВАЗ. Точнее, не из бывших ВАЗ. Все здесь другое, другими мозгами придуманное. Руль и щиток приборов более человечные, есть полочка под бардачком, сам он никакой по вместительности, но в открытом положении, хотя бы может послужить элегантным столиком. Под высокими сиденьями нет выдвижных ящичков, зато есть штатные крепления под огнетушитель и аптечку. Есть карманы в дверях и на спинках сидений, раздельное освещение впереди с большим плафоном, глазастые зеркала, зеркало в козырьке, регулируемая рулевая колонка, электропривод передних стекол, центральный дистанционный замок, электроусилитель.

Ладно, вот что самое необычное на самом деле — это багажник, точнее, возможности «Калины» по грузоперевозкам, в чем ассоциации уж точно не хрупкие женские, а ломовые мужские. Сам багажник достойно емкий (всего на 5 литров меньше «десяточного»!), не тоннель, но глубокий, что делает поклажу вещей более приемлемой. Притом выложен цивильным ковролином, с удобным складным поликом, под которым сидит запаска (полноразмерная, естественно) диском наизнанку, что будет кстати для лишнего хлама. Так ведь еще и диван быстро и по неравным частям складывается, да так, что освобождает весь проем от стойки до стойки без всяких стенок. По сути, в этом седане практически решена функция хэтчбека, разве что особый крупногабарит не просунешь.

Немного техники

Lada Kalina
Седан, а возможности грузоперевозок почти как у хэтчбека
Не праздный интерес вызывает и «бюст» «Калины», где под коротким скатом капота тесно, но гармонично устроился не мотор, а моторище: 1,6-литровый 8-клапанный ВАЗ-21114, естественно, с распределенным впрыском топлива. Объем для тонны живого веса не шуточный, даже «десятки» до недавнего времени такого не имели. На первый взгляд, кроме залихватской крышки и увеличенного на 4,6 мм хода поршня, этот двигатель ничего не отличает от 1,5-литрового «десяточного». Обманчиво это!

На самом деле, проведена глубокая обширная модернизация: установлен катколлектор, новый процессор с «прошивкой» на лучший холодный запуск, появился простой единый модуль впуска из легкого полиамида, рампа форсунок выполнена из нержавеющей стали (раньше была из алюминия), да и сами форсунки стали проще и легче прежних. Регулятор давления топлива с рампы экстрагирован к бензонасосу, что позволило отказаться от громоздкой системы обратки и облегчить диагностику неисправностей. Само давление в топливной магистрали увеличили до 3,8 атмосфер, а подачу сделали в самый центр рампы, что в целом выровняло давление по цилиндрам, распыл сделало более качественным и, как следствие, обеспечило более совершенный процесс смесеобразования и сгорания. Используются новые импортные уплотнения.

Lada Kalina
Большой багажник
Lada Kalina
И удобный складной полик
Такой вот заводской «тюнинг». Но не надо ждать от этого «оборотистости» и высокой мощности — она почти не больше, чем у 1,5-литрового. «Тюнинг» направлен на улучшение моментных характеристик и экологичность. Уже сейчас мотор может соответствовать перспективным у нас нормам Евро 3, а в дальнейшем с некоторыми доработками и в надежде на лучший малосернистый бензин и Евро 4. Так заверяют производители.

И в целом «Калина», между прочим, не грубых рук дело, а продукт компьютерных математических проектов и роботизированного производства. Вам имена Kuka или Eisenmann о чем-нибудь говорят? Это именитые автосборочные и покрасочные линии от немецких производителей. С ними «Калина» должна выйти на проектную мощность в 220 тысяч штук в год.

Немного реальности

Но почему нет особого удовольствия разглядывать интерьер? От чего рябит в глазах? Пластик. Ох уж этот пластик, краеугольный камень российской химиндустрии. Вроде из разных фактур собран, и уместные темные элементы из добротных материалов имеются, а на дверях даже есть теплые тканевые вставки. Но этот основной, в крупную «рябь», жесткий, да еще в светлом, провокационном для загрязнений цвете, пластиковый декор портит все впечатление. И куда, спрашивается, смотрели роботы Kuka, если зазоры между передней панелью и дверями «сквозят» не по-детски? Рукоятки управления климатом со «скрежетом» ходят в своих гнездах, а «четкость» примыкания крышки бардачка только усиливает ностальгические нотки.

Гибкая ручка продольной регулировки кресла не есть мудрое решение, к тому же при большом диапазоне регулировки и здесь наблюдаются заедания. Наклон спинки возложен на старомодные кругляши, крутить которые нелегко и нудно. Приборный щиток с электронным одометром графически смотрится простовато, бледненько, хотя по свидетельству очевидцев, в темное время он подсвечивается весьма недурно. Да и в искусстве делать «баранки» заметного прогресса нет, точнее, в материале и профиле обода.

Передние двери открываются и закрываются нормально, можно сказать даже, с приятным мягким щелчком, что и предполагали заново разработанные бесшумные замки. А вот задние поддаются менее охотно, видимо, еще не приработались или требуют дополнительной регулировки. Есть опасения, что козырьки, как и в «десятках», не будут плотно прилегать к потолку, а откидной бокс внизу «бороды» не сможет удержаться от самооткрывания. Внутренние ручки замков дверей должны быть покрепче, посолидней, да и просто поудобней в обращении, но ручки «для держаться» получились хорошими, так же как дверные подлокотники в тканевом обрамлении. Опять же у водителя подлокотник почему-то из жесткого пластика, наверное, это дальновидное «противоизносное» решение.

Кузовные панели подогнаны неплохо, здесь-то видна рука немецких роботов, хотя «пионерная» серийная партия «Калин» еще несет печать «неприкатанного» конвейера. Опять же крышка багажника пока остается без внутренней отделки (зато на газовых упорах!), да и рулевая рейка еще стоит «десяточная», с большим передаточным числом, в четыре оборота от упора до упора. Как это сказывается в управлении?

Немного движения

Единый ключ, да еще с дистанционной блокировкой дверей и функцией иммобилайзера — это замечательно, хотя рычажок дистанционного открывания багажной крышки все равно не помешал бы. Впереди салона от тесноты не страдаешь, ни по ширине, ни под ногами, ни над головой. В этом смысле сравнительно высокая компоновка «Калины» принесла свои эргономические плоды. И даже сзади при среднем росте впередисидящих можно констатировать свободу пространства, если речь идет о двух взрослых людях. Но если передние кресла максимально отодвинуты, сзади ноги оказываются зажатыми.

Профиль сидений, включая водительское, в целом удачный, но отсутствие дополнительных регулировок, да и неважное исполнение стандартных, не приближает «Калину» к образцовым одноклассникам. Например, надо чуть сдвинуться назад, тянешь за «петлю», а кресло вжик по наклонным салазкам почти до упора. Зато подвинуться вперед не так просто — известное толкающее движение корпусом нужно выполнять с особой «жестокостью». Все это живо напоминает особенности кресел на «десятках».

Ну что, каково таинство первой поездки на совершенно новом отечественном автомобиле, обладающим кучей новаций? А очень даже общительный оказался собеседник, довольно быстро раскрылся в характере, с искренним доверием показав сильные и слабые стороны.

Да, электричество в услужении рулевого управления оказалось слишком старательным. Для машины компакт-класса и чувствительность на руле низкая, и реактивное действие слабоватое. Вероятно, с родной рейкой, на три оборота от упора до упора, «Калина» станет более адекватной на команды. Острее, с лучшей ориентацией на «ноль». Хорошо бы и шум от усилителя приглушить, или хотя бы облагородить его, а то на парковке возникает смутное подозрение, а не сломалось ли чего уже? Кстати, парковаться и маневрировать в тесноте на машине как раз очень удобно: и габариты «ужатые», и обзор приличный, и радиус разворота небольшой. И руль опять же легонький, разве что накручивать его приходится не сообразно размерам и весу автомобиля.

«Объемистый» двигатель не подвел ожиданий и предвкушений — взмывает «Калину» как невесомую балерину, простите за каламбур. Даже со второй можно тронуться без особой тренировки, поскольку и сцепление оказалось нормально, по- человечески настроенным, хотя бывают примеры и получше. При том сказать, что динамика разгона буйственная и продолжительная, нельзя. Тринадцать секунд до сотни в небольшой «Калине» тянутся как-то особенно долго, но что третья и четвертая передачи в городской сутолоке работают в широком диапазоне скоростей и ускорений, а пятая без натуги на подхвате уже с 50 км/час — это есть и это удобно для городского движения.

Но максимальная мощность в 80 сил на границе 5200 оборотов — это уже ограничения в плане горячего драйва. Моментный восьмиклапанник физически не может переносить высокий потолок «полета» и после 4000 тысяч честно предупреждает об этом снижением темперамента и натужным гулом. Никаких систем с изменяемой впускной геометрией и регулируемыми фазами ГРМ, что могло бы расширить «динамизм», здесь нет. Да и не надо лучше.

Честно говоря, в «Калине» и без того радуют более прозаические вещи. Например, хорошие тормоза с не тугой и отзывчивой педалью. Сразу видно, что затраты на более мощный усилитель пошли впрок. Если учесть и почти нежную педаль сцепления, то «Калина» явно лучше расположена к женскому обществу, в отличие от старшей «сестры» «десятки». Или вот оригинальная блокировка от случайного включения задней передачи — она доступна только при подъеме колечка под рукоятью рычага КП. Очень удобно, а главное, выглядит надежно, перепутать первую передачу с задней не представляется возможным даже для начинающего водителя.

По шумоизоляции и работе подвески какими-то жгучими сюрпризами «Калина» не одарила. Хотя ВАЗовские родители в этом направлении, судя по всему, старались основательно, если даже залили резиной подшипники опоры передних стоек! Но уровень шума в салоне все равно может и должен быть ниже, да и какие-то скрипы-стуки доносятся со стороны приборной панели. Подвеска, судя по всему, не боится бездорожья, энергоемкость заложена с запасом, гасить ямы и колдобины резервы приличные, но толчки в салон от неровностей проскакивают ощутимо, да и весь кузов стремится подчеркнуть рельеф покрытия.

В общем, класс не обманешь, высокой плавности хода ждать не приходится. Крены «Калина» тоже не скрывает, не хочет и не может при таких-то ходах подвески и приподнятом кузове. Потому и на скорости «Калина» проявляет излишние телодвижения.

Немного варенья

Итак, плод созрел. Сладкий, кислый или горький? Боюсь, что в регионе автогурманов определиться с истинным вкусом ВАЗовской «Калины» достаточно просто — будет цена достойная, будет по вкусу многим. В районе эдак 180 тысяч за «Норму». Но реальная цена уже минимум на 50 тысяч выше. Там, где по идее должны держаться цены на люксовые версии с улучшенной отделкой, расширенным электропакетом и такими опциями, как четырехканальная ABS или кондиционер.

В будущем, кстати, предполагается выпускать «Калины» с японской вариаторной коробкой, что сразу поднимет цену еще на $1000. Кожаный салон тоже предполагается, как и в обязательном порядке две подушки безопасности. А еще появятся модели с 16-клапанными двигателями и другими кузовами. По какой цене получится такое «варенье»?

Да, нелегко придется «Калине». Слишком очевидная назревает конкуренция, причем уже со стороны российских иномарок.

Технические характеристики Lada Kalina
Кузов
Тип седан
Количество мест/дверей 5/4
Двигатель (ВАЗ-21114)
Тип бензиновый с распределенным впрыском
Количество и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем, куб. см 1600
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/75,6
Количество клапанов на цилиндр 2
Мощность, кВт (л. с.), при об./мин. 59,5 (80) при 5200
Крутящий момент, Нм при об./мин. 120 при 2700
Тормоза
Передние/задние дисковые вентилируемые/барабанные
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 4040/1676/1500
База, мм 2470
Клиренс, мм 160
Колея спереди/сзади, мм 1430/1410
Снаряженная масса, кг 1050
Полная масса, кг 1525
Объем топливного бака, л 50
Объем багажника, л 400
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 165
Время разгона до 100 км/ч, сек 13
Расход топлива, л/100 км  
Городской режим 8,8
Загородный режим 5,8 (при 90 км/час), 7,2 (при 120 км/час)
Lada Kalina

Василий ЛАРИН

"Автомаркет + Спорт" №22 03.06.05

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог