В июне ожидается поступление первых пяти «продажных» «Калин», которые, получается, сразу разойдутся по оплаченным адресам, и в течение года ждать затоваривания складов, наверное, не придется. Что представляет собой машина в живом общении, какие у нее перспективы отыграться за всех предков вместе взятых, мы попробовали выяснить на этом вот «пионерном» седане в наиболее массовой комплектации «Норма».
Бойко качнув гладкими точеными бедрами на загородных ухабах, строптиво взбрыкнув полнотелыми колесами в городских ямах, ловко выскользнув из плотных липких объятий автопотока, новая дива от АвтоВАЗа огненным комочком пронеслась по улицам Иркутска. Японо-хмельного и сыто-разморенного от передовых автоновинок Иркутска, которому как будто все равно, кто есть такая «Калина» и под какими званиями-соусами ее будут подавать.
|
Симпатичный интерьер портит фактура пластика |
Нет, не все равно, оказывается. Еще на Сибавтосалоне, где эта машина предстала первым и пока единственным в регионе экземпляром, можно было наблюдать довольно большой к ней интерес. Кто-то, конечно, просто хотел сочувственно поглазеть на «Калину» как на залетную птицу из диковинных дальних стран, которая все равно не перенесет местного климата и пропадет вскоре. Но были и такие, кто подходил реально «заценить» товар на предмет приобретения в собственное владение.
И за месяц своей выставочной жизни, пусть корпоративно-демонстрационной, но все же уже серийной «Калины», она собрала несколько заказов с предоплатами и поставила своих поклонников в тягучую очередь. Спрос на нее по России сегодня превышает предложение, и даже все идет к спекулятивному росту цен, хотя завод в срочном порядке наращивает производство и пытается спасти свое реноме, то есть обещанный потребителям диапазон цен.
Немного АНАТОМИИ
|
Днем щиток маловыразителен |
|
Не микролифт, к сожалению |
|
Блок управления светом |
|
Огнетушитель будет под рукой |
Правда, первенца под серийным номером 316 иркутские поставщики успели малость приукрасить: поставили неплохую музыку и вместо стандартных 13-дюймовок установили более солидные колеса на литье с шинами Кама-Euro размером 185/60 R14. Выиграл силуэт? Конечно, но оценивать его все же приходится по совокупности длительного этапа развития (как- никак первые ходовые образцы появились еще в 1997 году), за который «Калина» справедливо переболела обвинениями в плагиате, безликости и в несоответствии современным тенденциям автодизайна.
Но если абстрагироваться от мирового опыта, «Калина» предстала действительно свеженькой и привлекательной толстушкой с приятными глазу формами. Крепенько сбитым на вид и по-нашенски вольно приподнятым кузовом, так, что даже с большими колесами, через ниши бессовестно проглядывают элементы подвески. И никакого дополнительного лифта, понимаешь. А может, женские ассоциации здесь и не уместны вовсе? Нельзя, например, сказать, что облицовка лишена мужской сосредоточенности и серьезности. Этакий Костя Дзю в боевой стойке? Да и в целом облик машины с ходу не соотнесешь с какими-нибудь легкомысленными жучками-мотыльками, что можно видеть в компакт-классе. В общем, по части половой или биологической принадлежности наблюдается нейтралитет, хотя мягкого женского начала здесь все же больше.
Причем называть «Калину» первым ВАЗовским автомобилем в В-классе будет не совсем верно. По сути, «классика» тоже находилась(тся) в том же сегменте, другое дело, надо говорить о коренном, с нуля переосмысленном назначении компактных моделей. Как подобает, передний привод, присутствие работы по эргономике, безопасности, удобству и комфорту. И если бывший «жигулист» действительно решит рассмотреть «Калину» как потомка в
В-классе, он с удивлением обнаружит невообразимые доселе решения.
С русской щедростью легко и широко, практически на 90 градусов, распахиваются дверцы. И плюхаться на сиденья высокого кузова, в общем-то, удобно. А уж сам интерьер так и расплывается в добрых гримасах пластика в светлой расцветке и пышно-притягательных рельефах сидений. Пружинистых, обволакивающих своей нежной обивкой. Формат
В-класса не скрыт, но вполне умело распределен в пространстве, которое даже по сравнению с «десяточным» в чем-то выигрывает, уж не говоря о «жигулевском».
|
Если впереди не дяди Степы, то сзади «дышать» можно |
|
В «пилотной» партии маслозаливные крышки еще старого образца, но будут новые герметичные |
Нет, это не ВАЗ. Точнее, не из бывших ВАЗ. Все здесь другое, другими мозгами придуманное. Руль и щиток приборов более человечные, есть полочка под бардачком, сам он никакой по вместительности, но в открытом положении, хотя бы может послужить элегантным столиком. Под высокими сиденьями нет выдвижных ящичков, зато есть штатные крепления под огнетушитель и аптечку. Есть карманы в дверях и на спинках сидений, раздельное освещение впереди с большим плафоном, глазастые зеркала, зеркало в козырьке, регулируемая рулевая колонка, электропривод передних стекол, центральный дистанционный замок, электроусилитель.
Ладно, вот что самое необычное на самом деле — это багажник, точнее, возможности «Калины» по грузоперевозкам, в чем ассоциации уж точно не хрупкие женские, а ломовые мужские. Сам багажник достойно емкий (всего на 5 литров меньше «десяточного»!), не тоннель, но глубокий, что делает поклажу вещей более приемлемой. Притом выложен цивильным ковролином, с удобным складным поликом, под которым сидит запаска (полноразмерная, естественно) диском наизнанку, что будет кстати для лишнего хлама. Так ведь еще и диван быстро и по неравным частям складывается, да так, что освобождает весь проем от стойки до стойки без всяких стенок. По сути, в этом седане практически решена функция хэтчбека, разве что особый крупногабарит не просунешь.
Немного техники
|
Седан, а возможности грузоперевозок почти как у хэтчбека |
Не праздный интерес вызывает и «бюст» «Калины», где под коротким скатом капота тесно, но гармонично устроился не мотор, а моторище: 1,6-литровый 8-клапанный ВАЗ-21114, естественно, с распределенным впрыском топлива. Объем для тонны живого веса не шуточный, даже «десятки» до недавнего времени такого не имели. На первый взгляд, кроме залихватской крышки и увеличенного на 4,6 мм хода поршня, этот двигатель ничего не отличает от
1,5-литрового «десяточного». Обманчиво это!
На самом деле, проведена глубокая обширная модернизация: установлен катколлектор, новый процессор с «прошивкой» на лучший холодный запуск, появился простой единый модуль впуска из легкого полиамида, рампа форсунок выполнена из нержавеющей стали (раньше была из алюминия), да и сами форсунки стали проще и легче прежних. Регулятор давления топлива с рампы экстрагирован к бензонасосу, что позволило отказаться от громоздкой системы обратки и облегчить диагностику неисправностей. Само давление в топливной магистрали увеличили до 3,8 атмосфер, а подачу сделали в самый центр рампы, что в целом выровняло давление по цилиндрам, распыл сделало более качественным и, как следствие, обеспечило более совершенный процесс смесеобразования и сгорания. Используются новые импортные уплотнения.
|
Большой багажник |
|
И удобный складной полик |
Такой вот заводской «тюнинг». Но не надо ждать от этого «оборотистости» и высокой мощности — она почти не больше, чем у 1,5-литрового. «Тюнинг» направлен на улучшение моментных характеристик и экологичность. Уже сейчас мотор может соответствовать перспективным у нас нормам Евро 3, а в дальнейшем с некоторыми доработками и в надежде на лучший малосернистый бензин и Евро 4. Так заверяют производители.
И в целом «Калина», между прочим, не грубых рук дело, а продукт компьютерных математических проектов и роботизированного производства. Вам имена Kuka или Eisenmann о чем-нибудь говорят? Это именитые автосборочные и покрасочные линии от немецких производителей. С ними «Калина» должна выйти на проектную мощность в 220 тысяч штук в год.
Немного реальности
Но почему нет особого удовольствия разглядывать интерьер? От чего рябит в глазах? Пластик. Ох уж этот пластик, краеугольный камень российской химиндустрии. Вроде из разных фактур собран, и уместные темные элементы из добротных материалов имеются, а на дверях даже есть теплые тканевые вставки. Но этот основной, в крупную «рябь», жесткий, да еще в светлом, провокационном для загрязнений цвете, пластиковый декор портит все впечатление. И куда, спрашивается, смотрели роботы Kuka, если зазоры между передней панелью и дверями «сквозят» не по-детски? Рукоятки управления климатом со «скрежетом» ходят в своих гнездах, а «четкость» примыкания крышки бардачка только усиливает ностальгические нотки.
Гибкая ручка продольной регулировки кресла не есть мудрое решение, к тому же при большом диапазоне регулировки и здесь наблюдаются заедания. Наклон спинки возложен на старомодные кругляши, крутить которые нелегко и нудно. Приборный щиток с электронным одометром графически смотрится простовато, бледненько, хотя по свидетельству очевидцев, в темное время он подсвечивается весьма недурно. Да и в искусстве делать «баранки» заметного прогресса нет, точнее, в материале и профиле обода.
Передние двери открываются и закрываются нормально, можно сказать даже, с приятным мягким щелчком, что и предполагали заново разработанные бесшумные замки. А вот задние поддаются менее охотно, видимо, еще не приработались или требуют дополнительной регулировки. Есть опасения, что козырьки, как и в «десятках», не будут плотно прилегать к потолку, а откидной бокс внизу «бороды» не сможет удержаться от самооткрывания. Внутренние ручки замков дверей должны быть покрепче, посолидней, да и просто поудобней в обращении, но ручки «для держаться» получились хорошими, так же как дверные подлокотники в тканевом обрамлении. Опять же у водителя подлокотник почему-то из жесткого пластика, наверное, это дальновидное «противоизносное» решение.
Кузовные панели подогнаны неплохо, здесь-то видна рука немецких роботов, хотя «пионерная» серийная партия «Калин» еще несет печать «неприкатанного» конвейера. Опять же крышка багажника пока остается без внутренней отделки (зато на газовых упорах!), да и рулевая рейка еще стоит «десяточная», с большим передаточным числом, в четыре оборота от упора до упора. Как это сказывается в управлении?
Немного движения
Единый ключ, да еще с дистанционной блокировкой дверей и функцией иммобилайзера — это замечательно, хотя рычажок дистанционного открывания багажной крышки все равно не помешал бы. Впереди салона от тесноты не страдаешь, ни по ширине, ни под ногами, ни над головой. В этом смысле сравнительно высокая компоновка «Калины» принесла свои эргономические плоды. И даже сзади при среднем росте впередисидящих можно констатировать свободу пространства, если речь идет о двух взрослых людях. Но если передние кресла максимально отодвинуты, сзади ноги оказываются зажатыми.
Профиль сидений, включая водительское, в целом удачный, но отсутствие дополнительных регулировок, да и неважное исполнение стандартных, не приближает «Калину» к образцовым одноклассникам. Например, надо чуть сдвинуться назад, тянешь за «петлю», а кресло вжик по наклонным салазкам почти до упора. Зато подвинуться вперед не так просто — известное толкающее движение корпусом нужно выполнять с особой «жестокостью». Все это живо напоминает особенности кресел на «десятках».
Ну что, каково таинство первой поездки на совершенно новом отечественном автомобиле, обладающим кучей новаций? А очень даже общительный оказался собеседник, довольно быстро раскрылся в характере, с искренним доверием показав сильные и слабые стороны.
Да, электричество в услужении рулевого управления оказалось слишком старательным. Для машины компакт-класса и чувствительность на руле низкая, и реактивное действие слабоватое. Вероятно, с родной рейкой, на три оборота от упора до упора, «Калина» станет более адекватной на команды. Острее, с лучшей ориентацией на «ноль». Хорошо бы и шум от усилителя приглушить, или хотя бы облагородить его, а то на парковке возникает смутное подозрение, а не сломалось ли чего уже? Кстати, парковаться и маневрировать в тесноте на машине как раз очень удобно: и габариты «ужатые», и обзор приличный, и радиус разворота небольшой. И руль опять же легонький, разве что накручивать его приходится не сообразно размерам и весу автомобиля.
«Объемистый» двигатель не подвел
ожиданий и предвкушений — взмывает «Калину» как невесомую балерину, простите за каламбур. Даже со второй можно тронуться без особой тренировки, поскольку и сцепление оказалось нормально, по- человечески настроенным, хотя бывают примеры и получше. При том сказать, что динамика разгона буйственная и продолжительная, нельзя. Тринадцать секунд до сотни в небольшой «Калине» тянутся как-то особенно долго, но что третья и четвертая передачи в городской сутолоке работают в широком диапазоне скоростей и ускорений, а пятая без натуги на подхвате уже с 50 км/час — это есть и это удобно для городского движения.
Но максимальная мощность в 80 сил на границе 5200 оборотов — это уже ограничения в плане горячего драйва. Моментный восьмиклапанник физически не может переносить высокий потолок «полета» и после 4000 тысяч честно предупреждает об этом снижением темперамента и натужным гулом. Никаких систем с изменяемой впускной геометрией и регулируемыми фазами ГРМ, что могло бы расширить «динамизм», здесь нет. Да и не надо лучше.
Честно говоря, в «Калине» и без того радуют более прозаические вещи. Например, хорошие тормоза с не тугой и отзывчивой педалью. Сразу видно, что затраты на более мощный усилитель пошли впрок. Если учесть и почти нежную педаль сцепления, то «Калина» явно лучше расположена к женскому обществу, в отличие от старшей «сестры» «десятки». Или вот оригинальная блокировка от случайного включения задней передачи — она доступна только при подъеме колечка под рукоятью рычага КП. Очень удобно, а главное, выглядит надежно, перепутать первую передачу с задней не представляется возможным даже для начинающего водителя.
По шумоизоляции и работе подвески какими-то жгучими сюрпризами «Калина» не одарила. Хотя ВАЗовские родители в этом направлении, судя по всему, старались основательно, если даже залили резиной подшипники опоры передних стоек! Но уровень шума в салоне все равно может и должен быть ниже, да и какие-то скрипы-стуки доносятся со стороны приборной панели. Подвеска, судя по всему, не боится бездорожья, энергоемкость заложена с запасом, гасить ямы и колдобины резервы приличные, но толчки в салон от неровностей проскакивают ощутимо, да и весь кузов стремится подчеркнуть рельеф покрытия.
В общем, класс не обманешь, высокой плавности хода ждать не приходится. Крены «Калина» тоже не скрывает, не хочет и не может при таких-то ходах подвески и приподнятом кузове. Потому и на скорости «Калина» проявляет излишние телодвижения.
Немного варенья
Итак, плод созрел. Сладкий, кислый или горький? Боюсь, что в регионе автогурманов определиться с истинным вкусом ВАЗовской «Калины» достаточно просто — будет цена достойная, будет по вкусу многим. В районе эдак 180 тысяч за «Норму». Но реальная цена уже минимум на 50 тысяч выше. Там, где по идее должны держаться цены на люксовые версии с улучшенной отделкой, расширенным электропакетом и такими опциями, как четырехканальная ABS или кондиционер.
В будущем, кстати, предполагается выпускать «Калины» с японской вариаторной коробкой, что сразу поднимет цену еще на $1000. Кожаный салон тоже предполагается, как и в обязательном порядке две подушки безопасности. А еще появятся модели с 16-клапанными двигателями и другими кузовами. По какой цене получится такое «варенье»?
Да, нелегко придется «Калине». Слишком очевидная назревает конкуренция, причем уже со стороны российских иномарок.
Технические характеристики Lada Kalina |
Кузов |
Тип |
седан |
Количество мест/дверей |
5/4 |
Двигатель (ВАЗ-21114) |
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см |
1600 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм |
82/75,6 |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
Мощность, кВт (л. с.), при об./мин. |
59,5 (80) при 5200 |
Крутящий момент, Нм при об./мин. |
120 при 2700 |
Тормоза |
Передние/задние |
дисковые вентилируемые/барабанные |
Размеры, объем, вес |
Длина/ширина/высота, мм |
4040/1676/1500 |
База, мм |
2470 |
Клиренс, мм |
160 |
Колея спереди/сзади, мм |
1430/1410 |
Снаряженная масса, кг |
1050 |
Полная масса, кг |
1525 |
Объем топливного бака, л |
50 |
Объем багажника, л |
400 |
Динамические характеристики |
Максимальная скорость, км/ч |
165 |
Время разгона до 100 км/ч, сек |
13 |
Расход топлива, л/100 км |
|
Городской режим |
8,8 |
Загородный режим |
5,8 (при 90 км/час), 7,2 (при 120 км/час) |
Василий ЛАРИН
"Автомаркет + Спорт" №22 03.06.05
|