НА НИВЕ НЕУСТАННОЙ БИТВЫ
|
Не многие отечественные автомобили вызывали столь противоречивые эмоции, как появившаяся на стыке столетий новая «Нива». В отличие от своей предшественницы, предполагавшийся «народным» автомобиль так и не сумел стать эпохальным явлением на рынке, хотя недостатка в желающих приобрести его не было ни с момента появления, ни сейчас. Дело в цене — ведь даже изначально новая модель стоила недопустимо дороже старой, и большинству потенциальных покупателей была явно не по карману. Чтобы одна модель, идущая на смену другой, стоила существенно дороже (почти в два раза) — для развитого автомобилестроения нонсенс. Потому и не смогла новая «Нива», впервые увидевшая свет в 1998 году, сразу сменить старушку, продержавшуюся к тому моменту на конвейере 22 года. Плюс ко всему, у ВАЗа не было достаточных средств на внедрение новинки в массовое производство. Зато сегодня мечта многих осуществилась — теперь «Нива» по карману большинству. Правда, не совсем новая, а б/у, что несколько усложняет подход к выбору.
Если бы, да кабы… У любой машины есть врожденные болезни и недостатки. Некоторые устраняются, другие остаются на протяжении всего выпуска. «Нива» по части недостатков — не исключение, особенно учитывая, что это компромиссная разработка, берущая начало в 90-х годах прошлого века. Но слишком много в ее истории было изменений, и это один из главных минусов при покупке экземпляров, выпущенных на заре производства модели. Доработка происходила на «живую» — практически постоянно ВАЗ что-то менял в машине. Первые образцы новой «Нивы», выпущенные в 2001-2002 годах, во многом отличались от тех, что позже стали выпускаться под маркой Chevrolet. Хотя машин этих продано немало, в том числе и в Иркутске. Например, были проблемы с генератором — пришлось изменить его конструкцию и перенести выше. Были заменены наружные зеркала, поскольку на первых образцах они сильно вибрировали. Особенно значительным изменениям подверглись высокотехнологичные узлы: так, отечественную систему выпуска отработанных газов заменили немецкой. Вакуумный усилитель тормозов Lucas, гидроусилитель руля ZF, многие мелкие узлы — все это менялось на более качественные зарубежные аналоги. Долго добивались, чтобы кузовные зазоры пришли в норму. Руль на первых машинах вызывал недоумение и проигрывал даже в сравнении со старой версией, поэтому его вскоре заменили на более пухлый и удобный, с фирменной эмблемой Chevrolet. О качестве салона тоже можно рассказать много. На первых машинах часто выходят из строя электроприводы управления воздушными заслонками в системе отопления. Недолговечна и пластмасса — особенно страдают мелочи интерьера (окантовки, декоративные накладки, небольшие детали). Впрочем, трещины нередко встречаются и на новых моделях (особенности конвейерной сборки), и во множестве возникают после нескольких лет эксплуатации. Отслаивается пластик и снаружи — особенно на жаре. Страдают уплотнители дверей — если их коробит, кузов теряет герметичность. Со временем проблемы исправили более основательным выбором материалов (основное количество переделок пришлось на 2006 год): в целом это улучшило автомобиль, но и все равно идеальное исполнение пока не достигнуто. Так что следует быть готовым к сюрпризам и понимать, что Chevy Niva — все-таки в большей степени отечественная машина. Есть у автомобиля так и не искорененные недостатки. Например, эргономика места водителя вызывает нарекания у тех, кто имел возможность пообщаться с иномарками. Автомобиль определенно проигрывает по количеству емкостей под мелкие вещи — а ведь предполагается, что владельцами и пассажирами его должны быть сельчане и горожане, склонные к активному передвижению. Что такое хорошо Что покупателям понравилось сразу — так это отличная по российским меркам панель приборов: понятная, простая, с хорошей подсветкой. Высокий клиренс и водительская посадка — это значительный плюс. И не всякий водитель, когда-либо ездивший на «высокой» машине, согласится пересесть в обычную легковушку. Производителю удалось добиться хорошей плавности хода. Старая «Нива» больше походила на своенравное существо с непредсказуемым порой характером — особенно на откровенном гололеде, где отрицательный эффект короткой базы иногда оказывался сильнее, чем плюсы полного привода, и только шипованные шины могли поправить положение. А вот новая «Нива» гораздо логичнее ведет себя и на асфальте, и на гравийке. Хорошо проглатывает стыки, не «козлит», идет плавно. Ходы подвески достаточно велики — как у всех отечественных машин. И это несомненный плюс на наших дорогах.
Проемы дверей достаточны для удобства посадки-высадки. Просторно в салоне — особенно на заднем ряду, где можно разместиться втроем. За управление раздаточной коробкой и блокировкой центрального дифференциала отвечает один рычаг вместо прежних двух — это тоже плюс. Раз уж зашла речь о полноприводной трансмиссии, то нужно отметить следующее. Будучи преемницей старой «Нивы», продержавшейся на конвейере с 70-х годов и до сих пор любимой в народе, новая модель задумывалась как достаточно комфортное авто, идеально рассчитанное для российской эксплуатации. То есть «хороший автомобиль для плохих дорог». В принципе, так оно и получилось, хотя есть некоторые «но». Ведь по геометрическим параметрам Chevrolet Niva уступает своей предшественнице. Улучшенная комфортность подвески, удлиненная база, равно как и отсутствие «козления» — за все это пришлось заплатить некоторой потерей в проходимости. Клиренс уменьшился, углы съезда тоже: при попытке преодолеть препятствие сходу, большим стал риск что-нибудь повредить. Хотя, если сравнивать с одноклассниками, Niva покажется отнюдь не самым «паркетным» автомобилем. Скорее, она имеет универсальный характер. А многочисленные испытания подтверждают, что именно как вседорожник этот автомобиль обладает неплохим набором характеристик. Но без прежней неприхотливости. Подкапотные страсти Конечно, 80 лошадиных сил двигателя для машины с весом 1,3 тонны маловато, и хорошо только при уплате налогов. А вот динамические показатели не на высоте. Активный подхват начинается с 2500 оборотов, но основная рабочая зона мотора мала — примерно до 3500-4000 об/мин. Дальше разгон становится вялым. Впрочем, этого вполне достаточно для уверенной тяги при плохих дорожных условиях (или при включенной пониженной). И для езды по шоссе на незапредельных скоростях тоже приемлемо. Но если потенциал двигателя более-менее очевиден, то остаются вопросы его эксплуатации. Сам по себе мотор сравнительно надежный, и качество сборки особых нареканий не вызывает. Но страдают мелочи. Например, на многих машинах преждевременно выходят из строя термостаты и датчики холостого хода. Особое внимание следует уделять состоянию системы охлаждения — шлангов, хомутов. Хотя сами по себе ни радиатор, ни водяной насос особых проблем не доставляют. Дело тонкое Вибрация карданных валов — беда многих подержанных «Шевронив». Зачастую эта проблема решается их заменой. Возможно, одна из причин — попытка ездить на Chevrolet Niva, как на легковом автомобиле. При этом забывается, что автомобиль этот имеет старые, еще советские корни, и на большие скорости не рассчитан. А разбить крепления карданов можно за два-три года экстремальной эксплуатации. Кстати, отсюда же родом и вероятные причины коробления тормозных дисков. Быстрый и мощный разгон, резкое торможение (особенно где-нибудь в луже, во время off-road-покатушек) — при таком режиме их деформация почти неизбежна. Быстрый износ передних колодок решается установкой качественных и долговечных деталей. В объявлениях нередко можно встретить такое уточнение: установлена новая КП. И действительно, с трансмиссией у «Нивы» нередки проблемы. Первыми выходят из строя подшипники первичного вала, синхронизаторы. Опять же, многое зависит от стиля езды, но даже при том, что серьезные случаи носят единичный характер, автомобиль не вписывается в свою ценовую нишу: у тех же «японок», к слову, узлы трансмиссии служат весь срок жизни автомобиля. Шаровые опоры требуют замены чаще, чем того хотелось бы — нередко уже через 15000 км или по истечении года. Но больше всего проблем доставляют уплотнители. Поначалу производителю не удавалось найти идеального поставщика, а целиком перейти на импортные комплектующие было слишком накладно. Только в 2006 году перешли на импортные «резинки». Так что основная головная боль владельцев «Нив» — всевозможные потеки и «потение». Различные мелкие подвижные детали подвержены быстрому износу: замки, приводы дверей, стекол, кронштейн запаски. Поэтому нелишним будет уделять им повышенное внимание: регулярно очищать от грязи, смазывать проникающими смазками. Все это в совокупности подтверждает сложность выбора именно подержанной «Нивы», на которую уже не распространяется гарантия — а значит, все запчасти придется менять за свой счет. Между тем, стоимость работ низкой назвать нельзя. Выручают многих смекалка и умение держать в руках инструмент. В достоинства можно отнести сравнительно невысокие цены на запчасти и их доступность. А вот цены на подержанные «Нивы» низкими признать нельзя. Они вполне сопоставимы с ценами на подержанные иномарки. До «внедорожных» позиций, правда, не дотягивают (все-таки аналог без пробега будет стоить намного дороже), но даже старые японские джипы имеют преимущество в качестве.
Другое дело, нужно отметить постепенно возрастающее качество новых машин — но было бы странно, если бы при такой конкуренции на рынке ситуация не изменилась. И все равно, по главному потребительскому свойству «Ниве» до мировых стандартов еще тянуться и тянуться.
Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 14/2008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||