Мунку-Сардык и Окинское плато
Просмотров: 8461
16 Мая 2008

ВЕРШИНА ОДНОГО ДНЯ








Мунку-сардык и окинское плато

На границе России и Монголии, в 330 километрах от Иркутска, расположен красивейший высокогорный район Мунку-Сардык, главная вершина которого достигает высоты 3491 м. Склоны горы весь год покрыты ледником, поэтому монголы почтительно называют ее Серебряной горой, а русские – Вечно Белым Гольцом. Семь пиков Мунку-Сардыка названы монголами в честь семи сыновей Абай Гэсэра Богдо хана – эпического героя, сказания о котором широко распространены среди народов Центральной Азии. А с главной вершины массива открывается потрясающая панорама: на юге – озеро Хубсугул в Монголии, на севере – Тункинская долина и хребты Восточного Саяна. В 90-е годы была проложена дорога от Монд до Орлика, и к отправной точке восхождения стало возможным подъехать на автомобиле, так что покорение высочайшей вершины Восточного Саяна теперь происходит за один день.

Но особую популярность приобрели горные походы в майские праздники. В это время у подошвы горы ежегодно собираются тысячи путешественников. Не стали исключением и нынешние майские праздники – заявки на восхождение подали 136 российских и две монгольских команды. Доморощенных альпинистов оказалось так много, что на узкой тропе образовалась очередь, а на вершине одновременно находилось несколько десятков человек.

Пропуск прежде всего

Из Култука до поселка Монды идет асфальтированная дорога А-164. Проехать до границы с Монголией из Иркутска (304 км) через всю Тункинскую долину можно за 5 часов. Затем еще 22 км по гравийной дороге до моста через Белый Иркут. И все, обычно здесь оставляются машины, разбивается лагерь и начинается пеший маршрут.

Независимо от цели, для поездки в эти места потребуется пограничный пропуск. Но если прошлой весной необходимо было подавать заявку не менее чем за месяц, то в нынешнем году процедура значительно упростилась. Удобнее всего перед поездкой зарегистрироваться в Аварийно-спасательной службе Иркутской области (Байкальская, 295), но подобную регистрацию можно сделать у спасателей в Улан-Удэ либо в одном из трех поисково-спасательных отрядов: в Николе, в Слюдянке или в Кырене. Сейчас вместо индивидуальных выдаются групповые пропуска, а списки туристов составляются в трех экземплярах: один остается в МЧС, другой – на заставе в Мондах, третий – у руководителя группы. На основании зарегистрированного спасателями списка на погранзаставе выдаются пропуска на Мунку-Сардык. Получить их без проблем можно в день перехода (в первые майские дни застава в Мондах выдавала пропуска круглосуточно).

ВОСТОЧНЫЙ САЯН (север и восток Саянского нагорья) – один из самых красивых районов юга Сибири, граничащий с Монголией и расположенный вблизи географического центра Азии. Саяны считаются одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных территорий Сибири. Плотность населения здесь – менее одного человека на квадратный километр. В этом районе сосредоточены высочайшие вершины Восточного Саяна – гора Мунку-Сардык (3491?м), альпийские вершины Тункинских (3266 м) и Китойских (3215 м) Гольцов. Самая высокая вершина Саянского нагорья расположена в Тыве – это возвышающаяся на 3976 метров гора Мунгун-Тайга. В бассейне верхнего течения Оки на высоте 2000–2200 м находится Центральное плоскогорье Восточного Саяна. В своем дневнике «В сердце Азии» выдающийся исследователь С.В. Обручев записал: «Окинское плоскогорье – Центральное плоскогорье Восточного Саяна, как я назвал его, – представляет собой как бы Тибет в миниатюре: со всех сторон – с севера, востока, запада и юга на 1000 метров возвышаются горные цепи, отделяющие окинцев от внешнего мира. До сих пор (1954 г.) только верховые тропы соединяли плоскогорье с населенными районами на юге и западе. Сообщения с востоком и севером идут по трудным ущельям».

Мунку-сардык

Мунку-Сардык при малой протяженности (около 14 км) состоит из шести горных массивов. Все вершины расположены выше снеговой линии, и многие путешественники попадают в сложные метеорологические условия и частые электрические бури. Известно, что первое зарегистрированное восхождение на Мунку-Сардык совершил в 1858?г. по южному маршруту натуралист Густав Радде, но и сегодня из четырех возможных маршрутов к вершине самым сложным считается лобовое восхождение по северному ледовому склону, а самое легкое – по южному леднику от Хубсугула.

Монголы называют шесть основных вершин сыновьями Мэнгэтэ, а главную вершину Хаан Мэнгэ Сарьдаг, на которой пребывает Мэнгэтэ – белый господин, хозяин Хубсугула и Монд. Дословный перевод монгольского названия Мэнгэ Сарьдаг – «Серебряная гора, покрытая вечным снегом». На склонах Мунку-Сардыка известны четыре ледника: с северной стороны свисает основной ледник, толщиной до 85 м, с трещинами шириной 25–30 см и глубиной до 6 метров. Сами склоны круто обрываются на север, в долину Иркута, и более полого спускаются на юг, к Хубсугулу.

С российской стороны восхождение начинается в долине Белого Иркута, от места его слияния с Черным Иркутом. Один из наиболее интересных отрезков маршрута – ущелье Муговека с узким двухкилометровым каньоном и множеством красивых ледяных водопадов и ступеней. На высоте 2613?м находится ледниковое озеро Эхой, где устраиваются базовые лагеря и начинается крутой подъем на вершину. Преодолеть его удается не всем: приходится часто останавливаться, чтобы восстановить дыхание, а если погода начинает портиться – обязательно нужно возвращаться назад. Впрочем, в наиболее сложных местах по инициативе аварийно-спасательной службы установлены страховочные перила. Сама вершина представляет собой плоскую площадку примерно 5 на 20 метров, с небольшим уклоном, а путь до нее от подножия горы занимает около двух часов.

Подъем на Мунку-Сардык с монгольской стороны значительно проще, чем с российской. На внедорожнике можно доехать от Хубсугула к подножию горы до отметки в 2200 м. Теоретически отсюда на гору можно подниматься на снегоходах, но информации об осуществлении такого замысла на практике пока не замечено. На монгольском склоне нет ледопадов и ледника – очень пологий склон длиной более 4–5 км, практически до самой вершины покрытый ровным снежником. Снег лежит здесь до июля. Он идеально подходит для спуска на лыжах или полета на дельтаплане. К слову, впервые спустились с вершины на парапланах в сторону Хубсугула в сентябре 2001 года трое иркутян: Александр Токарев, Вячеслав Липченко и Валерий Соснин.

Окинское плато

Для тех, кто не желает подниматься в горы, рекомендуем автомобильную поездку на Окинское плато – это еще 210 км живописной горной трассы. Вообще, дорогу здесь начали строить еще в 1985 году, но автомобильное движение по ней было открыто только в 1993 г., а на участке Орлик – Хужир и вовсе в 1999-м, после сдачи в эксплуатацию моста через Оку. До этого связь с внешним миром осуществлялась по древней Окинской тропе, проложенной бурятами сотни лет назад. По их старинному поверью, человек неправедной жизни не может проникнуть через плато в Окинский район: его не пустит туда или ненастье, или несчастье…

От моста через Белый Иркут начинается затяжной подъем на перевал. Примерно с 26–27 километров, где дорога делает большую петлю и поднимается высоко над ущельем Иркута, открывается величественная горная панорама. Это единственное место, откуда во время подъема виден снежный массив Мунку-Сардыка. Когда машина взбирается на Окинское плато, на юге снова появляются шесть снежных вершин, но по мере спуска в долину Оки они полностью исчезают из виду. Сразу после подъема на перевал дорога расходится в разные стороны: направо – к истоку Иркута, озеру Ильчир (около 25 км), налево – в долину Оки. Ильчир (порядка 7 км в длину и до 500 м в ширину), находящийся на высоте около 2000 м – самое большое из группы расположенных здесь озер. По его берегам растет лиственный лес, есть несколько летников и много рыбацких стоянок.

Маршрут с восхождением на Мунку-Сардык предлагают туристические фирмы Иркутска. Путешествие в группе обойдется примерно в 6 тыс. рублей на одного человека. Фирма организует поездку из Иркутска, оформление пропусков, питание и спальное место в палатке, прокат необходимого снаряжения и консультации инструкторов. Некоторые компании предлагают услуги только по доставке туристов на рейсовых автобусах и по оформлению пропуска (950 рублей на человека).

Спуск в долину Оки идет по хорошо отсыпанной гравийной дороге и позволяет двигаться со скоростью 80 км/ч. До Орлика хорошая гравийная дорога идет по правому берегу Оки.

Каменная стрела

Загадочная каменная выкладка в виде стрелы находится после деревни Саяны, перед подъемом на гору, слева от дороги на Жом-Болок. Нужно свернуть налево от основной дороги и проехать немногим более полукилометра до скал. У их подножия и находится неизвестно кем и когда выложенная из камней 15-метровая стрела, направленная острием в скалу. Каменные рисунки таких размеров, выложенные на земле, называют геоглифами, а местные охотники рассказывают, что и на Окинском плато есть немало геоглифов-узоров, но их еще никто обстоятельно не исследовал.

Если проехать по дороге дальше, до семи столбов сэргэ, в левом ущелье через 3–5 км можно увидеть сохранившуюся на скалах древнюю печать-рисунок синего цвета с текстом внутри. Сам рисунок становится виден, только если встать непосредственно перед ним.

Перед мостом через реку Жом-Болок, рядом с дорогой, хорошо различимы поля застывшей лавы: хаотично вздыбленные, почерневшие древние базальты с пористой структурой. Они легко ломаются от удара ногой, поэтому двигаться по лавовому полю надо с осторожностью. Такие поля, кстати, встречаются по всей долине Жом-Болока. Но препятствием для движения становятся не они, а мощная наледь, ежегодно в начале мая образующаяся у моста через реку.

Но за Орликом хороший гравий заканчивается – везде встречаются осыпи и крупные камни. В 15 километрах от Орлика, у поселка Хара-Хужир, находится построенный в 1999 году мост. За ним дорога поднимается на плоскогорье, проходит мимо обо (возле него местные обязательно останавливаются, чтобы «брызнуть» духам), и затем попадает в окруженную горами Хужирскую долину – в этот по-прежнему замкнутый мир дикой природы.

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 20/2008

Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Мунку-сардык и окинское плато
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог