«Начальника светофоров уволить!» Такое категорическое требование выдвинул исполняющий обязанности мэра Иркутска Николай Хиценко на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (Николай Хиценко назначен первым заместителем председателя Правительства Иркутской области – вице губернатором). От занимаемой должности планируется освободить Николая Авдеева – начальника ГОССМЭП МВД РФ по Иркутской области, который вообще не пришел на эту комиссию по БДД. От предприятия, обслуживающего в городе светофорные объекты, также никого не было. На заседании в адрес ГОССМЭП старшим госинспектором ГИБДД Иркутска майором милиции Максимом Пицуком (он курирует дорожный надзор) было высказано множество претензий:
– Cуществующая деятельность АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением) не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности дорожного движения. Отсутствует оперативное реагирование при возникновении проблем в работе АСУДД. Примером может служить отключение электроэнергии в конце ноября на светофоре на пересечении улиц Баррикад – Фучика. Светофор на перекрестке не работал в течение 6 часов: никто кроме сотрудников АСУДД об этом не знал и не был поставлен в известность (информация зачастую просто не передается в дежурную часть батальона ГИБДД УВД).
Отсутствует реагирование на недостатки в работе и замечания, предъявляемые АСУДД сотрудниками ГИБДД. Не принимаются меры по исполнению законных предписаний, выданных на устранение выявленных замечаний. Начальник службы АСУДД снимает с себя ответственность за работу светофорных объектов в Иркутске, направляя инспекторов к начальнику ГОСССМЭП МВД РФ по Иркутской области Н.А. Авдееву.
Структура, численность сотрудников и режим работы предприятия (с 08.00 до 17.00 в рабочие дни) не позволяет проводить работы по оптимизации пропускной способности регулируемых перекрестков вечером и в выходные. Сотрудники предприятия часто не владеют обстановкой на обслуживаемых светофорах. Не могут назвать техническую неисправность, по которой регулярно происходят отключения светофоров. Примером может служить отключение светофора на пересечении улиц Депутатская – 30 Дивизии (причина неизвестна), либо – ул. Пискунова – К. Либкнехта (поясняют: возможно, из-за перепадов электроэнергии). Так, на указанном перекрестке в ноябре шесть раз производился ремонт субблоков на общую сумму 20610 руб. Если действительно светофор отключается от перепада электроэнергии, не проще ли поставить стабилизатор напряжения, стоимость которого значительно меньше. Меры по устранению недостатков не принимаются.
Для примера – работы по изменению режима светофора на пересечении улиц Лермонтова – Улан-Баторская с конца 2008 года: сначала была зима, и на морозе ломались провода. Затем пришла весна и затопило колодец. Потом все забыли про указанную проблему.
Со стороны руководства ГОССМЭП и АСУДД в частности, идут постоянные жалобы на отсутствие финансовых средств на тот или иной вид деятельности и отсутствие расходных материалов. Вместе с этим ежемесячно руководство АСУДД приносит ведомости на проведение работ по замене субблоков, помывке стекол, замене ламп и т.д. Для чего это делается и что на самом деле проводилось – неизвестно.
Последним примером может служить строительство светофорного объекта на правобережной развязке в районе улиц Коммунистической – 4 Советская. В работу ГОССМЭП был взят проект 2008 года, согласование с ГИБДД в проекте отсутствует. Существующая схема организации движения противоречит проектной. Видя эти разногласия, работники, тем не менее, выполнили работы, не поставив в известность об этом ни заказчика, ни генерального подрядчика. В результате в авральном режиме 10 декабря непосредственно перед открытием моста пришлось менять схему организации движения, что повлекло многочисленные жалобы жителей города.
Все это стало возможным ввиду отсутствия взаимодействия и взаимопонимания между ГОССМЭП и ГИБДД, а также между ГОССМЭП и Администрацией Иркутска. Руководители ГОССМЭП не идут на контакт с департаментом дорожного строительства Администрации Иркутска. Любая информация, любой запрос о деятельности ГОССМЭП и АСУДД в частности часто остаются без ответа. На вопрос начальника отдела дорожного надзора УГИБДД ГУВД по ИО о том, где находятся 12 комплектов детекторов интенсивности (средства, позволяющие светофору работать в интеллектуальном режиме), полученных для Иркутска по федеральной программе, ответ руководителем ГОССМЭП так и не дан. Отсутствие элементарной оргтехники в службе АСУДД (того же факса) вызывает определенные затруднения при передаче информации. Любой листок бумаги приходится отвозить нарочным.
Да и само понятие АСУДД – автоматизированное управление дорожным движением никак не соответствует «светофорной службе» Иркутска. В городе не существует автоматизированного управления дорожным движением. Проведенная реконструкция пульта не создала возможности иметь обратную связь со светофорами, изменять режим работы объектов в соответствии с существующей интенсивностью движения на текущий момент, не создан центр оперативного управления движением транспорта. Такие термины как «Зеленая волна», «Зеленая улица» не применимы ни к одной магистрали Иркутска.
Полностью отсутствует работа, связанная с такими понятиями как «передовое», «научное», «оценка», «анализ».
В филиале ГОССМЭП МВД РФ отсутствуют не только проекты на создание передового центра управления движения, но и планы и намерения его создания. Руководство филиала ГОССМЭП по Иркутской области в конечном итоге должно понять, что его деятельность в соответствии с п. 2.2. «Положения о филиале» осуществляется на базе оснащения города техническими средствами регулирования и на средства, выделяемые Администрацией г. Иркутска.
Таким образом, деятельность Иркутского филиала ГОССМЭП должна соответствовать предъявляемым и оплачиваемым требованиям заказчика, а руководство филиала должно уже понять, что он существует в основном благодаря финансированию работ Администрацией г. Иркутска.