На «Хивусе» с Ольхона в Листвянку
Просмотров: 8822
6 Февраля 2009

ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ








Ольхон - Большое голоустное

В январе сибирские морозы все-таки берут верх над Байкалом, и его водная гладь покрывается льдом. Уже через день на лед выходят первые рыбаки, затем — туристы на коньках, мотоциклисты, и, наконец, на лед выезжают автомобили. Во время ледостава по тонкому льду можно передвигаться только на специальном судне на воздушной подушке, что мы и сделали, перегнав «Хивус» с Ольхона в Листвянку.

Сейчас в России уже более двух сотен «Хивусов». Новый, с бортовым номером 167, поступил в Листвянку уже в нынешнем году. Эти амфибии хорошо зарекомендовали себя на льду Байкала и используются МЧС и туристическими фирмами. В декабре–январе «Хивус» перевозит пассажиров с материка на Ольхон — пока не начнет работать ледовая переправа. После чего амфибия за ненадобностью своим ходом отправляется в Листвянку. С каждым годом полное замерзание озера сдвигается по времени: так, в прошлом году перегон амфибий с Малого Моря в Листвянку состоялся 21 января, сейчас стартовать пришлось на четыре дня позже, 25 января, а завершить перегон так и не удалось — «Хивус» остался в Больших Котах, в 18 км от Листвянки (где до сих пор нет льда, озеро парит, и на пляж накатывают волны). А на Малом Море, когда мы стартовали, толщина льда составляла 67 см, по акватории пролива пошли машины, а дорожники начали обозначать вешками официальную переправу.

Лед в этом году лег на удивление ровно вдоль всего западного побережья — от Ольхонских Ворот до Большого Голоустного. Пролив Ольхонские Ворота имеет дурную славу: из-за частой толчеи крутых волн, достигающих 5-метровой высоты, зимой на льду возникает множество трещин и пропарин, поэтому ледовая переправа для машин здесь невозможна. Сразу за проливом начинается Байкал с чередой частых трещин и высоких торосов. Но в этом году серьезных препятствий не оказалось — местами катер разгонялся до 80 км/час и шел по гладкому льду, как по взлетно-посадочной полосе, а торосы наблюдались только близко у берега.

Чем дальше на юг, тем тоньше становился лед. Около бухты Песчаной его толщина уменьшилась до 5 см а местами была еще меньше, что ощущалось при пересечении трещин, когда край льда проседал под тяжестью амфибии, и на лед выплескивалась вода. Пару раз под катером он растрескивался, и позади стремительно разбегались трещины. Напротив Большого Голоустного амфибия полностью продавила лед и попала в промоину (как позже рассказали местные жители, вчера здесь еще парил Байкал и плескалась вода). В Большом Голоустном пришлось встать на ночлег — дальше лед был слишком тонким, а перед Листвянкой его не было совсем.

Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомобилях. Когда лед окрепнет, между поселками на побережье прокладывают дороги, а там, где их нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, огибая торосы и трещины. Но лучше не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где регулярно образуются пропарины и трещины, двигаться с проводником. Также считается, что лед, разбитый штормом при замерзании, менее прочный, чем монолитный. Но даже однородный может треснуть: разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин. По этой причине, кстати, переправа на Ольхон открыта только в светлое время суток, с 9 до 18 часов.

Накануне старта мы получили сообщение, что тонкий лед напротив Большого Голоустного, Больших Котов и Листвянки сорвало ветром и унесло в море. Идти долго по открытой воде на «Хивусе» зимой невозможно — винты быстро обмерзают. Сначала теряется тяга, а затем из-за нарастания льда на лопастях начинается вибрация, способная привести к поломке. Решили переждать еще сутки, в надежде, что 30-градусный мороз вернет лед на озеро. Свободный день было решено занять посещением близлежащих достопримечательностей — мысов Кобылья Голова и Курминский, острова Огой, где установлена буддийская ступа.

Первая остановка у мыса Кобылья Голова: многометровый наплесковый лед с южной стороны и полностью забитая щель между скалами, где летом можно проплыть на лодке. Зимой около западной оконечности образуются опасные пропарины во льду, и возникает становая щель. Скалы мыса привлекают внимание ледяными наплесками: при сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты наплесковым льдом до 10–20 м в высоту. По обилию, красоте и постоянству образования ледяных украшений на прибрежных скалах на Малом Море выделяются только два подобных места: скалы Саган-Хушун в северной части Ольхона и мыс Курминский с большим гротом.

Как мы и ожидали, грот Курминского мыса был украшен сосульками, а со стороны моря скалы покрыты молочным пузырчатым льдом. Севернее по побережью, на мысе Уатан-Хушун, есть скальная арка в белом известняке и большой сквозной проем — грот больших размеров. Зимой их можно фотографировать в необычном ракурсе, со льда.

Напротив этого места расположен большой остров Огой, ставший достопримечательностью для туристов после возведения на нем буддийской ступы. Остров Огой (старое название — Угунгой, в переводе с бурятского «безводный») — самый крупный остров в Малом Море. На его вершине раньше находился маяк, теперь белая буддийская ступа, в которую вложены различные реликвии и бронзовая статуэтка матери всех Будд.

Обеспечив себе теплый ночлег, день провели в ледовых экскурсиях по льду Байкала. Но мы оказались не одни — особенно нас поразила девушка за рулем малолитражки, в одиночку пытающаяся найти проезд среди торосов к буддийской ступе на острове Огой. Проводить подобные эксперименты вне накатанных дорог в начале зимы не рекомендуется. Кроме опасности провалиться под лед, есть вероятность элементарно забуксовать в торосах, откуда без посторонней помощи не выбраться.

Кульминацией маршрута стали солнечный день и зеркальный лед в бухте Песчаной. Из МРС мы вышли в 9 утра и к 14 часам были у подножия Большой Колокольни. Духи были к нам благосклонны — дорога до Песчаной оказалась легкой и обошлась без приключений. Расстояние по воде от Листвянки до Песчаной — 80 км, время в пути на амфибии «Хивус» — 4 часа. Экскурсию из Листвянки в бухту Песчаную можно совершить за один световой день, однако подобные экскурсии случаются на удивление редко. Туристы просто не знают о такой возможности, хотя при большом желании можно даже предварительно договориться о теплом ночлеге в Песчаной. Можно попасть в Песчаную зимой также через Большое Голоустное (из Иркутска до Голоустного 120 км, 1,5 часа) на микроавтобусе, а затем на амфибии или мотоцикле до бухты Песчаной (2 часа). В этом году заезд в бухту не загораживают торосы — их скопление наблюдается вокруг Бакланьего камня. Мощные надвиги льда можно встретить вдоль берега между Большим Голоустным и падью Средние Хомуты. Высота отдельных торосов достигает человеческого роста, но они тянутся узкой полоской вдоль берега и не затрудняют передвижения.

ЭКСПЕДИЦИЯ «ЛЕДОВОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА»

Каждый год автор этих строк совместно с иркутской туристической фирмой «Вездеход» организует ледовую экспедицию на север Байкала. В этом году поездка назначена на 2–8 марта, и в группе есть два свободных места. Экспедиция пройдет по маршруту Листвянка — бухта Песчаная — падь Узуры (остров Ольхон) — мыс Хобой — мыс Рытый — вдоль берега Байкало-Ленского заповедника — горячий источник на мысе Котельниковском — Малое Море — наплески на скалах Саган-Хушун — МРС–Листвянка. Семидневная экспедиция планируется на амфибии «Хивус-10», безопасном при движении по льду, способном преодолевать ледовые трещины и открытую воду. На амфибии установлена информационно-навигационная система «Луч», позволяющая отслеживать местонахождение катера службой МЧС, с которой заключен договор о помощи в случае необходимости. Все планируемые ночевки — в протопленных домах. Маршрут экспедиции учитывает опыт прошлых поездок и проложен по наиболее живописным местам побережья.

Описание прошлых ледовых путешествий можно прочитать на сайте «Автомаркета», об условиях участия узнать по тел.: 8-9025 607 371.

Сергей Волков
фото автора

Автомаркет+Спорт № 04/2009

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог