СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
|
Еще недавно C-класс не слишком «разбегался» по цене. Если не принимать во внимание некоторых «немцев», «корейцев» и «китайцев», колебания стоимости между представителями гольф-сегмента были не слишком велики, что во многом уравнивало их шансы переезда из шоу-рума в личный гараж. Теперь ситуация изменилась. Понятие «российская сборка» стало выражением не столько ценового демпинга, как не столь резкой привязки к таможенным пошлинам и курсу доллара. Более того, производители по-разному отреагировали на мировые экономические тенденции. Например, у Honda рост цен — 13%. В Mitsubishi долларовую стоимость взвинтили на 15-20%. А российский Focus подорожал всего на 2%. Многие модели C-класса в связи с этим вообще потеряли свою привлекательность как довольно недорогие автомобили. Во всяком случае, бывшие одноклассники, несомненно, остались таковыми с точки зрения габаритов и техники, однако чтобы выбрать среди них оптимальный вариант, нужно крепко подумать над прайс-листом и соответствием потребительских качеств цене. Мы постарались помочь в этом, взяв на двухдневный тест три модели вышеназванных марок: Civic, Lancer и Focus. Автомобили достались в богатых комплектациях и идентичными по технике, с небольшими и не принципиальными отличиями. 1,8-литровый Civic имеет пятиступенчатую автоматическую коробку с возможностью ручного переключения. Двухлитровый Lancer оснащен клиноременным вариатором, у которого предусмотрено шесть фиксированных передач. Focus с двигателем такого же объема приводит колеса через «механику». Всем им предстоит пройти по 630-километровому маршруту Иркутск-Хужир-Иркутск с чистым и обледенелым асфальтом, мягкими и достаточно жесткими грунтовками, с возможностью определения топливной экономичности и необходимостью осторожно прокрасться между камней до турбазы «Баяр» на Малом Море. Наконец, с утренним пуском при минус 25. Причем без использования имеющихся на двух автомобилях предпусковых «автономок». Быть может, испытание и не тяжелое, зато для эксплуатации в Иркутской области очень характерное.
Максим МАРКИНВодительский стаж — 12 лет. Рост — 182 см. Ездит на автомобиле Toyota Mark II Несмотря на то что при создании моделей в рамках одного класса компании руководствуются некими общими тезисами и в отличие от прежних поколений стараются привести потребительские качества к одному знаменателю, у них получаются достаточно разные во многих отношениях продукты. Это характерно и для нашей тестовой тройки. Рожденные в самобытных конструкторских школах, они культивируют разные ездовые ценности. Впрочем, бытовая составляющая в них тоже практически равнозначна лишь по диапазонам регулировок водительского сиденья, простору на заднем диване (лучшая тут все-таки Honda, предлагающая поистине минивэнное пространство) и в багажниках, которые разнятся объемами (Focus вместительнее), но увеличивают их откидыванием спинок. Однако три салона — три характера. Honda — нарядная. В ней есть настроение, стиль, эмоции, а в «двухэтажном» расположении приборов нет ничего трудновоспринимаемого. Синяя подсветка приятна глазу, тем более что экранчики с ней не бликуют на солнце. Для полной гармонии не хватает разве что мягких материалов и управления климатом-музыкой попроще. В отношении Focus характерна фраза «не быть, но казаться». Изнутри Ford кажется автомобилем классом выше, поскольку доминанта дизайна и фактурного подбора материалов — солидность и основательность. Он тоже достаточно стилен — псевдоалюминиевым кантом приборов и дефлекторов, Hi-Tech-стилистикой магнитолы и климат-контроля. Увы, отделка консоли и напольного тоннеля в популярной мебельной гамме «зебрано» диссонирует с серебристой «фурнитурой». Неоправданно измельчены кнопки, а экран режимов отопителя надо рассматривать под лупой. Lancer внутри самобытен и симпатичен. Колодцы приборов, карбоновое «крыло», проходящее через всю переднюю панель — похоже, в Mitsubishi, наконец, нашли собственное лицо. И не испортили его мудреным сервисным «интерфейсом» — по эргономике благодаря климатическим «барашкам» и простоте магнитолы Lancer лучший. Жаль, общую благоприятную картину портит излишняя простота материалов. Он же — самый грубый в звуковом аккомпанементе работы мотора. Focus на низах дизельно тарахтит, а Honda выдает синтетическую мелодию. При этом вся троица шумновата на трассе. На скорости за сотню для того, чтобы тебя расслышали, приходится повышать голос. В этом оркестре солируют шины, хотя вносят свою лепту и агрегаты. Если уж по таким нюансам возникает некоторая дилемма, то выбор с позиции ходовых качеств должен идти на фоне едва ли не глобального антагонизма. «Механический» Focus заставляет часто оперировать рычагом коробки — передачи коротковаты. Вдобавок мотор очень неохотно вытягивает с «низов», на «верхах» требуя шестую передачу. На хребты заснеженных перевалов не показательной крутизны Ford не позволяет с разгона выскакивать на пятой. К тому же нужно точно оперировать сцеплением, чья педаль на второй половине хода катапультой выталкивает ногу. И все же Ford быстр и динамичен. От Lancer, глядя на его «острую», как самурайский меч, внешность, ждешь еще большей драйверской активности. Ее получаешь, но в достаточно узком диапазоне оборотов. С 2500 об/мин и до пяти с половиной мицубисиевская MIVEC-установка — настоящая зверюга. Но ниже и выше «четверка» будто теряет львиную долю из своих 150 «лошадей». Особо отчетливо это ощущается до двух тысяч в городе, когда нужно «стрельнуть» в небольшой крутой подъемчик. И тут звуковая отдача двигателя не всегда соответствует силовой. Во многом спасает вариатор с оперативной реакцией на педаль газа и моментальными переключениями в ручном режиме. Civic даже в нынешнем поколении не растерял всей хондовской ходовой привлекательности. Прозрачная связь с дроссельной заслонкой, быстрые отклики и хорошая энергоотдача от одной и почти до семи тысяч оборотов — Honda приятна в городе, на трассе, при напряженных обгонах и движении в натяг в долгие прибайкальские подъемы. Это было бы невозможно без четкой работы «автомата». Honda и с точки зрения подвески — в хорошем смысле среднее звено. Отзывчивая на действия рулем, почти не имеющая кренов, она охотно ныряет в виражи и позволяет точно оставаться на скоростной дуге. Подобный характер соседствует с неплохой восприимчивостью наших дорог. Бывает, стукнет стойками на шве или стыке, отработает жестко гребенку. Однако, выходя на определенный скоростной режим, перестает замечать и ступняк, и небольшие ямки на гравийке. В любом случае, за городом Civic — приятный практически во всех отношениях утолитель жажды странствий. Столь же адекватный в управляемости Lancer тоже может быть мягким. Но только на небольших одиночных неровностях. На частых асфальтовых заплатках и тракторной насечке на грунтовке он проявляет подвесочную слабину и короткоходность, заставляя сбрасывать темп. Что еще любопытней, с ним приходится бороться и на сравнительно гладком покрытии — когда под колеса попадают округлые бугры, а скорость хорошо переваливает за сотню, Mitsubishi подскакивает и поперечно сдвигается, вынуждая рулем отрабатывать эти курсовые рысканья. Вне дорог и при плохом их состоянии Focus предпочтительней. В подвеске чувствуется запас энергоемкости и длины ходов амортизаторов, что положительно сказывается на неровностях всех форматов. Его нельзя назвать слишком плавным. Тем не менее, там, где на Civic и Lancer хочется притормозить, Ford позволяет идти ходом. За это придется расплачиваться большими кренами и, быть может, не такой прозрачностью руля. Адекватная цена. Тем более, что за нее вы получаете адаптированный к российским условиям автомобиль. К сожалению, не удалось найти официального значения дорожного просвета, а в альтернативных источниках называются совершенно разные цифры — от 129 до 140 мм. На наш взгляд, клиренс выше. И уж точно он больше, чем у Civic и Lancer. Правда, и Honda, и Mitsubishi достались с аэрообвесами, которые для Focus доступны только в заряженной версии ST. И правильно — в городе с ними жить еще можно. На выбранном же нами направлении пришлось передвигаться с трудом. Больше хлопот доставила Honda, за рулем которой нужно ожидать контакта низким спойлером на «передовой» длинного фронтального свеса. В общем-то, даже без учета стоимости Focus очень достойный представитель гольф-класса. А если посчитать и прикинуть… Ведь даже с такими опциями, как предпусковой подогреватель и обогреваемое лобовое стекло, он обходится почти на 100 тыс. руб. дешевле эмоциональной и интересной во всех отношениях Honda, не говоря о Mitsubishi, чей потребительский потенциал сильно пошатнулся в нынешних экономических условиях. Правда, несмотря на меньший среди испытуемых пробег, Ford уже скрипит передней панелью и трясется капотом. Издержки отечественного производства? 1-3. Как и в прежнем тесте, мне сложно сделать предпочтения. Если отталкиваться от соотношения «цена-оснащение», здесь Ford вне конкуренции, об этом говорят и российские итоги продаж. Но не все однозначно — в богатых комплектациях Ford догоняет Civic и Lancer, и тут приходится выбирать — либо пакет опций, либо набор японских потребительских качеств. И судя по цифрам продаж на иркутском рынке, многие выбирают последнее.
Василий ЛАРИНВодительский стаж — 11 лет. Рост — 175 см. Ездит на автомобиле Ford Focus Они — некое золотое сечение, где оптимизированы все потребительские параметры. Их объемы продаж и лидирующие позиции в рейтинге популярности только подтверждают это. Что предпочесть? Ведь они имеют не только разную цену и особенности комплектации, они обладают разным характером, уровнем исполнения и, в конце концов, здорово отличаются внешне. Вот с внешних данных и начнем. Здесь глаза и сердце однозначно голосуют за Lancer. Предельно собранный и заточенный на победу, как самурай перед атакой. Каждая линия подчеркивает разумную агрессию и осознанное самопожертвование. Автомобиль с такой внешностью, кажется, в принципе не должен ездить плохо. Носовая часть выглядит тяжеловато, особенно с аэродинамическими накладками, но не портит цельность портрета. Focus после обновления стал немного пафосным. Его облицовка в чем-то даже агрессивней, чем у Lancer, но в ней нет породистого отпечатка, передающегося из поколения в поколение. Эта агрессивность исключительно конъюнктурная — таких «разинутых» облицовок сейчас пруд пруди. А посмотришь на него сбоку и сзади — благопристойный семейный седан, без всякой агрессии, просто крепкий и надежный. В отношении Civic и сказать-то особо нечего: довольно изящные и узнаваемые, но спокойные формы, и даже аэродинамический обвес не особо усиливает этот нейтрально-семейный образ. Наоборот, зрительно и тем более практически он явно мешает. А вот внутри интересней и приятней всего сидеть как раз в Civic. Почему-то его интерьер куда более выразителен и оригинален, чем внешние данные (кстати, хэтчбек в этом плане совсем другой — там как раз есть единство форм наружных и внутренних). Причем здесь и сзади находиться удобнее всего — больше места для ног и довольно уютно. А впереди за счет треугольных окошечек и «каскадно-сферической» перспективы создается впечатление присутствия в большом минивэне. Качество исполнения и эргономика у Civic в целом хороши, однако дисплей раздельного климат-контроля может бликовать, и вообще мелковато сделан. Если едешь в солнцезащитных очках, то для контроля за параметрами приходится эдак по-профессорски приподымать очки или бросать взгляд поверх оправы, наклоняя голову и на какой-то момент упуская из виду дорожную обстановку. Focus c его мягкой «облицовкой» передней панели и топовой экипировкой, конечно, позволяет чувствовать себя в автомобиле классом выше, хотя именно этот фактор в данном случае не совсем уместен. Все в автомобиле С-сегмента должно быть сбалансировано, а «лишние» электроопции или не сочетающиеся с общим дизайном вставки под шпон здесь совсем не обязательны. Опять же, дисплей раздельного климат-контроля не читаем в темных очках. Как ни покажется для кого-то странным, но именно в Lancer простые рукоятки климата выглядят самыми удобными в пользовании, жаль только, раздельной настройки «погоды» нет. Но в Mitsubishi самый мрачноватый интерьер. В целом он неплохо задуман по архитектуре, с изюминкой, но впечатление смазывают недорогие материалы. Однако на ходу ни Honda, ни Mitsubishi с его жесткими полимерами не допускают посторонних звуков даже на изрядной гребенке. Тогда как Ford с его облагороженным интерьером поверг в легкий шок: под лобовым стеклом передняя панель издает интересные звуки. Это похоже на скрип стекла о резинки и одновременно на какой-то хруст. Такой, что при движении по льду невольно вздрагиваешь — не проваливаемся ли уже?! Причем, звуки трения раздаются не только на «брусчатке», но и просто на слегка неровной дороге. Странно все это, ведь есть «Фокусы», за которыми недержание постороннего голоса не замечалось. На ходу, несмотря на самый «маленький» двигатель в тройке, более всего бодрит Civic. Особенно в городе. У него не слишком интенсивный разгон, но речь о том, что стартовая реакция мотора на газ и его «звукооборотистая» готовность подхватить всегда, пусть и с определенной задержкой от автомата, приятно располагают. Прибавить к этому небольшой по диаметру и самый чувствительный руль — и вот вам тешащий самолюбие драйверский автомобиль. С невысоким шумом и минимальными раскачками на трассе. На хорошей трассе. Но стоит попасть на неровности, как подвеска Honda всячески дает знать — эй, водила, потише, а лучше вовсе избегай таких «засад». И вот еще что обнаружилось в дальней дороге: горизонтальные спицы на баранке сделаны чуть выше, чем хотелось бы под удобный хват — большим пальцам не достает места. Lancer, прежде всего, порадовал псевдоручным режимом вариатора — никаких задержек на фиксацию «передач» нет! Хотя и в свободном режиме вариатор не «тормоз»: на подъемах в основном вовремя угадывает необходимость перейти вниз. Понимает, что даже 2,0-литровый двигатель внатяг везти не очень настроен. А еще тормоза самые интересные — очень информативные и чувствительные. А вот подвеска у Mitsubishi своеобразная. Где-то мягонькая, где-то жесткая, а на трассе стабильно-подкидывающая: вертикальные колебания такие, что проезд некоторых волн, кажется, проходит с отрывом колес. На скорости шумовой поток четко разделяется на две составляющие — свист в районе зеркал и гул от колес. Focus по активному поведению нагло лезет между двумя «японцами». Он не такой мягкий на шум, как Civic, но шумы сбалансированы. Он не такой ровный на волнах, как Civic, зато и не такой «прыгучий», как Lancer. На прямиках и в поворотах дорогу держит уверенно. Его механическое управление не вызывает ропота перед автоматами — коробка работает четко, а педаль сцепления по-спортивному упругая, даже излишне. Двигатель не горяч, но вполне приемист, а после 3000 об/мин старательно динамичен. Подвеску с натяжкой, но можно назвать эластичной — плавность хода не образцово-показательная, однако во многих случаях избавляет от неприятных тычков и «подзатыльников». 1. Учитывая ценовой расклад, Focus объективно выходит на первое место. К тому же, по шасси и «проходимости» он выглядит универсальней. 2-3. Если же субъективно, то, конечно, за японцами остаются свои ценности: Civic сочетает семейную ауру с продвинутым интерьером и драйверской «подложкой», а Lancer располагает незаурядной внешностью и, кстати, возможностью под этой внешностью найти относительно недорогой вариант комплектации.
Егор КЛИМОВВодительский стаж — 4 года. Рост — 180 см. Ездит на автомобиле Toyota Sprinter Trueno Как экономика государства держится на среднем классе, так и автомобильные производители кормятся за счет С-сегмента. И это неудивительно: именно среднеразмерные седаны, хэтчбеки и универсалы воплощают в себе традиционные автомобильные ценности — динамику, комфорт, неплохое оснащение, простор и, главное, разумную стоимость. Кроме того, на одной «цэшной» платформе можно сделать и минивэн, и кроссовер, и прочие нишевые автомобили. В общем, и производителю выгода, и потребитель доволен. Но и конкуренция в этом сегменте очень жесткая — по сути, нет автомобильного концерна, в модельном ряду которого отсутствует С-класс. Lancer, Civic и Focus — золотая середина, хиты рынка и просто хорошие автомобили. Правда, это единственное, что их объединяет — в остальном три разных характера, и впечатления от каждой машины совсем не похожи. Mitsubishi Lancer, хотя на рынке уже почти год, все равно воспринимается как горячий новичок — свеж, красив и динамичен. Причем стиль Lancer не возобладал над пропорциональностью форм. В этом плане Honda Civic митсубисиевскому конкуренту проигрывает — «Цивик» тоже эффектен, но с нагромождением «космических линий» хондовцы, пожалуй, переборщили. Focus самый сдержанный: не бросается в глаза, хотя прошлогодний рестайлинг явно оживил пресноватый экстерьер — «кинетическое» лицо мне нравится. Зато «Цивик» — единственный автомобиль в троице, у которого интерьер полностью соответствует внешности. Поначалу это даже напрягает, но привыкаешь к такому необычному эргономическому коктейлю достаточно быстро и даже начинаешь отмечать приятное послевкусие. Особенно когда пересаживаешься в Focus — он строго ориентирован на функциональность. И ориентация грамотная — эргономические шероховатости можно пересчитать по пальцам. У Lancer возможностей для «фаршировки» значительно меньше, чем у Focus, но она Mitsubishi и не нужна — все необходимое удачно и очень качественно скомпоновано в салоне. Пожалуй, Lancer назову безупречным по части интерьера. Если ориентироваться на внешний вид автомобилей, то Lancer и Civic с их агрессивным обликом должны быть самыми «горячими». Но звания спортсмена заслуживает лишь Honda, причем, в основном, благодаря подвеске — если есть уверенность в шинах, на Civic хочется проходить крутые повороты так, как Lancer и Focus не снилось. Может, конечно, и снилось, но сны были нервными и тревожными. Honda при этом достаточно жесткая. И не только в части подвески, но и в плане акустики — чувствуется и слышится все, что происходит под колесами. Lancer поначалу даже расстраивает — там, где хондовский седан только что играючи прошел крутой поворот, Mitsubishi начинает рыскать и терять траекторию. С Focus все проще — к повороту заранее подходишь аккуратно, поскольку мягкая подвеска с первых метров пути заставляет забыть о спортивных амбициях и ценить комфорт — Focus еще и самый тихий. Да и в динамике он конкурентам едва ли уступает — разумный максимум в 185 км/ч на длинном и широком прямике «Фокусу» дался неожиданно легко. Lancer не менее быстр, но, по ощущениям, разгон дается ему тяжелее — возможно, потому что вариатор постоянно пытается задрать обороты до красной зоны. А вот Civic удивил — хотя под капотом у него единственно возможный 1,8-литровый мотор, он очень легко и задорно ускоряется при каждом нажатии на педаль! Хондовский секрет, не иначе. Увы, но, как правило, все решает цена. И в этом плане оба чистокровных «японца» «Фокусу», еще и собранному в России, проигрывают вчистую. Судите сами — наиболее «нафаршированный» Focus стоит гораздо дешевле 700 тысяч рублей. При этом у Ford традиционно огромный список опций, самый широкий выбор по двигателям и кузовам, к тому же и запчасти недорогие. Lancer всем хорош, но даже в базовой версии с «полторашкой» и МКП стоит уже почти 600. Да и опции на «японцев» предлагаются дорогостоящими пакетами — нужно крепко подумать, стоит ли приобретать более богатую комплектацию, если из всех благ реально понадобятся лишь два-три. С Civic ситуация еще печальнее — один двигатель, несколько фиксированных комплектаций и стоимость — тоже хорошенько за полмиллиона. Жаль, конечно, но именно из экономических соображений я бы отказался от Civic и Lancer, хотя по качеству сборки и ощущению цельности и «плотности» автомобиля Focus они однозначно превосходят. Кстати, не соглашусь с теми, кто предпочитает автомобилям С-класса богато оснащенные машины классом ниже. И потому, что размер автомобиля в России имеет значение, и потому, что на С-классовые автомобили ставятся более мощные двигатели, и потому, что за те же деньги, что просят за «элиту B-класса», можно присмотреться к «пролетариату» С-класса, который просторнее и, думаю, безопаснее. 1. Ford Focus: сбалансированный автомобиль, обладающий просторным салоном, хорошим мотором и очень приятной «механикой». Он тише и мягче Lancer и Civic, но об активной езде лучше забыть — его кредо стабильность и безопасность. Эта модель абсолютно заслуженно является лидером сегмента, поскольку за разумные деньги покупатель получает не только хорошо упакованный, но и совсем не ущербный в техническом плане автомобиль. 2. Mitsubishi Lancer: стильный седан, который даже через год после дебюта притягивает взгляды. И салон у машины очень приятный — стиль в нем крепко дружит с эргономикой. Жаль, что на ходу Lancer вовсе не идеален — от машины ожидаешь большей собранности и лучшей управляемости. Но за рамки породистости она не выходит, оставаясь простой в управлении и комфортной. С двигателем 1,8 литра и «механикой» для меня автомобиль был бы предпочтительнее, в том числе и по цене. Но если говорить о топ-версиях, то у Lancer — только «серебро». 3. Honda Civic: самая эмоциональная машина не только в троице, но и, пожалуй, в классе. У Civic азартная управляемость, живой мотор, но плохая шумоизоляция и посредственная плавность хода. По сумме потребительских качеств «Фокусу» и «Лансеру» Civic проигрывает, но не всухую — все-таки любителям азартной езды эта Honda придется по вкусу. Если, конечно, устраивает скромный выбор комплектаций и единственный мотор.
Автомаркет+Спорт № 04/2009 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||