«Проект технического регламента, который готовится в НАМИ, предусматривает запрет ввоза на территорию России праворульных автомобилей и машин с американскими стандартами оптики…» — эта новость, опубликованная в «Газете.ru» в прошлый четверг взбудоражила немалое число автовладельцев Урала и Западной Сибири, и большинство — Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Но что государство имеет против правого руля? Ведь даже десятилетний японский автомобиль конструктивно безопаснее не только новой «Лады», но даже нового «Логана» (на большинстве подобных машин пассажирская подушка безопасности или ABS до сих пор значатся в списке опций). Не выдерживает критики и тезис об опасности обгонов на праворульных машинах: львиная доля лобовых столкновений во время обгонов происходит не в первые мгновения, а когда машина уже достаточное время находится на встречной полосе — а тут уже дело не в расположении руля, а в том, в чьих руках он находится. Вопрос техсостояния праворульного second-hand тоже спорный: многие ли отечественные автомобили могут похвастать, к примеру, исправным ручником? Да и встречных, кстати, слепит не столько «неправильный» свет фар праворульных автомобилей, сколько не отрегулированные фары на отечественных, или невыключенный дальний на любом авто — в этом пришлось на собственном опыте убедиться на дорогах Беларуси. И о каких экологических евронормах может идти речь, если в большинстве регионов России до сих пор продается бензин, не соответствующий экологическим нормам для семилетних японских машин!
Кстати, еще лет 10 тому назад праворульные автомобили покупали во многом потому, что новых «Жигулей» и «Волг» на всех просто не хватало. Сегодня же большинство покупает праворульный second-hand в силу финансовых причин. Если бы, к примеру, Ford Focus с 1,6-литровым мотором стоил не 450, а хотя бы 350 тысяч рублей, добрая половина нынешних покупателей пятилетних Toyota Corolla предпочла бы новый Focus! И так — практически во всех сегментах авторынка.
Я прекрасно понимаю, что рано или поздно правый руль должен будет уступить место на наших дорогах «правильному» рулю. То есть левому. Но раз уж государство прошляпило момент, когда действительно можно и нужно было вводить заградительные пошлины на ввоз «неправильных» автомобилей, то теперь вытеснять их надо цивилизованными методами. И, в принципе, предпосылки для этого имеются: в России открывается все больше автозаводов, на которых будут собираться самые разные автомобили: бюджетные и дорогие, седаны и внедорожники… За последние полтора-два года наблюдался стремительный рост продаж новых машин, которые вот-вот появятся на вторичном рынке. В европейской части России эти машины уже активно вытесняют со вторичного рынка second-hand из Европы и Америки. Скоро подобный процесс начнется и у нас: пока еще немногочисленные леворульные машины, некогда купленные новыми у дилеров, на авторынке в Рабочем не задерживаются и уже сейчас вполне успешно конкурируют с правым рулем.
К сожалению, сегодня наше государство напоминает пришедшего на бал медведя из известной басни: оно вмешивается в рыночный механизм и пытается навязать нам определенный «выбор». Причем в данном случае это вмешательство, похоже, уже не ограничивается попыткой заставить покупать более дорогие новые автомобили. Однажды нас уже лишили права голосовать на выборах «против всех». Теперь то же грозит и правому рулю. В принципе, нет ничего удивительного в том, что именно сейчас, в разгар кризиса, государство особенно активно печется о национальных экономических интересах, в том числе и об автопроме. Но если в европейской части России «Лады» и «Логаны» составляют вполне реальную альтернативу импортному second-hand, то в Сибири и на Дальнем Востоке новые бюджетные модели не могут конкурировать с более современными и комфортабельными японскими автомобилями. И здесь запрет ввоза праворульных машин — поистине царский подарок для отечественных автозаводов: ведь при отсутствии альтернативы даже в Приморье вынуждены будут покупать не только «Фокусы» и всякие там Skoda, SsangYong, ТагАЗы и Siber, но и «Логаны» с «Калинами», «Приорами» и «Патриотами». А это — гарантированный спрос и объемы производства, а значит и работа для нескольких десятков тысяч человек. И все бы хорошо, да вот только как быть с несколькими сотнями тысяч жителей Приморья, которые сегодня выживают исключительно за счет праворульного автоимпорта?
Конечно, в течение ближайшего года никто запрещать ввоз праворульных автомобилей не решится. Однако пошлины и на них, и на новые автомобили уже повысились, а это значит только одно — автомобиль вновь становится роскошью. Но мне бы очень хотелось верить в то, что однажды интересы людей — жителей России, которые желают ездить не на полуфабрикате или изделии для бедных, стоящем неоправданно дорого, а на нормальном, комфортабельном, удобном и безопасном автомобиле — станут-таки интересами и государства.
Алексей Степанов