ВЕРШИНА ОДНОГО ДНЯ
|
На границе России и Монголии, в 330 километрах от Иркутска, расположен красивейший высокогорный район Мунку-Сардык, главная вершина которого достигает высоты 3491 м. Склоны горы весь год покрыты ледником, поэтому монголы почтительно называют ее Серебряной горой, а русские – Вечно Белым Гольцом. Семь пиков Мунку-Сардыка названы монголами в честь семи сыновей Абай Гэсэра Богдо хана – эпического героя, сказания о котором широко распространены среди народов Центральной Азии. А с главной вершины массива открывается потрясающая панорама: на юге – озеро Хубсугул в Монголии, на севере – Тункинская долина и хребты Восточного Саяна. В 90-е годы была проложена дорога от Монд до Орлика, и к отправной точке восхождения стало возможным подъехать на автомобиле, так что покорение высочайшей вершины Восточного Саяна теперь происходит за один день. Но особую популярность приобрели горные походы в майские праздники. В это время у подошвы горы ежегодно собираются тысячи путешественников. Не стали исключением и нынешние майские праздники – заявки на восхождение подали 136 российских и две монгольских команды. Доморощенных альпинистов оказалось так много, что на узкой тропе образовалась очередь, а на вершине одновременно находилось несколько десятков человек. Пропуск прежде всего Из Култука до поселка Монды идет асфальтированная дорога А-164. Проехать до границы с Монголией из Иркутска (304 км) через всю Тункинскую долину можно за 5 часов. Затем еще 22 км по гравийной дороге до моста через Белый Иркут. И все, обычно здесь оставляются машины, разбивается лагерь и начинается пеший маршрут. Независимо от цели, для поездки в эти места потребуется пограничный пропуск. Но если прошлой весной необходимо было подавать заявку не менее чем за месяц, то в нынешнем году процедура значительно упростилась. Удобнее всего перед поездкой зарегистрироваться в Аварийно-спасательной службе Иркутской области (Байкальская, 295), но подобную регистрацию можно сделать у спасателей в Улан-Удэ либо в одном из трех поисково-спасательных отрядов: в Николе, в Слюдянке или в Кырене. Сейчас вместо индивидуальных выдаются групповые пропуска, а списки туристов составляются в трех экземплярах: один остается в МЧС, другой – на заставе в Мондах, третий – у руководителя группы. На основании зарегистрированного спасателями списка на погранзаставе выдаются пропуска на Мунку-Сардык. Получить их без проблем можно в день перехода (в первые майские дни застава в Мондах выдавала пропуска круглосуточно).
Мунку-сардык Мунку-Сардык при малой протяженности (около 14 км) состоит из шести горных массивов. Все вершины расположены выше снеговой линии, и многие путешественники попадают в сложные метеорологические условия и частые электрические бури. Известно, что первое зарегистрированное восхождение на Мунку-Сардык совершил в 1858?г. по южному маршруту натуралист Густав Радде, но и сегодня из четырех возможных маршрутов к вершине самым сложным считается лобовое восхождение по северному ледовому склону, а самое легкое – по южному леднику от Хубсугула. Монголы называют шесть основных вершин сыновьями Мэнгэтэ, а главную вершину Хаан Мэнгэ Сарьдаг, на которой пребывает Мэнгэтэ – белый господин, хозяин Хубсугула и Монд. Дословный перевод монгольского названия Мэнгэ Сарьдаг – «Серебряная гора, покрытая вечным снегом». На склонах Мунку-Сардыка известны четыре ледника: с северной стороны свисает основной ледник, толщиной до 85 м, с трещинами шириной 25–30 см и глубиной до 6 метров. Сами склоны круто обрываются на север, в долину Иркута, и более полого спускаются на юг, к Хубсугулу. С российской стороны восхождение начинается в долине Белого Иркута, от места его слияния с Черным Иркутом. Один из наиболее интересных отрезков маршрута – ущелье Муговека с узким двухкилометровым каньоном и множеством красивых ледяных водопадов и ступеней. На высоте 2613?м находится ледниковое озеро Эхой, где устраиваются базовые лагеря и начинается крутой подъем на вершину. Преодолеть его удается не всем: приходится часто останавливаться, чтобы восстановить дыхание, а если погода начинает портиться – обязательно нужно возвращаться назад. Впрочем, в наиболее сложных местах по инициативе аварийно-спасательной службы установлены страховочные перила. Сама вершина представляет собой плоскую площадку примерно 5 на 20 метров, с небольшим уклоном, а путь до нее от подножия горы занимает около двух часов. Подъем на Мунку-Сардык с монгольской стороны значительно проще, чем с российской. На внедорожнике можно доехать от Хубсугула к подножию горы до отметки в 2200 м. Теоретически отсюда на гору можно подниматься на снегоходах, но информации об осуществлении такого замысла на практике пока не замечено. На монгольском склоне нет ледопадов и ледника – очень пологий склон длиной более 4–5 км, практически до самой вершины покрытый ровным снежником. Снег лежит здесь до июля. Он идеально подходит для спуска на лыжах или полета на дельтаплане. К слову, впервые спустились с вершины на парапланах в сторону Хубсугула в сентябре 2001 года трое иркутян: Александр Токарев, Вячеслав Липченко и Валерий Соснин. Окинское плато Для тех, кто не желает подниматься в горы, рекомендуем автомобильную поездку на Окинское плато – это еще 210 км живописной горной трассы. Вообще, дорогу здесь начали строить еще в 1985 году, но автомобильное движение по ней было открыто только в 1993 г., а на участке Орлик – Хужир и вовсе в 1999-м, после сдачи в эксплуатацию моста через Оку. До этого связь с внешним миром осуществлялась по древней Окинской тропе, проложенной бурятами сотни лет назад. По их старинному поверью, человек неправедной жизни не может проникнуть через плато в Окинский район: его не пустит туда или ненастье, или несчастье… От моста через Белый Иркут начинается затяжной подъем на перевал. Примерно с 26–27 километров, где дорога делает большую петлю и поднимается высоко над ущельем Иркута, открывается величественная горная панорама. Это единственное место, откуда во время подъема виден снежный массив Мунку-Сардыка. Когда машина взбирается на Окинское плато, на юге снова появляются шесть снежных вершин, но по мере спуска в долину Оки они полностью исчезают из виду. Сразу после подъема на перевал дорога расходится в разные стороны: направо – к истоку Иркута, озеру Ильчир (около 25 км), налево – в долину Оки. Ильчир (порядка 7 км в длину и до 500 м в ширину), находящийся на высоте около 2000 м – самое большое из группы расположенных здесь озер. По его берегам растет лиственный лес, есть несколько летников и много рыбацких стоянок.
Спуск в долину Оки идет по хорошо отсыпанной гравийной дороге и позволяет двигаться со скоростью 80 км/ч. До Орлика хорошая гравийная дорога идет по правому берегу Оки.
Но за Орликом хороший гравий заканчивается – везде встречаются осыпи и крупные камни. В 15 километрах от Орлика, у поселка Хара-Хужир, находится построенный в 1999 году мост. За ним дорога поднимается на плоскогорье, проходит мимо обо (возле него местные обязательно останавливаются, чтобы «брызнуть» духам), и затем попадает в окруженную горами Хужирскую долину – в этот по-прежнему замкнутый мир дикой природы. Сергей Волков
Автомаркет+Спорт № 20/2008 | |||