Большое путешествие. Слюдянка – Санкт-Петербург – Сочи – Слюдянка
Просмотров: 17182
21 Августа 2012
 Статья из архива (2004 год)

СЛЮДЯНКА – ПИТЕР – СОЧИ – СЛЮДЯНКА: ТРАНЗИТ


Идея

Совершенно глупая, как сначала казалось, и авантюрная идея съездить до Санкт-Петербурга на автомобиле, родилась внезапно, когда мы с моим шефом, в теплой компании товарищей по работе, собрались возле географической карты России, висящей в моем кабинете. Прикинув на глаз расстояние, предстоящие расходы, которые никто не собирался нам компенсировать, решили — едем. У шефа был свой интерес — по дороге домой, сделав все дела, планировалось «заскочить» на пару деньков в Сочи, где тем временем должна была отдыхать его семья. У меня в июне-июле за спиной было уже 4100 километров, пройденных на купленной Toyota Estima от Владивостока до Слюдянки и 5200 км до Омска и обратно со своим семейством на этой же машине. Итого 9300 километров по России. Будучи страстным любителем открытых водоемов, купался прошедшим летом в Японском море, реках Дальнего Востока и Забайкалья, Байкале, наконец. Для полного комплекта не хватало нырнуть в воды Балтийского и Черного морей. Поэтому думал я недолго, особенно учитывая то, что большую часть расходов обещал понести начальник.

В Питере нужно было появиться 28 июля, также были дела в Новосибирске и Омске. В Омске же решили сделать остановку для полноценного отдыха у моих родителей. Старт был назначен на 10 часов утра, в среду 23 июля.

Автомобиль

Из трех автомобилей — Toyota Estima, Toyota Platz и ВАЗ-2112 выбрали последний. 2000 год выпуска, 81 тысяча километров жестокой эксплуатации, гремящие стойки и рулевая рейка, раздолбанный и прокуренный салон. В то же самое время последние тысяч сорок километров она не огорчала никакими расходами. Конечно, следовало давно заменить масло, подтянуть рейку и ремень ГРМ, заменить все амортизаторы, протянуть как следует внутренние панели. Но зачем? Из пункта А в пункт Б она исправно доставляла своего хозяина и нечастых пассажиров. И не беда, что климат-контроль и центральный замок уже давно не работают, опрометчиво опущенное заднее стекло не поднимается, а переднему приходится помогать рукой — все-таки она ездит. С упорством, достойным уважения, ездит, иногда даже по 20 тысяч километров без замены масла, короче, терпит все. Обилие разнообразных и относительно недорогих запасных частей к этой машине в магазинах на всем протяжении маршрута пересилило все неудобства предстоящей поездки.

Подготовка

Готовить машину стали за два дня до поездки. В понедельник я съездил в Иркутск, приобрел необходимые запасные части: тормозные диски, передние тормозные колодки, две летние покрышки Barum — отличная, кстати, резина, вместе с новыми дисками.

Во вторник в сервисе подтянули рулевую рейку, отчего руль стал невыносимо тяжелым, выставили по меткам ремень ГРМ и подтянули его тоже, заменили тормозные диски, колодки и передние колеса. Вечером во вторник 22 июля я снял подушки задних сидений, трансформировал салон для отдыха, выложив дополнительно два листа поролона. Из вещей брали только костюмы для деловых встреч, туалетные принадлежности и спортивную одежду.

Старт

23 июля. 10 часов 10 минут. Слюдянка. Поехали. Предстоит в Иркутске посадить супругу и детей моего напарника в самолет.

12 часов. Иркутский аэропорт. Прощание. Все, теперь точно поехали. Следующая остановка — Новосибирск. Напарник на взводе — весь в производственных проблемах. Иркутские полуденные пробки в районе разрушенной улицы Сурнова заводят его еще больше. Мрачная дождливая погода в Иркутске сменилась теплым сухим безветрием где-то в районе Черемхово. «На одном дыхании» добрались до Зимы. Скорость 130-140 км/час. Дальше предстоял участок плохой дороги Тулунского и Нижнеудинского районов — «проскочили» его засветло. Эта часть федеральной дороги уже много лет остается позором иркутских дорожников. Более сотни километров «зубодробилки» без асфальта воспринимаются как недоразумение, на территории, в общем-то, небедной области.

21 час. Тайшет. Купаемся не без удовольствия в речке Бирюса, и меня, наконец, допускают до управления машиной. Часам к двум ночи вкатываюсь в Красноярск. В темноте по ошибке соскочил с объездной, быстро спохватившись, развернулся и встал на прежний курс. Напарник, он же шеф, сильно ворчит по поводу слишком, как кажется ему, высокой скорости. Возражаю ему, напоминая о времени хода, которое слишком ограничено. Стараюсь ехать без лишних толчков и торможений, чтобы его не будить и не вступать в бесполезную полемику.

День второй

24 июля. 5 утра. Ачинск. Купаюсь, несмотря на утреннюю прохладу, в реке Чулым и ложусь спать. Между Ачинском и Кемерово 360 километров. Один из лучших участков трассы. Напарник садится за руль, в светлое время скорость значительно возрастает, и часам к восьми мы прибываем в Кемерово. Объездной дороги нет. Жуткий холод, градусов 7-10 тепла, и это в июле! Меня допускают за руль на въезде в город, так как в этом году я уже был транзитом в Кемерово два раза. Выбрался из города точно по указателям, ни разу не ошибся. Указатели с номером направления аккуратно выводят из города, но стоит пропустить один — заблудишься непременно.

Первая остановка

От Кемерово до Новосибирска — немного более 200 километров неплохой дороги. После завтрака, примерно за три часа, преодолеваем расстояние между городами, и к 11 часам мы в Новосибирске. Две тысячи километров за двадцать пять часов — я думаю, неплохой результат. Объездной в Новосибирске нет — дорога идет через центр города, информативность трассы низкая, поэтому, если едешь в первый раз, необходимо спрашивать местных водителей, или пристраиваться за транзитным транспортом.

Высаживаю шефа вблизи железнодорожного вокзала — он отправляется решать производственные проблемы, сам направляюсь за город — в район аэропорта, до 15 часов мне предстоит осмотреть машину, заправить и помыть ее. С помывкой, увы, ничего не вышло, осмотр автомобиля неисправностей не выявил, и, заправив бак под горловину 92-м бензином, я направился на стоянку аэропорта, где была назначена встреча.

Родные просторы

В 15.10 местного стартуем. Следующая остановка с отдыхом будет в Омске. Там нас ждут мои родители. Расстояние до Омска — около 670 километров, большая часть — новая федеральная дорога, строительство которой завершено в 1999 году. Старая трасса М-55 давно разбита, и до завершения стройки машины шли по местным болотистым дорогам или через Казахстан — почти тысячекилометровый объезд. Границы и таможни ускорили строительство, и два крупнейших города Сибири соединились трассой М-51. Скорость по дороге ограничивали только стационарные посты ДПС, их на дороге насчитали не менее семи. Дорога не заходит ни в один город или поселок, можно постоянно ехать со скоростью 160 км/ч, и никто не помешает. Обгоны крупногабаритных фургонов и автовозов, которых по мере продвижения на Запад становится все больше, не вызывают затруднений — трасса просматривается великолепно, минимум на километр. Есть места отдыха — современные мотели с европейским уровнем обслуживания, автозаправочные комплексы и СТО. Вообще, нормальный придорожный сервис начинается с Красноярского края. В Иркутской области наиболее приближен к «уровню» комплекс «У Петра» в Алзамае. Больше ничего вспомнить не могу.

Объехать Омск не составляет труда — есть южная обводная, по ней через Иртыш на левобережное кольцо, до поста ДПС — там масса указателей во всех направлениях. Только не нужно лезть в город — он на транзит не рассчитан, указателей в связи с постройкой объездных путей в Омске почти не осталось, знаю это как экс-омич.

В 22 часа прибываем в Омск. Загоняю машину в заботливо приготовленный родителями гараж. Осмотр машины будет утром, а сейчас три желания — душ, поесть и поспать как следует. 36 часов в дороге и 2670 километров позади — скорый поезд мы точно обогнали. Где-то в половине первого, после обильного ужина и разговоров о жизни и дорогах-километрах, засыпаем.

В обход нерушимых границ

25 июля. 10 часов утра. Подъем. Утро великолепное. Солнце. Воздух прозрачен и свеж. Завтракаем и обедаем одновременно. Сегодня задача-минимум — проехать Челябинск, максимум Уфу. Моего напарника потянуло на авантюру и он, глядя на карту, рвется проехать через Казахстан по дороге М51. Я возражаю, с помощью друзей отца узнаем путь объезда суверенного и абсолютно независимого от России Казахстана. Оказывается, после Ишима нужно повернуть по указателю на село Бердюжье, далее указатели выводят на Челябинск. Где-то в этих местах строится новая объездная дорога.

12 часов 20 минут. Покидая Омск, держим путь на северо-запад, по трассе 1Р402. Курс — на Тюменскую область, город Ишим, далее, используя местные дороги и строящуюся объездную, — на Курган и Челябинск. Постепенно бескрайние степи западно-сибирской равнины сменяются лесостепями и болотами Тюменской области. Скорость сильно ограничивает состояние дорожного покрытия. Почти 100 километров от Омска — очень много ям и выбоин на асфальте. Больше 120 км/час держать проблематично, не успеваешь реагировать на возникающие препятствия. Часа в два дня проезжаем через Ишим. В Ишиме нашли заветный указатель «Бердюжье», и с дороги 1Р402 повернули в Курганскую область. Обедаем, не останавливаясь, уничтожаем заботливо уложенную моей мамой жареную курицу — единственную домашнюю пищу в путешествии. Жарко. Градусов 25 и легкий ветерок. Обещанный объездной автобан оказывается раздавленной большегрузными машинами старой местной трассой. Однако километров через пятьдесят, действительно, выезжаем на совершенно новую дорогу, которая выводит на федеральную трассу М51, разорванную границами. Часов в пять вечера объехали Курган. Движение на этом участке дороги не очень оживленное, но по мере приближения к Челябинску машин становится все больше. Расстояние от Кургана до Челябинска преодолеваем за три с половиной часа.

В Тюменской области появились автомобили 86 и 89 региона — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа этой области. В основном это новые ВАЗы, потрепанные «европейки» или популярные и свежие праворукие «японки» типа Mark II, Cresta, Caldina. Нефтяники сопровождали нас на протяжении всей поездки. В Москве, Питере, Сочи, на всех трассах запада России жители этих регионов встречаются с завидной регулярностью. Ежегодное путешествие на автомобиле, например, в Сочи, видимо, для них норма. Народ, чувствуется, не бедный и лишенный комплексов больших расстояний.

Европа

После Кургана, до границы с Челябинской областью дорога позволяла ехать со скоростью до 140 км/час. Посты ДПС не так часты, как в Новосибирской области, а о гаишниках с радаром местные водители предупреждать начинают километра за два. Через час попадаем на объездную дорогу вокруг Челябинска (направление на Екатеринбург). Жара к вечеру и по мере приближения к Уралу усиливается. Перспектив искупаться никаких, редко встречаемые реки и болотца имеют очень плохие берега и сомнительного качества воду. Указателей по дороге М51 на Уфу нет, не встретишь их и дальше. Ориентируемся по Московскому направлению. Где-то посередине объезда Челябинска останавливаемся у небольшого пруда, вокруг которого скопилось десятка три автомобилей. С удовольствием купаемся, заодно уточняем правильность выбранного направления. Оказывается, мы не ошиблись. Объездная дорога длинная, километров двадцать-двадцать пять, но через город по времени дольше и прудов таких замечательных нет. Отдохнув немного, продолжаем путь. После объезда Челябинска попадаем на дорогу М5, рельеф местности постепенно меняется, холмы переходят в горы, напоминающие наши прибайкальские, только более пологие, почти без серпантинов, хотя перепады высот довольно значительны. Дорожное покрытие в очень плохом состоянии — гребенка почти на каждом спуске, полосы для обгона редки и приходится долго тянуться за тяжелыми грузовиками, ожидая возможности обгона. Наш Култукский тракт по сравнению с этой ужасной дорогой — просто хайвэй какой-то! Движение очень плотное в обоих направлениях. Несмотря на поздний час, интенсивность не спадает. Часам к десяти вечера пересекли границу Европы и Азии. Европейская дорога показалась ничуть не лучше Азиатской. Тот же разбитый асфальт, гребенка. Быстро темнеет, и я ложусь спать, чтобы часа через три продолжить движение.

День третий

Проведя в полузабытьи несколько часов, усаживаюсь за руль на территории Башкирии, в районе Уфимской объездной трассы. Шеф вырубается на спальном месте, а я продолжаю движение. Задача — доехать к утру до Набережных Челнов и Казани. Ночью дорога разгружается, поэтому ехать получается быстрее, утомленный напарник просыпается из-за вынужденных резких торможений перед колдобинами, внезапно вырываемыми из темноты светом фар, материт меня, грозит отобрать руль. Вежливо бормочу ему что-то о безопасности движения, хотя уже давно хочется послать его куда подальше, но не могу — начальник все-таки. На редких участках хорошей дороги разгоняюсь до 130 км/час, быстрее ехать опасно — дорога незнакомая. Сон разгоняет не дающая скучать печка, климат-контроль, как уже говорил, не работает, так что при включении минут через пятнадцать в салоне становится градусов под сорок, но совсем без нее ехать холодно. Так, развлекаясь кнопками, «автоматически» контролирую температуру в салоне.

Машиновозы

26 июля. 5 часов 20 минут местного времени — оно уже московское. Вкатываюсь на родину всех КамАЗов — город Набережные Челны. Сонный сержант-татарин на посту при въезде в город с третьего раза подтвердил правильность выбранного нами направления. А на одном из перекрестков в городе нас тормознула патрульная машина, только чтобы спросить, остановили ли нас на въезде. Мы не подвели спящего сержанта, сказав, что были остановлены, а не сдались ему добровольно.

Заплатив 10 рублей за проезд через Каму, возмущались от души и попросили выдать нам чек. Спустившись к воде, искупались в утренней реке. На грязном берегу, облюбованном дальнобойщиками, быстро обтерлись и поехали дальше. Через три часа проехали Казань. В Татарии концентрация гаишников увеличилась. На стационарных постах, на удивление, не останавливали. Со скоростным режимом мы были осторожнее, сводя к минимуму контакты со своеобразными татарскими придорожными милиционерами. В полдень объехали Чебоксары, далее попали в Нижегородскую область. Интересная особенность дорожных информационных знаков с расстояниями до населенных пунктов — иногда проехав от указателя с надписью, к примеру, «Новоурюпинск 145» пару десятков километров, выясняешь из следующего, что на самом деле до города 162 километра. Своеобразный рекорд поставил на эту тему Нижний Новгород. При въезде в этот город со стороны Чебоксар на одном (!) километре трассы имели место три указателя. На первом, не вызвавшем никаких подозрений, красовалось: «Нижний Новгород 18», метров через триста следующий знак гласил: «Нижний Новгород 25». Еще не успев обсудить как следует этот прикол, перед постом ГАИ, проехав еще с полкилометра, читаем: «Нижний Новгород 9».

Подмосковные сюжеты

Так, то удаляясь, то приближаясь к населенным пунктам центральной части России, к вечеру въехали во Владимирскую область. Вдоль дороги молодые и не очень люди непрерывно машут белыми картонками или бумажками проезжающим водителям. Из любопытства остановились у одной из таких групп. Оказалось, так продаются чеки на бензин, гостиницу и прочие дела, интересные дальнобойщикам.

Во Владимирской области в первый раз я был остановлен за превышение скорости. Вежливый лейтенант проводил в старый армейский вагончик и сказал, что платить ничего не нужно, минут за десять составили протокол, и мы поехали дальше. Населенных пунктов очень много, иногда на одном столбе соседствуют две таблички: конец населенного пункта и начало следующего. Средняя скорость снизилась сильно, ехать просто невозможно от обилия ограничений и гаишников. Их тут люто ненавидят все участники дорожного движения — моргают заранее почти все водители, так что я «попал» чисто из-за собственной невнимательности. Был предупрежден, но прозевал знак 40 в населенном пункте, и ехал под 60 с чувством полной правоты. Еще ограничивали скорость непрерывно ведущиеся на участке дороги работы по капитальному ремонту трассы. Качество новой дороги очень высокое, посредине устанавливают заградительный барьер, исключающий выезд на встречную, трех полос в каждом направлении вполне хватает, чтобы поддерживать на таких участках 120-140 км/ч, несмотря на интенсивное движение грузовиков в сторону столицы. Часов в шесть вечера таким темпом вкатились в Московскую область.

Подмосковные галлюцинации

Тут начинается часть повествования, которую особо любит пересказывать, находясь в компании, мой напарник. Москву мы решили объехать по большому кольцу, не доезжая до МКАД, учитывая то обстоятельство, что был воскресный вечер, и попадать на Московскую кольцевую в пробки не хотелось. Поначалу все было хорошо, скорость — 120 км/ч, хорошее покрытие, хоть и узкое, и неудобное для обгона. Но к 19 часам и по мере приближения к подмосковным городам Орехово-Зуево, Сергиев Посад, Клин эта дорога стала лавинообразно заполняться дачниками. После 12 часов за рулем у меня стало формироваться устойчивое мнение, что мы ездим по кругу. Сумятицу вносила типовая русская архитектура окружающих нас поселков, одинаковые, (тоже типовые!) церквушки, старые и новые дачи, центры реализации стройматериалов и разных хозяйственно-дачных товаров, похожие друг на друга, как две капли воды. Лучше бы мы дотянули до МКАД! Пару раз я даже пытался развернуться, но шеф был непреклонен, хотя сомнение в его душу посеять мне все же удалось. Конечно, от усталости и обилия впечатлений у всякого может «крыша поехать».

Храм

Часа через два, наконец, доехали до Клина, потом достигли заветного указателя «Тверь» и стали двигаться в направлении Санкт-Петербурга по дороге М10 (Е105). Все. Блудить негде. До Питера около 400 км, в запасе целые сутки. Решаем отдохнуть в одном из Тверских мотелей. Неплохое кафе, охраняемая стоянка, двухместный уютный номер с телевизором и всеми удобствами обошелся в 800 рублей. Поужинав, попытались посмотреть телевизор, но вырубились практически сразу.

Последний рывок до Питера

27 июля. Подъем в 7 утра по Московскому времени — легко. В Иркутске-то полдень! За час позавтракали и привели себя в порядок. Выезжаем на упомянутую в одной из песен трассу Е95. Скорость 120-160 км/ч ограничивают надоедливые гаишники. Сверху патрулирует вертолет МИ-8, внизу — патрульные машины в деревнях, через которые проходит магистраль. Все хотят наших денежек. Отличное дорожное покрытие, по две-три полосы в каждом направлении и знаки «40», «60», «Дубровка», «Осиновка» почти через каждый километр просто выводят из себя. Большинство водителей игнорируют предупреждения, ГАИ ловит их, как лососей, идущих на нерест: сколько успел выбросить на берег из потока — столько и заработал. В итоге мы все же попадаемся, и где! На стационарном посту, чуть не сбив бедного гаишника. Идем под 130, населенный пункт, ограничение «40», да еще напарник мой ухитрился на его глазах сплошную линию переехать. В общем, полный букет — как у Ярослава Гашека: «Утром вы будете заживо сожжены или четвертованы, по вашему выбору». И честные ведь попались — взятку не стали брать, а вот на ремонт помещения поста ДПС 300 рублей приняли. Это был самый крупный вклад в бюджет правоохранительных органов Европейской части России за нашу поездку.

Невский проспект

Примерно к 15 часам прибываем в город Тосно, что в тридцати километрах от Питера, затем переезжаем в город Пушкин, бывшее Царское село, где нам принимающей стороной заказана гостиница. Три дня интенсивной работы наша машина пропарилась на платной стоянке. В Питере в те дни стояла небывалая жара — до 34 градусов. Спасались от нее в японском автобусе хозяев Мitsubishi турецкой сборки, типа «наших» «Космосов» с кондиционером. На 2112-й померли бы, наверное, в питерских пробках. После работы на этом автобусе ездили на экскурсии, особенно запомнился восстановленный загородный дворец царицы Екатерины, тот самый, в котором принимал глав ведущих государств летом 2003 года наш президент. Осмотрели знаменитую янтарную комнату, из-за которой в тот период был огромный наплыв посетителей во дворец. Очень много было туристов из Германии. Пожилые ветераны Великой Отечественной, бывшие фашисты, воодушевленно вспоминали о былых «подвигах», прогуливаясь по парковым аллеям дворца.

Хозяева вывезли нас на Финский залив — искупаться в его прохладных водах, омывающих северный город. Вода оказались мутной, противной на вид и до неприличия теплой. Но делать нечего, от жары спасаться надо, искупались. Да и ради принципа стоило это сделать, особенно мне, после соленого Японского моря нырнуть в воды Балтики, а затем еще и в Черном море порезвиться.

В Сочи — на выходные

Утром в четверг, 31 июля, завершив все дела, отправились в обратный путь. Было принято решение заехать на пару дней в Сочи, где отдыхали дети и супруга шефа, да и мне отдохнуть не мешало, развлечься и погреться на солнышке.

Направление выбрано строго на юг — к Москве, по упомянутой выше дороге Е95, далее через МКАД планировали выйти через Тульскую и Воронежскую области на Ростов-на-Дону, далее Краснодар, Адыгея и, наконец, Сочи.

После восьмичасовой игры в кошки-мышки с ГАИ Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей достигаем Московской кольцевой. При соблюдении скоростного режима на этой трассе, к МКАД подъехали бы, думаю, только к утру следующего дня. Вовремя моргнувшие фарами водители встречных машин заботливо уберегали нас от встречи с блюстителями дорожного порядка. Отчасти ограничения оправданы, но я бы суровее всего карал не за превышение скорости, а за разворот в неположенных местах. Аварии с такими машинами, подставляющими бок или зад, случаются очень тяжелые. Пару таких авто на обочинах у постов ГАИ пришлось наблюдать. «Пятерка», наверное, каких-нибудь неторопливых дачников-пенсионеров, разнесенная в клочья скоростным немецким снарядом типа Mercedes, запомнились надолго.

МКАД

Московская кольцевая ошеломила моего шефа. Я как-то проезжал по ней, правда, в качестве пассажира, а он, оказавшись впервые, по-моему, слишком сильно напрягся. Но потом привык. Руль мне не дал, наверное, принципиально, чтобы я потом не хвастался перед нашим провинциальным народом, что по МКАД ездил. Но что тут особенного, держись скорости потока, и все будет нормально. Все идут 110-120 км/ч, при этом интервал и дистанции между машинами минимальны. Аварий на МКАД много, и случаются они из-за элементарной невнимательности. Если не делать резких движений, своевременно сообщать сзади идущим о своем намерении перестроиться в другой ряд, ничего не произойдет. Шанс есть, несомненно, попасть в кучу-малу на такой скорости из-за какого-нибудь чайника, но вероятность не больше, чем получить цветочным горшком, выпавшим из окна, по голове. Путешествуя по России, более безопасной и информативной дороги, чем Московская кольцевая, я не видел. О поворотах на необходимое направление указатели начинают сообщать километров за десять, по мере приближения к повороту или развязке. Указатели сообщают о необходимости принять правый ряд, причем не сразу, а постепенно. Сначала вас приглашают во второй слева, через три километра предупреждают, что нужно взять еще правее, а третий указатель уже сообщает о предстоящем повороте только из крайнего правого ряда. Промахнуться просто нереально. Водители пропускают практически сразу, увидев включенный указатель поворота. Такое корректное и вежливое поведение московских водителей было приятным сюрпризом. Думаю, у них просто выхода иного нет, без проявления взаимопонимания и элементарной водительской культуры и МКАД, и вся Москва просто встала бы. Обратили внимание на защитные заборы, метра по 4 высотой, защищающие жилые районы вдоль дороги от шума и выхлопных газов. Конечно, по сравнению с другими регионами России Москва откровенно жирует. Колоссальные средства налогоплательщиков вкладываются в дорожное строительство только по Москве и Московской области. У нас же путепровод несчастный над железной дорогой в районе Глубокой уже второй десяток лет построить не могут.

Знакомые ханты-мансийцы и ямало-ненцы были и тут, на МКАД. Кажется, большинству из них с нами по пути — северные нефтяные народы летом потянулись к морю, машин с регионом «89» и «86» становится все больше. С МКАД уходим мимо Домодедово по Каширскому шоссе, затем по дороге М4 (она же Е115), через Тульскую и Липецкую области на Воронеж.

К морю!

С наступлением темноты за руль сажусь я. Движение по дороге очень интенсивное в обоих направлениях, несмотря на позднее время. Средняя скорость сильно снижается. Несмотря на это, в пятом часу утра въезжаю в Воронеж. Город можно было объехать, но из-за невнятных указателей поворот на объездную дорогу я пропустил. Впрочем, жалеть об этом не пришлось, пустые воронежские ночные улицы позволяли двигаться достаточно быстро, а указатели, развешанные по всему городу, не дали сбиться с курса. После Воронежа меняемся местами. Двигаясь далее по той же М4, встречаем рассвет 1 августа и к восьми утра пересекаем границу Ростовской области. Двести девять километров до Ростова напарник преодолел быстро, но перед городом стал засыпать, и снова мне пришлось вести. На въезде в город постеснялся потревожить сладкий сон шефа, в итоге познакомились с разбитыми, размытыми и начисто лишенными всяких указателей ростовскими улицами. Пропетляв по городу и потеряв почти час, с помощью местных гаишников выбрались-таки на мост через Дон и одноименную трассу. Дорога прекрасного качества, с полосами для обгона, минимумом ограничений скорости. Единственная проблема заключалась в умении догонять автопоезда именно в местах наличия полос для обгона, (они чередовались каждые 1,5 километра), быстро завершить обгон до окончания полосы. Сплошные линии пересекать почти не приходилось, а скорость была устойчиво высокой — не менее 120 км/час. Вдоль дороги стали чаще появляться импровизированные торговые городки, на которых в изобилии представлена продукция местных и китайских товаропроизводителей: надувные лодки, матрацы, игрушки, ласты и прочая атрибутика для летнего отдыха на морском побережье. Существенно повысились цены в придорожных кафе. Если в средней полосе России обед на двоих обходился в пределах 200-250 рублей, то на юге за сравнимый по качеству и объему набор продуктов пришлось заплатить больше пятисот. Автомобилей из Сибири почти нет, самые восточные — номера Новосибирской области, конечно, «86» и «89» регион мелькают постоянно, ну и западные регионы. Попалась, правда, навстречу, одна Carina ED 88 года с бурятскими номерами, а иркутян так и не встретили. Гаишники спрашивали нас иногда: «38» — это откуда?

Муляж

В три часа дня миновали Краснодар, затем Адыгейскую республику, по площади сравнимую с нашим Слюдянским районом, а к пяти часам вечера въехали на горную дорогу Е592, ведущую к морю. Узкая полоса асфальта не позволяла разгоняться, за автобусами или большими фургонами выстраиваются длинные очереди из желающих обгонять через сплошную линию. Работники местного ГАИ заботливо поджидали таких автомобилистов в удобных укромных местах, и только предупреждения встречных помогали избежать нежелательных контактов с блюстителями порядка. Для дополнительного, психологического воздействия на приезжих по дороге расставлены фанерные силуэты машин ДПС с соответствующей окраской. Нужно отдать должное местным борцам с лихачами. Пока разберешься, реальный это пост или муляж, невольно сбросишь скорость. Сильная жара подгоняет — скорее бы море. Повороты и серпантины стали круче, наша бравада по поводу южных горных дорог (мол, нам эти перевалы после Слюдянских сопок не страшны) постепенно растаяла. Перевал постоянно держит в напряжении, повороты на 180 градусов с подъемами и спусками вызывают неприятные ощущения. Перепад высот очень большой и усиливает эти ощущения. На трассе через 25-30 километров дежурят машины «cкорой помощи». По такой дороге, если что случится, «cкорой» от города пришлось бы добираться часами. Аварии случаются очень тяжелые, в основном лобовые столкновения. Свидетелем одного из них пришлось стать уже в Большом Сочи: открытый джип Wrangler на повороте раздавил ВАЗ-2101. При обилии крутых поворотов кажется, что тут и скорость-то негде развить, но местные «шумахеры» ухитряются. От машин с затемненными стеклами, проносящихся мимо, стараемся держаться подальше. Возбужденная вином и южным солнцем местная молодежь развлекается. С наступлением темноты меня начинает подташнивать. За руль не пускают, поэтому переползаю в спальное отделение и пытаюсь отключиться. 120 километров преодолевали почти четыре часа. Примерно к 22 часам въезжаем в Большой Сочи. Быстро нашли санаторий, в котором отдыхала семья шефа, и в течение следующего часа определились с местом жительства.

Отдых у Черного моря

Устроились замечательно в частной гостинице — по 400 рублей в сутки за четырехместный номер со всеми удобствами. Хозяин — пожилой армянин, эмигрировавший в Сочи из Канады (теперь и такое бывает!), угостил домашним вином, яичницей с сыром и свежайшим лавашем из собственной пекарни, не забыв, правда, аккуратно включить все это в счет.

Частные гостиницы — на любой вкус

В Сочи мы провели три дня. Теплое море, уютные южные кафе, великолепное вино оставили незабываемые впечатления. Последний раз на Черном море я был в 1996 году. Уровень сервиса значительно вырос за эти годы. Теперь идет настоящая война за отдыхающих. Комнаты, номера, бунгало и коттеджи предлагаются по всему побережью. Частные гостиницы встречаются на каждом шагу. Цены от 100 рублей за самый примитив. Верхний предел не ограничен, но отдыхающий среднего уровня за 500-700 рублей вполне может рассчитывать на уютный, по современным нормам отремонтированный, меблированный номер. В общем, отдыхать «дикарем» сегодня в Сочи — это совсем не значит грязный сарай с раскладушкой, консервы «завтрак туриста» и километровая очередь в общественный туалет.

До моря от нашего дома минут десять неспешной ходьбы. Пляж — бесплатный и чистый. Уборка производится непрерывно в течение дня. Рядом (за небольшим заборчиком) платная часть пляжа, где имеется прокат всяких атрибутов отдыха у воды: лежаки, надувные круги и т.п. Вход на платный пляж — 30 рублей, и купайся-загорай хоть весь день. Пальмы, кипарисы, свежий морской воздух и праздная окружающая обстановка позволили отлично расслабиться, забыв обо всех делах и заботах.

Черное море

В городе подавляющее большинство автомобилей российского производства. Частные такси — ВАЗы всевозможных моделей и годов выпуска. В моде ГАЗ-69: без верха, разукрашенные, с «люстрами» фар над ветровым стеклом, на красивых литых дисках от японских джипов. Такие машины катают туристов по побережью. Больше, чем в Питере и Москве, японских машин с правым расположением руля. Caldina, Corolla с местными номерами не редкость, видел даже родную Estima, старую, правда, выпуска 93 года. Пару раз встречались леворульные варианты «Эстимы» — Тoyota Previa с московскими номерами. Маршрутные такси представлены «Газелями» и как вариант — дизельный Ford Тranzit. Цены на бензин в среднем на 50-80 копеек выше, чем в Москве.
Машину нашу мы оставили во дворе гостиницы. Честно говоря, никакого желания перемещаться на ней в эти дни не было. Мы просто отдыхали друг от друга.

Начало пути домой

Незаметно пролетели дни отдыха. 5 августа назначили днем отъезда. По пути в Иркутск нужно было еще заехать по делам в Саратов, затем напрямую домой, чтобы 11 августа быть на работе. В 10 часов утра, искупавшись в соленых водах Черного моря, мы двинулись в обратном направлении.

Снова под колесами машины горная трасса Е97, опять тошнотворные повороты, спуски и подъемы. К вечеру подъехали к Ростову-на-Дону. На этот раз были внимательнее и попали на объездную дорогу. Тут-то и произошел потрясающий по своей неординарности случай встречи с работниками ростовской ГАИ. Передвижной пост ДПС, ограничение скорости до 40, идем в плотной пробке почти полчаса, затем вырываемся, набираем 70 и попадаем «в объятия» гаишников на этом посту. Стоят майор, капитан и старшина. Тормозит машину, понятное дело, старшина. Шеф, а он был в это время за рулем, выходит из машины. Майор, чуть ли не обнимая его, восклицает: «Приветствуем гостей на нашей ростовской земле!». Затем все, начиная от майора, заканчивая старшиной, здороваются с ним за руку. Обескураженный невероятно теплым приемом напарник в свою очередь спрашивает: «Мужики! Сколько это все будет стоить?». Далее следует их беседа на тему, откуда такие номера. «У-У-У! Как далеко вам еще ехать! Тогда полтинника хватит».

Обалдевшие окончательно, расставшись с 50 рублями, едем дальше. Пробка вновь сгущается, и теперь мне уже кажется, что быстрее мы прошли бы через город. Эта пробка была грамотно организована другими работниками ГАИ Ростовской области. Они просто перекрыли половину широченной трассы на протяжении десятка километров и, учитывая разделительный барьер между полосами встречного направления, не давали возможности ехать периодически то одному, то другому направлению. Причиной всей суеты были дорожные работы на одной из полос на протяжении 50 (пятидесяти!) метров. Более бездарной организации движения я не видел нигде. Почти час двигаемся со скоростью не более 5 км/ч в плотном потоке. А рядом две совершенно свободные и пустынные полосы, по которым периодически туда-сюда проносились машины доблестных стражей дорожного порядка. Жара жуткая, хорошо хоть облака солнышко скрыли, а то вообще была бы труба. Машина, молодец, даже не пыталась закипеть, хотя вентилятор работал почти все время.

Часам к семи вырвались из этой пробки и по трассе Е50 мимо Новочеркасска двинули дальше. Уже в сумерках свернули на федеральную дорогу Е40 (М21) и взяли курс на Волгоград. Я лег спать, чтобы ночью продолжить движение. Качество дороги резко изменилось в худшую сторону. Появилась «гребенка», многочисленные ямы и выбоины на асфальте, полоса которого к тому же сузилась до пределов возможности разъезда двух машин. Единственным утешением на этой дороге было то, что машин мало как в попутном, так и во встречном направлениях. Спать было не очень комфортно, но я все-таки сумел отключиться на некоторое время. Часа в четыре миновали город-герой Волгоград. Немного отдохнув на стоянке где-то в районе Дубровки, двинулись дальше. По дороге 1Р228 вдоль великой русской реки Волги. 342 километра до Саратова нужно было преодолеть до 10 часов утра. Дорога стала заметно лучше, скорость повысилась, шеф уснул и не мешал нормально ехать. Рано утром, часов в шесть, меня, шедшего под 130 км/ч, лихо обошел BMW-«пятерка» с привычными уже «89» номерами и тут же подставился счастливым саратовским гаишникам. Они радостно выскочили из вишневой девятки, мирно стоявшей на обочине за переломом дороги. Как я был благодарен водителю этой машины. Сколько времени и нервов сэкономил он мне. О наличности я уже не говорю.

В Саратов прибыли раньше графика — к девяти утра 6 августа. Искупались в Волге, переоделись и побрились. Предстояла работа и небольшие деловые переговоры. После дела и сытного обеда у хозяев нас сопроводили на служебной «Волге» до выезда из города Энгельса — спутника Саратова. После мощного ливня, которым проводил нас Энгельс, выехали на какую-то местную дорогу в сторону Балаково. От сильной жары не спасали все открытые окна. Искупались в мутном арыке, так как рек вблизи не было. От Балаково, не пересекая Волги, через город Пугачев и село Ивантеевка попали в Самарскую область, а к вечеру объехали Самару и по дороге М5 (Е30) через Оренбургскую область попали в Башкирию.

Уфу объехали, как и по пути туда, ночью. Я спал и Башкирию почти не помню. Зато Челябинская область с Уральскими перевалами и «гребенкой» опять досталась мне. Рассвет 7 августа встретил на заправке в городе Усть-Катав. В десять утра, прозевав объездную дорогу, въехали в Челябинск. Двигаться по указателям в этом городе — значит заблудиться наверняка. Шеф, перегоняя эту машину в 2000 году из Тольятти, тоже попался на эту удочку челябинских дорожников. В Челябинске указатели направляют транзит по кругу — пока не кончится бензин. Мы сориентировались быстро по небольшому ДТП, увидев которое второй раз после получасовой поездки по городу, поняли, что над нами пытаются пошутить. С большим трудом выбрались из лабиринта улиц в направлении Копейска и, наконец, попали на долгожданную М51. После Челябинска меня догнала Toyota RAV4 с иркутскими номерами. Первая почти за две недели! Джип, обгоняя, поприветствовал нас гудками, я ответил. Приятно все-таки земляков встретить так далеко от дома. Перед Омском снова встретили земляка, шел за нами почти час со скоростью 120-130 км/ч Toyota Land Cruiser. Устав убегать от него, пропустили вперед. В последний момент в зеркало увидел «38» регион у него на номерах. Обменявшись приветствиями, также разъехались. В Тюменской и Омской областях построено много новых топливозаправочных комплексов, в основном принадлежащих компании «Лукойл». Внешне очень похожи на наши ТЗК ЮКОС, но, к сожалению, только внешне. Ни в одном из комплексов не работал туалет, и невозможно было позвонить по телефону. И это на протяжении более чем 200 километров! Я уже не говорю о том, что заправочный пистолет в бак всегда приходилось опускать самому водителю.

Попутчики

К 22 часам по местному времени прибываем в Омск. Снова здесь у нас пункт отдыха. Планируем провести в городе целый день, 8 августа, осмотреть пару предприятий, отдохнуть. Позвонить, как уже сказал, и предупредить родителей о нашем прибытии мне не удалось. Поэтому наше появление было для них приятным сюрпризом.

В паре с BMW

Дальнейший путь до Иркутска предстоял в сопровождении BMW 318 1990 года по документам, приобретенного моим родным дядюшкой. Воспользовавшись случаем, он принял решение приобрести автомобиль в Омске, правда, собирался покупать «десятку», но, увы, за сто тысяч рублей приличного экземпляра выбрать не удалось. А вот BMW этот ему приглянулся. Вместе с дядькой в путь с нами собрался и мой отец. Машина внешне выглядела безупречно. Родная краска, минимум царапин, полное отсутствие следов кузовного ремонта, сбитая крепкая ходовая часть, ровно работающий, не дымящий двигатель, в общем, идеальный вариант за 80 отданных за нее тысяч рублей.

Тронуться решили вечером 8 августа, завершив все дела в городе. Несмотря на спешку, вместо запланированных 17 часов выехали примерно в 6 часов по местному времени. Немного отъехав от города, поняли, что в паре с BMW скорость движения будет меньше. Больше 120 км/час мой дядя ехать упорно не желал, хотя машина вполне могла разогнаться и до 160. Ограничивал скорость неумеренный аппетит машины, возраставший при превышении показателя 120 км/ч в геометрической прогрессии, и, конечно, следовало поберечь двигатель — неизвестно, как выдержит он длинную дорогу. Наша 112-я смотрелась на фоне этой иномарки значительно лучше. Динамичная, экономичная и крепкая, она не вызывала никаких сомнений в своей надежности. Приходилось постоянно поджидать напарников, стабильно от нас отстающих. Так, короткими перебежками, к двум часам ночи добрались до Новосибирска. Через город поехал я, ночью проезд через Новосибирск был затруднен многочисленными постами ДПС, на двух из которых у нас проверяли документы. На выезде, в кромешной темноте повернул не туда, метров через сто понял, что ошибся, пришлось развернуться. За городом я лег спать и проснулся только в Кемерово.

Последняя тысяча километров

9 августа миновали Новосибирск и Красноярск. Во второй половине дня перед Красноярском у BMW обломком рессоры от грузовика пробило глушитель. Ко всему прочему, он еще и оторвался с места крепления. Минут за сорок с помощью проволоки подвесили деталь на место и двинулись дальше. Шума от иномарки, естественно, прибавилось, но ехать можно, и это главное. Километрах в пятидесяти от Красноярска, после ужина, с трудом уговорил дядьку уступить мне руль. Он не спал уже сутки, поэтому как водитель стал представлять реальную опасность для себя и окружающих. Сев за руль «тройки», немного был разочарован, мощность двигателя была явно ниже, чем на ВАЗовской 2112, к которой уже привык. Для безопасного обгона необходим был приличный разгон, динамики на четвертой передаче явно не хватало, о пятой я уже не говорю — включал ее только при движении по равнине и под горку. Двигатель на ровных участках дороги не хотел прогреваться — виной тому, как выяснилось уже дома, был неисправный термостат. Непривычно и, пожалуй, неудобно расположены кнопки и выключатели внешнего освещения и печки. В японской машине с эргономикой получше, даже ВАЗ-2112 в этом отношении удобнее. Но учитывая год выпуска данного автомобиля, сравнения могут быть некорректными.

В 10 часов вечера этого же дня миновали Тайшет и остановились в кафе «У Петра». До дома — почти 800 километров. Напарник мой решил заночевать в небольшой гостинице. Мест, к сожалению, больше не было, поэтому приняли решение следовать дальше на BMW, а выспавшийся шеф обещал догнать нас в Слюдянке.

Ночь с 9 по 10 августа провели в дороге от Алзамая до Иркутска. Густой туман на протяжении почти половины трассы сильно ограничивал скорость. Я ехал от Алзамая до Тулуна. В районе поселка Куйтун машина со скоростью более 100 км/ч вылетела с нового асфальта на строящийся участок дороги. С трудом сдержался от резкого торможения на ямах и выбоинах, чтобы не оставить в них подвеску, постепенно погасил скорость. Мои попутчики, в том числе и новый хозяин машины, в это время бились головами о потолок иномарки. В Тулуне на заправке лег на заднее сиденье и, свернувшись калачиком, спал до Усолья. В восемь утра 10 августа миновали Иркутск, а еще через два часа были дома, в Слюдянке. Для моего шефа поездка закончилась в 4 часа вечера — он проспал в Алзамае до 10 утра.

Итоги

Всего ВАЗ-2112 прошел за 14 дней 15100 километров. Израсходовано было 981 литр бензина общей стоимостью 12268 рублей. Средний расход топлива составил 6,5 литров на 100 км. Примерные расходы на обеды и ночевки в гостиницах, в том числе в Сочи, составили около 6000 рублей. Расходы на ГАИ — 400 рублей за весь пробег плюс три протокола, все — за превышение скорости.

Автомобиль ни разу не подвел, отказов не было. Масло за весь пробег держалось на одном уровне, доливать, несмотря на 80-тысячный пробег двигателя, не пришлось. Уходила только охлаждающая жидкость по расширительному бачку, ее израсходовали весь запас — 1,5 литра. Первую тысячу пробега донимали новые тормозные диски передних колес — вибрации при торможении при 100 км/ч и более были довольно ощутимы, потом все «притерлось», вибрация исчезла. Перед Питером от высокой скорости отломилась пластмассовая обшивка задней стойки кузова, приклеили ее скотчем — до сих пор ездит. Но в целом мнение о 112-й сформировалось как о надежном долговечном автомобиле, способном переносить все тяготы Российских дорог.

Наш пробег был проведен не в таких тепличных условиях, которыми окружили спонсоры автомобили «Русских амазонок» и прочих участников подобных проектов прошлого года, поэтому считаю такой тест продукции ВАЗа наиболее объективным и приближенным к реальным суровым условиям эксплуатации. Сейчас на спидометре 101 тысяча километров, и машина по-прежнему безотказна.

С уважением, Игорь
Документ N38АС 937137

"Автомаркет+Спорт" №12  26.03.04

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог