В СИНИЙ ЗУРБАГАН
Листвянка, по моему мнению, самый красивый поселок на Земном шаре. Во-первых, Листвянка расположена на берегу одного из величайших озер мира. Красота Байкала неоспорима. А где вы еще видели такую многокилометровую цепь домов, прижатую урезом воды к подножию гор? Только в трех местах такая красота: в Гаграх, Монте-Карло и Листвянке. Во-вторых, Лиственичная бухта это гавань, в которой всегда есть корабли, а корабли украшают любой прибрежный населенный пункт. Корабли у причала, корабли на рейде — это романтика странствий! В-третьих, как это ни странно, архитектурные изыски «новых русских» придали поселку неповторимый Гриновский колорит. Смотришь на «крепости» и «замки» у берега и думаешь: «Вот такой, наверно, и есть Зурбаган. Где-то здесь живет тот самый матрос Санди, который знает все!». Насчет этого «матроса» можете даже не сомневаться, где поселилась красота — там и люди особенные. Немало довелось мне узнать в жизни славных представителей Листвянки — все это, по большей части, чистые душой и горячие сердцем люди. Есть у меня в Листвянке и старые друзья, которых я знаю «тыщу лет», и оттого Листвянка мне как родная.
|
«Капитан» Дмитрий Яковлев |
|
«Механик» Иван Шубин |
Нас пригласили в поселок горячие поклонники нашей газеты Дмитрий Яковлев и Иван Шубин. Парни, встретив (и узнав!) главного редактора буквально на улице — в гостиничном комплексе «Анастасия», сообщили, что хотят показать и даже предоставить на тест свои оригинальные машины, одна из которых вообще раритет. У пристани в поселке меня встретил молодой парень — лет 20-25 с виду, одетый в синий комбинезон. Парень широко улыбнулся, протянул руку и представился: «Иван!». За спиной Ивана стоял «улыбаясь» круто повернутыми передними колесами «малый советский джип» — ЛуАЗ-969М. «Луазик» был какой-то необычно симпатичный — с блестящим кенгурином, большими противотуманными фарами, симпатичными колесами. Для такого толстого «дяди», как ваш покорный слуга, ЛуАЗ — почти как детская педальная машинка. Очень высоко приходится задирать ноги, а потом плюхаться на низкое сиденье. Однако что-то не то. Тут как-то уютно! Панель от Audi-«бочки». Руль тоже от Audi, обтянут какой-то «шкурой диких животных». Под рукой центральный подлокотник — удобно. А сиденья? «От Honda, — говорит Иван. — Но вообще-то это обычная машина с небольшими переделками. А главное впереди — Димина машина, увидите».
«ЗЕЛЕНКА»
|
Как в танке |
Въехали на территорию судоверфи, а там гараж. Большой, многобоксовый. С улицы в бокс стремительно заходит крупный представитель мужского рода, улыбается, протягивает руку: «Дима». Смотрит на Ваню и на меня, и спрашивает: «Ну, что? Заводим «Зеленку»?». Ваня кивает, и мы идем в другой бокс, где ребята подходят к какому-то, действительно грязно-зеленому корытцу с колесами. Такого я еще не видел. Заливают в «Зеленку» бензин из пластиковых «флаконов». После нескольких прокруток стартера раздается знакомый рокот — конечно, это МеМЗ — знаменитый украинский «двигун» V4, всем известный по «Запорожцам» и «ЛуАЗам». Ваня выгнал «Зеленку» на Свет Божий — в принципе, симпатичная штука, типичная амфибия с кузовом понтонного типа. Спросил у ребят, плавает ли машина, и получил утвердительный ответ. На самом деле, как оказалось, машина называется ТПК ЛуАЗ-967М. ТПК, представьте себе, — это значит «Транспортер Переднего Края». Боевая машина, предназначенная для вывозки с поля боя раненых и доставки на передовую продовольствия и боеприпасов. Под капотом — табличка со звездочками — так принято маркировать «изделия» для Министерства обороны. Руль и место водителя посредине, по сторонам от него складные сиденья, убирающиеся в совершенно ровный пол. Сзади ровная платформа. Под рулем два рычага: коробка и раздатка, справа от сиденья прячется маленький рычажок — блокировка заднего моста. Приборы как у ГАЗ-69. Больше ничего интересного — «голь перекатная», так сказать. Что это за крокодил зеленый такой — ТПК?
История
|
Ivan Patrol |
|
Панель от Audi, кренометр от Carib, сиденья от Honda |
Еще во времена знаменитой «корейской» войны (1949-1953 гг.) отечественные военные специалисты были недовольны, как вели себя на передовой первые образцы ГАЗ-69 (серийно выпускался с 1953 года). «Газик» был неплох как командирский джип. Но для боевых действий его проходимость была низка. Вы знаете, что «газик», как и его «сынок» — УАЗ-469, не имеют межколесных блокировок. У «газона» массивные редукторы мостов, и всем известна склонность этих машин к «посадке» на мосты в условиях настоящего бездорожья. У южных корейцев, а точнее — у поставщиков техники — США, были более легкие и маневренные машины для операций на переднем крае (Willis M247, например). Все это предопределило решение Министерства обороны о разработке институтом НАМИ новой компактной транспортной машины для переднего края. Главным конструктором был назначен Б.М.Фиттерман — автор знаменитого БТР-152. К началу 1958 года первый образец ТПК — НАМИ-049 — был построен. Прародитель «Зеленки» был диковинной машиной — он имел стеклопластиковый кузов, торсионную независимую подвеску всех колес (рычаги продольно, торсионы поперечно) и мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения М-65 Ирбитского завода (22 л.с.). Трансмиссия имела постоянно подключенный передний мост, а задний подключался через межосевой дифференциал с ручной блокировкой. Редуктор заднего моста также имел ручную блокировку. Колеса были снабжены понижающими двухшестеренными колесными редукторами — для увеличения клиренса и для повышения крутящего момента.
|
Ivan Patrol на исходной... |
|
...вклинился в целину |
|
...прошел три метра и встал |
|
...пятится назад для разгона |
|
Работаем бульдозером |
|
По колее как по рельсам |
После окончания испытаний началась долгая доработка, результатом которой стало рождение нового двигателя — четырехцилиндрового, четырехтактного, воздушного охлаждения, V-образного, мощностью 27 л.с. прототипом которого стал один из моторов BMW (прототип ирбитского мотоциклетного — тоже от BMW). Новый мотор оказался удачным, и его решили использовать и в гражданском автомобиле — ЗАЗ-965, который также разрабатывался в НАМИ для Запорожского автомобильного завода на основе микролитражки Fiat-500.
Новый ТПК назывался НАМИ-049А. Машина получила стальную раму и полностью герметичный стальной кузов-понтон с абсолютно плоским днищем. Водного движителя у амфибии не было, — машина передвигалась по воде за счет вращения колес с развитыми грунтозацепами. Торсионы и рычаги значительно усилили, а трансмиссию, наоборот, упростили: удалили межосевой дифференциал, задний мост сделали подключаемым произвольно. Блокировка заднего моста осталась. Для военной машины двигатель ЗАЗ-965 был слегка форсирован — до 30 л.с. Eго производство было налажено на Мелитопольском моторном заводе. Стальной ТПК успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение Советской Армии. Производство машины началось на Луцком автозаводе в 1961 году под названием ТПК ЛуАЗ-967. В процессе освоения целины произошло рождение гражданского «брата» — «малого народного джипа» ЛуАЗ-969 (в производстве с 1967 года — на шесть лет позже «Зеленки», под лирическим названием «Волынь»), который отличался от ТПК отсутствием понтонной архитектуры кузова и более удобной посадкой в крытом тентом «кокпите». Первые «Волыни» выпускали с передним приводом (полный осваивался постепенно) и коробкой отбора мощности для привода различных сельскохозяйственных агрегатов. Так что не ВАЗ, а ЛуАЗ был первым советским переднеприводником! С 1975 года в производство пошел новые варианты ТПК и его гражданского собрата — ЛуАЗ-967М и ЛуАЗ-969А с мотором мощностью сначала 37, а вскоре и 40 л.с. (МеМЗ-967, МеМЗ-968). Последняя модификация гражданского ЛуАЗа (1981 год) получила индекс 969М и радикально отличалась от предыдущего более округлой формой передка и капота. В 1991 году ЛуАЗ-969М стали оснащать мотором МеМЗ-245 с водяным охлаждением — как у «Таврии». А вот ТПК с таким мотором уже не было. Машины выпускались объемом до 10 000 штук в год. На одном из Луцких сайтов я нашел такую забавную украинскую оценку автомобиля ЛуАЗ: «Користувався великим попитом у всех куточках Радянського Союзу, особливо в тих месцях, де поганы дороги».
ЛуАЗ-967М был модифицирован для того чтобы водитель мог управлять машиной лежа: для этого опускался руль и раскладывалось сиденье. А еще один источник, близкий к оборонным структурам, утверждает, что выпускался специальный вариант ТПК ЛуАЗ для особо опасных работ, управляемый джойстиком из окопа! При этом пульт подключался к машине кабелем длиной 200 метров.
ГЕРОИ И ПРЕДЫСТОРИЯ
Ребята, позвавшие нас в Листвянку, оказались настолько интересными и увлеченными людьми, что заслуживают отдельных очерков.
Яковлев Дмитрий Владимирович (он же Дима, он же Капитан) — владелец «Зеленки», любовно называющий ее «труповозкой». По профессии речник — капитан корабля типа «Ярославец». Ходит по Байкалу. Диме уже за тридцать — возраст Христа. В таком возрасте вроде бы пора «за ум браться», ан нет — у Димы на уме «машинки да кораблики», как сказала одна не очень доброжелательная «тетенька». В «прошлых жизнях» Дима был электромехаником по наладке станков с ЧПУ, таксистом, водителем-дальнобойщиком (лесовоз — Жигалово, Муя), но, слава Богу, успел понять, в чем его свобода и счастье, и окончил речное ПУ №44, будучи уже не отроком, но зрелым «дядькой». Прошел ступени становления: рулевой-моторист, штурман и, наконец, КАПИТАН. Дима очень любит свою работу и даже сразу предложил нам сделать очерк на морские темы о плаваньях по Байкалу, так как рассказать молодому капитану уже есть о чем. На том и порешили — на будущее. А пока наш рассказ — про «Зеленку».
|
Выезжаем на драйв-тест |
Дима начинает перечислять особенности данного образца. Лобовое стекло, понятно, пуленепробиваемое. Год выпуска — 1978. Двигатель — форсированный МеМЗ-968, мощностью 55 л.с. (в заводских сводках мы такого не нашли — пусть будет на совести Капитана), работает на 92-м бензине. Межосевого нет, задний мост подключается произвольно, есть блокировка заднего моста, понижающая одна и только. Это как? Ну, то есть не демультипликатор всех передач, а одна передача такая, ну «типа первая», только отдельно включается. Хм, странно. Такого я не встречал. Вал, приводящий задние колеса, проходит по днищу в герметичной трубе и покоится в масляной ванне на трех подшипниковых опорах. Вот это интересно Дима рассказал. Получается тут конструкция уже ближе к катеру, чем к авто. Тут Дима бьет наповал — машина оснащена системой холодного запуска «Арктика». Что это? Оказывается — «вжик-вжик» и впрыснул этиловый эфир во впускной трубопровод МеМЗа! А еще круче есть что-нибудь? Конечно! Есть ракетница, прямо над передним бампером: зарядил и поехал, а потом, не выходя из-за руля, «дерг» и пустил ракету. Сирена есть — ну, это банально. А еще траки, как оснастка, чтобы когда увязнет, не искать бревно, а положить под колесо свой стальной трак. По бортам висят штатные лопата и топор. За водительским сиденьем на платформе дырки от болтов. Капитан солидно говорит, что тут был кронштейн «для крепления изделий». Для тех, кто не знает, поясним — «изделиями» военные называют все — от пулемета до атомной бомбы.
|
На развороте дым как у «Антилопы Гну» |
Варианты использования были разные: от санитара и двух носилок с ранеными по бортам, до стрелка со станковым пулеметом — а это уже «тачанка». Автомобиль Капитану подарил в 1996 году друг, офицер, служивший в Монголии. Вроде там расформировали какую-то часть, а старую технику списали.
У Капитана есть обычный, то есть «гражданский» автомобиль — большой джип Mitsubishi Pajero. А ТПК — это любимая игрушка нашего героя, «для души». На нем Дима ездил за орехами в Тункинскую долину и даже из Иркутска на Курминский залив. «Cпокойно» проехал по тракту «Мельничная падь — Грудинино» до «упора», затем через речку Хею, а там болото, и лесами на Курму. За долгие годы у ТПК не так много и ломалось — рулевые тяги, сальники на коробке, и все! За 2 дня езды на КЕРОСИНЕ (было и такое!) разъело мембрану бензонасоса. Что делали с машиной сами? Капитан Яковлев, вместе с членами своего экипажа судна «Кедр» — Павлом Луневым и Сергеем Ковтанюком сварили «ферму безопасности» и нарастили борта ТПК, установили приличное сиденье и руль от Mark II и сделали новый передний бампер. Ну и поддерживали его в работоспособном состоянии. В последнее время машину поддерживает Иван Шубин — следующий герой нашего повествования.
|
«Зеленка» опять заглохла |
Шубин Иван Леонидович (он же Ваня, он же Механик) — познакомился с Капитаном (Димой), потому что не мог с ним не познакомиться: работали вместе, в одних и тех же организациях, ходили на одном судне, увлекались одним и тем же — ЛуАЗами. Ваня парень совсем молодой, ему 23 года. По профессии — автослесарь (закончил профессиональное училище N 14). И потомственный речник, отец его — старый байкальский капитан, в Листвянке все его знают, он ходил на судне «Гидрограф». Сейчас Иван работает в отеле «Анастасия» техником-механиком. Там же и Дима работал — капитаном прогулочного судна, но стало ему скучно, ушел. Иван прежде работал на судоверфи. Главное, что интересует там Ивана — станочная база. Можно ремонтировать и совершенствовать и двигатели, и трансмиссии! Я сразу понял, что главное у этого парня, и дал ему свое прозвище Механик. Главная мечта и программа-максимум у Механика — собственный автосервис. А пока решается задача со многими неизвестными типа начального капитала и прочего, Иван вовсю занимается ремонтом и тюнингом как «дядя Вася».
|
|
Танцы на льду |
В родном поселке Ваня известный мастер по ремонту и совершенствованию японских мотоскутеров и автомобилей. Ни много ни мало — он ДОРАБАТЫВАЕТ ВАРИАТОРЫ, которые считает несовершенными! Меняет динамические характеристики — берет и точит рабочие шкивы на токарном станке, придавая им другую форму. После «Иван- тюнинга» скутер, имевший максималку 60 км/ч, «едет» уже 90! Возрастает и крутящий момент на малых скоростях — трансмиссия становится оптимальней, чем рассчитали японцы. А еще Иван разобрался с электронной системой управления двигателем и «меняет параметры работы чипа», так чтобы «мотор больше отдавал мощности». Иван сделал себе прекрасный скутер из двух сломанных японских мотороллеров — причем разных фирм. В 1998 году (Ваня был еще «старшего школьного возраста») в семье Шубиных поселился ЛуАЗ-969М 1979 года выпуска. Может быть, Ваня и не стал бы Механиком, если бы ЛуАЗ не сгорел: зимой при прогреве вспыхнуло под капотом. Иван бросился за водой, открыл капот, плеснул туда воды и снова захлопнул. Глядь, а языки пламени уже в салоне скачут. Снова — за водой с ведрами. Открыл дверцу — воды в салон плеснул и снова закрыл. И еще одна ходка. Погасил. Смекалка: если бы Иван не закрывал двери, ЛуАЗ, скорее всего, сгорел бы дотла. Но полмашины выгорело! А всего через неделю завели мотор и поехали. В салоне был «мрак». Иван поехал по разборкам, пристроил «красивые иномарочные» детали салона.
Сейчас ребята называют машину Вани Шубина — Ivan Patrol. Красивые колеса с цивильной резиной, «кенгурин», «противотуманки», приятный колер типа Deep Blue Sea — это уже джип! Двигателю Иван сделал полную капиталку. «МеМЗ очень хороший мотор, конструктивно. Ремонтопригодный! Плюс генератор от 99-й, главный цилиндр тоже не родной». Капиталка была сделана с расточкой гильз и хонингованием — сам хонинговал и растачивал — на станках листвянской судоверфи. А недавно Иван начал собственную семейную жизнь. Говорит, что листвянскому парню познакомиться с девушкой очень просто — нужно ее пригласить на судно, прокатить по Байкалу.
ДРАЙВ-ТЕСТ
Ребята предложили поехать на двух ЛуАЗах в лес — вверх по Крестовке. Кто не знает Крестовку? Душа поет. День солнечный. Решили, что будем «не просто кататься», а проверим, как обе машины ходят по снежному «целяку», и сравним между собой военный и гражданский автомобили. К нам присоединился Вова, товарищ моих героев, еще один молодой листвянский «морской волк». Да, чуть не забыл, с нами на маршрут вышла Жужа — автомобильная собака Капитана.
По дороге заехали на горку к мастерской санатория — там есть эстакада. Мощь подвески ЛуАЗа производит впечатление: рычаги, торсионы и шарниры неубиваемые — это видно невооруженным глазом. Рычаги вообще «танковые». Механик говорит, что слабое место машин — рулевая система, тяги и наконечники часто выходят из строя. У «Зеленки» значительно погнута поворотная цапфа правого переднего колеса («развальчик» отрицательный) — следствие недавних покатушек Капитана. Представляю: видимо, тянет в сторону сильно. Попробуем «на зуб»! У обоих машин картеры коробок и редукторы в масле. И Капитан, и Механик говорят в один голос: масло не течет — потеет! Снаружи агрегаты замасленные, а уровень масла не падает. Мол, можем по щупу показать.
Ребята предложили мне сесть в «Зеленку» — что ж делать? На мороз — такова корреспондентская доля. Пару-тройку километров я проехал рядом с Капитаном в открытом корыте «Зеленки». Впечатления сильные — ледяной ветер хлещет в лицо, коченеют конечности, сидеть неудобно, а Капитан — мастер «зеленковождения», едет быстро, машину бросает из стороны в сторону. Тут Дима стал тормозить и сказал: «Ну что, первая проба?». Я, не побоюсь этого слова, взгромоздился на водительское место. Почему-то ребята сняли «полик» под педальным узлом, получилась жуткая штука — ноги на педалях, а пятки в воздухе! Как же ехать, когда ноги на весу? Коробка — «наоборот», то есть первая назад втыкается. Ну и прочие передачи, естественно. Тут с непривычки можно не туда воткнуться на ходу. От коробки хорошее впечатление — ходы большие, но четкие. Соображаю, что плавно тронуться не смогу — левая нога на весу. Вспоминаю методику для грубого сцепления из детства от ГАЗ-51 (научил сосед дядя Петя). Нужно, отпуская сцепление, не держать газ, а «колебать» — качать педалью: жи-жи-жи-жи-жи... Классика! Сработало! Не заглох — уже хорошо. Поехал. Вторая передача. Пытаюсь ехать ровно, но не получается. Правая нога на весу — акселератор ровно держать не удается. Да, это настоящая игрушка для настоящих капитанов.
Решил приспособить правую пятку куда-то на крыло, чтобы нога не играла. Пока я высматривал под ногами, как пристроить пятку, «Зеленка» зацепила правую заснеженную обочину, встала поперек дороги и уперлась носом в березу. Ловить березы на машине — вот то, чему учиться не нужно.
Капитан улыбается: «Почти приехали». Машина зарылась передком в сугроб — Дима газует, буксует, «Зеленка» пускает клубы дыма и пара (пар от глушителя в снегу), но выползает на дорогу. Тут, смотрим, возвращается Ivan Patrol — Ваня и Вова нас потеряли. Машу товарищам, мол, все o’key! Дима голосом судьи соревнований объявляет: «Вторая попытка!» и жестом загоняет меня за руль «Зеленки». На второй попытке я уже сразу установил «газовую» пятку куда надо и, переключившись на вторую передачу, поехал, как на трамвае. Успокоился, стал анализировать сенсорные ощущения. А здорово! КАК НА КОВРЕ-САМОЛЕТЕ — сидишь высоко, смотришь далеко, а плоская «Зеленка» где-то внизу! На водительском месте комфорта, если это слово можно тут применить, гораздо больше. Ветер уже не бьет прямо в лицо. Не обжигает щеки. В этот момент Капитан говорит: «А знаешь, зачем у нее сиденье посредине?». Я машу головой. «Чтобы ветки по щекам не хлестали». Дорога изобилует крутыми поворотами, а правая цапфа-то кривая. Машина зарыскивает. Рулить по-настоящему тяжело — особенно перекладка влево сложна. Но все равно ДРАЙВ ЕСТЬ! НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НА СНЕГОХОДЕ.
ТЕСТ-ДРАЙВ
Выехали на открытое место. Здесь дорога пересекается с просекой ЛЭП. Видны хорошие большие клинья глубокого девственного снега — то, что нам нужно. Мы ведь собрались пробовать «целяк». Выбираем маршрут первого теста: будем пересекать клин снега между просекой и дорогой. Расстояние, которое нужно проехать по целине, метров 10, или около того. Первым на исходную выходит Ваня со своим Ivan Patrol. Даем отмашку — Ваня стартует. Глубина снега сантиметров 40! Почти скрывает колесики ЛуАЗа. Кстати, резина у Ваниного «трактора» совсем не «тракторная» — шоссейка без шипов. Ivan Patrol натужно гудит и теряет ход метра через четыре. Перед бампером — валик снега — «работает бульдозером»! Остановка. Пятится назад. Разгончик. Опять «рылом» в снег. Еще пару метров прошел. Следующая «конвульсия». Забуксовал. Хотели уже дернуть «Зеленкой», но обошлось — сам вылез. В финале еще пара движений, и Ваня преодолел десятиметровый «целяк» глубиной по «брюхо»! Результат достойный — ни одна легковая тут не прошла бы никогда. Впрочем, УАЗ тоже бы не прошел — у него нет «межосевого», а посему начинает в снегу «грести» одной стороной.
Следующая «девушка». Капитан — настоящий джигит! Он по большей части не ездит, а гарцует на «Зеленке»! На этот раз он решил «с ходу» проехать клин «целяка» справа от колеи Ivan Patrol. Газует, дымит, берет разгончик и в снег! Удается! «Зелёнка» с ревом пролетает метров восемь по целине, и только на последних двух тормозится и ползет. Но вылезает на дорогу все же без «раскачки». Вот что значит плоское днище. Понтонная амфибия прессует снежную массу, как большая лыжа, и катится по ней. Колеса у Капитана хоть и не годны для снежной целины, но все же получше, чем у Механика. На «Зеленке» стоит настоящий «Бридж» с шипами.
Я уже опять еду в Ivan Patrol. Минут через десять удивляемся — нет «Зеленки». Возвращаемся назад и видим, что Капитан роется под капотом. По словам матерого «зеленковода» — все дело в том, что бак ржавый, и забивается сетка заборника. Но на этот раз продувка не помогла. После короткого совещания и нескольких попыток продуть бензопровод с круглыми щеками, решаем, что в баке, кроме ржавчины, была еще и вода, а теперь, видимо, лед мешает подаче топлива. Я подумал, что сейчас все кончится «галстуком», но я ошибался. «Зеленководы» это люди особой закваски. Дима и Ваня решают: «Будем вскрывать бак и оттаивать заборник». Да. Это настоящие приключения! Капитан и Механик за считанные минуты вскрывают днище платформы ТПК и извлекают из бака заборник. Диагноз был точный — трубка заборника не продувается! Ваня и Вова мочат тряпку в бензине, вешают ее на придорожный куст и поджигают. Вокруг факела бегает Жужа и громко тявкает. Ваня оттаивает трубку, через несколько секунд из нее начинает капать вода и выпадают кусочки льда. После установки заборника «Зеленка» успешно заводится, и мы решаем возвращаться обратно. Тут замечаем небольшую лесную делянку в стороне от дороги и лесовозную колею, ведущую к ней. Ваня предлагает проверить, как ЛуАЗ пройдет по глубокой грузовой колее. Я начинаю снимать фоторяд. ЛуАЗ движется по колее, как трамвай по рельсам, и через минуту оказывается на делянке.
Несмотря на пренебрежительное отношение обывателей, я еще раз убедился: ЛуАЗ — это машина выдающейся проходимости. Ясно, что он превосходит по проходимости и «Ниву», и УАЗ, и только «шишига» — достойная соперница Ivan Patrol’у. Чтобы получить сравнительные впечатления, я попросил у Вани руля Ivan Patrol. Тут совсем другое дело. У Ивана ЛуАЗ какой-то «плотно сбитый». Нет той «расхристанности», что присуща заводскому «изделию». Ходы коробки — четки, педали настроены прекрасно — и сцепление, и акселератор. Решил попробовать тронуться почти «на холостых» — удалось. Двигатель обладает хорошим моментом. Да и рулится Ivan Patrol ненамного тяжелей, чем легковая. Ехать на Ваниной машине ПРИЯТНО — она настроена как часовой механизм. Вот и мне удалось прокатиться на машине из рук настоящего МЕХАНИКА. Выехали на ту же развилку на просеке, где преодолевали целину. Впереди Капитан остановил «Зеленку» и вышел из машины. Торможу, паркуюсь. Неужели опять заглохла? Нет. Просто Капитан усмотрел лесную стежку, уходящую в сторону, на которой снег еще глубже, чем на клине, где мы тестировались. Он решил проверить, сколько пройдет «Зеленка» по полуметровому снегу. Ну что ж, мы с Вовой становимся в репортерскую позицию, забредая по колено в снегу. Капитан «раскочегаривает» ТПК и резко стартует прямо от самого «бруствера». Как и в прошлый раз, «Зеленка» проходит метров восемь и теряет ход, еще метр и она останавливается. Рев, дым, пар, снежная пыль из колесных ниш. И, наконец, тишина. Капитан прекратил борьбу? Нет! Просто «Зеленка» опять заглохла!
После «продувки» ТПК с места тронуться не смог — «Бриджстоуны» закопались в снег. Пришлось «Зеленку» дергать веревкой. Когда ТПК выдернули на дорогу, на месте его снежного плена остались причудливые чумазые следы от днища. Экологически грязная военная техника. Едем домой! Ощущения как после лыжной прогулки. Кажется, все клетки организма досыта напились свежего кислорода! В Листвянке солнце уже на противоположном берегу Байкала — у вершин Хамар-Дабана, на льду — длинные тени от гуляющих туристов. Ребята еще не насытились — спускаются на лед. За руль «Зеленки» садится Вова — типичный гаучо из Листвянки. «Зеленка» вальсирует по льду. Навстречу ей вальсирует Ivan Patrol. Сердце мое замирает — кажется, что они неминуемо встретятся.
ФИНАЛ-АПОФЕОЗ
В финале вроде бы нужно дать какие-то серьезные оценки? Попытаюсь. Ivan Patrol — серьезный утилитарный автомобиль. У меня даже засвербило где-то внутри: вот такая нужна машина, чтобы ездить в творческие командировки в глубинку. «Зеленка» — игрушка для пацанов, а не для Капитанов. Да простит меня Дима ибн Володя! Если же посмотреть на нее с точки зрения серьезного глубокого тюнинга, то «Зеленка» — это гораздо более лучшая платформа для того, чтобы построить утилитарный гражданский вездеход! Ведь проходимость машины с плоским днищем выше, да она еще и плавает. А без серьезной переработки ее в обычной человеческой жизни и использовать-то нельзя — будет вам в ней и холодно, и мокро, и грязно. Я, конечно, не подстрекатель, но думаю, что «Зеленка» обрела бы истинную вторую жизнь в руках такого парня, как Иван Шубин. Слышь, Капитан, а? Чего-то еще не хватает. Ах, да. Меня забавляет, когда на планерке в редакции мой материал называют «явно рекламным», а посему хочу сказать следующее: если кому скутер починить надо, или ЛуАЗ, то ищите в Листвянке Ивана Шубина. На улице Гудина его всякий знает. Телефон давать не буду — частная жизнь! Ну, а если вам на Ушканьи острова нужно летом попасть, то ищите Капитана Яковлева — его тоже можно найти в Листвянке с помощью языка, который, как известно, и до Киева доведет.
Тимофей МИТИН
Автомаркет+Спорт № 05
|