Second-hand. Chevrolet Niva
Просмотров: 6325
4 Апреля 2008
Теги: Niva Chevrolet

НА НИВЕ НЕУСТАННОЙ БИТВЫ










Chevrolet Niva

Не многие отечественные автомобили вызывали столь противоречивые эмоции, как появившаяся на стыке столетий новая «Нива». В отличие от своей предшественницы, предполагавшийся «народным» автомобиль так и не сумел стать эпохальным явлением на рынке, хотя недостатка в желающих приобрести его не было ни с момента появления, ни сейчас. Дело в цене — ведь даже изначально новая модель стоила недопустимо дороже старой, и большинству потенциальных покупателей была явно не по карману. Чтобы одна модель, идущая на смену другой, стоила существенно дороже (почти в два раза) — для развитого автомобилестроения нонсенс. Потому и не смогла новая «Нива», впервые увидевшая свет в 1998 году, сразу сменить старушку, продержавшуюся к тому моменту на конвейере 22 года. Плюс ко всему, у ВАЗа не было достаточных средств на внедрение новинки в массовое производство. Зато сегодня мечта многих осуществилась — теперь «Нива» по карману большинству. Правда, не совсем новая, а б/у, что несколько усложняет подход к выбору.

Если бы, да кабы…

У любой машины есть врожденные болезни и недостатки. Некоторые устраняются, другие остаются на протяжении всего выпуска. «Нива» по части недостатков — не исключение, особенно учитывая, что это компромиссная разработка, берущая начало в 90-х годах прошлого века. Но слишком много в ее истории было изменений, и это один из главных минусов при покупке экземпляров, выпущенных на заре производства модели. Доработка происходила на «живую» — практически постоянно ВАЗ что-то менял в машине.

Первые образцы новой «Нивы», выпущенные в 2001-2002 годах, во многом отличались от тех, что позже стали выпускаться под маркой Chevrolet. Хотя машин этих продано немало, в том числе и в Иркутске. Например, были проблемы с генератором — пришлось изменить его конструкцию и перенести выше. Были заменены наружные зеркала, поскольку на первых образцах они сильно вибрировали. Особенно значительным изменениям подверглись высокотехнологичные узлы: так, отечественную систему выпуска отработанных газов заменили немецкой. Вакуумный усилитель тормозов Lucas, гидроусилитель руля ZF, многие мелкие узлы — все это менялось на более качественные зарубежные аналоги. Долго добивались, чтобы кузовные зазоры пришли в норму. Руль на первых машинах вызывал недоумение и проигрывал даже в сравнении со старой версией, поэтому его вскоре заменили на более пухлый и удобный, с фирменной эмблемой Chevrolet.

О качестве салона тоже можно рассказать много. На первых машинах часто выходят из строя электроприводы управления воздушными заслонками в системе отопления. Недолговечна и пластмасса — особенно страдают мелочи интерьера (окантовки, декоративные накладки, небольшие детали). Впрочем, трещины нередко встречаются и на новых моделях (особенности конвейерной сборки), и во множестве возникают после нескольких лет эксплуатации. Отслаивается пластик и снаружи — особенно на жаре. Страдают уплотнители дверей — если их коробит, кузов теряет герметичность. Со временем проблемы исправили более основательным выбором материалов (основное количество переделок пришлось на 2006 год): в целом это улучшило автомобиль, но и все равно идеальное исполнение пока не достигнуто. Так что следует быть готовым к сюрпризам и понимать, что Chevy Niva — все-таки в большей степени отечественная машина.

Есть у автомобиля так и не искорененные недостатки. Например, эргономика места водителя вызывает нарекания у тех, кто имел возможность пообщаться с иномарками. Автомобиль определенно проигрывает по количеству емкостей под мелкие вещи — а ведь предполагается, что владельцами и пассажирами его должны быть сельчане и горожане, склонные к активному передвижению.

Что такое хорошо

Что покупателям понравилось сразу — так это отличная по российским меркам панель приборов: понятная, простая, с хорошей подсветкой. Высокий клиренс и водительская посадка — это значительный плюс. И не всякий водитель, когда-либо ездивший на «высокой» машине, согласится пересесть в обычную легковушку.

Производителю удалось добиться хорошей плавности хода. Старая «Нива» больше походила на своенравное существо с непредсказуемым порой характером — особенно на откровенном гололеде, где отрицательный эффект короткой базы иногда оказывался сильнее, чем плюсы полного привода, и только шипованные шины могли поправить положение. А вот новая «Нива» гораздо логичнее ведет себя и на асфальте, и на гравийке. Хорошо проглатывает стыки, не «козлит», идет плавно. Ходы подвески достаточно велики — как у всех отечественных машин. И это несомненный плюс на наших дорогах.

Проемы дверей достаточны для удобства посадки-высадки. Просторно в салоне — особенно на заднем ряду, где можно разместиться втроем. За управление раздаточной коробкой и блокировкой центрального дифференциала отвечает один рычаг вместо прежних двух — это тоже плюс.

Раз уж зашла речь о полноприводной трансмиссии, то нужно отметить следующее.

Будучи преемницей старой «Нивы», продержавшейся на конвейере с 70-х годов и до сих пор любимой в народе, новая модель задумывалась как достаточно комфортное авто, идеально рассчитанное для российской эксплуатации. То есть «хороший автомобиль для плохих дорог». В принципе, так оно и получилось, хотя есть некоторые «но». Ведь по геометрическим параметрам Chevrolet Niva уступает своей предшественнице. Улучшенная комфортность подвески, удлиненная база, равно как и отсутствие «козления» — за все это пришлось заплатить некоторой потерей в проходимости. Клиренс уменьшился, углы съезда тоже: при попытке преодолеть препятствие сходу, большим стал риск что-нибудь повредить. Хотя, если сравнивать с одноклассниками, Niva покажется отнюдь не самым «паркетным» автомобилем. Скорее, она имеет универсальный характер. А многочисленные испытания подтверждают, что именно как вседорожник этот автомобиль обладает неплохим набором характеристик. Но без прежней неприхотливости.

Подкапотные страсти

Конечно, 80 лошадиных сил двигателя для машины с весом 1,3 тонны маловато, и хорошо только при уплате налогов. А вот динамические показатели не на высоте. Активный подхват начинается с 2500 оборотов, но основная рабочая зона мотора мала — примерно до 3500-4000 об/мин. Дальше разгон становится вялым. Впрочем, этого вполне достаточно для уверенной тяги при плохих дорожных условиях (или при включенной пониженной). И для езды по шоссе на незапредельных скоростях тоже приемлемо.

Но если потенциал двигателя более-менее очевиден, то остаются вопросы его эксплуатации. Сам по себе мотор сравнительно надежный, и качество сборки особых нареканий не вызывает. Но страдают мелочи. Например, на многих машинах преждевременно выходят из строя термостаты и датчики холостого хода. Особое внимание следует уделять состоянию системы охлаждения — шлангов, хомутов. Хотя сами по себе ни радиатор, ни водяной насос особых проблем не доставляют.

Дело тонкое

Вибрация карданных валов — беда многих подержанных «Шевронив». Зачастую эта проблема решается их заменой. Возможно, одна из причин — попытка ездить на Chevrolet Niva, как на легковом автомобиле. При этом забывается, что автомобиль этот имеет старые, еще советские корни, и на большие скорости не рассчитан. А разбить крепления карданов можно за два-три года экстремальной эксплуатации. Кстати, отсюда же родом и вероятные причины коробления тормозных дисков. Быстрый и мощный разгон, резкое торможение (особенно где-нибудь в луже, во время off-road-покатушек) — при таком режиме их деформация почти неизбежна. Быстрый износ передних колодок решается установкой качественных и долговечных деталей.

В объявлениях нередко можно встретить такое уточнение: установлена новая КП. И действительно, с трансмиссией у «Нивы» нередки проблемы. Первыми выходят из строя подшипники первичного вала, синхронизаторы. Опять же, многое зависит от стиля езды, но даже при том, что серьезные случаи носят единичный характер, автомобиль не вписывается в свою ценовую нишу: у тех же «японок», к слову, узлы трансмиссии служат весь срок жизни автомобиля.

Шаровые опоры требуют замены чаще, чем того хотелось бы — нередко уже через 15000 км или по истечении года. Но больше всего проблем доставляют уплотнители. Поначалу производителю не удавалось найти идеального поставщика, а целиком перейти на импортные комплектующие было слишком накладно. Только в 2006 году перешли на импортные «резинки». Так что основная головная боль владельцев «Нив» — всевозможные потеки и «потение».

Различные мелкие подвижные детали подвержены быстрому износу: замки, приводы дверей, стекол, кронштейн запаски. Поэтому нелишним будет уделять им повышенное внимание: регулярно очищать от грязи, смазывать проникающими смазками.

Все это в совокупности подтверждает сложность выбора именно подержанной «Нивы», на которую уже не распространяется гарантия — а значит, все запчасти придется менять за свой счет. Между тем, стоимость работ низкой назвать нельзя. Выручают многих смекалка и умение держать в руках инструмент. В достоинства можно отнести сравнительно невысокие цены на запчасти и их доступность. А вот цены на подержанные «Нивы» низкими признать нельзя. Они вполне сопоставимы с ценами на подержанные иномарки. До «внедорожных» позиций, правда, не дотягивают (все-таки аналог без пробега будет стоить намного дороже), но даже старые японские джипы имеют преимущество в качестве.

Другое дело, нужно отметить постепенно возрастающее качество новых машин — но было бы странно, если бы при такой конкуренции на рынке ситуация не изменилась. И все равно, по главному потребительскому свойству «Ниве» до мировых стандартов еще тянуться и тянуться.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром?

Появившаяся на свет в далеком 1977 году, «Нива» ВАЗ-2121 произвела фурор. Компактный несущий кузов, вполне комфортный для своего времени салон, постоянный полный привод, двухступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал, уникальная проходимость и очень доступная цена — такого сочетания массовая автомобильная промышленность еще не знала. И долгие годы «Нива», открыв собой новый класс, считалась культовым автомобилем не только в СССР, но и за рубежом, где создавались многочисленные фан-клубы любителей модели.

«Нива» мелькала в американских и европейских фильмах, где место действия переносилось куда-нибудь в гористую местность. Даже с массовым сокращением российского экспорта в 90-е годы эта модель оставалась по-прежнему любимой нетребовательными зарубежными покупателями. Экспортные версии ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором и праворульные ВАЗ-21212 общим количеством свыше полумиллиона были проданы более чем в 100 странах. «Нива» становилась призером ралли «Париж-Дакар», «Париж-Тунис», «Ралли Фараонов», «Париж-Пекин» и других. Модификация 21213 в 1998 году поставила мировой рекорд — поднялась на 5200 метров в базовый лагерь на Эвересте, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м. Покоряла «Нива» Северный полюс. А на полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде 12 лет служил вседорожник, который использовался для перевозки грузов и буксировки мелких судов. Температура его эксплуатации составляла порядка 55 градусов ниже нуля, и это при полном отсутствии дорог.

На основе ВАЗ-2121 было создано порядка 18 модификаций, среди которых были модели с более мощными двигателями, пикап, бортовой грузовичок, трех- и пятидверные образцы с удлиненной базой, бронированный вариант, пляжный джип. Правда, немногие из них пошли в серию.

Предсерийные образцы ВАЗ-2123 «Нива» появились еще в середине 90-х. С новинкой связывалось много надежд. Это был один из шансов наладить самостоятельное производство более-менее современного автомобиля с повышенной комфортностью. Ну и, разумеется, проходимостью. То есть концептуально планировалось повторить успех предыдущей модели, но на качественно более высоком уровне. В 1998 г. на Московском автосалоне был продемонстрирован опытный экземпляр ВАЗ-2123, который по замыслу конструкторов и должен был стать преемником «Нивы». Новый автомобиль получил совершенно новый пятидверный кузов, более просторный и комфортный салон (в частности, складывающееся по частям заднее сиденье, открывающаяся в сторону дверь багажника). Планировали использовать передние стойки McPherson, заднюю независимую подвеску, но из экономии отказались. В трансмиссии частично были использованы решения от старой модели — иного выхода на тот момент не нашлось. Хотя часть новшеств можно признать радикальными — новый двигатель, лучшая плавность хода, редуктор переднего моста и раздаточная коробка получили отдельные опоры, были изменены зубья шестерен, что сказалось на уменьшении шума и вибрации.

Технические характеристики Chevrolet Niva

Общие данные

Комплектация L и GLS FAM1
Количество мест

5

Полезная нагрузка, кг 450 400
Снаряженная масса, кг 1350 1515
Полная масса, кг 1800 1865
Объем багажника: при разложенных задних сиденьях / при сложенных задних сиденьях, л

320/650

Допустимая масса груза с багажником на крыше, кг 75 50
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг, с тормозами/без тормозов 1200/600 1500/600

Размеры автомобиля (мм)

Длина

4048

Ширина без зеркал

1770

Высота

1652

База, мм

2450

Колея впереди/сзади, мм 1450/1440 1466 / 1456
Радиус поворота, м 5,7 5,8
Дорожный просвет, мм

200

Время разгона до 100 км/ч с полной нагрузкой, с 19 12
Макс.скорость с полной нагрузкой, км/ч 140 165
Емкость топливного бака, л

58

Расход топлива (литров на 100 км)

На трассе, 8,6 7,5
При городском цикле 10,8 10
Топливо

неэтилированный бензин АИ-95

Нормы токсичности Евро 3 Евро 4

Двигатель

Тип

Распределенный впрыск топлива, спереди продольно

ВАЗ 2123 FAM1
Число и расположение цилиндров

4 в ряд

Рабочий объем, куб. см 1690 1796
Степень сжатия 9,3 10,5
Количество клапанов на цилиндр 2 4
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/80 80,5/88,2
Мощность, кВт/л.с. При об/мин 58/80 при 5200 90/122 при 5500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 127,5/3400 167/3800

Трансмиссия, ходовая часть

Привод

Постоянный на все колеса через блокируемый дифференциал

Коробка передач 5МТ Aisin 5МТ
Передняя подвеска

пружинная независимая двухрычажная

Задняя подвеска

пружинная зависимая 5-штанговая

Размер шин 205/70 R15, 205/75 R15, 215/65 R16 215/65 R16

Тормоза

Передние

дисковые

Задние

барабанные

Рулевое управление

Рулевое управление

червяк-ролик с ГУР

ВАЗ-2123 начал выпускаться на опытно-промышленном производстве в 2001 г., но внедрение его в массовое производство застопорилось. И чтобы новоявленная «Нива» не захирела в девичестве, пришлось ее выдать замуж за иноземного партнера. Причина того, что вполне самостоятельному детищу пришлось дать иноземное имя, вполне понятна — в тот период привлечение иностранного капитала всячески приветствовалось, тем более, что американский автогигант General Motors присматривался к российскому рынку и планировал выпускать на ВАЗе свои модели. Предложение заняться совместным производством уже готового автомобиля показалось американцам достаточно интересным — так появилось на свет СП GM-АвтоВАЗ. В качестве капитала российская сторона предоставила интеллект, труд и площади для производства. Американцы вложили деньги. Машину нарекли «Chevrolet Niva» и после модернизации проекта в 2002 году приступили к производству. Чуть позже, в 2006 году, торговая марка «Нива» окончательно перешла в собственность компании General Motors.

Главный силовой агрегат вполне удовлетворил новых хозяев. Бензиновый 4-цилиндровый двигатель с распределенным впрыском топлива модели ВАЗ-2123 мощностью 80 л.с. для российского рынка оказался более чем приемлемым. Чтобы сделать лучше тягу в зоне малых оборотов и оптимизировать характеристику крутящего момента, изменили фазы газораспределения. Для избавления от необходимости регулировок цепной привод снабдили гидронатяжителем. Внедрили в клапанный механизм гидротолкатели. Для более требовательных покупателей предназначается модификация FAM1 с двигателем Opel Z18XE. В ней использовано новое сцепление, японская коробка передач, раздаточная коробка, иные карданные валы. Обычная же «Нива» поначалу выпускалась в двух вариантах комплектации: базовая L и более дорогая GLS. Последняя включает колеса диаметром 16 дюймов, радиоподготовку, полноразмерный колпак запасного колеса, передние противотуманные фары, тонировку стекол, обогрев сидений. С появлением в списке опций кондиционера, оснащенные им варианты добавили к названию литеру «С» (LC и GLC). В базовом же варианте «Нива» имеет довольно скромный набор опций: ГУР и электрозеркала.

К сожалению, значительная диспропорция в ценах по сравнению со старой версией стала сильным отрицательным моментом. Плюс ко всему, вместо обещанных 8000 тысяч долларов, автомобиль стал предлагаться почти за $12000, соперничая с новыми импортными, но конкурировать с ними «Нива» оказалась не в состоянии. Низкое качество, этот главный бич отечественного автомобилестроения, заставлял потенциальных покупателей смотреть в сторону иномарок.

В любом случае можно сказать одно — с уходом старой «Нивы» российские автовладельцы лишились доступного автомобиля, но замену в виде качественного изделия так и не получили. То, что можно было простить старой «Ниве», для новой кажется недопустимым. И не случайно многие покупатели сегодня предпочитают брать подержанные Suzuki Vitara/Escudo, Honda CR-V, Toyota RAV4 и прочие.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 14/2008

Chevrolet Niva
Chevrolet Niva
Chevrolet Niva
Chevrolet Niva
Chevrolet Niva
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог