Second-hand. Негомеровская одиссея (Honda Odyssey)
Просмотров: 9048
9 Мая 2008















honda odyssey

Как правило, по отношению к надежности и ремонтопригодности автомобилей Honda существует два диаметрально противоположных мнения. Одни считают, что все автомобили с буквой «H» на радиаторной решетке феноменально надежны, а их эксплуатация не представляет серьезной угрозы для бюджета владельца. Другие, напротив, уверены, что владельцу Honda обеспечено разорение на запчастях и ремонте. Надо сказать, что оба этих суждения применимы лишь отчасти, поскольку многие технологичные узлы и агрегаты Honda действительно весьма надежны и при надлежащем уходе прослужат долго. При этом стоит признать, что у Odyssey имеются некоторые конструктивные просчеты, не позволяющие назвать иные агрегаты долговечными и беспроблемными. Но обо всем по порядку.

Двигатели. Пожалуй, ни один из двигателей, которыми оснащались и оснащаются «Одиссеи», нельзя упрекнуть в ненадежности и капризности. Поскольку первое поколение Кажется, он стал бестселлером сразу, когда 14 лет назад первый экземпляр сошел с хондовского конвейера. Пришелся ко двору этот полноценный минивэн и в Штатах, традиционно фанатеющих от всего крупного, и на родине, где любой кубический метр личного пространства воспринимается как дар Божий. Не улизнула от Honda Odyssey популярность и в нашей стране: в конце девяностых годов прошлого века первые «Одиссеи» попали к нам, чтобы надолго занять лидирующие позиции на российском рынке second-hand в классе больших семейных автомобилей.

«Одиссеев» уже на грани вымирания, а Odyssey’2003 еще не стал бестселлером и, соответственно, на двигатель К24А еще не собрано достаточное количество

«компромата», остановимся на «Одиссее» в кузове LA-RA (2000-2003 г.в.). И, соответственно, на двух силовых агрегатах, которыми комплектовался «Одиссей» в этом кузове — 2,3-литровом F23A и трехлитровом J30A.

Рядная «четверка» F23A (которой, кстати, оснащались также универсалы Avancier и Accord) свою репутацию доселе не портила, как, впрочем, и J30A. Оба двигателя отличаются хорошими тяговыми характеристиками, что не мешает им обладать и высокой надежностью. Правда, длительный ресурс этим моторам обеспечен только при условии своевременного и качественного обслуживания. Тем не менее есть у этих моторов и свои конструктивные особенности, которые порой заставляют понервничать. Например, оба двигателя «любят стучать» на холодную, и в большей степени этим грешит F23A. Этот звук издают успокоители VTEC-овых кулачков. Многим, кому такой дизельный звук категорически не нравится, разоряются на замену этих деталей, и «Одиссеи» действительно притихают, однако со временем все возвращается на круги своя — стук на холодную, который по мере прогрева исчезает. Кстати, различные автосервисы не могут прийти к единой версии происхождения подобного стука — так, среди вариантов наиболее часто встречаются стук распредвала, гидрокомпенсаторы, разрегулированные клапаны и т.п. Однако все сходятся во мнении, что подобная особенность присуща подавляющему большинству «Одиссеев» и никакого разрушительного воздействия не оказывает.

А вот другие неисправности иногда заставляют обратиться в сервис — датчик холостого хода требует смены или как минимум прочистки уж слишком часто. Из-за его неисправности машина может откровенно «тупить» на разгоне, к тому же частенько барахлящий датчик дополняется засоренной дроссельной заслонкой. Кроме того, некоторые механики отмечают конструктивную недолговечность балансирных валов ГРМ.

Однако все это мелочи, и в основном все работы по поддержанию здорового духа этих двигателей сводятся к своевременному обслуживанию с применением исключительно фирменных комплектующих и техжидкостей (в крайнем случае — рекомендованных производителем). Между тем, известен случай, когда «Одиссей» безболезненно перенес обрыв шкива — в одном нехорошем сервисе при замене ремня ГРМ не заменили болт крепления шкива (как предписано инструкцией), поэтому конструкция и «слетела». Так что какая-никакая защита от дурака у F23A есть.

Что касается подвески, то относительно нее разногласий не возникает ни у кого — традиционно сложная и дорогая по конструкции, но исключительно надежная и при этом доставляющая удовольствие от вождения. Начиная с первого поколения, «Одиссей» остается верен независимой двухрычажной схеме, и система эта дает сбои довольно редко — подвеска оказалась неплохо подготовленной к нашим условиям. Однако слабые места есть.

Так, сервисмены отмечают быстро изнашивающиеся задние и особенно передние сайлентблоки и нижние передние шаровые. Видимо, немалая масса минивэна и тяжелые двигатели не могут не сказываться на долголетии этих деталей.

Кстати, как характерную особенность хондовской подвески стоит отметить ее скрипучесть. При этом работу стоек можно признать образцово тихой, но вот многочисленные резинки после первой зимы начинают жалобно попискивать на кочках и ямках. А, например, стойки и втулки переднего стабилизатора придется менять едва ли не дважды в год.

Дальнее плавание

Первая Одиссея состоялась в 1994 году, когда с производственной линии седана Honda Accord сошел минивэн Odyssey. И хотя японцы всячески убеждали широкую публику, что Odyssey — полностью самостоятельный продукт, было ясно, что без унификации с «Аккордом» не обошлось.

Так, минивэну досталась аккордовская подвеска и двигатель SOHC объемом 2,2 литра, мощностью 150 л.с.. Автомобиль сразу привлек повышенное внимание покупателей — несмотря на то что идея большого пятиместного универсала в Японии уже была реализована в Mitsubishi Chariot и Nissan Prairie, крупный семейный автомобиль от Honda был принят на ура.

Через три года с начала выпуска Odyssey претерпел легкий рестайлинг и модернизацию технической части — двигатель 2,2 сменили на 2,3-литровую «четверку» с системой VTEC. Обновленная установка выдавала те же полторы сотни лошадок, но благодаря системе изменения фаз газораспределения стала более «живой». Кроме того, в гамме двигателей появилась трехлитровая «шестерка» мощностью 210 л.с. — она обжилась под капотом «Одиссеев» в комплектации Prestige.

В 1998-м Odyssey стал продаваться на американском рынке. В угоду тамошним автомобильным пристрастиям минивэн был шире и выше своего японского аналога, а колесная база увеличилась на 170 мм. Под капотом раскинулась 3,5-литровая силовая установка, развивавшая всего на четыре л.с. больше, чем трехлитровый агрегат, однако превосходившая его по крутящему моменту. С осени 1999-го американский Odyssey стал продаваться и в Стране восходящего солнца — модель по имени Lagreat продержалась на конвейере пять лет. Пытались хондовцы продвигать этот минивэн и в Старом Свете, однако Shuttle (а именно так назывался Odyssey для европейского рынка) «не пошел». В Европе большей популярностью стал пользоваться более компактный Stream.

На границе тысячелетий, когда спрос на Odyssey стал постепенно снижаться, компания представила новое, второе поколение этого автомобиля. Впрочем, взятый японцами за основу принцип «в машине, имевшей спрос, должна сохраняться концепция», не позволял рассматривать второе поколение «Одиссея» как по-настоящему новое — это было похоже на глубокую модернизацию. Так, улучшилась жесткость кузова, подвеска получила большую энергоемкость, управляемость стала приятнее. Естественно, не обошлось без качественных изменений интерьера и пассивной безопасности: салон стал современнее и эргономичнее, а передний пассажир и водитель получили боковые подушки безопасности.

Однако стремительное развитие рынка семиместных минивэнов и, соответственно, возросшая конкуренция вынудили хондовцев уже в 2003-м году представить третье поколение Odyssey. Надо сказать, в этой генерации «Одиссея» выразился, пожалуй, весь опыт и инженерный потенциал разработчиков — автомобиль стал абсолютно другим, опережающим время! Несмотря на то что конструкцию подвески японцы не изменили (двухрычажка спереди и сзади), им удалось за счет изобретения платформы с низким полом и установки сверхтонкого бензобака не только уменьшить высоту и центр тяжести, полностью ликвидировав излишнее пространство под полом, но и обеспечить более просторный по сравнению с предшественником салон. Кроме того, новое поколение Odyssey лишилось откровенной «минивэнистости» и стало напоминать скорее большой спортивный универсал. Кстати, более приземленный кузов третьего поколения — не только способ улучшить управляемость, но и необходимость, обусловленная… японскими парковками! Ведь предшественники могли «швартоваться» только на обычных городских стоянках, а новый Odyssey с уменьшенной высотой получил возможность парковаться на распространенных в Японии многоярусных паркингах, где существуют ограничения по высоте.

Силовая установка для третьей генерации «Одиссея» предусмотрена лишь одна — 2,4-литровый К24А, который может выдавать от 160 до 240 л.с. В «простых» переднеприводных исполнениях с ним сотрудничает CVT, полноприводные модификации и топ-версии Absolute оснащаются традиционными АКП.

В Японии Odyssey 2003 модельного года пока является последним поколением этой машины, а вот в США в 2004 году на заводе Honda в Алабаме началась сборка нового Odyssey, исключительно для американского рынка. Визуально тяжеловесный и обремененный лишними килограммами минивэн выпускается и по сей день, но ничего общего с поджарым «японским» «Одиссеем» не имеет.

Также нередки случаи, когда в сервис приезжали «Одиссеи» с навязчивым стуком передней подвески. Замена втулок и сайлентблоков проблему не решала. Его источником становятся тяги, идущие от нижних рычагов к бамперу: к рычагам они крепятся болтами, а к балке со стороны бампера — через две резиновых подушки. Последние имеют свойство ссыхаться и образовывать люфт, из-за которого тяги и брякают о балку.

Однако какими бы надежными и технологичными ни были двигатели и ходовая часть, трансмиссия «Одиссея» заметно корректирует их плюсы. АКП «Одиссеев» — не самая сильная их часть. Причем «смертельными» факторами можно признать и конструктивные особенности коробок, и стойкую неприязнь АКП к длительным динамичным поездкам, и нетерпимость к неоригинальной ATF. Из конструктивных недоработок: невысокий ресурс соленоидов регуляторов давления, хилость гидротрансформатора из-за малого количества фрикционного слоя, недолговечность подшипников дифференциала из-за течи сальников. В общем, капитуляция по всем параметрам. Причем загубить «коробку» можно буквально за несколько дней. Для этого достаточно, например, поставить на пару деньков «банан» на переднюю ось — разность угловых потенциалов приводит к пробуксовке оси сателлитов, и дифференциал умирает. Иначе говоря, сильных мест в «автоматах» нет.

Технические характеристики Honda Odyssey

Кузов LA-RA6 LA-RA7 LA-RA8 LA-RA9
Тип минивэн минивэн минивэн минивэн
Количество мест/дверей 6-7/5 6-7/5 6-7/5 6-7/5

Двигатель

Тип

бензиновый

Расположение двигателя

спереди, продольно

Количество и расположение цилиндров

4, в ряд

6, V-образно

Рабочий объем, куб. см.

2253

2997

Макс. мощность,л.с. (кВт)/об./мин.

150 (110)/5800

210 (154)/5800

Макс. момент, Нм/об./мин.

206/4800

270/5000

Трансмиссия

Привод передний полный передний полный
Коробка передач

автоматическая, 4-ступенчатая

автоматическая, 5-ступенчатая

Тормоза

Передние

гидравлические вентилируемые дисковые

Задние

дисковые

Подвеска

Передняя

двухрычажная

Задняя

двухрычажная

Колеса

Размер шин

215/60R16 (215/55R17)*

Общие данные

Размеры (д/ш/в), мм

4775/1795/1630

4840/1800/1630

Колесная база, мм

2830

Снаряженная масса, кг

1600-1680 **

1700-1790 **

Объем топливного бака, л

65

Но это только полбеды — у несчастных обладателей «Одиссеев» с загубленной АКП гарантированно возникнут проблемы с ремонтом, ведь хондовские трансмиссии на редкость недружелюбны к сервисменам (например, невозможно оперативно прочистить клапанный механизм коробки или протестировать соленоид блокировки гидротрансформатора), и проблемы с последующей диагностикой делают ремонт АКП не только разорительным, но и зачастую бессмысленным. Тем более, что даже качественно сделанная операция по оживлению трансмиссии не гарантирует, что машина поедет по-прежнему: после ремонта требуется корректировка системы управления, которая сразу не способна «подружиться» с замененными деталями.

Заплыв с удовольствием

Первое, что отмечаешь в салоне — простор. Ровный пол, грамотная компоновка и немалые габариты автомобиля позволяют не только развалиться в уютных креслах, но и совершать короткие пешие прогулки по салону. Причем если в версиях с темным пластиком и кожей интерьер напоминает офисный, то салон из светлого велюра и коричневого пластика стопроцентно домашний. И даже вставки «под дерево» на центральной консоли ассоциируются не со шкафом в кабинете, а с кухонным столом. Наверное, именно поэтому большинство продаваемых «Одиссеев» — со светлым салоном.

Гордое звание минивэна этот автомобиль отрабатывает честно — и по части пассажировместимости, и в плане грузовых возможностей. Так, истинный семьянин, богатый детьми и многочисленными родственниками, по достоинству оценит семиместность «Одиссея». Причем третий ряд — не для галочки, поскольку здесь поместится и взрослый, правда, с минимумом комфорта. Впрочем, поговорку про то, что лучше ехать, чем идти, знают все. Возможности багажника, несмотря на скромную грузоподъемность в 385 кг, можно признать удовлетворительными. Если уж производителем не предусмотрена перевозка мешков с овощами или стройматериалов, стоит оценить «объемные» качества грузового отсека — при сложенном втором и третьем рядах он получается весьма вместительным.

Впрочем, погрузив багаж и усадив пассажиров, все-таки придется сесть за руль. А здесь хорошо — неплохие кресла с достаточными диапазонами регулировок (пожалуй, претензия может возникнуть лишь к слабому поясничному подпору), прекрасная эргономика с логично расположенными кнопками управления основными и вспомогательными функциями, удобный большой руль и хорошо читаемые приборы, отличная обзорность.

Нам достался 2,3-литровый переднеприводный «Одиссей», однако свою «базовость» он старается не показывать — уверенно разгоняется во всем диапазоне оборотов. Понятно, что уверенность в данном случае относительная — все-таки 150 лошадей для более чем полуторатонного автомобиля не ахти какой табун, но ведь и для пижонского «отжига» «Одиссей» не создан! Он берет другим — удобством разгона. Педаль акселератора и коробка настроены так, что ускорение всегда можно спрогнозировать — очень четкая связь двигателя и трансмиссии. Неплохи и «антагонисты движущих сил» — тормоза: замедление довольно активное, несмотря на немалую массу. Вот только педаль тормоза расположена не лучшим образом, чуть выше акселератора, из-за чего при резком переносе стопы с газа об нее спотыкаешься.

Комфорт в «Одиссее» — чуть выше среднего. Например, звук двигателя прослушивается отчетливо. И хотя механическая мелодия F23A — не самое плохое звуковое сопровождение разгона, пассажирам сухой звон поршней вышедшего на высокие обороты хондовского мотора слушать вовсе не обязательно. Подвеска работает очень неплохо с точки зрения управляемости — умеренные для высокого минивэна крены, завидная курсовая устойчивость, правильное и логичное поведение в поворотах. Но вот в виброакустическом отношении ходовка «Одиссея» — совсем не эталон комфорта. Слышна и активная работа подвески, да и об огрехах дороги седоки узнают частенько. Впрочем, назвать ее чересчур жесткой и поставить жирный крест на перспективе безмятежных семейных поездок нельзя. Похоже, именно такой должна быть ходовая часть автомобиля, эксплуатирующегося на наших дорогах — не допускающей раскачки и, соответственно, приступов морской болезни, хорошо держащей дорогу, но в то же время относительно жесткой, чтобы строго пресекать нередкие атаки ухабов и ям.

В итоге про «Одиссей» кратко можно сказать следующее — это симпатичный просторный минивэн с эргономичным и качественным салоном, обладающий приемлемой динамикой, добротной управляемостью и оптимальной для наших дорог подвеской. В нем сконцентрированы все плюсы, которые необходимы для полноценного семейного автомобиля. Тех, кто не способен выполнить довольно жесткие условия обслуживания и эксплуатации, этот автомобиль отпугнет. Но судя по тому, что Honda Odyssey на наших улицах встречается не реже какой-нибудь Corona Premio, многих такие правила игры устраивают.

Егор Климов

Автомаркет+Спорт № 19

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог