Ресурсные испытания. УАЗ-31519
Просмотров: 4849
27 Июля 2012
Теги: УАЗ
 Статья из архива (2004 год)

НЕ ЖИЗНЬ, А ПЕСНЯ

Ему уже два года при 11 тысячах км пробега. По тем меркам, которые нам диктует Ульяновский автомобильный завод, это если и не старость, то во всяком случае ее преддверие. Когда и колени уже не гнутся, дрожат, и провалы в памяти случаются, и энурез частенько мучает. Тем не менее хозяин 519-го подобных симптомов не замечает. Для него УАЗик все так же молод — «Военная машина, надежная». Впрочем, их сразу-то и не приметишь, ведь они с самого начала присутствовали, о чем мы сообщали в «А+С» № 32/2002 г. Хотя сейчас, конечно, болячек определенно прибавилось, а те, которые были, прогрессируют.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Наконец-то я сделал это — оседлал-таки эту смесь бэтээра с гусеничным трактором, которая дважды нападала на мой Sprinter, причиняя ему легкие телесные повреждения. Теперь-то, думал, отомщу этому гаду или, по крайне мере, покорю его, приручу. Однако отмщения не получилось. Напротив, УАЗ выжал из меня все соки, сделав получасовую поездку настоящим стрессом, о чем я не могу не рассказать. А скорее, даже пожаловаться.

Эргономике водительского места позавидует любой трактор

Водительская дверь распахивается с металлическим бряканьем. Она — единственная более-менее открывающаяся снаружи. Остальные либо не открываются вовсе, либо подвластны лишь мужской натренированной руке. Это, наверное, потому, что ими редко пользуются, закисли, похоже. Забираюсь вовнутрь, от души вгоняю дверь обратно в проем. Становится тесно. Полотно, обшитое материалом, похожим на валеночный войлок, с неким подобием рукоятки, настолько плотно прижимается к моему телу, что держать руки на руле в привычном положении «десять минут одиннадцатого» становится невозможным. Левой конечности в этом случае просто некуда деваться. Что же, положу ее на баранку сверху. Уже этим УАЗик доказывает свою исключительность и отрекается от принадлежности к классу автомобилей. Говорю же, бэтээр натуральный. И руль, точнее, баранка у него такая же, от военного транспортера. С криво поставленным пятаком клаксона и заусенцами на ободе. Вдобавок она начисто перекрывает спидометр. Впрочем, он все равно скрыт от глаз подрулевым переключателем. Так что на штурвал сетовать нечего. Педали — тоже образец эргономики по-ульяновски. Акселератор узенький и скользкий, чтобы продавить его, нужно до судорог напрячь мышцы. Педали сцепления и тормоза, наоборот, по-легковому мягкие и даже немного информативные. Но почему, скажите на милость, последняя расположена выше газа чуть ли не на десять сантиметров? Ведь их одноуровневое соседство — один из неотъемлемых атрибутов активной безопасности. Благо хоть сиденья больше не напоминают тех диванов, которыми машина комплектовалась раньше. Теперь они — некое подобие нормальных автомобильных кресел с жестким каркасом, кое-как распределяющим нагрузки. А рычаги трансмиссии и ручника все такие же, напоминающие лом, которым солдаты территорию долбят.

Мотор заводится с четвертой-пятой попытки. Конечно же, не моей. Я за его оживление даже не берусь. Пусть хозяин, знающий особенность двигателя, сам выполняет пусковой ритуал. А то или аккумулятора не хватает, или искра куда-то уходит, и потом все равно батарея едва-едва стартер раскручивает. Завелся! Теперь главное — не забыть, что первые две из четырех передач без синхронизаторов. Поэтому вверх только с двойным выжимом, а вниз еще и с перегазовкой. Замечательно, вспомню свой опыт вождения грузовиков. Нет, у них коробки были менее мудреные. На этой же, чтобы нормально воткнуть передачу, необходимо четко выдерживать рекомендованную скорость. Иначе — хруст шестеренок и косые взгляды сидящего рядом хозяина. Шок и трепет! Хорошо, что он на УАЗе зимой исключительно на обоих мостах ездит. Раздатка с передним редуктором, естественно, вразнос, но зато на дороге автомобиль держится лучше. С одним задним мостом «козел» все равно что 1000-сильный спорткар на мокром асфальте. Чуть переборщил с газом — добро пожаловать в кювет или, что еще хуже, в лакированный борт соседней иномарки. Впрочем, и без этого ульяновский вездеход похож на необъезженного мустанга — на скорости по 60 км/ч уводы на полметра вправо, на полметра влево нормальное дело. Потому превышать этот лимит совсем не хочется. Тише едешь, дальше будешь. Сиди себе в комфортном кресле, отлавливай гуляющую по дороге машину судорожными движениями руля, чей гидроусилитель начисто лишил его какой бы то ни было информативности. Как в ралли — баранка никогда не стоит на месте. Для того чтобы удержать автомобиль в узде, ею приходится постоянно подруливать. Вдобавок даже на мелких неровностях УАЗ подпрыгивает, будто дикий конь сводит на скаку ноги. И прыгает при этом в стороны. Переехали бугорок — уже в левом ряду. Следующий — в правом. Так даже интересней, кайф-то какой. А уж если газку поддать, то вообще можно себя укротителем почувствовать. «Козлиная» сущность всплывает наружу, и вездеход пытается выбить тебя из седла, шарахаясь то к правой, то к левой обочине. Эх, успеть бы оттормозиться до перекрестка. Плевое дело! Стоит только снять ногу с педали акселератора, как машина замедляется сама по себе. Километры в час просто тонут в трансмиссионных потерях, и напористый разгон затухает прямо на глазах. По этой же причине ускоряться нужно знаючи. Секунду потерял при переключении, и вот уже можно опять на предыдущую передачу возвращаться. Поэтому единственный вариант — раскручивать мотор до клапанного звона, до верещания выжимного подшипника, до воя трансмиссии. Тогда УАЗ может быть даже очень прытким. Как утюг, оснащенный твердотопливным ускорителем.

С глазомером в Ульяновске
дело плохо

Фу, намаялся, наработался, стресс, можно сказать, с последующим передвижением за рулем не совместимый пережил. Хватит, пора и честь знать. Лучше на «японках». Они хоть и за бугром созданы, но понятней, человечней. А на УАЗиках пускай мазохисты ездят. Впрочем, и я немного за баранкой «козла» пообтесался. Недаром же к концу своей поездки привык к солнцезащитному козырьку, который чуть больше дамского зеркальца в тех же «японцах» — даром что присутствует, от солнца все равно не спасает. Свыкся с запахом бензина, то появляющимся, то выветривающимся через щели между панелями. А уж дующую откуда-то между передних сидений печку я и вовсе воспринял как большое одолжение ульяновских конструкторов всей огромной массе поклонников грубой «козлиной» харизмы. Однако вполне естественно, что у 519-го, как у передвигающегося самоходным способом транспортного средства, есть и другие оборотные стороны, другие качества. Хорошие и плохие. Точнее, очень плохие, просто ужасающие.

...КАК ОТ «КОЗЛА» МОЛОКА

Прошлый наш отчет о ресурсных испытаниях, который рассказывал о первых шести тысячах уазовской эксплуатации, был лишь прологом всей жизни ульяновского вездехода. Так сказать, вступлением, в котором осознание производственных грешков соседствовало с удивлением и покорением мощью, проходимостью, вместительностью. Следующий жизненный этап, почти удвоивший цифру на одометре, хоть и заставил задуматься над некоторыми негативными качествами, но вместе в тем не разубедил хозяина в уверенности, что УАЗ прекрасный автомобиль за свои деньги. В первую очередь это не произошло благодаря отличной проходимости агрегата, из-за которой он и приобретался.

Да, внедорожные качества у автомобиля уникальные. Чего стоит вспашка снежной целины глубиной до полутора метров, которая дается машине так легко, будто она по ровному покрытию передвигается. И геометрическая проходимость на высоте, и тяговые возможности нельзя назвать ущербными. Но все эти свойства в нашем случае не задействованы и на десять процентов. За два года 519-й лишь единожды выбирался на соответствующий его качествам off road. Дело было нынешней осенью в Тальянах, куда хозяин выезжал за орехами. Тогда пришлось даже побеспокоиться за здоровье автомобиля, потому как и через глубокие броды перебирались, и по внушительному косогору карабкались. Ни разу УАЗик не заставил усомниться ни в своих способностях, ни в своей надежности. Даже на горной круче исправно питал двигатель бензином и создавал достаточное масляное давление в магистралях. А вот в нормальных условиях «козел» подводит и подводит часто. Дело даже не в том, что не справляется со своими обязанностями печка, всегда оставляющая боковые стекла заиндевевшими. Что не открываются как следует двери («эх, разобрался, в чем причина, за день сделать можно» — и это на практически новой машине). Что неудобно расположены органы управления. По сути со всем этим владелец на протяжении двух лет имел возможность смириться и давно смирился. Да и к другим неприятным нюансам относится философски. Дескать, все это мелочи, главное, что УАЗик не отказывает по-крупному. Однако мы рассмотрим нашего героя не с точки зрения поклонения ему, а наиболее трезво. Ведь как раз досадные мелочи бывают обидней всего, и удовольствие от эксплуатации они портят сильнее, нежели крупные поломки. Последних у «козла» пока не было, но обидная мелочь преследует его с самого момента покупки и, как мы говорили ранее, прогресс хронических болячек поражает своей неотвратимостью. Форум автомобилистов https://automania.ru приглашает пользователей для регистрации

Продолжает, продолжает УАЗ «радовать» владельца систематическим избавлением от своих технических жидкостей. Началось оно, как вы помните, с моторного масла. Сперва казалось, что смазывающая жидкость, которая, кстати, первые семь тысяч не менялась, вытекает из заднего сальника коленвала. Однако его инспекция подобного утверждения не подтвердила. Тем временем масло продолжает откуда-то сочиться — подтеки на полу гаража красноречивее некуда. За все время вытекло ни много ни мало более трех литров. Хорошо хоть, что пока не выгорает. Течет наряду с мотором редуктор заднего моста. На дилерской СТО сказали, что беспокоиться нечего, просто сапун грязью забился. Правда, на тот момент УАЗ еще и бездорожья-то не видел. Следом за ним стал обильно потеть картер переднего редуктора. Это еще не течь, но, похоже, ее преддверие. Благо коробка с раздаткой до сих пор остаются герметичными. Надолго ли?

Декор по-солдатски

При первой замене масел обнаружился достаточно интересный нюанс. Если в моторе, раздатке и переднем мосту смазка оказалась довольно-таки чистой и будто бы свежей, то в коробке передач и заднем редукторе она была чернее черного. Причем с отчетливыми металлическими включениями. Вполне предсказуемо и объяснимо, но почему только в этих узлах? Другие еще не обкатались? Но и этого хватило, чтобы УАЗ стал заметно легче на ходу. В самые первые тысячи его сдвигали с места только втроем, причем с таким напрягом и натугом, которые достойны лучшего применения. Разгон тогда давался куда труднее, а торможение много проще. По сути в то время УАЗику и тормоза-то были не нужны. Он и без них отлично замедлялся, стоило только газ сбросить. Вот такие были потери, такая притирка трущихся и вращающихся деталей. Никакая, словом. Сейчас «козел» уже не столь упрям. Ездит ловчее, и, пожалуй, это единственный положительный момент, появившийся за 11 тысяч км. Все остальные исключительно отрицательные. Вот, к примеру, светом дальним нельзя пользоваться. Как-то раз возвращался домой вечером, так еле до гаража дотянул. Оказывается, генератор на применение такой подсветки не рассчитан. Теперь только с ближним, который куда-то вниз пялится.

Аппетит у него большой

Рекомендованная производителем смазка некоторых подвижных частей вообще требует отдельного разговора. По книге ее надо выполнять раз в пять тысяч км, но на деле гораздо чаще, так как даже езда в дождь без форсирования глубоких луж способствует наполнению иных узлов водой. Порой забиваешь пресс-масленкой смазку в шкворни, а оттуда чуть ли не фонтан брызжет. То же самое карданным валом, наконечниками и т. д. Будто в воде их постоянно вымачивают. А этот гадский выжимной подшипник! Мало того, что на оборотах верещит благим матом и тоже в смазке нуждается, так еще и не дается для последней. У него во время первой такой процедуры отлетела масленка. Посадил ее на холодную сварку.

Эксплуатационные затраты  (руб.) на период с 1 октября 2002 года по 1 января 2004 года (пробег 5000 км)

Масло «Ангрол» (5 л)

60

Масло ТАД-17 (10 л)

Шина «Медведь» размерности 215/75 R15

1000

Бензин (1050л)

11550

Всего

12610

Удельные эксплуатационные расходы на 100 км пробега за отчетный период

 252

Удельные эксплуатационные расходы на 100 км пробега за весь период

195

Но меня, пожалуй, больше всего остального, того, что можно устранить собственными руками, убивает расход топлива. Зимой по городу он зашкаливает за 20 литров. Для небогатой семьи это ощутимый удар по бюджету. Тем не менее хозяин УАЗа и с этим смирился. Говорит, что машина мощная (военная, надежная), по-другому, выходит, нельзя. Лишь сетует иногда на то, что пара баков по 39 литров каждый, соединенных между собой магистралью, очень часто ведут себя непредсказуемо. Заполнишь один под пробку, второй почти пустым оставив, краник на той магистрали закроешь, а на утро бензина в обеих емкостях поровну. Прямо мистика какая-то. Однажды подобная особенность заставила около часа проторчать на обочине. Только вчера заправился, а машина не заводится. И так пробовал, и эдак — никакого толку. Причем непонятно, почему. Хотел уж было к самому верному способу прибегнуть — на галстук зацепиться. Но, наверное, от обреченности заглянул в оба бака. Оказалось, один, в который недавно бензин заливал, уже пустой стоит. За ночь топливо утекло в другой. Усугубляет такую уазовскую особенность и то, что датчик топлива давно вышел из строя. Теперь стрелка-то по шкале бегает, вот только показывает не реальный уровень, а непонятно что. Для его определения к лючку одного из баков привязан электрод, который владелец окунает в бак.

Толку от такой машины в городе, как от козла молока. Однако мы любим то, что внушаем себе. Хозяин этого «козла» давно и прочно убедил себя, что УАЗ надежная и неприхотливая машина, чья сумма преимуществ начисто перевешивает все имеющиеся недостатки. Подумаешь, в зеркалах ничего не видно, подумаешь, на одном из колес ни с того ни с сего грыжа размером с кулак вспухла, а дилер менять его отказался, сослался на поставщиков «резины». Главное, что ездит. К тому же техосмотр у автомобиля, так как он новый, следует проходить раз в два года. Тоже какое-никакое преимущество. Правда, опять придется мужику на CO «башлять», 11% угарного газа в выхлопе — это чересчур много.

Максим МАРКИН.
Фото автора
 

"Автомаркет+Спорт" №02 16.01.04

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог