Нет, ребята, с Монголией надо знакомиться по-другому. Надо на серьезных внедорожниках заезжать через ветхие погранпосты северо-запада, и окунаться в этот полумифический мир с головой. Сначала надо увидеть девственную чистоту озер, рек и болот, нахлебаться воды и грязи, сгореть в солнечном пекле, наглотаться степной пыли, поплутать в песках, прикоснуться к бесхозным средневековым развалинам, понаблюдать за аномальными явлениями…
В общем, сначала надо досыта вкусить всех жестких прелестей настоящей, дикой Монголии. А вот потом можно и в Улан-Батор. Тогда этот город покажется современным, по-своему интересным, и, что немаловажно, очень доступным для пребывания. А знакомиться с Монголией, сразу приехав в Улан-Батор по хорошему асфальту через комфортабельный погранпост в Кяхте, все равно что узнать Россию, побывав только в Москве или Питере.
К тому же, по-европейски окультуренный турист даже на этом маршруте все равно может испытать некоторый шок. Просто потому, что цивилизация по-монгольски в чем-то выглядит не лучше, в смысле не хуже, чем в отсталой российской глубинке — те же пасмурные краски, замученные гримасы построек, и те же отягощенные бытом люди. Если проехаться, например, от Иркутска до Тайшета, то впечатления будут идентичные.
Опять же, выбор средства передвижения даже по «накатанному» маршруту играет большую роль. Туристическая компания «Истлэнд», которая организовала ознакомительную поездку в Улан-Батор, предоставила междугородный автобус Hyundai. По сути, корейский «Икарус», в котором не очень удобные кресла и тесно хоть вширь, хоть вдоль. Автобус под завязку, сорок человек, и ехать в таком 12-13 часов до границы, а потом 5-6 часов до Улан-Батора откровенно неудобно — ни поспать нормально, ни просто комфортно «разложиться».
Да и в туалет выйти проблема — специально обустроенных мест по трассе не много, удобных тем более дефицит: поэтому все приходится делать под покровом темноты (благо зимой рано темнеет), или под прикрытием пофигизма. От дискомфорта спасались по разному – одни, как обычно, «квасили», другие смотрели DVD на общем для всех экране. Хорошо еще, запасы дисков приличные, и фильмы подобраны интересные. Однако для таких вояжей нужен автобус класса Grand Tourismo — с более просторными местами, со столиками и подстаканниками, и биотуалет не помешал бы.
Тем не менее, лучше всего в Улан-Батор ехать на личном автомобиле, чтобы совсем ни от кого и ни от чего не зависеть. Хотя погранпост в Кяхте все равно не обойти. Этот заново отстроенный комплекс ныне впечатляет размахом и даже архитектурным стилем. Причем с обеих сторон. Работает без перерыва на обед и выходных. Открывается в 8-30, а запуск машин производится до 19-00. Кстати, сейчас реально обсуждается вопрос безвизового режима проезда границы между Россией и Монголией, так что одной заботой, судя по всему, будет меньше.
Дорога от Иркутска до Кяхты (около 680 км), а потом до Улан-Батора (немногим более 300 км) в целом качественная, особенно на монгольской стороне. Есть где перекусить. В Монголии стоит это сделать в придорожной столовой городка Дархан, где кухня на выбор — монгольская, русская, европейская и китайская.
А что делать в самом Улан-Баторе? Да еще зимой, когда погода совсем не «климатит» — холодно и ветер. Бродить по улицам с целью эстетического созерцания, признаться, удовольствия мало. Однако нельзя не побывать на одной из самых крупных площадей мира — Центральной площади имени Сухэ-Батора, мощеной гранитными плитами, где расположено величавое здание Государственного дворца вместе со всеми административными корпусами.
Улан-Батор с населением под 900 тысяч человек, как считается, очень активно застраивается, и это видно по многочисленным кранам. Опять же, судя по отсутствию бетононасосов, технологии строительства пока не вышли на современный механизированный уровень.
Но главная проблема нынешнего Улан-Батора — это его хаотичная застройка, когда новые здания с претензией на ультрамодный дизайн «лепятся» совсем без учета сохранения целостности и гармонии архитектурного ансамбля города. Да и новых парковых зон что-то не видно. Впрочем, кто скажет, что в Иркутске не то же самое?
Вместе с тем, жилье в престижных районах дорожает на глазах. Если в прошлом году метр в новостройке стоил 450-500 долларов, то в этом году цена достигла уже 800 долларов. Правительство осуществляет программу по переселению людей в благоустроенное жилье из трущобно-юрточных окраин, что окружают Улан-Батор плотным кольцом, однако дело пока идет медленно.
Здесь много пивных баров, ресторанов и ночных клубов. На любой вкус, в принципе. И не слишком дорого. Даже вход в ночной клуб со стриптизом обойдется не дороже 100 рублей. На такси ездить тоже можно — 9 рублей/километр, тогда как в Иркутске 22 рубля. Шопинг за кашемиром на фабрику «Гоби» или в единственный крупный торговый комплекс столицы (Центральный универмаг) на улице Мира — тоже неотъемлемая часть туристической программы. Ну а весь культурный «пакет» можно растянуть на три-четыре дня, с учетом посещения удаленных от города достопримечательностей.
Опять же, что считать «удаленным», еще вопрос. Ближайшие природные и рукотворные памятники, которые находятся от столицы на расстоянии 60-70 км, могут отнять весь день. С другой стороны, для самих монголов расстояния, а главное, состояние дорожной «сети», ничего не значат. И они запросто могут предложить иностранным друзьям, например, «быстренько смотаться» порыбачить на Хубсугул. А это 600 км только в одну сторону. Поездка по тяжелым степным направлениям растягивается на неделю, и несведущие иностранные друзья возвращаются просто ошалевшие. Зато они по-настоящему узнают Монголию.
В самом же Улан-Баторе есть несколько интересных музеев, из которых самыми популярными являются Исторический и Музей естественной природы Монголии. В этот раз нам удалось побывать именно в музее естественной природы, где собраны уникальные экспозиции из мира животных и растений. Но особенное внимание всех туристов привлекает демонстрационный зал с палеонтологическими находками из эпохи динозавров.
Здесь представлены отдельными фрагментами и скелетами в «сборе» самые разные представители фауны, возраст которых свыше 65 млн. лет. Как известно, пустыня Гоби, а именно Нэмэгэтинская впадина, является теперь одним из самых знаменитых мест на Земле именно благодаря уникальному кладбищу динозавров, которое было открыто в 40-х годах 20 века советскими учеными. Когда-то на этом месте было море, затем ветра и размывы буквально оголили многие останки динозавров, погибших в результате какой-то глобальной катастрофы.
Центральное место в зале занимает самый впечатляющий экспонат, скелет наиболее известного, в том числе по художественным фильмам, хищника — тиранозавра. Впрочем, фрагменты самого крупного травоядного динозавра — диплодока, тоже не вызывают желания встретиться с таким на узкой дорожке. Кстати, здесь отдельная плата за съемку — около 100 рублей.
В зале сумеречный свет, который защищает окаменевшие останки и помогает создать атмосферу таинственного ужаса перед живой природой ирреальной древности. Ведь то были времена, когда даже очертания континентов выглядели совсем по-другому. В общем, есть над чем поразмыслить. А еще лучше, опять же, отправиться в эту Нэмэгэтинскую впадину на джипе. Может, повезет самому найти какие-то окаменелости.
Конечно, в Улан-Баторе можно сполна вкусить всю религиозную составляющую современной Монголии. Три года назад у подножия смотровой горы с мемориальным комплексом Зайсан, куда непременно возят всех туристов, установили новую крупную статую Будды. Она так и называется — молодой Будда.
А самая большая статуя Будды находится внутри главного буддийского храма Мэгджид-Джанрайсэг, что расположен на территории знаменитого монастыря Гандантэгчинлин в черте города. Высота бронзовой статуи, покрытой позолотой, 26 метров, а вес 91 тонна. За съемку надо заплатить около 120 рублей. Кстати, к рублям сейчас в Монголии опять «вернулся» интерес. С обменом их в Улан-Баторе нет никаких проблем (например, в 2000 году обменять рубли было довольно трудно — прим. авт.).
Любопытно отметить также, что и к другим религиям монголы проявляют сейчас больший интерес. Хотя точнее будет сказать так — «западные» миссионеры все активней проникают на монгольскую территорию, дабы обратить монголов в свою веру. И в одном только Улан-Баторе, среди многочисленных деловых и жилых новостроек, за последние годы поставлено, например, пять католических храмов.
Что касается автомобильной жизни, то наряду с дилерскими центрами в Улан-Баторе работает рынок second-hand, благодаря которому автопарк монголов в последние годы заметно расширился за счет праворульных «японцев». В том числе, судя по всему, очень популярна Toyota Mark II. Надо заметить, что лет пять назад из числа second-hand больше было «европеек», но сейчас баланс поменялся.
Привозной бензин, кажется, неплохой, но дороже нашего на 3-4 рубля. Заправок сейчас в достатке, и автосервисов тоже хватает. Разве что с кузовным ремонтом у монголов большая проблема — машины бьются часто, а после ремонта выглядят как детские поделки из пластилина.
Любопытно отметить, что на улицах столицы и даже в отдаленных районах нередко встречаются «японцы» с «прямовпрысковыми» двигателями. Мелькают даже «Приусы». Кстати, сейчас некоторыми российскими фирмами, в том числе из Иркутска, предлагаются услуги по выгодному ввозу автомобилей second-hand из Монголии. Однако речь в основном идет о внедорожниках и больших минивэнах.
Василий Ларин фото автора
Автомаркет+Спорт № 05 |