Большое путешествие. Улан-чартер (Монголия)
Просмотров: 8127
1 Февраля 2008











Монголия

Нет, ребята, с Монголией надо знакомиться по-другому. Надо на серьезных внедорожниках заезжать через ветхие погранпосты северо-запада, и окунаться в этот полумифический мир с головой. Сначала надо увидеть девственную чистоту озер, рек и болот, нахлебаться воды и грязи, сгореть в солнечном пекле, наглотаться степной пыли, поплутать в песках, прикоснуться к бесхозным средневековым развалинам, понаблюдать за аномальными явлениями…

В общем, сначала надо досыта вкусить всех жестких прелестей настоящей, дикой Монголии. А вот потом можно и в Улан-Батор. Тогда этот город покажется современным, по-своему интересным, и, что немаловажно, очень доступным для пребывания. А знакомиться с Монголией, сразу приехав в Улан-Батор по хорошему асфальту через комфортабельный погранпост в Кяхте, все равно что узнать Россию, побывав только в Москве или Питере.

К тому же, по-европейски окультуренный турист даже на этом маршруте все равно может испытать некоторый шок. Просто потому, что цивилизация по-монгольски в чем-то выглядит не лучше, в смысле не хуже, чем в отсталой российской глубинке — те же пасмурные краски, замученные гримасы построек, и те же отягощенные бытом люди. Если проехаться, например, от Иркутска до Тайшета, то впечатления будут идентичные.

Монголия | Новостройки видны повсюду, в том числе деловые высотные здания в 30-35 этажей. Инвестиции делают свое дело, хотя о гармоничном соблюдении архитектурных ансамблей, кажется, никто не заботится

Опять же, выбор средства передвижения даже по «накатанному» маршруту играет большую роль. Туристическая компания «Истлэнд», которая организовала ознакомительную поездку в Улан-Батор, предоставила междугородный автобус Hyundai. По сути, корейский «Икарус», в котором не очень удобные кресла и тесно хоть вширь, хоть вдоль. Автобус под завязку, сорок человек, и ехать в таком 12-13 часов до границы, а потом 5-6 часов до Улан-Батора откровенно неудобно — ни поспать нормально, ни просто комфортно «разложиться».

Да и в туалет выйти проблема — специально обустроенных мест по трассе не много, удобных тем более дефицит: поэтому все приходится делать под покровом темноты (благо зимой рано темнеет), или под прикрытием пофигизма. От дискомфорта спасались по разному – одни, как обычно, «квасили», другие смотрели DVD на общем для всех экране. Хорошо еще, запасы дисков приличные, и фильмы подобраны интересные. Однако для таких вояжей нужен автобус класса Grand Tourismo — с более просторными местами, со столиками и подстаканниками, и биотуалет не помешал бы.

Тем не менее, лучше всего в Улан-Батор ехать на личном автомобиле, чтобы совсем ни от кого и ни от чего не зависеть. Хотя погранпост в Кяхте все равно не обойти. Этот заново отстроенный комплекс ныне впечатляет размахом и даже архитектурным стилем. Причем с обеих сторон. Работает без перерыва на обед и выходных. Открывается в 8-30, а запуск машин производится до 19-00. Кстати, сейчас реально обсуждается вопрос безвизового режима проезда границы между Россией и Монголией, так что одной заботой, судя по всему, будет меньше.

Дорога от Иркутска до Кяхты (около 680 км), а потом до Улан-Батора (немногим более 300 км) в целом качественная, особенно на монгольской стороне. Есть где перекусить. В Монголии стоит это сделать в придорожной столовой городка Дархан, где кухня на выбор — монгольская, русская, европейская и китайская.

Монголия | Это самое значительное сокровище главного храма — 26-метровая позолоченная статуя Будды

А что делать в самом Улан-Баторе? Да еще зимой, когда погода совсем не «климатит» — холодно и ветер. Бродить по улицам с целью эстетического созерцания, признаться, удовольствия мало. Однако нельзя не побывать на одной из самых крупных площадей мира — Центральной площади имени Сухэ-Батора, мощеной гранитными плитами, где расположено величавое здание Государственного дворца вместе со всеми административными корпусами.

Улан-Батор с населением под 900 тысяч человек, как считается, очень активно застраивается, и это видно по многочисленным кранам. Опять же, судя по отсутствию бетононасосов, технологии строительства пока не вышли на современный механизированный уровень.

Но главная проблема нынешнего Улан-Батора — это его хаотичная застройка, когда новые здания с претензией на ультрамодный дизайн «лепятся» совсем без учета сохранения целостности и гармонии архитектурного ансамбля города. Да и новых парковых зон что-то не видно. Впрочем, кто скажет, что в Иркутске не то же самое?

Вместе с тем, жилье в престижных районах дорожает на глазах. Если в прошлом году метр в новостройке стоил 450-500 долларов, то в этом году цена достигла уже 800 долларов. Правительство осуществляет программу по переселению людей в благоустроенное жилье из трущобно-юрточных окраин, что окружают Улан-Батор плотным кольцом, однако дело пока идет медленно.

Здесь много пивных баров, ресторанов и ночных клубов. На любой вкус, в принципе. И не слишком дорого. Даже вход в ночной клуб со стриптизом обойдется не дороже 100 рублей. На такси ездить тоже можно — 9 рублей/километр, тогда как в Иркутске 22 рубля. Шопинг за кашемиром на фабрику «Гоби» или в единственный крупный торговый комплекс столицы (Центральный универмаг) на улице Мира — тоже неотъемлемая часть туристической программы. Ну а весь культурный «пакет» можно растянуть на три-четыре дня, с учетом посещения удаленных от города достопримечательностей.

Опять же, что считать «удаленным», еще вопрос. Ближайшие природные и рукотворные памятники, которые находятся от столицы на расстоянии 60-70 км, могут отнять весь день. С другой стороны, для самих монголов расстояния, а главное, состояние дорожной «сети», ничего не значат. И они запросто могут предложить иностранным друзьям, например, «быстренько смотаться» порыбачить на Хубсугул. А это 600 км только в одну сторону. Поездка по тяжелым степным направлениям растягивается на неделю, и несведущие иностранные друзья возвращаются просто ошалевшие. Зато они по-настоящему узнают Монголию.

Монголия | Статуя молодого Будды у подножия мемориального комплекса Зайсан

В самом же Улан-Баторе есть несколько интересных музеев, из которых самыми популярными являются Исторический и Музей естественной природы Монголии. В этот раз нам удалось побывать именно в музее естественной природы, где собраны уникальные экспозиции из мира животных и растений. Но особенное внимание всех туристов привлекает демонстрационный зал с палеонтологическими находками из эпохи динозавров.

Здесь представлены отдельными фрагментами и скелетами в «сборе» самые разные представители фауны, возраст которых свыше 65 млн. лет. Как известно, пустыня Гоби, а именно Нэмэгэтинская впадина, является теперь одним из самых знаменитых мест на Земле именно благодаря уникальному кладбищу динозавров, которое было открыто в 40-х годах 20 века советскими учеными. Когда-то на этом месте было море, затем ветра и размывы буквально оголили многие останки динозавров, погибших в результате какой-то глобальной катастрофы.

Центральное место в зале занимает самый впечатляющий экспонат, скелет наиболее известного, в том числе по художественным фильмам, хищника — тиранозавра. Впрочем, фрагменты самого крупного травоядного динозавра — диплодока, тоже не вызывают желания встретиться с таким на узкой дорожке. Кстати, здесь отдельная плата за съемку — около 100 рублей.

В зале сумеречный свет, который защищает окаменевшие останки и помогает создать атмосферу таинственного ужаса перед живой природой ирреальной древности. Ведь то были времена, когда даже очертания континентов выглядели совсем по-другому. В общем, есть над чем поразмыслить. А еще лучше, опять же, отправиться в эту Нэмэгэтинскую впадину на джипе. Может, повезет самому найти какие-то окаменелости.

Монголия | Как монголы находят общий язык с GDI?и прочими «страшилками», пока остается загадкой

Конечно, в Улан-Баторе можно сполна вкусить всю религиозную составляющую современной Монголии. Три года назад у подножия смотровой горы с мемориальным комплексом Зайсан, куда непременно возят всех туристов, установили новую крупную статую Будды. Она так и называется — молодой Будда.

А самая большая статуя Будды находится внутри главного буддийского храма Мэгджид-Джанрайсэг, что расположен на территории знаменитого монастыря Гандантэгчинлин в черте города. Высота бронзовой статуи, покрытой позолотой, 26 метров, а вес 91 тонна. За съемку надо заплатить около 120 рублей. Кстати, к рублям сейчас в Монголии опять «вернулся» интерес. С обменом их в Улан-Баторе нет никаких проблем (например, в 2000 году обменять рубли было довольно трудно — прим. авт.).

Любопытно отметить также, что и к другим религиям монголы проявляют сейчас больший интерес. Хотя точнее будет сказать так — «западные» миссионеры все активней проникают на монгольскую территорию, дабы обратить монголов в свою веру. И в одном только Улан-Баторе, среди многочисленных деловых и жилых новостроек, за последние годы поставлено, например, пять католических храмов.

Что касается автомобильной жизни, то наряду с дилерскими центрами в Улан-Баторе работает рынок second-hand, благодаря которому автопарк монголов в последние годы заметно расширился за счет праворульных «японцев». В том числе, судя по всему, очень популярна Toyota Mark II. Надо заметить, что лет пять назад из числа second-hand больше было «европеек», но сейчас баланс поменялся.

Привозной бензин, кажется, неплохой, но дороже нашего на 3-4 рубля. Заправок сейчас в достатке, и автосервисов тоже хватает. Разве что с кузовным ремонтом у монголов большая проблема — машины бьются часто, а после ремонта выглядят как детские поделки из пластилина.

Любопытно отметить, что на улицах столицы и даже в отдаленных районах нередко встречаются «японцы» с «прямовпрысковыми» двигателями. Мелькают даже «Приусы». Кстати, сейчас некоторыми российскими фирмами, в том числе из Иркутска, предлагаются услуги по выгодному ввозу автомобилей second-hand из Монголии. Однако речь в основном идет о внедорожниках и больших минивэнах.

Василий Ларин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 05

Монголия
Самое величавое здание монгольской столицы — Государственный дворец. В постсоветский период его фасад украшает памятник монголу всех времен и народов — Чингисхану. По сути, сегодня это второй или даже первый Бог монголов | Монголия
А это молодые монахи монастыря за приемом пищи | Монголия
Типичные автомобили «новых монголов». На заднем плане главный буддийский храм страны — Мэгджид-Джанрайсэг, расположен в черте Улан-Батора на территории монастыря Гандантэгчинлин | Монголия
Эта юрта, стилизованная под полевую «ставку» Чингисхана, на самом деле магазин сувениров | Монголия
Монголия
Монголия
Монголия
Монголия
Монголия
Монголия
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог