ЖАРОПОНИЖАЮЩИЕ
|
Sintec antifreez Evro-40 Литровая канистра, 101 руб., Россия. Качественный товар в хорошей упаковке с запасом морозоустойчивости, но цена несколько высоковата.
|
Различных охлаждающих жидкостей (ОЖ), по-современному антифризов, сегодня в магазинах более чем достаточно. Потребитель в растерянности — что же выбрать? Мы решили помочь ему в этом — купили в магазинах и на СТО 13 различных ОЖ отечественных (7) и иностранных (6). Для экспертизы было бы достаточно и литрового объема, но не всегда это оказалось возможным: одни ОЖ в литровых канистрах не поставляются (Long Life), другие вообще на СТО представлены как концентрат (Shell). Не получилось сравнить и жидкости, чей порог начала кристаллизации ограничен 40 градусами мороза (как по ГОСТу): тот же Long Life декларирует порог в -50°С, а антифризы Shell, несмотря на нашу настойчивую просьбу приготовить с температурой начала кристаллизации минус 40, сделали минус 48 и 50°С.
|
Тосол Vitex Классическая литровая канистра, 50 руб., Россия. Готов к применению с гарантированным запасом морозоустойчивости. Качественный товар. |
Современные ОЖ окрашиваются едва ли не во все цвета радуги: не только синие или бесцветные как отечественные «Тосол» и антифриз, но зеленые, оранжевые, розовые, красные и с оттенками этих цветов. Цвет ОЖ к качеству продукта отношения не имеет, дело скорее в маркетинге. К примеру, в Японии красные и розовые антифризы рекомендуется применять в автомобилях Toyota и Daihatsu, а зеленые для других марок.
|
Extra Quality Classic Современная черная литровая канистра. Россия, 81 руб. Готов к применению. Качественный продукт с гарантией начала кристаллизации при - 46°С.
|
Действующий в России ГОСТ 28084-89 отвечает всем современным требованиям и предусматривает выпуск трех типов охлаждающих жидкостей: ОЖ-К, ОЖ-65 и ОЖ-40. Нормы для показателей качества этих жидкостей легли в основу ТУ 2422-003- 50879888-2001 и других технических условий, по которым и выпускаются тосолы трех марок: Тосол А40М, Тосол А65М и Тосол АМ (концентрат). Традиционно Тосол А40М окрашивается в синий цвет, Тосол А65М в красный. Кстати, ТУ (технические условия) — вещь в себе: каждое предприятие разрабатывает и утверждает их для себя. Поэтому показатели некоторых антифризов, выпущенных по ТУ, могут отличаться от ГОСТовских нормативов.
|
Тосол-ТС FELIX Литровая канистра, полный аналог Classic, только серого цвета. Россия, 62 рубля. Готов к применению. Качественный продукт.
|
Все образцы жидкостей исследовались по плотности (определялось соотношение этиленгликоля и воды в растворе), по температуре начала кристаллизации, по температуре начала перегонки (чем она выше, тем меньше жидкость испаряется и реже закипает), по водородному показателю рН и щелочности (по ним судят о коррозионной активности и о запасе щелочных свойств, то есть стабильности антифриза), по вспениваемости и, наконец, по прямому воздействию на металлы (коррозионную активность).
|
Сonsol Фирменная литровая упаковка, 111 руб., Россия. По цене как японский антифриз, но качественные показатели хуже, менять желательно значительно раньше предписанного срока эксплуатации. В качестве доливки брать опасно, пробка герметично не закрывается. До |
Все отечественные ОЖ изначально готовы к использованию, а вот некоторые иностранные необходимо доводить до кондиции (Neste и Mannol представлены чистым этиленгликолем), добавляя дистиллированную воду (некоторые зарубежные производители, добавляя присадки, допускают применение воды любой жесткости).
Что получили из того что имели
|
Glico Shell 5-литровая канистра концентрата. Финляндия, цена за 1 л. — 200 руб. Продукт был получен с началом кристаллизации в
-50°С. Качественный продукт.
|
Из семи отечественных образцов один (№1 в таблице) явно имеет больше, чем требуется, воды, температура его кристаллизации -31°С при самой низкой плотности. К тому же его щелочность не дотягивает до нормативной, он больше чем допустимо агрессивен к латуни, алюминию и припою. В другой канистре с точно такой же этикеткой «Тосол А40М» ОЖ соответствует всем требованиям ГОСТа. Так что многое зависит от производителя: сегодня в России за выпуск ОЖ может взяться любой желающий. Из Дзержинска в Иркутск поступают ОЖ от 21 (!) производителя. Плюс на рынке бесчисленное количество подделок.
|
Glico Shell.SP Концентрат, готовый продукт был налит в промытую канистру из-под омывающей жидкости. Финляндия, цена за 1 л. — 240 руб. Предназначен для автомобилей выпуска после 2000 года с алюминиевыми блоками цилиндров. Продукт был получен с началом крист |
Прочие отечественные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТа и являются качественными продуктами, за исключением образца №7 Consol. ОЖ «Антифриз люкс» вероятно имеет силикатные присадки (они быстро теряют свои свойства, то есть срабатываются и, оседая на деталях системы охлаждения, образуют защитный слой, снижающий эффективность теплоотвода), от которых большинство производителей, в том числе и отечественных, уже отказались. Подтверждением тому служит большое количество кристаллического осадка при выпаривании. Это хорошо видно на фотографии. Другие образцы после выпаривания воды оставили только порошок красителя.
|
Long Life
Готовый к применению антифриз в 2-литровой канистре, 222 руб., Япония. Температура начала кристаллизации
(-50°C) не выдержана, при этом продукт качественный.
|
Большой осадок при выпаривании оставил и иностранный Mannol. Он с самого начала исследования вел себя как-то странно: водородный показатель (рН) концентрата оказался существенно меньше нормы, но после добавления воды и доведения температуры кристаллизации до 40°С, рН увеличился до 8,12, что соответствует требованиям ГОСТа. Это свидетельствует о том, что какие-то компоненты жидкости после растворения дают щелочную реакцию. В таком случае может идти и обратная реакция, то есть из раствора так же легко эти вещества выкристаллизуются, выпадут в осадок при испарении воды. Осадок при выпаривании Mannol тоже даёт основания считать, что присадки имеют силикатную основу.
|
ZIC A
Концентрат, 94 руб./литр, Южная Корея. Литр неразведенного концентрата разлит в канистру из-под японского антифриза. Качественный продукт по умеренной цене. |
Остальные образцы иностранных антифризов не дали поводов усомниться в их качестве. Правда, японский Long Life вместо заявленной температуры -50°С выдал 44, а концентрат Neste при добавлении необходимого количества воды начал кристаллизацию при -38°С вместо 40. Остальные же показатели у иностранных ОЖ в норме и с запасом.
|
Тосол А40 экстра
Стандартная литровая канистра, 53 руб., Россия. Готов к применению. Качественный продукт.
|
Для повышения эксплуатационных характеристик большинство иностранных производителей в основном используют бессиликатные присадки, что позволяет существенно увеличить срок службы антифриза и на протяжении всего срока эксплуатации не проявлять агрессии к металлам и не вызывать их коррозии. Немало примеров длительной и безупречной работы водяных насосов в системе охлаждения иностранных автомобилей и их быстрого выхода их строя при использовании отечественного антифриза. Большинство серьезных отечественных производителей ОЖ отказываются от применения присадок на силикатной основе.
|
Тосол А40М Экстра
Прозрачная литровая канистра с пробкой, которая после повторного закрывания не дает полной герметичности: в горизонтальном положении канистры из-под пробки постоянно течет. Россия, цена 50 руб. Продукт, не пригодный к использованию.
|
Все исследованные нами ОЖ, как и любые другие на этиленгликолевой основе, могут смешиваться между собой. Однако гарантировать полную антикоррозионную защиту и другие эксплуатационные свойства высококачественных жидкостей в этом случае невозможно.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ: теоретическая часть
|
Прибор для определения водородного показателя рН и щелочности. Под контролем антифриз ZIC-А |
|
Количество осадка после выпаривания 10 мл охлаждающей жидкости. Наглядное доказательство наличия силикатных присадок, не желательных к применению |
| Технологическая и экологическая эволюция автомобилей предъявляет все больше требований к ОЖ: они не должны быть агрессивны по отношению к металлам, не образовывать солевых отложений и накипи, не иметь токсичных компонентов. В перспективе ОЖ не должны включать этиленгликоль — научные исследования в этом направлении ведутся и весьма успешно.
Первая ОЖ применявшаяся в автомобиле — вода имеет существенный недостаток — замерзает при температуре ниже 0 градусов, значительно увеличиваясь в объеме. В современных двигателях для охлаждения в основном используют низкозамерзающую ОЖ — смесь этиленгликоля и воды.
Этиленгликоль — двухатомный спирт представляет собой маслянистую желтоватую жидкость без запаха. Для человека — яд, из-за высокой проникающей способности вызывает отравление, даже попадая на кожу рук. Температура кипения +197°С, температуру кристаллизации -11,5°С. Смесь этиленгликоля с водой в соотношении 2/1 кристаллизуется при температуре -70°С. Кристаллизация — процесс не идентичный замерзанию, поэтому даже при предельных температурах последствия для двигателя не катастрофичны — антифриз загустевает, превращаясь в гель. При высоких температурах водные растворы этиленгликоля увеличиваются в объеме на 6-8 %, для компенсации этих процессов система охлаждения двигателя имеет расширительный бачок.
|
Установка для определения температуры начала перегонки. Определяется температура начала кипения. Важный показатель при напряжённой эксплуатации летом. Отечественные охлаждающие жидкости кипят при температуре более 100°С, иностранные — более 107°C. |
Отечественные концентраты ОЖ, разведенные с водой в соотношении 1:1, дают температуру кристаллизации -35°С (иностранные 37-38°С).
Этиленгликоль активен в отношении металлов (вызывает коррозию) и резины (разъедает). Для предотвращения коррозии в ОЖ добавляют противокоррозионные присадки, соединительные шланги системы охлаждения изготавливаются из особых резиновых смесей. В процессе работы ОЖ может вспениваться, что приводит к снижению эффективности охлаждения двигателя. Чтобы бороться с этим, в ОЖ добавляются противопенные присадки. При эксплуатации в ОЖ скапливаются продукты износа, значительное количество которых, оседая, может засорить каналы системы охлаждения, особенно трубки радиаторов. Для предотвращения этого в современные антифризы добавляются бессиликатные присадки, в иностранные также и противоизносные присадки (встречаются и в некоторых отечественных).
Результаты исследований охлаждающий жидкостей
|
Подготовка к экспертизе |
Какая разница между ОЖ и тосолом? Чисто этимологическая — по сути это разные названия одного продукта. Первым принято называть импортируемые препараты (по большей части концентраты). Отечественные ОЖ могут именоваться и антифризом, и тосолом (последний появился в СССР с началом выпуска «Жигулей» как аббревиатура сочетания «технология органического синтеза»). В последнее время слово «тосол» отмирает.
P.S. Проверкой подлинности образцов редакция не занималась.
Евгения НОСОВА, кандидат технических наук, Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт № 3
|