Ресурсные испытания. Subaru Legacy Twin Turbo
Просмотров: 4835
23 Августа 2012
Теги: Legacy Subaru
 Статья из архива (2004 год)

ХАРАКТЕР И КАПРИЗЫ

ПРОБЕГ 8000 км (128000-136000 км)

Почти на 4 месяца затянулась пауза в отчетах о ресурсных испытаниях Subaru Legacy (см «А+С» N 39 от 5.11.2003 г.). Виной тому и напряженный график работы, и новогодние/рождественские праздники, и моя элементарная лень. Машина за это время периодически подкидывала вопросы, шарады и задачи. Кстати, в одном из номеров «А+С» прочитал, что Subaru являются самыми дорогими автомобилями в обслуживании. Моей практикой это подтверждается на 100 процентов.

Но нужно учесть, что автомобилю уже 7 лет, его прошлая жизнь — сплошная terra incognita. Как обслуживали и обслуживали ли вообще — неизвестно. Скорее всего, после того как «тяжелое наследие прошлых лет» будет изжито, затраты намного уменьшатся. Но это пока мечта, и проблем пришлось решить много, а для начала...

... ИЗОБРЕСТИ КОЛЕСО

Перефразируя известную истину — если на машине есть «лысое» колесо, оно обязательно выстрелит. А если таких колес четыре, то здесь теория вероятности и закон Мэрфи могут сыграть злую шутку. Но мне, слава Богу, повезло: остался жив-здоров и машину не угробил. Первое колесо — заднее левое — передало свой прощальный привет громким хлопком на скорости 40 км/ч, когда я тихо-мирно плелся за трактором недалеко от Олхи в ожидании разрыва во встречном потоке. Был поставлен «банан», а почившая в бозе покрышка Bridgestone Blizzak MZ01 размерности 215х55 R16 подверглась тщательному осмотру. Вот, оказывается, как можно «спилить» прекрасную «липучку» по горячему летнему асфальту. Точно посреди протектора, на месте центральной канавки зияла дыра длиной сантиметров в 20, края которой махрились разорванными проволочками корда. Тут же в походно-полевых условиях при помощи домкрата были поочередно вывешены и осмотрены шины, оставшиеся целыми. Душераздирающее зрелище. Корд показался еще у двух покрышек, да и третья особого оптимизма не внушала. Моя невнимательность и разгильдяйство? Наверное, да, хотя попробуйте ради эксперимента тщательно осмотреть протектор у 16-дюймового колеса, умещающегося в колесной арке практически впритирочку. Да и небольшой клиренс отнюдь не облегчает взгляд снизу.

Делать было нечего, и мой печальный «субарик» похромал домой со скоростью 60-70 км/ч на трех широких, совсем изношенных лаптях и на одном «банане»-костылике. Следующее колесо спустило тихо-мирно примерно через километр. Захотелось немедленно выкинуть всю старую резину. Причем это было то колесо, которое оптимизма не внушало, но относительно остальных оно казалось бодрячком. Выручил старый-престарый баллончик с шинным герметиком, настолько старый, что вся краска с него облезла от долгого болтания по багажникам (кажется, я купил его одновременно со своей прошлой машиной, на которой отъездил больше 3 лет). Национальную и фирменную принадлежность его определить было невозможно, но на работоспособность это не повлияло. Правда, пришлось немного потрудиться: вывесить колесо и подкачать его ручным насосом (благо, шина не сошла с посадочного места). При дальнейшем передвижении мною были объезжаемы все острые камушки, скорость снизилась до 40-50 км/ч, а на колдобинах моего 260-сильного монстра мог бы легко обогнать и инвалид с палочкой, прогуливающийся у себя в саду. Третье колесо вышло из строя, когда я уже сдавал задом на свое место на стоянке.

Неделя прошла в общественном транспорте и в ожидании зарплаты. Но вот наконец деньги жгут карман, и мы с другом на его «Карине» отправляемся на поиски. Мною давно было решено экономии ради купить зимнюю резину на 15 и к ней — простую «штамповку». И фирменное «литье» не бьет по зимним надолбам, и цены на 15-дюймовку в 3-4 раза ниже «шестнадцатых». Почти новая «липучка» Observe 195х65 R15 по цене 1050 руб. за штуку оказалась в нашем багажнике очень быстро. С дисками все было сложнее. В 10-15 точках продаж так и не нашлось «субаровской» «штамповки», но знающие люди подсказали, что подойдет «короновская». После опять же продолжительных поисков таковая была найдена по 400 руб. за диск, колеса собраны, отбалансированы (100 руб.) и поставлены. Стоп, а почему диски не садятся на свое место? Ну-ка, а где штангенциркуль? Все ясно. Места расположения шпилек совпадают идеально, а вот диаметр внутреннего отверстия ровно на 1 мм меньше нужного (вот ведь подлость!). Не стал долго мудрить, взял круглый напильник, старую губную помаду жены и устранил этот миллиметр, намазывая помадой ступицу и стачивая напильником отпечатки на дисках. Полтора часа — и все колеса на своих местах. При проверке даже балансировка оказалась в пределах нормы.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И Ко

Эта система, без преувеличения, довела меня до бешенства своими постоянными проблемами и в то же время до обморожения пальцев неэффективностью отопителя. Но обо всем по порядку.

С наступлением минусовых температур в салоне стало, мягко говоря, прохладно. Не то чтобы до сосулек из носа, но и не жарко. И с понижением температуры эти гнусные тенденции усиливались. В конце концов, при -280С за рулем нельзя было ехать без шерстяных варежек. И это при том, что двигатель быстро набирал рабочую температуру и хорошо ее держал, а времени поездки бывало более чем достаточно. Кроме того, при остановках на светофорах стал появляться приличный парок из левой части фальшрадиаторной решетки. При осмотре выявились значительные потеки антифриза на внутренней стороне радиатора, как раз под расширительным бачком, переходящие на защиту картера. В расширительном бачке уровень ОЖ был ниже минимального, в наполнительном бачке радиатора — норма. Опять грешу на расширительный бачок, доливаю антифриз Mobil, купив его в «Кузьмихе-сервисе» за 104 руб. 1 литр в виде концентрата (там же мне его и развели до нужной консистенции). Доливать приходилось примерно 300 г в неделю.

Тем временем, узнав от собратьев по Subaru телефон мастера, специализирующегося на этой марке уже 10 лет, договариваюсь о попытке реанимации отопителя. Метод его прост. К обоим патрубкам радиатора печки подключается аппарат, прокачивающий через него моющий раствор (и то, и другое — ноу-хау мастера). Чаще все получается, реже — остается без изменений, причем во втором случае плата взимается чисто символическая, за разборку-сборку. Сначала пришлось изрядно потрудиться, снимая интеркулер, кучу шлангов и, по-моему, что-то еще, попутно выяснив, что ранее, при замене штуцера, не затянули 3 или 4 хомута (они свободно болтались) и не надели до конца патрубок от кулера к турбине высокого давления. И еще одно печальное открытие: подтекает, оказывается, вовсе не расширительный бачок, а радиатор, причем в очень неудобном месте. Вердикт: менять.

Наконец, процесс промывки пошел. Длился он в разных режимах больше часа, удалив из печки очень много каких-то подозрительных на вид хлопьев и прочей грязи. Поразмыслив, мы с мастером пришли к выводу, что в прошлой жизни в системе охлаждения плескалась что-то неизведанное, похожее на ослиную мочу.

И вот все «гигиенические мероприятия» закончены, все детали на своих местах, антифриз залит, проверка — и, о чудо! Едва стрелка термометра сдвинулась с места, из дефлекторов пошел теплый воздух. Проблема была решена, что обошлось мне в 600 руб.
Вообще, у отопителя моего «субарика» свой характер. Еще в самом начале нашей «совместной жизни» я обратил внимание на громкое журчание за центральной консолью при ускорении. Ясно — работает печка, а вот почему она журчит? Завоздушена? Вряд ли. В августе промывал систему в сервисе на профессиональном оборудовании — все равно журчит. И после промывания печки этот звук никуда не делся.

В блоке климат-контроля есть кнопочка «Out Temp» (наружная температура»). Только градуировка отрицательной части шкалы маловата: до -250С. Так что, если машина сообщает о -250С, то на улице может быть и -300С, и -400С.

Примерно через 10 дней протекающий радиатор был заменен на контрактный (3000 руб.+200 руб. замена), а при проверке меня вновь ждал неприятный сюрприз от системы (чтоб ее!) охлаждения. Ручьем побежал антифриз из помпы. Вскрытие показало, что один из штуцеров (опять штуцер!) помпы истончился до состояния фольги, и давлением его просто порвало. Видимо, ранее использовались какие-то агрессивные вещества в качестве промывки. Иначе как объяснить второй аналогичный дефект на одной машине. С ужасом жду, не случится ли что-то подобное еще раз. И радиатор, и помпу менял все тот же мастер, который промывал печку — Володя, избавив меня заодно от поисков помпы. Кстати, помпа подошла от однотурбинного двигателя, пришлось только заглушить на ней «лишний» патрубок. Заодно, так как все равно пришлось разобрать ГРМ, был заменен ремень (который был уже в трещинах) вместе с одним роликом (остальные еще живы). Помпа 2500 руб. + 700 руб. замена, ремень (SUN) + ролик + замена = 2900 руб. + 250 руб. + 1700 руб. Против ожидания, у Володи (с помощником) ушло очень мало времени на установку ремня ГРМ — минут 15 (не считая разборки-сборки). Заодно были заменены подтекающие шланги от АКПП к радиатору вместе с хомутами (50 руб. + 50 руб. + 220 руб. 1 литр Mobil Dexron II на доливку) и пыльники рулевой рейки вместе с правым наконечником (пыльник порвался, наконечник застучал). 300 руб. пыльники + 150 руб. наконечник б/у + 150 руб. работа. Итак, течь исчезла, а на душе стало намного спокойнее.

ХОЛОДНО, ОДНАКО

Зима нынче выдалась относительно мягкая, и мой «субарик» переносит ее легко. Ночью на стоянке работает прогрев, причем до -250...-270С можно устанавливать интервал 4 часа, этого достаточно. До -220 можно и вообще не включать прогрев, но предпочитаю не рисковать: а вдруг синоптики ошибутся? Очень помогает подогрев зеркал, дворников и заднего стекла, утром машина быстрее приходит в рабочее состояние. Не последнюю роль в этом играет и «умный» климат-контроль. Достаточно пустить двигатель и нажать кнопку AUTO, скорость и направление воздушных потоков корректируются автоматически, быстрее оттаивая стекла и помогая им избежать термоудара. https://spb-evak.ru

В самые холодные дни этой зимы неприятность с запуском все же случилась. На ночь обещали -350С, прогрев включил с интервалом 3 часа, но... утром капот был заиндевевшим. При включении зажигания почему-то не загорается «масленка» (контакт на датчике в норме, при замыкании на «массу» горит). Стартер крутит резво, но вспышек нет, а «check engine» горит постоянно. На работу поехал на маршрутке, а после, благодаря телефонным консультациям с Володей попробовал считать код неисправности: память чиста, неисправностей нет. Вытащил масляный щуп и с ужасом обнаружил следы изрядно подмерзшей синтетики Esso Ultron 5W40 только на самом кончике щупа, сантиметров на 5 ниже метки MIN. Причем масло, судя по его виду, не имело ни малейшего желания собираться в каплю, а наоборот, цепко, толстым слоем держалось за щуп. Сей факт (отсутствие масла и его консистенция) меня весьма удивил, ведь уровень я проверял 2-3 дня назад, а двигатель масляным аппетитом не страдает. Ударов по днищу не получал, под капотом, как и под машиной, следов масла нет. Привидения? Инопланетяне?

На следующий день, купив 4-литровую канистру такого же масла (930 руб.), долил его до нижней метки и попробовал завести двигатель. Завелся со второй попытки, правда, на улице было всего -240С. После прогревания все пришло в норму: «масленка» загоралась и гасла, когда нужно, «check» более глаза не мозолил. Зато уровень масла оказался намного больше максимального. В «Сант и К» откачали 800 г. О том, что случилось с маслом, можно только строить предположения. Может, 3 часа было слишком большим интервалом прогрева на таком морозе, масло успело застыть и при вращении стартером коленвала залепило контакты датчика давления масла и осталось на стенках подобно солидолу, а сигнализация, не «увидев» датчика, запретила пуск? И вообще, не стоило искать добра от добра, а остановиться на проверенной лично марке Mobil, которое заливал в свою «девятку». Даже в -400С с полусинтетикой 5W40 таких проблем не возникало. Сейчас «доезжаю» на Esso до замены, залив туда ER (400 руб.).

ПРОЧЕЕ

Заменил свечи, приобретя оригинальные в «Территории А» (2400 руб.+300 руб. замена), съездил на промывку инжекторов (650 руб.), купил омывайку-незамерзайку (90 руб.), три раза за зиму помыл машину на мойке автотехцентра АМО (540 руб.), там же сделал развал-схождение передних колес после замены пыльников (300 руб.).

ЗА РУЛЕМ

Расходы на запчасти и обслуживание, руб.
(пробег 128000-136000 км)

Резина

4200

Диски

1600

Балансировка

100

Антифриз

204

Промывка печки

600

Радиатор + замена

3200

Помпа + замена

3200

Ремень ГРМ + ролик + замена

4850

Шланги АКПП + хомуты

100

Dexron II Mobil (1 л)

220

Пыльники рулевой рейки

300

Масло Esso Ultron 5W40 (4 л)

930

ER

400

Cвечи + замена

2700

Промывка инжекторов

650

Жидкость омывателя стекол

90

Мойка

540

Развал-схождение

300

Итого:

24484

Cредние расходы на 1 км пробега

3,06

Расходы на бензин Аи-96
1080 л (средний расход 13,5 л/100 км, средняя цена 14 руб./л)

15120

Cредние расходы на 1 км пробега с учетом бензина

4,95

Водить Subaru зимой по заснеженной и скользкой дороге — сплошное удовольствие. В опасных поворотах машина ведет себя как кордовая модель самолета: траектория точная и предсказуемая, навредить может лишь исподволь возникающее чувство вседозволенности. Необходимо также помнить, что полный привод никак не улучшает эффективности торможения на гололеде. Клиренс у машины оказался достаточным для езды зимой по иркутским улицам с глубокими колеями, впрочем, все равно соблюдая осторожность, чтобы не зацепиться. Троганье с места в обледеневшую горку, преодоление участков рыхлого снега — все это прекрасно, правда, нужно помнить, что это не джип, и не лезть слишком глубоко.

ДИНАМИКА И АППЕТИТ

С наступлением зимы и ночными прогревами расход Аи-96 возрос с 12,5 л/100 км до 14 л/100 км. После промывки инжекторов и замены свечей снизился где-то на литр, однако в последнюю неделю опять возрос до 14,5 л/100 км. Одновременно машина стала похуже разгоняться в кик-даунах и заводиться утром с 3-4-й попытки. В чем дело, предстоит выяснить. Может, нужно просто сменить воздушный фильтр (нынешний ходит уже больше 10 тыс. км, а пыли у нас зимой побольше, чем летом). Приходилось доливать ATF: 200 г в АКПП (подтекали шланги) и около 50 г в ГУР. До 100 км/ч машина разогналась за 8,1 сек. против 10 сек. осенью (это до недавно возникших проблем), проверял на той же трассе, что и в первый раз. Кстати, способность «выстрелить» однажды выручила, позволив убраться с траектории неуправляемой «шестерки», несущейся на меня боком по поперечной скользкой дороге.

И напоследок курьезный случай. Меня, едущего в машине, сбила собака. Дело было так. Я ехал под гору в районе релейного завода со скоростью 30-35 км/ч, а метрах в ста слева резвились три беспородных псины величиной почти с сенбернаров. И вот одна из них, убегая, что есть силы приложилась к заднему левому крылу, аж машину сильно качнуло. Остановился для осмотра повреждений и трупа, но «труп» весело скакал неподалеку, а на крыле я обнаружил только небольшую вмятину и огромное количество слюней/соплей, равномерно размазанных по поверхности.

Заканчиваю отчет. В планах — выяснение причин повышенного расхода топлива, не за горами замена масла, воздушного и топливного фильтров, колодок и резины. Обо всем расскажу через пару месяцев.

Николай КОВАЛЕВ

"Автомаркет+Спорт" №13  02.04.04

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог