Свой первый автомобиль я практически не помню, поскольку еще в раннем детстве утопил его в море. Зато вторую машину вспоминаю до сих пор, надеясь однажды вновь обрести ее — это был «Москвич»-403 желто-коричневого цвета, никогда не существовавшего в реальности. После него моей собственностью были несколько вариантов «Москвича»-412, «Жигули»-«двойка», микроавтобус РАФ, представительная «Чайка» ГАЗ-13 и даже бортовой КАМАЗ-5320. Большинство из них и сейчас еще в строю, продолжая радовать моего сына и племянников. А как я завидовал своему двоюродному брату, отец которого имел целый автопарк в... домашнем серванте!
Да-да, речь сегодня пойдет именно о коллекционных моделях. Модели сегодня — не только и не столько детские игрушки, сколько достаточно серьезное увлечение взрослых людей и повод, даже не имея авто настоящего, вникнуть в устройство, в историю автомобиля. И в историю автомоделизма тоже.
Игрушка или экспонат?
|
У модели грузовика откидывается кабина, а у автобуса можно снять кузов, под которым обнаруживается точная копия шасси |
Первые игрушечные автомобили-модели появились лишь немногим позже машин настоящих, в самом начале прошлого века. Их родиной, как и самого автомобиля, считают Германию (конкретно — город Нюрнберг). Там, благодаря широкому распространению всевозможных ремесленных мастерских и фабрик, впервые стали делать маленькие игрушечные автомобильчики. Причем сразу же появились как простые машинки, так и достаточно сложные игрушки с заводными механизмами, с действующими гудками, светящимися фарами и открывающимися дверями. Само собой, что подобные игрушки были очень дороги и позволить играть ими своему ребенку могли только очень состоятельные родители.
|
Модели-игрушки от Welly: то, что Peugeot меньше, чем Mercedes, еще понятно. Но чтобы огромный в реальности пикап Silverado оказался не больше малыша Peugeot... |
|
Ситуация радикально изменилась в 1914 году, когда американская фирма Tootsietoy освоила производство литых моделей из олова. Выигрыш был колоссальный: с помощью однажды изготовленных пресс-форм можно было штамповать сотни, если не тысячи моделей-копий, первой из которых стал Ford-T («Жестянка Лиззи» и здесь сумела выделиться, разойдясь тиражом в 15 млн. штук!). Иногда вместо олова применяли свинец, но со временем и то, и другое сменилось цинковым сплавом (современные же «модельки» изготовлены из сплава под названием «mazac», в США называемого «zamac»).
В 1947 году известной английской фирмой Lessney была выпущена серия Matchbox, которая стала в своем роде революционной. Производитель не придерживался какого-то определенного масштаба. Главным критерием была возможность помещения модели в спичечный коробок (от которого, собственно, и произошло название серии). Но несмотря на небольшие размеры и отсутствие единого масштаба, эти «модельки» быстро завоевали популярность во всем мире! Что интересно, их и сегодня производят, и они по-прежнему пользуются большим спросом в среде поклонников серии.
|
Сборные наборы от Tamiya отличает высочайшая степень детализации и тщательная проработка всех деталей: оригиналу соответствует даже рисунок протектора шин и надписи на их боковинах! |
|
Для пилотирования (именно так!) радиоуправляемых моделей-копий от Tamiya необходимо отдельно приобретать пульт дистанционного управления. |
В 1956 году на арену автомоделизма вышла новая марка — Corgi Toys, в которых впервые появились прозрачные стеклышки-пластмасски. Чуть позже появились подрессоренные вращающиеся колеса, открывающиеся капоты и багажники с макетами двигателя и запасного колеса внутри, подробно проработанные салоны с откидывающимися (где необходимо) спинками сидений...
Но в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия наметилась новая тенденция среди коллекционеров, выражавшаяся в стремлении к большей степени детализации, пусть даже и за счет отказа от открывающихся дверей-багажников. Почему? Дело в том, что даже современные технологии и материалы в самом массовом на сегодня масштабе 1:43 не способны обеспечить совмещение достоверности и зрелищности, которую и дают открывающиеся дверки. Дверные зазоры нынешних иномарок в масштабе 1:43 будут составлять сотые, если не тысячные доли миллиметра, выдержать которые почти невозможно! Поэтому-то сегодня в среде коллекционеров ценятся так называемые «глухие» модели, без открывающихся дверей, но зато отличающиеся максимально полной и точной проработкой деталей, вплоть до отражающего покрытия тыльной части зеркал заднего вида и точного воспроизведения приборной панели!
В конце 80-х годов повышенной популярностью среди коллекционеров стали пользоваться модели немецкой фирмы Schabak, которые, сохраняя компромисс с игрушками (открывающиеся двери), по степени детализации соперничали с «глухими» копиями. Но уже в девяностых годах на первое место среди самых популярных коллекционных «моделек» выходит фирма Pauls Model Art со своей серией Minichamps. Эти «глухие» модели — яркое отражение требований коллекционеров сегодняшнего дня: максимальная достоверность за счет минимума «действующих» деталей.
Почему наиболее популярным среди моделей-копий машин стал масштаб 1:43? Причина — в дюймовой системе мер и... колее железнодорожного полотна! Поскольку железнодорожный транспорт появился раньше автомобильного, то раньше появились и модели железных дорог. В Англии колея железнодорожного полотна измерялась в дюймах, соответственно, и масштабы для моделирования подбирались кратные. Наиболее популярный из них при округленном пересчете в метрическую систему мер соответствовал масштабу 1:43. А поскольку в качестве дополнений к масштабным железным дорогам выпускались и автомодели, то со временем именно этот масштаб стал самым распространенным и универсальным в автомоделизме. |
Впрочем, война между точностью исполнения и зрелищностью идет до сих пор. Так, известная своими моделями в масштабе 1:87 фирма Herpa некоторое время назад изготовила в 43-м масштабе модели суперкаров Ferrari, причем из пластмассы, совмещая открывающиеся детали с филигранностью исполнения и высочайшей степенью копийности — до сих пор ее результат никому не удалось повторить! Так что еще не факт, что коллекционеры и дальше будут наслаждаться «глухими» моделями.
|
|
Пожарная лестница на базе грузовика Magirus-Douche |
|
Иностранные каталоги моделей-копий |
Что интересно, сегодня около 80 процентов (если не больше) всех моделей-копий по заказам известных фирм изготавливается в Китае. Однако подобное происхождение «моделек» уже никого не пугает, так как качество у фирменного товара очень высокое.
Муки выбора
Однако история историей, но как сегодня обстоят дела с автомоделизмом в Иркутске? К сожалению, в регионе совсем не просто найти настоящие модели-копии автомобилей, в том числе и машин японских, особенно созданных для внутреннего рынка, на которых большинство из нас (как это ни странно звучит) ездит. В принципе, в Иркутске большой выбор моделей-игрушек почти на сто процентов китайского производства. Наиболее распространены среди них «модельки» под торговой маркой Welly. Их плюс — невысокая цена (от 65 рублей) при возможности безошибочно идентифицировать марку и модель автомобиля-прототипа. Но тем не менее степень детализации у них невысока, к тому же они, как и знаменитые Matchbox, не имеют какого-то одного масштаба исполнения. Главным критерием выбора их размеров является... стандартная упаковка самих моделей, в которую с одинаковым успехом может войти и Peugeot 206, и Chevrolet Silverado (хотя в реальности Chevrolet вполовину больше Peugeot). Не редкость и совмещение с «модельным» корпусом пружинного движителя, что уже однозначно делает эти копии игрушками.
Что же касается остальных моделей-игрушек, то в том или ином ассортименте их можно найти во многих промтоварных и даже продовольственных магазинах города (супермаркеты «Бонус», «Слата»). Цены — от 65 до 120-150 рублей (иногда немного выше). Но наибольший их ассортимент есть в «Детском Мире» и «Мире Игрушки».
В Советском Союзе хорошие модели автомобилей всегда были дефицитом. По сути, наиболее массово их делали только на ПО «Тантал» в Саратове. В Казани и Ульяновске выпуск моделей был небольшим и ограниченным по ассортименту (КАМАЗы и УАЗы соответственно), а заводы игрушек в Москве и в Ленинграде и вовсе делали приблизительные пластмассовые копии зарубежных авто, причем чаще всего на купленных за рубежом линиях. Но даже самые удачные в Союзе модели из Саратова в лучшем случае копировали стиль и качество моделей от Corgi Toys: в них открывались двери-багажники и вращались подрессоренные колеса. Высшим образцом советского промышленного автомоделизма можно считать модель ВАЗ-2121 «Нива», у которой открывались все двери, передвигался рычаг КП, поворачивались передние колеса и даже читалась (через лупу, естественно) фирменная ладья на эмблеме. Хотите приятно провести время? Заходите на https://models.queenspalace.com и проводите его с удовольствием!
После распада Союза ассортимент предлагаемых моделей увеличивался только за счет новых модификаций уже существующих. При этом из-за износа штампов их качество неуклонно снижалось и сегодня даже на фоне недорогих китайских «моделек» отечественные изделия выглядят неважно. |
«Фирменные» модели можно найти и у официальных дилеров машин настоящих (например BMW). Но эти «модельки» не из дешевых, при том, что выполнены не очень достоверно. Судя по всему, их главная задача — нести не столько коллекционную, сколько имиджевую нагрузку.
Модели, более-менее подходящие для любительского коллекционирования, продаются в ТЦ «Иркутский» (пав. 39А) и «Автоград» (киоск у входа в ТЦ со стороны «Фортуны»). В основном там представлена модельная серия «Cararama» (масштаб 1:43), выполненная в стиле хороших моделей советских времен. Там можно найти современные иностранные легковушки, раллийные болиды и даже фургоны с микроавтобусами. Цены — от 160 до 350 руб. А любители отечественных грузовиков найдут большой выбор КАМАЗов, «Уралов», ЗИЛов, ГАЗов, армейского монстра МАЗ-7310 «Ураган» и даже трактора «Беларусь»!
|
Это немногие сохранившиеся образцы «моделек» еще советского производства. К сожалению, чего-то принципиально нового сегодня в России не выпускается, а то, что есть, отличается невысоким качеством |
В Иркутске можно приобрести и настоящие модели-копии, причем не просто игрушки с высокой степенью детализации, а именно коллекционные модели. Таковые совершенно случайно обнаружились в ТЦ «Автоград» (стенд 178, также у входа со стороны «Фортуны»). Большинство из посетителей просто не замечает выставленные там модели. И напрасно, поскольку именно здесь можно приобрести уже упоминавшуюся выше серию Minichamps, а также модели и других, не менее известных мировых производителей: AutoArt, Ebbro, J-Collection, Norev... Несмотря на то что общее число моделей относительно невелико, здесь есть очень ценные для нас внутрияпонские машины, такие, как Toyota Mark II Grande, Nissan Murano, Nissan Cedric, Toyota Crown, Nissan Cube, Nissan 350Z, Honda Inspire... Не забыты, впрочем, и остальные автопроизводители, представленные моделями Bentley Continental, Aston-Martin DB9, Porsche Cayenne, Lancia Thesis... Для любителей грузовой техники есть копии автобуса и грузовиков Volvo, а также пожарной автолестницы на шасси Magirus-Douche. Средняя цена на модели легковых автомобилей около 1600-1800 рублей, а на грузовики, автобусы и кемперы — вплоть до шести с лишним тысяч («дальнобойный» тягач Volvo FH12 с полуприцепом-фурой). Но за эти деньги коллекционер получает прекрасно выполненную копию машины с проработкой не только внешних, но и внутренних деталей. У некоторых экземпляров даже колеса вращаются отдельно от тормозных дисков!
К сожалению, в нашей стране есть только одно периодическое издание, полностью посвященное моделям машин — журнал «Автомобильный моделизм». Еще печальнее, что содержание журнала, по многим отзывам, весьма посредственное: иногда во всем номере есть только один по-настоящему неплохой материал, а остальные выполняют роль «массовки». Огорчает и то, что даже в таком виде в Иркутске в свободной продаже этого журнала нет вообще, и найти его можно только у фанатичных поклонников этого хобби. По непроверенным данным, сейчас журнал перестал выходить вообще. По крайней мере, на сайте журнала последний номер датирован декабрем 2003 года... |
Особо расскажем и про сборные модели-копии автомобилей из пластиковых деталей — так называемых «наборов» или «китов» (англ. kit — набор инструментов или деталей для сборки). Как и в случае со стендовыми моделями, они могут быть попроще или посложнее, с большей или меньшей степенью детализации. При этом их масштаб, чаще всего, более крупный: от 1:32 до 1:10 и даже 1:8.
|
Honda Coupe 9S, 1970г. |
К сожалению, в Иркутске таких моделей гораздо меньше (среди сборных наборов у нас преобладают модели авиатехники). В «Детском Мире» их считанные единицы, да и те в основном образцы военной техники. В «Мире Игрушки» машин больше: есть модель грузовика ЗИС-5 производства российской фирмы «Звезда» (350 руб.), модели «дальнобойщика» MAN, вездехода Unimog и суперкара Ferrari от Revel (1280-3280 руб.). В наличии несколько моделей производства известной японской компании Tamiya по цене от 640 до 1250 руб. Последние отличаются наиболее высокой точностью копирования, но, к сожалению, их ассортимент в Иркутске невелик. Даже в специализированном павильоне Tamiya в ТЦ «Мир Авто» на ул. Фурье выбор ограничивается десятком с небольшим стендовых моделей-копий, несколькими движущимися легкосборными моделями для школьников и одной радиоуправляемой электрической копией Chevrolet Corvette (5800 руб.). Последняя модель в своем роде уникальна — она не просто может ездить вперед-назад и вправо-влево, а способна полностью копировать движение и поведение на дороге настоящего автомобиля-прототипа!
В ближайшее время ожидается привоз в Иркутск радиоуправляемых моделей-копий от Tamiya с двигателями внутреннего сгорания, но подробно о них мы надеемся рассказать позже, при очном знакомстве.
Плюсы малых форм
Увлечение коллекционированием моделей-копий автомобилей, как это ни странно, до сих пор для многих кажется не только бесполезным, но и странным занятием. Честно говоря, практической пользы от моделей действительно мало: урожай с дачи не привезешь, на работу на них тоже не приедешь. И даже в качестве вложения средств модели, в силу их относительной ценности, малопривлекательны. Это то, что называется хобби, делающее жизнь интереснее и содержательнее. К тому же можно почувствовать себя арабским шейхом, у которого в гараже стоит несколько десятков самых дорогих машин мира. Или иметь всего одну модель-мечту!
Ну, а если серьезно, то... Впрочем, стоит ли говорить о моделях слишком серьезно? Они созданы не для того, чтобы добавлять владельцу проблем (как уберечь от угона, где поставить на стоянку, как бы не поцарапали...) или помогать в бизнесе, а ради украшения квартиры, офиса, того же гаража или даже салона настоящего авто! Они призваны, прежде всего, дарить своему владельцу хорошее настроение! И разве они того не стоят?
Алексей СТЕПАНОВ
"Автомаркет + Спорт" №07 18.02.05
|