К обману покупателя часто прибегали компании-однодневки и частные перегонщики. Обман чаще всего вскрывался после второй продажи автомобиля: большинство первых покупателей были осведомлены о том, что автомобиль не растаможен или имеет поддельные документы, и ставили и снимали его с учета при помощи взяток нужным людям в ГИБДД.
Зачастую такие автомобили ставили на учет в различных закрытых городках, на режимных территориях и т.д. «Пробить» поставленный через своих людей в ГИБДД автомобиль рядовым инспекторам не удавалось: при проверке по базам выводилась строка «ПОПИЗ», то есть информация по автомобилю предоставлялась только по письменному запросу. В 1990-е гг. по таким схемам ввозили достаточно дорогие авто – внедорожники Jeep Grand Cherokee, Mercedes-Benz G-класса, Toyota Land Cruiser, представительские Mercedes-Benz W140 и т.д.
Уже следующий покупатель обнаруживал, что автомобиль не прошел таможенную очистку, и поэтому машина становится вещдоком, регистрационные действия с которым запрещались. Ездить на автомобиле было нельзя – он просто стоял у владельца, который пытался доказать, что он – добросовестный покупатель.
В подобной ситуации оказался и житель Челябинска В. В. Костенко, который в 1998 г. приобрел автомобиль Toyota, ввезенный контрабандой. Вскоре преступная группа была привлечена к уголовной ответственности, а с одного из ее членов должны были взыскать сумму не уплаченных за автомобиль таможенных платежей. Однако последнее решение исполнено не было, а регистрация автомобиля В.В. Костенко была аннулирована, при этом таможня отказала в выдаче ПТС. После этого житель Челябинска, как добросовестный покупатель, обратился в Конституционный суд с требованием вынести соответствующее решение в его пользу.
Пленум Конституционного суда России вынес постановление о том, что действующие статьи Таможенного кодекса о невозможности эксплуатации автомобиля, который не растаможен, не должны являться препятствием для добросовестного приобретателя ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества.
Теперь собственник нерастаможенного автомобиля может зарегистрировать его в установленном порядке и эксплуатировать. А всю ответственность за неуплату таможенных платежей несет компания или частное лицо, которое ввезло автомобиль на территорию России с нарушением законодательства. Так что покупателям больше не придется опасаться конфискации автомобиля, даже если будет доказано, что попал он в страну контрабандным путем.